Обучение детей правилам дорожного движения
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Обучение детей правилам дорожного движения

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Научные работы
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
11.01.2017
Цель программы Теоретическая и практическая подготовка детей к высшим ступеням техни-ческого творчества с использованием личностно-ориентированных методов воспитания-обучения и реализации личностного потенциала ребенка в процессе занятий. Задачи Обучающие: расширять и углублять знания об известных материалах, простейших инструментах, учить пользоваться шаблонами, соединять детали. Учить выполнять правила рабочего человека и правила техники безопасности. Развивающие: развить познавательную активность, способствовать формированию восприятия пространственных отношений, образного мышления, умение запоминать, воспроизводить форму и конструкцию несложных предметов. Воспитательные: воспитать трудолюбие, организованность, самостоятельность, умение работать в коллективе, готовность выполнять работу, нужную для коллектива.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Публикация является частью публикации:
Методическая разработка Зимняков.docx
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ                                         Обучение детей                              правилам дорожного движения   ( для  учителей начальных классов, классных руководителей,  воспитателей детских дошкольных учреждений,  родителей) Правила дорожного движения (ПДД) — совокупность норм, которые регламентируют обязанности всех участников дорожного движения и устанавливают технические требования к транспортным средствам в целях создания условий для безопасной езды. В   методическом   пособии   рассказывается   о   том,   как   уберечь детей от несчастных случаев на улицах и дорогах.      Рекомендовано   для   дошкольных учреждений,школ­интернатов,          учителей,        родителей.   воспитателей   детских Пособие составил  Кандидат педагогических наук                                                       Зимняков Сергей Геннадьевич С О Д Е Р Ж А Н И Е 1.Цели и задачи. 2. Роль ПДД в обеспечении безопасности дорожного движения 3.Дорожно­транспортные происшествия и дети 4. Основные причины дорожно­транспортных происшествий с детьми: 5.О Обучение правилам дорожного движения в семье. .Oбучение детей Правилам дорожного движения  ­ Обучение ПДД в детском дошкольном учреждении ­ Обучение ПДД в школе 6.  Что     должен     знать     учитель,   препадающий   Правила дорожного движения 7.Список  литературы 1.Цель разработки – повышение эффективности профилактики детского  дорожно­транспортного травматизма посредством методического  обоснования и систематизации деятельности образовательного учреждения. Задачи разработки: ­ повысить у учащихся уровень знаний по ПДД; ­ помочь учащимся усвоить требования разделов ПДД для пешеходов,  пассажиров и велосипедистов; ­ оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой  медицинской помощи; ­ развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно­транспортной  ситуации; ­ воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои  действия на дороге; ­ выработать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои  действия на дороге; ­ сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к  собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. 2. История Правил дорожного движения уходит корнями в глубокое прошлое. Первые попытки упорядочить перемещение по городским улицам были предприняты Гаем Юлием Цезарем, по распоряжению которого в 50-х годах до н.э. некоторые улицы Древнего Рима было сделаны односторонними. Движение транспортных средств было регламентировано на международном уровне Парижской конвенцией, которая была принята в 1909 году. В Советском Союзе Правила дорожного движения впервые были приняты в 1940 году; с того момента до настоящего времени ПДД СССР, а затем Российской Федерации неоднократно дополнялись, изменялись, совершенствовались, всякий раз приближаясь к современным реалиям. Роль ПДД в обеспечении безопасности дорожного движения сложно переоценить. Совершенно очевидно: если бы их не существовало, на дорогах царил бы полный хаос, а добраться из пункта А в пункт Б было бы крайне затруднительной, более того — небезопасной для жизни, задачей. 3. Любое дорожно-транспортное происшествие имеет причины, которые подразделяются на субъективные и объективные. К субъективным причинам ДТП относятся:  нарушение Правил дорожного движения;  нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Оставление места ДТП участником дорожного движения - отдельная категория нарушения, влекущего за собой административную либо уголовную ответственность. Объективными причинами являются:  недостатки в планировании улиц и любых других проезжих частей;  освещенность проезжей части в темное время суток;  состояние дорожного покрытия, различные средства регулирования и дорожные знаки, а также техническая исправность автотранспортных средств. Понимание водителем причин и условий ДТП, их анализ, определение степени и возможности влияния на механизм ДТП имеют большое значение для профилактики ДТП при условии, однако, что их связь с происшествием является реальной. Водителю важно знать те причины ДТП, которые способствовали его криминальному исходу, повлекшему наступление вредных последствий, за которые предусмотрено уголовное наказание. Если само дорожно-транспортное происшествие рассматривать как сложное явление, то можно сделать вывод, что каждому ДТП предшествует несколько различных и совокупных причин. Наиболее распространенные формализованные причины ДТП относятся к действиям водителей транспортных средств: превышение скорости в опасных условиях, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение дистанции, управление транспортом в состоянии опьянения и др. Среди причин, связанных с поведением водителя, присутствуют и такие, как его физические недостатки, сон за рулем, переутомление, недостаточная опытность и некоторые другие. Разнообразно значение причин и факторов, имеющих отношение к характеристике транспортных средств - неисправные тормоза, неисправное рулевое управление, неисправные или не отрегулированные фары и иные световые приборы, измененный протектор шин и др. Что касается причин и факторов, связанных с дорогой (дорожные условия и оборудование дорог), то они также многообразны и многопрофильны: несоответствие дорожного покрытия требованиям ГОСТа, несоблюдение безопасных продольного и поперечного профилей, выбоины, стертая разметка и т.д. Самой же главной причиной почти всех ДТП является нарушение Правил дорожного движения. Водителю необходимо знать смысл понятия «дорожное движение». Под дорожным движением понимается сложная социально- техническая система, включающая в себя пешеходов, водителей, пассажиров и транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам, что может иметь существенное практическое значение.  Не   секрет,  что увеличение   автомобильного   парка   повысило   возможность совершения   дорожно­транспортных   происшествий.   Зачастую   даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность   людей   на   улицах   приводят   к   тяжким последствиям,   стоят   жизни   им   самим,   водителю   и   прохожим, случайно оказавшимся поблизости Под колесами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди   жертв   дорожно­транспортных   происшествий   значительный процент   составляют   дети.   Достаточно,   например,   сказать,   что   в нашей   республике   за   последние   годы   число   детей   до   16­летнего возраста составляет 13­15% от общего количества пострадавших. Сегодня   нет,   наверное,   подростка,   который   бы   не   катался   на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Но ведь мало только держаться в седле   и   крутить   педали,   надо   в   совершенстве  знать   правила дорожного   движения.   Многие   дети   с   этим   не   считаются.   И   вот результат, далеко не утешительный: за последние годы, например, подростки­велосипедисты   составляют   17,1%   от   общего   числа пострадавших   на   дорогах.Было   проведено   специальное   изучение причин детского травматизма, в результате которого установлено, что   у   школьников   84%   всех   травм   приходится   на   время, проведенное   вне   школы,   из   них   90­92%   получено   детьми   в автодорожных   происшествиях.   Установлена   и   такая закономерность:   больше   всего   несчастных   случаев   с   детьми происходит   весной   и   летом. В   г.   Казани,   например,   май­август   – самые, в этом отношении, несчастливые месяцы. А самое опасное время – с 16 до 17 часов. За один только этот час летом происходит 13% всех несчастных случаев с детьми за сутки. Небесполезно знать и такие данные: в возрасте от 5 до 9 лет мальчики в 5 раз чаще получают   травмы,   чем   девочки,   а   в   возрасте   от   10   до   14   лет   – примерно в 3 раза. Все­таки мальчишки остаются мальчишками. Они больше, чем девочки, проводят времени на улице, а часто и на ее проезжей части: играют в футбол, бегают, гоняют на велосипедах. Резкое   движение,   неосторожный   толчок,   и   ребенок   оказался   под колесами… 4.  Основные причины дорожно­транспортных происшествий с детьми:   ­   незнание   детьми   правил   дорожного   движения,   безопасного поведения на проезжей части дороги, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.; ­ недисциплинированность или невнимательность детей на улице; ­ различные игры на тротуаре и на проезжей части дороги; ­ недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице; ­   нарушение   водителями   правил   дорожного   движения: превышениескорости в местах скопления детей – у школ, детских садов, детских площадок, парков, скверов и т.д. 5.Обучение детей Правилам дорожного движения  В школах детей знакомят с правилами дорожного движения, но,  как показывает анализ дорожно­транспортных происшествий,  немало несчастных случаев происходит потому, что дети не  выполняют элементарных правил безопасности движения пешехода.  Спрашиваешь, например, нарушителя: ­На красный сигнал светофора можно идти? ­Нет… ­А почему же ты перебегал улицу на красный свет? ­Да   я   не   посмотрел   на   светофор,   гляжу   –   машин   нет,   вот   и побежал… Подобные ответы от детей, подростков и даже взрослых  приходится, к сожалению, слышать часто. Именно недисциплинированность детей на улице приводит к  несчастным случаям. Ребячество, неправильное понимание  геройства, игры вблизи дороги – все это чревато печальными  последствиями. Вот пример происшествия на дороге по вине детей. Группа ребятишек каталась на фанерных листах, спускаясь с  обледенелой насыпи на дорогу. Восьмилетний Сережа, скатившись  вниз, попал под колеса грузовика и получил перелом позвоночника.  Разбирали это происшествие особенно тщательно. Было  установлено, что водитель вел грузовик мимо насыпи очень  медленно, со скоростью 14 км/час. Чтобы предупредить детей об  опасности, он подавал звуковые и световые сигналы. Ребята,  которые были на дороге, разбежались. Водитель правил движения не нарушал, принял меры предосторожности. Сережа решил показать  ребятам свою смелость и неожиданно для всех покатился вниз… Несчастные случаи, как видим, происходят не только потому, что  дети сознательно нарушают правила дорожного движения, но и в  силу легкой отвлекаемости. Что­то заинтересовало на улице,  увидели знакомого, окликнул друг – и сразу забыли, где находятся,  не замечают ни сигналов светофора, ни указателей, ни дорожных  знаков, ни мчавшихся на больших скоростях автомобилей. Дети еще не умеют определять реальность опасности и время, необходимое  для безопасного перехода улицы. Они часто переоценивают свои  возможности (это ведь так понятно!): себя они считают и более  быстрыми, и более ловкими, и более смелыми, чем есть на самом  деле. К сожалению, немало несчастных случаев с детьми происходят по  вине водителей автомобилей и таких водителей­нарушителей строго наказывают. Но вот дети, по вине которых произошло дорожно­ транспортное происшествие, часто остаются безнаказанными. Да и  можно ли наказывать ребенка, если виновен прежде всего взрослый.  Да, взрослый: отец, мать, бабушка, дедушка, воспитатель, учитель –  все те, кто отвечают за ребенка. Это они не приучили детей  неукоснительно соблюдать правила поведения на улицах и дорогах,  не воспитали дисциплинированность, осторожность,  осмотрительность.    Но чему могут научить детей те родители, которые вместе с детьми перебегают улицу в неположенном месте. Понимают ли они, какой  опасности подвергают жизнь ребенка, свою жизнь, жизнь водителей,  пассажиров и пешеходов?.. Чаще всего – нет. Предупреждению несчастных случаев с детьми на улицах наших  городов и населенных пунктов, автомобильных дорогах должно  уделяться самое серьезное внимание и в семье, и в школе, и в  дошкольных учреждениях, и на предприятиях, и в государственных  и общественных организациях.Обучение детей правилам дорожного  движения должно проходить интересно, увлекательно, в игровой  форме, чтобы ребята как можно лучше усваивали все параграфы  правил.  Главное – внушить детям необходимость выполнения правил,  воспитать в них потребность быть на улице особенно  дисциплинированными и внимательными.  Обучение детей правилам дорожного движения должно начинаться с  дошкольного возраста и продолжаться практически всю жизнь, так как  меняется время и меняются правила, а чтобы быть в курсе всех  изменений ,нужно следить и быть в курсе последних новостей… Вот рекомендации по правилам дорожного движения для детей­ При выходе из дома. Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности. При движении по тротуару.  Придерживайтесь правой стороны.  Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.  Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.  Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.  Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару. Готовясь перейти дорогу  Остановитесь, осмотрите проезжую часть.  Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.  Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.  Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.  Не стойте с ребенком на краю тротуара.  Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.  Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. При переходе проезжей части  Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.  Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.  Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.  Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.  Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.  Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.  Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.  При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.  Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка. При посадке и высадке из транспорта  Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.  Подходите для посадки к двери только после полной остановки.  Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).  Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу). При ожидании транспорта  Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине. Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах  Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.  Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.  Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.  Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.  Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.  Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.  Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.  Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».  Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.  Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.  Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.  Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.   В век автомобилей и высоких скоростей детям необходимы  знания правил дорожного движения, поведения пешехода на  улицах и дорогах. Обучение детей этим правилам – важное  воспитательное мероприятие, прививающее им  дисциплинированность, осторожность, а когда необходимо, и  находчивость.   Совершенно очевидно: чем раньше дети получают сведения о  том, как должен вести себя пешеход на улице и дороге, тем  меньше станет несчастных случаев от дорожных происшествий.   Начинать знакомство детей с правилами поведения пешехода  на улице и дороге следует с того момента, как ребенок  самостоятельно сделает первые шаги, ибо с этого момента он  уже пешеход!   Взрослые должны сообщить ребенку необходимые сведения о  правилах дорожного движения, поведения пешеходов,  закрепить навыки правильного поведения на улице и дороге. Обучение не должно быть навязчивым, утомительным. Правила лучше усваиваются детьми постепенно: сначала элементарные  – в семье, в детском саду, а затем более углубленные – в  школе. Хочется, чтобы каждый родитель, воспитатель, учитель  поняли, что обучение детей правилам дорожного движения и  поведения пешехода на улице и дороге не только позволит  получить им необходимые знания, но разовьет у детей чувство  ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, самообладание, умение быстро и правильно оценивать обстановку, расстояние до  приближающегося транспорта, скорость движения автомобиля. Обучение правилам дорожного движения в семье. К сожалению, семья часто недооценивает значение такого  воспитания, пренебрегает необходимостью ознакомления  ребенка с правилами поведения на улице. Бывают ли в семье  специальные беседы, когда папа или мама экзаменуют своих  детей по правилам поведения пешехода на улице, по правилам  дорожного движения?.. Ведь иногда даже отличнику по этому  «предмету» нельзя «натянуть тройку». Переход перекрестка  для него ребус, дорожный знак непонятен. Вспомним замечательные слова А.С. Макаренко: «Не  думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете  ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни,  даже тогда, когда вас нет дома…» Личный пример родителей. Часто говорят и пишут о его необходимости в воспитании.  Надо ли говорить, как копируют дети поведение матери или  отца на улице! Однако родители далеко не всегда подают  ребенку пример в соблюдении правил безопасного перехода  улиц и перекрестков, посадки в автобус, троллейбус,  трамвай.Нарушая правила дорожного движения, родители как  бы негласно разрешают нарушать их своим детям. Мать и сын шли утром по улице. Проводив мальчика до школы, мать увидела, что к остановке приближается ее автобус. И  хотя в этом месте улицы перехода не было, мать побежала на  противоположную сторону, чтобы успеть на автобус. Все это  видел сын. И вот спустя несколько дней он повторил поступок  матери: побежал на противоположную сторону улицы и был  сбит легковым автомобилем. Необдуманностью своего  поведения мать как бы подтолкнула сына к несчастью. Знакомить ребенка с правилами дорожного движения следует  постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий  момент на улице, во дворе, на загородной дороге. Гуляя с малышом, обязательно вслух комментируйте все, что  происходит на дорогах с транспортом, пешеходами. Например, объясните, почему сейчас вам нельзя перейти улицу, какие на  этот случай существуют правила для пешеходов и водителей,  укажите на нарушителей, сказав, что они поступают нехорошо,  рискуют попасть под машину. Дома тоже найдите время, чтобы вернуться к разговору о правилах дорожного движения. Детям  интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть видео­,  диафильмы на эту тему. Прочтите малышам стихотворения «Про одного мальчика» С.  Михалкова, «Мяч» С. Маршака, «Для пешеходов» В.  Тимофеева, «Азбука безопасности»др. Дети любят играть. Играя, они познают окружающий мир,  усваивают многие правила поведения. Обучать ребенка  дорожной грамоте также можно в игре, принимая в ней самое  активное участие. Для этой цели можно использовать и настольные игры. Купите  детям игрушечные автомобили, трамвайчики, автобусы,  троллейбусы, светофоры, фигурки пешеходов и  регулировщика и т.д. и организуйте игру, обозначив улицы,  перекрестки, тротуары, трамвайные и троллейбусные  остановки. Сюжеты игр можно придумать самому – их  подскажут правила дорожного движения.    Вместе с детьми можно слушать и смотреть специальные  выпуски телевизионных и радиопередач по безопасности  движения. Хорошо, если взрослые станут не просто  слушателями и зрителями, но примут живое участие в  обсуждении с детьми услышанного или увиденного,  постараются ответить на все детские «почему?». Если дети ходят в детский сад или учатся в школе, родители  должны расспросить ребенка, что рассказывали воспитатели и  учителя о поведении на улице, о правилах дорожного движения. Следует поддерживать и развивать интерес детей к  этим вопросам. Отец, мать и другие взрослые члены семьи – активные  помощники педагогов в формировании у детей навыков  безопасного поведения на улице города, поселка, на  загородной дороге. Было бы грубой ошибкой целиком  переложить всю ответственность за изучение и усвоение  правил поведения пешехода только на воспитателя, учителя  или сотрудника дорожной полиции. Успешных результатов в обучении и воспитании  дисциплинированных пешеходов можно добиться лишь в том  случае, когда существует крепкая взаимосвязь семьи,  дошкольного учреждения и школы и все действия их  целенаправленны. Обучение ПДД в детском дошкольном учреждении Цель: Сохранить   жизнь   и   здоровье   детей,   способствовать формированию   осознанного   поведения   в   дорожно­ транспортных ситуациях. Задачи для воспитателей: 1. Помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению   и   закреплению   знаний   о   правилах   дорожного движения. 2. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения. 3.   Укрепить   материально­техническую   базу   для   работы   по данному направлению. 4. Выработать систему воспитательно­образовательной работы. Задачи для детей старшего дошкольного возраста: 1.   Уточнять   и   расширять   представления   о   транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части. 2.   Познакомить   с   правилами   езды   на   велосипеде,   с   информационно­ запрещающими, предупреждающими, указательными знаками и знаками сервиса.   3. Закреплять навыки поведения в общественном транспорте. 4. Расширять знания о городском транспорте. 5. Продолжать знакомить с дорожными знаками. 6. Познакомить с правилами поведения на железной дороге. 7.   Совершенствовать   культуру   поведения   детей   на   улице   и   в транспорте. Содержание уголка безопасности дорожного движения  В  первой   младшей   группе  дети   знакомятся   с   грузовыми   и   легковыми транспортными   средствами: автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоит машины. Обучаются различать красный и зеленый цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:  набор транспортных средств;  иллюстрации с изображением транспортных средств;  кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора;  атрибуты к сюжетно­ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки   разных   видов   машин,   нагрудные   знаки,   жилеты   с изображением того или иного вида транспорта);   дидактические   игры   «Собери   машину»   (из   4­х   частей),   «Поставь машину в гараж», «Светофор». Во  второй младшей группе  дети продолжают работу по   распознаванию   транспортных   средств,   знакомятся   с правилами   поведения   в   общественном   транспорте, закрепляют   умения   различать   красный,   желтый,   зеленый цвета,   знакомятся   с   понятиями   «тротуар»   и   «проезжая часть».   Поэтому,   к   предметам,   имеющимся   в   уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:   картинки  для игры на классификацию  видов транспорта  «На чем едут пассажиры». «Найди такую же картинку»;  простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;  макет транспортного светофора. Для   ребят  средней   группы  новым   будет   разговор   о пешеходном   переходе   и   его   назначении,   правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4­5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение,   для   водителей   в   это   время   горит   красный   – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для   пешеходов   вспыхивает   красный   сигнал.   В   уголке безопасности   дорожного   движения   обязательно   должен быть:  макет светофора с переключающимися сигналами;  дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;  на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход. В  старшей   группе  ребята   узнают   о   дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство   с   такими   большими   и   сложными   темами,   как «Перекресток»,   «Дорожные   знаки».   Следовательно,   в уголке   безопасности   дорожного   движения   должны появиться:  макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными   предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу; набор   дорожных   знаков:   информационно­указательные   – «Пешеходный   переход»,   «Подземный   пешеходный   переход», «Место   остановки   автобуса»,   предупреждающие   знаки   –   «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;   дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица». Кроме   того,   детей   старшей   группы   знакомят   с   работой регулировщика.   Значит   должны   быть   схемы   жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка. ребята   встречаются   с проблемными   ситуациями   на   дорогах,   знания   детей   о   ПДД   уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется: В  подготовительной   группе    собирается   картотека   «опасных   ситуаций»   (для   их   показа   можно   сделать импровизированный телевизор);  организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД. Использование различных форм, методов и средств ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице Знакомить  детей  дошкольного  возраста  с  ПДД, можно  через все виды деятельности. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по   развитию   экологических   представлений,   по   развитию элементарных математических представлений. На   занятиях   по   развитию   элементарных   математических представлений мы создаём условия для освоения правил уличного с дифференцированием   пространственных  направлений,   учим детей   пользоваться   планами,   моделями. Активизируем интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются   реальные   –   игровые   и   бытовые   –   ситуации, создаём условия для их решения.   схемами, На занятиях по развитию речи используем различные методы и приёмы по знакомству детей с правилами безопасного поведения. Кроме того, знакомим с основными видами и характеристиками движения   направление,   траектория,   путь,   скорость,   причины   и способами   их   измерения.   Для   этого   совместно   с   детьми   мы анализируем движения игрушек на колесах и без колёс, движения предметов   по   разным   поверхностям.   На   этой   основе   вводятся правила безопасного поведения на дорогах, проводятся знакомство детей с ПДД. На   занятиях   по   изобразительной   деятельности   и конструированию проводим индивидуальные и коллективные работы по   темам:   «Наш   город»,   «Транспорт   на   улицах   города»,   «Наш любимый детский сад», «Путь домой» и т.д. в детском саду проходят выставки: «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй пешеход», « Транспорт»   и   т.д.   интересную   работу   дети   проводят   с   книжками раскрасками, где развивают любознательность и исследовательскую работу   основанную   на   создании   спектра   возможностей   для моделирования   с  различным   материалом.   Конструируют   различные улицы из картона, тем самым закрепляют полученные знания о ПДД. Большое   значение   для   закрепления   знаний   имеет   экскурсия. Целью   экскурсии   может   быть   как   ознакомление   детей   с   улицей, перекрестком, дорожными знаками и т.д. Беседа   такая   форма   работы   проводится   с   детьми   как индивидуально, так и с группой детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер. Тематический словарь для детей старшего дошкольного возраста Улица:  автодорога,   автомагистраль,   шоссе,   проезжая   часть, мостовая,   обочина,   тротуар,   пешеходная   дорожка,   пешеход, пассажир,   водитель,   шофер,   пешеходный   переход,   светофор, милиционер­регулировщик, жезл, перекресток, железная дорога. Транспорт:  грузовой   транспорт,   пассажирский   транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль,   грузовая   машина,   грузовик,   самосвал,   бульдозер, бетономешалка,   экскаватор,   снегоуборочная   машина,   трактор, цистерна,   «скорая   помощь»,   пожарная   машина,   ветеринарная помощь,   машина   ДПС,   милиция,   маячок,   звуковой   сигнал,   сирена, кузов   автомобиля,   прицеп,   капот,   фара,   тормоз,   двигатель автомобиля, трос. Дорожные знаки:  железнодорожный переезд без шлагбаума, пешеходный   переход,   дети,   пункт   питания,   движение   запрещено, остановка   автобуса,   остановка   троллейбуса,   опасные   повороты, поворот (направо, налево), одностороннее движение, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС, объезд.    Обучение правилам дорожного движения в семье.       К сожалению, семья часто недооценивает значение такого воспитания, пренебрегает необходимостью ознакомления ребенка с правилами поведения на улице. Бывают ли в семье специальные беседы, когда папа или мама экзаменуют своих детей по правилам поведения пешехода на улице, по правилам дорожного движения?.. Ведь иногда даже отличнику по этому «предмету» нельзя «натянуть тройку». Переход перекрестка для него ребус, дорожный знак непонятен.     Вспомним замечательные слова А.С. Макаренко: «Не  думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,  когда с ним разговариваете, или поучаете его, или  приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома…»      Личный пример родителей.    Часто говорят и пишут о его необходимости в воспитании.  Надо ли говорить, как копируют дети поведение матери или  отца на улице! Однако родители далеко не всегда подают  ребенку пример в соблюдении правил безопасного перехода  улиц и перекрестков, посадки в автобус, троллейбус, трамвай.     Нарушая правила дорожного движения, родители как бы  негласно разрешают нарушать их своим детям.     Мать и сын шли утром по улице. Проводив мальчика до  школы, мать увидела, что к остановке приближается ее  автобус. И хотя в этом месте улицы перехода не было, мать  побежала на противоположную сторону, чтобы успеть на  автобус. Все это видел сын. И вот спустя несколько дней он  повторил поступок матери: побежал на противоположную  сторону улицы и был сбит легковым автомобилем.  Необдуманностью своего поведения мать как бы подтолкнула  сына к несчастью.     Знакомить ребенка с правилами дорожного движения следует  постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий  момент на улице, во дворе, на загородной дороге.     Гуляя с малышом, обязательно вслух комментируйте все, что  происходит на дорогах с транспортом, пешеходами.  Например, объясните, почему сейчас вам нельзя перейти  улицу, какие на этот случай существуют правила для  пешеходов и водителей, укажите на нарушителей, сказав, что  они поступают нехорошо, рискуют попасть под машину. Дома  тоже найдите время, чтобы вернуться к разговору о правилах  дорожного движения. Детям интересно послушать стихи,  рассказы, посмотреть видео­, диафильмы на эту тему.     Прочтите малышам стихотворения «Про одного мальчика» С.  Михалкова, «Мяч» С. Маршака, «Для пешеходов» В.  Тимофеева, «Азбука безопасности» О. Бедарева и др.  Дети любят играть. Играя, они познают окружающий мир,  усваивают многие правила поведения. Обучать ребенка  дорожной грамоте также можно в игре, принимая в ней самое  активное участие.     Для этой цели можно использовать и настольные игры. Купите детям игрушечные автомобили, трамвайчики, автобусы,  троллейбусы, светофоры, фигурки пешеходов и  регулировщика и т.д. и организуйте игру, обозначив улицы,  перекрестки, тротуары, трамвайные и троллейбусные  остановки. Сюжеты игр можно придумать самому – их  подскажут правила дорожного движения.     Вместе с детьми можно слушать и смотреть специальные  выпуски телевизионных и радиопередач по безопасности  движения. Хорошо, если взрослые станут не просто  слушателями и зрителями, но примут живое участие в  обсуждении с детьми услышанного или увиденного,  постараются ответить на все детские «почему?».     Если дети ходят в детский сад или учатся в школе, родители  должны расспросить ребенка, что рассказывали воспитатели и учителя о поведении на улице, о правилах дорожного  движения. Следует поддерживать и развивать интерес детей к  этим вопросам.     Отец, мать и другие взрослые члены семьи – активные  помощники педагогов в формировании у детей навыков  безопасного поведения на улице города, поселка, на  загородной дороге. Было бы грубой ошибкой целиком  переложить всю ответственность за изучение и усвоение  правил поведения пешехода только на воспитателя, учителя  или сотрудника дорожной полиции.     Успешных результатов в обучении и воспитании  дисциплинированных пешеходов можно добиться лишь в том  случае, когда существует крепкая взаимосвязь семьи,  дошкольного учреждения и школы и все действия их  целенаправленны.     Обучение правилам дорожного движения  в детском дошкольном учреждении.        В детском саду дети усваивают самые необходимые для  пешеходов правила дорожного движения и элементарные  нормы поведения на улице.     Воспитатели детского сада беседуют с детьми о правилах  дорожного движения, учат правильно переходить улицу,  перекресток, различать сигналы светофора, жесты  регулировщика, световые указатели и дорожные знаки  («Пешеходный переход», «Дети», «Движение запрещено»,  «Пешеходная дорожка»), надписи («Стойте», «Идите») и т.д.     Обычно малыши легко запоминают правила, если «теория  поддерживается практикой»: после очередной беседы о правилах поведения на улице воспитатель организует с детьми игру или прогулку по улице  для закрепления полученных  знаний.    Главное – беседовать с детьми в доходчивой, интересной,  образной форме, не ограничиваться общими  предупреждениями:  Будьте осторожны на улице!  Берегитесь машин!.. Не идите на красный свет!..     Правильные слова, но до ребенка смысл их не всегда доходит,  так как слова эти слишком общие. Поэтому в беседе надо  использовать конкретные примеры, анализировать их, чтобы  ребенок понял, почему так, а не иначе обязан поступить  пешеход или водитель автомобиля.     Игра – наиболее доходчивая для детей форма усвоения знаний и приобретения необходимых навыков. Увлеченные  интересной игрой, сами того не замечая, дети усваивают  основные нормы безопасного поведения на улице или дороге.     Расскажем, как проводится игра «Пешеходы и водители».  Для того, чтобы детям было интересно, надо заранее  подготовить таблички, на которых изображены автомобили,  троллейбусы, фигурки людей, регулировщиков.  Перед началом игры малышей разбивают на группы: водители,  пешеходы, регулировщики. Раздают соответствующие  таблички. В комнате или во дворе на площадке условно  размечают перекресток и улицы, ведущие к нему. В центре  перекрестка встает регулировщик. Он дает сигнал, разрешая  движение или запрещая его. По команде воспитателя  «Пошли!» игра начинается.  При двух ошибках ребенок выбывает из игры. Это бывает  очень обидно, но зато в следующий раз мальчик или девочка  постараются более четко выполнять необходимые правила дорожного движения.     При обучении ПДД нельзя забывать и самых маленьких. С  ними можно провести игру с трехцветными палочками  (кружочками), целью которой является закрепление значений  сигналов светофора: красный – опасность, желтый –  предупреждение, зеленый – можно идти или ехать.     Игра проходит так. Дети выстраиваются в одну шеренгу.  Воспитательница поочередно поднимает палочки: красную  палочку – дети должны сделать шаг назад, зеленую – шаг  вперед, желтую палочку – все стоят на месте.      Для изучения правил дорожного движения используются и  настольные игры. Для детей они очень наглядны и  привлекательны.     Дети любят рисовать. Воспитатели могут, например, дать  задание изобразить мчащийся автомобиль, пешехода,  переходящего улицу, светофор. Затем все вместе разбирают  рисунки ребят.    С детьми можно разучить стихи и песни, темой которых также будет поведение на улице.  Обучение правилам дорожного  движения в школе     Школа поможет детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформирует у них уважение к  общему закону дорог и улиц, воспитает дисциплинированных  пешеходов, а возможно, и будущих водителей. С чего же должна начинать школа? Классному руководителю первоклассников необходимо  поинтересоваться, каким маршрутом ходит каждый его ученик в школу. Пересекает ли он улицу, перекрестки, площади? Не следует оставлять на усмотрение ребенка выбор маршрута  от дома до школы. В больших городах первоклассники, как и  дошкольники, нуждаются в провожатых. Однако не всегда  родители могут провожать ребят на занятия. Дети ходят в  школу самостоятельно. И далеко не безразлично, к какому  маршруту привыкнет ребенок. Учитель вместе с родителями и учеником обсуждают наиболее безопасный маршрут от дома  до школы. Иногда ребенку приходится разъяснять, почему  именно этот маршрут безопасен, убеждать его в  необходимости следовать только этим путем, и никаким  другим.     Маршрут ученика наносится на лист бумаги в виде схемы, где  помечены все улицы, переходы, перекрестки, наиболее  опасные места, светофоры, дом и школа. На обратной стороне  записывают наиболее важные правила для пешеходов.     Маршрут выбран. В первый день ученика нужно сопровождать, указывая на дорожные знаки, сигналы светофора, объясняя,  как переходить улицу, перекресток, как поступить, если поток автомобилей застал его на проезжей части (задержаться на  «островке безопасности», осевой линии, разделяющей потоки  движения транспорта; остановиться, но ни в коем случае не  бежать, не пятиться назад), как обходить автобус, троллейбус, трамвай и т.д.     Теперь родители и учитель спокойны – школьники знают свой  маршрут.     Формы обучения школьников правилам дорожного движения  очень разнообразны:  ­тематические занятия, проводимые сотрудниками дорожной  полиции и другими специалистами;  ­лекции для учащихся старших классов с демонстрацией  специальных кино­, видеофильмов, фотографий и т.д.;  ­ практические занятия с учащимися начальных классов на  учебных автоплощадках, экскурсии к перекресткам;  ­ конкурсы и соревнования на лучшее знание правил  дорожного движения и поведения пешеходов на улице.  Могут быть и иные формы, которые подсказывает школам  сама жизнь, условия города, поселка, той местности, где  расположена школа.  Во внеурочной деятельности по профилактике детского дорожно­ транспортного травматизма нужно руководствоваться принципами  познавательности, убедительности проводимых мероприятий.  Работа по изучению правил дорожного движения должна строиться  с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей. С целью достижения положительных результатов необходимо  проводить систематическую работу в данном направлении. С  учащимися­нарушителями ПДД следует организовать  профилактическую деятельность по разработанному плану.  Возможны и более активные привлечение отрядов юных  инспекторов движения к деятельности по пропаганде изучения  правил дорожного движения в классе и профилактике детского  дорожно­транспортного травматизма. Каждый учебный день должен оканчиваться минуткой безопасности. Причем, очень важно  не относиться к этому формально. Изучая правила дорожного движения, отрабатывая изученное, на  практике, учащиеся непременно должны осознавать важность  изучения и соблюдения правил дорожной безопасности. Они  должны твердо усвоить, что соблюдение правил дорожного  движения – необходимое условие сохранения жизни и здоровья как  самих обучающихся, так и окружающих их людей. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ УЧИТЕЛЬ, ПРЕПОДАЮЩИЙ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (Квалификационный минимум)   В   основу   обучения   детей   и   подростков   правилам   безопасного поведения на улицах и дорогах лежат следующие составляющие:       1. Знание собственно предмета «Правила дорожного движения» и понимание его нравственной сущности. 2.Педагогическое умение. 3.Знание методики преподавания Правил дорожного движения. 4.Знание   психофизиологических   и   возрастных   особенностей детей. УЧИТЕЛЬ, ПРЕПОДАЮЩИЙ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ должен знать I. Анализ состояния детского дорожно­транспортного  травматизма.   1.Основные   причины   нарушения   Правил   дорожного   движения детьми. 2.Типичные  ошибки детей на дороге, наиболее распространенные случаи нарушения Правил дорожного движения детьми. 3.Основные места и время дорожно­транспортных происшествий с детьми. 4.Особенности   дорожной   обстановки   в   зависимости   от   времени года и суток.     II. Психофизиологические и возрастные особенности поведения  детей младшего школьного возраста на дороге.   1.Какие   физиологические   и   психические   качества   имеют первостепенное   значение   для   безопасного   передвижения   по дороге. 2.Факторы,   влияющие   на   психофизиологическое   состояние человека на дороге. 3.Наиболее   распространенные   ошибки   пешеходов,   связанные   с незнанием собственных возможностей. 4.Понятие «риск». 5.Психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на дороге. 6.Психофизиологические   различия   в   поведении   мальчиков   и девочек на дороге. 7.Особенности   поведения   детей   младшего,   среднего   и   старшего школьного возраста во дворах, на дорогах, за городом. 8.Наиболее   распространенные   ошибки   пешеходов,   связанные   с незнанием психологии водителей.     III. Методика преподавания правил дорожного движения.   1.Методы   работы   по   предупреждению   детского   дорожно­ транспортного травматизма. 2.Факторы, влияющие на результативность уроков по ПДД. 3.Методические приемы, используемые на уроках по ПДД. 4.Учебные и наглядные пособия, используемые на уроках по ПДД. 5.Ситуационные методы обучения. IV.   Правила   дорожного   движения  и   безопасное   поведение пешеходов        на улицах и дорогах. 1.Что   означают   термины   «пешеход»,   «водитель»,   «участник дорожного движения», «дорога», «проезжая часть», «тротуар», «перекресток»,   «регулировщик», «дорожно­транспортное происшествие» (ДТП).   «пешеходный   переход», 2.Правила поведения пешеходов на тротуаре. 3.Тормозной и остановочный путь. 4.Типы светофоров и их сигналы. 5.Сигналы   регулировщика,   разрешающие   и   запрещающие   переход проезжей части. 6.Правила   перехода   проезжей   части   на   регулируемых   и нерегулируемых пешеходных переходах и перекрестках. 7.Правила   перехода   проезжей   части   при   отсутствии   в   зоне видимости пешеходного перехода или перекрестка. 8.Правила   перехода   проезжей   части   при   наличии   подземного   и надземного пешеходного перехода. 9.Поведение пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами. 10.Обязанности   и   правила   поведения   пассажиров   при   посадке, проезде и высадке из транспорта общего пользования, легкового и грузового автомобилей. 11.Правила   пересечения   проезжей   части   после   выхода   из транспортных средств.  12.Правила движения пешеходов по загородной дороге. 13.Поведение пешеходов на железнодорожном переезде. 14.Действия   пассажиров   при   вынужденной   остановке транспортного средства на железнодорожном переезде. 15.Дорожные знаки, их значение. Группы дорожных знаков. 16.Знаки, регламентирующие движение пешеходов. 17.Дорожная разметка и ее назначение. 18.Возраст,  дающий   право  на  получение   удостоверения   водителя велосипеда, мопеда, мотоцикла. 19.Правила дорожного движения для велосипедистов. 20.Правила   дорожного   движения   для   водителей   мопедов, мотоциклов.     V. Путь в школу, дорожная обстановка в микрорайоне школы.   1.Случаи дорожно­транспортных происшествий с детьми в районе, городе. 2.Дорожные знаки в микрорайоне школы. 3.Наиболее опасные для пешеходов места в микрорайоне школы. 4.Наиболее безопасные пути подхода к школе. Выбор оптимального маршрута. От поведения пешехода на улице зависит его жизнь и здоровье.  Обучить детей правилам дорожной безопасности – актуальная  задача семьи, детского сада, школы и других общественных  организаций Рекомендуемая литература:  1. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением  Совета Министров Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090.  Введены в действие с 01.06. 1994г. с изменениями и дополнениями от 01.04.2005г. 2. Школьный кабинет по Правилам дорожного движения.  Информационный уголок по безопасности дорожного движения.  Методические рекомендации ЦБ «Автоград» Комитета по  образованию СПб и Управления ГИБДД ГУВД СПб и Лен. обл. –  2000г. 3. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В.  Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и  безопасности дорожного движения. – СПб, 2001г. 4. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В. О некоторых  ошибках в преподавании Правил дорожного движения. – СПб,  2001г. 5. Малов В.И. Я познаю мир. Автомобили/Детская энциклопедия.  М.:ООО «Издательство АСТ», 2002г. 6. Журнал «Внешкольник». ­ №4, 2002, №11, 2004 7. Бурьян В.М., Извекова Н.А. и др. Классные часы по Правилам  дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2004 8. Профилактика детского дорожно­транспортного травматизма:  Методическое пособие/Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.:  Издательский Дом Третий Рим, 2007.­56 с. 9. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего  школьника: Учебно­методическое пособие для  общеобразовательных учреждений и систем дополнительного  образования/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский  Дом Третий Рим, 2007.­80 с. 10. Федеральная целевая программа «Повышения безопасности  дорожного движения в 2006­2012 годах» – М.: Издательский Дом  Третий Рим, 2007.­32 с. 11. Уголовная и административная ответственность за нарушение правил дорожного движения («О внесении изменений в Кодекс РФ  об административных правонарушениях» от 7 мая 2009 г. №86­ФЗ.) 12. Безопасность в дорожно­транспортных ситуациях: 10­11 кл.:  пособие для учащихся / А.Л.Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов;  под ред. А.Т. Смирнова.­М.: Просвещение, 2008.­142с.   
скачать по прямой ссылке