ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕТРАДИЦИОННЫМ СПОСОБАМ АППЛИКАЦИИ

  • Работа в классе
  • docx
  • 30.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал рассчитан для работы с детьми с ОВЗ, в частности с умственной отсталостью. Данную информацию могут использовать как учителя начальных классов, работающие с данной группой учащихся, так и родители, воспитывающие детей с ОВЗ. В статье перечислены некоторые виды аппликации, предложены работы детей.
Иконка файла материала Документ Microsoft Word.docx
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕТРАДИЦИОННЫМ СПОСОБАМ АППЛИКАЦИИ Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ художественных работ. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, сцены охоты и повседневной жизни. С давних пор аппликацию используют для украшения народных костюмов, используя для этого красивые нитки, стеклярус ,бисер , жемчуг. Аппликация – это также способ создания орнаментов или художественных изображений путем наложения на бумагу, ткань и т.д. разнообразного материала. И сегодня учебно-воспитательный процесс в детском саду должен включать в себя эффективные нормы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное ,созданное веками мудростью и культурой народа. Аппликации доступны даже детям раннего возраста; создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребенку для создания изображения, а мозаику – нет. В младшем возрасте дети знакомятся с понятиями ритма, симметрии при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепленных частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах – сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана). В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Школьники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей ( слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ученик учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы. Поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности , которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например: бумага, солома, береста прикрепляются к фону различными клеями; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. ВИДЫ АППЛИКАЦИОННЫХ РАБОТ Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях дает бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание панно, поздравительных открыток, оформление самодельных книг, альбомов, украшение помещений, поделок и т.д. Данная классификация дает представление о богатстве изобразительно – выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности. Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской. Декоративная аппликация связана с понятие декоративности ( изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью ) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме ( геометрические, растительные т.д. ). Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора ) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция ). Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или два – три плана, их расположение относительнокрая листа, яркость, насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка. Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, «слитным» движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т.д.) Такая аппликация может стать элементом цветной аппликации, представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов, состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, выполняемые детьми, относятся к этому виду. Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения 4 предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей. В соответствии с различными типами симметрии различают: зеркальную (боковую) симметрическую аппликацию, передающую изображения предметов, обладающих при некотором упрощении симметричным строением (листья, деревья, насекомые, человек и т.д.); центрально-лучевую симметричную аппликацию, при которой равномерность распределения частей достигается их вращением относительно центра, когда отдельный элемент повторяется многократно по окружности. Ассиметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветовой аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов изготовления. Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества. Другой вариант использования геометрических форм – конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т.д.). Такое «плоскостное моделирование» из фигур разной или одинаковой формы несмотря на упрощение и стилизацию дает возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию. Возможно и использование геометрических фигур с негеометрическими, когда нужно передать особенности формы таких предметов, как мяч, шар, дом и т.п. Негеометрическая аппликация не накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества. Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом – вырезанием, она так же является базовой. Рваная аппликация выполняется из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости. Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой ее разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов. 5 Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема. Существуют различные варианты крепления деталей: элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости на два – три плана на согнутой по тиру открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности; элементы наклеиваются несколько помятыми из гофрированной или тисненной бумаги. Аппликация целыми силуэтами представляет собой наклеенные на фон не расчлененные на отдельные детали изображения предметов. Раздробленная на части аппликация состоит из изображений предметов, выполненных из отдельных деталей одного цвета или разных цветов. Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурно(кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Можно сделать с просветами или без них. Однослойная аппликация предполагает, что изображение предметов или их деталей наклеивается на фон без наложения друг на друга. АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАГИ Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений,( например: лист, гриб, дерево) Сюжетной, отображающей совокупность действий, ( например: «Новогодний праздник» ) Декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. - АППЛИКАЦИЯ ИЗ ТКАНИ Может быть предметной, сюжетной и декоративной. - АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ Состоит из засушенныхрастений, веточек, листьев, засушенных цветов, семян и т.д. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АППЛИКАЦИИ 1.Дети самостоятельно вырезают и наклеивают формы. 2. Основная задача – овладение разными приемами вырезания. 3. Учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое. 4. Знакомятся с приемом создания форм путем обрывания краев. Поэтому 1.Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни – овладение разнообразными приемами вырезания. 2.Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. 7 3.Знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры – пушистость снега, меха.