Обучение грамоте. Добуквенный период
Оценка 4.7

Обучение грамоте. Добуквенный период

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русский язык
1 кл—4 кл
29.03.2018
Обучение грамоте. Добуквенный период
В сборнике представлены разработки уроков добуквенного периода обучения грамоте, над которым работали кандидат пед.наук Зайцева Ольга Станиславовна и учитель начальных классов Мошкина Нина Геннадьевна. Уроки включают росчерки необходимые для снятия напряжения ребенка в первые дни обучения в школе. Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов. Цель данного пособия не сама разработка уроков, а применение росчерков на добуквенном обучении грамоте.
Сборник Обучение грамоте. Добуквенный период.docx
Управление народного образования Администрации  города Дубны Московской области                                                     Зайцева О.С. Мошкина Н.Г.                                              ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Добуквенны й период  1 класс 1 2018 Сборник методических рекомендаций «Обучение грамоте. Добуквенный период» В сборнике представлены разработки уроков добуквенного периода обучения грамоте,   над   которым   работали   кандидат   пед.наук   Зайцева   Ольга Станиславовна   и   учитель   начальных   классов   Мошкина   Нина   Геннадьевна. Уроки включают росчерки необходимые для снятия напряжения ребенка в первые   дни   обучения   в   школе.   Методические   рекомендации   адресованы учителям   начальных   классов.   Цель   данного   пособия   не   сама   разработка уроков, а  применение росчерков на добуквенном обучении грамоте. УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Администрации города Дубны Московской области 2 141980, г. Дубна, Московская область, ул. Мира, д.1. Тел./факс  8 (496) 214­02­50. e­mail: goruno  @   uni      ­  dubna    .  ru  ©Управление народного образования  Администрации города Дубны Московской Аннотация Период   обучения   грамоте,   является   важнейшим   этапом   в   развитии   личности ребенка,   когда   закладываются   основы   знаний   о   родном   языке,   формируются   главные речевые   умения   и   навыки   (чтение   и   письмо),   складывается   определенное   отношение   к русскому языку, родной речи и литературе.  Методические рекомендации «Обучение грамоте. Добуквенный период» представляют собой серию уроков, проводимых в подготовительный добукварный период.  Цель данных методических рекомендаций ­ оказание методической помощи педагогам ­практикам в добукварный период.   Особое внимание авторы уделяют выявлению начального уровня развитости устных форм   речи   у   каждого   ученика,   слушания,   говорения.   Предлагаются   самые   первые упражнения по формированию у детей практических представлений о речи, предложении, слове, звуках. Данные   рекомендации   составлены   к   букварю   Т.М.   Андриановой.  Представленные разработки уроков могут иметь практический интерес для учителей начальных классов, работающих в условиях реализации ФГОС.  3 Сведения об авторах:  Зайцева   Ольга   Станиславовна,   начальник   учебно   –   методического   отдела,   ЦРО, кандидат педагогических наук. Мошкина Нина Геннадьевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, школы №5, рабочий телефон 8(496) 216­67­67­68. Первые дни ребёнка в школе – особые дни. Самым важным является формирование у  каждого ребёнка положительного отношения к школе, к учебной деятельности. Особенно  трудными для маленького школьника является письмо. Поэтому цель уроков данного  периода заключается в создании психологических условий для успешной адаптации  первоклассников в ситуации школьного обучения. Для достижение цели мы предлагаем  на  каждом уроке использовать росчерки, которые у меленьких учеников вызывают  неизменный интерес. Росчерки можно обводить, штриховать, раскрашивать, дополнять  своими элементами. Кроме этого, эти росчерки являются хорошим материалом для  развития – к ним можно подобрать стихи (или сочинить самим), три­четыре предложения и  т.д. Такая работа не вызывает трудностей у детей, а пользу имеет огромную. Оглавление. Аннотация.                              с.3 Сведения об авторах.             с.4 Разработки уроков.                 с.5­23 Приложение.                            с.24 4 Урок 1 Тема: «Здравствуй, школа» Это урок, посвященный Дню знаний. Каждый учитель строит его сам, с учетом  школьных традиций и темы года. После тематического классного часа дети получают  учебники, рассматривают первую страничку «Букваря», учитель читает стихотворение с  этой страницы. Проводится небольшая беседа. ‒ Какое время года сейчас? ‒ Что происходит в природе? ‒ Рассмотрите картинку, что вы на ней видите? ‒  А какое событие произошло в вашей жизни? ‒  Как должны учиться дети в школе?  ‒ Почему всем надо учиться старательно?                                                                Урок 2. Тема: «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики!» На парте цветные карандаши или фломастеры, ручка, лист А­4, разделенный на 4 части. Учитель читает стихотворение В. Лунина «Сами и Само» Дети рассматривают картинки на с.4­5 Букваря. Беседа с учителем: ­ Как вы понимаете смысл стихотворения? ­ Кто читает сказки девочке? ­ Что надо делать, чтобы самому прочитать сказки для бабушки? Физкультминутка.      5 Тихо встали, потянулись. Подышали, улыбнулись.    Вправо, влево посмотрели                                                          И за парту тихо сели. ‒ Вы уже многое знаете и умеете. Напишите и нарисуйте на листке бумаги, что можете. ‒ В левом прямоугольнике напишите (как сможете) своё имя. Чуть пониже, в этом же  прямоугольнике напечатайте буквы, которые знаете. ‒ В правом верхнем прямоугольнике нарисуйте по клеточкам уточку. ‒ В левом нижнем прямоугольнике напишите все цифры, какие умеете. ‒ В правом нижнем прямоугольнике нарисуйте свою семью.  Раскрасьте рисунок. ‒ Молодцы! Вижу, что вы многое умеете, но нам предстоит многому научиться. У вас всё  получится, я в вас верю. Урок 3.                                 Тема: мы живем в России. Наш общий язык – русский. Ход урока 1. Постановка учебной задачи урока. Знакомство с «Букварем» ­ первой учебной книгой первоклассника. Чему ты научишься в школе? 2. Слово учителя. Поздравление детей с началом учебного года. Беседа: о стране, где мы живем, о символах нашего государства 4. Раскрашивание рисунка «Моя родная земля»  ‒ Что изображено на картинке?  ‒ Какие   карандаши   ты   используешь   для раскраски?  ‒ Какой   будет   твоя   картина?   Праздничной, радостной, солнечной. 5.Работа в Букваре. Рассказ учителя о бережном обращении с книгой.  Рассматривание картинок. Объяснение условных обозначений. 6. Физкультминутка. 6 7. Развитие связной речи.  Тема высказываний ­ «Дружба детей».  ‒ Есть ли у тебя друзья во дворе дома?  ‒ В других городах нашей страны?  Слушание стихотворения В. Викторова «Дружат дети всей Земли» («Спутник букваря»).  ‒ Беседа.  Развитие речи. Игра «Доскажи словечко». Учащиеся договаривают недостающие слова, а затем учитель просит поднять руку того, у кого этот предмет нарисован. Звучат стихотворения со словами «книжка», «пенал», «тетрадки», «карандаш».       Урок 4. 1. Постановка учебной задачи урока.  Как  сидеть   за  партой?  Как  выходить  к  доске?  Как  находить   рабочую  строку  в Ход урока прописях? 2. Беседа учителя с учащимися.  ‒ Знаете ли вы, как сидеть за партой? Покажите, как бесшумно выходить из­за парты к доске, как поднимать руку. ‒  «Ответить хочешь? Не шуми! А только руку подними».  ‒ Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки. 2. Слушание текста В.Берестова «Кто чему научится» из «Спутника букваря».  Ответы на вопросы:  Учитель   рассказывает,   что   в   школе   не   только   учат   читать   и   писать,   но   и   красиво   и правильно говорить, связно пересказывать сказки и рассказы, учат умению дружить и быть хорошим товарищем в коллективе. 4. Представление учебных принадлежностей. Работа по картинке: куда идут дети?  7 5. Физкультминутка. 6. Письмо. 1. Понятие рабочей и нерабочей строки в прописях  2. Рисование волнистых линий, карандашей. 3. Рисование учебных принадлежностей в игре «Подумай и ответь». Что взять в школу? А где мы всё это носим? (обводка и штриховка) 7. Развитие связной речи. Беседа: чему научат вас в школе? Расскажи. 2. Игра «Доскажи словечко».  8. Подведение итогов урока: 1)словарик   урока:   страна,   Российская   Федерации,   президент;   учебные   принадлежности; прописи, рабочая и нерабочая строка прописей; 2) какие учебные принадлежности нужно взять с собой в школу? Какая строка в прописях называется рабочей?  Урок 5. . Тема: Волшебный мир общения Ход урока 1 Постановка учебной задачи урока.  ‒ Что такое речь! О чем и как мы говорим?  ‒ Как и о чем говорят герои сказок? 2. Слово учителя. ‒ Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке?  Книжки, ручки и тетрадки. Общее представление о речи:  8 3. Развитие связной речи. Работа по картинкам (с. 9):  развитие диалогической речи: сюжетная картинка Расскажи, как люди могут приветствовать друг друга   Речь нам нужна для того, чтобы выразить все свои мысли и 1 2 чувства. 3 Как еще можно выразить свои мысли и чувства? 4 Можно ли по выражению лица узнать о настроении человека? Работа в парах – передай жестами «мне жарко», «мне холодно», «мне весело» 4. Физкультминутка. Поднимает руки класс — это раз. Завертелась голова — это два. Три — руками три хлопка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — на место тихо сесть. 5. Письмо. Письмо маленьких и больших наклонных палочек. 6. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: речь, слово, схема слова; 2) все, что мы  говорим и пишем, — это наша речь. Наша речь состоит из слов. Слово мы отмечаем  полосочкой. Это схема слова. Скоро прозвенит звонок. Собери портфель, дружок! Урок 6. Тема: как зарождалась речь. Доброе слово нашей речи. Проверка готовности к уроку: учебник, ручка, карандаш, ластик, линейка. Попробуйте соседу по парте рассказать только при помощи жестов и мимики о том, как провели вчерашний день Гораздо проще всё объяснить слова, при помощи речи. Но ведь древние люди не умели разговаривать. Как же они передавали информацию?  Учебник стр.10. Рассмотрите рисунки в первом столбике. Попробуйте рассказать, что за история изображена на них. 9 А теперь во 2­ом столбике. Какой способ передачи информации появляется? Это пиктограмма. Таким образом появилась письменная речь – передача информации с помощью рисунков. Такой   способ   был   очень   удобен   и   понятен   в   отличие   от   тех   способов,   которые первобытные люди использовали до этого. Например, североамериканские   индейцы   использовали   для   записи   и   передачи информации   такой  способ   как «вАмпумы» ­  шнуры   с  нанизанными   на  них  раковинами различного   цвета,   или   пояса,   сплетённые   из   таких   шнуров,   где   количество,   цвет   и расположение раковин имели определенное значение.  Другие   народы   использовали узелковое письмо – «кипу» Древние люди писали письмо разноцветными верёвочками. Нити с узелками называли «кипу».  Скажите,   чем   неудобны   такие способы передачи информации? Пиктограммы часто используются и в наши дни. Вы их видите каждый день. (показ либо слайдов, либо рисунков) Мультфильм о том, как зарождалась речь  9 мин.3 сек.  (http://www.youtube.com/watch? v=xyiFJZZupOg) Нарисовать с помощью пиктограмм короткую историю. Урок7 Тема: Устная и письменная речь 1.Организационный момент ‒ Дети, вам тепло? (Да!) ‒ В классе светло? (Да!) ‒ Прозвенел уже звонок? (Да!) 10 ‒ Уже закончился урок? (Нет!) ‒ Только начался урок? (Да!) ‒ Хотите учиться? (Да!) ‒ Значит, можно садиться! 2. Повторение изученного материала. ‒ У нас в гостях сегодня Буратино! Мы должны рассказать ему  то, что узнали на прошлом уроке и научить вместе с вами новым знаниям. ‒ Вспомните, как древние люди общались между собой (рассказы учеников). Организация мыслительной деятельности. 3. Постановка учебной задачи. ‒ Как вы понимаете фразы «устная речь» и «письменная речь»? ‒ Какие средства устного общения вы знаете? ‒ Сегодня   нам   предстоит   познакомиться   с   устной   и   письменной речью. Подготовка к восприятию нового.  4.Усвоение новых знаний и способов действий.  б) Беседа по рисунку на с.11 Обводим бабочку и штрихуем. Составим о ней рассказ. Какая это речь? в) Работа в парах. г) Беседа ‒ Какую речь сохраняют книги? Умение добывать знания и пользоваться ими.    Рефлексия этапа – прокомментировать свое решение 5.Физминутка Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покрутилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. 6. Работа с вариативной частью учебника. Составление рассказа по рисунку.  7. Работа в тетради (с.5, задание № 1.) ‒ Обведите рисунки, на которых люди пользуются речью. Организовать усвоение детьми изученного материала. Познавательные:   умение   структурировать   знания;   оценка   процесса   и   результатов деятельности. 11 8. Итог урока. Рефлексия. ‒ Что нового для себя вы узнали на уроке? ‒ Что произвело на вас особое впечатление? ‒ Считаете ли вы что изученный материал вам нужен?   Если   да   –   подарите   –   приклейте   зеленый   шарик   к   Буратино,   если   нет   –   красный.   Организовать оценивание собственной деятельности, фиксацию результатов.   Урок 8 Тема: «Знакомство с понятием предложение» 1.Организационный момент Прозвенел звонок, начинается урок. 2. Логопедическая зарядка: 3. Составление предложения по практическим действиям: ‒ Посмотрите вокруг. Назовите, что вы увидели. Много предметов увидели и назвали их СЛОВАМИ. Сегодня мы с вами будем составлять из слов предложения.  (Как вариант вызвать к доске ученика и составить о нем предложения, посчитать, сколько  слов в предложении и т.д.) 4. Знакомство с графической записью предложения: Работа с учебником на с. 12. 5.Физминутка. Вот свернулся ёж в клубок Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся. Ёжик встал и потянулся. Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики. Выше, выше, высоко. 12 Прыгать на носках легко. Вот мы встали, подышали, Урок дальше продолжали Обводилки. Обвести ежика, если хватит времени – штриховать. Письмо в прописи. 6. Составление предложений по картинкам букваря. 7. Итог урока ­ Чему мы научились? ­ Кто не совсем понял, как надо составлять предложения? Урок 8.  Тема: «Знаки препинания». «Букварь», с. 13 1. Организационный момент. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке: Книги, ручки и тетрадки? 2. Повторение изученного материала. Работа со схемой предложения. 3.Постановка учебной задачи ‒ Сегодня на уроке мы познакомимся со знаками, которые встречаются во всех книгах, — это знаки препинания. ‒  С точкой на конце предложения вы уже знакомы. 3.1. Путешествие по «маршрутному листу» (с. 6­7). ‒ Найдите флажок «Предложение. Знаки препинания». Знакомство со знаками препинания. ‒ Рассмотрите на с. 13 поезд и установите, на что он похож. (На схему предложения.) ‒ Найдите у себя и обведите вагончик. Заштрихуйте его. Придумайте короткое предложение. 13 ‒ 3.2. Тренировка в определении знака препинания.  ‒ Я буду произносить различные предложения с разной интонацией, а вы определите, какой знак должен обозначать эту интонацию на письме. (Дети слушают учителя и называют знаки препинания.) 4.Составление предложения по рисункам к  5.Физкультминутка 6.Работа с вариативной частью учебника. 1 Чтение стихотворения А. Дитриха. Беседа по содержанию стихотворения. 2 7.Работа в тетради (с. 6). 7.1. Обведение знаков препинания. ‒ Обратите внимание на разнообразие знаков. Это могут быть цифры, буквы, стрелки, знаки препинания. Вам нужно обвести знаки препинания. 8.Работа со схемами предложений. 9.Работа   стихотворением   «Все со     в   мире   имеет   названия» 10. Разведение понятий «предмет» и «слово» ‒ Я   приглашаю   выйти   к   доске   двух   учеников.   Одному   ученику   вручаю   предмет   ­ карандаш, а для другого ученика пишу название этого предмета на доске. ­ Что первый ученик может сделать с предметом ­ Что второй ученик может сделать со своим «карандашом»?  ­ 11.Введение понятия «звуковая схема слова» 12. Определение количества звуков в слове .13.Физкультминутка 14.Работа с вариативной частью букваря 15. Работа в тетради (с. 7). 16.Итог урока. ‒ Что нового для себя вы сегодня узнали? ‒ В чем испытывали затруднения? (Ответы детей.) 14 ‒ Упражнение «Укрась торт»: ‒ Я доволен своей работой на уроке ­ красный цвет. ‒ Я хорошо работал, но умею еще лучше ­ зеленый. ‒ Работа не получилась, недоволен собой ­ синий цвет. Урок 9 Тема: «Предмет и слово» Ход урока 1. Постановка учебной задачи урока.  Что такое слово! Что может делать слово? 2. Слово учителя. Есть у нас девиз такой: Все, что нужно, под рукой: Книжки, ручка и тетрадки ­ Все у нас лежит в порядке. ‒ Вспомните, о чем говорили на прошлом уроке? ‒ Каким бывает слово ‒ Пусть   в   вашей   речи   всегда   будут   добрые   и   вежливые   слова.   «Доброе   слово   сказать   ­ посошок в руки дать», ­ говорит мудрая народная пословица. 3.Развитие речи. «В осеннем лесу».  Обводка белки. 4. Физкультминутка. Повторяем текст физкультминутки предыдущего урока. 5. Письмо: Письмо элементов букв ­ прямые линии (короткие и длинные с закруглением  внизу и вверху). 6. Развитие речи. Работа по картинкам к сказке «Курочка Ряба». Слушание сказки.  Ответы на вопросы по ее содержанию   Раскрасить петуха. 7. Подведение итогов урока:  15 1) словарик урока: слово, схема слова, слово называет, слово утешает;  2) слово называет предмет;  3) слово можно обозначить полосочкой. Урок 9. Тема: 1. Организационный момент. ‒ В школе прозвенел звонок, начинаем наш урок! ‒ Ребята, кто из вас готов отправится в путешествие за новыми знаниями?  Садитесь. Проверь­ка, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, азбука, тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? ‒ Вы ребята не зевайте и скорее отвечайте, на какие две группы делятся звуки? (гласные и  согласные) 16 ‒ Чем отличаются гласные от согласных? (гласные состоят из голоса, согласные состоят из  голоса и шума) 2. Актуализация знаний. Дыхательная гимнастика (ученики произносят все гласные звуки). Таблица с гласными звуками вывешивается на доску. 3. Физкультминутка! ‒ Встали! Отправляемся на поиски новых знаний по лесной дорожке. ‒ Вот мы с вами входим в лес. (повороты головы налево, направо) ‒ Сколько здесь вокруг чудес! (повороты туловища налево, направо) ‒ Руки выше поднимаем, а потом их опускаем. ‒ Вдруг мы видим… (по щелчку появляется птенчик) ‒ У куста выпал птенчик из гнезда (приседаем) ‒ Тихо птенчика берем и в гнездо его кладем (поднимаемся на носочки, чтобы достать до  гнезда) ‒ Чтобы продолжить наше путешествие, нужно правильно, громко прочитать слоги по  строчкам. 1 ряд читает первую строчку. 2 ряд читает вторую строчку. 3 ряд читает третью строчку. А вместе читаем четвертую строчку. .  Постановка цели и задач урока. ­А теперь глазки будут отдыхать… Глазки прикрыли, ручки сложили. Головки опустили, ротик закрыли. И затихли на минутку, чтоб не слышать даже шутку. ‒ ? В зоопарке ‒ И вот мы на территории зоопарка. ‒ Давайте познакомимся с правилами поведения в зоопарке? ‒ Прочитаем правила. Дети по очереди читают правила. ‒ Возьмите карандаши и обведите зебру . 17 Расскажите, что вы о ней знаете. ‒ На каждой парте лежит листочек с заданием. ‒ Но листочек один, а вас двое, как вы будете работать? (работать в паре) ‒ Давайте вспомним правила дружной работы. (ребята читают правила работы в паре) 4.Итог урока ‒ Наш урок закончился. ‒ О чем мы сегодня говорили на занятии? Урок 10 Тема: Слово делится на слоги. Ударение Цель урока: дать представления о слоге, ударном и безударном слоге. 1 Постановка учебной задачи урока.  Что такое слог! Что такое ударный слог! Ход урока 2 Слово учителя: ‒ Сегодня у нас на уроке будут присутствовать дикие и домашние животные (показывает картинки на доске). Рассмотрим картинки. Кто же к нам пришел? Распределим животных по месту проживания: кто живет во дворе, а кто в лесу? (Учащиеся распределяют картинки в два столбика.) Рыжая плутовка всю деревню обошла, всех кур собрала. Кто это? Где она живет? (Лиса. Она живет в лесу.) 3. Общее представление о слоге. Слушание слов: деление слов на слоги.  4. Упражнения в нахождении ударного слога в слове. Игра «Позови слово»: выдели ударный слог. Произнеси слово так, чтобы мы услышали, как «позвали слово». Используются картинки для рисования: назови нарисованный предмет,  раздели слово на слоги (с. 14): лист, ба­бо­чка, гриб, ар­буз, лан­ды­ши. 5. Физкультминутка. 18 Повторяем текст физкультминутки предыдущего урока. Весь Антошка ­ Шляпка да ножка. Дождь пойдёт ­ Он подрастёт. 6. Письмо. Письмо элементов буквы г 7. Развитие связной речи. Создание ситуации. Однажды жители леса (или жители двора) собрались переезжать в  другой лес (другой двор). Но кто с кем поедет? Найди слоговые схемы к словам,  обозначающим животных. Кто поедет в первом вагоне? (Кот) Во втором? (Ли­са, ко­за, зай­ ка, мед­ведь, дя­тел) В третьем? (Собака, со­ро­ка, во­ро­на) Соедини рисунок с вагоном. 8. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: слог, ударение, знак ударения, ударный  слог, безударный слог; 2) умеем делить слова на слоги, выделять ударный слог Урок 11. Ход урока I. Вводная беседа. Тема: Слово делится на слоги. Ударение Какие сказки ты знаешь? Какая сказка самая любимая? (3­4 мин.).  3) Работа по картинкам «Спутник букваря». Пересказ по картинкам. Знаешь ли ты продолжение и конец сказки? Какие картинки можно еще нарисовать к  сказке? II. Работа по новой теме. 1) Слово учителя. Можно ли разделить слово?  Деление слов на слоги.  3) Игра «Позови слово». Учитель «зовет» слова и объясняет детям, как определяется ударение. 19 4) Работа в группах. Выполняется упражнение по «Спутнику букваря»: слова с одним, двумя и тремя слогами. Кто раньше выполнит задание? Подготовка к письму, обводка и штриховка ­ Письмо начальных элементов букв М и Л. ­ «Помоги девочке собрать букет». Дорисовать недостающие элементы. ­ Определить количество слогов в словах лист и гриб. найди всех      Урок 12 Тема: слушаем звуки леса. Звуки речи I. Вводная беседа. Ход урока Ребята! Мы отправимся с вами в путешествие в Волшебную страну звуков! Мы не увидим, кто живет в этой удивительной стране. Но зато услышим ее жителей. Ее жители ­ звуки окружающего мира. 1) Беседа о звуках окружающего мира. Создание ситуаций (по выбору 1) Слушание «жужжащего» стихотворения. II. Работа по новой теме. Произнесите звуки, которые издает барабан, скрипка. Какие звуки издает жук? Дятел?  Птицы? 2) Творческая беседа. Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Умеют ли говорить животные?»  Какие звуки издает собака, которая увидела чужого человека? Как кот выражает свою  благодарность 3) Слушание стихотворения А. Барто «Говорят ли звери?» (см. «Спутник «Букваря»). III. Закрепление. 1) Работа по «Спутнику букваря». 20 2) обводка и штриховка  ‒ Письмо плавных зигзагов. ‒ Письмо палочек с закруглением внизу и вверху. Дополнительный материал к уроку. Слушание и анализ стихотворения. Друзей степные голоса Какие звуки издают животные, приветствуя человека? О чем рокочет водопад? О чем поют перепела?  Подведение итогов урока: 1) словарик урока: звук, звук речи, звуковая схема; 2) умеем  выделять звуки речи из слова, составлять звуковую схему слова. Урок 13 Тема: «Сколько звуков в слове? Гласные звуки» Ход урока 1 2 3 Постановка учебной задачи урока.  Из чего состоит слово?  Какие бывают звуки в слове?  Что такое гласные звуки! 4 2. Повторение материала предыдущего урока: слово состоит из звуков. Составление  звуковой схемы слов кот и кит (см. с.20).  3. Работа по теме урока. Общее представление о гласных звуках. Звуки бывают разные. Одни умеют петь и воздух  проходит свободно, ничто ему не мешает: ни язык, ни губы, ни зубы. Это гласные (глас ­  это голос). Попробуйте пропеть: АОУЫИЭ ­ ОАУЫИЭ ­ УАЫОИЫЭ. Придумайте слова,  которые начинаются с гласного звука. Самостоятельная работа по схемам.  Нахождение и раскрашивание клеточек с гласным звуком. 4. Физкультминутка. 21 Бабочка летала, над цветком порхала. Села, посидела. И нектар поела.                        Два своих больших крыла опустила, подняла. Полетела дальше, чтобы мир был краше. Штриховка  5. Письмо. Письмо элементов букв у, с. 6. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: звук, гласный звук; 2) слово состоит из звуков, гласные звуки произносятся свободно. Урок 14 1) Слово учителя. Тема: «Сколько звуков в слове? Гласные звуки» Ход урока (Учитель называет слова, а дети выделяют гласные звуки) 2) Игра «Волшебный звук». Учитель или ребенок произносит один звук, а остальные  придумывают слова на этот звук. (5­6 звуков). Рисуют звуковую схему для одного слова. II. Работа по новой теме. 1) Работа по «Спутнику букваря». ­  ­ Работа над звуковым анализом слова. 2) Развитие речевого слуха. Игра   «Звук   заблудился».   Слушание   стихов   А.   Шибаева,   нахождение   «заблудившегося звука» III. Физминутка. 22 Игра «Волшебная страна звуков». Учитель называет  действие, а учащиеся голосами и движениями изображают его. Игра проводится стоя. 1. Мы входим в красивые Учащиеся высоко поднимают ворота, высокие ­ до самого и разводят руки. солнца. 2. Мы идем тихо­тихо. Учащиеся на цыпочках шагают на месте. 3. Оглянулись по сторонам. Оглядываются. 4. И пошли смелее. Учащиеся хлопают руками по коленям. 5. Побежали... Хлопают быстрее. 6. Тихо... Ученики прикладывают палец к губам, произносят «ш­ш­ш» и тихо садятся на места. Обводка и штриховка.  II. Письмо овалов и полуовалов. Дополнительный материал для урока. Развитие слухового восприятия. Произнесение чистоговорок: Чу­чу­чу, На лошадке я ... (скачу). * * * Лю­лю­лю, Я коровушку... (люблю). * * * Ать­ать­ать, Выходи, Пушок,... (играть). Подведение итогов урока: 1) словарик урока: звук, гласный звук; 2) слово состоит из звуков, гласные звуки произносятся свободно. 23 Управление народного образования Администрации  города Дубны Московской области 141980, г. Дубна, Московская область, ул. Мира, д.1. Тел.: 8(496) 216­ 67­68.  ©  ГОРУНО Приложения. 24 25

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период

Обучение грамоте. Добуквенный период
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018