В конспекте занятия предоставлен материал по обучению грамоте, который напрвлен на изучение и закрепление буквы и звука А, включено много интересных заданий, дидактических игр, а также характеристика звука а по акустическим и артикуляционным признакам, развитие слухового внимания, игра «Поймай звук», произношение слов со звуком а, определение позиции звука,
чтение стихотворения «Как появились буквы», знакомство с буквой а, Выкладывание буквы а из палочек. Сложить букву а из трех пальчиков. нахождение буквы а в буквенных кассах.
звук и буква А.docx
Тема «Звук и буква а»
Сообщение темы занятия
Характеристика звука а по акустическим и артикуляционным признакам
ПУТЕШЕСТВИЕ В КРАСНЫЙ ЗАМОК
. Материал. Предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус), натуральные
фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука А (красный кружок),
звуковые домики (индивидуальные), кассы букв, палочки, ручки, тетради,
демонстрационные буквы А, а. Красный замок.
Ход занятия
1. Оргмомент
Мимические упражнения.
Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению
вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина,
абрикоса и покажите ваши ощущения.
Релаксация: сильные — слабые.
Вы хорошо отдохнули, набрались сил. Покажите, какими вы стали сильными. Почувствуйте напряжение.
Ваши руки такие, как у деревянного Буратино. А сейчас расслабьтесь, руки слабые, как у резиновой куклы.
Напряжение ушло, и все тело расслаблено.
2.
Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут
интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.
Выставляется Красный замок и его хозяйка — Фея в красном платье.
В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, ее зовут Анна. Она
познакомит нас со звуками и буквами.
3.
Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи.
Какой первый звук в слове Анна? (Звук а.) Анна предлагает нам спеть этот звук. (Ааа.)
Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук ааа. Ниточка
длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой
клубок получился! Звук а мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается
рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук а называется гласным, от слов глас,
голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным
кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его.
Дети нажимают на кружочек и произносят звук а.
4.
Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав звук а.
5.
Фея живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы,
которые мы знаем.
Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется позиция звука а в
словах и его место в окошечке «Звукового домика».
А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду.)
6.
Пантомима «В саду».
Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад зашли. А там — собака
Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот — сторож Антон. Мы улыбнемся
ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На этом дереве растет айва.
Потянитесь и сорвите айву. Она еще не созрела. По вашим лицам я должна догадаться, что
айва невкусная. А вот — антоновка, она вкуснее. Посмотрите, какие чудесные цветы
растут на клумбе! Это — астры. Повторите названия цветов. А теперь скажем все вместе:
слова астра, азбука, айва начинаются на а, и кончаются на а.
Фраза произносится тихо и громко.
Какими фруктами мы угостим Анну? (Айвой, абрикосами, апельсинами, антоновкой.)
Развитие слухового внимания
Произношение слов со звуком а, определение позиции звука
Физминутка — Топни правой ногой,
Возвращаемся домой. Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же
клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Мы
сбились с дороги. Спросим у аиста:
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист (ребенок):
Топни левой ногой.
Шагните правой ногой,
Шагните левой ногой,
Так и придете домой.
Вот мы и дома.
Вносится глобус.
Что это? Это глобус. Это — наша Земля. Настоящие путешественники посещают разные
страны и континенты. Вы хотите быть путешественниками? Мы побываем только в тех
странах, названия которых начинаются со звука а. Вот — Америка. Есть Южная и
Северная Америка. А вот — Англия. Из Англии мы отправляемся на Север. Он называется
Арктикой. На волшебном самолете сделаем перелет на Южный полюс холода. Это —
Антарктида. А теперь полетим в Австралию. Там очень жарко. Где еще жарко? (В
Африке.) У берегов Антарктиды мы можем встретить айсберги. Что это такое?
Объяснение смысла слова айсберг.
Повторите, где мы с вами побывали.
Ответы детей.
Дети, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать,
надо знать буквы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение В. Измайлова «Как появились
буквы».
9.
Палочки,
Крючочки, Нету знаков — букв.
Закорючки, Эй, крючки
Точки И точки,
Бегали толпою
И поодиночке.
Ссорились, Собирайтесь вместе,
Мирились,
Прыгали без дела. И шагайте слаженно
Наконец
Без дела
Жить им надоело. Прекратили драки,
И сказал им ктото,
Умный и серьезный:
Стали всем понятными
Никогда не поздно
Слышим мы повсюду
Много разных звуков,
Демонстрируются элементы букв, затем буква а.
10.
Что вам напоминает буква а? Ответы детей.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Превратились в нужные
Правильные знаки. — Взяться за работу
По листу бумажному!
Черточки послушались,
. Буквами печатными.
И тогда вприпрыжку
Прибежали в книжку.
Чтение стихотворения «Как появились буквы»
Но для них покуда
Черточки,
Кружочки!
Становитесь в строчки
Знакомство с буквой а Перед тобою буква А.
С. Маршак
Выкладывание буквы а из палочек. Сложить букву а из трех пальчиков. Нахождение буквы а в буквенных
кассах.
Перед вами азбука.
Сказочный, волшебный дом,
Азбука — хозяйка в нем.
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А. Шибаев
Буквы бывают строчные и заглавные.
Сравнение заглавной и строчной букв.
11.
Написание буквы 12. Итог занятия
Обучение грамоте Тема «Звук и буква а»
Обучение грамоте Тема «Звук и буква а»
Обучение грамоте Тема «Звук и буква а»
Обучение грамоте Тема «Звук и буква а»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.