Обучение грамоте в старшей группе.
Оценка 5

Обучение грамоте в старшей группе.

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
17.05.2019
Обучение грамоте в старшей группе.
Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Грамота для родителей.docx
Обучение грамоте в старшей группе. Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду. Справочный материал ­ Из чего состоит наша речь? – (из предложений) - Что такое предложение? – (слова, связанные между собой по смыслу. Они «дружат») - Из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов) - Из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков. Слог - это часть слова) - Какие бывают звуки? – (гласные и согласные) - Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы видим и пишем) Буква – это фотография звука. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные – эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходящий изо рта, не встречает никакой преграды. Гласный звук обозначаем красным цветом. А, У, О, И, Ы, Э – обозначают твердость согласных. Я, Ю, Е, И, Е – обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова. Согласные - эти звуки произносятся с шумом, при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ. Звуки на письме обозначаем буквами. - показывая буквы, надо произносить не официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает- например, звук [л] мы произносим отрывисто: л! и букву л необходимо называть так же: л! Ни в коем случае ЭЛЬ или ЛЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы. Гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э) - можно петь («голосок дрожит» - проверяем, приложив ладошку к шеи, - у них нет преграды (губы и зубы открыты, обозначаются красным кружком. Согласные звуки бывают: звонкие (контроль ладошкой - голосок дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р ; глухие (контроль ладошкой – голосок спит) - П,Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ ; твёрдые – Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ш, - обозначаются синим цветом ; мягкие – Бь, Вь, Гь, Дь, Зь, Кь, Ль, Мь, Нь, Пь, Рь, Сь, Ть, Фь, Хь, Щ, Ч - обозначаются зелёным цветом; Всегда Всегда согласные: согласные: твёрдые мягкие Ж, Й, Ш, Ч, Ц. Щ. 5. Согласные звуки при произнесении имеют преграду во рту (губы, зубы, язык  мешают воздуху выходить изо рта). 6. Звуки Ж, Ш, Ц всегда бывают только твёрдыми, а звуки Ч, Щ – только мягкими. 7. Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов. Памятка № 2 (игры на выделение звука в слове) 1) Игра «Назови первый звук». Ребёнку предлагаются звукосочетания, слоги или  слова, и он должен определить и назвать первый звук. Например, взрослый произносит слово «аист», акцентируя  голосом на первом звуке. Затем На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО -т е. так, как звучит ЗВУК. Возьмём, к примеру, звук (М). Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Не МЕ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука - (Э) и (М). Данное обстоятельство только запутывает детей. И ещё, уважаемые взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК  и БУКВА, когда учите ребёнка читать. 2. 3. 4. Давайте научимся читать. Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению. 1. В основе обучения чтению ­ не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку новую букву,  например М, следует научить его слышать звук (М) в  слогах, словах. Поиграйте в игру "Слушай внимательно” : предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, услышав звук (М) - п, м, т, к, а, ам, ат, ак, та, ка, ма, мак, мама, папа, там, так, Тома, Катя и т.д. Предложите отгадать, на какой звук начинаются слова: мама, мостик, мука, мышка, мох. На какой звук заканчиваются слова: дом, сом, ком, паром. Ещё одна грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! - и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения с большим трудом. очень стойкийи исправляется Правильное чтение - это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: ММММА.(Одновременно переводит указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога! ребёнок . Как помочь ребёнку, если он забывает, путает,  неправильно пишет буквы? 1. Выясните, различает ли ваш ребёнок понятия "слева” и "справа". Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т.д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева. Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из шести кубиков? Если он затрудняется, недоразвития то это следствие пространственного анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры с различными "конструкторами" и "строителями". зрительно- Чтобы ребёнку легче запоминать буквы: 2. 1. 2. Взрослыйпишет "трудную" букву большого размера (5-6 см), ребёнок раскрашиваете. Под буквой взрослый или ребёнок рисует предметы, в названии которых первая буква для него трудная. Лепка ребёнком буквы из пластилина. «Формирование речи как средства коммуникации у детей с сенсорной алалией». В сентябре 2008 года в логопедическую группу детского сада поступил ребёнок с диагнозом: сенсорная   алалия  ­   нарушение   слухового   восприятия   и   понимания   речи   при   сохранном физическом слухе. ГІословам   профессора   Л.С.Волковой   «сенсорная   алалия   считается   менее   изученным состоянием речи, чем другие речевые расстройства. В некоторой степени это связано с тем, что количество детей с таким нарушением относительно невелико». Поскольку изучение детей с сенсорной алалией и создание целостной системы коррекционно­ воспитательной работы с ними ­ актуальная проблема теории и практики логопедии, я выделила этот аспект как одно из приоритетных направлений в коррекционно­развивающей работе. Распознание   и   дифференциальная   диагностика   сенсорной   алалии   с   другими   видами нарушений затруднена. В связи с этим моей основной задачей стало определение первопричин данного   вида   нарушения:   выяснение   состояния   слуха   и   интеллекта   ребёнка   с   целью дифференцировать от слабослышащих и глухих детей, а также от умственно отсталых детей или с задержкой психического развития. Длительное динамическое наблюдение за ребёнком в процессе выполнения им разных видов деятельности   показало,   что   девочка   владеет   навыками   самообслуживания   (стремится   к самостоятельности, опрятности), у неё проявляются конструктивные способности при хорошем развитии мелкой моторики, активна в познавательной сфере, проявляет элементарные волевые качества. Ребёнок дружелюбен по отношению к сверстникам и взрослым. Игровая деятельность носит   содержательный   характер:   действия   с   игрушками   осмысленны,   принимает   участие   в сюжетно­ролевых играх, выполняя несложные роли. Вместе   с   тем   отмечено   нарушение   понимания   обращённой   речи.   Речь   окружающих воспринимается   ребёнком   как   звукоряд,   на   фоне   которого   улавливаются   отдельные   слова. Словесные инструкции выполняются только после жестового показа. Собственная речь ребёнка богато   модулирована,   выразительна,   сопровождается   живой   мимикой   и   состоит   из   грубо искажённых обрывков слов, не соответствующих ситуации, не связанных ни с предметами, ни с действиями.   Часто   наблюдаются   проявления   эхолалии,   особенно   при   постановке   косвенных вопросов.   Отмечается   нарушение   слухового   внимания   вследствие   высокой   функциональной истощаемости. Отличительной особенностью является наличие высокой речевой активности при полном   отсутствии   контроля   за   собственной   речью   и   речью   окружающих.   В   ходе   изучения словаря,   грамматического   строя   была   выявлена   несформированность   всех   компонентов   речи. Наблюдалось лишь наличие незначительного предметного словаря, объём которого насчитывал 20­30   слов.   Словаря   действий   и   признаков   не   было   ни   в   пассиве,   ни   в   активе.ІІа   основании проведённого диагностического обследования сделано заключение: ребёнок с нормально развитым интеллектом и сохранным слухом имеет тяжёлую речевую патологию. На   начальном   этапе   работы   по   преодолению   речевого   расстройства,   обусловленного сенсорной   алалией,   я  решила   использовать  систему  коррекционного   обучения  детей   с  общим недоразвитием речи, предлагаемую профессором Н.С.Жуковой, как наиболее технологичную, и адаптировать   её   к   данной   речевой   патологии.  Основной   коррекционной   задачей   стало формирование речи ребёнка как средства общения. В  ходе   подготовительной  работы  мною  были  определены  общие   требования,  которыми следует руководствоваться в процессе коррекционной деятельности: • • • изучение новых слов в соответствии со строгой предметной соотнесённостью; сопровождение обращённой речи действием с опорой на мимику, жесты; произнесение слов с неизменной интонацией в медленном темпе; • многократное повторение слов с использованием тренировочных упражнений; • обогащение словаря с одновременным овладением грамматическим строем речи; соблюдение строгой последовательности слов при изучении конструкций предложений; слова не должны быть похожими ни по звучанию, ни по смыслу; • • • проведение лечебных мероприятий; • подбор речевого материала в зависимости от произносительных возможностей ребёнка. Обучение пониманию речи, накопление активного словаря и формирование грамматического строя я проводила одновременно в четырёх направлениях: I. Формирование   предметного   словаря   по   темам:  «Части   гела»,   «Одежда», «Посуда», «Игрушки», «Мебель», «Продукты», «Животные». составление двухсловных предложений. • • понимание вопросов, содержащих подсказывающие слова: «Что это? Это мяч?». • понимание вопроса «Где?». II. Формирование словаря признаков на основе кинестетических ощущений. • подбор   прилагательных   противоположных   по   значению   (выяснилось,   что   с   опорой   на контраст лучше осознаётся смысл слов, поэтому более эффективно одновременное усвоение антонимов). • обучение пониманию слов, выражающих пространственные отношения. • обучение пониманию вопроса, «Какой?» в сочетании с подсказывающим словом и без него: «Какой, чай, сладкий?»; «Какой чай?»; составление предложений типа: «Это сладкий чай»; «Дай мне сладкий чай» III. Обучение ребёнка умению выражать свои желания и просьбы словесно, употребляя глаголы ед. числа повелительного наклонения. Выбираются слова, которые ребёнок вынужден произносить ежедневно. Некоторые ситуации создаются   искусственно   с   целью   многократного   повторения   и   запоминания   речевой   формы. Например:   «Дай!  Помоги!  Сними!  Налей!  Покажи!».   Слова   со   сложной   слоговой   структурой произносятся фрагментарно. IV.Формирование понимания и активизация в речи глагольного словаря. Для   обозначения   слова   используются   те   действия,   которые   можно   легко   изобразить   и пронаблюдать   в   окружающей   обстановке.   Работа   связана   с   предметно­практической деятельностью, опирается на неё, проводится в особой, разработанной мною последовательности и включает различные приёмы: • построение связных объяснений по ходу выполняемых действий с игрушками (Мишка идёт); • составление двухсловных предложений по картинкам, изображающим те же действия; • проговаривание тех же действий в процессе наблюдения в окружающей обстановке (этот момент   оказался   наиболее   значимым,   так   как   действие,   изображённое   на   картинке, воспринималось ребёнком как статичное и не узнавалось в динамическом исполнении); • усвоение названия действия, совершаемого разными объектами (Мишка идёт. Зайка идёт. Кукла идет.) • усвоение  названий  разных действий, совершаемых  одним  объектом (Мишка  идёт. Мишка бежит. Мишка стоит.) • обозначение жестом каждого слова в предложении, например: Мишка (показ на мишку) идёт (показ движения на игрушке, либо, если это картинка, движение пальчиками). Анализ   результатов   педагогического   обследования   по   итогам   года   работы,   показал обоснованность   и   продуктивность  разработанной   методики   на   начальном   этапе   речевой коррекции проявлении сенсорной ал алии. Ребёнок научился соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Появилась потребность   подражать   слову   взрослого,   девочка   начала   критически   относится   к   своей   речи. Сформировался   простейший   запас   предметного,   глагольного   словаря   и   словаря   признаков. Ребёнок   научился   проговаривать   предложения   из   трёх   ­   четырёх   слов   с   правильным грамматическим   оформлением;   понимать   и   задавать   вопросы,   обращаться   с   просьбами.  Речь приобрела зачатки коммуникативности. Однако  в   бытовых   ситуациях   наблюдается   неправомерное   использование   тех грамматических стереотипов, которые были усвоены на занятиях. Предложения из новых слов строятся по старым образцам, слова остаются грамматически не связанными между собой. Необходимость   преодоления   речевых   нарушений,   обусловленных   сенсорной   алалией, определила   перспективу   моей   работы:  дальнейшая   адаптация   системы   коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи профессора Н.С.Жуковой. Конспект открытого занятия по обучению грамоте  для родителей старшей логопедической группы Елена Мусина  Конспект открытого занятия по обучению грамоте для родителей старшей  логопедической группы Цель: o познакомить родителей с некоторыми способами работы с детьми по обучению  грамоте; o совместная деятельность родителей и детей во время занятия. Задачи: ­уточнить понятие «звук», «гласный звук», «согласный звук», дать им  характеристику; ­формировать умение различать звуки (с) и (ш) в слогах, словах и фразах; ­закрепить навыки определения позиции звука в слове; ­развивать, мышление, внимание, память; Ход занятия: Организационный момент: Дети зашли в кабинет и встали за стульчики. Сегодня у нас необычное занятие, мы пригласили своих мам поучаствовать с нами  в занятии и выполнить с нами некоторые задания. Итак, назовите 1 звук своего имени (называют). Сядут те, у кого имя начинается с гласного звука, с согласного (садятся). Чем отличается гласный звук от согласного? В каком домике живут гласные?  согласные твердые и согласные мягкие? Назовите любой гласный, согласный. Молодцы. Сядьте прямо, возьмите зеркала и приготовьтесь выполнять арт. гимнастику. (6­8 упражнений) Вы справились с заданием, молодцы. Итак, пришло время, пригласим к столу наших мам. Сегодня мы поиграем в  игру «Волшебный мешочек». Сначала каждый представится. Меня зовут … У нас 2 команды: «Шалунишки» и «Умники». Обе команды готовы, а я объясню вам  правила игры. Все задания спрятаны в мешочке, я достаю оттуда цифру и называю номер. За  каждое правильно выполненное задание команда получает звезду. В конце занятия мы подведем итоги. Командам надо угадать тему нашей игры. Какой звук издает проколотая шина, как шипит змея?«Шшшшш» Правильно! А как  насос качает воду? «Ссссссс» Правильно! Тема нашей игры ЗВУКИ «Ш» и «С». Достаем цифры из мешочка. 1. Задание на внимательность. «Шалунишки», вы слушаете слова и поднимаете  мячик, когда услышите звук Ш. Приготовились, начали! Звук Ш­шуба, шина, сапог, часы,  вершина, жук, шут, цыпленок, сапожок, шиповник, камыш. То же задание  для «Умников», но со звуком С ­ Карлсон, Дюймовочка, слоненок, Зоя, санки, матрос,  щенок, чиж, сын, золото, сорока, шалаш. Получают звезду обе команды. 2. Перемешаем цифры в мешочке, достаем номер…Задание «Шалунишкам»вспомнить слова, в которых есть звук С. Звук может быть в начале, середине, конце слова. (выполняют) Умницы. Вы ответили правильно и получаете звезду.  Задание «Умникам» слова со звуком Ш. Получают звезду. 3. Следующий номер… Задание называется «Диалог» Повторяем стихотворения Агнии Барто и Корнея Чуковского, которые выучили  на занятиях. Делимся на пары, меняемся ролями. А теперь научим наших мам. Пара:  мама и ребенок. Получают звезду. Физминутка: Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик лег в кровать. Этот пальчик чуть вздремнул. Этот пальчик уж уснул! Этот крепко –крепко спит. Никто больше не шумит! Тише­тише­ не шумите, пальчики не разбудите! Солнце красное встает­ Утро новое начнет! Станут птички щебетать: Пальчики! Пора вставать! 1­2­3­4­5 встали пальчики опять! 4. Продолжаем тему нашего занятия «Звуки Ш и С». Эти звуки согласные, один из  них живет в синем и зеленом домике, потому, что бывает твердым и мягким, а другой  только в синем, потому, что бывает только твердым. Назовите эти звуки. Добавляем к  этим звукам гласные звуки, которые поются и получаем СЛОГИ! Сейчас мы расскажем  как слоги разговаривают друг с другом. Дети повторяют за логопедом. Затем дети  и родители вместе повторяют второй раз. 5. Следующая цифра из волшебного мешочка…Задание «Заморочки из мешочка».  Нужно объяснить слово. Разбираем картинки и объясняем слово, обозначающее этот  предмет. Обе команды получают звезду. Физминутка Шла купаться черепаха. 6. Достаем цифру. Задание называется «Стрелочки». Сначала вспоминаем, где  находится язык при произнесении звука С, затем звука Ш. Дети читают  схему. Родители повторяют. Вы были очень внимательны и получаете по звезде. 7. Достаем цифру из мешочка. А это задание для обеих команд. Скороговорки. Вы  умеете быстро проговаривать скороговорки? Сейчас попробуем. Начинают мамы.  Команды получают звезды. Пришло время подвести итоги. Подсчет звезд. Давайте вспомним, что мы сегодня  делали. Молодцы, я вами очень довольна. А сейчас награждение участников нашей  игры. Открытое занятие по обучению грамоте для родителей старшей логопедической группы №4. Цель: o познакомить родителей с некоторыми способами работы с детьми по обучению  грамоте; o совместная деятельность родителей и детей во время занятия. Задачи: ­уточнить понятие «звук», «гласный звук», «согласный звук», дать им  характеристику; ­формировать умение различать звуки (с) и (ш) в слогах, словах и фразах; ­закрепить навыки определения позиции звука в слове; ­развивать, мышление, внимание, память; 1. Звуки бывают речевые (говорят люди) неречевые (шум воды, ветра, тикают часы, едет машина, лает собака, звуки музыкальных инструментов и. т. д.). 2. Звуки бывают гласные и согласные. 3. Гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э) ­ можно петь («голосок дрожит» ­ проверяем, приложив ладошку к шеи, ­ у них нет преграды (губы и зубы открыты, обозначаются красным кружком. \ 4. Согласные звуки бывают: звонкие (контроль ладошкой ­ голосок дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р ; глухие (контроль ладошкой ­ голосок не дрожит) ­ П,Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ ; твёрдые – Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ш, ­ обозначаются синим  кружком ; мягкие – Бь, Вь, Гь, Дь, Зь, Кь, Ль, Мь, Нь, Пь, Рь, Сь, Ть, Фь, Хь, Щ, Ч ­  обозначаются зелёным кружком ; 5. Согласные звуки при произнесении имеют преграду во рту (губы, зубы, язык  мешают воздуху выходить изо рта). 6. Звуки Ж, Ш, Ц всегда бывают только твёрдыми, а звуки Ч, Щ – только мягкими. 7. Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов. Памятка № 2 (игры на выделение звука в слове) 1) Игра «Назови первый звук». Ребёнку предлагаются звукосочетания, слоги или  слова, и он должен определить и назвать первый звук. Например, взрослый произносит слово «аист», акцентируя  голосом на первом звуке. Затем просит ребёнка назвать, какой звук стоит первый, в начале слова (звук [А]). 2) Игра «Назови первый и последний звук». Проводится аналогично, но ребёнок  должен назвать первый и последний звук (в слове «коза» первый звук [К]; последний, в конце слова звук [А]). 3) Игра «Назови гласные звуки». Взрослый произносит слог или слово и просит  назвать гласные звуки (в слове «муха» два гласных звука ­ [У], [А]). 4) Игра «Назови согласные звуки». Проводится аналогично, но ребёнок должен  назвать согласные звуки (в слове «баран» согласные звуки [Б], [Р], [Н]). 5) Игра «Где живёт звук». Взрослый произносит слог или слово, акцентируя голосом  на том звуке, который нужно угадать. Ребёнок должен угадать и сказать, где живёт звук: вначале, в середине  или в конце слова. Например, в слове «финик» звук [Фь] живёт в начале слова; в слове «конь» звук [Нь] живёт в конце слова и. т. д. Используем схему для определения места звука в слове: Памятка № 3 (как выполнять звуковой анализ звукосочетаний, слогов и слов) Например, в тетради даётся задание выполнить звуковой анализ звукосочетания  АУИ. 1) Предложить ребёнку послушать, как звучит звукосочетание (слог, слово) и громко, четко произнести его, как – бы пропевая. 2) Затем ребенок произносит звукосочетание (слог, слово) самостоятельно. 3) Взрослый просит назвать первый звук, затем второй (в середине) и последний  звуки. 4) Затем выполняется полный анализ звукосочетания с зарисовкой в тетради: Первый звук [А], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается  красным кружком. Второй звук [У], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается  красным кружком. Третий звук [И], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается  красным кружком». По мере анализа зарисовываются кружки соответствующего цвета Консультация­практикум для родителей «Обучение грамоте в  подготовительной к школе группе» Цель: Уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: 1. Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях. 2. Знакомить родителей с содержанием работы по подготовке руки к письму. 3. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком. Предварительная работа: 1. Ознакомление с основными направлениями и содержанием работы по подготовки детей к  обучению грамоте (теоретическая часть) 2. Подготовка к семинару практикуму: подбор литературы, заданий для практической работы. Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для  определения твёрдости­мягкости согласных звуков, гласных звуков, графические схемы Демонстрационный материал: использование мультимедийной презентации, выставка  методической литературы. Участники консультации ­ практикума: Учитель­логопед, родители, дети. План консультации: 1. Основные направления и содержание работы по подготовки детей к обучению грамоте. 2. Вводно­организационный этап 3. Освоение приемов звукового анализа слов, работа над слоговой структурой, составление  предложений по опорным словам, графическим схемам предложения. 4. Подготовка руки к обучению письму. 5. Заключительный этап. Рефлексия. Добрый вечер! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Сегодня мы здесь с вами  собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе.  Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом  зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя  сводить только к обучению чтению, письму, начальным знаниям счета. Важен не столько объем знаний, полученных ребенком дошколы, сколько готовность к сложному процессу обучения:  умение слушать педагога, его указания, воспринимать задание и способы творческого его  выполнения, развитие самоконтроля. Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с  задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны  владеть вы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у  детей так и у родителей. Слайд№1 Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной  форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл  текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным,  необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду. Слайд№2 Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте: ­сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким  произношением звуков всех фонематических групп(свистящих, шипящих, соноров); ­сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и  дифференцировать звуки родного языка; ­готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из  состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук  в слове; ­знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные,  твердые, мягкие, глухие, звонкие. ­умение работать со схемой слова, предложения. Слайд№3 Звуки бывают ­ гласные, согласные. Логопед: Вспомните и назовите гласные звуки Родители: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей  не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят,  гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают символом красного цвета. Йотированные звукие: е­[й,э]; ё­[й,о]; ю­[й,у]; я­[й,а] ­ в детском саду не изучаются, т. к. они  имеют сдвоенные гласные звуки. С этими звуками дети будут знакомиться вшколе. Согласные звуки ­ это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду.  Свободно выходить ей мешают ­ губы, зубы, язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС,  МММ) но петь их нельзя. Согласные звуки обозначают символом синего цвета. Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится  мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" ­ твёрдый согласный звук [р]. Согласные звуки бывают глухие и звонкие. Глухой звук образуется без участия голосовых  складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при  произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши  руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Глухие звуки ­ К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ (называют родители по схеме) Звонкие звуки ­ Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р (называют родители по схеме) Согласные звуки, которые могут быть твёрдыми и мягкими: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ.  Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.  Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным. Звуки на письме обозначаем буквами. ­ Чем отличаются звуки от букв? Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим; ­ показывая буквы, надо произносить не официальное алфавитное название, а тот звук,  который эта буква обозначает­ например, звук [л] мы произносим отрывисто: л! и букву л  необходимо называть так же: л! Ни в коем случае ЭЛ или ЛЭ. Вводя буквы, давайте только  печатные образцы. Максим Горький писал: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его  биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде  всего и легче всего в игре, игрой». Сейчас, я предлагаю вам поиграть и отправиться в путешествие по Стране звуков и слов, в  которой мы сможем вспомнить или пополнить свой багаж знаний, умений и навыков в  области обучения грамоте. Прежде чем отправиться в эту загадочную страну, я предлагаю вам поразмяться: Слайд №4 ­ что такое речь? – (всё, что мы говорим и пишем) ­ формы речи – (устная и письменная) ­ из чего состоит наша речь? – (из предложений) ­ что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу) ­ из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов) ­ из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков) ­ какие бывают звуки? – (гласные и согласные) ­ чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем) ­ Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение! В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные: Гласные, согласные. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать. В тёмном лесу Могут звать и аукать И в колыбельке Алёнку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать. А вот согласные звуки согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Слайд №5 Условные обозначения: Гласный звук (красный цвет) Согласный твёрдый глухой звук (синий цвет) Звонкие согласные Игра «Определи первый звук в слове» На экране карточки с изображениями предметов. Определите, с какого звука начинается  слово «айсберг», «лавка» Назовите предметы, название которого начинается с того же звука,  что и слово «айсберг». ­ со звука «А» (арбуз, апельсин, ананас, автомобиль, автобус); ­ со звука «Л» (лук, лодка, лошадь, луна, ландыш, ласточка). Игра «Определи последний звук в слове» На экране карточки с изображениями предметов. Определите последний звук в  слове«нос», «малыш».Назовите предмет, название которого заканчивается этим же звуком. ­ звуком «С» (нос, насос, пылесос, автобус, пёс); ­ звуком «Ш» (мышь, малыш, шалаш, душ, брошь, ландыш). Игра «Определи позицию звука в слове» На экране набор картинок со звуком «Р». У каждого на столе цифры. Предлагается определить позицию звука «Р» в словах и показать  соответствующую цифру. Слова: помидор, мухомор, радуга, заноза, ворона, ромашка, раствор. Слайд№6 Звуковой анализ слов Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова. Что это такое, я попытаюсь сейчас вам объяснить. При выкладывании схемы звукового анализа слова учим детей пользоваться алгоритмом. Предлагаю вместе со мной выложить схему звукового анализ слова «мак»; Алгоритм звукового анализа слова из 3­х звуков. 1. Произнести слово медленно, чётко, так, чтобы был слышен каждый звук(мммаааккк) 2. Выделить голосом и назвать первый звук в слове (мммак). 3. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (мааак). 4. Произнести слово медленно, выделив голосом следующий звук (маккк). 5. Назвать все звуки в слове по порядку (м­а­к). 6. Сосчитать и назвать количество звуков в слове (в слове «мак» ­ 3 звука). ­ Самостоятельное выполнение звукового анализа слов: крот; лиса. (у каждого набор  условных обозначений). Слайд№7 На экране схемы звукового анализа слов ­ придумать слово, соответствующее данной  схеме (схемы – из 3­4­5 звуков на доске). Слайд№8 Слоги и слова. Слоги – это части слова. Слово делим на слоги (части) при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки  находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и  слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов. Обозначение – полоска разделенная маленькими черточками на столько частей, сколько слогов в слове. Слайды №9 Игра «Кому в какой вагон» (деление слов на слоги). На экране изображение поезда – предлагается определить количество слогов в словах,  изображённых на картинках и «заселить» эти слова в соответствующие вагоны (рак, рыба,  волк, барсук, рысь, акула, жук, Буратино, художник, щука). Слайд №10 Предложение. Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу. Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов. Составление предложений по схеме (индивидуально) На доске– графические схемы предложений их «­3­4­5 слов – необходимо придумать  предложение, соответствующее данной схеме. Заключительный. Рефлексия. Слайд №11 Рефлексия «Все у меня в руках» А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи.  Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на  вопросы. «Больше всего мне понравилось…», «В дальнейшем я буду использовать…», «Здесь я узнала нового…». Нашу встречу мне хочется закончить словами: Берегите друг друга, Добротой согревайте! Берегите друг друга, Обижать не давайте! Берегите друг друга, Суету позабудьте, И в минутку досуга Рядом вместе с ребенком побудьте! Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека –оно не  заканчивается с поступлением в школу. Уделяете больше времени для совместного общения.  Ваша любовь и забота нужны ребенку больше всего. Желаем успехов вам и вашим детям! Логопед предлагает печатные рекомендации по теме: «Подготовка руки к обучению  письму»,

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.

Обучение грамоте в старшей группе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2019