«Школьное сочинение – учебная работа, упражнения в развитии речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности, его жизненной позиции, его внутреннего мира»(М.Р.Львов). Для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных. Данная презентация содержит материал, который поэтапно обучает учащихся разным видам речевой деятельности, разным видам информационной и речевой переработки текста в процессе подготовки к написанию сочинения, помогает учащимся создать тексты в разных стилях и типах речи.
Обучение написанию сочинения.pptx
Обучение написанию сочинения
Обучение
написанию
сочинения
Выполнила: Сизинцева И.А.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия №12 имени Г.Р.Державина»
г.Тамбов
2016г.
Обучение написанию сочинения
Из методических рекомендаций
к проведению конкурса:
«Всероссийский конкурс сочинений может
стать одним из мотивационных факторов,
способствующих разрешению проблем в
области совершенствования текстовой
компетенции учащихся в процессе школьного
образования и воспитания личности».
Обучение написанию сочинения
Цели и задачи проведения
Всероссийского конкурса сочинений:
• возрождение традиций написания сочинения как
самостоятельной творческой работы, в которой
отражаются личностные, предметные и
метапредметные компетенции учащегося на разных
этапах обучения и воспитания личности;
• обобщение, систематизация и распространение
накопленного отечественной методикой эффективного
опыта по обучению написанию сочинений и развития
связной письменной речи учащихся в целом.
Обучение написанию сочинения
Задачи проведения Всероссийского
конкурса сочинений:
• создать условия для самореализации учащихся, повышения их социальной и творческой активности;
• укрепить положительное отношение подрастающего поколения к русскому языку и литературе как
важнейшим духовным ценностям;
• актуализировать идею грамотного владения русским языком и знание художественной литературы;
• предоставить учащимся возможности продемонстрировать приобретенные коммуникативную,
речеведческую, литературоведческую компетенции при создании текста;
• выявить литературно одаренных учащихся, способных творчески осмысливать и преобразовывать
литературный и языковой материал в соответствии с темой и жанром собственного текста;
• способствовать распространению эффективных педагогических методик и практик в области развития
письменной речи учащихся, в том числе обучения учащихся написанию сочинений;
• привлечь внимание педагогических работников к проблемам развития связной письменной речи
учащихся и обучения написанию сочинения как метапредметного результата образования;
• обеспечить дополнительные условия для профессиональной самореализации и самооценки учителя,
совершенствования его профессиональных компетенций в области развития письменной речи учащихся,
в том числе обучения учащихся написанию сочинений.
Обучение написанию сочинения
Сочинение — методический термин,
обозначающий вид учебной работы
учащихся, в основе которой лежит
как
самостоятельное
устного
письменного,
высказывания.
(Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под
ред. Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской. - М., 1998)
создание
так
и
Обучение написанию сочинения
Обучение написанию
сочинения:
• Поэтапное обучение учащихся восприятию текста.
• Обучение учащихся разным видам речевой деятельности.
• Обучение учащихся разным видам информационной и речевой
переработки. текста в процессе подготовки к написанию сочинения.
• Обучение учащихся созданию текстов в разных стилях и типах
речи.
• Обучение учащихся анализу и коррекции собственного письменного
высказывания(саморефлексии).
• Преемственность в обучении учащихся написанию сочинений
(начальное-основное-среднее (полное) образование).
Обучение написанию сочинения
• Разновидности сочинений
Сочинения на
литературные
темы
Сочинения на
нелитературные темы
Обучение написанию сочинения
Сочинения на литературные
темы:
Сочинения на литературную тему — это письменные
работы, представляющие рассуждения учащихся о
героях, о содержании и форме
литературных
художественных
и
композиции. (Н.В.Колокольцев)
произведений,
их
языке
Обучение написанию сочинения
Сочинения на
литературные темы:
• Характеристика героев (индивидуальная,
сравнительная, групповая).
• Сочинение проблемного характера.
• Анализ формы и композиции литературного
произведения.
• Анализ языка литературного произведения.
• Сопоставление произведений разных авторов, этапов
развития литературы, эпох и пр.
Обучение написанию сочинения
Сочинения на
нелитературные темы:
• Сочинение-описание картины (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая
сцена и пр.)
• Сочинение-описание (природы, помещения, местности, человека и пр.)
• Сочинение-рассказ о событиях.
• Сочинение по заданному началу (рассказ).
• Сочинение по личным впечатлениям.
• Сочинение по нравственной проблематике.
• Сочинение на основе прочитанного текста.
• Сочинение на основе прочитанного текста и личных впечатлений и др.
Обучение написанию сочинения
Виды сочинений по типу речи
• Сочинение
-описание
Сочинение-
повествова
ние
Сочинение-
рассуждени
е
Обучение написанию сочинения
Жанровое разнообразие
сочинений:
• Традиционное школьное сочинение.
• Сочинение-стилизация (сказка, письмо, рассказ,
дневник, путешествие, монолог героя и т.п.)
• Сочинение-отзыв, очерк, рецензия.
• Сочинение-исследование и др.
• Литературно-критическая статья.
Обучение написанию сочинения
Требования к сочинению:
• Важным требованием к сочинению является стилевое единство и выразительность
повествования; чтобы добиться этого, нужно выбрать наиболее соответствующий
теме стиль речи
(научный, публицистический, художественный) и жанр
(литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, письмо,
путешествие);
• соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам;
• точного подбора слов для выражения мыслей;
• простоты изложения, исключения вычурных фраз и выражений, ложного пафоса,
примитивных выражений, словесных штампов;
• выразительности и эмоциональности речи, вызывающей у читающего сочинение
наглядные представления и определенные чувства;
• точности в изложении литературных и исторических фактов.
Обучение написанию сочинения
Правила, помогающие написать
сочинение:
• определяется тема и основная мысль работы,
обдумывается и записывается заглавие или
формулировка темы;
• чтобы точно определить тему, а не писать
о произведении вообще или герое, названном
в формулировке, необходимо внимательно ее
прочитать, найти ключевые слова, выражающие
поставленную проблему, а также отметить все
понятия, входящие в формулировку темы, и писать
именно об этом; тем самым выполняется одно
из требований к сочинению —соответствие теме;
Обучение написанию сочинения
• решение поставленной в формулировке проблемы — это и будет основная
мысль сочинения, доказываем правильность своего решения, используя текст
художественного произведения, необходимый комментарий, литературную
критику, исторические факты и другой литературный материал;
• при этом рассуждения будут самостоятельными, это значит, что надо
опираться на текст художественного произведения, разобраться в позиции
автора, выразить свое отношение к событиям, поступкам героев, конечно же,
с известными
необходимо
в литературоведении
и
доказательства будут свои, они будут вытекать из художественного текста,
именно это придаст работе самостоятельный характер;
в соответствии
но
рассуждения
оценками,
толковать
взглядами
текст
и
• показать в сочинении знание художественного текста и умение его отбирать
применительно к данной теме, используя теоретико-литературные понятия,
литературную критику и другие необходимые материалы; все это определяет
содержательность работы, глубину и полноту раскрытия темы;
Обучение написанию сочинения
• обеспечить связность текста, последовательность и логичность
изложения; это значит, что каждое новое положение,
развивающее основную мысль, будет следствием предыдущего,
выводы и обобщения явятся следствием рассуждений;
• составить план сочинения, сделать это в черновике, в чистовик
его лучше не переносить; план поможет написать логичную,
стройную по композиции работу, в которой все части будут
объединены темой и основной мыслью; план поможет избежать
ненужных повторов, отклонений от темы и других просчетов;
• в каждом пункте плана записать примеры и цитаты,
необходимые для раскрытия темы; план составить в форме
либо назывных, либо полных повествовательных предложений;
можно дать отдельные пункты в виде цитат или полностью
составить цитатный план;
Обучение написанию сочинения
• цитаты в тексте сочинения подтверждают выдвинутые
стоит перегружать работу
положения; однако не
цитированием;
• основную идею сочинения можно выразить эпиграфом,
для которого надо взять строчки из прозаического или
стихотворного
дневника
писателя, из критической статьи, либо это будет афоризм,
пословица, поговорка, но можно писать сочинение и без
эпиграфа;
произведения,
из письма,
• выделить абзацы в соответствии со смысловыми частями
текста сочинения, написать их с красной строки.
Обучение написанию сочинения
Этапы работы над сочинением:
• Подготовка к написанию сочинения (замысел, понимание темы,
проблемы, задач, определение жанра, формы и пр.)
• Работа над черновиком (план, эпиграф, цитаты, написание
черновика, проверка черновика, исправление ошибок и
доработка текста)
• Написание сочинения набело.
• Проверка учителем.
• Анализ сочинения и ошибок (работа над ошибками, переработка
сочинения)
Обучение написанию сочинения
Рекомендуемая литература:
• Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. Н. Развитие речи:
теория и практика обучения. — М., 1994.
• Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. —
М., 1997.
• Каменская Л. Я. Школьное сочинение по литературе. — М., 1994.
Обучение написанию сочинения
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.