Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья сложна и несет инклюзивную направленность, контингент группы составляют дети, как с нормальным ходом развития, так и с различными нарушениями развития психики в целом или её отдельных составляющих. Период обучения таких ребят в колледже составляет 1 год и 10 месяцев.
Статья.docx
Обучение профессии детей с ОВЗ.
Реформация российского образования характеризуется новыми, повышенными
требованиями к выпускникам профессиональных образовательных учреждений, которые
должны овладеть навыками и умениями, и быть подготовленными к рыночным
отношениям, к встрече с трудностями конкурентной деятельности.
А если мы обучаем детей с ограниченными возможностями здоровья? Задача
усложняется. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья сложна и несет
инклюзивную направленность, контингент группы составляют дети, как с нормальным
ходом развития, так и с различными нарушениями развития психики в целом или её
отдельных составляющих [Социальная адаптация детей…, с. 4]. Каждый ребенок в группе,
а их, как правило, 12 человек, имеет специфические особенности развития, которые
необходимо учитывать при планировании учебной деятельности. Период обучения таких
ребят в колледже составляет 1 год и 10 месяцев.
Образовательный процесс обучающихся с ОВЗ получается специфичным, так как не
отличается устойчивостью. Основная цель преподавателя – создание равных условий во
время теоретических или практических занятий каждому обучающемуся, но в то же время
необходимо проявлять индивидуальный подход в условиях коллективной работы. При
разработке методик нужно учитывать формы и способы подачи информации, часто
приходится импровизировать во время урока, так как не все обучающиеся готовы ее
воспринимать. Среди форм и способов подачи информации можно выделить следующее: а)
реальное взаимодействие преподавателя и обучающегося в пределах подачи информации;
б) простое присутствие обучающегося на уроке.
Становится очевидным тот факт, что если один обучающийся активно работает во
время урока, то он начинает обладать авторитетом в глазах другого ученика. К «сильному»
начинаю тянуться слабые ученики, формируется устойчивый интерес к дисциплине и
положительное отношение к новым для него знаниям.
Известно, что не все дети с ОВЗ могут самостоятельно успешно интегрироваться в
среде сверстников. Многие обучающиеся поступившие в колледж имеют группу
инвалидности и по этой причине получили надомное обучение, хотя, по закону, надомное
обучение не является формой получения образования [ФЗ «Об образовании» ст. 66].
Теоретически ребенок на надомном обучении остается в контингенте школы. Ему
выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдает экзамены. При желании он
может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность – учиться с применением дистанционных образовательных технологий. По факту – ребенок учится
дома, в учебный план включаются только основные дисциплины, практически полное
отсутствие социализации.
Школа выпустила ученика, теперь очередь его обучать у профессионального
образовательного учреждения. Ребенок с ОВЗ должен овладеть не только теоретическими
знаниями, но и приобрести практические умения по выбранной им профессии. Здесь особое
значение приобретает педагогический такт. В свое время К.Д. Ушинский безоговорочно
относил это понятие к области психологии. «Так называемый педагогический такт, писал
он, без которого воспитатель, как бы он ни изучал теорию педагогики, никогда не будет
хорошим воспитателемпрактиком, есть, в сущности, не более как такт психологический»
[Человек как предмет воспитания…с. 46].
В нашем случае процесс социальной адаптации проходит параллельно с
который характеризуется практикоориентированной
образовательным процессом,
направленностью. Во время выполнения практических работ по профессии, обучающиеся
начинают воспринимать товарищей по группе, а главное, себя самого, таким, какой есть на
самом деле. Формируется чувство симпатии к сверстникам, чувство отзывчивости.
Исчезает стеснение и скованность движений, страх сделать чтото не так, как того
требовалось при постановке задачи и выглядеть при этом смешным.
Преподаватели и мастера производственного обучения, работающие в таких
группах, стараются с первых дней учебного процесса воспитать эмоциональную
отзывчивость, т.е. учат проявлять заботу о товарище, сочувствовать и сопереживать. В
тоже время необходимо сформировать у контингента уверенность в том, что в
образовательном учреждении его любят, о нем заботятся, уважают его мнение, готовы
выслушать и помочь в трудную минуту.
По окончании обучения все ребята без исключения достигают определенного уровня
профессиональных компетенций, овладевают навыками и умениями.
Хочется верить, что временной отрезок сложного процесса обучения, когда
преподавательский состав старался достичь поставленных педагогических и
воспитательных целей, используя классические и современные методы и средства, не
проходит для ребят напрасно.
Список литературы: 1.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
[Авторысоставители Е.А. Мохирева, Е.Л. Назарова, И.В. Тимошенко] Волгоград :
Учитель – 137с.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ
[ ред. от 01.05.2019
] "Об
образовании в Российской Федерации" статья 66.
3.
Человек как предмет воспитания. [Ушинский К.Д.] Собр. Соч., т. 8. М.
Л.1950.с. 46.
4.
Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей с нарушениями
2.
5.
интеллектуального развития. [Пузанов Б.П.] Учебное пособие для ВУЗов. М. 2017 87с.
Психология развивающейся личности [под ред. Петровского А.В.]. Москва
«Педагогика» 1987 239с.
Обучение профессии детей с ОВЗ
Обучение профессии детей с ОВЗ
Обучение профессии детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.