«Обучение технике и тактике ведения ближнего боя боксеров-новичков»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 11.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Давно прошли те времена, когда боксеры строили свою тактику исключительно на дальней дистанции и считали ближний бой малоэффективным. Такие боксеры думали, что в ближнем бою схватка заходит в "тупик", и, чтобы выйти из него, захватывали друг друга или снова отходили назад на дальнюю дистанцию. Между тем, ближний бой делает тактику боксера более разносторонней, обогащает ее новыми возможностями. В ближнем бою не затрагивается излишнее время на маневрирование, и создается возможность эффективно использовать краткие удары, от которых трудно защищаться. (Градополов К. В. 1956).
Иконка файла материала 251463.doc
«Обучение технике и тактике ведения ближнего боя боксеров­новичков»                    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ  ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………….....5 1. Исследование учебно­методической литературы по проблеме обучения и  совершенствования ближнему бою боксеров­новичков……………….....5 ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ............................................................................................17 2.1 Цель и задачи исследования………………………………………………17 2.2 Методы исследования……………………………………………………..17 2.2.1 Аналитический обзор литературы и официальных документов по вопросам настоящего исследования…………………………………………..17 2.2.2 Педагогическое наблюдение…………………………………………....17 2.2.3 Анкетирование…………………………………………………………...18 2.2.4 Естественный педагогический эксперимент…………………………..18 2.2.5 Методы математической статистики…………………………………..18 ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………20 3.1 Вариант боевых действий…………………………………………………20 3.2 Основные упражнения для обучения ближнему бою боксеров­ новичков…………………………………………………………………………21 3.3 Исследование методики обучения ближнему бою боксеров­ новичков…………………………………………………………………………22 3.4 Особенности методики обучения ближнему бою боксеров­новичков…26 3.5 Результаты педагогического эксперимента………………………………273.6 Методические основы обучения ближнему бою боксеров­ новичков................................................................................................................28 2ВЫВОДЫ.............................................................................................................32 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………….33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................42 ВВЕДЕНИЕ Бой на дистанции, позволяющей наносить лишь короткие удары, обычно называют ближним боем. (Романенко М. И., 1968,1985). Ближний   бой   составляет   значительную   часть   средств   в   спортивном мастерстве боксеров. Часто от умения правильно действовать в бою на ближней дистанции зависит успех боксера в состязании. Давно   прошли   те   времена,   когда   боксеры   строили   свою   тактику исключительно   на   дальней   дистанции   и   считали   ближний   бой малоэффективным. Такие боксеры думали, что в ближнем бою схватка заходит в "тупик", и, чтобы выйти из него, захватывали друг друга или снова отходили назад на дальнюю дистанцию. Между тем, ближний бой делает тактику боксера более разносторонней, обогащает ее новыми возможностями. В ближнем бою не затрагивается излишнее время на маневрирование, и создается возможность эффективно использовать  краткие удары, от которых трудно защищаться. (Градополов К. В. 1956). Но для того, чтобы боксер овладел техникой и тактикой ближнего боя, недостаточно общего знакомства с тем, как надо действовать в бою на ближней дистанции :боксера нужно специально обучать ближнему бою и уделять много внимания   и   времени   совершенствованию   в   нем.   Для   этого   тренер   и   боксер должны располагать достаточно широким кругом средств техники и тактики (Огуренков Е. И., 1956,1969). 3Актуальность исследования Ближний бой имеет огромное значение в современном боксе. Зачастую тренеры и специалисты считают, что боксера­новичка надо обучать ближнему бою в последнюю очередь, когда он освоил бой на дальней дистанции и средней. Вместе   с   тем,   отсутствие   представлений   об   идеальной   методике   обучения боксеров­новичков   ближнему   бою   приводит   к   нежелательному   приоритету боксеров, ведущих бой на дальней дистанции.   Новизна   исследования    заключается     в   том,   что   мы     в   своем исследовании   пытаемся   доказать,   что   обучение   ближнему   бою   боксеров­ новичков является первостепенной задачей в работе тренера. В   качестве  объекта   исследования  определена   тренировочная деятельность боксеров­новичков. Предметом   исследования  явилась   структура   содержания   методики ближнего боя для боксеров­новичков в тренировочном процессе. 4ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Исследование учебно­методической литературы по проблеме обучения и совершенствования ближнему бою боксеров­новичков. Ближний бой, как важная составная часть боя в ринге, и литература о нем имеют достаточно большую историю. Зарубежные авторы, описывающие те или иные   моменты   техники   и   тактики   ближнего   боя,   не   раскрывают   техники   и тактики, а также методики обучения достаточно полно, а говорят о нем лишь вскользь,   ограничиваются   описанием   отдельных   боев,   эпизодическими моментами. Первую книгу о ближнем бое в боксе написал Клаус Ф. (США), который был   одним   из   первых   боксеров­профессионалов,   применяющих   в   своих   боях приемы ближнего боя. В 1913 году он выиграл звание чемпиона мира в среднем весе.   Его   книга   "Искусство   ведения   боя   в   "Инфайтинге",   в   которой   он попытался показать "секреты и художественные достоинства" ближнего боя. По   определению   Клауса   "   ...   ближний   бой   ­   величайший   союзник аутфайтинга (боя на дальней дистанции). Две силы всего лучше, чем одна ". Однако, в целом работа Клауса содержит бессистемный набор приемов, предостережений   и   советов,   касающихся   ближнего   боя.   В   ряде   случаев правильных и полезных. Клаус Ф. обращает внимание на ряд моментов в технике ближнего   боя,   которые   и   на   сегодня   остаются   существенно   важными   для 5боксеров, как и в состязаниях, так и на тренировке. Сюда относятся указания Клауса   Ф.   о   необходимости   прочной   защиты   от   атак   противника, предупреждения против небрежности и беспечности во время собственной атаки боксера, советы быть наблюдательным в бою, сознательно вести ближний бой, быть хладнокровным, владеть собой в бою, подбирать для тренировки партнеров с различной манерой боя, с различным физическим развитием. Однако, ценность всех   этих   правильных   советов   снижается   от   того,   что   автор   не   описывает методики обучения ближнему бою, не систематизирует его технику и тактику и не анализирует их в описании приемов. Карпантье Ж. (1932) главная цель ближнего боя заключается в том, чтобы не получив ударов оказаться внутри защитной позиции противника, т.е. ввести свои руки между его руками и обрабатывать ударами открытые места на теле противника, то скоро утомит его и тем самым приведет его к поражению. Автор правильно рассуждает о ближнем бое, но не излагает собственной техники и тактики ближнего боя и методики обучения. В   другой   книге   "   Мой   метод   или   бокс,   как   прекрасное   искусство   " Карпантье Ж. говорит, что ближний бой как вспомогательное средство наиболее действен и совершенно необходим в современном боксе. Известный английский боксер Дрисколл Д. (1923) автор книги " Учебник бокса ", также затрагивает вопросы ближнего боя. Автор   критикует   английскую   школу   бокса,   в   основе   которой   лежат действия левой руки с дальней дистанции. Он говорит, что английский боксер, ведущий   бой   в   прямой   стойке,   не   может   противостоять   грозному   натиску, обычно он оказывается на грани беспомощности. И далее: " Когда он обнаружит, что его избивают подобным образом, он, как правило, будет пытаться пойти на обмен в ближнем бою. Именно здесь его и ждет поражение ". Он указывает, что средний английский боксер редко бывает физически и духовно подготовлен к серьезному   ближнему   бою.   Он   тренируется   без   напряжения,   мускулы   его брюшного пресса и вообще туловища развиты слабо, и не способны переносить 6сильные   удары.   Не   развивает   английский   боксер   и   способности   наносить сильные удары, а поэтому и не в состоянии наносить их эффективно своему более крепкому противнику. Д.   Дрисколл   (1923)   правильно   отмечает   недостатки   английской   школы бокса:   для   высоких   показателей   в   боксе,   наряду   с   другими,   необходимы высокоразвитые физические качества и умение пользоваться приемами бокса на ближней и средней дистанции. Дрисколл   указывает,   что   в   ближнем   бою   боксеры   особенно   часто нарушают   правила,   например,   наносят   удары   внутренней   стороной   перчатки, предплечьем. Иногда боксеру приходится поневоле вступить в ближний бой,  навязанный ему противником. Заканчивая раздел ближнего боя в боксе, автор считает, что настоящие чемпионы,   знатоки   техники   бокса,   должны   приспосабливаться   к   обстановке, сложившейся на ринге. Кливер   Х.   (1934)   пишет,   что   только   с   помощью   ближнего   боя   боксер низкого роста может победить высокого противника, т.к. боксерские категории не по росту различаются, а по весу. Кливер Х. (1934) так обосновывает необходимость изучить ближний бой не  только  боксерам   низкого   роста,  но   и  высокорослым   боксерам,  т.к.  он  не всегда в состоянии удержать низкорослого на дальней дистанции. Указав   на   трудности   вхождения   в   ближний   бой,   автор   рекомендует низкорослому боксеру, обработав ударами туловище противника и заставив его опустить руки, неожиданно нанести удары в голову. Автор   также   советует   боксерам:   "   Когда   вы,   нанеся   достаточное количество   ударов,   решите   вновь   продолжить   бой   на   дальней   дистанции,   не забудьте   вытянуть   вперед   левую   руку,   чтобы   отразить   атаку   соперника   в последний момент ". Кливер   Х.,   как   и   другие   цитированные   авторы   в   своей   работе   не раскрывает технику и тактику ближнего боя, не описывает методику обучения и 7спортивного   совершенствования,   а   дает   общее   описание   ближнего   боя   и отдельные советы о том, как вести бой на ближней дистанции. В книге " Современный бокс "бомбардира" " Уэллса (Англия), ближнему бою уделено лишь несколько страниц. Следует обратить внимание на один из предлагаемых   Уэллсом   методов,   которым   редко   пользуются   наши   боксеры: боксера, который входит в ближний бой, нанося боковые удары обеими руками, т.е.   такого,   который   особо   склонен   к   этим   ударам,   можно   довольно   легко перехитрить, поместив обе руки между его руками и резко отбросив руки в стороны.   Это   действие   оттолкнет   противника   на   несколько   шагов,   особенно если одновременно быстро подать вес тела вперед, при этом можно нанести ряд ударов. Инг Т. (1954) в книге " Бокс и физическая культура ", изданной в Англии, подчеркивает, как важно знать ближний бой для успеха в состязании по боксу, и рекомендует   на   тренировке   в   боях   с   партнерами   в   каждом   раунде побоксировать на ближней дистанции, независимо от того, каково физическое развитие партнера. Далее автор рекомендует изучить наносить удары в ближнем бою на мешке. Однако он не раскрывает тактики и техники наносить одиночные и серийные удары, а лишь ограничивается советом: " Наноси хуки и апперкоты, держи голову ближе к мешку. Затем немного отступите назад, как для выхода из ближнего   боя,   и   научитесь   наносить   короткие,   резкие   удары   правой   по подбородку, энергично выбрасываю плечо вперед ". Вместе с тем автор советует уделять больше внимания изучению ближнего боя.   Он   приводит   много   примеров,   когда   выдающиеся   боксеры,   отлично ведущие бой на дальней дистанции терпели поражение в ближнем боя, в связи с тем, что не владели им. Флейшер Н. (1942) автор книги " Как боксировать ", изданной в США в 1942   году,   перечисляет   ряд   боксеров­профессионалов,   известных   сильными ударами, и указывает, какой большой урон они наносили противникам умелым ближним боем. 8Зиейшер Л. (1948) правильно считает, что умелый ближний бой боксера, отличающегося   высокой   техникой,   дает   большой   эффект,   чем   ближний   бой, применяемый   недостаточно   техничным   боксером.   Флейшер   Н.   говорит,   что боксер, ведущий бой " по­научному " и навязывающий ближний бой противнику, заставляет   последнего   переходить   в   оборону.   С   этим   мнением   Флейшера   Н. нельзя   не   согласиться:   только   заранее   продуманные,   обоснованные,   заранее подготовленные на тренировке приемы принесут успех в бою с противником. Применив в ближнем бою прием, доведенный упражнениями на тренировке до автоматизации, боксер быстрее добьется намеченного результата. Автор допускает грубую ошибку, советуя во время ближнего боя никогда не наносить удары в туловище противника, а наносить их именно в голову. Такой совет ­ противоречие основам ближнего боя, так как неожиданная смена ударов по разным уязвимым точкам на туловище и голове противника, раскрывающих   цель   и   путь   для   последующего   акцентированного   удара,   и составляет главное в тактике ближнего боя. Если боксер наносит удары в одну цель   ­   голову,   то   противник   быстро   найдет   способы   защиты   и   необходимые контрмеры. Между тем, удары по туловищу В ближнем бою наносить очень удобно, они заметно ухудшают дыхание противника, только их следует чередовать с ударами в голову ­ боковыми и снизу. Можно было бы назвать еще ряд зарубежных книг, в которых имеются сведения и рекомендации, относящиеся к ближнему бою. Для всех этих книг и пособий характерно, что в них даже не сделано попытки хотя бы перечислить приемы ближнего боя, не приведены методы обучения ему, а те советы, которые в   них   приведены,   остаются   в   большей   мере   отвлеченными,   так   как систематизированного материала для изучения техники и методики ближнего боя не содержит. Практика   зарубежных   боксеров   и   тренеров,   несомненно,   опережает методическую мысль. На зарубежном ринге можно увидеть боксеров, мастерами 9владеющих ближним боем, в то время как в книгах по боксу, кроме общего описания боя, ничего найти не удается. В   отечественной   спортивно­методической   литературе   имеется   ряд указаний, относящихся к ближнему бою. Первым,   вышедшим   из   России   кратким   руководством   по   боксу,   была брошюра Кистера М. О. (1894) " Английский бокс ". Это   пособие   вопросов   ближнего   боя   не   разбирает.   В   нем   вообще   не упоминается   ближний   бой,  хотя   элементы   его   техники   указываются  ­   удары снизу, сбоку и защиты ­ " ныряние ", подставка. Отсутствие   указаний   о   ближнем   бое   можно   объяснить   подражанием английским руководствам по боксу, которые, как известно, пропагандировали школу дистанционного, дальнего боя. В   пособии   Самойлова   В.   В.   (1919),   имеются   некоторые   методические советы, относящиеся к коротким ударам, и сделана первая попытка описать, как технически их нужно выполнять. Содержание брошюры показывает, что автор ее имеет представления о характере и трудностях ближнего боя: " В то время как боксер легко, даже при малой тренировке, выдерживает раунд в три минуты на дальнем   расстоянии,   бой   на   близком   расстоянии   требует   гораздо   большей подготовленности для 30­40 секунд боя ". Харлампиев   А.Г.   (1932),   дает   описание   двух   позиций   в   ближнем   бою, когда   руки   в   позиции   находятся   внутри   рук   противника.   Разница   в   этих позициях заключается только в расположении рук, а положение ног, туловища, головы в них одинаково. Для  ударов  снизу Харлампиев   А.  Г. (1943)  предлагает  два  варианта:  с переносом   веса   тела   на   одноименную   ногу,   с   бьющей   рукой   ногу   и разноименную, т.е. в первом варианте для удара левой снизу в туловище, боксер вес тела передает на левую ногу, а во втором ­ на правую. Для боковых ударов автор рекомендует делать замах и предлагает только один вариант удара ­ с переносом тела на разноименную ногу. 10Серийных атак с определенной комбинацией автор не приводит, тактику ближнего боя не описывает. В советах молодому боксеру автор предлагает: " Никаких специальных защит и закрытий не предпринимай, защищайся маневром, ноги ­ лучшие защитники, а кулаки береги для ударов ".Этот совет не верен, так как с помощью рук можно выполнять массу защит и страховку. Пять   лет   спустя,   было   издано   новое   учебно­методическое   пособие   по боксу Харлампиева А.Г., Градополова К.В. и Перельмана М. И.  (1943). В   данном   руководстве   также   приемам   ближнего   боя   уделено   больше внимания. В частности, добавлены защиты ­ блокированием " подставкой " удар одной рукой (и ею же ответный удар) и блокированием одной рукой с ударом другой. В данном руководстве Харлампиев А. Г. стремился весь процесс обучения свети   к   изучению   "   механизмов   "   движения,   не   учитывая   технических   и тактических моментов, возможных в ближнем бою. Впервые в судействе на основе правил бокса в 1937 г., стали учитывать преимущества одного боксера над другим в ближнем бою. В зависимости от степени преимущеста в каждой схватке ближнего боя боксеру давали 1­2 очка. Поощрения   ближнего   боя,   выраженного   в   очках,   создало   стимул   для   его развития   и   совершенствования.   Советские   боксеры   еще   выше   подняли   свое спортивное мастерство в ближнем бою и успешно демонстрировали его как на рингах страны, так и за рубежом. В учебном пособии по боксу для институтов и техникумов Градополов К.В. (1938) уделяет всего 4 страницы, кратко характеризуя инфайтинг, позицию, удары,   защиту,   отдельные   приемы:   в   ход   в   инфайтинге,   выход   из   него. Останавливаясь   на   основах   ближнего   боя,  автор   описывает   позицию,  причем рассматривает только одно позицию, не упоминая о каких­либо других. В этой позиции   боксер   располагает   вес   тела   равномерно   на   очень   прямых,   но   не напряженных ногах. Туловище согнуто в пояснице и наклонено вперед. Боксер упирается головой в левое плечо противника, руки согнуты в локтях, 11т.е.   постановкой   согнутых   в   коленях   ног   на   полную   ступню   и   низким положением центра тяжести тела. Огуренков   В.   И.   (1954)   считает,   что   боксер,   входящий   в   ближнюю дистанцию и ведущий ближний бой должен принять более сгруппированную и низкую боевую стойку, расставив  ноги шире, чем на дальней дистанции, что создает ему более устойчивое положение. Голова должна быть опущена ниже обычного, локти сближены, туловище и ногу расположены более фронтально, плечи слегка выдвинуты вперед. Автор,   описывая   только   одну   позицию   боксера   в   ближнем   бою рекомендует расставлять ноги шире, чем на дальней дистанции. На наш взгляд, широко расставленные ноги в ближнем бою сковывают боксера, мешают ему свободно   примеряться   к   противнику   и   действовать   сообразно   обстановке, сложившейся в ходе боя. Естественная расстановка  ног на ширине плеч или несколько уже дает лучше координировать движения (Огуренков Е. И. 1959). Далее   автор   говорит,   что   низкая   и   сгруппированная   стойка   позволяет боксеру затрачивать меньше времени на то, чтобы входить в ближний бой и избегать ударов. Для   ближнего   боя   характерно   сгруппированная   боевая   позиция   без мышечной   напряженности     Огуренков   Е.И.   (1966)   ,   Дегтярев   И.П.   (1973), Джероян Г. О. (1955), Огуренков В. И., Степанов В. Г., Федченко В. А., Худадов Н. А. (1954). Романов   В.М.   (1956)   считает,   что   для   боя   на   ближней   дистанции универсальной   боевой   стойки   быть   не   может,   т.к.   постоянная   физическое воздействие противника заставляет его менять положение, поэтому спортсмену необходимо   руководствоваться   следующими   правилами   :   в   бою   быть расслабленным, опустить голову, старайся, чтобы твои руки заняли промежуток между руками противника, двигайся влево или вправо или же переноси вес тела с ноги на ногу. Иванов И. И. (1970) различает две основные позиции ближнего боя : 12Наступательная   позиция   :   а)   туловище   согнуто   в   пояснице,   таз • несколько подан вперед; б) ноги согнуты в коленях, поставлены на ширину плеч, ступни ног параллельны, вес тела равномерно распределен на обе ноги; в) руки согнуты в локтях перед грудью, боксеры слегка касаются друг друга головами у левого плеча. • Защитная   позиция   :   а)   туловище   выпрямлено,   несколько   наклонено вперед и слегка прижато к туловищу противника; б) ступни ног параллельны и поставлены на ширину плеч; в) накладывая предплечья на предплечья или бицепсы противника, боксер сковывает его действие, не давая возможности нанести удар. Обучение ближнему бою начинается с освоения наступательной позиции  Лавров А. В. (1976г.). Градополов К. В. (1949г.) предлагает овладеть дистанцией ближнего боя с помощью упражнений в передвижении с партнером в низкой стойке с обменом легкими   короткими   ударами.   Однако   предлагаемое   упражнение   не   принесет пользы   занимающимся,   которые   еще   не   овладели   приемами   ближнего   боя. Приемы   ближнего   боя   нужно   специально   и   детально   разучивать.   Говоря   о двойных ударах, автор указывает, что на ближней дистанции двойные удары наносить   можно   в   самых   разнообразных   сочетаниях   с   произвольным чередованием   рук,   и   рекомендует   в   начале   разучивать   удары   без   партнера, нанося их несколько раз по воздуху и следя при этом, чтобы каждый из них наносить из удобного положения в слитной последовательности. Градополов   К.В.   (1956)   правильно   рекомендует   сначала   разучивать движения уларов без партнера, нанося их по воздуху. Необходимо здесь еще добавить,   что   удары   следует   наносить   строго   (   а   не   произвольно),   сочетая движения   рук   в   определенно   последовательности.   Далее   автор   предлагает переходить   к   упражнениям   с   боксерским   мешком   и   на   «лапах»   с преподавателем. Из многолетней боевой, тренировочной , а затем педагогической практике 13мы убедились, что после разучивания двойных ударов и серии в ближнем бою « по   воздуху»   следует   переходить   на   разучивание   ударов   и   защите   от   них   с партнером.  Только   после   неоднократного   условного   боя   по   заданию   тренера следует давать  упражнения на  снарядах на  их  закрепления  и  автоматизации. Упражнения   же   «на   лапах»   можно   предложить   боксерам   только   для совершенствования приемов ближнего боя, выработки точности и автоматизации их... Градополов К. В. далее утверждает, что короткие удары в ближнем бою ­ это боковые и снизу. Однако советские и зарубежные боксеры давно пользуются различными вариантами коротких прямых ударов, которые также, как и боковые снизу, нашли свое применение в практике боев на ринге. В разделе " Серии ударов " автор говорит, что очередность ударов в серии зависит   не   от   заранее   подготовленного   шаблона,   а   от   складывающихся положений в бою. С этим нельзя согласиться. Автор неверно оценивает значение " шаблонности " серии. Как раз очередность ударов в серии зависит от строгого, заранее подготовленного шаблона, а выбор той или иной готовой серии ударов для атаки, в свою очередь, зависит от различных положений тела противника. Градополов К.В. (1956,1961 гг.) дал описание ближней дистанции серий ударов и ближнего боя в целом, но не дал методики обучения техники и тактики боя на ближней дистанции. Ряд авторов (Пушкин В. В., 1953; Степанов В. Г., 1967 г.) рекомендуют ряд способов входить в ближний бой, известных из практики боев советских боксеров.  Вместе   с  тем,  говоря   о  развитии   атаки  в  ближнем   бою,  отмечают важный практический момент в выполнении серии ударов, указывая, что легче всего   входить   в   ближнюю   дистанцию   с   ударами   снизу:   первым   ударом,   как   таким   образом правило,   «оттягивается»   защита   противника   вниз, представляется возможность нанести удары в голову. Пушкин   В.  В.  (1953)     рекомендует   тренироваться   в   ударах   на  ходу,  с преследованием: «Вначале попробуйте, толкнув подвесной мешок, осыпать его 14ударами обеих рук, неотступно следуя за ним , когда же мешок пойдет на вас, отойдите, не прекращая наносить удары». Это методическое указание весьма ценно, поскольку мешок служит одним из главных снарядов в тренировке боксера. Ближний бой автор называет высшей формой борьбы на ринге и указывает, что   только   систематическая   тренировка   разовьет   у   боксера   навык   быстро ориентироваться в ближнем бою. Неправильное понимание опасного движения головой нашло отражение в правилах   повседневной   работе   повышать   спортивное   мастерство   боксеров   в этой дистанции. Правило   «опасное   движение   головой»   исходило   из   задачи   уменьшить травматизм   в  боксе,  поставленной   перед   тренерами   и  боксерами  спортивной общественности, но прямым результатом этого правила оказалось исчезновение ближнего боя из технических и тактических средств боксера. На протяжении, по крайней мере, четырех лет (1950­1953 гг.) ближний бой перестал быть одним из боев средств советских боксеров.          Степанов В. Г. (1953) пишет, что наши тренеры и судьи неправильно решили, что бой вплотную с противником не должен иметь место в практике советского  бокса. Поэтому  ранее  существовавшее  деление боевых  дистанций боксера на ближнюю, среднюю и дальнюю было сведено только к двум: ближней и дальней, причем ближняя дистанция определялась как дистанция, на которой боксер может достать ударом противника без шага вперед. Такое положение привело к тому, что наши преподаватели и тренеры перестали обучать боксеров искусству боя вплотную. Огуренков   Е.И.   (1954)   говорит:   «Чтобы   войти   в   ближнюю   дистанцию, боксер должен умело применять ложный удар...» На мой взгляд входить в ближний бой можно и без ложных ударов; чаще всего боксеры входят в ближний бой во время атаки противника прямым ударом левым  в  голову,  не применяя  ложных  ударов, использование  которых нужно 15считать лишь частным случаем. Огуренков приводит пять способов вхождения в ближний бой при атаке противника прямым левой в голову. В частности, автор указывает, что при уклоне вправо от прямого удара левой в голову, боксер дожжен делать шаг вправо, но здесь шаг делать лучше левой ногой—несколько вперед и влево, шаг же вправо правой ногой не дает возможности правильно войти в ближний бой, а удар правой снизу в туловище может попасть в запрещенное место ­ по пояснице. Автор рекомендует защиты от ударов снизу наложением ладоней на сгиб руки между плечом и предплечьем. Эта защита малодейственная, из практики мы убедились, что наиболее прочная остановка удара снизу – это наложение предплечья.          Далее Огуренков Е. И. предлагает семь способов выхода из ближнего боя. К сожалению, в большей части предложенных способов автор допускает ошибки. В третьем способе ­ " нырком " под левую руку с шагом влево ­ ошибка очевидна : можно уйти нырком под левую руку только с шагом в правую, а не в левую сторону. Четвертый   способ   ­   "   под   правую   руку   с   шагом   право   "   ­   следует выполнять с шагом влево, иначе нырок осуществить невозможно. В пятом способе автор предлагает выходить из ближнего боя уклоном вправо   от   удара   левой   и   ,   наоборот,   от   удара   правой   уклоном   влево   с последующим шагом в эту же сторону. Такой выход из ближнего боя навстречу ударом опасен и нецелесообразен, так как боксеру всегда угрожает опасность встречного удара. 16ГЛАВА   2.   ЦЕЛЬ,   ЗАДАЧИ,   МЕТОДЫ   И   ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1. Цель и задачи исследования Цель   исследования   заключалась   в   обосновании   методики   обучения ближнему бою боксеров­новичков. Для достижения поставленной цели решались следующий задачи : 171) Исследовать методику обучения ближнему бою боксеров­новичков. 2) Выявить особенности методики обучения ближнему бою боксеров­ новичков. 2.2 Методы исследования Для   решения   поставленных   задач   использовались   следующие   методы исследования : 1. Аналитический обзор литературы и официальных документов по вопросам настоящего исследования. 2. Педагогическое наблюдение. 3. Анкетирование. 4. Естественный педагогический эксперимент. 5. Методы математической статистики. 2.2.1 Аналитический   обзор   литературы   и   официальных документов по вопросам настоящего исследования Аналитический обзор литературы проводился с целью изучения состояния вопроса   по   теме   исследования.   Научный   поиск   проводился   по   двум направлениям: ­ ­ выявление практических рекомендаций; выявление особенностей методики ближнего боя. Было   собрано   около   40   литературных   источников,   был   определен материал,   который   имеет   отношение   к   изучаемой   проблеме:   ее   постановку, историю, степень разработанности для применения исследования. 2.2.2. Педагогическое наблюдение Как   метод   исследования   представляет   собой   целенаправленное восприятие   какого­либо   педагогического   явления,   с   помощью   которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными.   когда Проводилось   непосредственное   педагогическое   наблюдение, исследователь сам является наблюдателем педагогического явления. 2.2.3. Анкетирование 18В   исследовании   для   анализа   и   обобщения   практиков   по   вопросам методики   обучения   ближнему   бою   боксеров­новичков   проводилось анкетирование.   Распространили   среди   тренеров   анкеты   и   собрали   ответы   30 тренеров.   Анкетирование   было   «открытое»   ­   анкеты   могли   быть   даны   в свободной форме. 2.2.4. Естественный педагогический эксперимент Педагогический эксперимент строится на модели боксеров второго года обучения.   В   эксперименте   приняло   участие   30   боксеров,   из   которых   были созданы   две   группы:   экспериментальная   и   контрольная.   Экспериментальный этап длился 5 недельных микроциклов и включал проведение тренировочных   Эффективность спаррингов   после   каждого   недельного   микроцикла. педагогического эксперимента оценивалась по динамике прироста технических навыков боксеров в ближнем бою на специальном тренировочном спарринге. 2.2.5. Методы математической статистики Для   статистической   обработки   материалов   исследования   были использованы приняты в спортивной педагогике методы. На различных этапах исследования были использованы следующие методы математическо­ статистической обработки: ­ ­ ­ вычисление средних величин; метод статистического сравнения по критерию студента; метод экспертных оценок, вычисляемых с помощью коэффициента конкардации. 2.3. Организация исследования Исследование проводилось на группах начальной подготовки ы течение двух месяцев в спортивном клубе АНО «ДЮКБИ»  Исследования проводили тренеры клуба: Ибрагимов М. А. Гаврилов Д. К. Мизонов Ю.А. Соловьев С.А. Гончар И.Ю. 19ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 203.1 Вариант боевых позиций В   ходе   педагогических   наблюдений   за   тренировками   и   ,   пользуясь литературой, мы вывели основные варианты боевых позиций в ближнем бое для боксеров­новичков, Ноги располагаются параллельно, либо правая нога несколько сзади. 1. Туловище должно быть согнуто под небольшим углом так, чтобы центр тяжести находился ближе к передней части ступни фронтально к противнику, а подбородок   прижат   к   груди.   Кулаки   находятся   в   положении   фронтальной стойки, но приподняты несколько выше, то есть верхняя часть согнутой в руках перчатки должна быть на уровне висков. 2. Боксер должен находиться по отношению к противнику полубоком, туловище немного согнуто вперед, спина " круглая ", вес тела на выдвинутой ноге, левое плечо приподнято и защищает подбородок, левая рука опущена вниз и согнута в локте под углом в 90°, кисть правой руки находится у правого виска, локоть   и   предплечье   защищает   правую   часть   туловища.   В   этом   положении боксер   практически   защищен   от   всех   ударов   и   контролирует   действия противника. 3. Положение   рук   закрывает   туловище   и   голову,   располагаются параллельно   полу.   Правая   рука   держится   под   левой   и   закрывает   плечом, предплечьем и перчаткой голову, левая же защищает туловище. Из этой позиции в ближнем бою удобно наносить сильные боковые удары. 213.2 Основные упражнения для обучения ближнему боя боксеров­ новичков В ходе педагогических наблюдений мы определили, по нашему мнению, комплекс   основных   упражнений   для   обучения   ближнему   бою   боксеров­ новичков. 1. Оба боксера наносят одиночный удары снизу в голову и боковые в туловище. При этом запрещается наносить короткие прямые удары и защиту шагом назад и боковые удары в голову. 2. Оба боксера выполняют упражнение, наносят только комбинации из 2 ударов в любых сочетаниях, запрещается применять короткие прямые удары и защиту шагом назад. 3. Один   боксер   наносит   только   одиночные   удары   (   снизу,   сбоку   ), другой только комбинации из двух ударов ( снизу, сбоку ). Боксерам дается указание постоянно менять варианты ударов. Из вариантов защит рекомендуется применять подставки, блоки, нырки и уклоны. 4. Оба   боксера   наносят   одиночные   удары   и   комбинации   из   двух ударов,   при   этом   необходимо   обязательно   чередовать   одиночные   удары   и комбинации ударов. 5. Один боксер наносит только серии из трех ударов, другой ­ только одиночные   удары.   При   выполнении   этого   упражнения   должно   проявиться преимущество того боксера, который наносит одиночные удары. 6. Оба   боксера   выполняют   одно   задание.   Им   предписывается   на дальней   дистанции   использовать   прямые   удары   в   голову   и   туловище (   второстепенная   задача   ),   при   вхождении   на   среднюю   дистанцию   (   главная задача) использовать весь арсенал техники ведения боя на ближней дистанции. 223.3 Исследование   методики   обучения   ближнему   бою   боксеров­ новичков Для анализа и обобщения опыта тренеров­практиков по вопросу методики обучения   ближнему   бою   боксеров­новичков   проводилось   анкетирование,   мы получили следующие результаты: ­ 50% тренеров считают, что обучение ближнему бою целесообразно начинать в конце первого года обучения; ­ 40% на втором году обучения; ­10% считают, что нужно начинать на третьем году обучения. На вопрос: какова последовательность обучения ближнему бою? ­ 40%   тренеров   считают,   что   надо   обучать   в   следующей последовательности: входу в ближний бой, ведению ближнего боя и выходу из ближнего боя; ­17% считают, что надо обучать сначала выходу, ведению, а потом уже входу в ближний бой; ­17% входу, выходу, ведению; ­13% ведению, выходу и входу; ­ 6,5% ведению, входу, выходу; 6,5% выходу, входу, ведению. ­ А лучшим вариантом вхождения в ближний бой 70% ­ с защитой без удара; 20% ­ со встречным ударом; 10% ­ после собственной атаки. Лучшим вариантом выхода из ближнего боя ­ с ударом 80% и 20% ­ с защитой   без   удара.   А   при   обучении   технике   ближнего   боя   70%   тренеров считают, что нужно сначала обучать ударам снизу, а потом боковым, 30% ­ наоборот ­ боковым, а затем ударам снизу. 23Обучение защите. Сначала нужно обучать подставкам, потом уклонам (ныркам) и в последнюю очередь шагу назад (в стороны) - так считают 67% тренеров; 10% тренеров считают, что сначала надо обучать уклонам, потом подставкам и в последнюю очередь шагу назад; и 3% считают ­ шагу назад, потом   подставкам,   и   в   последнюю   очередь   уклонам   (ныркам);   а   20% затруднились дать ответ на этот вопрос. Лучшим вариантом ведения ближнего боя считается: ­ 87%   ­   нужно   начинать   с   ударов   по   туловищу   с   последующим переводом в голову; ­ 10% ­ нужно начинать с ударов в голову с последующим переводом по туловищу; ­ голова. № 1 2 3 4 5 3% ­ сначала в голову, в туловище, в голову, т.е. голова­ туловище­ Результаты анкетирования тренеров Таблица 1  Вопросы анкеты Время   начала обучения   ближнему бою Последовательность обучения Варианты вхождения в ближний 1 15 12 21 бой Варианты   выхода   из ближнего боя Обучение   технике 24 21 ближнего боя 4 4 5 2 6 2 3 3 5 3 2 12 5 6 6 9 246 7 Последовательность обучения защит Вариант ведения   20 26 3 3 1 1 ближнего боя              Результатов анкетирования в процентном соотношении Таблица 2 № 1 2 3 4 5 6 7 Вопросы анкеты Время обучения ближнему   начала 1 50% 2 40% 3 10% 4 5 6 бою Последовательность обучения Варианты   вхождения в ближний бой 40% 17% 17% 13% 6,5% 6,5% 70% 20% 10% Варианты   выхода   из ближнего боя Обучение   технике 80% 20% 70% 30% ближнего боя Последовательность обучения защит Вариант   ведения 67% 10% 87% 10% ближнего боя Результаты собранных анкет мы вывели из процентов по формуле  и вывели степень согласованности мнений экспертов с помощью коэффициента конкордации. W = 12 S / m (n­n) 50% ­15 40% ­12 70% ­ 21 87% ­ 26 2570% ­ 21 67% ­ 19  = 20, средняя сумма рангов; W =   = 0,57   0,6≈ В   зависимости   от   степени   согласованности   мнений   экспертов коэффициент   конкордации   лежит   в   пределах   от   0   (при   отсутствии согласованности)   до   1   (при   полном   единодушии).   Найденный   коэффициент существенно отличается от нуля. 263.4 Особенности   методики   обучения   ближнему   бою   боксеров­ новичков Из   бесед   с   тренерами   различной   квалификации,   педагогических наблюдений мы видели несколько особенностей методики обучения боксеров­ новичков. 1. Обучать каждого спортсмена ближнему бою нужно индивидуально, когда он освоил прямые, боковые и удары снизу, как в голову, так и в туловище, независимо сколько месяцев он занимается. Это позволит менее травматично проводить процесс обучения. 2. Последовательность   обучения   ближнего   боя   боксеров­новичков: лучше   всего   сначала   обучать   выходу   из   ближнего   боя,   потом   ведению   и,   в последнюю   очередь,   входу   в   ближний   бой.   Так   как   научившись   защитам   в ближнем   бою   боксеру   будет   легче   входить   в   него.   Боксеры­новички   могут оказаться в ближнем бою не по своей воле, и часто они уходят в глухую защиту, а чтобы интересней проходил бой нужно уметь выходить из этой ситуации с достоинством. 3. Боксера нужно научить входить в ближний бой, но без удара, чтобы новички не путались в собственных ударах и могли координировать движения рук и ног. 4. Выходу из ближнего боя мы рекомендуем обучать с ударом или с выставлением вперед передней руки, т.к. это хорошая защита и встречный удар, на тот случай, если соперник решит атаковать. 5. При обучении ведению ближнего боя нужно обучать сначала ударам 27снизу,   а   потом   боковым   и   защитам:   сначала   подставкам,   потом   уклонам (ныркам) и, в последнюю очередь, шагу назад (в стороны), но обучение нужно проводить одновременно. Вести ближний бой легче и эффективнее с ударами в туловище с последующим переводом на голову. 3.5. Результаты педагогического эксперимента В   результате   проведенного   эксперимента   получены   данные, свидетельствующие об эффективности экспериментальной методики. На начальном этапе первого микроцикла обучения ближнего боя данные экспериментальной   и   контрольной   группы   по   техническим   навыкам   ведения ближнего   боя   были   на   одном   уровне,   а   в   конце   пятого   микроцикла   данные экспериментальной группы значительно выше, это было видно и в специальных тренировочных спаррингах. Таблица 3 Изменение среднегрупповых значений показателей прироста технических навыков боксеров­новичков в ближнем бою до и после проведения педагогического эксперимента Группы: П.Т.М. Исходные Конечный При Экспериментальная (п­ 15) Контрольная (п­15) данные Z + 5 V, % данные Х+ 5 v,% рост % Экспериментальная Т.Н. 6,4 ±0,5  19,1 ±0,9  12,7 Контрольная Т.Н. 11,1 ±0,8 10,7 ± 1,7 1,7 28Данные     таблицы   показали,   что   значительно   увеличивается   прирост технических   навыков   в   ближнем   бою   боксеров­новичков   экспериментальной группы. 3.6 Методические   основы   обучения   ближнему   бою   боксеров­ новичков Бой на ближней дистанции является важной частью современного боя. В ближнем бою эффективными считаются только сильные удары, особенно это актуально   при   новом   подходе   к   подсчету   очков   в   поединках.   Каждый   удар необходимо наносить, можно с обязательным включением в удар вращательного и вращательно­поступательного движения туловища. На ближней дистанции в редких   случаях   нужно   наносить   серии   из   трех   и   более   ударов.   В   основном необходимо наносить сильные одиночные удары и комбинации из двух ударов, притом   наносить   их   необходимо   выборочно,   чередуя   с   активной   защитой,   с различным направлением и в открытые места. Доля боковых ударов в ближнем бою значительно больше, чем ударов снизу, но удары снизу, особенно в голову являются   мощным   оружием   в   арсенале   сильнейших   боксеров.   При   анализе техники бокса наших боксеров на внутренних соревнованиях в редких случаях вы увидите эффективное применение ударов снизу в ближнем бою. Необходимо взять за правило, что в ближнем бою удары снизу в голову являются   эффективным   оружием   в   достижении   победы.   Что   касается применения боковых ударов, то такие нетрудно заметить, редкое применение нашими боксерами бокового правой в голову. И уже в самых редких случаях вы можете наблюдать у наших боксеров выполнение боковых ударов по корпусу. 29Необходимо пересмотреть технику нанесения боковых ударов и ударов снизу в ближнем бою. Следует наносить более сильные, акцентированные удары и вкладывать большую массу в удар и обязательно использовать для повышения его силы вращательное движение туловища. Особенно важно научить боксеров правильно   наносить   удары   снизу   в   голову,   используя   при   этом   сильные разгибательные движения туловищем. Немаловажным обстоятельством при этом является положение кулака при нанесении ударов снизу и сбоку. Правильное положение кулака при ударе увеличивает его силу, создает жесткую цепь: кисть­ предплечье­   плечо,   а   так   же   уменьшает   травматизм   кисти.   Наиболее оптимальным для достижения этих целей является такое конечное положение кулака, когда тыльная сторона перчатки направлена к противнику. Для успешного овладения элементами ведения боя на ближней дистанции необходимо вначале обучения широко использовать имитационные упражнения. Выполнение   этих   упражнений   совершенствует   у   боксеров   умение   управлять туловищем ( перенос веса тела с одной ноги на другую, чувство общего центра тяжести ­ в дальнейшем "вес тела") как на месте, так и в движении. Только   когда   боксеры после   качественного   выполнения   этих   упражнений, "почувствуют"   нахождение   веса   тела   при   выполнении   определенных   ударов, можно переходить к изучению элементов техники боя на ближней дистанции. Боксер, выполняя удары на ближней дистанции, обязательно должен их чередовать с выполнением определенных видов защит, таких как уклоны, нырки, приседания и блоки. Поэтому после разучивания ударов снизу в туловище и в голову   необходимо   перейти   к   более   сложным   упражнениям,   где   будут чередоваться удары снизу и сбоку, одиночные и комбинации из двух ударов с определенными   видами   защит.   При   этом   необходимо   в   обучении   идти   от простого к сложному, а именно: вначале используются одиночные удары и после них варианты защит, затем одиночные удары повторяются, но обязательно после выполнения   определенных   видов   защит   и   затем   уже   боксеру   даются   более сложные задания с выполнением комбинаций защит и ударов. Основная задача 30последующих упражнений ­ научить боксера эффективно чередовать удары в ближнем   бою   с   определенными   видами   защит,   т.е.   быть   максимально "заряженными"   на   сильный   удар,   но   в   то   же   время   быть   максимально защищенным от сильных ударов противника. Все   упражнения   на   первом   этапе   обучения   выполняются   боксером   из   затем   боксеру   предлагается   весь положения   фронтальной   стойки, вышеперечисленный   комплекс   имитационных   упражнений   выполнить   из положения ближе к обычной боевой позиции, но более сгруппированной. При   изучении   и   совершенствовании   боковых   ударов   необходимо соблюдать следующее правило: при нанесении бокового удара левой в голову вес тела боксеров во время удара необходимо переносить на правую ногу для увеличения радиуса вращения, и, вследствие этого, увеличения силы удара. При нанесении же бокового удара правой в голову вес тела необходимо переносить на   левую   ногу,   что   так   же   увеличивает   силу   удара.   Такое   же   правило необходимо выполнять и при нанесении боковых ударов. При выполнении упражнений для обучения вариантам защит на ближней дистанции   необходимо   отметить   следующее.   Защита   в   ближнем   бою   может активная и пассивная. Пассивная защита применяется в основном в тех случаях, когда боксер какое­то время не может вести активно бой, вследствие состояния «грогги»   или   попадания   в   неудобное   положение   (угол   ринга,   у   канатов).   В некоторых случаях пассивная защита применяется и в тактическом плане для избежания   боя   на   ближней   дистанции,   а   также   для   того,   чтобы   утомить противника в первой половине для перехода к активным действиям во второй части   поединка.   Активная   защита   предполагает   тех   вариантов   защитных действий, которые дадут возможность эффективно защищаться и при этом, не теряя   контроль   за   действиями   противника,   быстро   перейти   к   активным действиям. В некоторых случаях ведение ближнего боя необходимо применять как активную, так и пассивную защиту, т.е. комбинировать их в зависимость от ситуации на ринге. 31Дальнейшие упражнения должны быть построены по схеме, когда один боксер атакует попеременно или по выбору, и другой защищается пассивно или контратакует   (   в   ответной   форме).   После   изучения   этих   специальных упражнений боксеры овладеют основными защитными движениями, ударами и комбинациями ударов в ближнем бою. Последующие упражнения выполняются в несколько усложненной форме. Схема   этих   упражнений   такова:   атака,   защита,   контратака,   т.е.   атакующий боксер после нанесения удара или комбинации ударов защищается от ответных   контратакующих   ударов   его   партнера   и   после   защиты   снова наносит удар или комбинацию ударов. Далее   боксеру   предлагается   специальные   упражнения,   решающие   уже непосредственно более широкие технические задачи совершенствования ведения боя   на   ближней   дистанции.   Необходимо   постепенно   увеличивать   сложность выполнения   специальных   упражнений,   начиная   от   решения   узких   задач   до выполнения упражнений с широкими техническими задачами. Следующая,   заключительная   серия   специальных   упражнений   должна непосредственно   приблизить   боксеров   к   тем   боевым   ситуациям   и   решению широких   задач   в   ближнем   бою,   которые   могут   им   встретиться   во   время проведения   поединков   на   ринге.   Эти   упражнения   можно   предлагать   тем боксерам, которые уже достаточно прочно усвоили все те навыки ближнего боя которые они получили при выполнении предыдущих упражнений. 32ВЫВОДЫ В результате анкетирования и педагогических наблюдений, мы пришли к следующему: 1. Начало   обучения   ближнему   бою   должно   приходиться   на   конец первого года обучения ( 50% тренеров ) или на второй год обучения ( 40% тренеров ) и обучать ближнему бою нужно с выхода, т.к. боксеры­новички еще не   могут   боксировать   в   ближнем   бою   и   должны   уметь   с   честью   выйти   из затруднительного   положения,  кроме   того   могут   нарушаться   правила   ведения ближнего боя. 2. Следует обучать технике ударов и защиты на ближней дистанции и целенаправленного входа в ближний бой. 3. При   обучении   ближнему   бою   большинство   тренеров   (   70%   ) рекомендуют   входить   в   ближний   бой   с   защитой   (   уклоном   )   без   удара,   а выходить с ударом или с выставлением вперед вытянутой передней руки. Вести ближний бой рекомендуют ударами снизу в туловище с последующим переводом на голову ( 87%). 4. (   70%   )   тренеров   рекомендуют   следующую   последовательность обучения   технике:   сначала   удары   снизу,   потом   боковые;   а   защитам   (   67%   ) сначала   подставками,   потом   уклонами   (   нырками   )   и   в   последнюю   очередь 33шагом назад ( в сторону ). ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Основная задача обучения в бою на ближней дистанции ­ формирование у боксеров прочных и разнообразных технических навыков и тактических умений. На   всех   этапах   обучения   необходимо   разъяснить   боксерам   содержание ближнего боя, анализировать в беседах с ними его основы и детали, его технику и тактику. Ближний   бой   в   боксе   ­   наиболее   активная   форма,   состоящая   из комплексов технико­тактических приемов, применяемых на ближней дистанции и состоящих из ударов согнутыми в локтях руками целесообразных защит от них. Боксер,   овладевший   техникой   и   тактикой   ближнего   боя,   тем   самым расширяет   свои   боевые   средства,   что   увеличивает   его   преимущество   в состязаниях   (   Огуренков,   1959).   Поэтому,   при   обучении   ближнему   боя рекомендую   не   ждать   и   не   спешить,   т.е.   обучать   не   по   программе,   а   по способностям спортсмена, если схватывает сразу, то обучать раньше, чем по программе, а если еще не все усвоил, лучше подождать. 34Последовательность и методические приемы обучения ближнему бою Рекомендую обучать технике и тактике ближнего боя по схеме: Беседа,   в   которой   боксерам   разъясняют   значение   изучаемого   приема, особенности его техники, тактическое использование, способы разучивания и тому подобное. Показ   изучаемого   движения   в   целом   и   по   частям,   причем   нужно выделять особенности приема, составляющие его основу. Подготовительные упражнения, в которых боксеры усваивают основное (главное для разучиваемого приема) движение. Упражнения   без   перчаток   (   имитационные   ),   в   которых   усваивают правильное движение приема. Упражнение в ударах по перчаткам партнера ( шеренгах или парах ). Упражнение с партнером ( в перчатках ). в которых боксеры разучивают прием в условиях противопоставляемой ему защиты или контрприема. Упражнение в бою по заданию ­ занимающиеся выполняют конкретные заданные им приемы в условиях, приближающихся к боевой обстановке. Боевая   практика  на   основе   пройденного   материала   ­   занимающиеся произвольно   применяют   в   вольном   бою   усвоенные   ими   приемы,   выполняют индивидуальные задания и принимают самостоятельные решения по ходу боя. Индивидуальное разучивание и закрепление приемов ближнего боя: упражнения на лапах и на снарядах, бой с тенью. Обучение ближнему бою начинается с освоения наступательной позиции. Выполняя ее, боксер слегка сгибает туловище в пояснице, подает таз несколько вперед, ноги согнуты в коленях и расставлены на ширину плеч, руки согнуты в локтях и касаются туловища, кулаки у подбородка. При нанесении ударов в бою свободной рукой боксер страхует голову от возможных встречных ударов, помещая перчатку сбоку от головы. 35Прежде,   чем   приступить   к   изучению   коротких   ударов   занимающиеся должны   освоить   ряд   подготовительных   движений,   выполняемых   из наступательной позиции: 1. Уклон вправо и приседание на правой ноге. 2. Уклон влево и приседание на левой ноге. 3. Приседание и поворот направо. 4. Приседание и поворот налево. 5. Несколько шагов право и влево ( из наступательной позиции ). Упражнение для разучивания ударов снизу в туловище 1) И.   п.   ­   наступательная   позиция,   под   общую   команду   тренера,   в одношереножном строю. "Раз" ­ уклон право с приседанием на правой ноге. "Два" ­ удар снизу правой в туловище с переносом веса тела на левую ногу, задержаться в этом положении. "Три" ­ возвратиться в и. п. 2) И. п. ­ наступательная позиция, в двухшереножном строю. Боксеры первой   шеренги   по   сигналу   или   произвольно   наносят   удар   снизу   правой   в туловище,  боксеры   второй   шеренги   подставляют   раскрытую   перчатку.   Затем роли меняются. После освоения ударов снизу обучают технике защите подставкой локтя. Под   удар   снизу   правой   в  туловище   движением   слева   направо   подставляется согнутая левая рука, локоть правой руки при этом страхует туловище боксера, перчатки страхуют голову Удар левой снизу в туловище и защиту от него, подставку правого локтя разучивают аналогично. После усвоения ударов снизу в отдельности, потом эти удары соединяют. 3) Боксеры  последовательно, под  общую  команду  тренера, наносят  удары И . п. ­ наступательная позиция в одношережном строю. 36снизу правой и левой рукой в туловище с переносом веса тела на разноименную ногу. После этого задание следует выполнять в движении вперед и назад. 4) И . п. ­ наступательная позиция в двухшережном строю. Боксеры последовательно наносят удары снизу правой и левой рукой в туловище, партнер держит на месте цели раскрытую перчатку. Затем роли меняются. 5) И.   п.   ­   наступательная   позиция.   Стоя   в   двухшережном   строя боксеры первой шеренги последовательно наносят удары снизу правой и левой рукой в   туловище,   боксеры   второй   шеренги   выполняют   защиты   подставкой правой и левой согнутой руки. То   же   самое   в   движении:   боксеры   первой   шеренги   наносят   удары   в движении вперед, боксеры второй шеренги защищаются подставками согнутых рук, отходят назад. Техника нанесения коротких боковых ударов в голову сходна с техникой выполнения длинных боковых ударов в голову. Единственно различие состоит в том, что рука несколько сильнее согнута в локтевом суставе. При нанесении коротких боковых ударов необходимо обратить внимание на движение локтя, который   должен   следовать   за   кулаком.   В   момент   удара   кулак   и   локоть находятся в одной плоскости. Упражнения для разучивания коротких боковых ударов в голову 1) И. п. ­ наступательная позиция. "Раз" ­ уклон право с приседанием на правой ноге. "Два" ­ короткий боковой удар правой по правой перчатке партнера. "Три" ­ уклон влево с приседанием на левой ноге. "Четыре" ­ короткий боковой удар по левой перчатке партнера. 2) И. п. ­ то же. "Раз" ­ уклон вправо с приседанием на правой ноге. 37"Два" ­ боковой удар правой в голову ( по правой перчатке ). "Три" ­ боковой удар левой в голову ( по левой перчатке партнера ). То не самое, только начать удар с левой руки. 3)  И.   п.   ­   В   двухшережном   строю   боксеры   первой   шеренги последовательно наносят боковые удары по перчатке партнера с шагами вперед, боксеры второй шеренги двигаются назад. Защита   подставкой   тыльной   стороны   перчатки   уже   изучалась   ранее   от длинных   боковых   ударов   в   голову,   поэтому   не   вызывает   зутруднений   у занимающихся. При изучении элементов ближнего боя необходимо связать эти защиты с ответными ударами, т.е. научить боксеров сразу же после применения защиты наносить ответные удары снизу в туловище и боковые в голову. Например: 1.   Один   боксер   наносит   боковой   удар   левой   в   голову   и   защищается подставкой   согнутой   руки,   другой   защищается   подставкой   тыльной   стороны перчатки и наносит ответный удар снизу правой в туловище. 2.   Один   боксер   наносит   боковой   удар   правой   в   голову   и   защищается подставкой тыльной стороны перчатки, другой защищается подставкой тыльной стороны перчатки и наносит ответный удар снизу правой в туловище. 3.   Один   боксер   наносит   боковой   удар   левой   в   голову   и   защищается подставкой тыльной стороны перчатки, другой защищается подставкой 4.   Один   боксер   наносит   боковой   удар   правой   в   голову   и   защищается подставкой тыльной стороны перчатки, другой защищается подставкой тыльной стороны перчатки и наносит ответный боковой удар правой в голову. Защита приседаниями легко усваивается начинающими боксерами. Следует указать занимающимся, что кроме сгибания ног, туловище еще больше группируется, чем при выполнении наступательной позиции. Эта защита хороша тем, что может быть выполнена от любого удара в голову, кроме ударов снизу. Из нее также удобно наносит ответные удары, особенно удары снизу. 38Упражнения для разучивания 1.   Один   боксер   наносит   боковой   удар   левой   в   голову   и   защищается подставкой согнутой руки, другой защищается приседанием и наносит ответный удар снизу левой в туловище. 2.   Один   боксер   наносит   боковой   удар   правой   в   голову   и   защищается подставкой согнутой руки, другой защищается приседанием и наносит ответный удар правой снизу в туловище. З.   Один   боксер   наносит   боковой   удар   левой   в   голову   и   защищается подставкой   тыльной   стороны   перчатки,   другой   защищается   приседанием   и наносит ответный боковой удар левой в голову. 4.   Один   боксер   наносит   боковой   удар   правой   в   голову   и   защищается подставкой   тыльной   стороны   перчатки,   другой   защищается   приседание   и наносит ответный боковой удар правой в голову. Двойной удар снизу правой в туловище, боковой левой в голову, наиболее удобно выполнять начинающим боксерам после уклона вправо, а двойной удар снизу левой в туловище, боковой правой в голову наиболее удобно разучивать после уклона влево. Упражнения для разучивания 1. Боксер выполняет уклон вправо, а затем наносит двойной удар правой снизу в туловище, боковой левой в голову до перчатки партнера. Сначала это упражнение выполняется на месте, а затем в движении вперед. 2.   Один   боксер   атакует   двойным   ударом   снизу   правой   в   туловище, боковым левой в голову и защищается, другой защищается подставкой согнутой левой   руки   и   тыльной   стороной   правой   перчатки.   Сначала   это   упражнение выполняется на месте, затем в движении вперед. 3.   Один   боксер   атакует   двойным   ударом   снизу   правой   в   туловище, 39боковой левой в голову и защищается, другой защищается подставкой согнутой руки   и   тыльной   стороной   перчатки   и   наносит   ответный   удар   левой   снизу   в туловище или боковой в голову. 4.   Один   боксер   атакует   ударом   снизу   правой   в   туловище,   затем защищается подставкой согнутой руки и тыльной стороной перчатки, другой защищается   тыльной   стороной   руки   и   наносит   двойной   удар   снизу   правой   в туловище, боковой левой в голову. 5.   Один   боксер   атакует   боковым   ударом   правой   в   голову,   затем защищается подставкой согнутой руки и подставкой тыльной стороны перчатки, другой защищается подставкой тыльной стороны перчатки и наносит двойной удар снизу правой в туловище, боковой левой в голову. Двойной удар снизу в туловище, боковой правой в голову и защиты от них разучиваются аналогично. Изучение коротких боковых ударов удобно планировать в следующей поел едовател ьности: 2­3 занятия отводится на изучение ударов снизу в туловище, затем три занятия занимающиеся совершенствуют ранее изученный материал, а в конце уроков 3­4 раунда повторяют удары снизу. Затем 2­3 занятия идет изучение коротких   боковых   ударов   в   голову.   Последующие   три   занятия   повторяют изученный   материал,   а   в   конце   занятия   начинающие   боксеры   повторяют короткие боковые удары в голову. Затем примерно в течение месяца начинающими боксерами производятся тренировочные уроки, после которых проводятся соревнования типа открытого ринга. Выход из ближнего боя Выходить   из   ближнего   боя   нужно   учить   раньше,   т.к.   не   имеет   смысла учить вхождению в ближний бой, когда боксер еще не знает, что ему делать и как действовать в ближнем бою. Поэтому сначала боксеры разучивают позиции, удары,   защиты,   комбинации   ударов,   т.е.   учатся   действовать   на   ближней 40дистанции. Когда же они получат представление об основах ближнего боя, следует научить   их   прерывать   ближний   бой,   выходить   из   него.   И   лишь   после   этого можно обучить боксера входить в ближний бой, применяя для этого различные способы. 1. Один боксер атакует двойным ударом снизу правой ­ левой в туловище, другой защиидается   подставкой согнутых в локтевом  суставе   рук и наносит ответный удар левой прямой или боковой с шагом назад правой ногой. 2.   Один   боксер   атакует   боковым   ударом   левой   в   голову,   другой защищается   "нырком"   и   шагом   вправо.   От   бокового   удара   правой   в   голову, "нырком" и шагом влево. Потом можно усложнить задачи. 3.   Один   боксер   атакует   двойным   ударом   снизу   правой   в   туловище боковым левым в голову, другой защищается подставкой согнутой левой руки и "нырком" с шагом влево, и т.д. Вход в ближний бой. Боксер входить в ближний бой либо во время собственной атаки, либо в момент, когда его атакует противник. При   обучении   входу   в   ближний   бой   наиболее   целесообразен   второй вариант, т.е. в момент атаки противника, с уклоном влево и вправо. 1. Один боксер наносит прямой удар левой в голову, другой ­ защищается уклоном влево. 2. Один боксер наносит прямой удар правой в голову, другой ­ защищается уклоном вправо. Эти приемы наиболее применимы при входе в ближний бой, т.к. создается исходное   положение   дел   (   ведение   )   нанесения   ударов   снизу   и   боковых   в ближнем   бою.   Боксерам­новичкам   нельзя   давать   защиту   ­   уклон   влево   от прямого удара правой в голову, т.к. уклон нужно выполнять навстречу удару, а это очень опасно. Здесь нужно сначала показать несколько способов вхождения в ближний бой, а затем закреплять их в упражнениях ­ в арах и в условном бою. 41Полезно упражняться в этих приемах и на лапах. После усвоения этих приемов можно давать вход в ближний бой со встречным ударом. Если боксеры прочно усваивают 3­4 способа вхождения в ближний бой, то на первое  время этого будет достаточно для того, чтобы они могли уверенно и решительно входить в ближний бой. Сложнее обучить боксеров завязывать ближний бой во время собственной атаки, т.к. противник легко может отойти назад или в сторону, и ближний бой не завяжется. Поэтому, обучая боксеров завязывать ближний бой во время атаки, нужно   прежде   всего   показать   боксерам   способы   маневрирования,   пользуясь которыми   боксер   может   оттеснять   противника   к   канатам   или   в   угол   ринга. Только   лишив   противника   возможности   маневрировать,   боксер   сможет заставить его принять ближний бой. Такими   способами   могут   служить   попеременные   шаги   вперед   с маневрированием туловища ( уклонами ) : с шагом вперед левой ногой боксер делает уклон влево, с шагом вперед ­ вправо, не давая противнику отойти в сторону.   Но   в   это   же   время   нужно   не   забывать   о   страховке   и   угрожать противнику ударами, заставляя его отходить назад. Другим   способом   могут   служить   небольшие   слитные   скользящие   шаги вправо­   влево­   вперед,   с   помощью   которых   боксер   вынуждает   противника отходить   назад,  не  давая   ему   в   то   же   время   возможности   сделать   маневр   в сторону. После   того,   как   основные   способы   вхождения   в   ближний   бой   будут разучены,   тренер   дает   боксерам   задание   применять   тот   или   иной   способ   во время условного или вольного боя. В заданиях партнерам можно сочетать и способы вхождения в ближний бой и способы выхода из него. 42СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.  Булычев А.И.  Бокс    М.ФиС, 1956. 231 с. 2. Градополов К. В. Бокс. М., Фис, 1938. с. 24­26 3. Градополов К. В. Бокс. М., Фис, 1951 4. Градополов К. В. Бокс. М., Фис, 1956 323 с. 435. Градополов К. В. Бокс. М., Фис, 1961 6. Градополов К. В. Бокс. М., Фис, 1965 7. Градополов К. В. Методическое пособие по боксу. М., Фис, 1949. с. 131­ 134. 8. Дегтярев И.П. Бокс Учебник для ИФК. М., Фис, 1979 9. Джероян Г. О. Совершенствование техники и тактики бокса. М., Фис, 1955г. 10.Иванов И. И. Ближний бой в боксе. М. Воениздат. 1970 11.Иванов И. И. Уроки бокса. М. Воензидат 1970. 12.Инг Т. Бокс и физическая культура. 1954 13.Карпантье Ж. Мой метод или бокс, как прекрасное искусство. 14.Качурин А. И. Ближний бой. Техника и тактика. ­ Спортивная жизнь Россия 1993, №8 с. 99 15.Качурин А. И. Комплекс уроков для обучения и совершенствования техники бокса   в   группах   основного   и   спортивного   отделений   высших   учебных заведений. Учебное пособие. М.­ 2004, 153с. 16.Качурин А. И., Киселев В. А. Совершенствование ближнего боя. М. ­ ФОН ­1997 с. 27 17.Качурин А. И., Киселев В. А., Кравченко О. В. ­ юбилейный сборник трудов, посвященный 80 ­ летию академии. М., 1998, т.4 с. 115­118. 18.Кистер М. О. Английский бокс. 1896 19.Клаус Ф. Искусство ведения боя в "инфайтинге". 20.Кливер Ф. Современный бокс. 1934 21.Кливер Х. Бокс. Ближний бой, 1934 22.Кулиев О. А. Техника ударов ближнего боя в боксе и оптимизация методики её совершенствования. ГЦОЛИФК, 1981 23.Лавров В. А., Лавров А. В. Начальное обучение боксеров­юношей. Волгоград, 1976. 24.Никоноров   Б.Н.   Методические   рекомендации   по   обучению   боксеров­ новичков  М.: комитет по ФКиС Г.Москвы, 1999 – 62с. 25.Огуренков В. И. Специальные упражнения боксера. ­ М., Фис, 1957,135с. 4426.Огуренков Е. И. Современный бокс. М., Фис, 1966 27.Огуренков Е. И., Степанов В. Г., Федченко В. А., Худадов Н. А. Обучение и тренировка юных боксеров. М., Фис, 1954 28.Огуренков Е. И.Ближний бой в боксе. М., Фис, 1969 186 с. 29.Остьянов   В.Н.,   Гайдамак   И.И.   Бокс   (   обучение   и   тренировка   )   Киев.: Олимпийская литература, 2001 ­239 с. 30.Перельман  М.  И.  Воспитание  боксера ­   новичка:   пособие   для  тренеров  и преподавателей. М., Фис, 1948.  86с. 31.Романенко М. И. Молодому боксеру. М., Фис, 1968 32.Романенко М. И.Бокс. Киев, "Вища школа". 1985 33.Романов В. М. Бокс на дальней, средней и ближней дистанциях. М., Фис, 1979 34.Романов   В.   Т,   Основные   особенности   методики   начальной   подготовки   по боксу юношей, 1956 35.Самойлов В. В. Пособие по боксу, 1919 36.Степанов А. И. Обучение боксера­новичка. М., Фис, 1979 37.Степанов   А.   И.   Обучение   боксера­новичка.   Пособие   для   инструкторов­ общественников. М. Фис ­ 1953 ­ 157с. 38.Степанов В. Г. Бокс. Воениздат МО СССР. М, 1967 39.Стефановский   В.   П.   Исследование   методики   обучения   ближнему   бою боксеров­юношей. ЦНИИФК ­ М. Фис, 1953 с. 33. 40.Теория и методика   бокса: Учебник / под общей ред. Е.В.Калмыкова.­М.: Физическая культура, 2009.­272.       41.Флейшер Н., Как боксировать. 1942 42.Фомин Н. Я., Баранов В. В. Новый подход к обучению новичков технике бокса. Бокс ежегодник. 1977, с. 30­33. 43.Харлампиев А. Г. Школа бокса. М., Фис, 1982 44.Харлампиев А. Г., Градополов К. В., Перельман М. И. Учебное руководство по боксу. 1943 4545.Худадов И. А, Обучение и тренировка юных боксеров. М., Фис, 1954 46.Шатков А., Ширяев А. Юный боксер. М., Фис, 1982 47.Ширяев А. Г. Знакомьтесь, бокс! Лениздат, 1986 48.Ширяев А. Г. Хочешь стать боксером? М., Фис, 1986 46Исполнитель выпускной квалификационной работы               _______________________ Ибрагимов М. А.   Научный руководитель к.п.н., профессор                                         _____________________ Киселев В. А. Заведующий  кафедрой ТиМ  Бокса и кикбоксинга, д.п.н., профессор                                   _______________________ Калмыков Е.В. Дата защиты                                              ___________________ Оценка за работу                                                _______________ Председатель  Государственной Аттестационной Комиссии                          ______________________            47