школа- лицей № 266
Обёртки русских конфет - история возникновения и развития
Авторская работа
кент Айтеке би
2020 г
Содержание
Введение………………………………………………………………….. |
3 |
1. Основная часть…………………………………………………… |
4 |
1.1. Понятие «фантик»…………………………………………. |
4 |
1.2. История возникновения фантика………………................. |
4 |
1.3. Роль фантика……………………………………………….. |
5 |
1.4. Русский язык на обертках конфет………………………… |
7 |
Заключение……………………………………………………………… |
12 |
Список использованных источников…………………………………... |
13 |
Приложение……………………………………………………………… |
14 |
Введение
Все мы, от мала до велика, обожаем конфеты, у каждого есть любимый сорт. Съедая конфету, мы выбрасываем фантики, которые, в свою очередь, превращаются в мусор. Кажется, что интересного можно найти в фантике от конфет. Так можно ли найти применение «бесполезному мусору» - оберткам от конфет? Мы попытаемся это сделать!
Актуальность: Основы грамотного письма берут свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость. А орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, изучая орфограммы русского языка по фантикам от конфет?
Гипотеза: На обёртках кондитерских изделий можно встретить слова с орфограммами русского языка.
Цель проекта: изучить названия конфет, классифицировать их с целью дальнейшего применения на уроках русского языка.
Объект исследования: обертки от конфет (фантики).
Предмет исследования:орфограммы и разделы русского языка.
Задачи проекта:
1. Собрать фантики с разными наименованиями конфет.
2. Рассмотреть названия с точки зрения русского языка (морфологии, словообразования, синтаксиса и орфографии).
3. Классифицировать фантики от конфет по частям речи.
4. Составить карточки с заданиями по русскому языку.
5. Апробировать эти задания на ребятах своего класса.
6. Создать презентацию и выступить с результатами исследования.
Методы исследования:
ü поиск информации в интернете и научно-популярной литературе,
ü наблюдение,
ü сравнение,
ü классификация.
Предполагаемый результат:
1. Создать коллекцию наименований конфет (Приложение № 1);
2. Придумать карточки с заданиями для уроков русского языка (Приложение № 2);
3. Сгуппировать наименования конфет для словарных диктантов (Приложение № 3).
1. Основная часть
1.1. Понятие «фантик»
Почему обертку от конфеты называют фантиком, а не оберткой или завёрткой? Откуда это слово взялось? Узнаем, как толкуется значение данного слова в разных словарях.
В народной энциклопедии «Википедия» говорится, что:
Фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка). Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга. Кроме основного предназначения в качестве упаковки, является также объектом коллекционирования и для игры в «фантики», которая была популярна среди детей в дореволюционное и советское время.
А вот как толкуется значение слова в толковых словарях Ожегова и Лопатина:
Фантик (По словарю С.И.Ожегова) – фантик, -а, м.
1. см. фант.
2. у детей: конфетная обертка как предмет игры (разг.). Собирать фантики. Меняться фантиками.
Фантик (По словарю В.В.Лопатина) – фантик, -а, м.( разг.)Конфетная обертка, употребляемая детьми для игры. Собирать фантики.
1.2. История возникновения фантика
Когда появились и какими были первые фантики?
Заворачивать конфеты в бумажные обертки начали довольно давно. Первые двухслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон. Эдисон — удивительный человек. По его проекту в 1882 году Нью-Йорке была построена первая в мире электростанция постоянного тока. Он создал прибор, явившийся прототипом диктофона, аппарат для записи телефонных разговоров, фонограф, пишущая машинка, биржевой телеграф, генератор переменного тока и, конечно, лампочку и много чего еще (всего около 1000 изобретений). И среди всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году Эдисон придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет.
Оказывается, фантики существуют всего около полутора сотен лет.
В середине XIX века в Петербурге уже была открыта первая фабрика по производству конфет. Владельцем ее был знаменитый Ландрин.
В начале ХХ века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпансье с различными вкусами, помадка и тянучки, зефир, пастила...На фантиках красовались изящные дореволюционные барышни, а названия были почти всегда связаны с женским полом «Марианна», «Рыбачка», «Весёлая вдова», «Софи».
Фантики для конфет и шоколадных плиток были очень красочными и рисовались как театральные афиши.
В знаменитом Товариществе купцов Абрикосовых, одном из старейших производителей сладостей в России, который теперь называется «Бабаевский», для изготовления оригинальной упаковки держали целый цех рабочих в количестве аж тридцати человек, да еще и специальную группу художников! Поэтому каждая упаковочная коробочка, бумажная этикетка или обертка становилась настоящим шедевром. Покупатели долгие годы хранили пустые коробки из-под конфет и красивые фантики.
После революции производство конфет уже не блистало прекрасным оформлением. Даже красивые обертки ушли в прошлое – что уж говорить об украшениях из карамели... Названия были в духе того времени: «Народная», «Пионер» «Красный октябрь», «Республиканская», «Объединенный труд», «Красная звезда».
В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет - как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Красота фантика зависит от художника, создавшего эскиз. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки.
1.3. Роль фантика
Одним из основных предназначений фантика стала просветительная задача, причем, не только для детей, но и для взрослых. Практически все важные события в жизни страны отражались именно на обертках. На дореволюционном фантике можно было найти все что угодно: не только «подхваченные» последующими эпохами изображения играющих детей, животных и сказочных героев, но и, например, полную галерею портретов царей и цариц Российской империи, или изображения солдат всех родов войск в парадной форме.
Товарищество «Эйнем» выпускает этнографическую шоколадную коллекцию с портретами индейцев, эскимосов и аборигенов Австралии и серию «Клады земли и моря» с сюжетами про ловлю трепангов или добычу морских губок.
А «Рамонская паровая фабрика конфет и шоколада» предложила клиентам насладиться шоколадом «Борьба» с изображениями различных спортивных приемов.
Была дореволюционная серия конфет «Русские писатели» с репродукциями и отрывками из произведений.
Дети смотрели на фантики и спрашивали у родителей: «Это кто? Это что?», и, наверное, родителям было бы стыдно не ответить.
Утром в газете — вечером на конфете: похоже, многие кондитерские фабрики действовали именно по этому принципу. Вот, скажем, шоколадные конфеты «1812 год» фабрики Кудрявцева и одноименная карамель фабрики Кочетовых: гордый Наполеон на коне, задумчивый император в землянке, отступающая армия во главе с поверженным Бонапартом…
Выпускалась так же серия конфет «Именные» под девизом «Собери имена всех друзей!»
Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на фантике и полезную информацию. Существовали развлекательные обвертки - с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями и «образовательные» - с таблицей умножения или азбукой. А значит, владельцы кондитерских фабрик наделили фантик еще одной функцией - образовательной и развивающей. Например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике.
Еще одной задачей дореволюционного фантика стало привитие едокам конфет идеалов красоты и вкуса. Например, в фантиках дореволюционного периода отражался репертуар кино и театров. Замечательной традицией того времени был выпуск целых серий конфет, посвященных какому- либо событию. В этом был не только хитрый маркетинговый ход, но и расчет на стремление покупателя собрать всю серию для пополнения своих оригинальных коллекций.
1.4. Русский язык на обертках конфет
Я захотела выяснить, выполняет ли современный фантик те задачи, которые выполнял раньше. Я стала обращать внимание на конфетные обертки в магазине, и увидела конфеты «Детям»и «Радость детям».
Конечно, это не та «Загадка», которая
выпускалась до революции, но все-таки чем-то похожа. На обертках фантика
напечатаны разные загадки, разгадывание которых может стать интересным занятием
для всей семьи по вечерам. Я не нашла в магазинах фантиков с таблицей
умножения, азбукой, пазлами.
К сожалению, фантиков, явно выполняющих образовательную и развивающую задачу, я
не увидела. Но зато обратила внимание на названия конфет, напечатанные на
обертках. В названии многих из них встречаются правила, которые мы изучаем в
школе. Значит, фантику можно вернуть его образовательную роль новым способом.
Для своего исследования я использовала 103 различных наименования конфет (Приложение 1), которые распределила следующим образом: на фантиках встретились 48 имён существительных, 10 имён прилагательных, 41словосочетание, 1 глагол, 1 предложение, 1 звукоподражание, 1 ФИО. Наречия и местоимения среди рассмотренных мной конфет не встретились. Возможно потому, что оформители фантиков стремятся к яркости и образности, а эту функцию выполняют имена существительные и имена прилагательные.
Все рассмотренные мной наименования конфет (фантики) можно классифицировать по следующим признакам:
1. по структуре (составу),
2. по лексическому значению,
3. по морфологическим признакам,
4. по способам образования,
5. по наличию орфограмм.
По структуре
Я обратила внимание, что названия конфетных фантиков состоят из одного и более слов.
Состоят из 1 слова: 54 наименования.
Состоят из двух и более слов: 49 наименований.
Названия конфет, которые состоят из двух слов, можно использовать при изучении раздела «Синтаксис» темы «Словосочетание».
По лексическому значению
По фантикам увлекательнее изучать и лексику. Среди рассмотренных мной названий конфет были найдены слова, значений которых я не знала:
Дюшес – сорт крупных южных груш.
Туесок - цилиндрический берестяной короб, с плотно прилегающей крышкой.
Барбарис – колючий кустарник с мелкими красными кислыми ягодами, а также его плоды.
Трюфельная– сорт шоколадных конфет округлой формы.
Буревестник – большая океаническая птица с длинным клювом и длинными острыми крыльями.
(Крутое) пике – маневрирующее крутое снижение на самолёте с нарастающей скоростью.
Желе – сладкое студенистое кушанье из фруктовых соков, сливок и т.п.
По морфологическому признаку
Изучая фантики, я обратила внимание на морфологические признаки имен существительных и прилагательных. Чаще всего используются имена существительные единственного числа в начальной форме: «Коровка», «Ромашка», «Вишня», «Барбарис», «Пилот», наиболее распространены мужской и женский род. Средний род представлен в 4 экземплярах: «Яблоко» и в заимствованных словах «Мокко», «Лимпопо», «Желе».
По морфологическим признакам я разделила названия фантиков на следующие группы:
Наименования, указывающие на число имён существительных:
а) единственное число - 43
б) множественное число -5 названий.
Названия, указывающее на географическую принадлежность: 4 Лимпопо (река в Южной Африке), Озеро Рица(Абхазия), Итальяна (житель Италии),Испанская ночь (Испания)
Названия, в которых встречаются имена и клички животных: 11(Умка, Яшка, Ронни, Зернушка, Маргаритка, Артёмка, Вася-Василёк, Рыжуха, Мия, Орех Сергеевич Грецкий, Жако в гостях у ласточки).
Название, указывающее на место проживания: 1 (Марсианка)
Названия, указывающее на растения: 10 (Вишня, Черешня, Слива, Василёк, Маргаритка, Барбарис, Груша, Цветень, Ромашка)
По способам образования
Основные способы образования слов в русском языке, известные нам, - это образование слов с помощью приставок, суффиксов, сложением основ.
Рассмотрев имена существительные на обёртках конфет, я не нашла слов, образованных при помощи приставок, но нашла много слов, образованных при помощи суффиксов.
Например: Коров –К-а
Яш- К-а
Туес- ОК
Весн- ЯН-К-а
Воображ-УЛ-я
Озорн-ИЦ-а
Метел-ИЦ- а
Ромашк-ИН-о
Маргарит-К-а
Артём-К-а
Ноч-К-а
Лап-К-и – царап-К-и
Рыж-УХ-а
Мед- УН-ОК
Цвет-ЕНЬ
Сложные слова: Бур-е-вестник
Зим-о-любка
Восьм-и-классница
Среди имен прилагательных на обёртках конфет тоже много слов, образованных при помощи суффиксов.
Например::Орех- ОВ-ые
Кедр-ОВ-ые
Вишн-ЁВ-ые
Сливоч-Н-ая
Мор-СК-ие
Трюфель-Н-ая
Фрукт-Ов-о – ягод-Н-ая
Одно название образовано с помощью приставки и суффикса: ЗА-чар-ОВАНН-ые
Таким образом, в названиях конфет самым распространенным способом словообразования является способ образования слов при помощи суффиксов.
По наличию орфограмм
Проанализировав названия конфет, я обнаружила в них следующие орфограммы:
1. Проверяемые безударные гласные в корне слова;
2. Непроверяемые безударные гласные в корне слова;
3. Парные согласные в корне слова;
4. Непроизносимые согласные в корне слова;
5. Удвоенные согласные;
6. Правописание ь после шипящих;
7. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных;
8. Разделительный мягкий знак;
9. Заглавная буква в именах людей и кличках животных;
10. Гласная буква после шипящих.
Исходя из данной классификации я составила словарные диктанты.
Наиболее часто встречающейся оказалась орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корне», «Непроверяемые безударные гласные в корне слова», «Заглавная буква в именах людей и кличках животных». Редко встречаются в названиях конфет орфограммы «Разделительный мягкий знак», «Непроизносимый согласный в корне слова», «Гласная буква после шипящих».
Заключение
В ходе исследования обёрток (фантиков), я выявила, что все изученные мной названия конфет – это части речи, которые мы уже изучили и продолжаем изучать на уроках русского языка. Поскольку имя существительное - это самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно оно встречается в названиях конфет.
В ходе работы я составила
ü список названий фантиков и по результатам классификации оформила альбомы;
ü карточки с заданиями по темам: «Синтаксис», «Морфология», «Словообразование»;
ü сгруппировала названия конфет по наличию в них орфограмм и составила словарные диктанты.
Эти задания с удовольствием выполняли ребята моего класса.
Таким образом, доказала правильность выдвинутой мной гипотезы, что на обёртках конфет можно встретить слова с орфограммами русского языка. «Бесполезный мусор» можно использовать на уроках русского языка для повышения орфографической зоркости.
Список использованных источников
1. ОжеговС.И.и Шведова Н.Ю. Толковыйсловарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1999.
2. Лопатин В.В., Л.Е.Лопатина. Русский толковый словарь.- М.: Рус.яз., 2002.
Ресурсы Интернета:
1. http://www.66.ru/news/freetime/122927/ Сайт музея этикетки (Выставка, посвященная истории упаковки и роли женщины в рекламе)
2. http://pochemuha.ru/istoriya-fantika История фантика и конфет
3. http://humus.livejournal.com/1927164.html Обертки конфет дореволюционного периода
4. http://www.savok.org/produkty/1099-sovetskie-konfety.html Обертки советского периода
5. http://allday.ru/index.php?newsid=407533 Обертки советского периода
6. http://www.uniconf.ru/ru/catalog/ Обертки современного этапа развития государства
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Наименования конфет
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Словосочетания |
Звукопод-ражание |
Коровка |
Вишневые |
Морские просторы |
Му-му |
Вишня |
Сливочная |
Клубника со сливками |
|
Итальяна |
Кедровые |
Морская звезда |
|
Яшка |
Морские |
Двойной вкус |
|
Черешня |
Любимым |
Дружные пилоты |
|
Слива |
Трюфельная |
Силач Бамбула |
|
Шоконатка |
Фруктово-ягодная |
Золотой ключик |
|
Ронни |
Ореховые |
Чудесный край |
|
Сливки |
Лимонная-неугомонная |
Тёмная ночь |
|
Труфалье |
Зачарованные |
Сгущенное молочко |
|
Умка |
|
Орешки для Золушки |
|
Буревестник |
|
Ромашка для Наташки |
|
Васильки |
|
Берег ласточек |
|
Зернушка |
|
Шоколадный вечер |
|
Дюшес |
|
Морские тайны |
|
Пилот |
|
Караван пустыни |
|
Туесок |
|
Ласточкина почта |
|
Веснянка |
|
Доля ангела |
|
Ладья |
|
Ромашковое настроение |
|
Воображуля |
|
Магия двух |
|
Озорница |
|
Муза творчества |
|
Метелица |
|
Молочная Му-рёна |
|
Желе |
|
Конфета на сливках |
|
Василёк |
|
Фруктовый шатёр |
|
Маргаритка |
|
Мечты ласточки |
|
Артёмка |
|
Летний день |
|
Зимолюбка |
|
Лесной олень |
|
Ромашки |
|
Испанская ночь |
|
Астроном |
|
Морская песенка |
|
Ночка |
|
Серенада ласточки |
|
Детям |
|
Страна Ромашкино |
|
Ириска |
|
Ласточкино небо |
|
Вася- Василёк |
|
Ход королевы |
|
Халветта |
|
Крутое пике |
|
Лапки- царапки |
|
Сладкая песенка |
|
Весна |
|
Топлёное молоко |
|
Барбарис |
|
Радость детям |
|
Груша |
|
Внуки Мазая |
|
Рыжуха |
|
Ореховая роща |
|
Яблоко |
|
Арахис к чаю |
|
Медунок |
|
Озеро Рица |
|
Восьмиклассница |
|
|
|
Лимпопо |
|
|
|
Мокко |
|
|
|
Марсианка |
|
|
|
Цветень |
|
|
|
Мия |
|
|
|
Золушка |
|
|
|
48 |
10 |
41 |
1 |
Глагол |
ФИО |
Предложение |
|
Жили-были |
Орех Сергеевич Грецкий |
Жако в гостях у ласточки |
|
1 |
1 |
1 |
|
Всего: 103
Приложение № 2
Карточки с заданиями
Тема «Морфология»
Карточка № 1
Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите род число и падеж имён существительных:
Морские просторы, Орешки для Золушки, Шоколадный вечер, Серенада ласточки, Внуки Мазая, Конфета на сливках, Радость детям, Двойной вкус.
Карточка № 2
Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите род, число и падеж имён прилагательных:
Ореховая роща, Дружные пилоты, Топлёное молоко, Испанская ночь, Лесной олень, Летний день, Морские тайны, Ласточкино небо.
Карточка №3
Укажите род имён существительных:
Ход королевы, Желе, Сладкая песенка, Доля Ангела, Ромашковое настроение, Морская звезда, Серенада ласточки, Орешки для Золушки.
Карточка №4
Запишите существительные в три столбика: 1)женского рода, 2) среднего рода, 3) мужского рода.
Яблоко, Барбарис, Метелица, Астроном, Ириска, Артёмка, Коровка, Медунок, Весна, Пилот.
Карточка № 5
Образуйте от данных существительных форму множественного числа:
Ночка, Озорница, Умка, Туесок, Вишня, Весна, Василек, Яблоко, Буревестник, Ладья.
Карточка № 6
Запиши имена существительные в два столбика: одушевленные и неодушевленные:
Коровка,Вишня,Яшка,Слива,Буревестник,Васильки,Пилот,Ладья,Астроном,Ночка.
Карточка № 7
Выберите одушевленные существительные, составьте с ними словосочетания и запишите их.
Дюшес, Восьмиклассница, Василёк, Вишня, Умка, Маргаритка, Озорница, Черешня, Лимпопо, Веснянка, Яшка.
Карточка № 8
Определи склонение имен существительных:
Черешня, Туесок, Озорница, Желе, Василёк, Артёмка, Ириска, Пилот, Яблоко, Цветень.
Карточка № 9
Вставь пропущенную букву в окончания имен прилагательных, обозначь орфограмму:
Сливочн_ карамель, Тёмн_ ночь, Летн_ день, Испанск_ ночь, Орехов_ роща, Топлён_ молоко, Шоколадн_ вечер.
Тема «Словообразование»
Карточка № 10
Выполните разбор слов по составу:
Коровка, Ириска, Ореховые, Маргаритка, Зимолюбка, Лимонная, Зернушка, Рыжуха, Золотой ключик, Буревестник.
Карточка № 11
Образуй при помощи суффиксов новые слова:
Яблоко, Весна, Ночка, Ромашки, Груша, Барбарис, Детям, Желе, Слива, Коровка, Вишня.
Тема «Синтаксис»
Карточка № 12
Составьте из данных слов текс и озаглавьте его:
Жили-были, Озеро Рица, Внуки Мазая, Ореховая роща, Тёмная ночь, Артёмка, Детям, Весна, Маргаритка, Ладья.
Приложение № 3
Словарные диктанты по темам:
1.Проверяемая безударная гласная в корне слова:
«Лесной олень»
«Морская звезда» (песенка, просторы)
«Золотой ключик»
«Топленое молоко»
«Итальяна»
«Веснянка»
«Марсианка»
«Медунок»
«Василек»
«Зернушка»
«Берег ласточки»
«Жако в гостях у ласточки»
«Озеро Рица»
«Черешня»
«Шоколадный вечер»
«Кедровые»
«Ход королевы»
«Зимолюбка»
2. Парные согласные в корне слова:
«Коровка»
«Сладкая песенка»
«Лапки-царапки»
«Сливки»
«Ход королевы»
«Конфета на сливках»
«Зимолюбка»
3.Непроизносимыйсогласный в корне слова:
«Буревестник»
«Чудесный край»
4. Удвоенный согласный:
«Лимонная-неугомонная»
«Сгущенное молочко»
«Восьмиклассница»
«Халветта»
«Ронни»
«Мокко»
«Зачарованные»
5.Непроверяемые безударные гласные в корне слова:
«Конфета на сливках»
«Озорница»
«Черешня»
«Яблоко»
«Коровка»
«Дружные пилоты»
«Барбарис»
«Ромашка»
«Фруктово-ягодная»
«Лимонная-неугомонная»
«Сгущенное молочко»
«Топлёное молоко»
«Ореховая роща»
«Караван пустыни»
«Морские просторы»
«Желе»
«Шоколадный вечер»
«Астроном»
«Метелица»
«Ход королевы»
«Воображуля»
«Ладья»
«Ромашковое настроение»
6.Правописание Ь после шипящих
«СилачБамбула»
«Сгущенное молочко»
«Мечты ласточки»
«Серенада ласточки»
«Ласточкина почта»
«Сливочная»
«Испанская ночь»
«Тёмная ночь»
7.Мягкий знак для обозначения мягкости согласных:
«Летний день»
«Лесной олень»
«Васильки»
«Радость детям»
«Восьмиклассница»
«Трюфельная»
8. Разделительный мягкий знак:
«Труфалье»
«Итальяна»
«Ладья»
9. Заглавная буква в именах людей и кличках животных:
«Умка»
«Ронни»
«Яшка»
«Лимпопо»
«Рыжуха»
«Вася-Василёк»
«Артёмка»
«Молочная Мур-рёна»
«Тёмкины сласти»
«Силач Бамбула»
«Орешки для Золушки»
«Ромашка для Наташки»
«Озеро Рица»
«Внуки Мазая»
«Орех Сергеевич Грецкий»
«Жако в гостях у ласточки»
«Мия»
10.Гласная буква после шипящих:
«Чудесный край»
«Ореховая роща»
«Зачарованные»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.