Биография писателя
Дэниел Киз – американский писатель, ученый-филолог, редактор и журналист, главную работу которого – роман «Цветы для Элджернона» – многократно включали в список лучших американских литературных произведений XX века.
Дэниел Киз родился 9.08.1927г. в г.Бруклин (США), в семье еврейских эмигрантов из Российской империи, Уильяма Киза и Бетти Алицки. Отец зарабатывал торговлей подержанными вещами, книгами, металлоломом и имел свой магазин. Мать самостоятельно изучила косметологию и работала с частными клиентами.
Дэниел окончил школу им. Т.Джефферсона. Учеба давалась ему легко, т.к. свободное время мальчик проводил за книгами. У него с детства было плохое зрение, и постоянный страх слепоты заставлял его буквально глотать все книги.
В год выпуска Дэниел поссорился с родителями. Его привлекала литература, а родители настаивали на медицинском образовании, и юноша уступил: несколько месяцев посещал занятия в Университете Нью-Йорка. Но, едва ему исполнилось 17 лет, подал документы на вступление в ряды Морской службы США. Три года, до 1946г., служил во флоте бухгалтером.
Вернувшись в Бруклин, Дэниел изучает психологию в Бруклинском колледже и подрабатывает продажей книг. В 1950г. он получает степень бакалавра и устраивается редактором в литературный журнал, подрабатывает фотографией и преподаванием английского языка в школе.
Одновременно он заканчивает заочный факультет Бруклинского колледжа по специальности «Англо-американская литература» и получает степень магистра.
Он оставляет Нью-Йорк и преподает литературное творчество в университете Уэйна. С 1966г. он – профессор английского языка и литературы в университете штата Огайо в г.Афины.
В 1988г. Бруклинский колледж наградил его почетной медалью, а в 2000г. Д.Киз удостоился чести стать почетным профессором родного университета.
Д.Киз начал писательскую карьеру под руководством основоположника комиксов Стэна Ли со сценариев комиксов для литературного журнала, специализировался на ужасах, фэнтези и научной фантастике.
Среди идей, возникших в это время, была и та, что содержала сюжет его дебютного романа. Окончательно замысел одного из лучших произведений Киза сформировался во второй половине 50-х гг.
Д.Киз сменил множество занятий, но так или иначе всегда работал с литературой. Хотя его первый фантастический рассказ «Прецедент» появился еще в 1952г., он опубликовал совсем немного произведений, а на русский язык было переведено еще меньше.
Может быть, это как раз тот случай, когда автору, создавшему нечто уникальное, превзойти самого себя уже почти невозможно.
После женитьбы на Ори Васкесон он с супругой переехал жить на полуостров Кони-Айленд, в южной части Бруклина. К слову сказать, супруги прожили в браке более 60 лет и редко ссорились. Они воспитали 2-х дочерей.
Здесь писатель устроился преподавателем английского языка в школу для детей с проблемами в развитии интеллекта.
К созданию образа Чарли Гордона – главного героя рассказа и романа «Цветы для Элджернона» – подтолкнул вопрос ученика о том, сможет ли он перейти в стандартную школу, если станет умнее. Идея состояла в следующем вопросе: «Что случилось бы, если было бы возможным увеличение человеческого интеллекта искусственным путем?»
В историю литературы Д.Киз вошел рассказом «Цветы для Элджернона», который был опубликован в 1959г. и в 1960г. получил престижную премию американских фантастов «Хьюго». Это произведение было опубликовано в журнале «Фэнтези и научная фантастика». Автор продемонстрировал не только новые возможности техники повествования и развития сюжета, но и сумел сделать это абсолютно естественно: перед вами прежде всего удивительная история, и литературное экспериментирование нисколько не мешает ее ходу.
Высокая оценка творчества и потенциал идеи вдохновили Киза на написание одноименного романа на основе рассказа.
В 1966г. вышел в свет роман с тем же названием, и снова высшая награда, теперь уже премия «Небьюла» - - высшая награда американской ассоциации писателей-фантастов.
Д.Киз – единственный американский писатель, получивший сразу 2 высшие награды за одно произведение!
Роман «Цветы для Элджернона» принес автору не только награды, но и контракты в Голливуде. В 1968г. на экраны вышел фильм «Чарли». Картина, снятая Р.Нельсоном, получила «Оскар», «Золотой Глобус» и др.награды.
За 50 лет, прошедших с момента выхода романа, было снято еще 2 фильма и сериал: в 2000г. – Д.Блекнер снял для канадского ТВ фильм «Цветы для Эджернона», в 2006г.эту же историю переснимает французское ТВ, а в 2015г. в Японии вышел сериал.
Д.Киз и актер Клифф Робертсон, сыгравший Чарли
Театр не обошел своим вниманием Д.Киза: в 2007г.в России, в Александринском театре режиссером И.Сакаевым был поставлен спектакль «Цветы для Чарли», в 2013г. в РАМТ режиссером Ю.Грымовым – спектакль «Цветы для Элджернона», по поводу которого главный режиссер сказал: «Могут ли знания сделать человека счастливым? Нужно ли обладать высоким IQ, чтобы быть личностью? Эта история не связана с достижениями науки. Это чувственный эксперимент в области человеческих отношений. Я увидел ее абсолютно библейской, и поэтому – про людей и вне времени».
Роман «Цветы для Элджернона» на сегодняшний день издан в 30 с лишним странах мира, а в США входит в программу обязательного чтения для средней школы. За 40 лет на родине автора он вышел общим тиражом свыше 5 млн.экземпляров. Первая публикация Д.Киза на русском языке состоялась в 1967г.
Вместе с этим романом вышла вторая книга Д.Киза – роман «Прикосновение».
Сюжет связан с событиями после утечки радиации. Рассказывает о радиоактивности и ее влиянии на жизнь конкретных людей и общества в целом. Как известно, все неизвестное пугает, и этот самый испуг и становится ключевой темой романа. Радиация – воплощение смертельной заразы, болезни, которая внезапно накрывает городок, катализатор мутаций и превращений добрых соседей и заботливых друзей в страшных врагов…
Третий роман «Пятая Салли» публикуется 12 лет спустя. Создавая произведение, автор опирался на знания психологии и впервые обращался к проблеме героя с диссоциативным расстройством личности (раздвоение личности, когда личности не помнят, что было с другой). Главная героиня Салли - человек, страдающий расстройствами личности, в ней уживаются 5 разных людей, о которых она не имеет ни малейшего представления, все они совершенно разные. Мешает ли ей это в жизни? Почему с ней произошла эта страшная болезнь? Можно ли избавиться от этого наваждения? Об этом можно узнать в книге, которая читается на одном дыхании! Это книга, которая расширяет сознание, как, впрочем, все у Д.Киза.
К этой теме Д.Киза подтолкнуло дело Билли Миллигана. Жертвами обвиненного в изнасилованиях американца стали студентки вуза, в котором преподавал писатель. Однако Миллиган избежал тюрьмы и был оправдан, т.к. в ходе разбирательства выяснилось, что он страдает психическим расстройством, при котором сознание периодически занимает одна из 24 личностей. Киз провел серию интервью с Миллиганом, которые послужили основой книги «Таинственная история Билли Миллигана».
Автор здесь затрагивает проблемы психики человека. У главного героя диссоциативное расстройство идентичности. В ходе судебного заседания главный герой утверждал, что в нем существуют 24 личности, каждая из которых обладает своим собственным характером, системой ценностей и мировосприятием: например:
Артур – первая идентичность, которая обнаружила, что она в теле не одна, всех остальных он называет семьей и принимает решение первым
Рейджен Вадасковинич- «хранитель ненависти» в теле Артура, ему свойственны жестокость и склонность к преступлениям
Дэнни – запуганный подросток, утверждающий, что его похоронили заживо
Адалана – лесбиянка и т.д.
Иначе говоря, в теле Билли успешно живут несколько идентичностей, каждая из которых может страдать от физических и психических заболеваний. Автор отображает и причины, которые привели к заболеванию: отец покончил с собой, отчим был садистом, а мать «ради мира в семье» ребенка не защищала.
Роман привлекает читателей не только своей художественной ценностью и глубоким психологизмом, но и тем, что в нем затронуты проблемы людей, страдающих от психических расстройств,
поднимаются наиболее актуальные, значимые вопросы жизни таких людей в обществе, а также причины,
социальные факторы, которые могут привести к заболеванию.
Сюжет данного романа ляжет в основу киноленты «Переполненная комната», где главного героя сыграл талантливый актер Л.Ди Каприо.
Продолжение - книга «Войны Миллигана» – будет опубликовано 4 года спустя.
Завершили творчество романиста книги «До самой смерти» (1998г.) и «Пророчества психиатрической лечебницы» (2009г.).
Образы Чарли и маленькой белой мышки преследовали Д.Киза всю оставшуюся жизнь, и автор даже написал в 2000г. биографическую книгу «Элджернон, Чарли и я», в которой Д.Киз восстанавливает события, побудившие создать роман «Цветы для Элджернона».
Пришедший на смену ранним течениям модернизм XX в. стал катализатором литературного процесса во всем мире, для писателей США новый виток в развитии мировой литературы стал событием мирового масштаба, и всего за несколько десятилетий американская литература представила читателям целую галерею имен, занявших достойное место в истории литературы, и на сегодняшний день они могут называться классиками.
Это относится и к Д.Кизу, который, хоть и не оставил после себя дюжины произведений, сделав упор на качество, нашедшее проявление в его самой знаменитой работе «Цветы для Элджернона».
Книга стала крайне популярной и заняла достойное место среди лучших американских произведений XX в.
Роман «Цветы для Элджернона»
«Понимание умножает печаль» – эти слова Экклезиаста – лучший эпиграф к шедевру Д.Киза «Цветы для Элджернона».
«Что случилось бы, если было бы возможным повышение человеческого интеллекта искусственным путем?» – вопрос, который вдохновил Д.Киза на создание знакового произведения для миллионов читателей XX в.
Основой для романа послужил одноименный рассказ, представляющий собой повествование от первого лица, написанное в форме отчетов слабоумного Чарли Гордона. Автор нашел гениальный в своей простоте способ убедительно показать прогресс разумности героя – роман написан в форме дневников-отчетов.
Герой участвует в добровольном эксперименте по улучшению человеческого интеллекта путем хирургического вмешательства у умственно отсталого человека.
Идея романа возникла у Д.Киза в 1957г., во время преподавания английского языка в школе для детей с ограниченными интеллектуальными способностями, когда один из учеников спросил у него, сможет ли он перевестись в обычную школу, если будет старательно заниматься и станет умным?
Другие персонажи из книги также имеют прототипы людей из жизни Киза.
Элджернон был вдохновлен занятиями по препарированию мышей в университете, а его имя было взято от любимого поэта Киза Алджернона Чарльза Суинберна. Образы Немура и Штрауса – ученых, основаны на профессорах, которых Киз встретил, изучая психоанализ.
Герои романа
1.Чарли Гордон – умственно отсталый мужчина 32 лет, страдающий фенилкетонурией (наследственное заболевание, олигофрения, проявляющееся в поражении нервной системы, нарушении умственного развития), он болен с рождения.
Сюжет романа
Главный герой Чарли Гордон – умственно отсталый уборщик в хлебопекарне, куда его устроил дядя, выполняет самые простые поручения. Его IQ равен 68 баллам. Он посещает занятия в местном колледже для взрослых с задержками в развитии, где учится грамматике, письму и чтению.
Это наивный и добрый малый, без малейших признаков агрессии. Он осознает свою неполноценность и мечтает поумнеть, читать умные книжки и понимать, о чем говорят люди. Своих родителей и младшую сестру Чарли почти не помнит, они его бросили на произвол судьбы.
Для осуществления своей мечты Чарли соглашается на научный эксперимент по повышению интеллекта. Учительница Алиса, видя стремление Чарли к знаниям, рекомендует его для эксперимента 2-м ученым – доктору Немуру и доктору Штраусу, которым удалось успешно провести операцию на мыши по имени Элджернон и сделать ее сообразительнее. Интеллектуальные способности мыши после операции выросли в разы. Теперь же им требуется человек в качестве подопытного.
Психиатр советует Чарли записывать свои мысли в виде отчетов. Роман предстает перед читателями в виде рукописных отчетов Чарли о происходящем.
Самые первые записи начинаются еще до операции, они отличаются полнейшей безграмотностью и непониманием сути происходящего вокруг. Сначала тяжело выцедить мысли Чарли, погрязшего в пучине грамматических ошибок. Чтобы понять его, надо прикладывать усилия, но окружающие люди не хотят это делать. Не замечая пренебрежительного и даже оскорбительного отношения, Чарли искренне счастлив и хочет дотянуться до людей, которых считает друзьями.
Его «атчеты» написаны искренне и с большим трудом – герой старается описать то, что с ним происходит. Читая «атчеты», читатель понимает, что уровень интеллекта героя низок, его речь
безграмотна, словарный запас минимален, мысли «скачут». Первая страница, вторая, третья… Неряшливый текст со множеством грамматических ошибок, нет точек и запятых. Скудный язык, напоминающий невнятный рассказ пятилетнего ребенка, который пытается поведать нам нечто важное, но у него не выходит. Он рассказывает о своих «друзьях», о дяде Германе, о друге мистере Доннере, который его пожалел и принял на работу в пекарню, о мисс Кинниан, учительнице. Это его мир, пусть не всегда дружелюбный, но ему все равно. Он многое видит и подмечает, но не дает оценку происходящему. Люди в его мире без достоинств и слабостей. Они не плохие и не хорошие, они его друзья.
Чарли проходит стандартные психологические тесты у доктора Штрауса, который принес карточки, залитые чернилами (тест Роршаха, основанный на интерпретации чернильных пятен, позволяющий психиатру провести диагностику свойств и качеств личности).
Ученый спросил Чарли, что он видит на карточках, но тот ответил, что ничего, кроме клякс. Не пройдя тесты, Чарли боится, что не подойдет доктору для эксперимента.
Чарли познакомили с мышью Элджерноном, которому уже сделали операцию.
Подопытные наперегонки проходят лабиринт, и мышь с легкостью его проходит и каждый раз оказывается быстрее. Несчастное животное каждый день заставляют бегать по лабиринту, и каждая ошибка сопровождается ударом тока. Чарли особо переживает за то, что если мышка не сможет выполнить задание, то не получит еду.
Чарли это не под силу. У героя сначала складывается несколько враждебное отношение к мышонку, но затем они подружатся.
Чарли добровольно соглашается на проведение операции по повышению его интеллекта, он доволен и обещает «ужас как старатца!»
7 марта Чарли делают операцию. Когда сняли с головы повязку, доктор Штраус сказал, чтобы Чарли продолжал вести дневник, описывая, что он думает и чувствует, но тот пока не умеет думать, хотя и хочет поумнеть.
Некоторое время ничего не происходит, операция не приносит мгновенного «исцеления».
Он продолжает работать в пекарне и не верит, что станет умным. Работники пекарни издеваются над Чарли, но тот ничего не понимает и смеется вместе с ними. Об операции никому не рассказывает, и каждый день ходит в лабораторию делать тесты.
Но мы видим, как в его ежедневных отчетах постепенно «появляются точки и запятые». Все меньше ошибок, все больше сложноподчиненных предложений.
29 марта Чарли впервые проходит лабиринт быстрее Элджернона.
Мисс Кинниан начинает заниматься с ним индивидуально.
Он уже не ограничивается описанием своих обязанностей, серые будни наполнены более глубокими чувствами и сложными переживаниями.
Герой начинает читать, улучшилась его грамотность. Мисс Кинниан очень радовалась успехам своего ученика, она считала, что Чарли «сделал больше, чем многие умные люди, которые никогда даже не используют свои мозги».
После операции уровень его интеллекта быстро растет, что отражается в его записях: они становятся объемнее, в них начинают преобладать развернутые размышления, речь становится грамотной.
«Каждый день я узнаю о себе что-то новое, и воспоминания захлестывают меня десятибалльным штормом».
Внутреннее состояние героя меняется: он начинает анализировать поведение окружающих его людей, сознавая, что казавшиеся ему когда-то безобидными, фразы являются на самом деле унизительными.
Об этом свидетельствует сцена в закусочной, когда Чарли видит отношение людей к умственно отсталому парню, который случайно разбивает тарелки. Дошедшая до него фраза «свалять Чарли Гордона», свидетельствует о пренебрежительном отношении к таким, каким он был в недавнем прошлом, со стороны окружающих. Герой начинает задумываться о месте таких особенных людей в мире тех, кто считает себя выше и умнее.
Постепенно его IQ растет еще больше, и он приобретает новые знания.
1 апреля работники пекарни решают подшутить над Чарли и заставляют его включить тестосмеситель. Неожиданно у Чарли получается, и хозяин повышает его в должности.
Постепенно Чарли начинает понимать, что для «друзей» он всего лишь клоун, объект для насмешек, над которым можно безнаказанно и зло пошутить. Это открытие шокирует Чарли. «Я достиг нового уровня развития. Но гнев и подозрительность стали первыми чувствами, которые я испытал к окружающему меня миру».
Он вспоминает самые обидные случаи, ожесточается и перестает доверять людям. Возникает желание обнять героя и покачать его как маленького ребенка, забрать себе всю его боль и разочарование.
Хотя интеллект Гордона и растет, о себе он знает очень мало и в эмоциональном плане все еще остается ребенком. Прошлое Чарли, раньше скрытое от него, начинает проясняться. «Я похож на человека, который проспал полжизни, а теперь пытается узнать, кем он был, пока спал».
К концу апреля Чарли меняется настолько, что работники пекарни начинают относиться к нему подозрительно и враждебно. Вместе с повышением интеллекта Чарли приходит понимание, как на самом деле относятся к нему люди.
К Чарли приходят воспоминания о детстве, о своей матери, которая не хотела признавать, что ее сын родился умственно отсталым, била мальчика, заставляла учиться в обычной школе. Отец Чарли безуспешно пытался защитить сына, а сестра стыдилась своего неполноценного брата. Они избавились от Чарли и не жалели об этом. Эти воспоминания не приносят успокоения.
Сведения о членах семьи Чарли читатель получает из области бессознательного – сновидений и видений в форме воспоминаний, которые преследуют героя после операции, где вырисовывается истинная картина его взаимоотношений с членами семьи.
Одно из первых связано с появлением в доме сестренки. Чарли не желает ей зла, пытается ее успокоить, когда она плачет, однако получает крайне негативную реакцию от матери. Впоследствии отношение матери к Чарли только ухудшается, что связано с неприятием ее собственного сына, что он не такой, как все. В образах отца и матери воплощается отношение общества к людям с недостатками в развитии. Отец Чарли Мэтт пытался сглаживать агрессию своей жены Розы и дочери Нормы по отношению к Чарли, но его попытки заканчивались ничем. Он символизирует индифферентность общества.
Даже когда Чарли уже достигает высокого интеллектуального развития и приходит на встречу к отцу спустя 15 лет, тот не узнает его. Для самоидентификации Чарли эта встреча кажется очень важной, он надеется найти свое истинное «Я».
«Который? Кто из них – я? А что, если не говорить ему? Что хорошего принесет ему эта новость? Просто уйти, не сказав ни слова? Но ведь мне хотелось, чтобы он знал, что я жив, что я кто-то, чтобы завтра он мог хвастать перед клиентами родством со мной. Это сделало бы мое существование реальным. Если он признает во мне сына, значит, я – личность».
В образе матери Розы и сестры выражена более радикальная и агрессивная позиция общества. Роза пытается изменить Чарли, сделать его «нормальным», как все, однако все ее попытки терпят неудачу, и понимание невозможности интеллектуального развития Чарли делает ее все более озлобленной и ожесточенной по отношению к сыну. Ее волнует даже не сам ребенок, а мнение окружающих о нем, и как следствие, - о ней. Отец же наделяется качествами доброго, но инертного человека, которому важен покой в доме и финансовый достаток.
В результате, поддавшись на уговоры Розы, он отдает сына в пекарню и снимает ему квартиру.
Этим примером автор возвращает нас к вопросу о морали, о человечности и несостоятельности человека принимать участие в помощи таким ущербным. Д.Киз, устами Чарли, осуждает действия Розы, но все-таки прощает ее.
Чарли тревожит его прошлое, потому что в нем было много боли и отсутствовала поддержка близких.
IQ Чарли стремительно растет до 185, просто невероятными темпами, грамматика становится идеальной, а мысли глубже.
Чарли чувствует особую привязанность к Элджернону – единственному существу с судьбой, похожей на его собственную. Для научного мира Чарли и мышь – всего лишь подопытные образцы. Судьба Элджернона зеркально отображает судьбу Чарли, да и наверно, судьбу каждого человека. Мы, как эта маленькая мышь, также постоянно пытаемся преодолеть лабиринт, теряемся, запутываемся, бьемся о стенки и не всегда находим выход.
Судьба Чарли незавидна: над глупым смеялись, а умного боятся и сторонятся. Будучи умственно отсталым, Чарли был относительно счастлив, умным – он стал одиноким циником. Даже врачи – люди интеллектуальные, с высокими моральными устоями, воспринимают Чарли лишь как научный объект. По их мнению, Чарли только после операции стал человеком. Кем же он был до операции? Для Чарли важно доказать, что и до операции он был человеком: «Почему все твердят мне, что я становлюсь человеком? Я был человеком всегда, даже до того, как меня коснулся нож хирурга». Самое ужасное, что с этим мы сталкиваемся повсеместно, и такое отношение стало уже само собой разумеющимся.
Скорость обучения Чарли во много раз превосходит скорость обучения обычных людей – и уже через несколько недель он свободно знает несколько языков и читает техническую литературу.
Чарли влюбляется в свою бывшую учительницу. Она совсем не так стара, как казалось Чарли до операции. Алиса даже младше его, и он начинает неумелые ухаживания. Мысль об отношениях с женщиной приводит Чарли в ужас.
Виной этому мать, которая боялась, что ее умственно отсталый сын причинит зло
младшей сестре. Она вбила мальчику в голову, что к женщинам прикасаться нельзя. Мать наказывала сына за любое проявление интереса к противоположному полу.
Чарли изменился, но засевший в подсознании запрет все еще действует. Как только он хочет поцеловать Алису, обнять и приблизиться как мужчина, его охватывает непонятное оцепенение, страх, необъяснимая паника, и он проваливается в темноту, где слышит голос того слабоумного Чарли. Что это – он не понимает. Того Чарли больше не существует.
Алиса говорит Чарли, что время для близких отношений еще не наступило.
Чарли раздражают ее «глупые» вопросы и непонимание «элементарного». Между ними появляется небольшая трещина, которая растет параллельно росту его IQ .
На работе Чарли замечает, что старший повар обкрадывает хозяина и предупреждает его, угрожая рассказать об этом хозяину, воровство прекращается, но отношения портятся окончательно. Это первое важное решение, принятое Чарли самостоятельно, он учится доверять себе.
Его бывшая учительница, Алиса, сначала радуется его успехам, но затем отдаляется от него: она уже не в состоянии его понять. Все чаще она молчит, обвиняя саму себя в своей несостоятельности и ущербности.
Хозяин пекарни обещал заботиться о Чарли, однако Чарли теперь так странно изменился, рабочие его боятся и пишут прошение об увольнении Чарли.
Чарли поумнел настолько, что понял – он был лишь посмешищем для своих так называемых друзей. Они не были готовы общаться с Чарли после изменения его личности, Чарли также понимает, что и сам не может поддерживать с ними дружеские отношения. Ведь невозможно общаться на равных и принять в свои ряды того, кто еще вчера был на несколько ступенек ниже. Однако и Чарли теперь уже не может и не хочет быть рядом с теми, кого он еще вчера безмерно любил и уважал. Он научился читать и писать, но вместе с тем он научился осуждать и обижаться. Круг сужается. Мир смеялся над ним, когда он был слабоумным. Изменились обстоятельства, изменился он сам, однако мир продолжает его не принимать. На смену цинизму, потехе и глумлению пришли страх и отчуждение. Чарли готов, вслед за поэтом А.аль-Маарри (арабский поэт, слепой с детства) сказать: «Крылья знаний меня от людей отлучили, я увидел, что люди – подобие пыли»
Хозяин просит его уволиться. Чарли пытается поговорить с бывшими «друзьями», но те ненавидят дурачка, который вдруг стал умнее их всех.
«Разум вбил клин между мной и всеми, кого я знал и любил, выгнал меня из дома. Никогда еще я не чувствовал себя таким одиноким».
Его мечта осуществилась – он стал умнее. Но обрадовало это его друзей? Стал ли он сам по-настоящему счастливым?
Синий штамп со словами «не такой, как все» раньше вызывал у окружающих желание возвыситься, восполнить свои проблемы за счет него. Дальнейшие события не стерли закрепленный за ним образ изгоя общества, они лишь окрасили его в другие цвета.
Новый Чарли – это не человек, а «лабораторное животное». Никто не знает, как он поведет себя завтра, чего от него ждать и чем все это закончится.
После операции с Чарли происходят разительные перемены, связанные не с умением героя прочесть страницу за секунды и оперировать сложными терминами, а, с его эмоциональным становлением как личности, происходящим посредством припоминания
прошлого, его анализом и экстраполяцией на реальность.
Эмоционально герой не развит. Он уже многое знает, но еще не понимает элементарных вещей. Трудно представить себе, как взрослый человек, «лишенный разума», постигает, что есть мораль, эмоция, любовь, ответственность. Интеллектуальное взросление и осознание себя происходит с Чарли постепенно.
Чарли осознает, что большинство близких ему людей только насмехались над ним, чтобы потешить собственное самолюбие и придет к мнению, общаясь с учеными, выдающимися профессорами и обычными людьми, что вся их жизнь – сплошная ложь, их знания – поверхностны, а мораль – «палка о двух
концах, которой каждый готов бичевать своего ближнего, но отнюдь не себя», - как говорил О.Бальзак.
«Удивительно, как люди высоких моральных принципов и столь же высокой чувствительности, никогда не позволяющие себе воспользоваться преимуществом над человеком, рожденным без рук, ног или глаз, как они легко и бездумно потешаются над человеком, рожденным без разума», - говорит в отчаянии Чарли.
Чарли не работает уже 2 недели. Он пробует спастись от одиночества в объятиях Алисы, но у них ничего не выходит. Герой, словно видит себя и Алису со стороны, глазами прежнего Чарли, который не позволяет им окончательно сблизиться. Чарли ссорится с Алисой, отдаляется от всех, погружается в учебу.
10 июня профессоры Немур и Штраус вылетают на медицинский
симпозиум в Чикаго. Главными «экспонатами» на этом мероприятии станут Чарли и мышь Элджернон.
В самолете Чарли вспоминает, как мать безрезультатно пыталась вылечить его, потратив все семейные сбережения, и родив еще раз, доказала, что способна иметь здоровых детей.
Чарли же мечтал превратиться в нормального человека, чтобы мать наконец-то полюбила его.
На самом симпозиуме Чарли обнаруживает такие обширные знания и высокий интеллект, что вся научная элита бледнеет на его фоне. Это не мешает профессору Немуру называть его «своим созданием», «ошибкой природы», приравнивая Чарли к мыши. Профессор уверен, что до операции Чарли был «пустой оболочкой» и не существовал как личность. В знак протеста Чарли выпускает Элджернона из клетки, потом находит его и улетает домой.
Чарли дает однозначный ответ: «Я человек, а значит, я должен любить!»Поразительно быстро развившийся интеллект поставил стену
между Чарли и профессорами. Ему видна ограниченность докторов, их заблуждения в поставленном эксперименте. Уровень интеллекта Чарли становится выше уровня интеллекта профессоров.
Чарли снимает квартиру, в одной комнате которой он устраивает лабиринт для мышки.
Вскоре он знакомится с соседкой – свободной художницей. Чтобы избавиться от одиночества и убедиться в своей способности быть с женщиной, Чарли вступает с соседкой в связь. Прежний Чарли не мешает отношениям, т.к.эта женщина ему безразлична, он только наблюдает за происходящим со стороны.
Гордон обнаруживает, что сильно выпив, он превращается в умственно отсталого Чарли. Алкоголь выпускает на свободу его подсознание, которое все еще не догнало стремительно растущего IQ. Ничто в нас не исчезает без следа. Операция прикрыла Чарли тонким слоем культуры и образования, но он остался. Он смотрит и ждет. Чарли, осознав это, старается не напиваться.
Размышления о судьбе умственно отсталых людей побуждают Гордона продолжать научную деятельность, чтобы принести пользу таким людям, он начинает работать в лаборатории.
Он встречается с Алисой, объясняет, что любит ее, но между ними встает маленький мальчик Чарли, который боится женщин, потому что мама била его. Алиса уходит от него.
Со временем Чарли ставит под сомнение мотивы профессоров, которые, по его мнению, заинтересованы в нем лишь ради продвижения своих научных карьер, для Чарли очевидна их ограниченность и заблуждения.
Спустя некоторое время Чарли замечает изменения в поведении Элджернона. Мышь все хуже и хуже находит выход из лабиринта, с агрессией кусает Чарли, не узнает его, стали заметны признаки регрессии.
Чарли начинает понимать, что и его высокий IQ скоро тоже упадет до низкого уровня и начинает думать, возможно ли замедлить этот процесс.
Мышонок перестает есть и в конце концов умирает.
Чарли решает сам продолжить исследование и использовать всю силу собственного интеллекта, чтобы найти решение проблемы. Если до этого момента у Чарли все еще оставалась надежда на то, что развитие его интеллекта и жизни могло развиваться по иному пути, чем у мыши, то после смерти мышонка у него не остается сомнений, что регрессия – это лишь вопрос времени: «Ухудшение прогрессирует. Я становлюсь рассеянным. Два дня назад скончался Элджернон. Вскрытие доказывает правильность моих предсказаний. Вес его мозга уменьшился, обнаружено
общее сглаживание мозговых извилин, а также углубление и расширение борозд. Полагаю, со мной происходит или вскоре будет происходить то же самое.
Я положил труп Элджернона в коробку из-под сыра и похоронил его на заднем дворе. Я плакал.»
Времени остается совсем немного…Для чего нам дана жизнь? Трудный вопрос… С самого рождения мы познаем окружающий нас мир и самих себя в этой бесконечности. Какую роль в этом играет душа? Какое место отводится разуму? Почему у одних широкая душа, но скудный разум? У других – наоборот? Человек всегда стремился раскрыть «сию тайну», познать, что скрыто там, за пределами нашего понимания, и всякий раз, приблизившись к разгадке вплотную, оказываемся у ее истока. Это неудивительно – не мы творцы, создатели всего сущего. Научный прогресс позволил нам подняться на энный этаж небоскреба, и мы смотрим на мир из очередного окна, наивно полагая, что вот
теперь перед нами раскинулся весь мир, но забывая, что в доме еще есть недостижимая «крыша».
Символично в этом смысле звучит фраза медсестры в самом начале романа: «…она сказала можетони не имели права делать тебя умным потомушто если бы господь хотел штобы я был умным он бы сделал так штобы я радился умным…И может проф Немур и док Штраус играют с вещями которые лутше аставить в пакое».
Работа по завершению эксперимента шла полным ходом. Чарли торопился, потому что для него было важным найти ошибки и помочь будущим поколениям, и главное – доказать, что жизнь его и Элджернона была не просто провальным экспериментом, а первым шагом к достижению главной цели – реальной помощи
людям, родившимся с такой болезнью. Он 26 августа нашел ошибку, и в своей научной статье оставил напутствие – в ближайшее время не ставить подобных экспериментов на людях.
Но поиск научного обоснования того, что произошло, заставил его задать иной вопрос: «Так что же такое разум на самом деле?» Он пришел к выводу, что истинный разум, который так боготворит человечество и ради которого отвергает всех тех, кто им не обладает – есть ничто. «Мы ставим на кон все ради иллюзии и пустоты.»
Высокоинтеллектуальный человек без способности любить, со «слаборазвитой» душой обречен на деградацию. Мало того, «мозг сам для себя» не способен принести какую-либо пользу и прогресс человечеству. И наоборот, человек с «развитой» душой и без разума есть «концентрация» любви, возможности которой безграничны, которая несет истинный «прогресс» роду человеческому – развитие духа.
И, прежде чем помогать людям с ограниченными умственными способностями справиться с их проблемой, нужно разобраться со своими собственными. И тогда, наверно, само понятие умственной
отсталости» утратит свою актуальность…
Исследования Чарли показали, что после операции стремительная регрессия неизбежна. Становится понятной дальнейшая судьба Чарли: он обречен на возвращение в исходное психическое состояние.
Чарли спрашивает профессора Немура, что они собирались делать с ним в случае неудачи. Оказалось, что для Чарли предназначалось место в социальной лечебнице «Уоррен». Гордон посещает это заведение, чтобы знать, что его ждет.
Чарли говорит: «Словно все знания, приобретенные мной в последние месяцы, соединились и вознесли меня на вершину света и понимания».
22 сентября Чарли навещает свою мать и сестру. У матери начался старческий маразм. Сестра рада, что он их нашел, она не подозревала, что мать избавилась от сына ради нее. Гордон обещает помогать им, пока сможет.
Понимая, что все случившееся с мышонком, справедливо и в отношении него, Чарли старается объяснить действие операции, приходя к выводу, что «интеллект, повышенный искусственно, понижается затем со скоростью, прямо пропорциональной степени его повышения». Чарли осознает, что у него совсем нет времени для более детального изучения «эффекта Элджернона-Гордона», что его собственная регрессия будет протекать также быстро, как и прогресс.
Постепенно он обнаруживает в себе все более явные признаки деградации:начинает страдать амнезией, перестает понимать смысл собственных научных открытий, его письменная речь
становится менее грамотной. Герой словно совершает обратный путь к тому состоянию, в котором он был до операции. Чарли испытывает глубокую депрессию и думает о самоубийстве, но острота его переживаний снижается вместе
с интеллектом. Его IQ становится в итоге даже ниже, чем был первоначально. Книги, раньше любимые, теперь ему непонятны.
К Гордону приходит Алиса. На этот раз прежний Чарли не мешает их любви. Она остается на несколько недель, ухаживает за Чарли.
Вскоре он прогоняет Алису – она напоминает ему о способностях, которые нельзя вернуть.
В отчетах, которые пишет Чарли, появляется все больше ошибок.
В конце концов, они становятся такими же, как и до операции.
20 ноября Чарли возвращается в пекарню, хотя и боится, что над ним теперь будут смеяться больше, чем прежде. Прежние товарищи, раньше злобно шутившие над
ним, а после операции отвернувшиеся от него, теперь относятся к нему с добротой и жалостью, опекают и защищают его. Чарли решает навсегда уехать из родного города после того, как по рассеянности он снова приходит в школу для взрослых к мисс Кинниан и видит, что она плачет.
Он не хочет, чтобы его жалели, и отправляется в лечебницу «Уоррен».
Чарли считает, что, возможно, он недостаточно старался, чтобы стать умным, он уже не помнит суть своих исследований, однако, понимает: в том, что с ним произошло, есть нечто важное для человечества.
Роман заканчивается на относительно оптимистичной ноте – Чарли старается ни о чем не жалеть, и желает добра всем, кто пытался ему помочь: «Я узнал много разных вещей а раньше я никогда даже незнал что они есть на свете и я благодарен за то что я хоть наминутку это увидел».
«Пожалуйста скажите профу Немуру штобы он не абижался когда люди смиюца над ним и тогда у нево будет много много друзей. Очень легко иметь друзей если раз ришаешь смияца над собой. Там где я буду жыть у меня будет много друзей».
Он помнит, что получал огромное удовольствие, когда читал «синюю книжку с порванной обложкой», и решает «все время старатца стать умным чтобы опять было так хорошо».
Чарли помнит о мышонке Элджерноне, своем единственном друге. Каждую неделю он кладет на его могилу цветы. Он пишет прощальное письмо мисс Кинниан, в котором просит положить цветы на могилу Элджернона. Об этом он пишет в своем последнем отчете.
Становясь слабоумным, Чарли не перестает быть человеком. На фоне всех окружающих умственно отсталый Чарли выглядит наибольшим человеком среди людей, которому неведомы обиды, тщеславие, гордыня и прочие пороки.
Последние страницы книги читать особенно тяжело. Д.Киз устраивает настоящее эмоциональное испытание для читателя, во время которого сложно удержаться от слез. Так же сложно дать и ответ на вопрос: «а стоило ли оно того?»
Д.Киз в своих воспоминаниях говорил: «Я даже не знаю, что хуже: не знать, кто ты, и быть счастливым, или стать тем, кем ты всегда хотел быть, и чувствовать себя одиноким».
В романе автор ставит важные нравственные и социально-философские вопросы, ответ на которые заключен в финальных строках дневника Чарли и отражен в названии романа: «Если у вас будет вазможность положите пожалуйста немножко цветов на могилу Элджернона которая на заднем дваре…»
Именно эти несколько строчек вызывают мощную читательскую реакцию и заставляют задуматься о правомерности проведения подобных экспериментов и их последствиях, об отношении к животным, которые используются в качестве подопытных образцов, а также об отношении социума к людям со специфическими особенностями развития, «не такими, как все».
Примечателен тот факт, что в романе развитие сюжета увязано со временем года. Весна символизирует исцеление главного героя, лето – своего рода расцвет героя и признание его миром, осень – период интеллектуального угасания. Так, с главным героем читатель знакомится в начале марта, и в этот же месяц делается операция. Весной происходит его «становление» как гения, при том, что окончательное выздоровление происходит в мае, и в этот же месяц Чарли уходит из пекарни, где был чернорабочим. Летом Чарли привыкает к жизни гения и выходит в свет, он даже возглавляет научную работу врачей, которые его исцелили, и превосходит их в августе. Осенью начинается угасание, которое
завершается в ноябре.
Главные проблемы, поднятые в книге
Тема человечности в отношениях между людьми
Отношение людей и общества к людям с ОВЗ
Тема одиночества
Тема отцов и детей, взаимоотношений в семье
Тема моральной стороны эксперимента
Главные вопросы, которые задает книга:
Как меняется человек, его взгляды, когда он становится умнее или глупее; можно ли человека использовать для экспериментов; когда рождается человеческая личность; можно ли назвать личностью людей, лишенных разума; можно ли назвать личностью животных; можно ли обращаться с людьми как с вещью, если они лишены разума; принесет ли нам большой IQ счастье; что лучше, быть добрым, светлым, позитивным человеком или быть умным и знать 5 языков?; какую цену мы готовы заплатить, чтобы стать самым умным? На вопросы, которые поднимали еще М.Булгаков в «Собачьем сердце» и Д.Лондон в «Мартине Идене», Д.Киз дает свой однозначный ответ.
В аннотации к изданию написано: «Сейчас этот роман воспринимается как одно из самых человечных произведений новейшего времени, как роман пронзительной психологической силы, как филигранное развитие темы любви и ответственности».
Книгу стоит прочитать для того, чтобы впустить в себя свет человечности. Хоть конец и будет предсказуем, и надежда – последнее, что в нем можно увидеть, останутся безысходность и доброта, и что-то еще очень важное, чего нам всем не хватает. Не ум, не знание, а понимание. Не жалость и сочувствие, а поддержка и человечность.
В маленьком городе Афины, штат Огайо, возле одноименного университета, расположен небольшой сад, главным достоянием которого является вековой дуб с табличкой «Элджернон». Под деревом всегда лежат свежесрезанные цветы.
Это своеобразный живой монумент, не что иное, как дань уважения профессору литературы Афинского университета Д.Кизу и его незыблемому творению – роману «Цветы для Элджернона».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.