Научные теории, на которых базируются программы:
- личностно-ориентированный подход, концепции гуманной педагогики, некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка;
- зоны ближайшего развития (Л.С. Выгодского, Д.Б.Давыдова);
- рефлексивно-деятельностный подход - развитие психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных возрасту ребенка.
Принципы:
1. единства диагностики и коррекционно – развивающих задач;
2. учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
3. достижение целей через организацию активной деятельности ребенка;
4. наглядность обучения; доступность; проблемность;
5. комплексное использование всего психолого-педагогического и коррекционно-развивающего инструментария; при работе учитываются все психические функции и процессы, их взаимосвязь и взаимовлияние;
6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Программы психолого-педагогических занятий
«Цветик-семицветик» под редакций Н.Ю.Куражевой 2003 г
Актуальность: среди задач, решаемых ДОУ выделить задачи психологического развития дошкольника.
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- введение ребенка в мир человеческих отношений;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие волевой сферы – саморегуляции;
- развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки;
- развитие интеллектуальной сферы и познавательных процессов, внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.
«Цветик-семицветик» программа психолого-педагогических занятий
для детей 3-4 лет; 4-5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет;
Для занятий разработаны рабочие тетради.
Занятия проводятся в группах по 5-6 детей (3-5 лет) и до 8 детей (6-7 лет).
«Цветик-семицветик» под редакций Н.Ю.Куражевой
Программа для 3-4 лет
направлена на создания условий для проявления всех видов активности ребенка; способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре.
Темы по сказкам: «Репка», «Маша и медведь», «Теремок» и др.
Программа 4-5 лет
направлена на самопознание ребенка, а также развитие коммуникативных навыков.
Темы: мои глазки, мои ушки, мои ручки и т.п.
Программа 5-6 лет
направлена на создание элементов произвольных психических процессов, развитие творческого потенциала, инициативы и самостоятельности мышления.
Темы: радость, гнев, испуг, удивление, этикет: внешний вид; подарочный этикет и др.
Программа 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников»
способствует созданию адекватной самооценки, формированию этических представлений, развитию полоролевой идентификации, развитию внутренней позиции ученика.
Темы: букет для учителя, смешные страхи, списывание, подсказка, обманный отдых и др.
В каждой части есть темы: радость, грусть, гнев, спокойствие, удивление, испуг, темы по этикету
«Цветик-семицветик» под редакций Н.Ю.Куражевой
Структура занятия:
1.Организационный этап: создание эмоционального настроя.
2. Мотивационный этап: сообщение темы занятия, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме.
3.Практический этап: подача новой информации, отработка полученных навыков.
4.Рефлексивный этап: обобщение полученных знаний, подведение итогов.
«Давай познакомимся!» автор-составитель И.С. Пазухина 2004 г.
Актуальность: развитие эмоционально-волевой сферы является предпосылкой успешного усвоения знаний и определяет успех обучения в целом.
Цель: через осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и
взаимоотношений обеспечить гармоничное развитие личности.
Задачи:
- способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
- учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
- воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;
66 занятий и рассчитана на три года;
средняя, старшая и подготовительная группы (по 22 занятия в год).
Занятия проводятся в группах по 5-6 детей,
один раз в неделю, продолжительность 15 – 30 минут.
«Давай познакомимся!» автор-составитель И.С. Пазухина
Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется.
Раздел | задачи |
Раздел 1. | развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе |
Раздел 2. | развитие у детей навыков совместной деятельности |
Раздел 3. | знакомство с эмоциями человека |
Раздел 4. | умение видеть отличия человека от животного, переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми |
Раздел 5. | осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений |
«Здравствуй, мир» авторы А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова 2007 г
Актуальность: комплексная подготовка дошкольника к обучению в школе в оригинальной и интересной форме, образовательная система "Школа 2100"
Цель: научиться объяснять окружающий мир в процессе выполнения
заданий по осмыслению своего опыта. Способствовать адаптации дошкольников
к социальной и природной среде..
Задачи: формировать навыки общения, активизировать и обогащать
словарный запас, а так же развивать моторику, внимание, мышление.
- Комплекс задач обучающих, развивающих и воспитательных.
Отличительные особенности программы.
Методика
программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет
постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
«Здравствуй, мир» авторы А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова Пример. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ЗДРАВСТВУЙ, МИР!»
№. Название темы, раздела | Всего занятий |
1 Лето | 1 |
2 Путешествие в зелёную страну. | |
3 Дикие звери. | |
4 Путешествие в красную страну. | |
5 Путешествие в жёлтую страну. | |
6 Путешествие в оранжевую страну. | |
7 Осень. | |
8 Растения. | |
9 Овощи. | |
10 Фрукты. | |
11 Кто Мы? | |
12 Кто мы? Какие мы? | |
13 Домашние животные. | |
14 Путешествие в синюю и фиолетовую страну. | |
15 Красный,синий,фиолетовый. Цветной мир. | |
16 Части суток. | |
17 Зима.Птицы. | |
18 Братья наши меньшие. | |
19 Чайная посуда. Столовая и кухонная посуда. | |
20 Мебель. | |
21 Одежда | |
22 Обувь.За покупками. | |
23 Путешествие в голубую страну. |
«Здравствуй, мир» авторы А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова
Планируемые результаты
Дети должны знать:
• различия сезонных изменений в природе;
• отличия города от села;
• отличия деревьев и кустарников и называть их;
• названия грибов и ягод;
• отличия съедобных частей растений от несъедобных;
• элементарные правила поведения в городе и на природе;
• взаимосвязи в родственных отношениях;
• представителей животного и растительного мира;
• основные профессии людей.
• народные промыслы;
• решать задачи в рабочей группе (навык групповой деятельности);
• правильно себя вести на занятия (давать правильный и полный ответ,
правильно задавать вопрос).
«Здравствуй, я сам!» тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет автор Крюкова С.В. 2007 г.
Актуальность: целенаправленное развитие восприятия телесных ощущений, двигательной координации у детей
Цель: развитие восприятия и через него – эмоциональной сферы ребенка.
Задачи:
- развивать восприятие детей, их способность к формированию более точных и полных образов, обучая их различным способам обследования окружающего мира;
- учить детей произвольно улавливать основные телесные ощущения (тепло, холод), расслаблять и напрягать отдельные группы мышц;
- формировать навыки осознания чувств, ощущений своего тела;
- помогать детям осознавать эмоции и проживать их на телесном уровне;
- развивать навыки ассоциативно-образного восприятия;
- развивать самосознание, уверенность, внимание;
- повышать групповую сплоченность.
35 занятий, 1-2 занятия в неделю;
Форма работы: групповая.
«Здравствуй, я сам!» тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет автор Крюкова С.В.
Программа состоит из трех частей
Первая часть программы «Потрогаю, понюхаю, посмотрю, послушаю, и если это можно есть, то, конечно, скушаю» (для детей 3-4 лет) знакомит детей с различными видами восприятия;
вторая часть программы — «Моя первая ступень в телесный мир» (для детей 4-5 лет) — направлена на развитие у ребенка основных отношений «восприятие —движение»;
третья часть — «Здравствуй, я сам!» (для детей 5-6 лет) — вводит ребенка в мир. человеческих эмоций, помогает ему прожить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в своих чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
«Удивляюсь, злюсь, боюсь …» программы групповой психологической работы с дошкольниками авторы Крюкова С.В. Донскова Н.И. 2015 г.
Программы: | Цель: |
Давайте жить дружно! | помочь детям адаптироваться к условиям жизни в детском саду, наладить их взаимоотношения, создать благоприятную атмосферу в группе. |
|
|
«Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста.» автор Ковалева И.В. 2008 г.
Коррекционная программа по снижению негативных поведенческих реакций у детей раннего возраста.
Актуальность: решение проблем детско-родительских отношений
Цель: профилактика и снижение детской агрессивности через гармонизация отношений между родителями и ребенком.
Программа рассчитана на детей 2,5 – 3,5 года
и их родителей.
Форма: групповые занятия. Численность группы 5 детей и 5 родителей.
Программа рассчитана на 15 занятий.
«Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста.» автор Ковалева И.В.
Задачи:
1.Оптимизация детско-родительских отношений.
- Научить родителей видеть за негативными кризисными проявлениями стремление ребенка к самостоятельности, становление детской личности.
- Обозначить главенствующую роль семейных взаимоотношений в развитии детской агрессивности.
- Разработать с родителями формы взаимодействия в семье с ребенком, ведущие к снижению и погашению детской агрессии.
2.Преодоление упрямства и негативизма в период кризиса трех лет.
3.Обучение детей социально приемлемым формам выражения эмоционального состояния.
- Научить детей обращаться с просьбой взамен агрессивным формам привлечения внимания.
- Воспитывать стремление к компромиссу.
- Привести детей к осознанию необходимости выполнения ряда правил (не играть с спичками и т.п.).
«Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста.» автор Ковалева И.В.
Содержание:
- рекомендации воспитателям;
- беседы с родителями;
- психокоррекционные занятия (15 занятий);
анализ изменений после каждого занятия по опросу родителей (воспитателей).
«Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа. Психолого-педагогическое сопровождение. Комплексы занятий.» автор Лапина И.В. 2013 г.
Актуальность: представлена целостная модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, соответствующее ФГОС ДО.
Цель: адаптация родителей и детей раннего возраста к условиям детского сада.
Программа рассчитана на детей 2 – 3 лет,
их родителей и воспитателей.
Формы работы: детский коллектив; семейные адаптационные группы; консультации и памятки для воспитателей.
Программа рассчитана на 15 занятий;
Содержит лекции – консультации для воспитателей;
Памятки для родителей; анкеты для родителей.
«Практикум по сказкотерапии» автор Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева 2000 г.
Актуальность: сказка — естественная форма общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений..
Цель: лечение сказками, это совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Программа рассчитана на детей и взрослых.
Формы работы: индивидуально и в группах.
Программа рассчитана на 5 – 12 занятий;
«Практикум по сказкотерапии» автор Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева
Формы и методы:
- это могут быть анализ, рассказывание и сочинение сказок,
- кукло- и имиджтерапия,
- постановка сказок на сцене и в песочнице,
- рисование «волшебными красками»,
- психодинамические медитации,
- исследование мифов и сказок,
- терапия абсурда и др Виды сказок:
Художественные сказки: художественные (авторские), народные.
Дидактические сказки.
Психокоррекционные сказки.
Психотерапевтические сказки.
Медитативные сказки.
«Практикум по сказкотерапии» автор Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева
Части занятия | Цель: |
1. Ритуал «входа» в сказку | Создать настрои на совместную работу. Войт в сказку. |
2. Повторение | Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. |
3. Расширение | Расширить представления ребенка о чем-либо |
4. Закрепление | Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. |
5. Интеграция | Связать новый опыт с реальной жизнью |
6. Резюмирование | Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся |
7. Ритуал «выхода» из сказки | Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к |
Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия:
Научные теории, на которых базируются программы:
- личностно-ориентированный подход, концепции гуманной педагогики, некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка;
- зоны ближайшего развития (Л.С. Выгодского, Д.Б.Давыдова);
- рефлексивно-деятельностный подход - развитие психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных возрасту ребенка.
Принципы:
1. единства диагностики и коррекционно – развивающих задач;
2. учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
3. достижение целей через организацию активной деятельности ребенка;
4. комплексное использование всего психолого-педагогического и коррекционно-развивающего инструментария.
Коррекционно-развивающие занятия
«Коррекционно-развивающие занятия» младшая, средняя группы старшая, подготовительная группы автор В.Л. Шарохина 2015 г. 2016 г.
Актуальность: конспекты коррекционно-развивающих занятий с демонстрационным и раздаточным материалом. Большое внимание уделено воспитанию сотрудничества, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, совершенствованию коммуникативных способностей детей.
Цель: развитие психических функций восприятия, внимания, памяти, мышления, познавательное развитие.
Программа рассчитана на детей младшей, средней
старшей, подготовительной групп.
Формы работы: в группах из 5-6 детей.
8 занятий в октябре (2 занятия в неделе);
8 занятий в феврале (2 занятия в неделю).
«Учимся сочувствовать, сопереживать.» Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет автор С.И. Семенако 2003 г.
Актуальность: усилия дошкольных образовательных учреждений и школы должны быть направлены на формирование осознанного противостояния злу и проявления радости за другого..
Цель: развитие у детей таких духовных качеств как эмпатия, умение понимать и сопереживать другому человеку.
Занятия рассчитаны на детей 5-8 лет.
Формы работы: в группах.
Содержание занятий условно распределено по трем разделам:
Раздел 1. Я и мои родные. (6 занятий)
Раздел 2. Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям. (6 занятий)
Раздел 3. Мы и наши друзья — животные. (6 занятий)
«Учимся сочувствовать, сопереживать.» Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет автор С.И. Семенако
Структура занятия:
- игровой прием – создается мотивация оказания помощи или проявление сопереживания героям в трудных ситуациях;
- моральная оценка поступков героев художественных произведений;
- решение проблемных ситуаций, позволяющих закреплять в сознании детей значимость проявления эмпатии;
- игровые упражнения в проявлении сочувствия, сопереживания;
- советы сказочного персонажа — Светлячка, расширяющие представления детей о культуре взаимоотношений с родными, близкими, друзьями, животными;
- игры, в которых дети упражняются в проявлении радости, характеризующей общий настрой Группы.
«Тропинка к своему Я.» авторы Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. 2004 г.
Актуальность: формирование социальной компетенции у дошкольников требует не только теоретических разработок, но и практической психологической работы, которая должна стать частью воспитательного процесса.
Цель: формирование социальных компетентностей у детей.
Занятия рассчитаны на три года
для детей с 3-х до 6-ти лет:
Младшая, средняя, старшая группы
25 занятий в год ; 1 раз в неделю; занятия в группах.
«Тропинка к своему Я.» авторы Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.
Формы и методы:
ролевые игры,
психогимнастика,
задания направленные на развитие произвольности,
игры на воображение,
терапевтические метафоры,
релаксация,
разыгрывание этюдов или сказок пальчиками.
Задачи:
обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
обучение рефлексивным умениям
формирование потребности в самостоятельности
содействие росту, развитию ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.