Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в классном коллективе и образовательной организации
Оценка 4.6

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в классном коллективе и образовательной организации

Оценка 4.6
Педсоветы +3
pptx
Междисциплинарный 3
5 кл—11 кл
20.03.2024
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в классном коллективе  и образовательной организации
В презентации описывается система психолого-педагогического сопровождения трудного подростка классным руководителем, т. к. не во всех образовательных организациях есть необходимые специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги).
Психологическое сопровождение трудных подростков.pptx

Тарасова Татьяна Николаевна педагог-психолог

Тарасова Татьяна Николаевна педагог-психолог

Тарасова Татьяна Николаевна
педагог-психолог МБОУ ЛГ города Кирова
[email protected]

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в классном коллективе
и образовательной организации







Психологическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка

Психологическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка

Психологическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка.

Задачи психологического сопровождения:

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;
развитие психолого-педагогической компетентности  учащихся, родителей, педагогов;
психологическое обеспечение образовательных программ.

Психолого-педагогическое сопровождение организуется для детей: состоящих на внутришкольном и других видах учёта (ВШУ,

Психолого-педагогическое сопровождение организуется для детей: состоящих на внутришкольном и других видах учёта (ВШУ,


Психолого-педагогическое сопровождение организуется для детей:

состоящих на внутришкольном и других видах учёта (ВШУ, КДН, ПДН), так называемых «трудных» детей или детей с рискованным поведением;
испытывающими трудности в обучении;
в социальной адаптации;
находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС);
одарённых;
детей с ОВЗ;
в рамках предпрофильной подготовки, профильного
обучения и профориентации и пр.

Трудный ребёнок – это обучающийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах

Трудный ребёнок – это обучающийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах

Трудный ребёнок – это обучающийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.

.

Проявления:
может быть нарушение поведения (от замкнутости до агрессии);
эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.);
пропуск занятий и учебных дней без уважительной причины;
нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий), правил внутреннего распорядка образовательной организации.

Причины, порождающие трудных учащихся

Причины, порождающие трудных учащихся

Причины, порождающие трудных учащихся

.

отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей,
безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей;
"эпидемия" разводов;
потеря эмоциональных контактов с детьми.

Модель работы классного руководителя с трудными учащимися

Модель работы классного руководителя с трудными учащимися

Модель работы классного руководителя с трудными учащимися

Название этапа

Цель этапа

Основные направления в работе

Методы изучения и перевоспитания

Вскрыть причины трудновоспитуемости. Поставить психолого-педагогический диагноз.

1.Изучить положение ребёнка в окружающей социальной микросреде (семья, класс, уличная группа).
2. Выявить положительные качества личности обучающегося, его склонности и способности.
3.Выявить негативные стороны личности ученика.
4. Выявить способности ребёнка к обучению.
5. Изучить результаты комплексного медицинского обследования (мед. карта).
6. Изучить динамику реализации социальных потребностей учащегося: а) потребность в человеческих связях; б) потребность в самоутверждении; в) потребность в эмоциональной привязанности и т.д.

1.Метод изучения документальных данных на ребёнка.
2. Метод беседы с учителями, родителями, сверстниками, самим ребёнком.
3. Метод наблюдения.
4. Метод опроса.
5. Метод независимых характеристик.
6. Метод социометрии.
7. Метод незаконченного предложения.
8. Комплекс экспериментальных методик, связанных с изучением личности

1 этап – начальный (диагностический

Название этапа Цель этапа Основные направления в работе

Название этапа Цель этапа Основные направления в работе

Название этапа

Цель этапа

Основные направления в работе

Методы изучения и перевоспитания

Подвергнуть ломке нежелательный стереотип поведения учащегося. Формировать положительные черты и качества личности ребёнка.

1. Формирование положительных личных и деловых взаимоотношений с ребёнком.
2. Рациональное построение социальнозначимых видов деятельности ребёнка.
3. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей обучающихся.
4. Привлечение их к участию в различных формах коллективной творческой деятельности (КТД).
5. Создание ситуации успеха в учебной деятельности.
6. Приложить усилия к разрыву нежелательных социальных связей ребёнка.
7. Привлечение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
8. Остаются в силе основные направления первого этапа перевоспитания.

1. Метод «педагогического взрыва».
2. Метод личного примера.
3. Метод убеждения.
4. Метод поощрения и наказания.
5. Методика организации КТД.
6. Метод беседы.
7. Методы самовоспитания.
8. Остаются в силе основные методы первого этапа изучения и перевоспитания.

2 этап – промежуточный (переориентационный)

Название этапа Цель этапа Основные направления в работе

Название этапа Цель этапа Основные направления в работе

Название этапа

Цель этапа

Основные направления в работе

Методы изучения и перевоспитания

Формирование положительного стереотипа поведения подростка

1. Формирование доверительных взаимоотношений с ребёнком.
2. Постоянное привлечение подростка к анализу, подготовке и проведению КТД.
3. Достижение устойчивых результатов в учёбе.
4. Оказание систематической помощи в самовоспитании.
5. Остаются в силе основные направления первого этапа перевоспитания.

Сохраняются основные методы изучения и перевоспитания первого и второго этапов.
Методы самовоспитания:
А) самоанализ,
Б) самоприказ,
В) самовнушение. Методы аутогенной тренировки.

3 этап – заключительный (закрепительный)

Типичные ошибки в учебно-воспитательной работе с трудными детьми

Типичные ошибки в учебно-воспитательной работе с трудными детьми


Типичные ошибки в учебно-воспитательной работе с трудными детьми

.

Процесс перевоспитания начинается слишком поздно, когда стереотип асоциального поведения ребёнка/подростка подвергнуть ломке крайне трудно.
Часто он направлен на прямое подавление внешних проявлений
трудновоспитуемости, а не на ликвидацию причин, их вызывающих.
Процесс перевоспитания блокируется в случае того, что усилия педагога не
встречают поддержку со стороны ребёнка.
Ему мешает неадекватность избранных средств по отношению к целям.
Процессу перевоспитания мешает предвзятая позиция воспитателя
по отношению к воспитаннику. Личность последнего не может не
заметить этого.
Процессу перевоспитания мешает низкая культура общения педагога с
воспитанником («общение-оскорбление», «общение-дистанция»,
«общение-заигрывание» и пр.).
Процессу перевоспитания мешает не умение педагога
рационально построить совместную деятельность
(учебную, трудовую, спортивную и пр.) педагога и ребёнка/подростка.

Досуговая деятельность . посещение кружков и секций (как в школе, так и за её пределами); культурно-массовая деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и…

Досуговая деятельность . посещение кружков и секций (как в школе, так и за её пределами); культурно-массовая деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и…


Досуговая деятельность

.

посещение кружков и секций (как в школе, так и за её пределами);
культурно-массовая деятельность в школе;
экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.;
туристические походы;
участие в работе детских/подростковых общественных организаций,  волонтерском движении и др.
художественное и техническое творчество;
общественно полезная деятельность и первоочередное включение детей/подростков данной категории  в работу летних трудовых лагерей.

В общении помните: . беседу с ребёнком/подростком нужно начинать с дружеского тона; в процессе общения проявляйте к нему искренний интерес; лучшим словом, располагающим учащегося к…

В общении помните: . беседу с ребёнком/подростком нужно начинать с дружеского тона; в процессе общения проявляйте к нему искренний интерес; лучшим словом, располагающим учащегося к…

В общении помните:

.

беседу с ребёнком/подростком нужно начинать с дружеского тона;
в процессе общения проявляйте к нему искренний интерес;
лучшим словом, располагающим учащегося к общению, является его имя;
диалог с учеником надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
умейте смотреть на вещи глазами ребёнка.

Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного обучающегося

Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного обучающегося

.

Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере  трудного обучающегося.
Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер.
Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. 
Принцип социального закаливания трудновоспитуемых  обучающихся.


Принципы воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися

Работая с «трудным» ребёнком, нужно:

Работая с «трудным» ребёнком, нужно:

Работая с «трудным» ребёнком, нужно:

.

Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности и ответственность за них.
В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право
менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой.
Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого
человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
Не ставить на ребёнке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли
именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают
о себе и подпитывают нежелательное поведение.
Не пытаться загнать его в угол, поставить в затруднительное положение. Не
прибегать к физическому наказанию.
Требуя что-то от ученика, нельзя торговаться.
Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: «Чем больше мы уважаем человека,
тем выше наши требования к нему».
Уметь смеяться. Раскрывать детям особенности их личности и
приемлемые для них черты нашей личности.
В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную
ориентацию детей и развивать их идеал «Я».

Используемая литература . Ауппе

Используемая литература . Ауппе

Используемая литература

.

Ауппе И.М., Морозова И.С., Чепракова Е.А. «Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования». Справочник педагога-психолога №4 2014, с.4.
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2001. – 352 с.
Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга», 2010.
Психологическая помощь. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002 – 128с.

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2024