Психологическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка.
Задачи психологического сопровождения:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;
развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов;
психологическое обеспечение образовательных программ.
Психолого-педагогическое сопровождение организуется для детей:
состоящих на внутришкольном и других видах учёта (ВШУ, КДН, ПДН), так называемых «трудных» детей или детей с рискованным поведением;
испытывающими трудности в обучении;
в социальной адаптации;
находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС);
одарённых;
детей с ОВЗ;
в рамках предпрофильной подготовки, профильного
обучения и профориентации и пр.
Трудный ребёнок – это обучающийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.
.
Проявления:
может быть нарушение поведения (от замкнутости до агрессии);
эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.);
пропуск занятий и учебных дней без уважительной причины;
нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий), правил внутреннего распорядка образовательной организации.
Причины, порождающие трудных учащихся
.
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей,
безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей;
"эпидемия" разводов;
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Модель работы классного руководителя с трудными учащимися
Название этапа | Цель этапа | Основные направления в работе | Методы изучения и перевоспитания |
Вскрыть причины трудновоспитуемости. Поставить психолого-педагогический диагноз. | 1.Изучить положение ребёнка в окружающей социальной микросреде (семья, класс, уличная группа). | 1.Метод изучения документальных данных на ребёнка. |
1 этап – начальный (диагностический
Название этапа | Цель этапа | Основные направления в работе | Методы изучения и перевоспитания |
Подвергнуть ломке нежелательный стереотип поведения учащегося. Формировать положительные черты и качества личности ребёнка. | 1. Формирование положительных личных и деловых взаимоотношений с ребёнком. | 1. Метод «педагогического взрыва». |
2 этап – промежуточный (переориентационный)
Название этапа | Цель этапа | Основные направления в работе | Методы изучения и перевоспитания |
Формирование положительного стереотипа поведения подростка | 1. Формирование доверительных взаимоотношений с ребёнком. | Сохраняются основные методы изучения и перевоспитания первого и второго этапов. |
3 этап – заключительный (закрепительный)
Типичные ошибки в учебно-воспитательной работе с трудными детьми
.
Процесс перевоспитания начинается слишком поздно, когда стереотип асоциального поведения ребёнка/подростка подвергнуть ломке крайне трудно.
Часто он направлен на прямое подавление внешних проявлений
трудновоспитуемости, а не на ликвидацию причин, их вызывающих.
Процесс перевоспитания блокируется в случае того, что усилия педагога не
встречают поддержку со стороны ребёнка.
Ему мешает неадекватность избранных средств по отношению к целям.
Процессу перевоспитания мешает предвзятая позиция воспитателя
по отношению к воспитаннику. Личность последнего не может не
заметить этого.
Процессу перевоспитания мешает низкая культура общения педагога с
воспитанником («общение-оскорбление», «общение-дистанция»,
«общение-заигрывание» и пр.).
Процессу перевоспитания мешает не умение педагога
рационально построить совместную деятельность
(учебную, трудовую, спортивную и пр.) педагога и ребёнка/подростка.
Досуговая деятельность
.
посещение кружков и секций (как в школе, так и за её пределами);
культурно-массовая деятельность в школе;
экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.;
туристические походы;
участие в работе детских/подростковых общественных организаций, волонтерском движении и др.
художественное и техническое творчество;
общественно полезная деятельность и первоочередное включение детей/подростков данной категории в работу летних трудовых лагерей.
В общении помните:
.
беседу с ребёнком/подростком нужно начинать с дружеского тона;
в процессе общения проявляйте к нему искренний интерес;
лучшим словом, располагающим учащегося к общению, является его имя;
диалог с учеником надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
умейте смотреть на вещи глазами ребёнка.
.
Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного обучающегося.
Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер.
Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.
Принцип социального закаливания трудновоспитуемых обучающихся.
Принципы воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися
Работая с «трудным» ребёнком, нужно:
.
Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности и ответственность за них.
В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право
менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой.
Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого
человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
Не ставить на ребёнке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли
именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают
о себе и подпитывают нежелательное поведение.
Не пытаться загнать его в угол, поставить в затруднительное положение. Не
прибегать к физическому наказанию.
Требуя что-то от ученика, нельзя торговаться.
Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: «Чем больше мы уважаем человека,
тем выше наши требования к нему».
Уметь смеяться. Раскрывать детям особенности их личности и
приемлемые для них черты нашей личности.
В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную
ориентацию детей и развивать их идеал «Я».
Используемая литература
.
Ауппе И.М., Морозова И.С., Чепракова Е.А. «Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования». Справочник педагога-психолога №4 2014, с.4.
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2001. – 352 с.
Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга», 2010.
Психологическая помощь. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002 – 128с.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.