Термин «аутизм»
Эйген Блейлер Родился: 30 апреля 1857 г., Умер: 15 июля 1939 г. (82 года), швейцарский психиатр 1911:
«Одним из важнейших симптомов шизофрении является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира. Более тяжёлые случаи полностью сводятся к грёзам, в которых как бы проходит вся жизнь больных; в более лёгких случаях мы находим те же самые явления в меньшей степени. Этот симптом я назвал АУТИЗМОМ».
Слово «аутизм» получает новое значениеЛео Каннер, американский психиатр 1943 год в статье «Аутические нарушения аффективного контакта» описал 11 детей:Аутизм и аутические переживания;Стереотипное и однообразное поведение с элементами одержимости;Особое нарушение речевого развития.
Ганс Аспергер, австрийский педиатр, в 1944 году: -Замкнутость в своём внутреннем мире; - аутистическое поведение; - хорошие знания в отдельных областях; - особенности речевого развития; - отсутствие юмора; - двигательные нарушения; - нарушения в сфере влечений; - особенности куммуникации.
Определение МКБ-10:
F84. Общие расстройства психологического развития
«Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий».
Определение Сергея Алексеевича Морозова: «Искажённый вариант первазивного нарушения развития, связанный с дефицитом базальной потребности в общении, вследствие патологии прежде всего эмоциональной и интеллектуальной сфер психики».«Искажённый»: отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие – патологически ускоренно.
Неравномерность развития психических функций:
Опережающее развитие некоторых тонких моторных действий не только в сравнении с другими проявлениями тонкой моторики, но и по отношению к общей моторике;
- Диссоциация между успешностью произвольной и спонтанной моторной деятельностью;
- Отличающееся от нормы временное соотношение праксиса и гнозиса;
- Несоответствие друг другу уровней развития произносительной, номинативной и других функций речи;
- Неравномерное развитие интеллекта.
F 84.0 Детский аутизм
- Проявляется до 3-х лет.
- Психопатологические изменения во всех 3-х сферах:
в социальных взаимодействиях;
в функциях общения;
в функциях поведения - ограниченно, стереотипно и монотонно;
- В большинстве случаев, сопутствующие проблемы: фобии, расстройства сна и приёма пищи, вспышки раздражения и направленная на себя агрессивность.
F 84.1 Атипичный аутизм
- Может проявляться после 3-х лет;
- Психопатологические изменения могут наблюдаться в сферах:
в социальном взаимодействии;
в функциях общения;
в функциях поведения – ограниченно, стереотипно и монотонно.
- Может развиваться у людей с
глубокой задержкой развития;
тяжёлым специфическим рецептивным расстройством развития речи.
F 84.5 Сидром Аспергера
- Похоже на аутизм (аномалии социальных взаимодействий, ограниченность, стереотипность, монотонность интересов и занятий).
- Отсутствует остановка или задержка развития речи и познания.
- Часто сочетается с выраженной неуклюжестью.
- Тенденция к сохранности особенностей в подростковом и зрелом возрасте.
- В раннем периоде зрелости могут случаться психотические эпизоды.
Аутистический континуум: - Наличие многочисленных переходных вариантов между наиболее выраженными и относительно лёгкими формами, отсутствие резкой границы между ними.- - Отсутствие чётких границ между тяжёлыми формами аутизма и выраженными степенями умственной отсталости.- Отсутствие чётких границ между лёгкими формами аутизма и типичным развитием.
Признаки РАС у детей до 24 месяцев: эти дети попадают в группу риска. Это говорит о том, что в будущем у ребёнка может быть диагностирован аутизм.
6 месяцев | 8 месяцев | 12-14 месяцев | 18 месяцев | 24 месяца |
Нет существенных различий с типично развивающи-мися детьми. | Отсутствие зрительного контакта, реакции на своё имя. | Отсутствие указательного жеста, медленное накопление словарного запаса. | Непонимание речи, отказ вовлекаться в диалог. | Появление характерных для РАС стереотипий, отсутствие имитации взрослого. |
Сочетанные нарушения при РАС: около 70%
- Интеллектуальные нарушения;
- Заболевания ЖКТ;
- Заболевания сердца;
- Психиатрический диагноз;
- Неврологический диагноз;
- Генетическое нарушение.
Особенности процессов при РАС:
- Быстрая пресыщаемость;
- Трудная переключаемость.
Тонические процессы: В.В.Лебединский (1985, 2003) – основное нарушение при РАС – нарушение общего, в том числе психического тонуса.Тонус – это состояние, обеспечивающее длительное функционирование органа, функциональной системы, организма в целом.
Страхи как существенный компонент РАС (К.С.Лебединская) – психолого-педагогический взгляд на проблему:
Сверхценные | Гиперсензитивные | Неадекватные |
Одиночество; | Бытовые шумы; | Предметы неопределённого цвета; |
Сенсорно-перцептивные особенности:- зрение;- слух;- обоняние;- осязание;- вкусовые ощущения;- вестибулярная чувствительность;-сенсорная перегрузка;
Когнитивные особенности:- дефицит «центрального связывания» (акцент на деталях, трудности восприятия целого) – нужен более низкий темп усвоения материала!!!;- дефицит распознавания эмоций, не распознают лица людей;- дефицит «теории психического» – нарушено у 80% людей с РАС (совместное внимание, трудности формирования представлений о собственном теле);- дефициты в двигательной сфере: артикуляция звуков, мимика, жесты, моторная диспраксия);-дефицит регуляторных функций (удержание произвольного внимания, речевая инициатива, построение и удержание программы действий, выполнение инструкций, поддержание диалога)
Особенности мышления:
- трудности в организации произвольной деятельности и формировании предметно-практического мышления;
- в развитии наглядно-образного мышления из-за нарушения формирования сенсорных образов и представлений)4
- нарушение символизации и абстрактно-логического мышления;
- трудности обобщения и переноса.
40-60% людей с РАС имеют умственную отсталость.
Особенности коммуникации и речевого развития:
- особенности комммуникативных процессов;
- мутизм (отказ от речи – 25-50%);
- эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных от других людей);
- слова-штампы (иллюзия развитой речи, отсутствует понимание произносимых слов, фраз или предложений);
- фонографическая речь (звуковое алфавитное письмо);
- автономность речи;
- нарушение грамматического строя речи;
- нарушение связности речи.
Речь при аутизме:- речь не несёт коммуникативной функции;- трудности инициации контакта;- трудности поддержания контакта;- трудности ориентации на другого человека;- трудности «смысла»;- нарушение невербальных средств коммуникации (мимика, жесты);- трудности в передаче информации и др.
Нормативно-правовые документы:1. Закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. [Электронный документ]– URL: http://минобрнауки.рф/documents/2974. 2. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 10 января 2017 г. [Электронный докумнет]– URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199498/ 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014 г. [Электронный документ] – URL: http://минобрнауки.рф/докумнеты/5132
Список основной литературы:1. Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. – Москва: Оперант, 2015. –480 с. 2. Вайзнер Л.А., Волкмар Ф.Р. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Кн.1. –Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. –224 с.3. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. Под ред. М.Л. Семеновчи. – М.: ЦППРиК«Тверской», 2010. –88 с. 4. Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. –М.: Оперант, 2015. - 176 с. 5. Морозов С.А. Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования. – М., 2014. – 488 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.