Конфликт - это
-важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия(А. Здравомыслов)
- это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
Отношение к сторонам конфликта
Позиция руководителя, учителя, родителя: в конфликте стороны равны. Вам не важны заслуги, статусы сторон конфликта.(Нет лучшего и худшего интереса (мотива) поведения, есть разные интересы, которые надо согласовать). Право быть равными.
Ваша позиция как стороны конфликта: противоположная сторона имеет право на другую точку зрения, другой интерес, другую цель и т.д.
Право быть разными.
Аспекты управления конфликтом
Внутренний: Управление собственным поведением в конфликтном взаимодействии (психологический аспект, стратегия поведения в конфликте, индивидуальные особенности).
Внешний аспект управления конфликтами: организационно-технологические стороны процесса, в котором субъектом управления может выступать как руководитель, так и сотрудник, выполняющий свои служебные обязанности по управлению конфликтами.
Конфликт в динамике
Конфликтная ситуация ( противоречие, социальное напряжение)- ситуация скрытого или открытого противоборства сторон с точки зрения заявления противоположных взглядов, позиций, целей и т.д. ( 92 процента возможности разрешения)
Конфликтное взаимодействие –( процессы эскалации (46 процентов возможности разрешения) и деэскалации конфликта)
Завершение конфликта- урегулирование предмета спора, восстановление отношений.( 20 процентов возможности разрешения конфликта).
Управление конфликтом
Сознательная, специально организованная деятельность по отношению к конфликту, осуществляемая на этапе его прогнозирования, возникновения, развития и завершения.
Управление конфликтом
Это процесс, в ходе которого осознается наличие конфликта, определяется его природа, применяется соответствующая методология, чтобы снизить эмоциональную составляющую и дать возможность конфликтующим сторонам понять и разрешить свои различия.
1. Прогнозирование конфликта
Выявление причин конфликта в потенциальном развитии, изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей
Причины конфликтов
-Проблемы, явления, события, которые предшествуют конфликту и при определённых ситуациях, возникающих в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия , вызывают его.
- Выделяют субъективные и объективные причины конфликтов.
Что необходимо сделать по проекту?
Создать технологию управления конфликтами в образовательной организации !
- Административная ответственность руководства образовательной организации(создать систему управления, принять нормативные документы, обеспечить ресурсы и их обучение, изменить функционал и т.д.);
Кто делает конфликтологический прогноз? Кто выделяет типичные для каждой ОО конфликты? ( Не из учебников, а из текущей жизни ОО).
Кто организует работу по минимизации или устранению выявленных проблем?
- Кто работает с потенциальными и реальными конфликтами?
Какие технологии выбираем – административные, (примирительные)восстановительные?
Что есть для возможности управления конфликтами?
Нормативно определена инфраструктура для работы с конфликтами (ШСП, комиссия по урегулированию споров, психолого-педагогическая служба)
Нормативно определена возможность комплектования штатов миротворцев ( педагог-психолог, социальный педагог, юрист, медиатор, ведущий восстановительных программ)
В городе есть возможность обучения (повышения квалификации) по конфликтологии, медиации, восстановительным программам)- ПГНИУ, ПГГПУ, Ассоциация медиаторов, городской психологический Центр
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.