Управление конфликтами в образовательной организации

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 19.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что такое конфликт? Пять шагов к разрешению конфликтов.
Иконка файла материала Управление конфликтами в ОО.pptx

Управление конфликтами в образовании

Шаг первый.


Конфликт – что это для меня?

Конфликт – что это?

Нежелательное явление ?
Негативная ( деструктивная) форма общения?
Конфликт- развитие?
Конфликт – сличение ( сравнение) позиций, взглядов, целей, интересов…?
Конфликт – сближение?

Конфликт - это

-важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия(А. Здравомыслов)
- это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Шаг второй.

Моё отношение к стороне ( сторонам, участникам) конфликта?
Моё отношение к родителям- «жалобщикам»…

Отношение к сторонам конфликта

Позиция руководителя, учителя, родителя: в конфликте стороны равны. Вам не важны заслуги, статусы сторон конфликта.(Нет лучшего и худшего интереса (мотива) поведения, есть разные интересы, которые надо согласовать). Право быть равными.
Ваша позиция как стороны конфликта: противоположная сторона имеет право на другую точку зрения, другой интерес, другую цель и т.д.
Право быть разными.

Шаг четвёртый


Могу ли я влиять на конфликт?

Аспекты управления конфликтом

Внутренний: Управление собственным поведением в конфликтном взаимодействии (психологический аспект, стратегия поведения в конфликте, индивидуальные особенности).
Внешний аспект управления конфликтами: организационно-технологические стороны процесса, в котором субъектом управления может выступать как руководитель, так и сотрудник, выполняющий свои служебные обязанности по управлению конфликтами.

Конфликт в динамике

Конфликтная ситуация ( противоречие, социальное напряжение)- ситуация скрытого или открытого противоборства сторон с точки зрения заявления противоположных взглядов, позиций, целей и т.д. ( 92 процента возможности разрешения)
Конфликтное взаимодействие –( процессы эскалации (46 процентов возможности разрешения) и деэскалации конфликта)
Завершение конфликта- урегулирование предмета спора, восстановление отношений.( 20 процентов возможности разрешения конфликта).

Шаг пятый.

Что такое управление конфликтами?

Управление конфликтом

Сознательная, специально организованная деятельность по отношению к конфликту, осуществляемая на этапе его прогнозирования, возникновения, развития и завершения.

Управление конфликтом

Это процесс, в ходе которого осознается наличие конфликта, определяется его природа, применяется соответствующая методология, чтобы снизить эмоциональную составляющую и дать возможность конфликтующим сторонам понять и разрешить свои различия.

Основная цель управления конфликтами:

- предотвращать деструктивные конфликты,
- способствовать адекватному разрешению конструктивных конфликтов

Управление конфликтом (Этапы)

1. Прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;
2. Предупреждение конфликта
3.Регулирование конфликта (урегулирование, стимулирование или подавление конфликта).
4. Разрешение конфликта

1. Прогнозирование конфликта

Выявление причин конфликта в потенциальном развитии, изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей

Причины конфликтов

-Проблемы, явления, события, которые предшествуют конфликту и при определённых ситуациях, возникающих в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия , вызывают его.
- Выделяют субъективные и объективные причины конфликтов.

Объективные причины

Низкая оплата труда
Неблагоприятные условия труда
Недостатки в организации труда
Несоответствие прав и обязанностей
Неритмичность работы(срочная отчётность, штурмовщина..)
Неудобный график работы

Управление конфликтами в образовании

На всех этапах управления конфликтами должна быть специально организованная работа. Для каждого учреждения будут свои особенности работы по предупреждению и разрешению конфликтов.

Что необходимо сделать по проекту?

Создать технологию управления конфликтами в образовательной организации !
- Административная ответственность руководства образовательной организации(создать систему управления, принять нормативные документы, обеспечить ресурсы и их обучение, изменить функционал и т.д.);
Кто делает конфликтологический прогноз? Кто выделяет типичные для каждой ОО конфликты? ( Не из учебников, а из текущей жизни ОО).
Кто организует работу по минимизации или устранению выявленных проблем?
- Кто работает с потенциальными и реальными конфликтами?
Какие технологии выбираем – административные, (примирительные)восстановительные?

Что есть для возможности управления конфликтами?

Нормативно определена инфраструктура для работы с конфликтами (ШСП, комиссия по урегулированию споров, психолого-педагогическая служба)
Нормативно определена возможность комплектования штатов миротворцев ( педагог-психолог, социальный педагог, юрист, медиатор, ведущий восстановительных программ)
В городе есть возможность обучения (повышения квалификации) по конфликтологии, медиации, восстановительным программам)- ПГНИУ, ПГГПУ, Ассоциация медиаторов, городской психологический Центр

Шаг шестой:

Создаём модель управления конфликтами в образовательной организации!