«ОЧИСТКА ВОДЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»
Оценка 5

«ОЧИСТКА ВОДЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

Оценка 5
docx
29.10.2020
«ОЧИСТКА ВОДЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ВОДА.docx

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ОЧИСТКА ВОДЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

http://him.1september.ru/2009/22/20-1.jpg

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха,

Тебя невозможно описать,

Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:

Ты есть сама жизнь».  

Антуан де Сент Экзюпери.

 

Цель работы: Изучить способы очистки водопроводной  воды

Оборудование и реактивы. Мерный цилиндр, делительная воронка, химические стаканы, емкость для хранения химических отходов, пластиковый стаканчик, булавка, бумажные фильтры, воронка, гравий, песок, активированный уголь, образцы загрязненной воды.

План занятия

Визуальное определение загрязнений в воде.

Отделение воды от масла.

Механический метод очистки воды.

Адсорбция и фильтрование воды на древесном угле.

 

Методика очистки питьевой воды.

В ходе выполнения исследовательской работы были изучены разные способы очистки питьевой воды.

1.Фильтрование - процесс разделения неоднородных систем при помощи пористых перегородок.Фильтрование жидкостей в лаборатории проводят с помощью воронок, в которые вкладывается специальная фильтровальная бумага, можно упаковать 5 таблеток активированного угля в марлю или вату и поместить их на дно сосуда для воды. К утру, вода будет уже очищена.

2.Отстаивание. Для очищения воды этим способом необходимо налить воду в емкость и оставить не менее чем на 6-7 часов, не закрывая крышкой. В первые З-4 часа из воды испарятся летучие примеси такие как хлор и амиак, а в последующие 2-3 часа – осядут соли тяжелых металлов. Затем осторожно слейте ¾ воды в чистую емкость, остальное вылейте.

3.Кипячение - процесс доведения воды до кипения. Налить в сосуд воды и прокипятить 15 минут. При этом процесс сопровождается выделением пара. При кипячении воды оседают коллоидные частицы грязи, выпадают в осадок соли, образуя накипь, вода умягчается, уменьшается содержание легколетучих компонентов и часть свободного хлора, уничтожаются практически все болезнетворные микробы, вирусы и возбудители паразитарных заболеваний. При длительном кипячении возрастает концентрация нелетучих веществ, солей тяжёлых металлов, пестицидов, органических веществ.

4.Очищение воды кремнием.  Для приготовления кремниевой воды нужно взять стеклянную посуду ёмкостью 2 – 3 литра, положить 40 – 50 грамм не слишком крупных камней кремния и налить воды. Банку поставить на светлое место, но без попадания прямых солнечных лучей. Через 2 – 3 дня эту воду уже можно использовать как для питья, так и для приготовления пищи. До конца всю воду пить нельзя – примерно пол-литра оставшейся в банке воды нужно сливать в раковину – это грязная вода.

5. Получение дистиллированной воды.  Дистиллированную воду в домашних условиях можно получить посредствам заморозки. Отстоянную воду заливаем в емкость для заморозки и ставим в морозильную камеру. По физико-химическим свойствам чистая вода замерзает быстрее, чем вода с примесями [4].  Когда в емкости образуется лед (примерно наполовину или чуть больше), верхнюю жидкость сливаем, а образовавшийся лед таем при комнатной температуре. Образовавшаяся жидкость и есть дистиллированная вода.

 

Опыт 1. Визуальное определение загрязнений в воде

1) Получите у учителя образец загрязненной воды, мерным цилиндром измерьте объем, запишите данные в таблицу (таблица).

2) Внимательно изучите внешний вид образца воды: цвет, запах, прозрачность, наличие твердых частичек или маслянистых загрязнений. Внесите наблюдения в таблицу.

Таблица

Объект наблюдения

Цвет

Прозрачность

Запах

Наличие
загрязнений

Объем жидкости

Образец воды перед обработкой

Вода после отделения от масла

Вода после фильтрования

Вода после адсорбции

 

Опыт 2. Отделение воды от масла

Вода и масло (моторное или растительное) практически не смешиваются друг с другом. При взбалтывании и отстаивании смесь разделяется на два слоя, причем масло, имеющее меньшую плотность, будет сверху.

Закрепите в лапку штатива делительную воронку, налейте в нее воду, дайте отстояться до разделения жидкости. Осторожно откройте кран воронки и слейте нижний слой в стакан, далее его перекройте. Масляный слой удаляется в емкость для хранения химических отходов. Изучите внешний вид, измерьте объем оставшегося водного слоя. Сохраните его для следующих опытов. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Опыт 3. Механический метод очистки воды

Данный способ используют для очистки воды от твердых примесей, например в туристическом походе, если закончится жидкость для питья. Песок удерживает твердые частицы, находящиеся в воде, которые слишком велики, чтобы протиснуться между песчинками.

В изготовлении простейшего фильтра пригодится пластиковый стакан или разрезанная бутылка из-под прохладительных напитков. В донышке следует сделать небольшие отверстия булавкой. Насыпьте в стакан слоями гравий, песок и снова гравий. Нижний слой гравия предотвращает вымывание песчинок через отверстия, а верхний не допускает взмучивания при добавлении воды.

Осторожно налейте на песчаный фильтр воду, загрязненную твердыми частицами, и соберите очищенную воду в отдельный стакан. Оцените внешний вид жидкости, измерьте ее объем. Сохраните воду для последующих опытов. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Опыт 4. Адсорбция и фильтрование воды на древесном угле

Учитель. Опытные путешественники всегда имеют в походной аптечке таблетки активированного угля, его можно использовать как в медицинских целях, так и для очистки воды.

Древесный или активированный уголь адсорбирует (поглощает, задерживает на своей поверхности) многие вещества, которые могут придавать воде мутный вид, а также неприятный запах и вкус. Древесный уголь часто добавляют в аквариумы, чтобы предотвратить затхлость.

Для проведения эксперимента класс делится на две группы экспериментаторов, которые работают, соответственно, в лабораторных и полевых условиях (в последнем случае предстоит проявить «солдатскую смекалку» и найти некую замену стандартному оборудованию).

Первый этап (в лабораторном исполнении) состоит в изготовлении бумажного фильтра. Он помещается в воронку так, чтобы фильтровальная бумага была чуть ниже края воронки на (0,5–1 см), затем ее смачивают водой.

На втором этапе следует расположить воронку в кольце штатива таким образом, чтобы стеклянный носик опустился на 2–3 см внутрь стакана.

Третий этап – фильтрование. Перемешайте загрязненную воду с измельченным активированным углем. Данную смесь перелейте в воронку и следите, чтобы уровень жидкости находился чуть ниже верхней кромки бумажного фильтра.

Фильтрат может содержать небольшие темные частички угля, в этом случае следует повторить операцию, используя чистую фильтровальную бумагу.

На заключительном этапе слейте очищенную воду в мерный цилиндр и вычислите выход чистой воды (в процентах) по формуле:

http://him.1september.ru/2009/22/21-1.jpg

Отметьте, сколько процентов жидкости теряется в результате очистки, и какой объем грязной воды был потерян.

Учитель предлагает продумать, какими доступными средствами можно было бы заменить оборудование для фильтрования, если проводить очистку воды в турпоходе.

Учащиеся легко находят заменитель фильтровальной бумаге, например носовой платок, вату. Воронкой может послужить и пластиковый стакан с небольшими отверстиями на дне или горловина отрезанной пластиковой бутылки. Адсорбент – уголь активированный или древесный.

Вторая группа учащихся, используя самодельное оборудование, проводит свое фильтрование и сравнивает качество и выход очищенной воды с образцом первой группы.

В качестве домашнего задания ученикам предлагаются задачи с экологическим содержанием.

 

 

Примеры задач с экологическим содержанием

Задача 1. На нефтеперерабатывающем заводе из-за поломки оборудования произошел аварийный сброс нефтепродуктов в ближайшее озеро. Их масса составила 500 кг. Выживут ли рыбы, обитающие в озере, если известно, что примерная масса воды в озере 10 000 т. Токсическая концентрация нефтепродуктов для рыб составляет 0,05 мг/л.

Решение

1 тонна – 1000кг

10 000 тонн - 10 000 000 кг (10 000 000л)

В 1кг -1000г, в 1г -1000мг,

500кг – 500 000 000мг,

500 000 000/10 000 000 =50мг/л

Ответ: Токсическая концентрация нефтепродуктов для рыб в 1000 раз превышает допустимые нормы.О т в е т. Не выживут. (Концентрация
составит 50 мг/л.)

 

Задача 7. Промышленные сточные воды содержат: а) 42 г/м3 сульфата магния; б) 0,06 г/мфосфата натрия; в) 12 г/м3 хлорида марганца(II). Во сколько раз надо разбавить стоки водой, чтобы не были нарушены санитарные нормы содержания в воде этих вредных отходов? Предельно допустимые концентрации солей в воде таковы: сульфат магния – 1,7•10–4 моль/л; фосфат натрия – 3,0•10–6 моль/л; хлорид марганца(II) – 7,3•10–7 моль/л.

О т в е т. Эти сточные воды надо разбавить минимум в 130 раз.


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ОЧИСТКА ВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ОЧИСТКА ВОДЫ

Получение дистиллированной воды

Получение дистиллированной воды

Осторожно налейте на песчаный фильтр воду, загрязненную твердыми частицами, и соберите очищенную воду в отдельный стакан

Осторожно налейте на песчаный фильтр воду, загрязненную твердыми частицами, и соберите очищенную воду в отдельный стакан

Примеры задач с экологическим содержанием

Примеры задач с экологическим содержанием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2020