ОДД по ФЭМП в подготовительной группе по теме «Путешествие в цирк»
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с монетами достоинством в 1, 2, 5, 10 рублей;
2. Упражнять детей в прямом и обратном счёте в пределах 10; закрепить представление о последовательности чисел.
3. Учить детей решать задачи, формулировать арифметические действия
4. Закрепить последовательность дней недели.
5. Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр
Развивающие:
1. Развивать психологические процессы: память, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, познавательные интересы, мелкую моторику рук.
2. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, желание доводить начатое дело до конца, договариваться, учитывать мнение партнера,
Воспитательные: Воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.
Методы и приёмы:
² Словесные: беседа, пояснения, оценка детской речи, вопросы, поощрение, анализ занятия.
² Игровой: д/ и «Открой замок», «Найди свое место»,(использование сюрпризных моментов).
² Практические: решение задач, выполнение заданий воспитателя.
² Наглядные: . Использование мультимедийных презентаций, (иллюстраций)
Оборудование: Магнитная доска.
Демонстрационный материал: рисунки животных, бананы, замок, буквы: М; О; Л; О; Д; Ц; Ы; ребус , таблица с картинками: монетки бумажные
Раздаточный материал:
на каждого ребёнка – числа из математического набора от 1 до 9 и знаки плюс, минус, равно; карточки с изображением лабиринта, монетки, билеты
Средства ТСО: мультимедийный проектор.
Планируемые результаты:
Решает логические примеры задачи, правильно определяет условие и вопрос задачи, умеет давать развёрнутый ответ на вопрос задачи,
Индивидуальная работа на занятии:
· Помощь в правильной
· Следить за правильной формулировкой арифметических действий у Насти и Терезы.
Самостоятельная работа детей:
План занятия:
I. Мотивация.
II. Актуализация.
III. Основная часть занятия.
IV. Подведение итогов.
I. Мотивация.
Занятие начнем со стихотворения.
Давайте,
ребята, учиться считать!
Запомните все , что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
.
— Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие?
1. Организационный момент. Игра «Неделя»
— Кто ребята мяч поймает, на вопрос мой отвечает.
— Сейчас утро или вечер?
— А
что следует за утром?
— Сколько дней в неделе?
— Назови четвертый день недели?
— Какой день недели был вчера?
— Какой день недели будет завтра?
— Какой сегодня день недели?
— Какое сегодня число и месяц?
II. Актуализация.
2. Ребята, как же я могла забыть? Сегодня, в четверг, ... октября, мы должны с вами пойти…! А вот куда – догадайтесь сами:
Что за странный круглый дом?
Крыша куполом на нём.
Ежедневно в этом доме
Происходят чудеса.
Много музыки и света
Уж поверь, увидишь сам.
Дети: Мы должны идти в цирк.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: В стихотворении описано круглое здание с куполом. Оно похоже на шатёр. В цирке всегда можно увидеть удивительные представления.
Воспитатель: Ребята, кто из вас был в цирке? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей).
3. «Найди место в зрительном зале».
Воспитатель: Ребята дверь в группу закрыта, что же нам делать?
Дети: Открыть замок.
Воспитатель: Чтобы попасть на занятие нужно разгадать секрет замка.
(Вписать пропущенные цифры 1...3...5...7...6...10 инд. з.)
Воспитатель: Почему же не открывается замок?
(Упр. «Найди ошибку» 6 заменить на 9-цифра 9 акробатка, то шестерка, то девятка).
(В группе дети садятся за столы)
Воспитатель: Отправляемся в цирк. (Слайд с изображением цирка). Но просто так нас туда не пустят. Чего нам не хватает?
Дети: Нам нужны билеты.
Воспитатель: Где же мы возьмем билеты?
Дети: Купим в кассе.
Воспитатель: Ещё нам с вами необходима одна вещь для похода в цирк. Но какая вещь, отгадайте загадку:
В кармане держу я для денежек домик.
Но денежка эта свой домик не помнит-
Сегодня лежит она в доме своём,
А завтра её в магазин отдаём.
И домик пустеет, и домик грустит:
«Когда же другая меня навестит? »
(кошелёк)
Воспитатель: Ребята! Чего же ещё не хватает для похода в цирк?
Дети:(денег)
Воспитатель:Все вы видели конечно деньги. Что такое деньги?
Деньги – это такой предмет, за который можно все купить. Например, пальто можно приобрести за несколько купюр, а хлеб можно купить за несколько монет.
Воспитатель: За что люди получают зарплату?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, деньги люди получают не просто так, а за выполненную работу.
Воспитатель: Ребята, а какие бывают деньги?
Дети: Бумажные деньги и монеты.
Воспитатель: Бумажные деньги как называются? (купюры)
Воспитатель: .(Воспитатель обращает внимание детей на то, что
«В чем схожесть и отличие между бумажными купюрами и монетами?»
Монета – это денежный знак из металла на котором методом чеканки изображён рисунок
Воспитатель: Сейчас возьмите из кошельков монеты и разложите на столе перед собой. С каким достоинством монеты у вас на столе? (1, 2, 5, 10 рублей.).
Воспитатель: Что изображено на всех монетах?
Воспитатель: С одной стороны монеты указана его стоимость, есть цифры, слова, это лицевая сторона монеты называется аверс; на другой стороне - герб нашей страны - реверс; ребро - гурт.
Воспитатель: С каким достоинством монеты у вас на столе? (1, 2, 5, 10 рублей.). Покажите мне монеты достоинством 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей.
Воспитатель: Теперь мы можем купить билеты в цирк. Стоимость билетов бывает разной, места поближе к арене дороже, а дальше дешевле. Мы сейчас купим билет, который стоит 7 рублей, покажите какими монетами можно расчитаться?
8 рублей, 15 рублей, 12 рублей
— Но хватит ли у нас денег, ведь у нас всего 4 монеты.
Возникает затруднение.
Выявление причины затруднения:
— Почему?
Причина затруднения:
«Монеты четыре, сколько в них рублей, мы не знаем»
— Что нужно сделать? (Узнать, сколько рублей содержится в четырех монетах, т.е. научиться определять, сколько рублей во всех монетах).
4. «Открытие» нового знания
Дидактические задачи:
Использование предметов-заместителей, обеспечивающих оптимальные условия
для совершения детьми «открытия».
Способствовать развитию психических процессов.
— Как мы это можем узнать? (Можем спросить у продавца, или другого взрослого, можем попробовать догадаться сами)
— Хотите попробовать сами догадаться?
На столах у детей подносы с предметами-заместителями кружки (или счетные палочки).
— Выложите перед собой монеты от самой маленькой до самой большой, давайте ещё раз их рассмотрим.
— Какую цифру вы видите на первой монете? Какое число обозначает цифра 1? Значит, достоинство этой монеты 1 рубль.
— Как вы думаете, сколько кругов надо взять, чтобы показать, сколько рублей в этой монете? (Один круг)
— Положите перед собой столько же кружков, сколько рублей в этой монете, т.е. 1 круг.
— Рассмотрите вторую монету, какого она достоинства? (Два рубля)
— Положите рядом с ней столько кружков, сколько рублей в этой монете.
— Посмотрите на третью монету, какого она достоинства? Выложите столько же кружков, сколько рублей в третьей монете.
— Что обозначают эти кружки? (Сколько рублей в каждой монете)
— Теперь мы можем узнать, сколько рублей у нас во всех монетах? Как мы можем это узнать? (Сосчитать все круги.)
Дети считают круги.
— Сколько рублей у нас? (18 рублей)
— Хватит ли на покупку билета, который стоит 7 рублей? (Да)
Вывод:
Чтобы узнать, сколько рублей составляют все монеты, можно для каждой монеты составить группу предметов и сосчитать общее количество предметов.
Воспитатель: Мы сейчас купим билет, который стоит 8 рублей, покажите какими монетами можно расчитаться? 15 рублей, 12 рублей
Воспитатель: Молодцы! Возьмите билеты, но билеты эти необычные. Мальчикам, чтобы найти свое место в зрительном зале, нужно найти на столе число на единицу больше вашего. Девочкам, чтобы найти свое место в зрительном зале, нужно найти на столе число на единицу меньше вашего.
Воспитатель: Ребята, вы заняли свои места. Представление скоро начнётся!
Напомните, как называется сцена в цирке.
Дети: Сцена в цирке – это «арена».
Воспитатель: Тише! Артисты вышли на арену!
А сейчас без промедленья
Начинаем представление!
Физкультминутка «Мы охотимся на льва».
Мы идем охотится на льва.
У нас есть ружье и меч
Ой! А что это?
А это – поле: топ-топ-топ.
Ой! А что это?
А это – болото: чав-чав-чав.
Ой! А что это?
А это тропинка: шур-шур-шур.
Ой! А что это?
А это кочки - скок-скок-скок
Мы идем охотится на льва.
У нас есть ружье и меч
Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем.
Дети «трогают» воображаемого льва.
«Да это же лев! Ой, мамочки!» –
испугались его и побежали домой.
По кочкам скок-скок-скок
По тропинке: шур-шур-шур.
По болоту: чав-чав-чав.
По полю: топ-топ-топ.
Прибежали домой.
Дверь закрыли.
Ух! (на выдохе) Устали.
Молодцы!
(Дети смотрят видеофрагмент циркового представления с участием дрессированных животных).
4. Решение задач.
Воспитатель: На арене цирка выступают первыми? Ребята, цирковым артистам понадобилась ваша помощь. Помогите
Дети: (Прикрепляю изображение льва к доске).
Воспитатель: Грива чудная у льва,
А какая голова!
На него ты посмотри
И шестерки ты найди.
Воспитатель: Сколько цифр 6 сосчитали?
Воспитатель: Назови соседей числа.
Воспитатель: Какие цифры ещё есть?
Воспитатель: Назовите сколько цифр 7? (последующее число).
Воспитатель: Сколько цифр 3?
Воспитатель: Назови предыдущее число.
Воспитатель: Что вы можете сказать очисле цифр 7 и 3?
Запись на доске и у детей на столах: 3 =3
Воспитатель: Кто выступает вторым номером?
Воспитатель: Вторая задание – задача от обезьянки. На завтрак обезьянам принесли бананы. Посчитаем хором, сколько их.
Дети: Один, два, три, четыре, пять, шесть. (Прикрепляю изображение бананов к доске).Каким счетом считали?
Воспитатель: Положите это число себе на стол.
Запись на доске и у детей на столах: 6
Воспитатель: Один банан обезьяны съели сразу.
(Отодвигаю один банан на доске немного в сторону от остальных).
Воспитатель: После этого бананов стало больше или меньше?
Дети: Бананов стало меньше.
Воспитатель: На сколько стало меньше бананов?
Дети: Бананов стало меньше на 1.
Дети: Количество бананов уменьшилось на один.
Воспитатель: Положите второе число на стол. Теперь положите знак равенства.
Запись на доске и у детей на столах: 6 – 1 =
Воспитатель: Что показывает первое число?
Дети: Сколько бананов принесли на завтрак.
Воспитатель: Что показывает второе число?
Дети: Сколько бананов съели обезьяны сразу.
Воспитатель: Какой вопрос вы зададите? Что мы можем узнать про бананы?
Дети: Сколько бананов после этого осталось?
Воспитатель: Верно. Ребята, решим задачу. Прочтите запись на столах (решение) и назовите ответ:
Дети: Из 6 вычесть 1. Получится 5 бананов.
Воспитатель: Правильно, осталось 5 бананов.
Очень хорошо. Молодцы! Мы с вами сегодня много считали, решали, а сейчас немного отдохнем,
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
превратимся в мартышек.
Физкультминутка «Мы весёлые мартышки».
Мы веселые
мартышки,
мы играем громко слишком.
Мы ногами топаем,
Мы руками хлопаем.
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Оттопырим ушки,
Возьмемся за макушки,
Шире рот откроем,
Мордочки состроим.
Как скажу я слово
три –
Все с мордашками замри!
(Воспитатель прикрепляет к доске изображение обезьянки).
5. «Лабиринт».
Воспитатель: Кто выступает третьим номером?
Воспитатель: Ребята, необычную задачку напоследок предлагает нам решить фокусник (Изображение фокусника на доске). Он поместил своего зайчика в лабиринт (На доске лабиринт). Нужно помочь зайчику найти дорогу в цирк?
(Перед каждым ребёнком на столе лежит листок с изображением лабиринта и карандаш).
Воспитатель:
Теперь проверим правильность ваших ответов (Один ребёнок у доски).
IV. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Кому бы вы хотели рассказать о сегодняшнем занятии?
О чем расскажете? Скажите, как бы мы жили, если бы не было денег? (Дети рассуждают).
Воспитатель: В чем испытывали затруднение? Кто хотел бы ещё побывать в цирке? Цирковые артисты вам оставили подарок - задание для каждого ребенка. Спасибо за работу, можно рассмотреть подарки .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.