Родительское собрание
тема: «Эмоциональное благополучие ребёнка»
Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между
родителями и педагогами.
Задачи: привлечь родителей к активному участию в образовательном
процессе детей; создать условия для обмена семейным опытом; обсудить наиболее
актуальные проблемы воспитания, выработать единые требования по теме
собрания.
Форма проведения: заседание родительского клуба.
Участники: психолог, логопед, воспитатели, родители.
План проведения
- Вступительная
часть.
- Разминка.
Упражнение «Улыбайтесь!»
- Анализ
и обсуждение результатов анкетирования.
- Игра
с мячом «Добрые слова».
- Советы
для родителей «Минута нежности».
- Тестирование
«Какой вы родитель?».
- Обсуждение
результатов домашнего задания.
- Тренинг.
- Заключительная
часть.
Ход собрания
Предварительный этап
- Анкетирование
«Диагностика уровня эмоционального развития ребёнка» (Приложение 1).
- Выполнение
родителями и детьми задания: дома вместе нарисовать свою семью.
Организационный этап
На мольберте прикреплено изображение большого сердца; на столах разложены
вырезанные из бумаги изображения маленьких сердец (зелёного, синего, чёрного
и красного цветов); приготовлены картинки для игр и тестов; столы и стулья
расставлены по кругу.
Вступительная часть
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на
заседание нашего семейного клуба, чтобы поговорить о значимости
эмоционального благополучия ребёнка для сохранения и укрепления его здоровья.
Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»
Воспитатель. Всем нам, взрослым крайне необходимо приучить себя к
тому, чтобы наше лицо всегда украшала тёплая и доброжелательная улыбка. Если
её нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С
этой целью утором нужно подольше задерживать взгляд на своём отражении в
зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас
рассмешит, и вы улыбнётесь. Стоп! Именно такое, а не «казённое» лицо должно
быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.
А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои
улыбки соседу справа и слева.
Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в
жизни ребёнка.
При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как
результат – появление неврозов.
- Как вы думаете, в чём это проявляется? (Высказывания родителей.)
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то
плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо утомляются, плохо засыпают.
Ребёнок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском
саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.
Анализ и обсуждение результатов анкетирования
Воспитатель. Дома вы заполнили анкету и определили уровень
эмоционального развития вашего ребёнка (Приложение1). После обработки ваших
ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения
эмоционального благополучия детей.
Результаты (в %) представляются в наглядной форме.
Вариант «Живая модель». Результаты по каждой из причин написаны
на отдельных листах. Наиболее активные родители берут листы и встают друг за
другом в колонну. Воспитатель называет причину, а все родители видят цифру в
%, которую показывает первый родитель. Далее он садится на своё место, а
воспитатель называет следующую причину, и перед родителями вновь появляется
цифра (в %), которую демонстрирует второй родитель и т.д.
Причины
- Несогласованность требований к ребёнку дома и в детском саду.
- Нарушение режима дня.
- Избыток информации, получаемой ребёнком (интеллектуальные перегрузки).
- Желание родителей дать своему ребёнку знания, которые не соответствуют его
возрасту.
- Неблагополучное положение в семье.
- Частое посещение с ребёнком мест массового скопления людей; родители
должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может
стать стрессовой ситуацией для ребёнка.
- Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь
ребёнка сделать что-то не так.
- Снижение двигательной активности.
- Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери
Воспитатель. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере.
Известный психолог Л.С.Выготский отмечал феномен «засушенное сердце»
(отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который
связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное
поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.
- Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие
эмоциональное благополучие ребёнка? Если есть один фактор, возьмите зелёное
сердечко и прикрепите его к большому сердцу (на мольберт). Если два –
приколите синее сердечко. Если три и более – приколите чёрное сердечко.
Красное сердечко возьмёт тот, кто считает, что в его семье нет ни одного
фактора, нарушающего эмоциональное благополучие ребёнка.
Родители выполняют задание. Далее обсуждаются результаты.
Логопед. Мне кажется, что многие папы и мамы задумаются, всё ли
они сделали, чтобы не допускать нервных срывов у ребёнка.
Игра с мячом «Добрые слова».
Родители поочерёдно называют ласковые слова или фразы, которые они
используют, поощряя ребёнка.
Воспитатель. Родительская любовь и ласка нужна не только
грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным
мальчикам. Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана» шестилетний
мальчик, каждый день перед сном ждёт возможности поцеловать свою маму.
Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее.
Думаю, что это происходит потому, что поцелуй – это то, что являет и
возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребёнка – чтобы быстрее
зажила. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и
объятиями. Существует много других способов её выражения.
Советы для родителей «Минуты нежности» (Приложение 2)
Предложить родителям сначала привести примеры из семейного опыта. Затем им
нужно сорвать лепесток у ромашки и зачитать совет.
Тестирование «Какой вы родитель?» (Приложение 3)
Обсуждение результатов домашнего задания
Воспитатель. Теперь перейдём к домашнему заданию. На столах лежат
рисунки, выполненные вами вместе с детьми на тему «Моя семья».
- Расскажите, какое участие ребёнок принимал в рисовании.
- Кого из членов семьи ему больше всего хотелось изобразить?
- Какое у него было при этом настроение?
- Сколько времени вы потратили на выполнение задания?
Выступления двух-трёх родителей.
Тренинг.
1.Игра «Страхи в домиках».
Психолог. Когда ребёнок чувствует, что родители рядом, что они
его любят, у него спокойно на душе. Но когда у ребёнка нет этого ощущения, он
становится подозрительным, тревожным, чего-то боится. Я хочу предложить вам
сыграть в игру-тест «Страхи в домиках».
Перед вами два домика – чёрный и красный. Надо решить, где будут жить
страшные страхи, а где – нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы
записывайте их номера внутри того домика, в который их поселите.
На самом деле это тест, который вы можете провести с ребёнком и выявить, чего
он боится.
2. Динамическая пауза
1. Выходят в круг и жмут руки друг другу родители, которые:
- любят поспать;
- любят сладкое.
2. Выходят в круг и прыгают на одной ноге родители, которые:
- любят работать на даче;
- любят делать заготовки на зиму.
3. Выходят в круг и танцуют родители, которые:
- любят тратить деньги;
- любят путешествовать.
3. Тест «Продолжи фразу».
Мы проанализируем ваши ответы и подготовим соответствующие консультации.
- Наказание
применяется потому, что ………………………………………
- Вам
приходится наказывать ребёнка, когда он …………………………..
- Какие
наказания Вы применяете по отношению к своему ребёнку?.......
Психолог. Известный российский психолог В.Л.Леви написал Семь
правил для всех «Наказывая, подумай, зачем?». Я зачитаю
только одно: «Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен
страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения…
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания
ищут как последний шанс на любовь».
Заключительная часть
Воспитатель. Наша встреча подходит к концу. Возьмите красное
сердечко, напишите на нём любое доброе пожелание и передайте его своему
соседу. На сердечке вы также можете написать несколько слов о вашем отношении
к проведённому собранию.
Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и, тогда они
вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными людьми!
В заключении родителям выдаётся памятка «Что нужно знать об эмоциональном
развитии ребёнка-дошкольника» (Приложение 4) и «Десять заповедей родителей»
Приложение 5).
Приложение 1. Диагностика уровня эмоционального развития ребёнка
- Опишите
обычное состояние ребёнка.
- Часто
ли он плачет?
- Как
долго остаётся расстроенным?
- Чего
боится ребёнок?
- Часто
ли бывает сердитым, агрессивным?
- Быстро
ли он устаёт?
- Существуют
ли у ребёнка следующие проблемы: мочится ночью в постель, грызёт ногти,
сосёт палец?
- Как
ребёнок относится к незнакомым взрослым?
- Как
он относится к детям?
- Как
относится к животным?
- Кого
в семье ребёнок слушается?
- Помогает
ли он по дому?
- Какие
качества ребёнка Вы особенно цените?
- Единодушны
ли взрослые члены семьи по отношению к ребёнку (что разрешать, а что
запрещать)?
Тест «Продолжи фразу».
Мы проанализируем ваши ответы и подготовим соответствующие консультации.
Наказание применяется потому, что ………………………………………
Вам приходится наказывать ребёнка, когда он …………………………..
Какие наказания Вы применяете по отношению к своему ребёнку?.......
Приложение 2. Советы для родителей «Минуты нежности»
- Танцуйте
с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте,
а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.
- Обнимите
за плечи своего ребёнка, нежно погладьте по волосам или по щеке –
простые движения так нужны ему, нужны постоянно.
- Порисуйте
у ребёнка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что вы
изображаете.
- Используйте
для нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка
спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои
чувства. Предложите ребёнку спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы
постарайтесь найти её. После отыскивания игрушки обязательно поцелуйте
хозяина.
- Залезьте
с крохой под одеяло и поболтайте о чём-нибудь, прижавшись, друг к другу.
- Дотроньтесь
доверительно до руки или плеча ребёнка, отправляющегося в садик, - и это
придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы
Вашему озорнику – и он повеселеет.
Приложение 3. Тест «Какой вы родитель?»
Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребёнком оказывает
существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего
общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?
- Какой
ты у меня молодец!
- Ты
способный, у тебя всё получится!
- Ты
невыносим!
- У
всех дети как дети, а у меня….
- Ты
мой помощник.
- Вечно
у тебя всё не так.
- Сколько
раз тебе повторять?
- Какой
ты сообразительный!
- Чтобы
я больше не видела твоих друзей!
- Как
ты считаешь?
- Ты
полностью распустился!
- Познакомь
меня со своими друзьями.
- Я
тебе обязательно помогу, не переживай.
- Меня
не интересует, что ты хочешь.
Обработка результатов. Если вы употребляете выражения 1, 2 ,5 ,8
,10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выражения 3, 4,
6, 7, 9, 11, 14, то засчитываете себе 2 балла. Подсчитайте общую сумму
баллов.
7-8 баллов – между Вами и Вашим
ребёнком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной
строгостью.
9-10 баллов – Ваше настроение в
общении с ребёнком носит непоследовательный характер и больше зависит от
случайных обстоятельств.
11-12 баллов – Вы недостаточно внимательны к
ребёнку, возможно, часто подавляете его свободу.
13-14 баллов – Вы слишком авторитарны. Между вами и
ребёнком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребёнком.
Приложение 4. Памятка «Что нужно знать об эмоциональном развитии
ребёнка-дошкольника»
4 года
Ведёт себя «хорошо» более продолжительное время:
- способен к сотрудничеству со сверстниками;
- способен усвоить правила очерёдности;
- может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.
Нормальное «плохое» поведение:
- напоминает поведение ребёнка более младшего возраста (Снимается лаской и
терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).
5 лет
Ведёт себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:
- соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;
- лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то
мере помогать им в этом.
Нормальное «плохое» поведение:
- разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими
правил;
- бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.
6 лет
Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится
самостоятельно поддерживаемой нормой:
- способен подчинять эмоции своим не очень отдалённым целям;
- удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения
поставленной цели;
- начинает осознавать свои переживания;
- начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе,
формировать свою собственную самооценку.
Нормальное «плохое» поведение:
- ложь как форма ухода от соблюдения нормы;
- повышенная двигательная активность;
- ябедничество;
- небрежность в выполнении монотонных операций.
Приложение 5. Памятка «Десять заповедей родителей»
- Не
ждите, что
Ваш ребёнок будет таким, как Вы, помогите ему стать собой!
- Не
думайте, что
ребёнок Ваш, он Божий.
- Не
требуйте от
ребёнка платы за всё, что Вы для него делаете.
- Не
вымещайте на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть
горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдёт.
- Не
относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана
каждому по силам, его ноша может быть тяжела не меньше вашей.
- Не
унижайте ребёнка!
- Не
мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего
ребёнка, а мучьте, если можете, но не делаете.
- Помните: для
ребёнка сделано недостаточно, если сделано не всё.
- Умейте любить
чужого ребёнка, не делайте чужому того, чего не хотели бы, чтобы другие
сделали Вашему.
- Любите
своего ребёнка любым: неталантливым, неудачным.
Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который
пока с Вами.
Приложение 6. Исследование психоэмоционального комфорта детей в детском
саду и в семье
Цели: определение уровня тревожности у детей (тест на оценку уровня
тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову);
выявление уровня эмоционального комфорта на данный момент (диагностика
эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы). Анализ эмоционального
состояния ребёнка в семье и в ДОУ (интервью); оценка предметно-развивающей
среды с точки зрения её роли в создании эмоционального благополучия детей
(педагогическое наблюдение).
Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения
по А.И.Захарову
Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны
для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла;
если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.
- Легко
расстраивается, много переживает.
- Часто
плачет, ноет, долго не может успокоиться.
- Капризничает
и раздражается по пустякам.
- Часто
обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
- Бывают
припадки злости.
- Заикается.
- Грызёт
ногти.
- Сосёт
палец.
- Имеет
плохой аппетит.
- Разборчив
в еде.
- Засыпает
с трудом.
- Спит
беспокойно.
- Неохотно
встаёт.
- Часто
моргает.
15.Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.
16.Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.
17.Старается быть тихим.
18.Боится темноты.
19.Боится одиночества.
20.Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.
21.Испытывает чувство неполноценности.
Обработка результатов
28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального
напряжения.
20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.
14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального
напряжения.
7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения,
ребёнку необходимо внимание.
Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением
возрастных особенностей.
Диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы
Оборудование: жёлтый, голубой, чёрный, красный, пурпурный,
зелёный, коричневый, оранжевый карандаши.
Инструкция. Диагностика проводится с каждым ребёнком по
отдельности. Ребёнку предлагается: «Закрой глаза и представь, какого цвета у
тебя настроение. Теперь открой глаза и возьми карандаш такого же цвета или
наиболее подходящего».
Обработка результатов:
Выбор карандаша: - оранжевого, жёлтого, зелёного цвета указывает на
эмоциональное благополучие;
- пурпурного, голубого, красного, чёрного цвета – на эмоциональное
неблагополучие;
- коричневого цвета – на эмоционально нейтральное состояние.
Анкета для родителей
1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идёт в детский сад?
- с радостным;
- иногда не хочет;
- часто отказывается;
- капризничает;
- свой вариант (написать).
2. В чём Вы видите причину нежелания ребёнка идти в детский сад?
- трудности в отношениях с педагогом;
- трудности в отношениях со сверстниками;
- привязанность к матери;
- позднее засыпание вечером;
- свой вариант.
3. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со
взрослыми?
Благополучно:
- с воспитателями;
- с помощником воспитателя;
- с музыкальным руководителем;
- с другими специалистами;
Неблагополучно:
- иногда бывают конфликты;
- обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки;
- свой вариант.
4. С кем из детей группы ваш ребёнок наиболее часто общается?
5. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?
- да;
- нет;
- иногда.
6. Жалуется ли на сверстников?
- да;
- нет;
- иногда.
7. На что жалуется?
- дети не принимают в игру;
- обижают;
- не хотят дружить;
- отнимают игрушки;
- шумят;
- свой вариант.
8. Что бы Вам хотелось изменить в отношениях дочери (сына) с ровесниками?
9. Есть ли у Вашего ребёнка чувство собственного достоинства? В чём
оно проявляется?
10. Как Ваш ребёнок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей,
взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.)?
11. Как ваш ребёнок проявляет себя в общении с другими детьми?
- уравновешенный;
- терпеливый;
- чуткий;
- уступчивый;
- приветливый или вспыльчивый;
- склонный чаще командовать, чем подчиняться;
- свой вариант.
12. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на
общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в детском саду?
- прямого влияния не оказывают?
- благополучие семейных отношений – это психологическая защита, эмоциональный
тыл ребёнка, облегчающий его жизнь в детском саду;
- сущность семейных отношений ещё недостаточно понятна ребёнку,
поэтому…
Уровни эмоционального самочувствия детей
Определяются в процессе наблюдения за детьми в разных видах деятельности.
1-й уровень – низкий. Характеризуется ярко выраженным нарушением
эмоционального самочувствия. У детей этой группы преобладает негативный
эмоциональный фон наряду с гиперактивностью и стремлением к экстремальному
поведению. Характерны также отсутствие эмоциональных привязанностей с
близкими, трудности во внутригрупповом взаимодействии, в общении со
сверстниками и взрослыми, неадекватная самооценка, неуверенность в себе,
замкнутость. В некоторых случаях отмечаются невротические проявления –
подёргивание головой. Чаще всего в эту группу входят мальчики из неполных
семей, воспитывающиеся без отца.
2-й уровень – средний. У детей этой группы незначительное нарушение
эмоционального самочувствия выражается в преобладании негативного
эмоционального фона наряду с чрезмерной пассивностью, замкнутостью и
уверенностью в себе. Представлена данная группа в основном девочками и
небольшим количеством мальчиков из неполных семей. К примеру, основной
проблемой мальчика в неполной семье является непонимание матерью потребности
сына в тесном контакте с ней. Такое стремление в возрасте 6-7 лет для
мальчика естественно, тогда как мать воспринимает поведение сына как
результат отсутствия отцовской строгости, которую и начинает старательно
проявлять. В результате у ребёнка возникает неуверенность в материнской
любви.
Что касается девочек, они также испытывают естественную потребность в более
тесном контакте с родителем противоположного пола. В связи с этим в матери
девочка может видеть соперницу. Такое положение дел усугубляется, если мама
слишком строга к девочке.
3-й уровень – высокий. Характеризуется ярко выраженным позитивным
эмоциональным самочувствием. Для детей этой группы, представленной небольшим
количеством девочек из полных семей, характерны стабильный позитивный
эмоциональный фон, адекватная самооценка, эмоциональная связь и
взаимопонимание с близкими взрослыми, отсутствие проблем в коммуникативной
сфере.
Таким образом, очевидно, что уровень эмоционального самочувствия ребёнка
определяется прежде всего характером внутрисемейных отношений, наличием
эмоциональных привязанностей между близкими, личностной и воспитательной
позицией родителей в отношении ребёнка.
|