Муниципальное образовательное учреждение
«Липицкая средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока
по русскому языку
в 3 «Б» классе
на 22 октября 2015 г.
учителя начальных классов
Черновой Милены Александровны.
с. Липицы, 2015
ФИО учителя: Чернова Милена Александровна
Урок: русский язык
Класс: 3 «Б»
Дата: 22.10.2015
Тема: Что такое корень слова?
Цели:
Развивающие: учить принятию различных точек зрения других людей; формировать умение задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнера, вносить коррективы.
Образовательные: познакомить с понятием «корень»; содействовать формированию умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова, группировать однокоренные слова по отличительным признакам; познакомить с новым словарным словом, активизировать его в устной и письменной речи учащихся.
Воспитательные: формировать положительное отношение к уроку русского языка, к школе; мотивировать к самопознанию; развивать понимание причин своего успеха или неуспеха.
Результаты:
Предметный результат: знать, что такое корень, уметь выделять его в словах; группировать однокоренные слова по отличительным признакам.
Личностные УУД: устойчивое положительное отношение к предмету «Русский язык»; интерес к собственному миру чувств; этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения.
Метапредметные результаты:
ü Регулятивные УУД:
умение определять тему урока; ставить учебные задачи, отбирать способы их достижения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль своей работы и коллективной деятельности.
ü Познавательные УУД:
анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения; формулировать выводы; фиксировать результаты наблюдения над изучаемым материалом.
ü Коммуникативные УУД:
принимать активное участие в парной и групповой работе; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; строить понятные высказывания; сотрудничать с учителем и одноклассниками, принимать участие в творческой работе.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
1) для учителя – конспект, компьютер, экран, презентация, учебник, толковый словарь, раздаточный материал.
2) для учащихся – учебник, тетрадь, дневник, карточки №1, кроссворд, пенал.
Литература:
1) Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 /. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2015.
2) Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. -4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
3) Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. –М.: «Альта – Принт», ООО Издательство «Дом.XXI век.», 2008.
Ход занятия
Этапы, время |
Содержание |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Орг. момент. 1) психологический настрой
2) словарная работа
3) чистописание |
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят). Уши внимательно слушают и всё …(слышат). Голова хорошо … (думает). -Я желаю вам плодотворной работы на уроке и открыть для себя что-то новое.
-Начнем наш урок. Сегодня он у нас очень необычный – урок-исследование. Все вы станете исследователями. А кто такие исследователи, найдите в толковом словаре, который лежит у вас на парте.
Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями. -Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений. Сегодня так будет называться наша тетрадь. -Откройте журналы наблюдений и запишите дату исследования и место проведения работы.
22 октября. Классная работа.
-На минутке чистописания вы будете писать букву, а какую именно вы сейчас скажете сами. Эта буква обозначает согласный парный глухой твердый звук в слове комар. -Правильно, мы повторим написание буквы Кк. (1-3 слайды) -Посмотрите на написание этой буквы. Так пишется печатная буква, а так прописная. -Обратите внимание на то, как вы сидите и как расположена тетрадь. -Посмотрите, как пишется заглавная буква К. -Запишите ее в тетрадь. -Посмотрите, как пишется строчная буква к. -Запишите ее рядом. -Пропишите целую строчку. -Оцените свою работу. Если вы написали буквы красиво и аккуратно, поставьте на полях «+», если вам самим не нравится, как вы написали, работа выглядит неаккуратно, поставьте «-». |
Приветствуют учителя, заряжаются позитивным настроем на работу.
Определяют значение слова «исследователь»
Записывают число.
Прописывают заглавную и строчную букву Кк.
Оценивают свою работу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний |
-Чтобы узнать тему нашего исследования, нужно разгадать кроссворд. Работаем в группах. 1) Всегда во рту, а не проглотишь. 2) Последний осенний месяц. 3) Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. 4) Высказывание, в котором 2 или несколько предложений, которые объединены общей темой и связаны по смыслу. Имеет свою тему и главную мысль. Его можно озаглавить. 5) Слова, противоположные по смыслу. 6) Числительное, обозначающее любимую оценку. -Давайте проверим. (4-9 слайды)
-Какое слово получилось по вертикали? (корень) -Оцените работу. Если ваша группа отгадала все слова, то поставьте на полях «+», если угадали не все слова, то «-». -Запишите слово «корень» в тетрадь, поставьте ударение.
-Кто попробует сформулировать тему урока, поставить вопрос, на который мы должны ответить? (Что такое корень слова?) (10 слайд) -Проверим, правы ли мы. Откроем учебники на с.74 и прочитаем тему урока. |
Разгадывают кроссворд в группах.
Оценивают свою работу.
Записывают слово «корень», ставят ударение.
Формулируют тему урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Формирование ЗУН. |
-Я выписала из толкового словаря, что же такое корень. Давайте посмотрим. (11 слайд) 1) Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. 2) Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. 3) Начало, источник, истоки чего-нибудь. 4) В языкознании: основная, значимая часть слова. -Какой вывод можем сделать? (это слово многозначное) -А какое из этих определений подходит к нашему исследованию? (основная часть слова). -Правильно, корень – это основная, главная часть слова. В нём заключен смысл слова. Мы можем даже сказать, что от него «растут» другие слова. -Как обозначается корень? ( )
-У вас на столах лежат карточки. Прочитайте стихотворение про себя. -Прочитаем вслух (один ученик).
Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым, А был садик – словом. Это слово, Слово – корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада Вот ещё посадка рядом, И садовый вот цветок, Садовник посадил в горшок. Очень интересно Гулять в саду словесном.
- Обсудите в парах, что общего в выделенных словах? (корень и близкое значение) (слайд 12) -Какой корень? (сад) (щелчок) -Давайте с вами вспомним, как называются слова, которые имеют одинаковый корень и близкое значение (однокоренные). -Проговорим хором! -Оцените свою работу в парах и поставьте на полях «+» или «-». -Итак, давайте вспомним ход нашего исследования. Мы уже научились красиво писать букву Кк, разгадали кроссворд, выяснили, что такое корень и однокоренные слова. Теперь давайте немножко отдохнём. |
Отвечают на вопросы учителя.
Читают стихотворение самостоятельно.
Работают в парах.
Оценивают свою работу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Физкультминутка |
Яблоня в моем саду Гнется низко на ветру. Наклонилась вправо, влево. Покачаться захотела. Ветки вниз и вверх качнула И вперед их протянула. А как стихнет ветерок Моя яблонька заснет. -Тихо сели. |
Выполняют упражнения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Практическое применение. |
1) Откройте упр.130. Прочитайте задание, обсудите в парах. -Найдите однокоренные слова (осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики). -Как вы их определили? (имеют общую часть и близкое значение) -Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень. -Проверьте свою работу. (13 слайд) -Если все правильно, то на полях «+», если есть ошибки «-». 2) Прочитайте задание упр.131. -Что нужно сделать? -Мы будем работать по цепочке, проговаривая слова вслух. Нам нужно выписать однокоренные слова, выделите в них корень. - Какая часть в каждом из однокоренных слов «хранит» общее лексическое значение всех однокоренных слов? 3) Мы продолжаем наше исследование. -Одновременно в три домика приехали «родственники». Нам нужно правильно их «заселить». -Сейчас каждый из вас подойдет ко мне, возьмёт карточку со словом и выберет нужный домик.
(слайд 14) -Проверьте, правильно ли вы заселили слова в домики.
-У вас в группах лежат карточки. Вам нужно прочитать текст, найти ошибки и исправить их.
1) В русском языке в каждом слове есть часть, без которой слово существовать не может. Эта часть называется – стебель. 2) Слова, которые имеют общий корень и близкое значение называются однородственными. 3) В русском языке много похожих слов, и все они являются родственными. Оцените свою работу в группах. Если вы исправили все ошибки, поставьте «+», если нет – «-». |
Выписывают однокоренные слова, выделяют корень.
Сверяют с образцом, оценивают свою работу.
По цепочке, диктуя всему классу, записывают однокоренные слова, выделяют в них корень.
«Заселяют» слова в домики. Распределяются в группы.
Сверяют с образцом.
В группах анализируют текст на карточках, исправляют ошибки.
Оценивают свою работу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Подача д/з. |
-Откройте дневники, запишите домашнее задание. (слайд 15) стр. 75 №132. -В этом задании нужно найти однокоренные слова, записать их в группы и выделить корень. -Кому задание не понятно? |
Записывают домашнее задание. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Итог урока. |
-Итак, во время нашего исследования мы оценивали свою работу. Посчитайте количество «+» и «-». -У кого пять «+» - поставьте на полях 5. -У кого четыре «+» - поставьте на полях 4. -У кого три «+» - поставьте на полях 3.
-Для чего проводятся исследования? (чтобы узнать что-то новое, передать эти знания другим) -Кто считает, что он усвоил материал и может рассказать об этом другим? -Кто считает, что материал усвоил, но пока рассказать другим не может? -Кто считает, что ему надо еще самому разобраться получше? Спасибо за работу! Наш урок окончен. |
Подводят итог урока.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.