Урок русского языка в 8 классе
Тема: Обобщение по теме «Однородные члены предложения»
Цели урока: повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения; формирование прочных знаний об однородных членах предложения, об обобщающих словах при однородных членах предложения. Совершенствование умения различать однородные и неоднородные определения. Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. Совершенствование монологической речи, умения правильно и лаконично излагать свои мысли. Развитие критического мышления, орфографической зоркости.
Ход урока
I. Оргмомент.
Актуализация знаний. Выявление учебной задачи.
- Рассмотрите схемы. Скажите, пожалуйста, к каким пунктуационным правилам они относятся. (Правила пунктуации при однородных членах)
1) [ О, О, О, О ].
2) [ О и О ].
3) [ О, а О ]
[ О, но О ].
4) [ и О, и О, и О ].
5) [ То О, то О, то О ]
[ Или О, или О ].
6) [… не только О, но и О ].
[… как О, так и О ].
7) [О: О, О, О].
8) [О, О, О - О ]
9) [О: О, О, О - …]
- Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?
– Правильно, сегодня мы завершаем изучение темы “Однородные члены предложения”. Этот обобщающий урок мы посвятим закреплению умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах; узнаем, какими стилистическими возможностями обладают конструкции с однородными членами, и будем учиться предупреждать грамматические ошибки – задача нелегкая, но нужная.
Какие члены предложения называются однородными?
(Относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним членом предложения)
Как могут быть связаны однородные члены предложения?
( С помощью сочинительных союзов и бессоюзной связью, т.е. интонацией перечисления)
Какие определения являются однородными, а какие - неоднородными? (Определения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны.)
Расскажите о правилах пунктуации при однородных членах, используя схемы.
1. Однородные члены предложения – это всегда слова одной части речи? (Нет.)
2. Однородные члены соединяются только союзами? (Нет.)
3. Союз да всегда соединительный? (Нет, он может быть противительным.)
4. В предложении На поляне росли большие красные маки есть однородные определения? (Нет, определения характеризуют предмет с разных сторон.)
5. Перед какой группой сочинительных союзов всегда ставится запятая? (Перед противительными союзами.)
6. Запятая перед одиночным, неповторяющимся союзом или ставится? (Нет.)
II. Повторим изученное.
Графический диктант.
Ребята, когда перед союзом да запятая не ставится?
Итак, задание. Поставьте в тетради цифры от 1 до 6 в два столбика; наличие запятой в предложении с однородными членами отмечать знаком “+”, отсутствие запятой между однородными членами – знаком “-”. (На обратной стороне доски работает учащийся.)
1. Много прочел, да мало учел.
2. Щи да каша – пища наша.
3. Голова завита, да не делом занята.
4. Снайпер бьет редко, да попадает метко.
5. Отсталый да ленивый всегда позади.
6. Мал золотник, да дорог.
Проверим. Ключ
1. + |
4. + |
2. – |
5. – |
3. + |
6. + |
– У кого есть ошибки? В каком предложении? Проведите замену союза.
– В каком стиле речи чаще всего используется союз да?
– Вы правы. Поэтому не случайно прозвучали пословицы – источник народной мудрости.
Задание 3. Самостоятельная индивидуальная работа
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения. Начертите схемы предложений.
Слово учителя.
– Русский язык, русское слово в умелых руках и в опытных устах – великое чудо. Вот что писал о нем поэт Н. Гумилев в 1921 году в стихотворении “Слово”.
В
оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Но забыли мы, что осияно
Только слово средь земных тревог
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово – это Бог.
Говорить и писать так, чтобы сохранить “осиянность” слова, чтобы оно не стало мертвым, скучным, блеклым, а обрело “царственность” (“царственное слово”,– писала А. Ахматова), наверное, этому надо учиться всю жизнь. Но знания и мастерство накапливаются постепенно, шаг за шагом, и наш урок станет маленькой ступенькой на пути к овладению тайнами хорошей речи. Сделать ее яркой, эмоциональной помогают специальные средства выразительности, многие из которых связаны с употреблением однородных членов предложения.
Запись на доске:
Изобразительно-выразительная
роль 1. Яркое средство словесной наглядности. 2. Стилистические
фигуры речи: 3. Средство создания комического. |
3. Дифференцированное задание.
– Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.
Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.
Слова для справок: торопит, наряден, сказка, искрится, кусты, колдовство, провода.
– Прочитайте переработанный текст. (Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.)
– У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему?
– Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они “источник опасности”, так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки.
Итак, переходим к 3 этапу урока, на котором проведем работу по предупреждению грамматических ошибок. Наиболее типичные, часто встречающиеся ошибки в предложениях с однородными членами. Рассмотрим их.
Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами |
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный). 2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель). 3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение). 4. Нарушение порядка слов при использовании составных союзов: не только – но и, как – так и. (Я не только читаю газеты, но и журналы). 5. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор). |
1. – Научиться видеть грамматическую ошибку, определять её вид, а самое главное – исправлять её, поможет коллективное заполнение таблицы, которая перед вами на листах.
Неправильно |
Вид ошибки |
Исправлено |
1. А.С. Пушкин заинтересовался и изобразил Пугачева в своей повести. |
№5 |
|
2. Гринев был смел, благороден и честный. |
№1 |
|
3. А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу. |
№2 |
|
4. Меня не только интересуют повести, но и стихи. |
№4 |
|
5. Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей. |
№3 |
|
Самостоятельная работа.
-Ребята, прочитайте сочинение ученицы 6 класса. Есть в нем предложения с грамматическими ошибками? Исправьте их самостоятельно.
Повесть “Метель” удивительно поэтична, интересна и увлекательная. Это произведение заинтересовало и понравилось мне необычностью сюжета. Снегопад, вьюга сыграли свою злую роль в судьбах героев. История Маши и Владимира учит обдуманности поступков и быть осмотрительными. Все произведения и стихи А.С. Пушкина мне очень нравятся.
Итоги урока
– Ребята, поделимся впечатлениями о нашем уроке. Зачем нам был нужен этот урок? Что нового вы узнали?
– Что считаете нужным запомнить? Над чем надо поработать?
– Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке, в дальнейшей жизни?
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.