Тема: Однородные члены предложения
Цели: закреплять знания о предложении, тексте, словосочетании; познакомить с особенностями однородных членов предложения; ввести термин однородные члены предложения.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие; к. — инициативное сотрудничество с учителем и учениками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра, постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала л. — установление связи между целью учебной деятельное мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Работа по учебнику
III. Самоопределение к деятельности
— Откройте учебник на с. 25.
— Какой раздел мы начинаем изучать? (Предложение.)
— Прочитайте, что мы узнаем в этом разделе и чему учиться.
— Послушайте текст.
В новую квартиру переезжают новосёлы. Папа несёт вещи, мама несёт вещи, сын несёт вещи на второй этаж.
— Что вы заметили? (Во втором предложении, слова несёт вещи.)
— Как изменить предложение, чтобы речь звучала красиво? (Папа, мама и сын несут вещи на второй этаж.)
— О ком говорится в этом предложении? (О папе, маме и сыне)
— Сколько получилось подлежащих? (Три подлежащих)
— Что говорится о папе, маме и ребёнке? (Они несут вещи)
— Сколько сказуемых в этом предложении? (Одно.)
— Послушайте следующее предложение.
Сын перенёс коробки, сын повесил в шкаф одежду, сын расставил посуду в буфете.
— Какое слово повторяется в этом предложении? (Сын.)
— Как можно изменить предложение? (Сын перенёс коробки, повесил в шкаф одежду и расставил посуду в буфете.)
— Сколько подлежащих в этом предложении? (Одно.)
— Сколько сказуемых к нему относится? (Три.)
— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О предложениях, в которых несколько подлежащих, сказуемых и т. д.)
— Предположите, как могут называться такие члены предложения. (Однородные члены предложения!)
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие члены предложения называются однородными, научиться находить однородные члены в предложениях.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
Упр. 32 (с. 26).
— Прочитайте предложения. Что вы заметили? (В каждой группе предложений говорится об одном и том же.)
— Какие слова выделены в первой группе?
— На какой вопрос они отвечают? (Что делали?)
— К какому члену предложения они относятся? (К подлежащему лягушки.)
— Какими членами предложения они являются? (Сказуемыми.)
— Чем отличаются предложения в первой группе? (В первом предложении одно сказуемое, во втором — два.)
— Какие слова выделены во второй группе?
— К какому члену предложения они относятся? (К сказуемому осветило.)
— На какой вопрос они отвечают? (Осветило (что?) деревья, кусты, поляны.)
— Какими членами предложения являются эти слова? (Второстепенными членами предложения.)
— Чем отличаются предложения во второй группе? (В первом предложении один второстепенный член, а во втором — три.)
— Какие слова выделены в третьей группе?
— На какой вопрос они отвечают? (Что?)
— Какими членами предложения они являются? (Подлежащими.)
— Чем отличаются предложения в третьей группе? (В первом предложении одно подлежащее, во втором — три.)
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
- Почему эти слова называются однородными членами? (Они относятся к одному и тому же слову.)
Упр. 33 (с. 26).(Коллективная работа.)
- Проверьте свои выводы. Прочитайте сведения о языке нас. 27.
V. Физкультминутка
- Каким членом предложения являются однородные члены в этом стихотворении?
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 34 (с. 27).
- Прочитайте предложения.
- Назовите однородные члены в каждом предложении.
- Какими членами предложения они являются?
- Выполните письменное задание к упражнению.
Дополнительное задание: составить и записать одно предложение с однородными второстепенными членами предложения.
- Запишите в словарик слова комбайн, комбайнер, комбайнёр. Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- Объясните значение слов.
Упр. 35 (с. 28). - Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
- Как связаны между собой однородные члены предложения?
- Как однородные члены предложения отделяются друг от друга в письменной речи?
VII. Рефлексия (Работа по карточкам.)
- Подчеркните однородные члены предложения.
Вариант 1 Вариант 2
Тут он в точку уменьшился, Слуги, сватья и сестра
Комаром оборотился, С криком ловят комара.
Полетел и запищал,
Судно на море догнал...
А. Пушкин
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
— Кто не разобрался в новом материале?
Домашнее задание
Упр. 36 (с. 28), 37 (с. 29) - устно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.