Однородные члены предложения (на примере стихов о войне). Разработка урока.

  • docx
  • 05.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Однородные члены предложения (на примере сихов о войне).docx

Родионова Т.В. – учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5»

Урок словесности в 8 классе:«Однородные члены предложения  впоэтических произведениях о Великой Отечественной войне»

1.     Методическая разработка урока

Тема урока:Однородные члены предложения  в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне.

Тип урока: урок словесности

Цель:формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание, используя выразительные возможности предложений с однородными членами.

Задачи:

обучающие:

ü углубить представления об однородных членах;

ü уметь находить однородные члены  в тексте, определять их роль в речи;

ü грамотно использовать предложения с однородными членами в собственном тексте, соблюдая пунктуационные и грамматические нормы и решая задачи смысловой и эмоциональной выразительности;

развивающие:

ü развитие универсальных учебный действий (УУД) в работе с текстом: восприятие текста на слух, умение выделять ключевые слова (смысловые и эмоциональные доминанты), умение выразительно читать, на основе анализа образцового текста и синтеза полученных знаний создаватьсамостоятельный творческий продукт;

ü развитие таких УУД, как постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, рефлексии результатов учебной работы;

ü развитие коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

воспитывающие:

ü формирование таких личностных УУД, как волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии, а также способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

ü формирование смыслоопределения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания: воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны, своего города, своего народа.

 

 

Ход урока:

Этап урока

Содержание

Формы деятельности учащихся и учителя

Оргмомент

1 слайд.Обращение учителя к учащимся, положительная психологическая установка на урок, постановка целей и задач. 2 слайд.

приветствие

Iэтап. Литературный

 

3слайд.

Учитель:Вглядитесь в портрет женщины. Что мы можем узнать, рассматривая портрет, о её жизни и судьбе?  (Кратко  биографическая справка о жизни Друниной)

Ее биография откровенно открыта, как линии на ладони. Родилась в 1924 г. 10 мая в Москве в семье учителей. Детство пролетело в центре столицы. Писать стихи начала с 11 лет. Мать, уроженка Варшавы, кроме русского владела польским и немецким языками. Немецкий преподавала в школе. Потом ее перевели работать в библиотеку. Но образцом справедливости и порядочности для Юлии был отец - директор школы и преподаватель истории. Он был настолько эрудированным и увлеченным человеком, что даже выпустил несколько брошюр, в том числе и об украинском поэте Тарасе Шевченко.

Когда началась Отечественная война, Юлия записывается в добровольную санитарную дружину при районном Обществе Красного Креста и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку. В 1942 г. она, вопреки воле родителей, уходит добровольно на фронт, где становится санитаркой пехотного полка. Это было самое трудное время и самый трудный для службы род войск. В окопе на обрывке бумаги девушка в шинели запишет карандашом в том суровом 42-м такие строки:

4 слайд.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
 
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

(ученица читает наизусть)

5 слайд

Музу Юлии Друниной можно назвать сестрой милосердия

Эта поэтесса воплотила в себе образ былинной русской женщины. Ей, 17-летней девушке, шла лихо сдвинутая набекрень пилоточка. На фронте бойцы ласково звали ее Друней. При этом они, конечно, не задумывались, что тем самым воскрешают глубинный смысл ее древнерусской фамилии: "Друня" -уменьшительная форма от древнеславянского слова "дружина".

6 слайд

* * *

Тот осколок, ржавый и щербатый,

Мне прислала, как повестку, смерть…

Только б дотащили до санбата,

Не терять сознание, не сметь!

 

А с носилок свешивались косы –

Для чего их, дурa, берегла!..

Вот багровый дождь ударил косо,

Подступила, затопила мгла.

 

Ничего. Мне только девятнадцать.

Я еще не кончила войну.

Мне еще к победе пробиваться

Сквозь снегов и марли белизну.

 

Учитель: Как вы понимаете это стихотворение Друниной?

Ответы учеников.

Учитель: Как сила поэтического слова помогала держаться морально, воодушевляла, вселяла надежду, заставляла жить и бороться?

Как поэт достигает такого результата, такой силы воздействия на читателей и слушателей?

Ответы учеников.

Учитель:Конечно, звучание стихотворных строк, интонация, голос автора – поэтический текст в своей целостности оказывает своё эмоциональное и смысловое воздействие на слушателя и читателя.  В том числе и синтаксис текста, построение предложений, в частности, искусное использование рядов однородных членов (помните наш разговор о портрете - внимание к деталям?) позволяет решить эти задачи. Как же именно?

7 слайд

Маргарита Алигер  (краткая биографическая справка о поэтессе)
Маргарита Зейлигер родилась в Одессе в семье служащих: отец, Иосиф Павлович (ИосияПинхусович) Зейлигер, занимался адвокатской практикой.[2] Поступила в химический техникум, работала по специальности на заводе. В начале 1930-х годов, в свои 16 лет, Маргарита оставила учёбу, Одессу и отправилась в Москву. Провалив экзамены в институт, снимала «угол», поступила на работу в библиотеку института ОГИЗ и в заводскую многотиражку. Дебютировала в печати в 1933 году — в журнале «Огонёк» за подписью «Маргарита Алигер» были опубликованы стихотворения «Будни» и «Дождь». В 1934—1937 годах училась в Литературном институте имени А. М. Горького. В 1938 году была принята в Союз писателей СССР.
Стихи Алигер сочиняла с детства, даже завела тетрадь, на которой написала: «Полное собрание сочинений, том I» и принялась писать стихи к каждому празднику. Но потом бросила это занятие, решив, что они «ничтожны и беспомощны по сравнению с истинной поэзией». 
            Закончив семь классов, Алигер поступила в химический техникум, а после его окончания пошла работать на химический завод. Но однажды она решила полностью изменить свою жизнь, потому что стихи продолжали писаться как бы сами собой и «скоро ей стало совершенно ясно: нет у нее другого призвания в жизни». 
            Дорога привела ее в Литературный институт, но поступила она туда не сразу. Потерпев неудачу на экзаменах, девушка устроилась в библиотеку Редакционно-издательского института, ныне Полиграфической академии. Тогда же она стала посещать собрания литературной группы при журнале «Огонек», которой руководил поэт Е. Зозуля. Так началось ее вхождение в литературную среду, состоялось знакомство с известным поэтом Я. Смеляковым, позже с Е. Долматовским. Доводилось Алигер видеть и старейшин поэтического цеха, на одном из вечеров она встретилась с Андреем Белым. 
            В «Огоньке» были опубликованы ее первые стихи «Будни и дождь». В то время Маргарите было всего восемнадцать лет. На следующий год она стала студенткой Литературного института, который научил ее творческой дисциплине и помог приобрести необходимые знания. 
Первый сборник стихов Алигер «Год рождения» появился в 1938 году, почти одновременно с окончанием института. Главным в ее поэзии стал образ молодого современника, героя первых пятилеток, ведь Алигер, как и многие ее сверстники, жила идеями социалистических преобразований. В ее ранних стихах мы найдем и отголоски военных действий в Испании, и попытку определить свое место накануне другой войны. В тридцатые годы Алигер начинает выступать как переводчик, занимается общественной работой. 
            Эти годы были удивительно плодотворным временем в поэтическом творчестве Алигер, с 1938 по 1940 год у нее вышли три сборника стихов - книги «Год рождения», «Железная дорога», «Камни и травы». Критика встретила их довольно благожелательно, но Алигер все-таки упрекали в излишней исповедальное™ стихов. Столь ярко выраженное лирическое начало было явно не созвучно времени. Но Алигер не могла не быть откровенной, в поэме «Зима этого года» (1938) она рассказала о горе матери, потерявшей своего ребенка. К тому времени поэтесса сама была замужем за аспирантом Московской консерватории и готовилась стать матерью. 
            
8 слайд
Мне предначертано в веках,
из дома изгнанной войною,
пройти с ребенком на руках
чужой лесистой стороною,
 
узнать дорогу до конца,
хлебнуть мороза, зноя, пыли,
и плакать каплями свинца,
которыми тебя убили.
Учитель:Как в этом стихотворении отразилась судьба поэтессы?
9 слайд
Алигер мужественно переносила все тяготы, выпавшие на ее долю. Вскоре после начала войны на фронте погиб ее муж, и ей одной пришлось поднимать двух девочек. 
 
            Возможно, еще и поэтому Алигер так близко к сердцу восприняла судьбу Зои Космодемьянской. Ведь они были почти ровесницами и испытывали одинаковую ненависть к врагу. Изучив документальные материалы, Алигер как бы пережила судьбу героини и создала поэму «Зоя» - поэтическую биографию человека определенного времени. Своеобразным окончанием этой темы стала поэма «Твоя победа» (1945).
В годы Великой Отечественной войны Алигер была военным корреспондентом в блокадном Ленинграде. В 1942 году вступила в ВКП(б); в 1943 году передала присуждённую ей Сталинскую премию в Фонд обороны.

10 слайд

* * *

Несчетный счет минувших дней
неужто не оплачен?
...Мы были во сто крат бедней
и во сто крат богаче.
Мы были молоды, горды,
взыскательны и строги.
И не было такой беды,
чтоб нас свернуть с дороги.
И не было такой войны,
чтоб мы не победили.
И нет теперь такой вины,
чтоб нам не предъявили.
Уж раз мы выжили.
                Ну, что ж!
Судите, виноваты!
Все наше:
          истина и ложь,
победы и утраты,
и стыд, и горечь, и почет,
и мрак, и свет из мрака.
...Вся жизнь моя — мой вечный счет,
с лихвой, без скидок и без льгот,
на круг,— назад и наперед,—
оплачен и оплакан.

Учитель:Это стихотворение написано Маргаритой Алигер в 1967 году. Насколько актуально оно сейчас?

11 слайд

Арина Бобкова читает свои стихи.

Подумай,  человек!
Зачем попал на Землю?
Крушить, ломать и лить невинных кровь?
Который век
Страданиям не внемлешь
И ужас повторяешь вновь и вновь.
Зачем война?
Она рождает слёзы,
Она рождает вопли матерей!
Твоя вина
Уйдёт поныне к звездам...
Ты не признаешь сущности своей.
Ты словно зверь:
Ужасный, кровожадный...
Упорно отрицаешь свой порок!
Смирись, поверь.
Нагадано, нежданно
Вернётся всё, вернётся точно в срок...
Подумай, Человек...

 

12 слайд

* * *

Немного слёз не помешает, впрочем,
Не стоит быть плаксивой чересчур.
В момент, когда мы помним о порочном,
В газах мерцают тысячи текстур.

Пусть я не видела войны, не знаю боли,
Не знаю взрывов нескончаемых и слёз
И нету у меня той силы воли,
Какой солдат обычный в сердце нёс,

Но я стараться буду, буду верить,
Смогу любить, по небу тосковать,
И солнцу открывать я стану двери,
О мире и о космосе мечтать!

И вспоминая часто сказы деда,
Я буду молчаливой, но без слёз.
Спасибо Вам, спасибо за победу,
За жизнь! За светлый мир девичьих грёз!

 

Учитель:Мы имеем уникальную возможность – спросить уАрины, что она испытывала, когда писала эти стихи.

 

фронтальная беседа (поиск ответа на вопросы репродуктивного и проблемного характера);

восприятие разных форм искусства (поэзия, живопись), эмоциональный отклик,

рефлексия промежуточных результатов учебной работы

 

II этап. Лингвистический

 

Учитель:Тема нашего урока:  Однородные члены предложения  в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне. Давайте теперь рассмотрим прослушанные стихи с точки зрения синтаксиса и пунктуации.

13 – 15 слайды

Повторим теорию.

16, 17 слайд.

Для чего нужны однородные члены предложения в тексте?

Найдите примеры градации, динамики, экспрессивности в этих стихах.

 

работа в мобильных мини-группах (самооценка и взаимооценка, презентация промежуточных результатов

чтение текста с выполнением задания;(поиск и графическое обозначение элементов учебного задания (ОЧП)

3 Этап. Проверка знаний.

Самостоятельная работа. Найти однородные члены предложения, расставить знаки препинания.

Взаимопроверка работы. 18 слайд.

 

3 Этап. Рефлексия

(Включить проектор)

Учащиеся выполняют задание в тетради.

19, 20 слайд.

Учитель: Запишите своё впечатление от стихотворения в форме синквейна. Работа в парах, потом обсуждение в группах по 4 человека. Каждый ряд предоставляет два синквейна. Один на тему однородных членов военной поэзии.

Учащиеся выполняют задание в тетради.

Учитель: Развернитесь, образовав мини-группы из двух пар. Прочитайте в мини-группах свои предложения, выберите одно, которое прозвучит для всех. Прочитайте выбранный группой вариант всему классу.

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся выполняют задание на раздаточных листах, делятся результатами работы в мини-группах, дополняют свой результат.

Учитель: Вернитесь к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока, как вы оцениваете свой результат работы на уроке?

работа в мобильных мини-группах (самооценка и взаимооценка, презентация промежуточных результатов

 

выразительное чтение

 

парная (частично-поисковые и репродуктивные задания);

написание своего текста в соответствии с учебным заданием

 

рефлексия, самооценка

 

21 слайд.

Домашнее задание: найти самостоятельно другие стихотворения о Великой Отечественной войне, в которых используются ОЧП, подчеркнуть в текстах однородные члены предложения, обратить внимание на выразительные возможности.

Выставление оценок.   24 слайд.

 

 

 

Источники:

Стихи, посвящённые войне. Военная лирика. Симонов...

1.     stihi-russkih-poetov.ru

Юлия Друнина. Стихотворения о войне - Стихотворения...

2.     literature.do.am

Стихи о великой отечественной войне 1941-1945 года

3.     chitalnya.ru

Урок литературы "Лирика военных лет"

4.     festival.1september.ru

Стихи о войне - Маргарита Алигер

5.     rupoem.ruАлигер МаргаритаСтихи о войне

Яндекс.Картинки: поиск изображений в интернете, поиск...

6.     tel.images.yandex.ruЯндекс.Картинки


 


 

Скачано с www.znanio.ru