Родионова Т.В. – учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5»
Урок словесности в 8 классе:«Однородные члены предложения впоэтических произведениях о Великой Отечественной войне»
1. Методическая разработка урока
Тема урока:Однородные члены предложения в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне.
Тип урока: урок словесности
Цель:формировать умение грамотно строить устное и письменное высказывание, используя выразительные возможности предложений с однородными членами.
Задачи:
обучающие:
ü углубить представления об однородных членах;
ü уметь находить однородные члены в тексте, определять их роль в речи;
ü грамотно использовать предложения с однородными членами в собственном тексте, соблюдая пунктуационные и грамматические нормы и решая задачи смысловой и эмоциональной выразительности;
развивающие:
ü развитие универсальных учебный действий (УУД) в работе с текстом: восприятие текста на слух, умение выделять ключевые слова (смысловые и эмоциональные доминанты), умение выразительно читать, на основе анализа образцового текста и синтеза полученных знаний создаватьсамостоятельный творческий продукт;
ü развитие таких УУД, как постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, рефлексии результатов учебной работы;
ü развитие коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
воспитывающие:
ü формирование таких личностных УУД, как волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии, а также способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
ü формирование смыслоопределения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания: воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны, своего города, своего народа.
Ход урока:
Этап урока |
Содержание |
Формы деятельности учащихся и учителя |
Оргмомент |
1 слайд.Обращение учителя к учащимся, положительная психологическая установка на урок, постановка целей и задач. 2 слайд. |
приветствие |
Iэтап. Литературный
|
3слайд. Учитель:Вглядитесь в портрет женщины. Что мы можем узнать, рассматривая портрет, о её жизни и судьбе? (Кратко биографическая справка о жизни Друниной) Ее биография откровенно открыта, как линии на ладони. Родилась в 1924 г. 10 мая в Москве в семье учителей. Детство пролетело в центре столицы. Писать стихи начала с 11 лет. Мать, уроженка Варшавы, кроме русского владела польским и немецким языками. Немецкий преподавала в школе. Потом ее перевели работать в библиотеку. Но образцом справедливости и порядочности для Юлии был отец - директор школы и преподаватель истории. Он был настолько эрудированным и увлеченным человеком, что даже выпустил несколько брошюр, в том числе и об украинском поэте Тарасе Шевченко. Когда началась Отечественная война, Юлия записывается в добровольную санитарную дружину при районном Обществе Красного Креста и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку. В 1942 г. она, вопреки воле родителей, уходит добровольно на фронт, где становится санитаркой пехотного полка. Это было самое трудное время и самый трудный для службы род войск. В окопе на обрывке бумаги девушка в шинели запишет карандашом в том суровом 42-м такие строки: 4 слайд. Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал Ко всему привыкший сорок первый год. Я пришла из школы в блиндажи сырые, От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать», Потому что имя ближе, чем «Россия», Не могла сыскать.
(ученица читает наизусть) 5 слайд Музу Юлии Друниной можно назвать сестрой милосердия Эта поэтесса воплотила в себе образ былинной русской женщины. Ей, 17-летней девушке, шла лихо сдвинутая набекрень пилоточка. На фронте бойцы ласково звали ее Друней. При этом они, конечно, не задумывались, что тем самым воскрешают глубинный смысл ее древнерусской фамилии: "Друня" -уменьшительная форма от древнеславянского слова "дружина". 6 слайд * * * Тот осколок, ржавый и щербатый, Мне прислала, как повестку, смерть… Только б дотащили до санбата, Не терять сознание, не сметь!
А с носилок свешивались косы – Для чего их, дурa, берегла!.. Вот багровый дождь ударил косо, Подступила, затопила мгла.
Ничего. Мне только девятнадцать. Я еще не кончила войну. Мне еще к победе пробиваться Сквозь снегов и марли белизну.
Учитель: Как вы понимаете это стихотворение Друниной? Ответы учеников. Учитель: Как сила поэтического слова помогала держаться морально, воодушевляла, вселяла надежду, заставляла жить и бороться? Как поэт достигает такого результата, такой силы воздействия на читателей и слушателей? Ответы учеников. Учитель:Конечно, звучание стихотворных строк, интонация, голос автора – поэтический текст в своей целостности оказывает своё эмоциональное и смысловое воздействие на слушателя и читателя. В том числе и синтаксис текста, построение предложений, в частности, искусное использование рядов однородных членов (помните наш разговор о портрете - внимание к деталям?) позволяет решить эти задачи. Как же именно? 7 слайд Маргарита Алигер (краткая биографическая справка о поэтессе) Маргарита Зейлигер родилась в Одессе в семье служащих: отец, Иосиф Павлович (ИосияПинхусович) Зейлигер, занимался адвокатской практикой.[2] Поступила в химический техникум, работала по специальности на заводе. В начале 1930-х годов, в свои 16 лет, Маргарита оставила учёбу, Одессу и отправилась в Москву. Провалив экзамены в институт, снимала «угол», поступила на работу в библиотеку института ОГИЗ и в заводскую многотиражку. Дебютировала в печати в 1933 году — в журнале «Огонёк» за подписью «Маргарита Алигер» были опубликованы стихотворения «Будни» и «Дождь». В 1934—1937 годах училась в Литературном институте имени А. М. Горького. В 1938 году была принята в Союз писателей СССР. Стихи Алигер сочиняла с детства, даже завела тетрадь, на которой написала: «Полное собрание сочинений, том I» и принялась писать стихи к каждому празднику. Но потом бросила это занятие, решив, что они «ничтожны и беспомощны по сравнению с истинной поэзией». Закончив семь классов, Алигер поступила в химический техникум, а после его окончания пошла работать на химический завод. Но однажды она решила полностью изменить свою жизнь, потому что стихи продолжали писаться как бы сами собой и «скоро ей стало совершенно ясно: нет у нее другого призвания в жизни». Дорога привела ее в Литературный институт, но поступила она туда не сразу. Потерпев неудачу на экзаменах, девушка устроилась в библиотеку Редакционно-издательского института, ныне Полиграфической академии. Тогда же она стала посещать собрания литературной группы при журнале «Огонек», которой руководил поэт Е. Зозуля. Так началось ее вхождение в литературную среду, состоялось знакомство с известным поэтом Я. Смеляковым, позже с Е. Долматовским. Доводилось Алигер видеть и старейшин поэтического цеха, на одном из вечеров она встретилась с Андреем Белым. В «Огоньке» были опубликованы ее первые стихи «Будни и дождь». В то время Маргарите было всего восемнадцать лет. На следующий год она стала студенткой Литературного института, который научил ее творческой дисциплине и помог приобрести необходимые знания. Первый сборник стихов Алигер «Год рождения» появился в 1938 году, почти одновременно с окончанием института. Главным в ее поэзии стал образ молодого современника, героя первых пятилеток, ведь Алигер, как и многие ее сверстники, жила идеями социалистических преобразований. В ее ранних стихах мы найдем и отголоски военных действий в Испании, и попытку определить свое место накануне другой войны. В тридцатые годы Алигер начинает выступать как переводчик, занимается общественной работой. Эти годы были удивительно плодотворным временем в поэтическом творчестве Алигер, с 1938 по 1940 год у нее вышли три сборника стихов - книги «Год рождения», «Железная дорога», «Камни и травы». Критика встретила их довольно благожелательно, но Алигер все-таки упрекали в излишней исповедальное™ стихов. Столь ярко выраженное лирическое начало было явно не созвучно времени. Но Алигер не могла не быть откровенной, в поэме «Зима этого года» (1938) она рассказала о горе матери, потерявшей своего ребенка. К тому времени поэтесса сама была замужем за аспирантом Московской консерватории и готовилась стать матерью. 8 слайд Мне предначертано в веках, из дома изгнанной войною, пройти с ребенком на руках чужой лесистой стороною, узнать дорогу до конца, хлебнуть мороза, зноя, пыли, и плакать каплями свинца, которыми тебя убили. Учитель:Как в этом стихотворении отразилась судьба поэтессы? 9 слайд Алигер мужественно переносила все тяготы, выпавшие на ее долю. Вскоре после начала войны на фронте погиб ее муж, и ей одной пришлось поднимать двух девочек. Возможно, еще и поэтому Алигер так близко к сердцу восприняла судьбу Зои Космодемьянской. Ведь они были почти ровесницами и испытывали одинаковую ненависть к врагу. Изучив документальные материалы, Алигер как бы пережила судьбу героини и создала поэму «Зоя» - поэтическую биографию человека определенного времени. Своеобразным окончанием этой темы стала поэма «Твоя победа» (1945). В годы Великой Отечественной войны Алигер была военным корреспондентом в блокадном Ленинграде. В 1942 году вступила в ВКП(б); в 1943 году передала присуждённую ей Сталинскую премию в Фонд обороны.
10 слайд * * * Несчетный счет минувших дней неужто не оплачен? ...Мы были во сто крат бедней и во сто крат богаче. Мы были молоды, горды, взыскательны и строги. И не было такой беды, чтоб нас свернуть с дороги. И не было такой войны, чтоб мы не победили. И нет теперь такой вины, чтоб нам не предъявили. Уж раз мы выжили. Ну, что ж! Судите, виноваты! Все наше: истина и ложь, победы и утраты, и стыд, и горечь, и почет, и мрак, и свет из мрака. ...Вся жизнь моя — мой вечный счет, с лихвой, без скидок и без льгот, на круг,— назад и наперед,— оплачен и оплакан.
Учитель:Это стихотворение написано Маргаритой Алигер в 1967 году. Насколько актуально оно сейчас? 11 слайд Арина Бобкова читает свои стихи. Подумай, человек!
12 слайд * * * Немного слёз не помешает,
впрочем,
Учитель:Мы имеем уникальную возможность – спросить уАрины, что она испытывала, когда писала эти стихи.
|
фронтальная беседа (поиск ответа на вопросы репродуктивного и проблемного характера); восприятие разных форм искусства (поэзия, живопись), эмоциональный отклик, рефлексия промежуточных результатов учебной работы
|
II этап. Лингвистический
|
Учитель:Тема нашего урока: Однородные члены предложения в поэтических произведениях о Великой Отечественной войне. Давайте теперь рассмотрим прослушанные стихи с точки зрения синтаксиса и пунктуации. 13 – 15 слайды Повторим теорию. 16, 17 слайд. Для чего нужны однородные члены предложения в тексте? Найдите примеры градации, динамики, экспрессивности в этих стихах.
|
работа в мобильных мини-группах (самооценка и взаимооценка, презентация промежуточных результатов чтение текста с выполнением задания;(поиск и графическое обозначение элементов учебного задания (ОЧП) |
3 Этап. Проверка знаний. |
Самостоятельная работа. Найти однородные члены предложения, расставить знаки препинания. Взаимопроверка работы. 18 слайд. |
|
3 Этап. Рефлексия |
(Включить проектор) Учащиеся выполняют задание в тетради. 19, 20 слайд. Учитель: Запишите своё впечатление от стихотворения в форме синквейна. Работа в парах, потом обсуждение в группах по 4 человека. Каждый ряд предоставляет два синквейна. Один на тему однородных членов военной поэзии. Учащиеся выполняют задание в тетради. Учитель: Развернитесь, образовав мини-группы из двух пар. Прочитайте в мини-группах свои предложения, выберите одно, которое прозвучит для всех. Прочитайте выбранный группой вариант всему классу. Учащиеся выполняют задание. Учащиеся выполняют задание на раздаточных листах, делятся результатами работы в мини-группах, дополняют свой результат. Учитель: Вернитесь к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока, как вы оцениваете свой результат работы на уроке? |
работа в мобильных мини-группах (самооценка и взаимооценка, презентация промежуточных результатов
выразительное чтение
парная (частично-поисковые и репродуктивные задания); написание своего текста в соответствии с учебным заданием
рефлексия, самооценка |
|
21 слайд. Домашнее задание: найти самостоятельно другие стихотворения о Великой Отечественной войне, в которых используются ОЧП, подчеркнуть в текстах однородные члены предложения, обратить внимание на выразительные возможности. Выставление оценок. 24 слайд. |
|
Источники:
Стихи, посвящённые войне. Военная лирика. Симонов...
1. stihi-russkih-poetov.ru›
Юлия Друнина. Стихотворения о войне - Стихотворения...
2. literature.do.am›
Стихи о великой отечественной войне 1941-1945 года
3. chitalnya.ru
Урок литературы "Лирика военных лет"
4. festival.1september.ru
Стихи о войне - Маргарита Алигер
5. rupoem.ru›Алигер Маргарита›Стихи о войне
Яндекс.Картинки: поиск изображений в интернете, поиск...
6. tel.images.yandex.ru›Яндекс.Картинки
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.