Односоставные и односоставные предложения
Оценка 4.7

Односоставные и односоставные предложения

Оценка 4.7
doc
23.08.2021
Односоставные и односоставные предложения
urok_odnos.pred_.doc

9кл. Уроки 4-5. Двусоставные и односоставные предложения.

Цели:

  • умение находить в тексте двусоставные и односоставные предложения;
  • развитие речевых навыков;
  • воспитание эстетического вкуса.

Задачи:

·         углубить знания о типах односоставных предложений;

·         уметь находить в текстах двусоставные и односоставные предложения;

·         составить алгоритм действия для определения типа односоставного предложения;

·         повысить культурный уровень через обращение к образцовым текстам  художников слова.

 

 

http://www.schoolrm.ru/bitrix/templates/.default/img/docPic.gif

 

 

 

Ход урока:

 

1. Мы с вами, ребята, продолжаем повторять сведения о  предложениях. Вспомните, что мы называем предложением?

(Предложение – это слова, связанные по смыслу и грамматически. Предложение имеет смысловую и интонационную завершенность).

- На сегодняшнем уроке мы поговорим о необычных предложениях, у которых есть изюминка, отличающая их от множества других.

      Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь (самое кроткое предложение). Один сказал: «Eo rus» (Еду в деревню), второй ответил - «I» (Езжай).

- Давайте, ребята, посмотрим, в чём изюминка этих предложений?

(Они не просто самые короткие, у них нет одного главного члена предложения).

- Значит, мы сегодня большую часть времени будем говорить об односоставных предложениях, у которых есть только один главный член предложения.

Постановка проблемного вопроса урока: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?»

2. Исследовательская работа в группах.
Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги. Внимательно рассмотрите эти предложения. Определите вид каждого предложения по наличию главных членов.

 Я умею читать книги.
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
Мне не спится.
Ночь тёмная.

3. Составление алгоритма.

 

Односоставные предложения

 

сказуемое

 

подлежащее

 
                                                                     

 


Определенно- личные                                                                   Назывные (И.п.)

   (1 , 2 лицо, ед. и мн.ч.)

                                                                                     

                                                                                    

                      Неопределенно- личные

                           (3лицо мн.ч.)

 

Обобщенно- личные

(2лицо, ед. и мн.ч.)

 

                                   Безличные

            (гл.ср.р., кат.состояния, инфинитив,

           слово нет, слова нужно, надо,  необходимо)

5. Ребята, перед вами лежат сборники стихотворений А.С.Пушкина.   Прочитайте знакомое вам с детства стихотворение  «Няне», выполнив лингвистический анализ.

·       Укажите тип односоставных предложений, определяя грамматические признаки главных членов.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...

·       Назовите орфограммы, которые вам встретились в тексте, объясняя правописание слов.

·       Какое значение в поэтическом тексте имеет слово всечасно? (ежечасно (устар. нареч.))

6. Вспоминаем книги.

ЗАДАНИЕ: перечислите названия произведений, состоящие из назывных предложений, в которых встречаются числительные. (ОТВЕТ: «Пятнадцатилетний капитан» Ж.Верна, «Первые радости» К.Федина, «Два капитана» В.Каверина, «Три сестры» А.Чехова, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина).

7. Тест (прилагается).

Итог урока: На сегодняшнем уроке мы говорили о двусоставных и односоставных предложениях, их различии. На примере поэтических текстов заметили, что односоставные предложения очень часто встречаются в текстах художественной литературы, т.к. они придают  яркость речи.

 

 

Д.з. №23, 24.


Уроки 4-5. Двусоставные и односоставные предложения

Уроки 4-5. Двусоставные и односоставные предложения

Неопределенно- личные (3лицо мн

Неопределенно- личные (3лицо мн
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2021