9кл. Уроки 4-5. Двусоставные и односоставные предложения.
Цели:
Задачи:
· углубить знания о типах односоставных предложений;
· уметь находить в текстах двусоставные и односоставные предложения;
· составить алгоритм действия для определения типа односоставного предложения;
· повысить культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова.
|
|
|
|
||
|
||
|
||
Ход урока:
1. Мы с вами, ребята, продолжаем повторять сведения о предложениях. Вспомните, что мы называем предложением? (Предложение – это слова, связанные по смыслу и грамматически. Предложение имеет смысловую и интонационную завершенность). - На сегодняшнем уроке мы поговорим о необычных предложениях, у которых есть изюминка, отличающая их от множества других. Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь (самое кроткое предложение). Один сказал: «Eo rus» (Еду в деревню), второй ответил - «I» (Езжай). - Давайте, ребята, посмотрим, в чём изюминка этих предложений? (Они не просто самые короткие, у них нет одного главного члена предложения). - Значит, мы сегодня большую часть времени будем говорить об односоставных предложениях, у которых есть только один главный член предложения. Постановка проблемного вопроса урока: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?» 2.
Исследовательская работа в группах. 3. Составление алгоритма.
Односоставные предложения |
|
|
|
Определенно- личные Назывные (И.п.)
(1 , 2 лицо, ед. и мн.ч.)
Неопределенно- личные
(3лицо мн.ч.)
Обобщенно- личные
(2лицо, ед. и мн.ч.)
Безличные
(гл.ср.р., кат.состояния, инфинитив,
слово нет, слова нужно, надо, необходимо)
5. Ребята, перед вами лежат сборники стихотворений А.С.Пушкина. Прочитайте знакомое вам с детства стихотворение «Няне», выполнив лингвистический анализ.
· Укажите тип односоставных предложений, определяя грамматические признаки главных членов.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...
· Назовите орфограммы, которые вам встретились в тексте, объясняя правописание слов.
· Какое значение в поэтическом тексте имеет слово всечасно? (ежечасно (устар. нареч.))
6. Вспоминаем книги.
ЗАДАНИЕ: перечислите названия произведений, состоящие из назывных предложений, в которых встречаются числительные. (ОТВЕТ: «Пятнадцатилетний капитан» Ж.Верна, «Первые радости» К.Федина, «Два капитана» В.Каверина, «Три сестры» А.Чехова, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина).
7. Тест (прилагается).
Итог урока: На сегодняшнем уроке мы говорили о двусоставных и односоставных предложениях, их различии. На примере поэтических текстов заметили, что односоставные предложения очень часто встречаются в текстах художественной литературы, т.к. они придают яркость речи.
Д.з. №23, 24.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.