Цель. Дать понятие термина «определенно-личные
предложения», научиться находить в текстах определенно-личные
предложения.
Задачи.
Запомнить, какие предложения называются односоставными,
определенно-личными.
Выделять эти предложения в тексте из всех предложенных
предложений. Быть чуткими к окружающему нас миру.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте,
ребята, садитесь. Для изучения новой темы нам необходимо повторить другие
разделы языкознания – фонетику и морфологию.
– Запишите дату, классная работа. Слайд 1.
1) – Я предлагаю
вам составить слово из данных звуков: а, д,з,и, в. (Слайд 2.)
– Что у вас получилось? (Звезда.)
– Символом каких ценностей является для вас звезда?
– В каждом из нас своя звезда, своя надежда. Звезда, как нравственный стержень,
не позволяет человеку оступиться, потерять надежду. И пусть сегодня она будет
символом еще одной изученной темы в русском языке.
2) Распределительный диктант
– Распределите
местоимения по лицам: Я, ТЫ, ОНИ, ВЫ, МЫ, ОН,ОНА
– Проверим.
(Слайд 3.)
– Почему они называются личными. (Указывают на лица, которые участвуют в разговоре.)
III. Работа на интерактивной доске (Слайд 4.)
Ученики самостоятельно вставляют в текст пропущенные орфограммы и знаки препинания. Тексты на листах у каждого ученика.
– Прочитайте текст. Найдите глаголы, определите их лицо:
Звезда-вечность
Что для меня
зв..зда? Звезда на ч..рном, бе..донном ночном неб.. – это всегда (не)постижимая
зага..ка, тайна. Она завораживает ч..рует увл..кает уводит за собой в
какие-(то) неизвес..ные бе..крайние просторы. Зовет своим далеким светом.
Ты начинаеш.. задумыват..ся о вечном, отрыва..шься от маленьких земных забот и
представляешь неизм..римость мира.
Вот тогда ощ..щаешь себя пес..чинкой в мире Вселенной.
Найдите грамматическую основу во втором и последнем предложениях. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
– Какое оно по составу?
– Чем
выражен главный член предложения? (Главный член предложения выражен
глаголом)
– Что можем определить у глагола? (Можем определить лицо)
– Образуйте из словосочетания «определить лицо» сложное слово.
– Какое слово получилось? (Определено-личное)
– Как вы думаете, как называются предложения с одним главным членом
сказуемым-глаголом?
(Односоставные, определёно-личные предложения.)
– Какое местоимение можно поставить в предложение
Вот тогда
ощущаешь себя песчинкой в мире Вселенной?
(Можно поставить
местоимение ты)
– Над каким
предложением мы работали? (Слайд 5.)
– Запишите тему. (Слайд 6.)
IV. Изучение нового материала
– Что лучше режет: нож или ножницы? Оба инструмента режут одинаково, только разные предметы. Условно можно рассматривать нож и ножницы как символ односоставных и двусоставных предложений. (Слайд 7.)
– Проведем небольшой эксперимент. (Слайд 8.)
Ты начинаешь
задумываться о вечном, отрываешься от маленьких земных забот и представляешь
неизмеримость мира.»
Найдите грамматическую основу.
– Определите, какое предложение по наличию главных членов? Вырежем из него
часть, что получилось?
– Какое теперь
получилось предложение? (Получилось односоставное предложение)
– Понятен ли смысл? Какая форма глагола подсказывает, что действие
совершается определенным лицом? (Форма глагола 2 л)
– А теперь дайте определение односоставному определенно-личному предложению. (Односоставные определенно-личные предложения
– это предложения, в которых один главный член предложения – сказуемое,
выраженное глаголом в форме 2 лица)
– Сверим ответы с определением в учебнике.
2) Работа с учебником
– Откройте
учебник стр. 106 §21 (Слайд 9.)
– Прочитайте. (Односоставное предложение со сказуемым-глаголом в форме 1
или 2 лица в изъявительном или повелительном наклонении)
– Поработаем над алгоритмом нахождения определенно-личного предложения.
– Как определяем тип предложения? Для этого надо:
1. Выделить грамматическую основу.
2. Установить: двусоставное или односоставное.
3. У односоставных определить, чем выражена основа.
4. Основа выражена сказуемым – определи, какое лицо, если 1, 2 –
определенно-личное. (Слайд 10.)
V. Тренировочные упражнения (Слайды 11-12.)
– Определите тип предложения: односоставное, двусоставное. Определите, на какое лицо и число указывают сказуемые в примерах:
1. Не бойтесь быть настигнутым в пути
Ни ветром, ни метелью, ни печалью, –
В глухой ночи звезда есть впереди… (В.Бут)
2. Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь – на этой лучшей из планет –
Свой яркий след, свои живые всходы. (С.Островой)
3. На кустах пестреет листьев позолота,
Вечных изменений мудрая работа. (И. Ерошин)
4. Заря над степью полыхнула дико,
И умер день без стона и без крика. (В.Бут)
5. Взгляну на звезды: много звезд в
безмолвии ночном горит… (Е.Баратынский)
– Можно ли сказать, что эти предложения определенно-личные? Почему?
Вывод: В определенно-личных предложениях главным членом является сказуемое в форме глагола 1 или 2 лица единственного или множественного числа. VI. Закрепление изученного материала.
Формирование навыка пользования алгоритмом: упражнение № 205, страница 106 (комментированное выполнение) (1 ПГС, 3 СГС, 4СГС, 5СГС, 6СГС, 7СГС)
VII. Самостоятельная работа (Слайд 13)
– Выпишите определенно-личные предложения:
1) Люблю
наблюдать за окружающей меня природой.
2) Она восхищает меня своей красотой.
3) Любуясь природой, стараемся вглядываться в нее и вслушиваться во все
издаваемые звуки.
4) Не привыкайте к чудесам – дивитесь им, дивитесь!
5) Береги природу!
VIII. Рефлексия. (Слайды 14, 15). ТЕСТ
Укажи правильно вариант ответа:
1. Односоставное определенно-личное предложение
А) Зима.
Б) Умную голову почитают смолоду.
В) Как чувствуешь себя?
Г) Светает
2. Односоставное определенно-личное предложение.
А) Слушай внимательно.
Б) По рогоже золотом не шьют.
В) Хочется петь.
Г) Какое счастье.
3. Односоставные определенно-личные предложения.
А) Нежная зелень скверов.
Б) Начинает громыхать.
В) Без волненья и заботы не ждите радости от работы.
Г) Начинай жизнь, ровесник, только так.
4. Односоставные определенно-личные предложения
А) Заберешься за красавцем-боровичком в
еловую чащу.
Б) Липу подняли.
В) Солнце выйдет из тумана, землю озарит.
Г) Над городом с громом и молниями пронеслась буря.
5. Односоставные определенно-личные предложения
А) Сухая, тихая погода,
На улице стоит…
Б) Лениво и тяжко плывут облака.
В) Представьте пахнущий сиренью полумрак…
Г) Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Самопроверка, взаимопроверка. (Слайд 16.)
1В, 2А, 3Г, 4А, 5В
IX. Домашнее задание (Слайд 17)
1) Выучить теоретический материал §21. Для всех
2) На выбор. Упр. 206. Выписать из художественной литературы 5-6 определенно-личных предложений. Составить текст на тему «Что для меня звезда?», используя определенно-личные предложения.
X. Итог урока
– В начале урока
вы сказали о тех ценностях, символом которых является звезда. Расскажите
о своих мыслях, употребив в них определенно-личные предложения.
– Выберите ключевые слова и запишите их на доске.
– С каким видом предложения познакомились на уроке? (Мы познакомились с определенно-личными
предложениями)
– Какие предложения называются определенно-личными? (Это односоставные предложения, с
главным членом сказуемым – глаголом в форме 1, 2 лица, единственного и
множественного числа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.