Оформление кабинета физики в средней общеобразовательной школе: новые идеи и их реализация
Оценка 4.6

Оформление кабинета физики в средней общеобразовательной школе: новые идеи и их реализация

Оценка 4.6
doc
16.03.2024
Оформление кабинета физики в средней общеобразовательной школе: новые идеи и их реализация
Оформление физического кабинета ( расширенный вариант).doc

 

 

 

Оформление кабинета физики  в средней общеобразовательной школе

 

                                                                       Автор и исполнитель  проекта -

                                                                       Свистухин  Егор   Валентинович,

                                                             учитель   ГБОУ ЛНР «Кировская обще –

                                                             образовательная школа №2»

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

 

      При «вынужденном простое» в сентябре - октябре 2014 года, когда занятий в школе не было и над городом нависла угроза его захвата Вооруженными Силами Украины, кабинет физики в Кировской средней школе №2 был оформлен учителем Свистухиным Егором Валентиновичем, используя цветной принтер, купленный на деньги спонсоров.

      Заместитель директора по хозяйственной части провела с техническими работниками школы капитальный ремонт кабинета, а именно:

     стяжку пола и покрытие его линолеумом,

     побелку и оклейку стен обоями,

     установку жалюзи на окнах,

     подвешивание экрана над демонстрационным столом,

     размещение второй учебной доски на боковой стене кабинета,

     подвешивание двух шкафов  на задней стене кабинета,

     перенос умывальника в лаборантскую,

     укрепление стеллажей в лаборантской,

     подвешивание к потолку диапроектора на штанге,

     замену багетов на всех окнах,

     пошив штор на окна.

      Кроме стендов по основным разделам физики и портретов ученых были оформлены:

- астрономический уголок;

- метеорологический уголок;

- штанга для учебных плакатов;

-  ростомер;

- демонстрационный стол;

- стенд о физических величинах;

- стенд «Математика + физика».

      При этом было опасение, что при артиллерийском обстреле Вооруженными Силами Украины вся работа пойдет насмарку. Желание дооборудовать кабинет физики явилось ни что иным, как  психологической  реакцией учителя физики на окружающую военную обстановку.      Представленный в данной творческой работе опыт по оформлению кабинета физики в средней школе имеет свои особенности.

     Первое. Он малозатратен с финансовой точки зрения и является основой для  дальнейшего полиграфического изготовления стендов.

     Второе. Аппробирован в течении трех лет практикующим учителем физики. Его содержание продиктовано более чем пятнадцатилетним сроком его педагогической деятельности.

     Третье. Данный опыт предполагает дальнейшее его развитие, так как еще имеются нереализованные идеи. Оформление кабинета собственными силами легко реконструируется и дополняется, что невозможно при полиграфическом исполнении.

      Данный опыт  был опубликован на сайте www. multiurok.ru  21 декабря 2017 г. под названием «Оборудование и оформление кабинета физики средней школы».

 

2. Общие сведения о кабинете

 

1. Площадь кабинета:    40 м 2

2. Площадь лаборантской:  18  м 2

3. Число посадочных мест:  36

4. Нумерация кабинета:  № 30 (выход  в коридор к

кабинетам математики №27, 28, 29 и  в спаренный

кабинет информатики № 31)

5. Расположение: 2 этаж  трехэтажного здания школы

6. Высота помещения: 3 метра

7. Отделка стен: оклеены обоями салатного цвета

8. Отопление: центральное

9. Вентиляция: естественная, хорошая

10.Температура воздуха: 18 - 22 0 С

11. Влажность: 55- 62%

12.Проветривание: до и после уроков, на переменах

13. Уровень шума:  не более 50 Дб

14.Ориентация окон: на восток

15. Наличие солнцезащитных устройств: жалюзи

16. Искусственное освещение: общее

17. Тип светильников: 25 штук плафонов с лампами

накаливания  и  частично с энергосберегающими (по 100 Вт)

18. Канализация: рукомойник  в лаборантской

19.  Бытовые электроприборы: электросушилка  для рук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Оборудование и оформление кабинета физики средней школы                    

3.1.   Центральная часть кабинета физики

Фото 1. Общий вид на центральную часть кабинета физики

      Над учебной доской размещается текст: «Физика – наука о законах природы» (Фото 1). В начале этого текста (слева внизу) – перевод с греческого слова «физика».

      Центральная часть учебной доски – металлическая плоскость с магнитиками, левая часть – с координатной плоскостью, правая (большая по площади) с обыкновенным покрытием.

      Слева от доски можно увидеть распределительный электрощит для питания демонстрационного стола и парт. Каждый из трех рядов парт подключается  к электропитанию отдельно.

     Справа от доски – вход в лаборантскую. Раковина с подведенной водой установлена сразу возле двери в лаборантской. До демонстрационного стола от нее – 4 метра.

 

Рядом, перед учительским столом, располагается тележка с графо -проектором, который вывозят перед экраном в проход между партами. В арсенале учителя – конспекты тем уроков, графики, рисунки на пленке для графопроектора. В последнее время удобно используются прозрачные «файлы», на которых  при подготовке к уроку учитель может самостоятельно быстро написать или нарисовать любой текст или рисунок, вложив в него предварительно тетрадный листок в клеточку).

Фото 2. Демонстрационный экран в кабинете физики

        Большой экран подвешен к потолку (Фото 2) и вручную раскрывается до крышки демонстрационного стола. Свет от плафонов за экраном отражается от белой тыльной его стороны и дополнительно освещает доску. При необходимости экран служит ширмой для записи темы урока или других текстов на учебной доске. В лаборантской также имеется небольшой  переносной экран, который по необходимости может использовать учитель в других случаях.

 

                  

       Справа от центральной доски, напротив входа в лаборантскую, специальный стол для размещения ноутбука, куда подключен видеопроектор, который находится на штанге, прикрепленной к потолку (Фото 3).

 

 

      Ноутбук подключается кабелями к диапроектору. Здесь же, на верхнем столике, – усилительная аппаратура с микрофоном.

 

               Фото 3. Диапроектор на штанге, прикрепленной к потолку

     На окнах кабинета прикреплены темные жалюзи как можно ближе к оконным рамам, чтобы улучшить затемнение класса.

Фото 4. Ребята выполняют лабораторную работу при опущенных жалюзях

      При таком затемнении последнее окно можно не закрывать и проводить лабораторные работы (Фото 4). Сбоку на партах выведены под полом специальные розетки для лабораторных  и фронтальных  работ.

Фото 5. Демонстрационный стол в кабинете физики

       Вблизи учебной доски (слева и под ней) подвешиваются метровые и другие линейки, транспортиры, циркули, треугольники. На демонстрацион-ный стол, по торцу его  крышки, прикреплена измерительная лента (Фото 5).

     Под учебной доской размещены чертежные принадлежности. На столе, со стороны доски, выведены  две электрические розетки на 220В и  одна на 42В для подключения различной аппаратуры.

      Перед учительским столом (на Фото 6, прямо перед вами) подвешен на двух металлических стержнях к потолку багет около двух метров с зажимами для плакатов, карт и других наглядных пособий.  Он не закрывает ни учителя, ни доску и размещен над головами сидящих учеников.

Фото 6. Штанга для подвешивания учебных плакатов, карт, текстов и т. п.

       Над демонстрационным  столом (от стены к стене) протянута леска для проведения опытов по сбрасыванию « грузов с самолетов» и т.п.

      На ней можно демонстрировать устойчивость тел и другие опыты при изучении раздела «Статика».

      К потолку подвешен маятник (груз на шелковой нити) в проходе между демонстрационным столом и первой партой (Фото 7).

 

Фото 7. Наблюдение колебания маятника перед демонстрационным столом

 

3. 2 Оформление боковых стен кабинета физики

 

      На боковой стене оформлен многофункциональный стенд (Фото 8) с метеорологическим уголком в центре (Фото 9), а  вокруг него:  измерительные приборы  со шкалами, единицы основных и дополнительных физических величин, сведения о погрешностях измерительных приборов. Здесь же прикреплены штангенциркуль, микрометр, также приведены примеры перевода единиц измерения и дополнительные сведения: о литре, о медицинском шприце и т.п.

 

                        Фото 8. Многофункциональный стенд в кабинете физики

      В метеорологическом уголке размещены: психрометр, волосяной гигрометр, ареометр, термометры различной функциональной принадлежности.

Фото 9. Метеорологический уголок

      На многофункциональном стенде прикреплены динамометр с грузиком, микрометр, штангенциркуль. В увеличенном масштабе – изображение медицинского шприца со шкалой.

     Вокруг метеорологического уголка  – схематическое устройство измерительных приборов (мензурка, частотометр, амперметр, ваттметр).

      Здесь же показаны эталоны физических величин, шкалы измерительных приборов, перечислены (справа) названия единиц физических величин, их обозначения, а также показаны примеры  перевода единиц измерений.

      Указано,  что один литр воды приблизительно равен массе в один килограмм при температуре 4 градуса по Цельсию.

     

     Правее от метеорологического уголка, слева от боковой доски, размещены стенды «Основные физические величины», «Десятичные приставки». При раскрытии «крыльев» боковой учебной доски они прячутся за ними           (Фото 10).     

       Рядом  –  стенд «Математика плюс физика»: греческий и латинский алфавиты, таблица умножения, свойства степени числа, точное значение числа «пи», части целого, нахождение корней квадратных уравнений, значение тригонометрических функций, перевод единиц измерений площадей и объемов. Здесь же - таблицы квадратов и кубов натуральных чисел. При раскрытии «крыльев»  боковой учебной доски они прячутся за ними(Фото10).                 

 

      Фото 10. Боковая учебная доска с « раскрывающимися крыльями»

      Боковая учебная доска (с двумя «крыльями», одно из них тоже с координатной плоскостью) используется при разных ситуациях в работе учителя: когда экран опущен и закрывает центральную доску, при опросе большого количества  учащихся, перед контрольной или самостоятельной работой, когда нужно на время «спрятать» текст, рисунок и т.п.

 Над боковой учебной доской, под потолком, размещены  фотографии (более 30-ти) выдающихся ученых от древности до наших дней, которые встречаются на страницах учебников по физике. Вначале, перед фотографией Демокрита (Фото 11), указаны этапы развития физики, как науки, которые отмечены  треугольными указателями в хронологическом  ряду ученых.

 

 

 

                        Фото 11. Начало галереи  портретов ученых.

 

 

 

                    На снимках ниже показаны части этой «галереи».

 

 

 

 

 

 

     Вдоль стены, ниже фотографий ученых - физиков, размещены формулы по 11 – ти разделам физики с графиками рисунками, примерами. (Фото 12 - 13).

                  

Фото 12. Стенд «Формулы физики»

 

 

                          Фото 13. Продолжение стенда «Формулы физики»

 

     Подбор рисунков на стендах осуществлялся исходя из того, что после сдачи учебников учащиеся не имеют списка физических формул за преды-дущий класс. Учитель имеет возможность, не занимая много времени, напомнить о них, показать на соответствующем  стенде, используя рисунки к этим формулам. Учащиеся также могут самостоятельно отыскать нужную  математическую и физическую формулу на уроке.

 

 

Фото 14. Общий вид информации по трем разделам физики: кинематика, динамика, законы сохранения, работа и мощность.      

 

 

Фото 15. Общий вид информации по разделам: статика и гидростатика, тепловые явления, электростатика.

 

    Фото 16.  Общий вид информации по разделам физики: электрический ток, электромагнитные явления.

 

 

 

Фото 17. Общий вид информации по разделам физики: оптика, квантовая и ядерная физика.

       Как изготовливались стенды по разделам физики своими силами? Для этого использовались  простейшие материалы  для ремонта в квартирах и офисах. Рисунки  на стенды изготавливались на школьном цветном принтере и прикреплялись (как и плитка) к обоям булавками. При этом стенды можно легко восстановить, обои в классе переклеить.

      Для учителя удобно заменить или добавить рисунки на стенде или заменить сам стенд в любой момент.

 

3. 3 Задняя часть кабинета физики

 

 

Фото 18. Входная дверь в кабинет физики из школьного коридора.

 

На полу, в коридоре, нанесены линии углов  раскрытия двери от 0о до 120о .

 

 

 

     На съемном стенде «Физика вокруг нас» (Фото 19) размещается информация (прикрепляется булавками) об устройствах и явлениях,  с которыми учащиеся сталкиваются в своей жизни. Здесь же разъясняются   явления, закономерности, наблюдаемые  в природе. Эти материалы вывешиваются параллельно с изучаемыми темами на уроках физики.

    

      Фото 19 . Стенд со съемными материалами «Физика вокруг нас».

 

      Над съемным стендом – карта видимой стороны Луны.

      У входа в кабинет, на стене, расположен ростомер (Фото 20).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото 20. Ростомер в кабинете физики.

 

      Ребята определяют свой рост с помощью ростомера на стене кабинета возле съемного стенда «Физика вокруг нас».

      В задней части кабинета также находятся глобус Луны, теллурий, модель Солнечной системы, телескоп, информационные материалы по астрономии и истории космонавтики.

 

 

    Фото 21. Общий вид задней части кабинет с астрономическим уголком.

 

      На задней стене класса подвешены шкафы с физическими моделями, приборами, которые применяются в быту и на производстве. Учитель, в ходе урока, может использовать их.

      В астрономическом уголке имеются справочные таблицы и графики:

    а) склонение Солнца (с промежутком в 5 дней);

    б) график уравнения времени;

    в) изменение фаз Луны и ее склонений на данный год;

    г) видимость планет в данном году;

    д) сведения о затмениях Солнца и Луны до 2020 года;

    е) некоторые постоянные астрономические величины;

    ж) координаты наиболее ярких звезд ;

     з) первые песни о космосе и др.

 

 

 

 

   Здесь же, на столике, – действующая модель

Солнечной системы, информация о первом искусственном спутнике Земли, о Ю.А. Гагарине, о строении Солнечной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      На стене и тумбе размещены на бумажных носителях: астрономические постоянные, график уравнения времени, диаграмма Герцшпрунга -  Рассела, список самых ярких звезд на небе, созвездия и их нахождение на небе, сведения о лунных и солнечных затмениях на 5 лет вперед и др.

      В тумбочках находятся – книги по физике, сборники задач, таблицы Брадиса, другой раздаточный материал.

 

Фото 22. Школьный телескоп

 

      На триноге стоит школьный телескоп с  надписью - «На солнце не смотреть во избежания ожога глаз!» (Фото 22). Объектив закрыт темным стеклом для наблюдения затмений. В лаборантской хранится бинокль для наблюдения за небесными светилами.

     

Фото 23. Материалы в помощь учащимся

      На  одной из тумбочек  размещены, в помощь учащимся, рекомендации по написанию рефератов (структура, оформление), сообщений, докладов.                                     Здесь же выставлены лучшие рефераты, подготовленные учащимися и оцененные учителем (Фото 24).

 

 

 

Фото 24. Лучшие образцы письменных работ  учащихся.

 

 

Фото 25. Материалы по планированию выступлений учащимися

 

       В помощь ребятам – планы рассказов о теории, о законе, о физических величинах и явлениях, об измерительных приборах (Фото 25).

 

        В кабинете  имеется продолжение стенда «Математика + физика» (для учащихся 7-8 классов, между простенками окон), где размещены: высказывание Аристотеля и М.В.Ломоносова, единицы длины, площади и объема, виды треугольников, измерения куба и параллелепипеда, вычисление площади круга и объема  куба.  

 

 

Эти сведения из математики, необходимы на уроках физики.

 

Фото 26. Уголок безопасности в кабинете физики

 

       На третьем простенке содержатся: инструкции по безопасности жизнедеятельности учащихся, правила поведения в кабинете физики, акт-разрешение о его эксплуатации.

3.4 Лаборантская кабинета физики

 

      При оформлении кабинета физики была проведена ревизия всех приборов и приспособлений в лаборантской физики, сделаны надписи на стеллажах.

       В центре лаборантской размещен широкий стол для подготовки демонстраций по физике. К нему подведено электропитание (Фото 27)

Фото 27. Стол для подготовки демонстраций на уроки

Для удобства в лаборантской имеется лестница - стремянка. Во изщбежание падений все стеллажи прикреплены к стенам лаборантской.

     

 

 

      В лаборантской имеется противопожарный инвентарь: ведро с песком, большое  полотно-одеяло, огнетушитель, медицинская аптечка.

 

      На стеллажах прикреплены таблички с названием приборов и приспособлений (Фото 28).

 

 

                         

 

 

 

Фото 28. Таблички на стелажах с названиями приборов и устройств.

 

 

Фото 29. Необходимые приспособления и устройства в лаборантской

      В двух закрытых ящиках находятся пронумерованные учебные плакаты и их перечень на обратной стороне крышки. Над ящиком для плакатов размещена электросушилка, трубка Ньютона, балка-рычаг, демонстрационные линейки (Фото 29).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

     

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото 30. Идет лабораторная работа в оформленном кабинете

 

       Вашему вниманию предлагается разработанный учителем  «Перспектив-ный план развития кабинета физики» (Приложение № 1), в котором отражается его реализация, а также дополнительные мероприятия, не вошедшие в этот план.

 

 

 

 

Фото 53. Оставшиеся в городе выпускники 2015 года, делают контрольную  работу по физике. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4. Нереализованные идеи

 

1. Разместить в кабинете физики   стенд «Шкала электромагнитных волн».

2. Изготовить из металлических прутьев и разместить на полу ( или подвесить к потолку) 1 метр кубический, рядом -  кубики объемом 1 дециметр кубический, 1сантиметр кубический, 1 миллиметр кубический, чтобы учащиеся визуально могли представлять объемы тел.

 3. Дополнить астрономический уголок стендом «Законы Кеплера», видами небесных тел (комета, метеорит, астероид и т.п.)

4. Разместить в кабинете физики стенд (средних размеров) «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

5. Осуществить озеленение кабинета физики.

6. Провести капитальный ремонт лаборантской (стяжку пола, настил линолеума, перетирка, побелка стен). Закупить закрытые шкафы и ими заменить стеллажи.

7. Оформить фотостенд «У нас на уроках физики».

8. Оформить в электронном виде стационарные стенды  в кабинете для оформления их типографским способом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместо эпилога

 

     Спустя четыре года после реализации данного проекта, в кабинет физики и лаборантской продолжались некоторые усовершенствования, улучшались условия для работы учителя. Об этом  планируется автором  следующая методическая разработка…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Приложение  1

 

Перспективный план развития кабинета физики

 

п\п

 

Мероприятия

 

Срок

исполнения

 

   Примечание

2.1 Организационные вопросы, создание благоприятных условий     для       работы

1

Разработка перспективного плана развития кабинета физики, согласование его с директором школы

      2018 год

 

2

Оснащение медицинской аптечки

К 1 сентября и 1 февраля ежегодно

 

3

Обновление вывесок на стеллажах

 

1 квартал 2019 года

 

  4

Уточнить должностные  обязанности лабо-ранта кабинета физики.

2018 год

 

  5

Разработка «Правил поведения учащихся в кабинете физики»

 

1 квартал            2019 года

 

  6

Провести влажную уборку стеллажей и всего оборудования

ежегодно

 

 

  7

Озеленение класса и лаборантской

 

ежегодно

 

  8

Создать картотеку учебного оборудования по разделам на стеллажах (лабораторного и де-монстрационного)

до 1 сентября   2019 г.

 

  9

Разработка паспорта кабинета физики

 

2021 год

 

 

 

 

 

 

 

 

                 2.2 Укрепление материально-технической базы кабинета

1

Ремонт жалюзи на втором и четвертом окнах

1 квартал

2019 года

 

2

Приобретение материалов для  оформления стендов

ежегодно

 

3

Капитальный ремонт лаборантской:

- стяжка пола;

- настил линолеума;

- перетирка, побелка и оклейка стен обоями.

 

2019-2020 годы

 

 

 

 

  4

Приобретение закрытых шкафов и  их установка вместо открытых стелажей

2023 год

 

  5

Замена ламп накаливания ( 25 штук) на экономные лампы

ежегодно

 

  6

Приобретение ламп дневного света с козырьком для дополнительного освещения учебных досок (центральной и боковой)

2019 год

 

7

Замена электропроводки на учебных партах

2019 – 2020

годы

 

8

Закрепление ученических столов  к полу

до 1 сентября 2019 года

 

9

Приобретение цветных и черно-белых принтеров

2020 – 2023 годы

 

10

Замена учебных досок на новые, с зеленым покрытием

 

2021 - 2022 годы

 

11

Приобретение интегрированной учебной доски, закрепление ее над демонстрационным столом.

2020 -2023 годы

 

12

Создать в электронном виде стенды кабинета для оформления их типографским способом

2019 год

 

13

Подготовить перечень учебного оборудова-ния для списания и первоочередного приобретения.

До 1 мая  2019 год

 

14

 Закончить  работу   по затемнению кабинета

2018  год

 

15

Приобретение учебного оборудования, наглядных пособий

ежегодно

 

  16

Изготовление  кубов (1м3, 1 см3, 1мм3) и размещение  их в кабинете

2019 год

 

                              2.3 Учебно-методическое обеспечение

  1

Восстановить над демонстрационным столом маятник, свисающий с потолка

2018 год

 

  2

Провести реставрацию информационных материалов на стендах.

ежегодно

 

  3

Подвесить лески для демонстраций явления инерции при полете самолета, устойчивости груза.

2018 год

 

  4

Восстановить звукоусиление на компьютер-ном столе

2018 год

 

  5

Оформить тематические папки:

«Контрольные  и самостоятельные работы по физике в 7 -11 классах»;

«Лабораторные работы по физике в 7-11 классах»;

«Тесты по физике для 7-11 классов»

«Раздаточный дидактический  материал для 7- 11классов»

2018 год

 

  6

Обновить и систематизировать перечень книг в лаборантской

2018 год

 

  7

Создать видеотеку учебных, научно-популярных фильмов

1 квартал

2019 года

 

  8

Участие в городском методическом объединении математиков и физиков

ежегодно

 

  9

Оформить папку «Современные педагогические технологии на уроках физики»

2018 год

 

 10

Оформить папку « Олимпиадные задания»

2018 год

 

 11

Завести страничку на сайте «Мульт-урок»

2018 год

 

 12

Использовать сайт «Физика. Ру» для учащихся  и родителей

ежегодно

 

 13

Проведение  городских методических мероприятий на базе кабинета физики

ежегодно

 

 14

Участие в проведении «Недель математики и физики»

ежегодно

 

 15

 

 

 

3.3 Оформительские работы

  1

Оформить стенд «Оценивание знаний учащихся»

2018 год

 

  2

Восстановить «Астрономический уголок»:

- повесить карту Луны;

- разместить карту звездного неба;

- материалы о Ю. Гагарине;

- астрономические сведения;

- «Созвездия небесной сферы»;

- «Строение  Солнечной системы»;

- портреты космонавтов и др.

2018 год

 

  3

Восстановить материалы «В помощь ученику», «Как написать реферат, сообщение?»

2018 год

 

  4

Восстановить  «Уголок безопасности»

2018 год

 

  5

Оформить стенд «Правила поведения учащихся в кабинете физики»

1 квартал

2019 год

 

  6 

Восстановить стенд со съемной экспозицией «Физика вокруг нас»

2018 год

 

  7

Реконструкция стендов в кабинете на пенопластовой основе:

- «Единицы физических величин», «Измерение физических величин», «Измерительные приборы»;

- «Математика + Физика»;

- портреты ученых;

- формулы физики по разделам.

 

 

 

 

2019 год

 

 

2019 год

 

2020 год

 

2021 год

 

  8

Разместить « Периодическую таблицу химических элементов Д.И.Менделеева» (средних размеров)

2019 год

 

  9

Оформить фотомонтаж «У нас на уроках физики»

2019 год

 

10

Дополнить астрономический уголок материалами: «Законы Кеплера», «Структура Солнечной системы»

    2019 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Реализация перспективного плана развития

кабинета физики и дополнительные мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 год

                                                (вписывается от руки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 год

(вписывается от руки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

2020 год

(вписывается от руки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 год

(вписывается от руки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 год

(вписывается от руки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 год

(вписывается от руки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      

 

 

 

 

Приложение 2

 

Содержание стендов в кабинете физики

(рисунки, графики, фотографии, диаграммы, таблицы)

 

Многофункциональный стенд «Физические величины»:

 

- принципиальные схемы электромагнитных, тепловых, электродинамических, магнитоэлектрических, индукционных, вибрационных приборов;

- измерения физических величин штангенциркулем, микрометром, весами, индикатором, мостиком Уитсона;

- шкалы амперметров, вольтметров, ваттметров;

- эталоны единиц длины, массы, температуры, силы тока, силы света, количества вещества;

- соответствие массы 1 кг воды одному литру при температуре 4 градуса Цельсия;

- значение объема в  1 литр  в см3;

- массы: пуд,килограмм;

- древнерусские меры длины: аршин, сажень, косая сажень, локоть, пядь;

- единицы измерения времени от 1 секунды до века;

- виды термометров, температурные шкалы Цельсия и Кельвина;

- таблица погрешностей измерительных приборов.

 

Стенд  «Основные физические величины»:

-  12 наименований физических величин.

 

Стенд «Десятичные приставки»:

- 12 названий приставок.

 

Стенд «Математика + Физика»:

 - латинский и греческий алфавиты;

- определения и значения тригонометрических функций для различных углов;

- действия со степенями;

- тригонометрическая окружность;

- значение числа «пи»;

- формулы решений квадратных уравнений, теорема Виета;

- таблицы квадратов натуральных чисел, таблица умножения, таблица кубов от 10 до 99 и степеней чисел 2и 3;

- длины сторон, площади квадрата, прямоугольника, объемы куба, параллелепипеда, окружности и круга;

- меры длины, площади, объема, веса.

 

Галерея портретов ученых

- Демокрит, Евклид, Архимед, Птолемей, Леонардо да Винчи, Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галлилей (предистория физики);

 

- Иоганн Кеплер, Эванджелиста Торричелли, Блез Паскаль, Христиан Гюйгенс, Исаак Ньютон (начало 17 века – 80-е годы 17 века);

 

- Михаил Ломоносов, Георг Рихман, Луиджи Гальвани, Алессандро Вольта, Андре Ампер, Амедео Авогадро, Ханс Эрстед, Георг Ом, Майкл Фарадей, Сади Карно, Эмилий Ленц, Джеймс Джоуль, Джеймс Максвелл, Людвиг Больцман (конец 17 века – начало 20 века);

 

- Вильгельм Рентген, Антуан Беккерель, Джозеф Томсон, Генрих Герц, Макс Планк, Александр Попов, Пьер Кюри, Мария Кюри, Роберт Милликен, Чарльз Вильсон, Эрнест Резерфорд, Нильс Бор, Альберт Эйнштейн, Игорь Курчатов, Петр Капица, Константин Циолковский, Сергей Королев (с 1905 года).

 

Стенд «Формулы физики»:

1.Кинематика:

- основные понятия;

- законы сложения скоростей;

- нормальное и тангенциальное ускорения;

- формулы кинематики;

- равномерное и равнопеременное движения, относительность движения;

- траектории движения;

- свойства массы.

2.Динамика:

 - законы Ньютона;

 - теорема о движении центра масс;

- гравитационная сила и перегрузки, силы трения и упругости, виды деформаций;

- равнодействующая сила;

- формулы специальной теории относительности.

 

3.Законы сохранения:

- формулы  работа силы, мощность;

- импульс силы и импульс тела, закон сохранения импульса;

- виды механической энергии; теорема о механической энергии;

- примеры действия законасохранения энергии;

- рычаги в природе и технике;

- блоки на службе человека;

- методы вычисления работы.

 

4. Статика и гидростатика:

- виды равновесия, условия равновесия рычага;

- сила Архимеда, условия плавания тел;

- закон Бернулли;

- гидравлический пресс;

- значение слова «Эврика!»

5. Тепловые явления:

- уравнение Клайперона-Менделеева;

- закон Дальтона;

- основное уравнение МКТ;

- газовые законы, формулы термодинамики;

- насыщенный пар;

- кристаллы и их кристаллические решетки;

- виды теплопередачи;

- принципы работы тепловых двигателей, КПД циклического процесса.

 

6. Электростатика:

- закон Кулона;

- электрическое поле и его характеристики,принцип суперпозиции полей;

- силовые линии электрических полей;

- потенциал электрического поля, разность потенциалов, энергия заряда;

- эквипотенциальные поверхности;

- виды конденсаторов, их соединение; электроемкость;

- движение заряженных частиц в магнитном поле;

- свойства проводников в электрическом поле.

 

7. Постоянный ток:

- скорость и сила тока;

- законы Ома;

- условные обозначения элементов электрической цепи;

- работа и мощность постоянного тока;

- электролиз и его применение;

- формулы постоянного тока, соединения проводников.

 

8. Магнитные явления:

- магнитное поле различных токов, силовые линии магнитного поля;

- взаимодействия токов;

- сила Ампера;

- движение зарядов в магнитном поле, сила Лоренца;

- магнитосфера Земли;

- явления электромагнитной индукции, самоиндукции;

- закон электромагнитной индукции;

- рамка с током в магнитном поле;

- двигатель постоянного тока;

- генератор переменного тока;

- электрический ток в различных средах.

 

9. Колебания и волны:

- механические колебания и волны, гармонические колебания;

- свойства волн, длины волн, периоды колебаний;

- сейсмограф;

- электромагнитные колебания, переменный ток;

- трансформатор, передача электроэнергии на расстояния;

- электровозы;

- изобретение радио, принципы телевидения.

 

10. Оптика:

- что такое свет? Весы Крукса;

- законы отражения и преломления света;

- дисперсия в треугольной призме;

- мнемоническое правило «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны»;

- интерференция, дифракция волн, дифракционная решетка;

- зеркальное и рассеянное отражение света;

- изображения в линзах,  формула тонкой линзы;

- спектры испускания и поглощения атомов, виды спектров.

- химическое действие света, фотосинтез.

11. Ядерная и квантовая физика:

- строение атома, модель атома по Бору;

- силы, действующие в ядре, обменные силы;

- масса протона и электорна, плотность ядерного вещества;

- состав атомного ядра, энергия связи, дефект массы;

- электрон и позитрон;

- деление ядра атома, радиоактивные превращения;

- атомные электростанции, ядерный реактор;

- знак «Радиоактивность»;

- фотоэффект и его значение;

- основоположники квантовой физики;

- А.Н.Лебедев;

- циклический ускоритель, большой адронный коллайдер;

- виды взаимодействий в природе, кварки;

- периодическая система элементарных частиц, методы их регистраций, треки;

 

Приборы в шкафах задней части кабинета:

- модели двигателя внутреннего сгорания, газовой турбины, парового двигателя, котла;

- учебные и промышленные  амперметры и вольтметры;

- камертон, наушники летчика – испытателя, громкоговоритель, барограф;

- конденсаторы, реостат промышленный, реле учебный трансформатор;

- подшипник, мензурка;

- радиометр Крукса, фотоэлемент;

- магнитная стрелка;

- микроскоп учебный.

 

 

 

 

 


Оформление кабинета физики в средней общеобразовательной школе

Оформление кабинета физики в средней общеобразовательной школе

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Кроме стендов по основным разделам физики и портретов ученых были оформлены: - астрономический уголок; - метеорологический уголок; - штанга для учебных плакатов; - ростомер; -…

Кроме стендов по основным разделам физики и портретов ученых были оформлены: - астрономический уголок; - метеорологический уголок; - штанга для учебных плакатов; - ростомер; -…

Общие сведения о кабинете 1

Общие сведения о кабинете 1

Оборудование и оформление кабинета физики средней школы 3

Оборудование и оформление кабинета физики средней школы 3

Рядом, перед учительским столом, располагается тележка с графо -проектором, который вывозят перед экраном в проход между партами

Рядом, перед учительским столом, располагается тележка с графо -проектором, который вывозят перед экраном в проход между партами

Справа от центральной доски, напротив входа в лаборантскую, специальный стол для размещения ноутбука, куда подключен видеопроектор, который находится на штанге, прикрепленной к потолку (

Справа от центральной доски, напротив входа в лаборантскую, специальный стол для размещения ноутбука, куда подключен видеопроектор, который находится на штанге, прикрепленной к потолку (

Н а окнах кабинета прикреплены темные жалюзи как можно ближе к оконным рамам, чтобы улучшить затемнение класса

Н а окнах кабинета прикреплены темные жалюзи как можно ближе к оконным рамам, чтобы улучшить затемнение класса

Вблизи учебной доски (слева и под ней) подвешиваются метровые и другие линейки, транспортиры, циркули, треугольники

Вблизи учебной доски (слева и под ней) подвешиваются метровые и другие линейки, транспортиры, циркули, треугольники

На ней можно демонстрировать устойчивость тел и другие опыты при изучении раздела «Статика»

На ней можно демонстрировать устойчивость тел и другие опыты при изучении раздела «Статика»

Фото 8. Многофункциональный стенд в кабинете физики

Фото 8. Многофункциональный стенд в кабинете физики

На многофункциональном стенде прикреплены динамометр с грузиком, микрометр, штангенциркуль

На многофункциональном стенде прикреплены динамометр с грузиком, микрометр, штангенциркуль

Фото 10 ). Рядом – стенд «Математика плюс физика»: греческий и латинский алфавиты, таблица умножения, свойства степени числа, точное значение числа «пи», части целого, нахождение…

Фото 10 ). Рядом – стенд «Математика плюс физика»: греческий и латинский алфавиты, таблица умножения, свойства степени числа, точное значение числа «пи», части целого, нахождение…

Фото 11. Начало галереи портретов ученых

Фото 11. Начало галереи портретов ученых

Вдоль стены, ниже фотографий ученых - физиков, размещены формулы по 11 – ти разделам физики с графиками рисунками, примерами

Вдоль стены, ниже фотографий ученых - физиков, размещены формулы по 11 – ти разделам физики с графиками рисунками, примерами

Фото 13. Продолжение стенда «Формулы физики»

Фото 13. Продолжение стенда «Формулы физики»

Фото 15. Общий вид информации по разделам: статика и гидростатика, тепловые явления, электростатика

Фото 15. Общий вид информации по разделам: статика и гидростатика, тепловые явления, электростатика

Фото 17. Общий вид информации по разделам физики: оптика, квантовая и ядерная физика

Фото 17. Общий вид информации по разделам физики: оптика, квантовая и ядерная физика

Задняя часть кабинета физики

Задняя часть кабинета физики

Здесь же разъясняются явления, закономерности, наблюдаемые в природе

Здесь же разъясняются явления, закономерности, наблюдаемые в природе

В задней части кабинета также находятся глобус

В задней части кабинета также находятся глобус

Здесь же, на столике, – действующая модель

Здесь же, на столике, – действующая модель

В тумбочках находятся – книги по физике, сборники задач, таблицы

В тумбочках находятся – книги по физике, сборники задач, таблицы

На одной из тумбочек размещены, в помощь учащимся, рекомендации по написанию рефератов (структура, оформление), сообщений, докладов

На одной из тумбочек размещены, в помощь учащимся, рекомендации по написанию рефератов (структура, оформление), сообщений, докладов

В кабинете имеется продолжение стенда «Математика + физика» (для учащихся 7-8 классов, между простенками окон), где размещены: высказывание

В кабинете имеется продолжение стенда «Математика + физика» (для учащихся 7-8 классов, между простенками окон), где размещены: высказывание

Фото 26. Уголок безопасности в кабинете физики

Фото 26. Уголок безопасности в кабинете физики

Лаборантская кабинета физики

Лаборантская кабинета физики

В лаборантской имеется противопожарный инвентарь: ведро с песком, большое полотно-одеяло, огнетушитель, медицинская аптечка

В лаборантской имеется противопожарный инвентарь: ведро с песком, большое полотно-одеяло, огнетушитель, медицинская аптечка

Фото 28. Таблички на стелажах с названиями приборов и устройств

Фото 28. Таблички на стелажах с названиями приборов и устройств

В двух закрытых ящиках находятся пронумерованные учебные плакаты и их перечень на обратной стороне крышки

В двух закрытых ящиках находятся пронумерованные учебные плакаты и их перечень на обратной стороне крышки

Вашему вниманию предлагается разработанный учителем «Перспектив-ный план развития кабинета физики» (Приложение № 1), в котором отражается его реализация, а также дополнительные мероприятия, не вошедшие в…

Вашему вниманию предлагается разработанный учителем «Перспектив-ный план развития кабинета физики» (Приложение № 1), в котором отражается его реализация, а также дополнительные мероприятия, не вошедшие в…

Нереализованные идеи 1. Разместить в кабинете физики стенд «Шкала электромагнитных волн»

Нереализованные идеи 1. Разместить в кабинете физики стенд «Шкала электромагнитных волн»

Вместо эпилога Спустя четыре года после реализации данного проекта, в кабинет физики и лаборантской продолжались некоторые усовершенствования, улучшались условия для работы учителя

Вместо эпилога Спустя четыре года после реализации данного проекта, в кабинет физики и лаборантской продолжались некоторые усовершенствования, улучшались условия для работы учителя

Приложение 1 Перспективный план развития кабинета физики № п\п

Приложение 1 Перспективный план развития кабинета физики № п\п

Создать картотеку учебного оборудования по разделам на стеллажах (лабораторного и де-монстрационного)до 1 сентября

Создать картотеку учебного оборудования по разделам на стеллажах (лабораторного и де-монстрационного)до 1 сентября

Приобретение интегрированной учебной доски, закрепление ее над демонстрационным столом

Приобретение интегрированной учебной доски, закрепление ее над демонстрационным столом

Участие в городском методическом объединении математиков и физиковежегодно 9

Участие в городском методическом объединении математиков и физиковежегодно 9

Реконструкция стендов в кабинете на пенопластовой основе: - «Единицы физических величин», «Измерение физических величин», «Измерительные приборы»; - «Математика +

Реконструкция стендов в кабинете на пенопластовой основе: - «Единицы физических величин», «Измерение физических величин», «Измерительные приборы»; - «Математика +

2018 год (вписывается от руки)

2018 год (вписывается от руки)

2019 год (вписывается от руки)

2019 год (вписывается от руки)

2020 год (вписывается от руки)

2020 год (вписывается от руки)

2021 год (вписывается от руки)

2021 год (вписывается от руки)

2022 год (вписывается от руки)

2022 год (вписывается от руки)

2023 год (вписывается от руки)

2023 год (вписывается от руки)

Приложение 2 Содержание стендов в кабинете физики (рисунки, графики, фотографии, диаграммы, таблицы)

Приложение 2 Содержание стендов в кабинете физики (рисунки, графики, фотографии, диаграммы, таблицы)

Цельсия и Кельвина; - таблица погрешностей измерительных приборов

Цельсия и Кельвина; - таблица погрешностей измерительных приборов

Михаил Ломоносов, Георг Рихман,

Михаил Ломоносов, Георг Рихман,

Статика и гидростатика: - виды равновесия, условия равновесия рычага; - сила

Статика и гидростатика: - виды равновесия, условия равновесия рычага; - сила

Постоянный ток: - скорость и сила тока; - законы

Постоянный ток: - скорость и сила тока; - законы

Оптика: - что такое свет? Весы

Оптика: - что такое свет? Весы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2024