Представлен вариант ОГЭ по предмету биология. Задания охватывают весь курс биологии по программе общего образования. Вариант составлен согласно требований проведения экзамена в 2018 г. Данный материал можно использовать для самоподготовки или проведения пробного экзамена. В варианте представлены задания с выбором одиночного ответа, задания на соответствие, с множественным выбором, задания на последовательность, работа с текстом, задача, развернутый ответ
вариант ОГЭ 10.doc
Вариант № 10
Какой уровень организации жизни отражён на данном
1. Задание 1
рисунке?
1) молекулярногенетический 2) органоидноклеточный
3) организменный 4) биогеоценотический
2. Задание 2 Марии необходимо сделать рисунки разных по форме клеток. Какой микроскоп ей
лучше выбрать для такого исследования?
1) линза окуляра ×7, а линза объектива ×40 2) линза окуляра ×20, а линза объектива ×20
3) линза окуляра ×5, а линза объектива ×80 4) линза окуляра ×15, а линза объектива ×40
3. Задание 3 Поселяясь на пнях, опята используют их для
1) получения энергии из неорганических веществ 2) защиты от болезнетворных бактерий
3) получения готовых органических веществ 4) привлечения насекомыхопылителей
На рисунке изображено микроскопическое строение корня. В
4. Задание 4
какой из зон был сделан срез?
1) всасывания 2) роста 3) деления 4) проведения
5. Задание 5 Какое растение размножается с помощью луковицы?
1) тюльпан 2) картофель 3) морковь 4) земляника
6. Задание 6 Свободноживущие простейшие погибают в кипяченой воде, так как в ней очень мало
1) хлорида натрия 2) азота 3) кислорода 4) глюкозы
7. Задание 7 К теплокровным животным не относится
1) варан 2) тукан 3) крылан 4) орлан
8. Задание 8 Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельно
стью, проявляются в строении
1) Sобразного позвоночника 2) сводчатой стопы 3) гортани 4) кисти
9. Задание 9 В продолговатом мозгу находится нервный центр
1) координации спинной мускулатуры 2) кожномышечного чувства
3) сосудодвигательный 4) слуха
10. Задание 10 Какие кости человека срастаются в процессе его жизни?
1) грудной клетки 2) свободных нижних конечностей
3) свободных верхних конечностей 4) мозгового отдела черепа
11. Задание 11 Лейкоциты способны передвигаться за счёт
1) ложноножек 2) сократительных волокон
3) наличия в цитоплазме пузырьков воздуха 4) сокращения сократительных вакуолей
12. Задание 12 Из правого желудочка сердца кровь попадает в
1) лёгочную вену 2) лёгочную артерию 3) полую вену 4) аорту
13. Задание 13 Желудочный сок начинает выделяться при
1) действии пищи на рецепторы глотки 2) попадании пищи в кишечник
3) попадании пищи в ротовую полость 4) продвижении пищи по пищеводу 14. Задание 14 Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека?
1) защищает организм от ультрафиолетового излучения
2) служит резервным питательным веществом для клеток
3) способствует сохранению тепла организмом
4) укрепляет клетки кожи
15. Задание 15 В глазном яблоке человека за зрачком следует
1) хрусталик 2) стекловидное тело 3) передняя камера 4) сетчатка
16. Задание 16 Становление второй сигнальной системы у человека связано с
1) изменением климата на Земле 2) регулярной трудовой деятельностью
3) возникновением объёмного зрения 4) хождением на двух ногах
17. Задание 17 ВИЧинфекцией можно заразиться
1) в процессе совместного обеда 2) во время разговора
3) во время полового контакта 4) в момент рукопожатия
18. Задание 18 Какой цифрой на рисунке обозначен консумент второго порядка?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
19. Задание 19 Если в процессе эволюции у животного сформировались кожные покровы, изоб
ражённые на рисунке, то его кровеносная система должна иметь
1) четырёхкамерное сердце и два круга кровообращения
2) трёхкамерное сердце и один круг кровообращения
3) трёхкамерное сердце и два круга кровообращения
4) двухкамерное сердце и один круг кровообращения
20. Задание 20 Рассмотрите график зависимости скорости фотосинтеза от температуры, при кото
рой шла реакция. При какой температуре скорость фотосинтеза составила 50% от максимальной?
1) 11 2) 14 3) 17 4) 20
21. Задание 21 Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах при
ведённой ниже таблицы, имеется определённая связь. Какое понятие следует вписать на место про
пуска в этой таблице? 1) хранение углеводов 2) клеточное дыхание 3) синтез белка 4) синтез РНК
22. Задание 22 Верны ли следующие суждения об отделах нервной системы?
А. Часть нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов, называют соматиче
ской.
Б. В соматической нервной системе различают два отдела: симпатический и парасимпатический.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
23. Задание 23 Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выбе
рите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) чихание 2) письмо 3) мигание 4) ходьба 5) мышление 6) подводное плавание
24. Задание 24 Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для протекания процесса используется энергия света.
2) Процесс происходит при наличии ферментов.
3) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.
4) Процесс сопровождается синтезом АТФ.
5) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.
6) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.
25. Задание 25 Установите соответствие между перечисленными признаками животных и животны
ми, к которым эти признаки относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите
позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) кровеносная система не замкнута
Б) имеет внешний скелет
В) имеет фасеточные глаза
Г) ведёт паразитический образ жизни
Д) не имеет конечностей
Е) не имеет вторичной полости тела
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
ЖИВОТНОЕ
1) стрекоза большое коро
мысло
2) аскарида человеческая
А
Б
В
Г
Д
Е
26. Задание 26 Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению экспери
мента, доказывающего выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствую
щую последовательность цифр.
1) Накройте комнатное растение стеклянным колпаком.
2) Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой.
3) Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф.
4) Рассмотрите помутневшую известковую воду.
5) Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.
27. Задание 27 Вставьте в текст «Первые организмы на Земле» пропущенные термины из предло
женного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных
ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.
Согласно самой распространённой на сегодняшний момент теории, первыми в ходе эволюции на
Земле возникли гетеротрофные _________ (А) организмы, питавшиеся _________ (Б) веществами
«первичного бульона». По мере истощения «первичного бульона» возникла необходимость в допол
Первые организмы на Земле нительном источнике органических веществ. Тогда стали появляться _________ (В) организмы.
Первые из таких организмов использовали энергию _________ (Г) реакций, энергию солнечного
света автотрофы стали использовать позднее.
Перечень терминов
1) гетеротрофный 2) автотрофный 3) прокариотический 4) эукариотический
5) неорганический 6) органический 7) окислительновосстановительный
8) ионнообменный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
28. Задание 28 Рассмотрите фотографию лошади породы экмурский пони. Выберите характеристи
ки, соответствующие его (её) внешнему строению, по следующему плану: постановка головы, форма
головы, форма спины, расположение запястья передней конечности, постановка задних конечно
стей. При выполнении работы используйте линейку и карандаш. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
29. Задание 29 № 1474. Прочитайте текст «Карл Линней» и ответьте на вопросы.
1. Какова основная заслуга Линнея в биологии?
2. Как устроено биноминальное название вида?
Сколько рангов использовал Линней в своей классификации (помимо царства) и сколько основных
рангов используется сейчас? Какие это ранги?
Карл Линней Карл Линней шведский естествоиспытатель и врач; создатель единой системы классификации рас
тительного и животного мира, ещё при жизни принесшей ему всемирную известность. В ней были
обобщены и в значительной степени упорядочены знания всего предыдущего периода развития био
логической науки.
Линней определил понятие биологического вида и заложил основы современной биноминальной
(бинарной) номенклатуры, введя в практику систематики так называемые nomina trivialia, которые
позже стали использоваться в качестве видовых эпитетов в биноминальных названиях живых орга
низмов. Введённый Линнеем метод формирования научного названия для каждого из видов исполь
зуется до сих пор (применявшиеся ранее длинные названия, состоящие из большого количества
слов, давали описание видов, но не были строго формализованы). Использование латинского назва
ния из двух слов название рода, затем специфичное имя позволило отделить номенклатуру от
таксономии.
Карл Линней является автором наиболее удачной искусственной классификации растений и живот
ных, ставшей базисом для научной классификации живых организмов. Он делил природный мир на
три «царства»: минеральное, растительное и животное, использовав четыре уровня («ранга»): клас
сы, отряды, роды и виды.
Описал около полутора тысяч новых видов растений (общее число описанных им видов растений
более десяти тысяч) и большое число видов животных.
30. Задание 30 № 1988. Пользуясь таблицей 1 «Некоторые характеристики листовых пластинок
цветковых растений», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?
2) Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для однодольных растений, пред
ставленных в таблице?
3) Каково назначение устьиц в дыхании растений?
31. Задание 31 № 1989. Евгений – 19летний студент первого курса в летние каникулы посетил
Владивосток. После продолжительной экскурсии на остров Русский он решил поужинать в местном
кафе быстрого питания. Молодой человек заказал себе следующие блюда и напитки: омлет с ветчи
ной, картофель подеревенски и стакан чая с сахаром (одна чайная ложка). Используя данные таб
лиц 2, 3 и 4, определите рекомендуемую калорийность ужина для Евгения, если он питается четыре
раза в день; реальную энергетическую ценность заказанного ужина, количество углеводов в блюдах
и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к его суточной норме. В ответе ука
жите: рекомендуемую калорийность ужина, энергетическую ценность заказанных блюд, количество
поступивших с пищей углеводов и отношение этого количества к их суточной норме.
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда и напитки
Энергетическая
ценность (ккал)
Двойной МакМаффин (булочка, майонез,
салат, помидор, сыр, свинина)
Фреш МакМаффин (булочка, майонез,
425
380
Белки
Жиры
Углеводы
(г)
39
19
(г)
33
18
(г)
41
35 салат, помидор, сыр, ветчина)
Чикен Фреш МакМаффин (булочка, майонез,
салат, помидор, сыр, курица)
Омлет с ветчиной
Салат овощной
Салат «Цезарь» (курица,
салат, майонез, гренки)
Картофель подеревенски
Маленькая порция
картофеля фри
Мороженое с шоколадным наполнителем
Вафельный рожок
«КокаКола»
Апельсиновый сок
Чай без сахара
Чай с сахаром (две чайные ложки)
355
350
60
250
315
225
325
135
170
225
0
68
13
21
3
14
5
3
6
3
0
2
0
0
15
14
0
12
16
12
11
4
0
0
0
0
42
35
10
15
38
29
50
22
42
35
0
14
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст,
лет
7–10
11–15
16 и старше
Белки
(г/кг)
2,3
2,0
1,9
Жиры
(г/кг)
1,7
1,7
1,0
Углеводы
Энергетическая
(г)
330
375
475
потребность (ккал)
2550
2900
3100
Калорийность при четырёхразовом питании (от общей калорийности в сутки)
Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин
14%
50% 18%
18%
32. Задание 32 № 1990. Назовите два заболевания органов пищеварения. Укажите причины возник
новения каждого из них.
ОГЭ. Биология. Вариант № 10
ОГЭ. Биология. Вариант № 10
ОГЭ. Биология. Вариант № 10
ОГЭ. Биология. Вариант № 10
ОГЭ. Биология. Вариант № 10
ОГЭ. Биология. Вариант № 10
ОГЭ. Биология. Вариант № 10
ОГЭ. Биология. Вариант № 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.