ОГЭ. Биология. Вариант № 3
Оценка 4.7

ОГЭ. Биология. Вариант № 3

Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
биология
9 кл
10.03.2018
ОГЭ. Биология. Вариант № 3
Представлен вариант ОГЭ по предмету биология. Задания охватывают весь курс биологии по программе общего образования. Вариант составлен согласно требований проведения экзамена в 2018 г. Данный материал можно использовать для самоподготовки или проведения пробного экзамена. В варианте представлены задания с выбором одиночного ответа, задания на соответствие, с множественным выбором, задания на последовательность, работа с текстом, задача, развернутый ответ
вариант ОГЭ 3.doc
1. Задание 1 Что из приведённого можно изучать с помощью палеонтологических методов?  1) половое поведение земноводных                 2) эволюцию млекопитающих 3) тонкую структуру органоидов клетки         4) зависимость скорости реакции от температуры Вариант № 3 На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выпол­ 2. Задание 2  няют органоиды клетки, обозначенные буквой А? 1) контролируют жизнедеятельность             2) поглощают энергию солнечного света 3) хранят наследственную информацию       4) запасают воду 3. Задание 3 У бактериальной клетки отсутствует(­ют)  1) нуклеиновые кислоты         2) клеточная оболочка          3) клеточное ядро    4) рибосомы 4. Задание 4 Какая из перечисленных частей плауна булавовидного относится к гаметофиту?  1) лист         2) стробил         3) стебель        4) заросток 5. Задание 5 Какой тип плода у пшеницы?  1) костянка            2) зерновка           3) колос              4) орех 6. Задание 6 Почему хитиновый покров у членистоногих называют наружным скелетом?  1) обладает большой прочностью         2) предохраняет тело от потери воды 3) служит опорой для прикрепляемых к нему мышц     4) защищает тело от механических и химических воздействий 7. Задание 7 Какие органы предохраняют птиц от перегревания в полёте? 1) кожа, покрытая перьями          2) зоб и два отдела желудка 3) воздушные мешки и лёгкие     4) четырёхкамерное сердце и сложная сеть кровеносных сосудов 8. Задание 8 Что отличает человекообразную обезьяну от человека? 1) строение передних конечностей            2) уровень обмена веществ 3) общий план строения                              4) забота о потомстве 9. Задание 9 В какой доле коры головного мозга расположены центры, в которых происходит анализ  зрительной информации?  1) теменной       2) височной       3) затылочной          4) лобной 10. Задание 10 К механической функции скелета человека относят  1) кроветворение       2) обмен минеральных солей   3) смягчение ударов при ходьбе 4) участие в иммунитете 11. Задание 11 Тромб, закупоривающий повреждённое место сосуда, образуется из сети нитей  1) фибриногена     2) тромбина      3) фибрина    4) разрушающихся тромбоцитов 12. Задание 12 Движение крови по сосудам обеспечивается  1) разной скоростью движения крови по сосудам 2) давлением, создаваемым желудочками сердца 3) большой разветвлённостью сосудов 4) работой створчатых клапанов сердца 13. Задание 13 Выберите верное утверждение.  1) в желудке не происходит переваривания белков 2) в желудке перевариваются белки, жиры и углеводы 3) в желудке перевариваются жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты 4) в желудке перевариваются только белки 14. Задание 14 Если человек длительно находится в жарком помещении, то  1) в организме уменьшается число лейкоцитов 2) в кровеносные сосуды кожи поступает больше крови 3) снижается температура тела 4) повышается обмен веществ 15. Задание 15 Какой цифрой на рисунке обозначена структура глаза, нарушение в которой может  стать одной из причин развития близорукости?    1) 1        2) 2            3) 3           4) 4 16. Задание 16 С точки зрения современной науки, какие факторы не влияют на закладку основ пове­ дения человека?  1) поведение родителей         2) генетические закономерности 3) воспитание                          4) номер года рождения 17. Задание 17 При инфекционных заболеваниях повышают норму потребления витамина С, так как  он  1) обезвреживает попавшие в организм вирусы 2) является составной частью антител 3) уничтожает яды, производимые микробами 4) способствует повышению иммунитета 18. Задание 18 Примером действия какого экологического фактора является поедание животными молодых побегов лиственных деревьев в лесу?  1) абиотического        2) антропогенного      3) сезонного      4) биотического 19. Задание 19 К биогеографическим доказательствам эволюции можно отнести  1) распространение сумчатых в основном в Австралии 2) обнаружение окаменевших останков динозавров 3) сходное строение конечностей человека и лягушки 4) сходство эмбрионов рептилий и птиц 20. Задание 20 Изучите график зависимости массы тела человека от возраста в течение первых 24 лет (по оси х отложен возраст человека (в годах), а по оси у — масса его тела (в кг)). Чему будет равна масса тела восьмилетнего ребёнка?  1) 10 кг    2) 20 кг    3) 30 кг    4) 40 кг 21. Задание 21 Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах при­ ведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.   Объект Процесс ... нервная клетка передача возбуждения мышечная клетка  Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?  1) газообмен          2) движение         3) сокращение      4) защита 22. Задание 22 . Верны ли следующие суждения о жизнедеятельности простейших?  А. В теле одноклеточных животных вокруг попавшего в клетку комочка пищи образуется сократи­ тельная вакуоль. Б. При дыхании простейших органические вещества окисляются, и освобождается энергия, необходи­ мая для жизни.  1) верно только А     2) верно только Б      3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны 23. Задание 23 Какие из перечисленных признаков характерны для флоэмы? Выберите три верных  признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.  1) служит для проведения воды от корней к листьям     2) является проводящей тканью растения 3) клетки лишены клеточной стенки                                 4) клетки содержат хлоропласты 5) клетки лишены ядер                                                        6) клетки имеют клетки­спутницы 24. Задание 24 Известно, что крот обыкновенный — почвенное млекопитающее, питающееся живот­ ной пищей.  Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к  описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбран­ ным ответам.   1) Длина тела животного составляет 18–26,5 см, а масса — 170–319 г. 2) Взрослые животные неуживчивы, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть  их насмерть. 3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его  молоком. 4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.  5) По долинам рек проникает к северу до средней тайги, а к югу — до типичных степей.  6) Питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок. 25. Задание 25 Установите соответствие между перечисленными признаками животных и животными, к которым эти признаки относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите пози­ цию из второго столбца.  ХАРАКТЕРИСТИКИ    ЖИВОТНОЕ 1) стрекоза большое коромысло 2) аскарида человеческая А) кровеносная система не замкнута Б) имеет внешний скелет В) имеет фасеточные глаза Г) ведёт паразитический образ жизни Д) не имеет конечностей Е) не имеет вторичной полости тела   Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:     А Б В Г Д Е             26. Задание 26 Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма,  поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.  1) липа         2) ястреб перепелятник    3) жук пахучий красотел   4) обыкновенный скворец 5) гусеница непарного шелкопряда 27. Задание 27 Вставьте в текст «Папоротники» пропущенные термины из предложенного перечня,  используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем по­ лучившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.   ПАПОРОТНИКИ Папоротники — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образу­ ются в особых органах — сорусах. Из споры развивается ___________ (Б) — особая стадия развития  папоротника, образующая гаметы. Для успешного слияния гамет и образования ___________ (В) в  ходе полового размножения папоротникам необходима ___________ (Г), поэтому в наших лесах они  встречаются в тенистых местах.   ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) вода 5) семязачаток   3) минеральная соль 4) проросток 7) споровые 8) цветковые 2) заросток 6) зигота A Б В Г 28. Задание 28 У членистоногих существует несколько основных морфологических признаков, по ко­ торым их делят на крупные таксономические группы.  А. Расчлененность тела: 1. тело состоит из большого числа одинаковых члеников, 2. тело делится на несколько чётко различимых отделов (тагм).   Б. Количество крупных отделов (тагм): 1. тагм нет,     2. две тагмы (головогрудь и брюшко),     3. три тагмы (голова, грудь и брюшко).   В. Количество ходильных конечностей (конечностей на грудном сегменте), включая видоизменённые: 1. три пары,      2. четыре пары,        3. пять пар,         4. больше пяти пар.   Г. Устройство глаз: 1. есть два сложных (фасеточных) глаза,          2. есть несколько простых глаз.   Д. Наличие крыльев: 1. крылья есть,       2. крыльев нет.   Внимательно рассмотрите картинку и определите, какие признаки (по приведённой выше классифика­ ции) имеются у изображённого на рисунке животного.     Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  А Б В Г Д           29. Задание 29 № 1538. Используя содержание текста «Молекулярно­генетические методы при рас­ следовании преступлений», ответьте на следующие вопросы. 1) Какую реакцию используют для получения копий аллелей исследуемого человека? 2) Какие гены лучше использовать: консервативные (одинаковые почти у всех людей, живущих в дан­ ной местности) или полиморфные (сильно различающиеся у разных людей)? 3) Можно ли считать совпадение ДНК 100% доказательством вины? Ответ поясните. Молекулярно­генетические методы при расследовании преступлений   В современной криминалистике для доказательства вины подозреваемых часто используются молеку­ лярно­генетические методы. Как известно, человек — диплоидный организм, имеющий по два аллеля каждого гена, один из которых пришёл от отца, второй — от матери. С помощью полимеразной цеп­ ной реакции (ПЦР) можно получить ДНК­копию аллелей конкретного человека. При этом использу­ ются   такие   гены,   по   которым   полиморфизм   (различия   аллелей   между   организмами)   достаточно высок. Если аллели, обнаруженные в ДНК подозреваемого, совпадают с аллелями, полученными из ДНК, обнаруженной на месте преступления, можно сделать вывод о том, что подозреваемый бывал на месте преступления. К примеру, после кражи в доме жертвы обнаружили волосы, жертве не принадлежащие (из волос можно выделить ДНК, если они выпали вместе с корнем). Волосы светлые, а жертва имеет тёмные во­ лосы. Среди знакомых жертвы есть светловолосый подозреваемый, который отрицает своё знаком­ ство с жертвой. В случае совпадения набора аллелей, полученных из его ДНК и из ДНК корней волос, обнаруженных на месте преступления, можно уличить его во лжи. Такие доказательства являются косвенными и никогда не используются сами по себе, без дополнительных фактов, но могут суще­ ственно помочь следствию. 30. Задание 30 № 1631. Учёные исследовали массу пчёл из разных районов. Их интересовали разли­ чия в массе летнего и осеннего поколения пчёл, а также характер изменения этого показателя в зави­ симости от места происхождения. Показатель сырой и сухой массы пчёл говорит о степени физиоло­ гической подготовки пчёл к разным сезонам, накапливанию энергии, отсутствии или наличии у насе­ комых заботы о выращивании рабочих пчёл в улье и т. д. Изучите таблицу и ответьте на вопросы. 1) Как изменяется масса пчёл от лета к осени? 2) На сколько процентов изменилась сырая масса пчёл Уссурийска? Пример расчёта сырой массы для пчёл Рязанской области: 78,6:69,6  3) Какая масса пчёл Уссурийска накапливается больше — сухая или сырая (в %)? 4) У каких пчёл сухая масса тела осенью больше — у северных или южных?    1,1293... Ответ: 12,9%. ≈ 31. Задание 30 № 1632. В таблице отражены данные по мировому улову рыбы с 1950 по 1980 г. Про­ анализируйте таблицу и ответьте на вопросы. В какие годы наиболее успешный улов? Назовите возможные причины снижения улова. Какие прогно­ зы можно сделать по данной таблице. 32. Задание 30 № 1633. В одном охотничьем хозяйстве активно уничтожали коршунов и ястребов,  т.к. они уничтожали цыплят на птицеферме. Однако после исследования рациона этих птиц получили  данные, которые представлены в таблице. Изучите таблицу и ответьте на вопросы. 1) Имеет ли деятельность хищников полезное значение? 2) Нужно ли уничтожать ястребов — тетеревятников? Ответ объясните. 3) В каких местах вы бы ограничили численность хищных птиц?

ОГЭ. Биология. Вариант № 3

ОГЭ. Биология. Вариант № 3

ОГЭ. Биология. Вариант № 3

ОГЭ. Биология. Вариант № 3

ОГЭ. Биология. Вариант № 3

ОГЭ. Биология. Вариант № 3

ОГЭ. Биология. Вариант № 3

ОГЭ. Биология. Вариант № 3

ОГЭ. Биология. Вариант № 3

ОГЭ. Биология. Вариант № 3

ОГЭ. Биология. Вариант № 3

ОГЭ. Биология. Вариант № 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018