ОГЭ. Биология. Задание 16 «Психология и поведение человека»

  • Подготовка к тестированию
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена подборка материалов к заданию № 16 по теме: «Психология и поведение человека» Для удачного выполнения, необходимо знать теорию. Ознакомившись с планом выполнения заданий, выпускники будут точно представлять технологию выполнения подобных заданий. Тематика задания охватывает курс школьного предмета биологии. Здесь представлены задания на выбор одиночного задания
Иконка файла материала задание 16.doc
Задания 16. Психология и поведение человека 1. Что является примером условного рефлекса?   1) желание спать после бессонной ночи 2) зажмуривание при включении яркого света 3) использование столовых приборов во время еды 4) задержка дыхания во время проглатывания кусочка пищи Пояснение. Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду  (особи). Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются  по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии. Фор­ мируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга.  Варианты 2) и 4) — безусловные рефлексы; вариант 1) — утомление ЦНС.   От в е т :  3. 2. Что служит примером условного торможения?   1) задержка дыхания при погружении в холодную воду 2) прекращение пережёвывания пищи при внезапной встрече с другом 3) потеря навыка катания на роликовых коньках 4) отдёргивание руки от острого лезвия ножа Пояснение. Условное, или внутреннее, торможение — форма торможения условного рефлекса, возни­ кающая при неподкреплении условных раздражителей безусловными. Вариант 1) и 4) — безусловный рефлекс; вариант 2) — безусловное (внешнее) торможение. От в е т :   3 3. Во время завтрака между двумя уроками по школьному радио сообщили о том, что уче­ ник 10 класса должен срочно явиться в кабинет директора. В каком нервном центре у уча­ щегося возникнет торможение?   1) дыхательном 2) сердечно­сосудистом 3) пищеварительном 4) двигательном Пояснение. Видимо, по мнению автора задания, ученик начнет волноваться и произойдет внешнее тор­ можение пищеварительного центра. В остальных центрах возникнет возбуждение — уча­ стится дыхание и пульс и он пойдет­побежит (двигательный) в кабинет директора.   От в е т :  3. 4. При формировании условного рефлекса у собаки на жест команды «Сидеть!» и подкреп­ лении этой команды лакомством временная связь формируется между следующей парой  нервных центров:   1) слуха и обоняния 2) зрения и пищеварения 3) слуха и осязания 4) равновесия и произвольных движений Пояснение.Наблюдается рефлекс на жест, значит, активируется зрительный центр КБП, и лакомство  активирует вкусовой центр (пищеварения).   От в е т :   2 5. Примером безусловного рефлекса является выделение слюны   1) при виде столовых приборов 2) на слово «пища» 3) во время приёма еды 4) на вид незнакомой пищи Пояснение. Под цифрами 1 и 2 — условно­рефлекторное выделение слюны. Под цифрой 4 — на вид  незнакомой пищи слюна выделяться не будет. Под цифрой 3 — во время приема пищи, во  время пережевывания пищи, раздражаются рецепторы ротовой полости и срабатывает без­ условно­рефлекторное слюноотделение.   От в е т :   3 6.Становление второй сигнальной системы у человека связано с   1) изменением климата на Земле 2) регулярной трудовой деятельностью 3) возникновением объёмного зрения 4) хождением на двух ногах Пояснение. Вторая сигнальная система (свойственная человеку качественно­особая форма высшей  нервной деятельности) — система речевых сигналов (произносимых, слышимых и види­ мых). В процессе эволюции животного мира на этапе становления и начального развития вида  Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечиваю­ щее активное и коллективное адаптивное приспособительное поведение, создавшее много­ образные, принятые в группе системы сигнализации и языки. Вторая сигнальная система  возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Способность к  обобщённому отражению явлений и предметов обеспечила человеку неограниченную воз­ можность ориентации в окружающем мире и позволила ему создать науку.   От в е т :   2 7. Что является примером врождённого рефлекса у человека?   1) движение пешехода на зелёный сигнал светофора 2) сужение зрачка при попадании в ярко освещённое помещение 3) выделение желудочного сока на запах пищи 4) возникновение обиды на отметку «2», поставленную педагогом Пояснение. Под цифрой 2 — врождённый (безусловный) рефлекс; 1, 3 и 4 — условные рефлексы.   Примечание: Безусловные рефлексы — постоянные врожденные реакции организма на определенные  воздействия внешнего мира, осуществляемые при посредстве нервной системы и не требу­ ющие специальных условий для своего возникновения.Все безусловные рефлексы по степени сложности и выраженности реакций организма раз­ деляют на простые и сложные; в зависимости от вида реакции на пищевые, половые, оборо­ нительные, ориентировочно­исследовательские.   От в е т :   2 Рассмотрите эксперимент с мышами. Подопытная мышь  8.  (внизу) получает слабый удар током и при этом слышит звуковой сигнал. Контрольная  мышь (вверху) не получает болевых стимулов, и звуковой сигнал её совершенно не пугает.  Чем в итоге будет являться звуковой сигнал для подопытной мыши?   1) безусловным раздражителем 2) внутренним торможением 3) внешним торможением 4) условным раздражителем Пояснение. Условный рефлекс — это реакция организма, приобретенная в течение жизни в результате  сочетания безразличного (индифферентного) раздражителя с безусловным. Сигнальный  раздражитель (он же индифферентный) — раздражитель, который прежде не вызывал соот­ ветствующей реакции, но при определенных условиях образования условного рефлекса, на­ чинающий ее вызывать. Такой раздражитель в действительности вызывает ориентировоч­ ный безусловный рефлекс. Однако при многократном повторении раздражения ориентиро­ вочный рефлекс начинает ослабевать, а затем и вовсе исчезает.   От в е т :   4 9. Какой тип нервной системы характерен для меланхолика?   1) сильный, уравновешенный 2) сильный, неуравновешенный 3) слабый, неуравновешенный 4) сильный, инертный Пояснение. Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов  — соответствует гиппократовскому меланхолику. Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и  относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному»  типу. Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегма­ тику, «спокойному» типу.   От в е т :   3 10. Центры условных рефлексов, в отличие от центров безусловных рефлексов, расположе­ ны у человека в   1) продолговатом мозге 2) коре больших полушарий 3) мосте 4) промежуточном мозге Пояснение. Центры условных рефлексов, в отличие от центров безусловных рефлексов, расположены в коре больших полушарий. От в е т :   2 На рисунке демонстрируется опыт воздей­ 11.  ствия кислоты на рецепторы кожи лягушки. Как называют такую реакцию животного?   1) орудийной деятельностью 2) условным рефлексом 3) инстинктом 4) безусловным рефлексом Пояснение. Безусловные рефлексы — постоянные врожденные реакции организма на определенные  воздействия внешнего мира, осуществляемые при посредстве нервной системы и не требу­ ющие специальных условий для своего возникновения.  Все безусловные рефлексы по степени сложности и выраженности реакций организма раз­ деляют на простые и сложные; в зависимости от вида реакции на пищевые, половые, оборо­ нительные, ориентировочно­исследовательские.   От в е т :  4. От в е т :   4На рисунке изображена схема условного рефлекса у собаки.  12.  Какой цифрой на ней обозначен слюноотделительный центр продолговатого мозга?   1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Пояснение. Под цифрой 1 — глаз; 2 — слюноотделительный центр продолговатого мозга; 3 — слюнная железа; 4 — вкусовой центр коры больших полушарий.   От в е т :   2 13. Какой из приведённых видов деятельности человека может быть отнесён к условно­ре­ флекторной?   1) соблюдение привычного режима дня 2) отдёргивание руки от горячего предмета 3) поворот человеком головы на незнакомый звук 4) написание живописной картины художником Пояснение. Под цифрой 1 — привычка, сложившийся способ поведения, осуществление которого в  определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности. В основе при­ вычки лежит условно­рефлекторная деятельность. В отличие от навыка, решающим момен­ том в формировании привычки оказывается не столько освоение умения, или способа дей­ ствия, сколько образование новой (функциональной) потребности в его реализации при  определённых условиях.  Под цифрами 2 и 3 — безусловные рефлексы. От в е т :   1Рассмотрите эксперимент с мышами. Подопытная мышь 14.  (внизу) получает слабый удар током и при этом слышит звуковой сигнал. Контрольная  мышь (вверху) не получает болевых стимулов, и звуковой сигнал её совершенно не пугает.  Чем является электрический ток для подопытной мыши?   1) внешним торможением 2) условным раздражителем 3) внутренним торможением 4) безусловным раздражителем Пояснение. Безусловный разражитель — раздражитель, вызывающий безусловный рефлекс (пищевой,  оборонительный и другие). Условный раздражитель, сигнал, вызывающий условный рефлекс. Им может быть любое  раздражение внешней или внутренней среды организма, которое воспринимается органами  чувств и вызывает возбуждение в коре больших полушарий головного мозга.   Для подопытной мыши ток является безусловным разражителем, а звуковой сигнал —  условным, т.к. предупреждает о последующем болевом ощущении.   От в е т :   4 15. На рисунках под буквами А–Г изображены стадии образования условного рефлекса у  собаки. На каком из рисунков демонстрируется безусловный слюноотделительный ре­ флекс?1) А 2) Б 3) В 4) Г Пояснение. А — безусловный слюноотделительный рефлекс — выделение слюны на пищу, попавшую в  ротовую полость.  Ответ: 1 16. У человека формирование речи идёт параллельно с развитием   1) инстинктов 2) безусловных рефлексов 3) эмоциональной памяти 4) абстрактного мышления Пояснение. Мышление и речь тесно взаимосвязаны, так как мышление опирается на речь в процессе  своего развития, то есть мышление развивается через речь и с помощью речи.    От в е т :   4 17.  На рисунке показаны маршруты перемещения со­ баки на кухне к корму (6): в первом случае — незнакомое помещение (пунктирные линии);  во втором — знакомое помещение (прямая линия). Как называют форму поведения живот­ ного, представленную в первом случае?   1) ориентировочная 2) рассудочная 3) инстинктивная 4) условно­рефлекторная Пояснение.Ориентировочно­исследовательское поведение относят к врожденным, наследуемым фор­ мам поведенческой активности. Как правило, оно возникает под влиянием необычного, не­ знакомого фактора или события либо привычного раздражителя, но в необычном месте или в неожиданный момент. Внешние проявления такого поведения чрезвычайно разнообразны.  Поза животного может быть напряженной и отражать возникновение внутреннего конфлик­ та: «приблизиться или убежать?» Слух, зрение, обоняние и другие органы чувств предельно обострены, чтобы получить дополнительную информацию о качестве и свойствах проис­ шедшего; учащаются дыхание и сердцебиение.    От в е т :   1 18. На рисунках датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция человека, кото­ рому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по внешней реакции человека тип его темперамента.   1) сангвиник 2) флегматик 3) меланхолик 4) холерик Пояснение. Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегма­ тику, «спокойному» типу.   Примечание: Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов  — соответствует гиппократовскому меланхолику.  Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и  относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному»  типу.  Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.    От в е т :   2 19. К какой группе безусловных рефлексов относят чихание и кашель?   1) дыхательные 2) пищевые 3) защитные 4) поисковые Пояснение. Чихание и кашель — защитные рефлексы. Чиханье — защитный безусловный рефлекс человека и высших животных, обеспечивающий удаление из верхних дыхательных путей пыли, слизи и других раздражающих агентовпутём форсированного выдоха, преимущественно через носоглотку, после короткого глу­ бокого вдоха. Кашель — защитно­приспособительная реакция, обеспечивающая сохранность и очищение  трахеобронхиального дерева от раздражающих агентов (мокрота, слизь, гной, кровь) и ино­ родных тел (пыль, кусочки пищи и другие).   От в е т :   3 20. Примером динамического стереотипа служит   1) внезапное нахождение ответа при решении математической задачи 2) полёт ночного насекомого на яркий свет фонаря 3) выделение слюны на слово «торт» 4) катание на велосипеде в парке Пояснение. Под цифрой 4 — катание на велосипеде — динамический стереотип, интеграция условно­ рефлекторных процессов в коре больших полушарий, достигаемая многократным предъяв­ лением одних и тех же положительных или тормозных условных раздражителей, следую­ щих с постоянными интервалами времени между ними. Динамический стереотип — физио­ логическая основа многих явлений психической деятельности человека, например навыков, привычек, приобретенных потребностей. Под цифрой 2 — безусловный рефлекс; 3 — условный рефлекс; 1 — абстрактное мышле­ ние. От в е т :   4 21. На рисунках датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция человека, кото­ рому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по внешней реакции человека тип его темперамента.   1) сангвиник 2) холерик 3) меланхолик 4) флегматик Пояснение. Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.    Примечание:  Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов  — соответствует гиппократовскому меланхолику.  Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и  относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному»  типу.Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегма­ тику, «спокойному» типу.   От в е т :   1 22.Обезьяна с помощью верёвки достаёт чашку с пищей. Какая форма поведения животно­ го проявляется в данной ситуации?   1) инстинкт 2) элементарная рассудочная деятельность 3) динамический стереотип 4) запечатление Пояснение. Элементарная рассудочная деятельность — способность к решению отдельных поставлен­ ных задач (это «способность животного улавливать эмпирические законы, связывающие  предметы и явления внешнего мира, и оперировать этими законами в новой для него ситуа­ ции для построения программы адаптивного поведенческого акта»).   От в е т :   2 23. Какой рефлекс у человека является условным?   1) отдёргивать руку от лезвия ножа 2) проглатывать пережёванную пищу 3) ходить по определённому маршруту в школу 4) закрывать глаза, когда в лицо направляют свет Пояснение. Под цифрой 3 — условный рефлекс; 1, 2, 4 — безусловные рефлексы.   От в е т :   3 24. Обезьяна с помощью палки достаёт банан. Что позволяет ей решить эту задачу?   1) безусловный рефлекс 2) элементарная рассудочная деятельность 3) инстинкт 4) динамический стереотип Пояснение. Элементарная рассудочная деятельность — способность к решению отдельных поставлен­ ных задач (это «способность животного улавливать эмпирические законы, связывающие  предметы и явления внешнего мира, и оперировать этими законами в новой для него ситуа­ ции для построения программы адаптивного поведенческого акта»). От в е т :   2 25. Как называют потребности человека, направленные на удовлетворение чувства голода и жажды?   1) психологическими 2) физиологическими 3) в самоутверждении 4) в самореализации Пояснение.Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего­либо. Широкую  известность получила теория иерархии потребностей Маслоу: — Физиологические (голод, жажда, секс ...); — Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха...); — Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение); — Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех); — Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и  т.д.). Эту классификацию можно дополнить также потребностями рациональными и иррацио­ нальными, духовными и материальными, осознанными и неосознанными, прямыми и кос­ венными и др.   От в е т :   2 26. Качественной особенностью человека, в отличие от других приматов, является   1) орудийная деятельность 2) условный рефлекс 3) абстрактное мышление 4) рассудочная деятельность Пояснение. Абстрактное мышление — это умение переводить информацию о реальных объектах в сим­ волы, манипулировать с этими символами, находить какое­то решение и это решение опять применять к объектам на практике.  От в е т :   3 27. К наследственной программе поведения животных относят   1) безусловный рефлекс 2) озарение 3) условный рефлекс 4) рассудочную деятельность Пояснение. Врожденные программы поведения — безусловные рефлексы, инстинкты.   От в е т :   1 28. Примером инстинкта является   1) объедание гиенами трупа животного 2) движение рыбок к корму при постукивании по аквариуму 3) поджимание хвоста у собак при испуге 4) танец пчёл – способ обмена информацией Пояснение. Танец пчёл — это инстинкт — целесообразное поведение без осознания цели; безотчетное  (бессознательное) влечение. Также сложное поведение, при котором осуществление одного рефлекса приводит к осуществлению другого (последовательность рефлекторных актов  поведения).   От в е т :   4 29. Рассудочное поведение характерно для отдельных представителей1) млекопитающих 2) рептилий 3) рыб 4) насекомых Пояснение. Рассудочное поведение характерно для отдельных представителей с хорошо развитой  корой больших полушарий для млекопитающих. От в е т :   1 30. Какой процесс характерен для человека, находящегося в состоянии быстрого сна?   1) торможение в восприятии внешних раздражителей 2) повышение давления крови 3) снижение частоты дыхания 4) расслабление мышц Пояснение. Быстрый сон — самая последняя стадия в цикле сна. Усиливается мозговой кровоток, на  фоне глубокого мышечного расслабления наблюдается мощная активация вегетатики. По­ мимо тонических компонентов стадии быстрого сна, выявляются фазические компонен­ ты — быстрые движения глазных яблок при закрытых веках, мышечные подергивания в от­ дельных группах мышц, резкие изменения частоты сердечных сокращений (от тахикардии к брадикардии) и дыхания (серия частых вдохов­выдохов, потом пауза), эпизодические подъ­ емы и падения кровяного давления.    От в е т :   2 31. В XIX в. И.М. Сеченов сказал, что: «Человек без… остался бы вечно в положении ново­ рождённого». Какой термин из предложенных следует поставить на место пропуска?   1) характер 2) память 3) эмоция 4) потребность Пояснение. Благодаря памяти, сознание человека не ограничивается настоящим, а включает прошлый  опыт, знания, без памяти человек вечно оставался бы в положении новорожденного, поэто­ му Сеченов назвал память «краеугольным камнем развития».  От в е т :   2 32. Какой из факторов, с точки зрения современной биологии, не влияет на формирование  характера человека?   1) генетическая программа 2) положение звёзд при рождении 3) воспитание 4) поведение сверстников Пояснение. На формирование характера человека, с точки зрения современной биологии, не влияет по­ ложение звёзд при рождении.   От в е т :   233. С точки зрения современной науки, какие факторы не влияют на закладку основ пове­ дения человека?   1) поведение родителей 2) генетические закономерности 3) воспитание 4) номер года рождения Пояснение. На закладку основ поведения человека с точки зрения современной науки не влияет номер  года рождения.   От в е т :   4 Какому типу темперамента соответствуют приведённая ниже  34.  картинка и описание: «слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и  тормозного процессов»?   1) флегматик 2) холерик 3) сангвиник 4) меланхолик Пояснение. Павлов выделил 4 чётко очерченных типа нервной системы, то есть определённых ком­ плексов основных свойств нервных процессов. Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов  — соответствует гиппократовскому меланхолику. Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и  относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному»  типу. Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу. Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегма­ тику, «спокойному» типу. От в е т :   4 35. Какому типу темперамента соответствуют приведённая ниже картинка и описание:  «Сильный уравновешенный подвижный — живой тип»?    1) флегматик 2) холерик 3) сангвиник4) меланхолик Пояснение. Павлов выделил 4 чётко очерченных типа нервной системы, то есть определённых ком­ плексов основных свойств нервных процессов. Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов  — соответствует гиппократовскому меланхолику. Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и  относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному»  типу. Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу. Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегма­ тику, «спокойному» типу. От в е т :   3 36. Симптомами какого состояния являются повышенная сонливость, плохое настроение и  нежелание принимать решения в течение длительного времени?   1) высокой температуры 2) депрессии 3) пищевого отравления 4) голода Пояснение. Депрессия — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышле­ ния (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигатель­ ной заторможенностью.  Физиологические проявления депрессии: нарушения сна (бессонница, сонливость); измене­ ния аппетита (его утрата или переедание); снижение энергии, повышенная утомляемость  при обычных физических и интеллектуальных нагрузках, слабость; боли и разнообразные  неприятные ощущения в теле (например, в сердце, в области желудка, в мышцах). От в е т :   2 37. Какой из перечисленных факторов в наибольшей степени способствует развитию де­ прессии?   1) усталость 2) голод 3) непрочитанная книга 4) отсутствие возможности самореализации Пояснение. Депрессия — это состояние глубокой печали; оно развивается после недавней потери или  другого грустного события, а также без внешне видимых причин. Характерна чрезмерная  выраженность отрицательных эмоций, непропорциональная характеру события, и их не­ обычная длительность. Отмечается замедление движений и речи. От в е т :   4 38. Центры условных рефлексов расположены в   1) среднем мозге 2) коре головного мозга 3) спинном мозге 4) промежуточном мозгеПояснение. Центры условных рефлексов расположены в коре головного мозга. От в е т :   2 39. Инстинкт — это   1) поведение, обусловленное целенаправленным обучением 2) генетически запрограммированное поведение 3) приобретённый в течение жизни опыт 4) совокупность наследственных и приобретённых моделей поведения Пояснение. Инстинкт — это совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения,  характерных для особей данного вида при определённых условиях. От в е т :   2 40. Какому из четырёх типов темперамента соответствует описание: человек быстрый, по­ рывистый, способный отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные труд­ ности, но в то же время неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам  и резким сменам настроения.   1) сангвиник 2) флегматик 3) меланхолик 4) холерик Пояснение. Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне  скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе,  оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою  неспешность прилежанием.   Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняю­ щимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равно­ весия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огром­ ной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро  истощается.   Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со  своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он отно­ сится к ней безразлично, ему становится скучно.   Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реаги­ рует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдержи­ вать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним. От в е т :   4 41. Какому из четырёх типов темперамента соответствует описание: человек медлитель­ ный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настрое­ нием, со слабым внешним выражением душевных состояний.   1) флегматик2) холерик 3) сангвиник 4) меланхолик Пояснение. Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне  скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе,  оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою  неспешность прилежанием.   Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняю­ щимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равно­ весия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огром­ ной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро  истощается.   Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со  своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он отно­ сится к ней безразлично, ему становится скучно.   Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реаги­ рует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдержи­ вать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним. От в е т :   1 42. Какому из четырёх типов темперамента соответствует описание: человек медлитель­ ный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настрое­ нием, со слабым внешним выражением душевных состояний.   1) флегматик 2) холерик 3) сангвиник 4) меланхолик Пояснение. Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне  скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе,  оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою  неспешность прилежанием.   Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняю­ щимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равно­ весия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огром­ ной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро  истощается.   Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со  своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он отно­ сится к ней безразлично, ему становится скучно.Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реаги­ рует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдержи­ вать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним. От в е т :   1 43. Мать гуляет с ребёнком и вдруг видит, что к ним бежит большая собака. Мать берёт  ребёнка на руки. Что является причиной такого поведения матери?   1) страх за свою жизнь  2) материнский инстинкт  3) защитный рефлекс 4) особенности воспитания Пояснение. Материнский инстинкт — собирательное название норм поведения, характеризующихся  стремлением особи защитить более слабую особь (особи) от вредного воздействия окружа­ ющей среды путём нежной заботы и внимания. Наблюдается как у людей и других млеко­ питающих, так и у рыб, насекомых и птиц. Зачастую материнским инстинктом называют  вид поведения, при котором мать (или же приёмная мать) стремится оберегать, заботиться  и воспитать своё чадо.  От в е т :   2 44. Человек подошёл к дороге, увидел приближающийся на большой скорости автомобиль  и сделал шаг назад, подальше от края дороги. Что является причиной такого поведения?   1) агрессия по отношению к водителю 2) защитный рефлекс 3) особенности воспитания 4) инстинкт самосохранения Пояснение. Инстинкт самосохранения — это врожденная форма поведения живых существ в случае  возникновения опасности, действия по спасению себя от этой опасности.  От в е т :   4 45. Как называют желание, побуждающее человека к тому, чтобы успешно написать кон­ трольную работу?   1) эмоция  2) стресс  3) внимание  4) мотив Пояснение. Желание, побуждающее человека к тому, чтобы успешно написать контрольную работу —  это мотив.    Мотивация — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического  плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организо­ ванность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои  потребности. Мотив — это материальный или идеальный предмет, достижение которого  выступает смыслом деятельности.  От в е т :   4 46. Укажите пример условного торможения.1) невольник забыл родной язык 2) спортсмен после соревнований идёт спать 3) в ответ на удар боксёр атакует соперника 4) при виде яблока выделяется слюна Пояснение. Условное торможение — внутреннее торможение (физиологическое), процесс торможения  условнорефлекторной деятельности, формирующийся во время многократного неподкреп­ ления условного рефлекса (См. Условные рефлексы) безусловным раздражителем.  Пример условного торможения — невольник забыл родной язык (1) От в е т :   1 47. Какой процесс характерен для человека, находящегося в состоянии быстрого сна?   1) отсутствие восприятия внешних воздействий 2) снижение частоты дыхания 3) повышение давления крови 4) расслабление мышц Пояснение. В состоянии быстрого сна организм "готовится к пробуждению", поэтому повышение дав­ ления крови От в е т :   3 48. Задание 16 № 2039. О каком периодически повторяющемся функциональном состоя­ нии человека И. М. Сеченов сказал, «небывалые комбинации бывалых впечатлений»?   1) память  2) внимание  3) сновидение 4) эмоции Пояснение. Сновидение — субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных, вку­ совых и обонятельных), возникающих в сознании спящего человека. По Сеченову ­ «небы­ валые комбинации бывалых впечатлений» От в е т :   3 49. Какая форма поведения человека является врождённой?   1) динамический стереотип 2) рассудочная деятельность 3) условный рефлекс 4) инстинкт Пояснение. Врождённая программа — инстинкт (4). Инстинкт — естественное влечение; свойственная роду и виду врожденная, т.е. наслед­ ственная, склонность к определенному поведению, или образу действий. Осуществляется  автоматически или вследствие внешнего раздражения, определяя исход более или  От в е т :   4 50. Рефлексы, передающиеся по наследству,   1) возникают на основе жизненного опыта каждой особи 2) характерны для всех особей вида3) не являются врождёнными 4) формируются в процессе индивидуального развития Пояснение. Рефлексы, передающиеся по наследству — характерны для все