Представлена подборка материалов к заданию № 18 по теме: «Влияние экологических факторов на организмы» Для удачного выполнения, необходимо знать теорию. Ознакомившись с планом выполнения заданий, выпускники будут точно представлять технологию выполнения подобных заданий. Тематика задания охватывает курс школьного предмета биологии. Здесь представлены задания на выбор одиночного задания
Задания 18. Влияние экологических факторов на организмы
1. Какое животное ведёт паразитический образ жизни?
1) дождевой червь
2) малый прудовик
3) малярийный плазмодий
4) ланцетник
Пояснение.
Плазмодии — род паразитических простейших, некоторые виды которого вызывают маля
рию.
От в е т : 3.
2. Между какими организмами складываются взаимовыгодные отношения в природе?
1) паук–клещ
2) рак отшельник–актиния
3) лиса–заяц
4) ласка–горностай
Пояснение.
Сожительство раковотшельников с актиниями — обычное явление. Для раковотшельни
ков актинии служат средством защиты от врагов, актинии питаются остатками пищи своих
хозяев. Поскольку как ракиотшельники, так и актинии получают от совместной жизни
обоюдную пользу, это сожительство считается одним из наиболее ярких примеров симбио
за.
От в е т : 2.
3. Какие биотические связи существуют между кукушонком и другими птенцами в гнезде?
1) хищник – жертва
2) конкурентные
3) взаимовыгодные
4) паразит – хозяин
Пояснение.
Гнездовой паразитизм. Яйца кукушки развиваются быстрее, чем яйца птицхозяев, — как
правило, 12 дней вместо 3 недель. Через 8—10 ч после появления на свет у кукушонка на
чинает формироваться рефлекс нетерпимости ко всему, с чем он соприкасается в гнезде, и
старается выбросить из гнезда все предметы. Если он не может выбросить яйцо или птенца,
то старается придавить его телом или прокалывает скорлупу яйца когтями. Помогая себе
крыльями, он поднимает ношу на спину, пятится к краю гнезда, напрягшись, поднимается
на ногах и сбрасывает яйцо или птенца вниз. Если же он не избавится от других птенцов, то
впоследствии рискует погибнуть изза недостатка корма, ведь еды ему одному нужно
никак не меньше, чем всему выводку мелкой насекомоядной птички.
От в е т : 4.
4. Конкуренция в искусственных сообществах возникает между
1) паразитами и хозяевами
2) видами со сходными потребностями
3) видами, извлекающими пользу из связи друг с другом4) хищниками и жертвами
Пояснение.
Конкуренция — взаимоотношения активного соревнования между особями одного или раз
ных видов со сходными потребностями за средства существования и условия размножения.
От в е т : 2.
5. Какой характер имеют взаимоотношения божьей коровки и тли?
1) симбиоз
2) конкуренция
3) паразит — хозяин
4) хищник — жертва
Пояснение.
Подавляющее большинство божьих коровок — хищники. Жуки и личинки очень прожорли
вы и, уничтожая в больших количествах таких опасных вредителей как тли, листоблошки,
червецы, щитовки и клещи, приносят громадную пользу сельскому хозяйству.
От в е т : 4.
6. К какому типу относят взаимоотношения гриба и водоросли в составе лишайника?
1) паразитизм
2) симбиоз
3) нейтрализм
4) конкуренция
Пояснение.
Лишайники — комплексные организмы, состоящие из грибов и водорослей, образующих
как бы новый организм, с новыми морфологическими, физиологическими и экологически
ми свойствами. В слоевище лишайника гриб и водоросль находятся во взаимовыгодном
симбиозе: водоросль «снабжает» гриб органическими веществами, а гриб «защищает» водо
росль от чрезмерного нагревания и освещения и «обеспечивает» ее водой и неорганически
ми солями.
От в е т : 2.
7. Для медведя абиотическим фактором является
1) высота снежного покрова
2) наличие в лесу старых деревьев с дуплами
3) урожай семян ели
4) численность лосей
Пояснение.
Абиотические факторы среды — совокупность условий неорганической среды, влияющих
на организмы.
Под цифрой 1 — абиотические; 2, 3 и 4 — биотические.
От в е т : 1.аа
Какой фактор оказывал наибольшее влияние на форми
8.
рование кроны сосен, изображённых на рисунке?
1) освещённость
2) температура воздуха
3) влажность воздуха
4) влажность почвы
Пояснение.
На формирование кроны сосен, изображённых на рисунке оказывала влияние освещенность.
Высокое дерево, с ветками на вершине кроны — выросло в лесу; низкое, с ветвистой кро
ной — на открытом месте.
От в е т : 1.
9. Сигналом к наступлению листопада у растений умеренной зоны служит
1) повышение температуры воздуха
2) сокращение длины светового дня
3) увеличение влажности среды
4) понижение температуры воздуха
Пояснение.
Листоп д — био
логический процесс сбрасывания листвы растениями. У древесных расте
ний умеренных широт подготовка к осеннему листопад начинается задолго до наступления
морозов в связи с изменением длины светового дня.
10. Инфракрасные лучи обеспечивают
1) синтез органических веществ из неорганических
2) фотолиз воды в клетках растений
3) яркую окраску цветков, привлекающих внимание опылителей
4) повышение температуры растений
Пояснение.
Биологическое действие солнечного света зависит от его спектрального состава, продол
жительности, интенсивности, суточной и сезонной периодичности.
Ультрафиолетовые лучи (УФЛ) короче 290 нм, губительные для живых организмов, погло
щаются слоем озона и до Земли не доходят. Земли достигают главным образом инфракрас
ные (около 50% суммарной радиации) и видимые (45%) лучи спектра. На долю УФЛ, имею
щих длину волны 290−380 нм, приходится 5% лучистой энергии. Длинноволновые УФЛ,
обладающие большой энергией фотонов, отличаются высокой химической активностью. В
небольших дозах они оказывают мощное бактерицидное действие, способствуют синтезу у
растений некоторых витаминов, пигментов, а у животных и человека — витамина D; кроме
того, у человека они вызывают загар, который является защитной реакцией кожи. Инфра
красные лучи длиной волны более 710 нм оказывают тепловое действие.
В экологическом отношении наибольшую значимость представляет видимая область спек
тра (390−710 нм), или фотосинтетически активная радиация (ФАР), которая поглощаетсяпигментами хлоропластов и тем самым имеет решающее значение в жизни растений. Види
мый свет нужен зеленым растениям для образования хлорофилла, формирования структу
ры хлоропластов; он регулирует работу устьичного аппарата, влияет на газообмен и транс
пирацию, стимулирует биосинтез белков и нуклеиновых кислот, повышает активность ряда
светочувствительных ферментов. Свет влияет также на деление и растяжение клеток, ро
стовые процессы и на развитие растений, определяет сроки цветения и плодоношения, ока
зывает формообразующее воздействие.
От в е т : 4.
11.С каким из перечисленных организмов у дуба могут сложиться симбиотические отноше
ния?
1) кабан
2) белый гриб
3) дубовый долгоносик
4) бабочка дубовый шелкопряд
Пояснение.
Белый гриб и дуб образуют микоризу (грибокорень).
Под цифрами 1, 3 и 4 — эксплуатация (эти организмы питаются дубом).
От в е т : 2.
12. Для форели биотическим фактором будет являться
1) наличие планктона
2) температура воды
3) понижение уровня воды в водоёме
4) концентрация кислорода в воде
Пояснение.
Под цифрой 1 — биотические факторы окружающей среды — факторы живой среды, влия
ющие на жизнедеятельность организмов.
Под цифрами 2, 3 и 4 — абиотические факторы.
От в е т : 1.
13. Любой компонент среды, воздействующий на обитающие в сообществе организмы, на
зывают фактором
1) экологическим
2) антропогенным
3) ограничивающим
4) сезонным
Пояснение.
Экологические факторы — это любые факторы среды, на которые организм реагирует при
способительными реакциями.
От в е т : 1.
14. Отношения двух организмов, из которых один извлекает пользу, а другой не получает
ни вреда, ни пользы, наблюдаются при
1) квартиранстве2) хищничестве
3) паразитизме
4) симбиозе
Пояснение.
Комменсализм — форма симбиоза, при которой один из сожительствующих видов получа
ет какуюлибо пользу, не принося другому виду ни вреда, ни пользы. Комменсализм, в свою
очередь, подразделяется на квартиранство, сотрапезничество, нахлебничество.
Квартиранство — форма комменсализма, при которой один вид использует другой (его
тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает
использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.
От в е т : 1.
15. Обязательными внутриклеточными паразитами являются
1) вирусы
2) простейшие
3) бактерии
4) дрожжи
Пояснение.
Вирус — неклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только
внутри живых клеток.
От в е т : 1.
16. Какой фактор является сигналом к отлёту перелётных птиц?
1) короткий световой день
2) длительные дожди
3) низкие температуры
4) отсутствие листьев на деревьях
Пояснение.
Сигналом к перелёту помимо «внутреннего календаря» служит укорочение светового дня;
Сигнал к перелёту обрабатывается первоначально в гипоталамусе, который стимулирует
секрецию гормонов гипофиза; гормоны изменяют суточные ритмы работы печени, вызыва
ют отложение жира, перелётное беспокойство, сопровождаемое образованием стай, вклю
чают механизмы бионавигации. Так возникает перелётное состояние.
От в е т : 1.
17. В связи с приспособлением к водному образу жизни у дельфинов
1) имеется плавательный пузырь
2) развилось жаберное дыхание
3) появилась обтекаемая форма тела
4) имеются млечные железы
Пояснение.
В связи с приспособлением к водному образу жизни у дельфинов появилась обтекаемая
форма тела. Плавательного пузыря и жабр у дельфинов нет (это признаки рыб); а млечные
железы — есть как признак класса Млекопитающие.
От в е т : 3.18. Примером действия какого фактора является обгрызание зайцами коры молодых лист
венных деревьев в лесу?
1) биотического
2) суточного
3) антропогенного
4) абиотического
Пояснение.
Биотические факторы окружающей среды — факторы живой среды, влияющие на жизнеде
ятельность организмов.
От в е т : 1.
19. Предметом изучения экологии является
1) влияние факторов среды на организм
2) строение организмов
3) функционирование систем органов
4) взаимодействие частей развивающегося организма
Пояснение.
Экология — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с
окружающей средой.
От в е т : 1.
20. Факторы среды, воздействующие на организм, называют
1) биологическими
2) социальными
3) ограничивающими
4) экологическими
Пояснение.
Экологические факторы — это любые факторы среды, на которые организм реагирует при
способительными реакциями.
От в е т : 4.
21. В какой среде обитания живут майские жуки на взрослой стадии развития?
1) почвенной
2) организменной
3) водной
4) наземновоздушной
Пояснение.
Личинки живут в почве и питаются корнями различных травянистых и древесных растений,
без узкой пищевой специализации. Имаго (взрослое насекомое) обитают в наземновоздуш
ной среде и питаются листьями древесной и кустарниковой растительности.
От в е т : 4.
22. При выращивании растений в теплицах недостаток света в осеннезимний период можно
компенсировать1) поддерживанием высокой влажности почвы
2) биологической борьбой с вредителями
3) повышением в воздухе содержания углекислого газа
4) регулярной подкормкой растворами азотных и калийных солей
Пояснение.
Один из путей повышения общей продуктивности растений — усиление их фотосинтетиче
ской деятельности.
Важное значение имеет способ размещения растений на площади (правильные нормы высе
ва семян), обеспечение их достаточным количеством CО2 в воздухе, воды, элементов поч
венного питания.
От в е т : 3.
23. К биотическим факторам среды относят влияние
1) состава воздуха на рост и развитие корней растений
2) органических веществ почвы на жизнедеятельность растений
3) структуры почвы на сохранение в ней влаги
4) личинок колорадских жуков на рост и развитие паслёновых растений
Пояснение.
Биотические факторы окружающей среды — факторы живой среды, влияющие на жизнеде
ятельность организмов.
От в е т : 4.
24. Факторы, выходящие за границы выносливости максимума или минимума, называют
1) оптимальными
2) нормой реакции
3) зонами угнетения
4) ограничивающими
Пояснение.
Ограничивающий, или лимитирующий фактор — это фактор, который при определенном
наборе условий окружающей среды ограничивает какоелибо проявление жизнедеятельно
сти организмов; экологический фактор, концентрация которого ниже или выше оптималь
ной.
От в е т : 4.
25. Обилие пищи увеличивает устойчивость птиц к низкой температуре — это пример
1) предела выносливости
2) нормы реакции признаков
3) действия антропогенного фактора
4) взаимодействия факторов
Пояснение.
Обилие пищи увеличивает устойчивость птиц к низкой температуре — это пример взаимо
действия факторов (абиотического и биотического).
От в е т : 4.
26. Примером отношений паразит — хозяин служат отношения между1) лишайником и берёзой
2) ракомотшельником и актинией
3) аскаридой и человеком
4) лягушкой и комаром
Пояснение.
Паразитизм — форма биотических взаимоотношений, когда представители одного вида ис
пользуют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в каче
стве временного или постоянного местообитания.
От в е т : 3.
27. Ультрафиолетовые лучи обеспечивают
1) нагревание тел живой и неживой природы
2) восприятие цвета глазом человека
3) синтез органических веществ из неорганических
4) синтез пигмента в клетках эпидермиса человека
Пояснение.
Биологическое действие солнечного света зависит от его спектрального состава, продол
жительности, интенсивности, суточной и сезонной периодичности.
Ультрафиолетовые лучи (УФЛ) короче 290 нм, губительные для живых организмов, погло
щаются слоем озона и до Земли не доходят. Земли достигают главным образом инфракрас
ные (около 50% суммарной радиации) и видимые (45%) лучи спектра. На долю УФЛ, имею
щих длину волны 290−380 нм, приходится 5% лучистой энергии. Длинноволновые УФЛ,
обладающие большой энергией фотонов, отличаются высокой химической активностью. В
небольших дозах они оказывают мощное бактерицидное действие, способствуют синтезу у
растений некоторых витаминов, пигментов, а у животных и человека — витамина D; кроме
того, у человека они вызывают загар, который является защитной реакцией кожи. Инфра
красные лучи длиной волны более 710 нм оказывают тепловое действие.
В экологическом отношении наибольшую значимость представляет видимая область спек
тра (390−710 нм), или фотосинтетически активная радиация (ФАР), которая поглощается
пигментами хлоропластов и тем самым имеет решающее значение в жизни растений. Види
мый свет нужен зеленым растениям для образования хлорофилла, формирования структу
ры хлоропластов; он регулирует работу устьичного аппарата, влияет на газообмен и транс
пирацию, стимулирует биосинтез белков и нуклеиновых кислот, повышает активность ряда
светочувствительных ферментов. Свет влияет также на деление и растяжение клеток, ро
стовые процессы и на развитие растений, определяет сроки цветения и плодоношения, ока
зывает формообразующее воздействие.
От в е т : 4.
28. Как называют факторы неживой природы, влияющие на организмы?
1) ограничивающие
2) антропогенные
3) абиотические
4) биотические
Пояснение.
Абиотические факторы среды — совокупность условий неорганической среды, влияющих
на организмы.
От в е т : 3.29. Состояние летнего покоя, сопровождающееся полным отмиранием наземных частей, ха
рактерно для
1) тюльпана
2) пырея
3) одуванчика
4) лютика
Пояснение.
У тюльпана, как у луковичного растения.
От в е т : 1.
30. К каким факторам относят деятельность человека в природе?
1) антропогенным
2) ограничивающим
3) абиотическим
4) биотическим
Пояснение.
Антропогенные факторы — разнообразные формы деятельности человеческого общества,
которые приводят к изменению среды обитания других видов или непосредственно сказы
ваются на их жизни.
От в е т : 1.
31. Интенсивность какого процесса у животных зависит от изменения длины светового
дня?
1) выделение пота потовыми железами
2) частота дыхания
3) образование ферментов слюны
4) функционирование половых желёз
Пояснение.
Регулярность и неизменная повторяемость из года в год изменения длины светового дня
позволила организмам в ходе эволюции согласовывать свои важнейшие жизненные процес
сы с ритмом этих временных интервалов. Под фотопериодическим контролем находятся
практически все метаболические процессы, связанные с ростом, развитием, жизнедеятель
ностью и размножением растений и животных. Сезонная ритмика у животных наиболее
ярко проявляется в смене оперения у птиц и шерсти у млекопитающих, периодичности раз
множения и миграции, зимних спячках некоторых животных и т. д.
Например:
Известно, что наиболее благоприятное время для появления потомства у животных — это
время года, когда вокруг достаточное количество корма. Так, яичники и семенники голубя
вяхиря начинают созревать, когда продолжительность дня превышает 12 ч, т. е. способно
сти размножаться он, таким образом, достигает к маю. Сизому же голубю для созревания
половых желез требуется 9часовой световой день, поэтому эта птица готова к спариванию
2−3 раза в год. Различие в сроках размножения объясняется тем, что вяхирь питается глав
ным образом зерном поздно созревающих злаков, а сизый голубь — имеющимися повсюду в
изобилии семенами сорняков. В то же время городской голубь обильную пищу находит в
уличных отбросах практически в любую пору года, поэтому у него нет предпочтительноговремени размножения. Аналогичная ситуация встречается и у других одомашненных жи
вотных.
Подобная фотопериодическая регуляция времени появления на свет нового потомства ха
рактерна и для большей части млекопитающих. Кроме животных с длиннодневным типом
ФПР (наиболее распространенных), встречаются и животные с короткодневным типом
ФПР. При этом преимущество имеют те, у которых беременность продолжается длитель
ное время, а потомство рождается от весеннего спаривания задолго до наступления осен
них холодов. Например, у коз и овец плод развивается 5−6 месяцев, а у оленей и косуль —
около 9 месяцев и спаривание происходит в конце лета или осенью. Увеличение размеров
половых желез и их полное созревание у них начинаются с наступлением коротких дней.
Так, спаривание у косуль происходит в июлеавгусте, но оплодотворенная яйцеклетка не
внедряется в слизистую оболочку матки и не развивается. То и другое совершается лишь
во второй половине декабря, и потомство появляется на свет в мае, когда вокруг изобилие
свежих зеленых растений. Замедленное внедрение оплодотворенной яйцеклетки наблюда
ется также у тюленей, медведей, барсука и некоторых сумчатых.
От в е т : 4.
32. Взаимоотношения личинок божьих коровок и тлей относят к
1) нахлебничеству
2) симбиозу
3) хищничеству
4) паразитизму
Пояснение.
Подавляющее большинство божьих коровок — хищники. Жуки и личинки очень прожорли
вы и, уничтожая в больших количествах таких опасных вредителей как тли, листоблошки,
червецы, щитовки и клещи, приносят громадную пользу сельскому хозяйству.
От в е т : 3.
33. Взаимоотношения жуковплавунцов и мальков рыб относят к
1) симбиозу
2) паразитизму
3) хищничеству
4) нахлебничеству
Пояснение.
Жуки и личинки жуковплавунцов — активные хищники, поедают различных водных бес
позвоночных (в том числе личинок комаров), а крупные виды (например, Плавунец окайм
ленный) — и головастиков, а также мальков рыб, чем иногда вредят рыбоводству.
От в е т : 3.
34. Какова роль разрушителей в экологических сообществах?
1) обеспечивают производителей минеральным питанием
2) синтезируют глюкозу из неорганических веществ
3) поедают растительные организмы
4) служат дополнительным источником энергии для агроценозов
Пояснение.
Редуценты (разрушители) — разрушают органику минерализуют почву.От в е т : 1.
35. Какое из приведённых растений составляет основу карельских лесов?
1) сосна
2) берёза
3) дуб
4) клён
Пояснение.
Коренными в условиях Карелии являются хвойные леса с небольшой примесью листвен
ных. Леса с преобладанием сосны занимают 59%, ели — 28%, березы — 12%, осины —
около 1% покрытой лесом площади. Для северной части республики (примерно до широты
Медвежьегорска) характерны сравнительно низкорослые леса с разреженными древостоя
ми с преобладанием сосны (до 76% всех лесов). Распространение сосняков на севере объяс
няется более суровым климатом и широким распространением бедных песчаных почв.
Южнее произрастают леса с преобладанием ели, больше становится мелколиственных
пород.
От в е т : 1.
36. Природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, — это
1) пищевая цепь
2) экосистема
3) круговорот веществ
4) продуцент
Пояснение.
Экосистема — природный комплекс (биокосная система), образованный живыми организ
мами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например атмосфера, или биокосной —
почва, водоём и т.п.), связанными между собой обменом веществ и энергии.
ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ (трофическая цепь, цепь питания), взаимосвязь организмов через отно
шения пища – потребитель (одни служат пищей для других). При этом происходит транс
формация вещества и энергии от продуцентов (первичных производителей) через консу
ментов (потребителей) к редуцентам (преобразователям мёртвой органики в неорганиче
ские вещества, усваиваемые продуцентами).
37. Задание 18 № 1463. Взаимоотношения между организмами, при которых группы осо
бей (бактерии, грибы, растения, животные) связаны друг с другом отношениями пища —
потребитель, — это
1) круговорот веществ
2) продуцент
3) экосистема
4) пищевая цепь
Пояснение.
ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ (трофическая цепь, цепь питания), взаимосвязь организмов через отно
шения пища – потребитель (одни служат пищей для других). При этом происходит транс
формация вещества и энергии от продуцентов (первичных производителей) через консу
ментов (потребителей) к редуцентам (преобразователям мёртвой органики в неорганиче
ские вещества, усваиваемые продуцентами).38. Между какими организмами устанавливаются симбиотические отношения?
1) лев и косуля
2) рак отшельник и актиния
3) человек и бычий цепень
4) амёба и эвглена зелёная
Пояснение.
В природе часто встречается такое симбиоз актинии и рака отшельника, которые живут,
принося друг другу пользу.
Лев и косуля — хищничество
Человек и бычий цепень — паразитизм
Амёба и эвглена зелёная — хищничество
39. Задание 18 № 1527. Между какими организмами устанавливаются симбиотические от
ношения?
1) человек и кишечная палочка
2) кит и мелкие ракообразные
3) человек и лямблии
4) виноград и улитка
Пояснение.
Человек и кишечная палочка — симбиоз (но может в определенных условиях переходить в
паразитизм)
Кит и мелкие ракообразные — хищничество (фильтрация)
Человек и лямблии — паразитизм
Виноград и улитка — эксплуатация (хищничество пастьба)
От в е т : 1
40. К антропогенным экологическими факторам относится
1) ультрафиолетовое излучение
2) разлив нефти в океане
3) заражение глистами
4) заболевание гриппом
Пояснение.
К антропогенным (деятельность человека) экологическими факторам относится разлив
нефти в океане.
1 — относится к абиотическим факторам; 3 и 4 — к биотическим.
41. К биотическим экологическим факторам относится
1) парниковый эффект
2) кислотный дождь
3) полёт в космос
4) смена сообщества
Пояснение.
К биотическим экологическим факторам относится смена сообщества.
1 — абиотические; 2 и 3 — антропогенные.
42. Какой из перечисленных факторов в наибольшей степени ограничивает рост численно
сти зайцев зимой?1) большое количество хищников
2) малое количество еды
3) низкая температура
4) чистота воздуха
Пояснение.
В наибольшей степени ограничивает рост численности зайцев зимой — малое количество
еды.
43. Какой из перечисленных факторов в наибольшей степени ограничивает рост численно
сти степных опоссумов засушливым летом?
1) малое количество еды
2) высокая температура
3) большое количество хищников
4) чистота воздуха
Пояснение.
В наибольшей степени ограничивает рост численности степных опоссумов засушливым
летом — малое количество еды.
44. Какой цифрой на рисунке обозначен консумент второго порядка?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Пояснение.
1 продуцент
2 консумент 1 порядка (растительноядные)
3 консумент 2 порядка (мелкий хищник)
4 консумент 4 порядка (детритофаг)
45. Какой цифрой на рисунке обозначен продуцент?1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Пояснение.
1 продуцент
2 консумент 1 порядка (растительноядные)
3 консумент 2 порядка (мелкий хищник)
4 консумент 4 порядка (детритофаг)
46. Фактор, который ограничивает распространение земноводных, – это
1) освещённость
2) концентрация кислорода в воздухе
3) атмосферное давление
4) влажность воздуха
Пояснение.
Фактор, который ограничивает распространение земноводных, – это влажность воздуха.
Примечание.
Задание некорректно, т.к. по закону ограничивающего фактора Либиха, и 2 и 3 факторы
тоже могут оказаться ограничивающими при определенных условиях, но именно в такой
формулировке оно предлагается на экзаменах.
47. В тёмном лесу многие растения имеют светлые цветки. Значение этого факта заключа
ется в том, что эти цветки
1) тенелюбивы
2) лучше заметны для людей
3) лучше заметны для насекомых
4) влаголюбивы
Пояснение.
В тёмном лесу многие растения имеют светлые цветки, т.к. эти цветки лучше заметны для
насекомыхопылителей
48. Примером действия какого экологического фактора является поедание
животными молодых побегов лиственных деревьев в лесу?1) абиотического
2) антропогенного
3) сезонного
4) биотического
Пояснение.
Поедание одним видом другие виды это пример биотического взаимодействия
49. Примером действия какого фактора является вылов рыбы, идущей на нерест?
1) абиотического
2) антропогенного
3) сезонного
4) биотического
Пояснение.
Вылов рыбы осуществляется человеком, значит это антропогенный фактор
50. Волки в биогеоценозе регулируют численность
1) белок
2) сов
3) зайцев
4) медведей
Пояснение.
Волки в биогеоценозе регулируют численность зайцев
51. Конкуренция в природных сообществах возникает между
1) хищниками и жертвами
2) паразитами и хозяевами
3) видами со сходными потребностями в ресурсах среды
4) видами, извлекающими пользу из связи друг с другом
Пояснение.
Конкуренция в природных сообществах возникает между видами со сходными потребно
стями в ресурсах среды (3)