ОГЭ. Биология. Задание 20 «Интерпретирование результатов научных исследований, представленных в графической форме»

  • Подготовка к тестированию
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена подборка материалов к заданию № 20 по теме: «Интерпретирование результатов научных исследований, представленных в графической форме» Для удачного выполнения, необходимо знать теорию. Ознакомившись с планом выполнения заданий, выпускники будут точно представлять технологию выполнения подобных заданий. Тематика задания охватывает курс школьного предмета биологии. Здесь представлены задания на выбор одиночного задания
Иконка файла материала задание 20.doc
Задания 20. Интерпретирование результатов научных исследований, представленных в графической форме 1. Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительно­ сти болезни (по оси х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у — темпе­ ратура тела больного (в °С)). Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость для 13­го дня болезни?   1) резко падает, а затем медленно растёт 2) резко растёт, достигая пика, а потом плавно падает 3) медленно растёт, а потом медленно снижается 4) резко растёт, достигая пика, а потом также резко падает Пояснение. Выбираем на оси x — 13 день: температура резко растёт, достигая пика, а потом также  резко падает.   От в е т :  4. 2. Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительно­ сти болезни (по оси х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у — темпе­ ратура тела больного (в °С)).Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость для 5­го дня болезни?   1) медленно падает, а потом снижение становится резким 2) резко падает, достигая минимума, а потом плавно растёт 3) резко растёт, достигая пика, а потом также резко падает 4) резко падает, а затем немного растёт, после чего резко падает Пояснение. Выбираем на оси х — 5 день; температура резко падает, а затем немного растёт, после чего  резко падает.   От в е т :  4. 3. Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительно­ сти болезни (по оси x отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси y — темпе­ ратура тела больного (в °С)). В течение каких суток у больного наблюдается наибольшее колебание значений температу­ ры тела?   1) первых 2) третьих 3) седьмых 4) одиннадцатых Пояснение. Первые сутки — колебание от 37 °С до 40,5°С и опять опускается до 39 °С; третьи сутки  — колебания незначительные в пределах 0,5 °; седьмые сутки — колебание от 35,5°С до  40,5°С и опять опускается до 39 °С; одиннадцатые сутки — падает от 38,5°С до 36,5°С и  незначительно поднимается. Наибольшее колебание значений температуры тела на седьмые сутки.   От в е т :  3.4. Задание 20 № 278. Изучите график зависимости использования организмом человека  энергии гликогена от продолжительности физический нагрузки (по оси x отложена продол­ жительность физической нагрузки (в мин.), а по оси y — количество использованного гли­ Какое из нижепри­ когена (в %)). ведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость в интервале 10– 15 мин.?   1) резко нарастает, а затем снижение происходит плавно 2) резко снижается, а затем снижение происходит плавно 3) плавно снижается 4) не изменяется Пояснение. Выбираем на оси x отрезок между 10 и 15 мин — использование организмом человека энер­ гии гликогена плавно снижается.   От в е т :  3. 5. Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от темпе­ ратуры (по оси x отложена температура организма (в °С), а по оси y — относительная ско­ рость химической реакции (в усл. ед.)). ний скорости химической реакции наиболее точно отражает данную зависимость? Ско­ рость химической реакции в живом организме Какое из приведённых ниже описа­1) медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего плавно опускает­ ся 2) на всём протяжении медленно растёт 3) плавно колеблется около средних показателей 4) резко снижается, достигая своего минимального показателя, после чего резко растёт Пояснение. Изучив график мы видим, что с повышением температуры скорость химической реакции  медленно растёт, достигая своего максимального значения при температуре 38 °С, после  чего плавно опускается.   От в е т :  1. 6. Изучите график зависимости объёма запомненной информации (в %) от времени (по оси  x отложено время (в часах), а по оси y — количество запомненной информации (в %)). Через  сколько часов объём запомненной информации составит 30%?   1) 20 ч. 2) 25 ч. 3) 30 ч. 4) 35 ч. Пояснение. Находим на оси y показатель — 30%, затем ищем пересечение с графиком и определяем  время по оси x — 30 часов.   От в е т :  3. 7. Изучите график, отражающий зависимость изменения температуры кожных покровов че­ ловека от продолжительности контакта с холодным металлическим предметом, температу­ ра которого составляет 12 °С (по оси y отложена температура кожного покрова человека (в °С), а по оси x — продолжительность контакта с холодным предметом (в с)).Через сколько секунд после начала  контакта температура участка кожи в подмышечной впадине будет равна 36,4 °С?   1) 30 с 2) 60 с 3) 90 с 4) 150 с Пояснение. Изучив график, отражающий зависимость изменения температуры кожных покровов чело­ века от продолжительности контакта с холодным металлическим предметом находим на  оси y температуру 36,4 °С, затем находим пересечение с графиком ­ это будет соответ­ ственно приблизительно 150 с.   От в е т :  4. 8. Изучите график зависимости запомнившейся информации от времени (по оси х отложено время (в ч), а по оси у — количество запомнившейся информации (в %)). мации человек будет помнить через 30 ч?   1) 40% 2) 35% 3) 30% 4) 25% Пояснение. Сколько инфор­Находим на оси x показатель — 30 часов, затем ищем пересечение с графиком и определя­ ем % запоминания по оси y — 30 %.   От в е т :  3. 9. Изучите график зависимости изменения температуры кожи от продолжительности кон­ такта с предметом, температура которого составляет 0 °С (по оси у отложена температура  кожного покрова человека (в °С), а по х — продолжительность контакта с холодным пред­ метом (в с)). Какой будет температура кожи в области контакта, если продолжительность соприкосно­ вения с холодным предметом составит 210 с?   1) 36,4 °С 2) 36,1 °С 3) 35,8 °С 4) 35,5 °С Пояснение. Изучив график, отражающий зависимость изменения температуры кожных покровов чело­ века от продолжительности контакта с холодным металлическим предметом находим на  оси x время — 210 секунд затем находим пересечение с графиком — это будет соответ­ ственно приблизительно 35,8 °С.   От в е т :  3. 10. Изучите график зависимости работоспособности человека от температуры окружаю­ щий среды (по оси х отложена температура воздуха (°С), а по оси у — относительная рабо­ тоспособность (в %)). ний наиболее точно отражает работоспособность человека?   Какое из предложенных описа­1) снижается на всём указанном интервале 2) сначала незначительно растёт, а потом снижается 3) остаётся неизменной в указанном температурном интервале 4) медленно растёт в указанном интервале температур Пояснение. Изучив график мы видим, что работоспособность человека сначала незначительно растёт, а потом плавно снижается.   От в е т :  2. 11. Изучите график зависимости возрастного снижения фермента лактозы у людей (по оси  x отложен возраст (годы), а на оси у — выработка фермента организмом (в %)). Какое из  предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость в возрасте от не­ скольких месяцев до девяти лет?   1) резко снижается 2) сначала не изменяется, а потом резко снижается 3) остаётся постоянно высоким 4) немного растёт, а потом резко снижается Пояснение. Изучив график зависимости возрастного снижения фермента лактозы у людей в возрасте от нескольких месяцев до девяти лет (нужно найти этот отрезок на оси Х) видим, что — сна­ чала не изменяется, а потом резко снижается.   От в е т :  2. 12. Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от длины беговой дистан­ ции, в которой участвует легкоатлет (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по оси  у — интенсивность обмена веществ (в кВт)).Какова интенсивность обмена  веществ у легкоатлета, финиширующего на дистанции 400 м?   1) 3 кВт 2) 6 кВт 3) 10 кВт 4) 14 кВт Пояснение. Изучив график зависимости интенсивности обмена веществ от длины беговой дистанции, в  которой участвует легкоатлет — по оси x находим показатель 400 м, проводим воображае­ мую линию до пересечения с графиком и находим показатель на оси y — получаем 10 кВт.   От в е т :  3. 13. Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой ди­ станции, в которой участвует легкоатлет (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по  оси у — интенсивность обмена веществ (в кВт)).На какой дистанции интенсив­ ность обмена веществ легкоатлета составит 10 кВт?   1) 500 м 2) 200 м 3) 800 м 4) 400 м Пояснение. Изучив график зависимости интенсивности обмена веществ от длины беговой дистанции, в  которой участвует легкоатлет — по оси y находим показатель 10 кВт, проводим вообража­ емую линию до пересечения с графиком и находим показатель на оси x — получаем 400 м.   От в е т :  4. 14. Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от  продолжительности физический нагрузки (по оси х отложена продолжительность физиче­ ской нагрузки (в мин.), а по оси у — количество использования гликогена от других источ­ ников энергии в клетке (в %)).Через сколько минут значе­ ние использования энергии гликогена будет составлять 60%?   1) 5 мин. 2) 8 мин. 3) 10 мин. 4) 12 мин. Пояснение. Находим на оси y показатель соответствующий 60%; ищем пересечение линии с графиком  и выходим по воображаемой линии на пересечение с осью x — получаем примерно 8 минут.   От в е т :  2. 15. Изучите график зависимости использования организмом человека энергии жира от про­ должительности физический нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической  нагрузки (в мин.), а по оси у — количество использования жира как источника энергии в  клетке (в %)). Какова величина энергозатрат на 20­й минуте интенсивной физической работы?   1) 26% 2) 36%3) 46% 4) 56% Пояснение. Находим на оси x отметку 20 минут, проводим по линии до пересечения с графиком и на­ ходим отметку на оси y — получаем примерно 56%.   От в е т :  4. 16. Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от тем­ пературы (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у — относительная  скорость химической реакции). Чему будет равна относительная скорость химической реакции, если температура тела ор­ ганизма составляет 33 °С?   1) 25 усл. ед. 2) 21 усл. ед. 3) 15 усл. ед. 4) 10 усл. ед. Пояснение. Находим по оси x отметку соответствующую 33 °С, проводим по линии до пересечения с  графиком, ищем отметку на оси y — получаем 21 усл. ед.   От в е т :  2. 17. Изучите график зависимости частоты сердечных сокращений от интенсивности физиче­ ской работы (по оси х отложена интенсивность физической работы человека (кг/мин.), а по  оси у — частота сердечных сокращений (уд/мин.)).Какую по интенсивности работу совершает  человек при частоте пульса в 160 уд/мин.?   1) 900 кг/мин. 2) 800 кг/мин. 3) 700 кг/мин. 4) 600 кг/мин. Пояснение. Находим на оси y показание соответствующее 160 уд/мин. проводим воображаемую линию  до пересечения с графиком, находим пересечение с осью x — получаем число 900 кг/мин.   От в е т :  1. 18. Изучите график зависимости массы тела человека от возраста в течение первых 24 лет  (по оси х отложен возраст человека (в годах), а по оси у — масса его тела (в кг)). Чему будет равна масса тела восьмилетнего ребёнка?   1) 10 кг 2) 20 кг 3) 30 кг 4) 40 кг Пояснение. Находим по оси x возраст 8 лет, проводим по линии до пересечения с графиком, находим  отметку на оси y — получаем 30 кг.От в е т :  3. 19. Изучите график зависимости роста популяции организмов от времени (по оси х отложе­ но время (в ч), а по оси у — число организмов). Через сколько часов популяция будет насчитывать 525 особей?   1) 8 ч 2) 9 ч 3) 10 ч 4) 11 ч Пояснение. Находим по оси y отметку соответствующую 525 особям (один шаг 75 особой,  450+75=525), проводим по линии до пересечения с графиком, находим отметку на оси x —  получаем 10 часов.   От в е т :  3. 20. Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от  продолжительности физический нагрузки (по оси х отложена продолжительность физиче­ ской нагрузки (в мин.), а по оси у — использование гликогена от других источников энер­ гии в клетке (в %)). На какой минуте значение использования энергии гликогена будет составлять 40%?1) 15­й мин. 2) 16­й мин. 3) 18­й мин. 4) 20­й мин. Пояснение. Находим на оси y показатель соответствующий 40%; ищем пересечение линии с графиком  и выходим по воображаемой линии на пересечение с осью x — получаем примерно 18  минут.   От в е т :  3. 21. Изучите график зависимости интенсивности размножения организма от времени (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — число образовавшихся особей на 1 см3). В какой из перечисленных дней число организмов в популяции на 1 см3 составит 24?   1) 20­й 2) 23­й 3) 27­й 4) 29­й Пояснение. По оси y находим число 24 организма в популяции на 1 см3, проводим по линии до пересе­ чения с графиком и опускаем линию на ось x — получаем 23 день.   От в е т :  2. 22. Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3–4  мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отложено время (в днях), а  по оси у — количество проросших семян от общего их числа (в %)).Какой процент от общего количества семян прорастёт в 11­й день?   1) 11% 2) 15% 3) 20% 4) 25% Пояснение. По оси x находим отметку соответствующую 11 дню, проводим по линии до пересечения с  графиком и поводим по линии до оси x — получаем 11%.   От в е т :  1. 23. Изучите график зависимости изменения скорости реакции, катализируемой ферментом, от температуры (по оси х отложена температура (в °С), а по оси у — скорость химической  реакции (в усл. ед.)). При какой температуре скорость химической реакции будет минимальной?   1) 31 °С 2) 38 °С 3) 43 °С 4) 45 °С Пояснение.Находи на графике самую низкую точку по оси y, проводим по линии до оси x — получаем  45 °С.   От в е т :  4. 24. Изучите график зависимости роста крыльев у насекомых от температуры (по оси х от­ ложена температура (в °С), а по оси у — длина крыла (в мм)). Какое из нижеприведённых  описаний кривой наиболее точно описывает данную зависимость? Если температура среды, в которой развивается насекомое, находится в интервале от 24 до 30 °С, то   1) крылья у насекомого остаются в зачаточном состоянии 2) крылья увеличиваются в размере сначала незначительно, а в конце очень резко 3) наблюдается интенсивный рост крыльев на всём интервале температур 4) крылья начинают медленно расти на всём интервале температур Пояснение. Изучаем график в интервале от 24 до 30 °С по оси x — крылья увеличиваются в размере  сначала незначительно, а в конце очень резко   От в е т :  2. 25. Изучите график зависимости возрастного снижения фермента лактозы у людей (по оси  х отложен возраст (годы), а по оси у — выработка фермента организмом (в %)). Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость для людей в возрасте от 9 до 27 лет?1) немного растёт, а потом резко снижается 2) остаётся постоянно высоким 3) резко снижается с увеличением возраста 4) плавно снижается с увеличением возраста Пояснение. Изучаем график в интервале от 9 до 27 лет по оси x — график плавно снижается с увеличе­ нием возраста.   От в е т :  4. 26. Изучите график зависимости роста насекомого от продолжительности жизни (по оси х  отложено время (в днях), а по оси у — длина насекомого (в см)). Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость с 14 по 22  день развития личинки насекомого?   1) резко увеличивается в размере, после чего наступает плавное увеличение роста 2) равномерно растёт в течение всего времени 3) не изменяет своих размеров 4) резко увеличивается в размере, после чего рост прекращается Пояснение. Изучаем график в интервале с 14 по 22 день развития личинки насекомого по оси x — ли­ чинка резко увеличивается в размере, после чего рост прекращается.   От в е т :  4. 27. Изучите график зависимости роста насекомого от продолжительности жизни (по оси х  отложено время (в днях), а по оси у — длина насекомого (в см)).Какое из  предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость с 23­го по 31­й день развития личинки насекомого?   1) резко увеличивается в размере, после чего рост прекращается 2) резко увеличивается в размере, после чего наступает плавное увеличение роста 3) не изменяет своих размеров 4) равномерно растёт в течение всего времени Пояснение. Изучаем график в интервале с 23 по 31 день развития личинки насекомого по оси x — ли­ чинка не изменяется в размере.   От в е т :  3. 28. Изучите график возрастного изменения веса головного мозга у людей (по оси х отложен возраст (в годах), а по оси у — масса головного мозга (в г)). Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость с 36 до 69  лет?   1) незначительно увеличивается 2) остаётся неизменной 3) сначала не изменяется, а потом медленно снижается 4) медленно снижается на всём протяжении времениПояснение. Изучаем график в интервале с 36 до 69 лет по оси x — график сначала не изменяется, а  потом медленно снижается.   От в е т :  3. 29. Изучите график возрастного изменения веса головного мозга у людей (по оси х отложен возраст (в годах), а по оси у — масса головного мозга (в г)). Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость от 42 до  78 лет?   1) незначительно увеличивается 2) остаётся неизменной 3) медленно снижается на всём протяжении времени 4) сначала не изменяется, а потом медленно снижается Пояснение. Изучаем график в интервале с 42 до 78 лет по оси x — график сначала не изменяется, а  потом медленно снижается.   От в е т :  4. 30. Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от тем­ пературы (по оси х — отложена температура организма (в °С), а по оси у — относительная  скорость химической реакции (в усл. ед.)). Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость в интервале от 35 до 40 °С?1) медленно растёт вверх на всём протяжении 2) всё время резко растёт вверх 3) сначала резко растёт вверх, а затем резко снижается 4) резко снижается на всём протяжении Пояснение. Находим по оси x отрезок соответствующий интервалу от 35 до 40 °С — график сначала  резко растёт вверх, а затем резко снижается.   От в е т :  3. 31.Изучите график, отражающий зависимость продолжительности анестезии от времени  посещения стоматолога, если врач использовал один и тот же препарат в одной и той же  дозировке (по оси x отложено время суток (в ч), а по оси у — продолжительность анесте­ зии (в мин.)). Сколько пройдёт часов до того, как средняя продолжительность анестезии составит 30  минут?   1) 13 ч 2) 15 ч 3) 16 ч 4) 18 ч Пояснение. Находим по оси y отметку соответствующую 30 минутам, проводим по линии до пересече­ ния с графиком, ищем отметку на оси x — получаем 16 часов.   От в е т :  3. 32. Задание 20 № 1238. Изучите график зависимости количества проросших семян опре­ делённой массы (3–4 мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отло­ жено время (в днях), а по оси у — количество проросших семян от общего их числа (в %)).Сколько семян от общего количества прорастёт в 7­й день?   1) 10% 2) 12% 3) 15% 4) 17% Пояснение. По оси x находим отметку соответствующую 7 дню, проводим по линии до пересечения с  графиком и поводим по линии до оси y — получаем 15%.   От в е т :  3. 33.  Изучите график зависимости массы тела человека от возраста в течение первых 24 лет  (по оси х отложен возраст человека (в годах), а по оси у — масса его тела (в кг)). В каком возрасте масса тела будет составлять 60 кг?   1) 12 лет 2) 13 лет 3) 15 лет 4) 16 лет Пояснение. По оси y находим отметку соответствующую 60 кг, проводим по линии до пересечения с  графиком и поводим по линии до оси x — получаем 15 лет.   От в е т :  3. 34. Изучите график зависимости скорости химических реакций в живом организме от тем­ пературы (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у — относительная  скорость химической реакции (в усл. ед.)). Какое из приведённых ниже описаний наиболее  точно характеризует данную зависимость в указанном диапазоне температур?Скорость химической реакции в живом организме с повышение температуры   1) резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко растёт 2) медленно растёт на всем протяжении 3) медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается 4) колеблется в интервале 12–30 условных единиц Пояснение. График медленно растет, достигает пика и медленно спускается.   От в е т :  3. 35. Изучите график зависимости активности фермента, выделенного из термофильной бак­ терии, от температуры и определите, какая температура оптимальна для жизни этих бакте­ рий? По оси X отложена температура, а по оси Y — активность фермента в условных еди­ ницах.     1) 55 2) 60 3) 65 4) 70 Пояснение. График медленно растет, достигает пика и медленно спускается. Пик — оптимальная тем­ пература для активности фермента термофильной бактерии.   От в е т :  3.36. Изучите график зависимости активности фермента, выделенного из цитоплазмы бакте­ рий, от кислотности среды, в которой он работает, и определите, какова кислотность (в  единицах pH) цитоплазмы этих бактерий. По оси X отложены единицы pH, а по оси Y —  активность фермента в условных единицах.     1) 6 2) 7 3) 8 4) 9 Пояснение. Пик графика — показатель кислотности среды, в которой активно работает фермент, вы­ деленный из цитоплазмы бактерий.   От в е т :  2. 37. Рассмотрите график зависимости скорости фотосинтеза от температуры, при которой  шла реакция. При какой температуре скорость фотосинтеза составила 50% от максималь­ ной?     1) 11 2) 14 3) 174) 20 Пояснение. Находим точку пересечения графика с "воображаемой" линией и находим показатель на  оси обозначающей температуру — получаем 14 38. Задание 20 № 1465. Рассмотрите график зависимости роста эмбриона (в мм) от возрас­ та этого эмбриона. На каком месяце беременности рост эмбриона составляет 250 мм?     1) 3 2) 4 3) 5 4) 6 Пояснение. Находим точку пересечения графика с "воображаемой" линией и находим показатель на  оси срок беременности — получаем 5 месяцев 39. Известно, что момент линьки зайцев зависит от двух факторов: длины светового дня и  наличия снега в лесу. На графике представлено количество сменивших окраску (белых)  зайцев по числам ноября. По оси X отложены дни (числа ноября), по оси Y — процент сме­ нивших окраску зайцев.Определите, в каких числах шёл обильный снег?   1) с 5 по 10 ноября 2) с 10 по 15 ноября 3) с 15 по 20 ноября 4) с 20 по 25 ноября Пояснение. Резкий скачок на графике между 13 и 16 ноября показывает, что снегопад шел с 10 по 15  ноября (смена окраски немного запаздывает за увеличившимся количеством снега). 40. Известно, что момент распускания почек на деревьях зависит от двух факторов: длины  светового дня и средней суточной температуры. На графике представлено количество де­ ревьев, на которых распустилось большинство (больше 50%) почек, по числам апреля. По  оси X отложены дни (числа апреля), по оси Y — процент деревьев с распустившимися поч­ ками.     Определите, в каких числах резко потеплело?   1) с 5 по 10 апреля 2) с 10 по 15 апреля 3) с 15 по 20 апреля 4) с 20 по 25 апреля Пояснение. Резкий рост на графике с 14 по 21 апреля показывает количество деревьев с распустивши­ мися листьями, значит в эти дни резко потеплело. 41. На графике показана активность фермента каталазы у пчёл в течение года. На какое  время года приходится максимум активности фермента?1) весна 2) зима 3) осень 4) лето Пояснение. Находим на графике точку обозначающую"пик активности", самый высокий показатель  приходится на ноябрь ­ декабрь, т. е. — зима. 42. На графике показано изменение количества жира у насекомых (в баллах) в течение се­ зона активности. Определите, в какой период идёт наиболее интенсивное накопление жира.   1) апрель­май 2) июнь­июль 3) июль­август 4) август­сентябрь Пояснение. На графике находим пик для интенсивного накопления жира, пик приходится на август ­  сентябрь. 43. Известно, что гепард бегает быстрее антилопы, но не способен совершать такие резкие  повороты, как она, и быстрее устает. На рисунке представлен график зависимости скоро­ сти бега гепарда от времени, в течение которого он бежит. По оси Х отложено время с на­ чала погони в секундах, по оси Y — скорость в км/ч.Определите, сколько времени нужно продержаться антилопе, чтобы не стать жертвой ге­ парда, если её скорость 95 км/ч. Примечание портала СДАМ ГИА.  Видимо, вопрос надо понимать так: через сколько секунд гепард устанет и прекратит пого­ ню?    1) 5 с 2) 10 с 3) 15 с 4) 20 с Пояснение. Гепард устанет, сильно сбросит скорость и прекратит погоню через 15 секунд после её на­ чала.    Это наблюдение, однако, не позволяет ответить на вопрос о том, настигнет ли гепард анти­ лопу за время погони. Чтобы ответить на этот вопрос следует знать, какое расстояние раз­ деляет гепарда и антилопу (скажем, 50 метров или 200 метров; обычно — несколько десят­ ков метров), но о начальном расстоянии в условии не сказано. Укажем расстояние, с которого гепарду имеет смысл начинать погоню. Заметим, что анти­ лопа движется со скоростью 95 км в час или 95:60 = 1,583 км в минуту, что составляет  примерно 26,4 м в секунду. Гепард за первые 3 секунды практически равномерно набирает скорость от 0 до 110 км в  час, то есть 3 секунды движется со средней скоростью 55 км в час или 917 метров в мину­ ту, проходя расстояние 46 метров. За это время антилопа пробежит 79 метров. Разрыв  между ними увеличится на 33 метра. В течение следующих 11 секунд, с 3 по 14 секунду, гепард бежит со скоростью примерно  равной 110 км в час или 1833 метра в минуту, пробегая 336 метров. За это время антилопа  пробежит 290 метров. Следовательно, гепард сократит разрыв на 46 метров, скомпенсиру­ ет возникший в первые секунды движения разрыв, и приблизится к антилопе на 13 метров.  Далее с 14 по 20 секунды гепард почти равномерно снижает скорость со 110 км в час до 20  км в час, то есть в течение последних 6 секунд он бежит со средней скоростью 45 км в час  или 750 м в минуту. За это время он пробегает 75 метров. Антилопа за это время пробежит 158 метров, увеличивая расстояние до гепарда. Тем самым, при данных условиях гепард догонит антилопу, только если изначально они на­ ходятся на расстоянии 13 метров друг от друга. Портал СДАМ ГИА рекомендует гепардубольше тренироваться или переходить на растительную пищу, а антилопе желает долгих и  счастливых лет жизни.   44. Известно, что у львов охотятся самки, причём охотятся они группой, атакуя жертву с  разных сторон. На графике представлена зависимость успешности охоты (количество  успешных охот выражено в процентах от общего числа попыток поймать добычу) от коли­ чества самок в прайде (по оси Х отложено количество самок, а по оси Y — успешность  охоты).     Определите, какое число самок должно быть в прайде, чтобы как минимум половина охот  заканчивалась успехом.   1) 3 2) 4 3) 5 4) 6 Пояснение. На графике 50 % соответсвует 5 самкам 45. На графике представлена зависимость количества поглощаемых волосковыми клетками корня ионов от расстояния между этими клетками и вершиной корня.На основании этого графика можно сделать вывод о том, что наибольшее количество ионов поглощается   1) молодыми клетками корня летом 2) молодыми клетками корня зимой 3) старыми дифференцированными клетками летом 4) старыми дифференцированными клетками зимой Пояснение. На основании этого графика можно сделать вывод о том, что наибольшее количество ионов поглощается 1) молодыми клетками корня летом, т.к. это самая высокая точка на графике 46. На графике представлена зависимость концентрации двух веществ (танина и цианоген­ ного гликозида) от возраста листа папоротника (вайи), пробивающегося из­под земли вес­ ной.Какой вывод можно сделать на основе приведённого графика?   1) Более молодые листья содержат высокую концентрацию цианогенного гликозида и низ­ кую концентрацию танина. 2) Более старые листья содержат высокую концентрацию цианогенного глиозида и низкую  концентрацию танина. 3) Более молодые листья содержат высокую концентрацию обоих веществ. 4) Более старые листья содержат высокую концентрацию обоих веществ. Пояснение. На основе приведённого графика можно сделать вывод — 1) Более молодые листья содер­ жат высокую концентрацию цианогенного гликозида и низкую концентрацию танина. 47. Изучите график зависимости забывания от времени (по оси х отложено время в часах, а  по оси у – доля сохранившейся в памяти информации (в %))     Какое из приведённых описаний наиболее точно характеризует данную зависимость в ин­ тервале от 24 до 40 часов? Значения кривой в данном интервале   1) не изменяются 2) сначала очень резко снижаются, а затем не изменяются 3) плавно снижаются 4) сначала очень резко снижаются, а затем снижение происходит плавно Пояснение. в интервале от 24 до 40 часов показатели плавно снижаются48. Изучите график зависимости насыщения гемоглобина кислородом от парциального дав­ ления кислорода во вдыхаемом воздухе (по оси х отложено парциальное давление (в мм.  рт. ст.), а по оси у – насыщенность гемоглобина кислородом (в %)). Какой процент гемо­ глобина образует нестойкое соединение с газом, если парциальное давление кислорода во  вдыхаемом воздухе составляет 50 мм рт. ст.?     1) 80% 2) 90% 3) 60% 4) 70% Пояснение. Находим точку пересечения показания 50 с оси Х с графиком, затем определяем показа­ тель на оси Y — получаем 80% (1) 49. Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от тем­ пературы (по оси х отложена температура организма (в ° С), а по оси у – относительная  скорость химической реакции (в усл. ед.)).     При какой температуре тела живого организма (из перечисленных ниже значений) относи­ тельная скорость химических реакций составляет 25 усл. ед.?   1) 35 °С  2) 36 °С  3) 37 °С  4) 38 °СПояснение. Находим точки пересечения линии идущей от 25 усл.ед до графика, затем опускаем ось  вниз и получаем 35 °С 50. Изучите график зависимости использования организмом человека энергии жира от про­ должительности физической нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической  нагрузки (в мин.), а по оси у – количество использования жира (в %) от других источников  энергии.     На какой минуте процент использования жира будет составлять 60 %?   1) 20 мин.  2) 23 мин.  3) 25 мин.  4) 28 мин. Пояснение. На 23 минуте процент использования жира будет составлять 60 %? 51. Изучите график зависимости работоспособности человека от температуры окружающей среды (по оси х отложена температура воздуха (в °С), а по оси у – относительная работо­ способность (в %)).     При какой температуре воздуха работоспособность человека будет равна 100 %?   1) 21 °С  2) 24 °С  3) 28 °С4) 33 °С Пояснение. Находим на оси У данные, соответствующие 100% работоспособности; опускаемся вниз до оси Х и получаем 21 °С 52. Изучите график зависимости использования организмом человека энергии, запасённой в жирах, от продолжительности физической нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у – доля использованной энергии, запасённой в  жирах (в %)).     Какой процент будет составлять энергия, запасённая в жирах, на 25­й минуте физической  работы?   1) 48 %  2) 50 %  3) 56 %  4) 63 % Пояснение. Находим на оси Х данные, соответсвующие 25­минуте физической работы, и проводим  линию вверх, до пересечения с графиком, затем влево до пересечения с осью У. Получаем  показание ­ 63%