Представлена подборка материалов к заданию № 23 по теме: «Умение проводить множественный выбор» Для удачного выполнения, необходимо знать теорию. Ознакомившись с планом выполнения заданий, выпускники будут точно представлять технологию выполнения подобных заданий. Тематика задания охватывает курс школьного предмета биологии. Здесь представлены задания на умение делать множественный выбор
Задания 23. Умение проводить множественный выбор
1. Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите три верных ответа
из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки
2) слежение за миграцией косяка трески
3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок
4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья
5) описание внешних признаков бобовых растений
6) выработка условного пищевого рефлекса
Пояснение.
Под цифрами 3, 4, 6 — эксперименты (от лат. experimentum — проба, опыт) — методы по
знания, при помощи которых в контролируемых и управляемых условиях исследуются яв
ления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым
объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач
и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка
гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый реша
ющий эксперимент).
Под цифрами 1 и 2 — наблюдения; 5 — описание.
От в е т : 3 4 6
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По
венам малого круга кровообращения у человека кровь течёт
1) от сердца
2) к сердцу
3) насыщенная углекислым газом
4) насыщенная кислородом
5) под высоким давлением
6) под низким давлением
Пояснение.
Вены — это сосуды, несущие кровь к сердцу. В малом круге кровообращения по венам
течет артериальная кровь под низким давлением.
От в е т : 2 4 6
3. Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите три верных
ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) анатомия
2) биоценология
3) физиология
4) молекулярная биология
5) психология
6) эволюционное учение
Пояснение.
Элементарной единицей организменного уровня служит особь, которая как система суще
ствует от момента зарождения до прекращения существования. Науки, которые изучают
живые системы на организменном уровне — это 1 (анатомия), 3 (физиология) и 5 (психоло
гия).
Под цифрой 2 — Биогеоценотический уровень; 4 — Молекулярногенетический уровень; 6
— Популяционновидовой уровень.От в е т : 1 3 5
4. Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выберите
три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) чихание
2) письмо
3) мигание
4) ходьба
5) мышление
6) подводное плавание
Пояснение.
Варианты 2, 4, 6 — Мозжечок — отдел головного мозга позвоночных, отвечающий за коор
динацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса; за двигательное научение и
выработку стереотипных движений, таких как письмо, печатание на клавиатуре (плавность
движений, сила нажатия и т. д.).
Под цифрами 1 и 3 — рефлексы продолговатого мозга; 5 — функции коры больших полу
шарий переднего мозга.
От в е т : 2 4 6
5. Что характеризует энергетический обмен в клетке? Выберите три верных ответа из
шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) по своим результатам противоположен биосинтезу
2) идёт с поглощением энергии
3) завершается в митохондриях
4) завершается в рибосомах
5) сопровождается синтезом молекул АТФ
6) завершается образованием кислорода и углеводов
Пояснение.
Энергетические процессы в клетке — процессы обмена веществ, обеспечивающие снабже
ние клеток энергией для выполнения актов жизнедеятельности. В основном они относятся
к процессам катаболизма, так как среди них важное значение имеет расщепление богатых
энергией (питательных) веществ. Энергетический обмен в клетке подразделяют на три
этапа.
Первый этап — подготовительный. Во время него крупные пищевые полимерные молекулы
распадаются на более мелкие фрагменты.
Второй этап — неполное бескислородное расщепление веществ, гликолиз (идет в цитоплаз
ме). На этом этапе вещества, образовавшиеся во время подготовительного этапа, разлага
ются при помощи ферментов в отсутствие кислорода.
Третий этап энергетического обмена — полное кислородное расщепление, или клеточное
дыхание (идет в митохондриях). При этом вещества, образовавшиеся на втором этапе, раз
рушаются до конечных продуктов — СО2 и Н2О.
От в е т : 1 3 5
6. Как влияют парасимпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три
верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) усиливают волнообразные движения кишечника
2) усиливают секрецию желёз желудка
3) замедляют сердечные сокращения
4) усиливают потоотделение
5) учащают сердечные сокращения6) увеличивают содержание сахара в крови
Пояснение.
Вегетативная нервная система, часть нервной системы, регулирующая деятельность орга
нов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также обмен ве
ществ и тем самым функциональное состояние всех тканей организма позвоночных живот
ных и человека.
Варианты 4, 5, 6 — симпатический отдел вегетативной нервной системы обеспечивает мо
билизацию имеющихся у организма ресурсов (энергетических и интеллектуальных) для вы
полнения работы. В результате активации симпатической системы учащаются сердцебие
ние и дыхание, бронхи расширяются, моторика и секреция ЖКТ уменьшаются, сосуды
сужаются, артериальное давление увеличивается, запасы гликогена печени преобразуются в
глюкозу необходимую для активных действий.
Варианты 1, 2, 3 — функции парасимпатической нервной системы. Активация парасимпа
тической системы приводит к уменьшению частоты сердцебиения и дыхания, сужению
бронхов и увеличению бронхиальной секреции, усилению моторики и секреции ЖКТ, а
также притоку крови к ЖКТ, что необходимо для пищеварения. Глюкоза преобразуется в
запасы гликогена.
От в е т : 1 2 3
7. Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запи
шите цифры, под которыми они указаны.
1) естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен
2) высокая численность растений одного вида
3) большое число видов растений и животных
4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, — искусственный отбор
5) замкнутый круговорот веществ
6) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию
Пояснение.
Агроценоз (агроэкосистема) — искусственная система, созданная в результате деятельно
сти человека. Примеры агроценозов: парк, поле, сад, пастбище, приусадебный участок.
Сходство агроценоза и биогеоценоза, наличие трех звеньев: организмов — производителей,
потребителей и разрушителей органического вещества, круговорот веществ, территориаль
ные и пищевые связи между организмами, растения — начальное звено цепи питания.
Отличия агроценоза от биогеоценоза: небольшое число видов в агроценозе, преобладание
организмов одного вида (например, пшеницы в поле, овец на пастбище), короткие цепи пи
тания, неполный круговорот веществ (значительный вынос биомассы в виде урожая), сла
бая саморегуляция, высокая численность животных отдельных видов (вредителей сельско
хозяйственных растений или паразитов).
От в е т : 1 2 4
8. Что относят к глобальным экологическим проблемам современности? Выберите три вер
ных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) строительство новых городов
2) истощение озонового слоя Земли
3) низкая рождаемость в развитых странах Европы
4) старение населения Земли
5) загрязнение атмосферы продуктами различных производств
6) сокращение видового разнообразия биосферы
Пояснение.Глобальные экологические проблемы порождены противоречиями общественного разви
тия, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружаю
щий мир и связаны также с неравномерностью социальноэкономического и научнотехни
ческого развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует развертывания
международного сотрудничества.
Важнейшие глобальные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком,
следующие: загрязнение окружающей среды, парниковый эффект, истощение «озонового
слоя», фотохимический смог, кислотные дожди, деградация почв, обезлесивание, опусты
нивание, проблемы отходов, сокращение генофонда биосферы и др.
От в е т : 2 5 6
9. Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического ве
щества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) почвенные зелёные водоросли
2) гадюка обыкновенная
3) мох сфагнум
4) подрост сосны
5) тетерев
6) лесная мышь
Пояснение.
Продуценты (производители) производят органические вещества из неорганических. Это
растения, а так же фото и хемосинтезирующие бактерии — 1, 3, 4.
Под цифрами 2, 5, 6 — потребители.
От в е т : 2 5 6
10. Чем животные отличаются от растений? Выберите три верных ответа из шести и запи
шите цифры, под которыми они указаны.
1) активно передвигаются
2) растут в течение всей жизни
3) создают на свету органические вещества из неорганических
4) не имеют плотных клеточных стенок из клетчатки
5) потребляют готовые органические вещества
6) являются производителями органических веществ
Пояснение.
Отличия Царств Растений, Животных и Грибов:
— Растения — автотрофы, производят для себя органические вещества из неорганических
в процессе фотосинтеза.
— Животные и грибы − гетеротрофы, т. е. готовые органические вещества получают с
пищей.
— Животные способны передвигаться, растут только до начала размножения.
— Растения и грибы не передвигаются, зато неограниченно растут в течение всей жизни.
— Только у растений есть пластиды (хлоропаласты, лейкопласты, хромопласты)
— Только у растений есть крупная центральная вакуоль, которая занимает большую часть
взрослой клетки (оболочка этой вакуоли называется тонопласт, а содержимое – клеточный
сок).
— Только у животных нет клеточной стенки (плотной оболочки), у растений она есть из
целлюлозы (клетчатки), а у грибов — из хитина.
—Только у животных есть клеточный центр (центриоли).
— Запасной углевод у растений — крахмал, а у животных и грибов — гликоген.— В цепи питания: растения — производители; животные — потребители; грибы — разру
шители.
От в е т : 1 4 5
11. Какие структуры относят к форменным элементам крови человека? Выберите три вер
ных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эритроциты
2) плазма
3) лейкоциты
4) лимфа
5) тромбоциты
6) миоциты
Пояснение.
Форменные элементы крови — плотная фракция крови, состоящая из эритроцитов, лейко
цитов и тромбоцитов.
От в е т : 1 3 5
12. Как влияют симпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три вер
ных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) снижают интенсивность обмена веществ
2) увеличивают содержание сахара в крови
3) сужают сосуды кожи
4) урежают дыхание
5) учащают сердечные сокращения
6) усиливают волнообразные движения кишечника
Пояснение.
Вегетативная нервная система, часть нервной системы, регулирующая деятельность орга
нов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также обмен ве
ществ и тем самым функциональное состояние всех тканей организма позвоночных живот
ных и человека.
Варианты 2, 3, 5 — симпатический отдел вегетативной нервной системы обеспечивает мо
билизацию имеющихся у организма ресурсов (энергетических и интеллектуальных) для вы
полнения работы. В результате активации симпатической системы учащаются сердцебие
ние и дыхание, бронхи расширяются, моторика и секреция ЖКТ уменьшаются, сосуды
сужаются, артериальное давление увеличивается, запасы гликогена печени преобразуются в
глюкозу необходимую для активных действий.
Варианты 1, 4, 6 — функции парасимпатической нервной системы. Активация парасимпа
тической системы приводит к уменьшению частоты сердцебиения и дыхания, сужению
бронхов и увеличению бронхиальной секреции, усилению моторики и секреции ЖКТ, а
также притоку крови к ЖКТ, что необходимо для пищеварения. Глюкоза преобразуется в
запасы гликогена.
От в е т : 2 3 5
13. Какие особенности развились у китообразных в связи с обитанием в водной среде? Вы
берите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) дыхание атмосферным кислородом
2) преобразование конечностей в ласты
3) наличие диафрагмы
4) толстый слой подкожного жира
5) обтекаемая форма тела6) выкармливание детёнышей молоком
Пояснение.
К приспособлениям китообразных к вторичноводному образу жизни можно отнести: 245.
Под цифрами 3 и 6 — признаки Млекопитающих.
От в е т : 2 4 5
14. Какие заболевания человека вызываются бактериями? Выберите три верных ответа из
шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) грипп
2) коклюш
3) СПИД
4) кариес
5) герпес
6) столбняк
Пояснение.
Бактериальные заболевания:
Вариант 2 — коклюш — острое инфекционное заболевание, отличительной чертой которо
го являются тяжелые приступы спазматического кашля, возбудитель — коклюшная палоч
ка (бордетелла пергуссис).
Вариант 4 — В настоящее время точно установлено, что без микроорганизмов кариес не
возникает. Это было подтверждено многочисленными лабораторными опытами. К кариесо
генным видам относятся стрептококки: Str. mutans, Str. sanguis и Str. salivarius, а также
лактобациллы и актиномицеты.
Вариант 6 — столбняк — острое инфекционное заболевание человека и животных, харак
теризующееся тяжёлыми судорогами в результате поражения нервной системы, возбуди
тель — столбнячная палочка (Clostridium tetani).
Под цифрами 1, 3, 5 — вирусные заболевания.
От в е т : 2 4 6
15. Какие признаки являются общими для голосеменных и папоротникообразных растений?
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) размножение зависит от воды
2) имеют проводящие ткани
3) имеют побеги с листьями
4) имеют корни
5) образуют семена
6) образуют шишки
Пояснение.
Признаки общие для голосеменных и папоротникообразных растений — 234.
По цифрой 1 — признак папоротникообразных растений; 5 и 6 — признак голосеменных.
От в е т : 2 3 4
16. Животный мир каких континентов (частей света) изучил Ч. Дарвин, совершив круго
светное путешествие? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под кото
рыми они указаны.
1) Северной Америки
2) Южной Америки
3) Африки
4) Азии5) Австралии
6) Антарктиды
Пояснение.
Кругосветное путешествие Чарльза Дарвина на корабле «Бигль» под командованием капи
тана Роберта Фицроя в 1831—1836 годах, благодаря которому учёный основал эволюцион
ное учение.
Маршрут:
1 — Девонпорт, 2 — Тенерифе, 3 — острова Зелёного Мыса, 4 — Баия, 5 — РиодеЖа
нейро, 6 — Монтевидео, 7 — Фолклендские острова, 8 — Вальпараисо, 9 — Лима, 10 —
Галапагосские острова, 11 — Таити, 12 — Новая Зеландия, 13 — Сидней, 14 — Хобарт, 15
— залив Короля Георга, 16 — Кокосовые острова, 17 — Маврикий, 18 — Кейптаун, 19 —
Баия, 20 — Азорские острова.
От в е т : 2 3 5
17. Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа?
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) пользование общественным туалетом
2) поцелуй в щёку больного СПИДом
3) нахождение за одной партой с больным СПИДом
4) пользование чужой зубной щёткой
5) прокалывание ушей
6) нанесение татуировки
Пояснение.
ВИЧ передается при прямом контакте слизистых оболочек или крови с биологическими
жидкостями, содержащими вирус, например, с кровью, спермой, секретом влагалища или с
грудным молоком. ВИЧинфекция не передается через слюну и слезы, а также бытовым
путём.
Пользование чужой зубной щёткой, прокалывание ушей, нанесение татуировки — могут
стать причиной возникновения СПИДа, если не соблюдались правила личной гигиены и
имелся контакт с кровью.
От в е т : 4 5 6
18. Какие из перечисленных симптомов характерны для гриппа? Выберите три верных при
знака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокая температура
2) воспалённые глаза
3) головная боль4) выпадение волос
5) повышенный аппетит
6) слабость
Пояснение.
Грипп — заболевание, которое имеет вирусную природу, характеризующееся симптомами
общей интоксикации, быстрым повышением температуры тела до 39−40 °С, воспалитель
ными изменениями в слизистой оболочке верхних дыхательных путей.
Грипп начинается резко и бурно. От заражения до проявления клинических симптомов
проходит примерно два дня. В это время вирусы, вызывающие грипп, попадают на слизи
стую носа и очень бурно размножаются. Ни насморка, ни першения в горле у вас может и
не быть. Но через некоторое время человек чувствует сильный озноб, начинает раскалы
ваться голова (боль, в основном, в теменной области), болят мышцы, суставы, резко подни
мается температура. А ОРЗ проявляют себя несколько иначе: потек нос, знобит, вы чихае
те, температура 37,2−37,4°С. При ОРЗ никогда нет высокой температуры. Разбитость, сла
бость не так ярко ощущаются, как при гриппе.
Симптомы гриппа: высокая температура, головная боль, слабость.
От в е т : 1 3 6
19. Какие из перечисленных симптомов характерны для заражения гельминтами? Выберите
три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) худоба
2) воспаленные глаза
3) кашель
4) выпадение волос
5) повышенный аппетит
6) диарея
Пояснение.
Гельминтозом называют заражение гельминтами – червями, паразитирующими в организме
человека и животных.
Наиболее распространенные гельминтозы человека: энтеробиоз (детская острица), при ко
тором поражаются кишечник, кожные покровы, нервная система; трихинеллез, вызываю
щий лихорадку, мышечные боли, аллергические реакции; трихоцефалез, характеризующий
ся нарушениями в деятельности ЖКТ, нервной системы, изменением состава крови, аска
ридоз, сопровождающийся нарушениями функций ЖКТ, аллергией.
Развитие гельминтоза (заболевание при заражении глистами, по другому гельминтами) про
ходит, как правило, в 2 стадии: острая — примерно от 2 недель до 2 месяцев и хрониче
ская — от нескольких месяцев до нескольких лет. Многие люди заражены гельминтами, но
не знают об этом. В начале заболевания обычно появляются высыпания на коже, бывают
увеличены лимфатические узлы, увеличивается печень и селезенка, появляется боль в
мышцах и суставах. У некоторых гельминтозов есть свои специфические признаки: желту
ха для описторхоза (печеночный сосальщик) или боль в мышцах, лихорадка, отек лица и
век для трихинеллеза.
В хронической фазе заражения паразитами человек не ощущает каких либо изменений (для
него образ жизни становится привычным). Присутствие единичных экземпляров глистов
протекает почти без какихлибо ощутимых симптомов. Исключение может представлять
присутствие довольно крупных экземпляров глистов, например лентеца широкого или аскарид. В случае более массового заражения организма глистами, симптомы гельминтозов
складываются из нарушения пищеварения (боль в животе, жидкий стул, тошнота, вздутие)
и некоторых специфических признаков:
При энтеробиозе появляется зуд в области заднего прохода, усиливающийся в вечернее и
ночное время.
При трихоцефалезе — это геморрагический колит (с кровоизлияниями).
При анкилостомидозе — железодефицитная анемия.
При аскаридозе часто возникает механическая непроходимость кишечника и желчевыводя
щих путей.
При гельминтозах с поражением печени развивается хронический гепатит, холецистит, хо
лангит. Особое место занимают гельминтозы с развитием кист (жидкостные образования в
оболочке): эхинококкоз, альвеококкоз, цистицеркоз. Даже большого размера кисты могут
никак не проявлять себя, но их нагноение или разрыв приводят к тяжелейшим последстви
ям таким как: анафилактический шок, перитонит, гнойный плеврит.
Гельминтозы могут сопровождаться симптомами вегетососудистой астении невротически
ми состояниями.
Симптомы заражения гельминтами: худоба, воспаленные глаза, диарея.
От в е т : 1 2 6
20. Какие из перечисленных органов растений являются видоизменёнными побегами? Вы
берите три органа растений из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) клубенёк гороха
2) корнеплод моркови
3) кочан капусты
4) клубень картофеля
5) луковица тюльпана
6) микориза берёзы
Пояснение.
1 — утолщение корня (симбиоз с бактериями); 2— видоизмененный главный корень; 6 —
симбиоз корня березы и гриба; 3, 4, 5 — видоизмененные побеги.
От в е т : 3 4 5
21. Какие из перечисленных органов растений являются видоизменёнными корнями? Выбе
рите три органа растений из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кочан капусты
2) микориза осины
3) корнеплод свёклы
4) луковица тюльпана
5) клубеньки клевера
6) клубень картофеля
Пояснение.
5 — утолщение корня (симбиоз с бактериями); 3 — видоизмененный главный корень; 2 —
симбиоз корня дерева и гриба; 1, 4, 6 — видоизмененные побеги.
От в е т : 2 3 5
22. Какие из приведённых характеристик характерны для двудольных растений? Выберите
три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проводящие пучки содержат камбий2) одна семядоля
3) стержневая корневая система
4) всегда травянистые
5) параллельное жилкование листьев
6) число частей цветка кратно четырём или пяти
Пояснение.
Признаки двудольных: проводящие пучки содержат камбий, стержневая корневая система,
число частей цветка кратно четырём или пяти.
2, 4, 5 — признаки Однодольных.
От в е т : 1 3 6
23. Какие из приведённых характеристик характерны для однодольных растений? Выбери
те три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) могут быть древесными
2) трёхчленный цветок
3) проводящие пучки без камбия
4) две семядоли
5) перистое жилкование
6) мочковатая корневая система
Пояснение.
Признаки Однодольных: трёхчленный цветок, проводящие пучки без камбия, мочковатая
корневая система. 1, 4, 5 — признаки Двудольных.
От в е т : 2 3 6
24. Из предложенного списка химических элементов выберите органогены.
1) водород
2) азот
3) магний
4) хлор
5) кислород
6) йод
Пояснение.
Макроэлементы — химические элементы или их соединения, используемые организмами в
сравнительно больших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор,
калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор и др. При этом кислород, водород, углерод и
азот выделяют в особую группу — органогены.
От в е т : 1 2 5
25. Из предложенного списка химических элементов выберите макроэлементы.
1) цинк
2) селен
3) магний
4) хлор
5) фосфор
6) йод
Пояснение.
Макроэлементы — химические элементы или их соединения, используемые организмами в
сравнительно больших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор,калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор. При этом кислород, водород, углерод и азот
выделяют в особую группу — оргногены.
От в е т : 3 4 5
26. Из перечисленного списка выберите паразитические организмы. Выберите три верных
организма из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) дрожжи
2) бледная спирохета
3) цианобактерия
4) палочка Коха
5) трутовик
6) мукор
Пояснение.
Паразитические организмы: бледная спирохета и палочка Коха (Бактерии), трутовик
(Гриб).
От в е т : 2 4 5
27. Какими особенностями обладают грибы? Выберите три верных признака из шести и за
пишите цифры, под которыми они указаны.
1) автотрофные организмы
2) в клеточных стенках есть хитин
3) все многоклеточные
4) некоторые образуют микоризу с растениями
5) все паразиты
6) растут всю жизнь
Пояснение.
Признаки царства Грибы:
в клеточных стенках есть хитин, некоторые образуют микоризу с растениями, растут всю
жизнь.
Грибы, в отличие от растений, не имеют хлоропластов и крупной центральной вакуоли. В
отличие от животных, грибы неподвижны, имеют клеточную стенку из хитина. Тело гриба
состоит из мицелия (грибницы). Грибы не передвигаются, но растут в течение всей жизни.
Грибы – гетеротрофы, т.е. готовые органические вещества получают с пищей.
От в е т : 2 4 6
28. Среди приведённых ниже черт выберите характерные для животных отряда десятино
гих раков. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они ука
заны.
1) имеют замкнутую кровеносную систему
2) тело разделено на голову, грудь и брюшко
3) дышат с помощью жабр
4) имеют фасеточные глаза
5) не имеют конечностей на брюшке
6) имеют клешни на концах ходильных конечностей
Пояснение.
Признаки отряда десятиногих раков: дышат с помощью жабр; имеют фасеточные глаза;
имеют клешни на концах ходильных конечностей.1 — не верно, т. к. у ракообразных не замкнутая кровеносная система; 2 — не верно — го
ловогрудь и брюшко; 5 — не верно, т. к. на брюшке расположены брюшные ножки и плав
никовые пластины.
От в е т : 3 4 6
29. Среди приведённых ниже черт выберите характерные для животных отряда скорпио
нов. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) клешни на педипальпах
2) жаберное дыхание
3) гибкое брюшко, с ядовитой железой на конце
4) десять ходильных ног
5) незамкнутая кровеносная система
6) несегментированное тело
Пояснение.
Признаки скорпионов: клешни на педипальпах; гибкое брюшко, с ядовитой железой на
конце; незамкнутая кровеносная система.
От в е т : 1 3 5
30. Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три
верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) пользование общественным туалетом
2) поцелуй в щёку больного СПИДом
3) нахождение за одной партой с больным СПИДом
4) пользование чужой зубной щёткой
5) прокалывание ушей
6) нанесение татуировки
Пояснение.
Причиной возникновения СПИДа может стать: пользование чужой зубной щёткой, прока
лывание ушей, нанесение татуировки, т.к. велика вероятность попадения вируса (ВИЧ) в
кровь человека
От в е т : 4 5 6
31. Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы? Выберите три верных
признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) является основной тканью растения
2) служит для проведения воды от корней к листьям
3) клетки имеют сильно вытянутую форму
4) в клетках есть хлоропласты
5) стенки клеток утолщены
6) клетки живые
Пояснение.
Ксилема —проводящая ткань растений, которая переносит воду и растворы минеральных
солей от корней ко всем органам растения и обеспечивает ему опору. Наиболее важные
клетки, длинные и тонкие, называются сосудами ксилемы. Выбираем ответы: 2 3 5
От в е т : 2 3 5
32. Какие из перечисленных признаков характерны для флоэмы? Выберите три верных при
знака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) служит для проведения воды от корней к листьям
2) является проводящей тканью растения3) клетки лишены клеточной стенки
4) клетки содержат хлоропласты
5) клетки лишены ядер
6) клетки имеют клеткиспутницы
Пояснение.
Флоэма — то же, что и луб — проводящая ткань сосудистых растений, по которой проис
ходит транспорт продуктов фотосинтеза к частям растения, где происходит их использова
ние (подземные части, конусы нарастания) или накопление (зреющие семена, плоды).
От в е т : 256
33. В чём сходство покрытосеменных и голосеменных растений? Выберите три верных от
вета из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способны образовывать обширные леса
2) характеризуются многообразием жизненных форм
3) размножаются семенами
4) опыляются насекомыми и птицами
5) имеют хорошо развитые вегетативные органы
6) образуют сочные и сухие плоды
Пояснение.
Сходство покрытосеменных и голосеменных растений:
способны образовывать обширные леса, размножаются семенам, иимеют хорошо развитые
вегетативные органы.
2 (жизненные формы), 4 (способы опыления) и 6 (плоды) — относится только к Покрыто
семенным
От в е т : 1 3 5
34. Какие насекомые развиваются с неполным превращением? Выберите три верных ответа
из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) постельный клоп
2) медведка
3) оса
4) бабочка крапивница
5) кузнечик
6) жуколень
Пояснение.
Развиваются с неполным превращением (проходят в развитии 3 стадии):
постельный клоп (Полужесткокрылые), медведка и кузнечик (Прямокрылые).
От в е т : 1 2 5
35. Какие явления служат примерами бесполого размножения? Выберите три верных отве
та из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развитие вороны из яйца
2) почкование гидры
3) деление амёбы
4) размножение тюльпана луковицами
5) размножение сосны семенами
6) развитие тли из неоплодотворённой яйцеклетки
Пояснение.Примеры бесполого размножения: почкование гидры, деление амёбы, размножение тюльпа
на луковицами.
Примеры полового размножения: развитие вороны из яйца, размножение сосны семенами,
развитие тли из неоплодотворённой яйцеклетки (партеногенез)
От в е т : 2 3 4
36. Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и за
пишите цифры, под которыми они указаны.
1) естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен
2) высокая численность растений одного вида
3) большое число видов растений и животных
4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, – искусственный отбор
5) замкнутый круговорот веществ
6) виды имеют различные приспособления к совместному обитанию
Пояснение.
Агроценоз характеристика: естественный круговорот веществ у данного сообщества нару
шен, высокая численность растений одного вида, ведущий фактор, влияющий на сообще
ство, – искусственный отбор.
Характеристика естественного биоценоза: большое число видов растений и животных, за
мкнутый круговорот веществ, виды имеют различные приспособления к совместному оби
танию
От в е т : 1 2 4
37. Каковы признаки биосинтеза белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для протекания процесса используется энергия света.
2) Процесс происходит при наличии ферментов.
3) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.
4) Процесс сопровождается синтезом АТФ.
5) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.
6) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.
Пояснение.
Биосинтез белка в клетке: процесс происходит при наличии ферментов (2); центральная
роль в процессе принадлежит молекулам РНК (3) — иРНК, рРНК, тРНК; мономерами для
образования молекул служат аминокислоты (5).
От в е т : 2 3 5
38. Что характеризует энергетический обмен в клетке? Выберите три верных ответа из
шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) по своим результатам противоположен биосинтезу
2) идёт с поглощением энергии
3) завершается в митохондриях
4) завершается в рибосомах
5) сопровождается синтезом молекул АТФ
6) завершается образованием кислорода и углеводов
Пояснение.Энергетический обмен в клетке: по своим результатам противоположен биосинтезу (1); за
вершается в митохондриях (3); сопровождается синтезом молекул АТФ (5)
От в е т : 1 3 5