ОГЭ. Биология. Задание 26 «Умение определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов»

  • Подготовка к тестированию
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена подборка материалов к заданию № 26 по теме: «Умение определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов» Для удачного выполнения, необходимо знать теорию. Ознакомившись с планом выполнения заданий, выпускники будут точно представлять технологию выполнения подобных заданий. Тематика задания охватывает курс школьного предмета биологии. Здесь представлены задания на умение устанавливать последовательность
Иконка файла материала задание 26.doc
Задания 26. Умение определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов 1. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению  отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность  цифр.   1) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги. 2) Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы. 3) Закрепите побег деревянными шпильками. 4) Лопатой отделите укоренившийся побег от куста. 5) Пригните побеги к почве и присыпьте землёй. Пояснение. Побеги многих растений при соприкосновении с почвой укореняются. При нарушении  связи между материнской особью и укоренившимся побегом возникает самостоятельная  дочерняя особь. Такое размножение растений нередко имеет место в естественных услови­ ях (черемуха, бересклет). В практике с этой целью ветви или отдельные побеги растений  пригибают к земле и закрепляют в таком положении. На участке побега, прикрытом поч­ вой, появляются корни. Надрез на стебле в месте соприкосновения его с грунтом ускоряет  корнеобразование, а нередко и образование придаточных почек, развивающихся в побеги.  Укоренившийся отводок переносят на место постоянной посадки. Отводками, размножают крыжовник, виноград, смородину, гвоздику и др.  От в е т :   1 2 5 3 4 2. Расположите в правильном порядке процессы, вызывающие листопад. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) отделение черешка листа от побега 2) пожелтение листьев 3) образование пробкового слоя у основания черешка листа 4) уменьшение длины светового дня Пояснение. Листопад — биологический процесс сбрасывания листвы растениями. Листопад выработался в процессе длительной эволюции растений и вошел в ритм жизни.  Следуя этому ритму, растения заблаговременно готовятся к зиме. С приближением осени  укорачивается световой день, понижается температура, ослабляются жизненные процессы  (фотосинтез, транспирация), в листе начинается разрушение пигментов. Раньше всех разру­ шается зеленый пигмент — хлорофилл, маскирующий другие пигменты, например, каро­ тин, которые являются более стойкими и сохраняются дольше. Листья становятся золоти­ сто­желтыми, лиловыми или багряно­красными, наступает «золотая осень». В это же время появляется отделительный слой, лист обрывается и падает под тяжестью своей собствен­ ной пластинки. Ранка затягивается пробкой, образуя листовой рубец с перерезанными ли­ стовыми следами.  От в е т :   4 2 3 1 3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению  прививкой, после отбора нужного подвоя. В ответе запишите соответствующую последова­ тельность цифр.   1) Возьмите привой — однолетний побег с двумя­тремя почками или одну почку с частью  древесины. 2) Плотно обвяжите место прививки.3) Подберите подходящий подвой — взрослое растение­сеянец. 4) Прикрепите привой к подвою. 5) Сделайте надрез на подвое до камбия. Пояснение. Сущность прививки заключается в том, что части разных растений искусственно, а в приро­ де иногда и естественно соединяясь, срастаются, образуя единый организм. Растение, на  котором прививают другое, называют подвоем, прививаемую часть — привоем.   Возьмите привой — однолетний побег с двумя­тремя почками или одну почку с частью  древесины, подберите подходящий подвой — взрослое растение­сеянец, сделайте надрез на подвое до камбия, прикрепите привой к подвою, плотно обвяжите место прививки. От в е т :   1 3 5 4 2 4. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению  черенками чёрной смородины. В ответе запишите соответствующую последовательность  цифр.   1) Срежьте однолетний побег с куста смородины. 2) Высадите черенки в почву так, чтобы на поверхности была одна почка. 3) Обильно полейте почву. 4) Высадите проросшие черенки на новое место. 5) Разделите побег на части — черенки с тремя­четырьмя почками. Пояснение. Черенком называется любая отделенная от стебля часть, которая в благоприятных услови­ ях развивается в самостоятельное растение.    Порядок следующий: — Срежьте однолетний побег с куста смородины. — Разделите побег на части — черенки с тремя­четырьмя почками. — Обильно полейте почву. — Высадите черенки в почву так, чтобы на поверхности была одна почка. — Высадите проросшие черенки на новое место. От в е т :   1 5 3 2 4 5. Расположите в правильном порядке события, происходящие при прорастании фасоли. В  ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) появление семядолей 2) появление зелёных листочков 3) разрушение семенной кожуры 4) набухание семени 5) появление корешка Пояснение. Через отверстие (микропиле) в семенной кожуре внутрь семени проникает вода, и семя —  набухает. Первым появляется корешок, затем — семенная кожура разрушается, появляются семядо­ ли, появляются зеленые листочки.От в е т :   4 5 3 1 2 6. Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соот­ ветствующую последовательность цифр.   1) зёрна пшеницы 2) рыжая лисица 3) клоп вредная черепашка 4) степной орёл 5) обыкновенный перепел Пояснение. Пищевая цепь (трофическая цепь, цепь питания), взаимосвязь организмов через отношения  пища — потребитель (одни служат пищей для других). При этом происходит трансформа­ ция вещества и энергии от продуцентов (первичных производителей) через консументов  (потребителей) к редуцентам (преобразователям мёртвой органики в неорганические веще­ ства, усваиваемые продуцентами).    Зёрна пшеницы  степной орёл. От в е т :   1 3 5 2 4 7. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента,  доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В ответе запишите соответ­ ствующую последовательность цифр.   1) Добавьте немного воды на дно банки. 2) Внесите зажжённую свечу в банку. 3) Накройте банку пластмассовой крышкой. 4) Положите в стеклянную банку семена. 5) Оставьте банку в таком состоянии на 24 часа. новенный перепел   рыжая ли  клоп вред ная черепашка  сица   → → →  обык →Пояснение. Семена также как и все живые существа, дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Дышат семена и днем, и ночью. В период покоя дыхание семян очень слабое, но при  прорастании резко увеличивается. Увеличивается потребность в О2 и возрастает выделение СО2.   В этом можно убедиться, проделав несложный опыт: взять две бутылки с прозрачными  стеклами, в них насыпать одинаковое количество семян. В одну — сухих, в другую — про­ растающих. Обе бутылки плотно закроем. Через сутки — двое суток откроем бутылку с  сухими семенами и внесем в нее горящую лучину — она будет продолжать гореть. Это го­ ворит о том, что в бутылке с сухими семенами состав воздуха почти не изменился, т. к. не  прорастающие семена дышат очень слабо и запас О2 в бутылке сохранился почти полно­ стью. Затем откроем бутылку с прорастающими семенами и опустим до дна горящую лу­ чинку — лучинка гаснет, потому что прорастающие семена израсходовали для дыхания О2  и выделили большое количество СО2, а СО2 на поддерживает горения. От в е т :   4 1 3 5 2 8. Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей.  В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) Пресмыкающиеся 2) Гадюка 3) Хордовые 4) Гадюка обыкновенная 5) Чешуйчатые Пояснение. В систематике животных: Царство — тип — класс — отряд — семейство — род — вид. Но так как по условию просят начинать с наименьшей, начинаем с вида: — Вид — Гадюка обыкновенная; — Род — Гадюка; — Отряд — Чешуйчатые; — Класс — Пресмыкающиеся; — Тип — Хордовые. От в е т :   4 2 5 1 3 9. Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большин­ ства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соот­ ветствующую последовательность цифр.   1) всасывание аминокислот в кровь 2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи 3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны 4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела 5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком Пояснение. Пищеварение — это совокупность процессов, обеспечивающих механическое измельчение  пищи, химическое расщепление макромолекул питательных веществ на компоненты, при­ годные для всасывания и участия в обмене веществ.    Порядок следующий: — измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны;— переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком; — переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи; — всасывание аминокислот в кровь; — поступление питательных веществ в органы и ткани тела. От в е т :   3 5 2 1 4 10. Расположите в правильном порядке события, происходящие в процессе развития низ­ ших зверей, на примере кенгуру. В ответе запишите соответствующую последовательность  цифр.   1) захватывание детёнышем набухшего соска 2) выпрыгивание детёныша из сумки и переход к самостоятельной жизни 3) перемещение детёныша в сумку матери 4) рождение самкой детёныша величиной с грецкий орех 5) впрыскивание матерью в рот детёныша молока путём сокращения особых мышц Пояснение. Сумчатые отличаются от плацентарных по ряду признаков, в частности тем, что появляют­ ся на свет недоразвитыми, а затем растут в сумке у матери.   Порядок следующий: — рождение самкой детёныша величиной с грецкий орех; — перемещение детёныша в сумку матери; — захватывание детёнышем набухшего соска; — впрыскивание матерью в рот детёныша молока путём сокращения особых мышц; — выпрыгивание детёныша из сумки и переход к самостоятельной жизни. От в е т :   4 3 1 5 2 11. Расположите в правильном порядке процессы, происходящие в пищеварительной систе­ ме птицы, после прохождения пищи через ротовую полость. В ответе запишите соответ­ ствующую последовательность цифр.   1) переваривание пищи соками поджелудочной железы, печени и желчного пузыря 2) поступление непереваренных продуктов в клоаку 3) размягчение и частичное переваривание пищи под влиянием слюны 4) обработка пищи пищеварительными соками, вырабатываемыми железистыми клетками  желудка Пояснение. У птиц нет зубов, поэтому этап измельчение пищи в ротовой полости отсутствует.   Порядок следующий: — размягчение и частичное переваривание пищи под влиянием слюны; — обработка пищи пищеварительными соками, вырабатываемыми железистыми клетками  желудка; — переваривание пищи соками поджелудочной железы, печени и желчного пузыря; — поступление непереваренных продуктов в клоаку. От в е т :   3 4 1 2 12. Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе запишите соот­ ветствующую последовательность цифр.   1) паук 2) сова→  паук  → →  сова.  жаба   муха  3) цветущее растение 4) муха 5) жаба Пояснение. Пищевая цепь (трофическая цепь, цепь питания), взаимосвязь организмов через отношения  пища — потребитель (одни служат пищей для других). При этом происходит трансформа­ ция вещества и энергии от продуцентов (первичных производителей) через консументов  (потребителей) к редуцентам (преобразователям мёртвой органики в неорганические веще­ ства, усваиваемые продуцентами).   Порядок следующий: → Цветущее растение  От в е т :   3 4 1 5 2 13. Расположите в правильном порядке процессы выделения из организма рыб вредных рас­ творённых в воде продуктов обмена, начиная с поступления крови в почки. В ответе запи­ шите соответствующую последовательность цифр.   1) удаление мочи по мочеиспускательному каналу 2) стекание из почек мочи по мочеточникам 3) поступление мочи в мочевой пузырь 4) прохождение крови по кровеносным сосудам почек 5) фильтрация почками поступившей в неё жидкости и образование мочи Пояснение. Порядок следующий: — прохождение крови по кровеносным сосудам почек; — фильтрация почками поступившей в неё жидкости и образование мочи; — стекание из почек мочи по мочеточникам; — поступление мочи в мочевой пузырь; — удаление мочи по мочеиспускательному каналу. От в е т :   4 5 2 3 1 14. Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию  прыткой ящерицы, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответству­ ющую последовательность цифр.   1) развитие зародышей внутри яиц 2) выход молодых ящериц 3) оплодотворение яиц в яйцеводах самок семенной жидкостью самцов 4) продвижение яиц по яйцеводам самки и образование на них защитной волокнистой обо­ лочки 5) откладка самкой яиц Пояснение. Оплодотворение пресмыкающихся внутреннее. Так как пресмыкающиеся размножаются на  суше, то сперматозоиды вводятся самцом в клоаку самки. Они продвигаются по яйцеводу  и проникают в яйцевые клетки. Оплодотворение яйцевых клеток пресмыкающихся проис­ ходит не в воде, а внутри организма самки. При продвижении яиц по яйцеводам самки про­ исходит поэтапное образование на них защитной волокнистой оболочки. Самки откладыва­ ют оплодотворенные яйца с большим содержанием желтка. Снаружи яйца покрыты плот­ ной кожистой оболочкой, как у многих видов ящериц и змей, или известковой скорлупой,  как у крокодилов и черепах. От в е т :   3 4 5 1 215. Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию  птицы, начиная с гнездования. В ответе запишите соответствующую последовательность  цифр.   1) откладка яиц и их насиживание самками 2) оплодотворение яиц в яйцеводах самки семенной жидкостью самцов 3) постройка гнёзд или ремонт ранее использованных 4) появление потомства и проявление заботы о нём 5) образование у яиц белочной и других оболочек Пояснение. Порядок следующий: — постройка гнёзд или ремонт ранее использованных; — оплодотворение (внутреннее) яйцеклеток в яйцеводах самки семенной жидкостью сам­ цов; — поэтапное образование у яиц белочной и других оболочек при прохождении по яйцево­ дам; — откладка яиц и их насиживание; — появление потомства и проявление заботы о нём. От в е т :   3 2 5 1 4 16. Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с  наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) соединительная ткань 2) ион железа 3) эритроциты 4) гемоглобин 5) форменные элементы 6) кровь Пояснение. Расположим по сложности организации, начиная с ионов: ион железа  ная ткань. От в е т :   2 4 3 5 6 1 17. Расположите в правильной последовательности процессы, относящиеся к питанию прес­ новодной гидры, начиная с прикосновения жертвы к её щупальцам. В ответе запишите со­ ответствующую последовательность цифр.   1) захватывание частиц пищи из кишечной полости пищеварительно­ мускульными клетка­ ми и переваривание частиц в пищеварительных вакуолях 2) доставка щупальцами парализованной добычи к ротовому отверстию 3) прикосновение дафнии или другой мелкой живности к щупальцу гидры 4) удаление непереваренных остатков пищи из кишечной полости 5) переваривание пищи в кишечной полости под действием пищеварительного сока Пояснение. Гидра питается мелкими беспозвоночными — дафниями и другими ветвистоусыми, цикло­ пами, а также олигохетами. Добыча захватывается щупальцами с помощью стрекательных  клеток, яд которых быстро парализует мелких жертв. Координированными движениями  щупалец добыча подносится ко рту, а затем с помощью сокращений тела гидра «надевает­ ся» на жертву. Пищеварение начинается в кишечной полости (полостное пищеварение), за­ → единитель­  ге→ моглобин  менные элементы   эрит роциты  →  кровь   со →  фор→канчивается внутри пищеварительных вакуолей эпителиально­мускульных клеток энтодер­ мы (внутриклеточное пищеварение). Непереваренные остатки пищи выбрасываются через  рот. От в е т :   3 2 5 1 4 18. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса  человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) двигательный нейрон 2) чувствительный нейрон 3) спинной мозг 4) рецепторы сухожилия 5) четырёхглавая мышца бедра Пояснение. Рефлекторная дуга (нервная дуга) — путь, проходимый нервными импульсами при осу­ ществлении рефлекса. Коленный рефлекс — это безусловный рефлекс, относящийся к  группе рефлексов растяжения. Коленный рефлекс возникает при непродолжительном рас­ тяжении четырёхглавой мышцы бедра, вызванном лёгким ударом по сухожилию этой  мышцы под надколенником. При ударе сухожилие растягивается, действуя в свою очередь  на мышцу­разгибатель, что вызывает непроизвольное разгибание голени. Коленный рефлекс является классическим примером двунейронного рефлекса.   Порядок следующий: Рецепторы сухожилия  →   ствительный нейрон  гательный нейрон   спин ной мозг   четырёхгла вая мышца бедра.  чув→ →  дви→ Рис. с сайта http://files.school­collection.edu.ru. От в е т :   4 2 3 1 5 19. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги человека при  отдёргивании руки от горячего предмета. В ответе запишите соответствующую последова­ тельность цифр.1) вставочный нейрон 2) чувствительный нейрон 3) рецепторы кожи 4) скелетная мышца 5) исполнительный нейрон Пояснение. Рефлекторная дуга (нервная дуга) — путь, проходимый нервными импульсами при осу­ ществлении рефлекса.  Отдёргивание руки от горячего предмета — это трехнейронный безусловный рефлекс, от­ носящийся к группе рефлексов защитных.   Порядок следующий:  чув→ рецепторы кожи   ске→ летная мышца. рон     ис→ полнительный ней­ ствительный нейрон  вочный нейрон   вста→ От в е т :   3 2 1 5 4 20. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у  человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) чувствительный нейрон 2) рецепторы носовой полости 3) центр продолговатого мозга 4) двигательный нейрон 5) дыхательные мышцы Пояснение. Чиханье — защитный безусловный рефлекс человека и высших животных, обеспечивающий удаление из верхних дыхательных путей пыли, слизи и других раздражающих агентов  путём форсированного выдоха, преимущественно через носоглотку, после короткого глу­ бокого вдоха.   Порядок следующий: рецепторы носовой полости  двигательный нейрон  От в е т :   2 1 3 4 5  ды→ хательные мышцы. ствительный нейрон  долговатого мозга   центр про  →  чув→ →21. Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наи­ меньшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) класс Двудольные 2) отдел Покрытосеменные 3) род Шиповник 4) царство Растения 5) семейство Розоцветные Пояснение. В систематике растений схема такова:    царство — отдел — класс — семейство — род — вид.   Но так как по заданию требуется начинать с наименьшей категории порядок будет обрат­ ный: — род Шиповник; — семейство Розоцветные; — класс Двудольные; — отдел Покрытосеменные; — царство Растения. От в е т :   3 5 1 2 4 22. Расположите в правильном порядке элементы пути, по которому проводятся нервные  импульсы при осуществлении рефлекса. В ответе запишите соответствующую последова­ тельность цифр.   1) рабочий орган 2) чувствительные нервные окончания 3) чувствительный путь 4) участок ЦНС 5) исполнительный путь Пояснение. Рефлекторная дуга (нервная дуга) — путь, проходимый нервными импульсами при осу­ ществлении рефлекса.    Порядок следующий: Чувствительные нервные окончания  тельный путь  От в е т :   2 3 4 5 1 23. Расположите в правильном порядке процессы, относящиеся к размножению и развитию  лягушки, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую по­ следовательность цифр.   1) замена жаберного дыхания лёгочным 2) откладка икры самкой в воду 3) развитие жабр, мускулатуры и скелета 4) оплодотворение икры самцами 5) появление личинки Пояснение.  ра→ бочий орган. ствительный путь   чув→  уча→ сток ЦНС   ис→ полни­Оплодотворение внешнее. Самки выметывают икру, очень похожую па икру рыб, и самцы  поливают ее семенной жидкостью. Сперматозоиды проникают в икринки и оплодотворяют  их. Оболочки икринок в воде сильно разбухают, делаются прозрачными, склеиваются друг  с другом, образуя комки, и выплывают на поверхность или прикрепляются к подводным  предметам. После оплодотворения личинки начинают быстро развиваться, в результате в  икринке образуется многоклеточный зародыш. Через несколько дней из икринки появляет­ ся личинка — головастик. Головастик вначале имеет хвостик и напоминает малька рыб.  Дышит головастик тремя парами перистых жабр, находящихся по бокам головы. В даль­ нейшем развитии появляются легкие, трехкамерное сердце, два круга кровообращения.  Далее появляются задние и передние конечности. Сначала утончается, а затем укорачива­ ется, далее совсем исчезает хвост, и головастик превращается в маленького лягушонка.   по→ явление личинки   → → дотворение икры самцами   за→ мена жаберного дыхания лёгочным. Порядок следующий: Откладка икры самкой в воду   опло развитие жабр, мускулатуры и скелета  От в е т :   2 4 5 3 1 24. Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) класс Земноводные 2) тип Хордовые 3) род Жабы 4) царство Животные 5) отряд Бесхвостые Пояснение. В систематике животных: Царство – тип – класс – отряд – семейство – род – вид. Но, так  как по заданию требуется начинать с наименьшей категории, порядок будет обратный:  — род Жабы; — отряд Бесхвостые; — класс Земноводные; — тип Хордовые; — царство Животные. От в е т :   3 5 1 2 4 25. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента,  доказывающего выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствую­ щую последовательность цифр.   1) Накройте комнатное растение стеклянным колпаком. 2) Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой. 3) Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф. 4) Рассмотрите помутневшую известковую воду. 5) Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.Пояснение. Порядок следующий: Возьмите комнатное растение с большим числом листьев. Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой. Накройте комнатное растение стеклянным колпаком. Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф. Рассмотрите помутневшую известковую воду. От в е т :   5 2 1 3 4 26. Расположите в правильном порядке кости задних конечностей птицы, начиная от позво­ ночника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) цевка 2) кость голени 3) фаланги пальцев 4) бедренная кость Пояснение. Порядок следующий: бедренная кость — кость голени — цевка — фаланги пальцев.   Скелет птицы: 1 —нижняя челюсть; 2 — череп; 3 —шейные позвонки; 4 — грудные позвон­ ки; 5 — плечевая кость; 6 — кости пясти и пальцев; 7—кости предплечья; 8—лопатка; 9  —ребра; 10 — таз; 11 —хвостовые позвонки; 12 — копчиковая кость; 13 — бедренная  кость; 14 — кости голени; 15 — цевка; 16 — фаланги пальцев; 17 — киль грудины; 18 —  грудина; 19 — воронья кость; 20 — ключица. От в е т :   4 2 1 3 27. Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания, начиная с организма,  поглощающего солнечный свет. В ответе запишите соответствующую последовательность  цифр.   1) липа 2) ястреб перепелятник 3) жук пахучий красотел 4) обыкновенный скворец 5) гусеница непарного шелкопряда→ →  обык  жук па хучий красотел  новенный скворец  гу→ сеница непарного шелкопряда  Пояснение. Цепь питания — цепь взаимосвязанных видов, последовательно извлекающих органическое вещество и энергию из исходного пищевого вещества. Каждое предыдущее звено цепи пи­ тания является пищей для следующего звена.  Травоядные животные (потребители первого порядка) поедают растения, первичные хищ­ ники (потребитель второго порядка) поедают травоядных, вторичные хищники (потребите­ ли третьего порядка) поедают хищников помельче.   Порядок следующий: липа   яст→ реб перепелятник. От в е т :   1 5 3 4 2 28. Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наи­ большей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) Млекопитающие 2) Куньи 3) Лесная куница 4) Хордовые 5) Хищные Пояснение. В систематике животных: Царство — тип — класс — отряд — семейство — род — вид.  Но так как по условию просят начинать с наибольшей, начинаем с типа: Тип — Хордовые. Класс — Млекопитающие. Отряд — Хищные. Род — Куньи. Вид — Лесная куница. От в е т :   4 1 5 2 3 29. Расположите в правильном порядке кости нижней конечности, начиная от тазового  пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) плюсна 2) бедренная кость 3) предплюсна 4) малоберцовая кость 5) фаланги пальцев Пояснение.Кости стопы подразделяют на три группы: кости предплюсны, кости плюсны и фаланги  пальцев. От в е т :   2 4 3 1 5 30. Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого  пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) кости пясти 2) плечевая кость 3) фаланги пальцев 4) лучевая кость 5) кости запястья Пояснение.От в е т :   2 4 5 1 3 31. Расположите в правильном порядке процессы, протекающие во время дыхательного  движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха. В ответе запишите со­ ответствующую последовательность цифр.   1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы 2) увеличение объёма лёгких 3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка угле­ кислого газа 4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха 5) расслабление межрёберных мышц Пояснение. Дыхательный центр млекопитающих расположен в продолговатом мозгу.Составляющие  процессы дыхания а) внешнее дыхание, включает в себя: вентиляцию легких (обмен газов между атмосферой и альвеолами), легочную диффузию газов (обмен газов между газом альвеол и кровью капилляров малого  круга кровообращения); б) связывание и транспорт газов кровью; в) внутреннее дыхание: тканевая диффузию газов (обмен газов между кровью и тканями), тканевое дыхание (использование кислорода клетками).   Итак, дыхательные движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха: — сокращение межрёберных мышц и диафрагмы; — увеличение объёма лёгких; — обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка угле­ кислого газа; — расслабление межрёберных мышц; — уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха. От в е т :   1 2 3 5 4 32. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса кашля у че­ ловека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) сокращение дыхательных мышц 2) рецепторы гортани 3) центр продолговатого мозга 4) чувствительный нейрон 5) исполнительный нейрон Пояснение. Кашель — форсированный выдох через рот, вызванный сокращениями мышц дыхательных  путей из­за раздражения рецепторов. Физиологическая роль кашля — очищение дыхатель­ ного тракта от посторонних веществ и предупреждение механических препятствий, нару­ шающих проходимость воздухоносных путей.   Порядок следующий: рецепторы гортани  тельный нейрон  От в е т :   2 4 3 5 1  со→ кращение дыхательных мышц. ствительный нейрон   чув→ →  центр про долговатого мозга   ис→ полни­мно→ ценоз   био→ сфера. →  по→ пуляция   био→ гоклеточный организм  33. Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего.  В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) биоценоз 2) популяция 3) нейрон 4) многоклеточный организм 5) биосфера Пояснение. Чаще всего выделяют шесть основных структурных уровней жизни: молекулярный, клеточ­ ный,органно­тканевой, организменный, популяционно­видовой, биогеоценотический и био­ сферный.    Порядок следующий: нейрон  От в е т :   3 4 2 1 5 34. Задание 26 № 1275. Расположите в правильном порядке стадии развития медоносной  пчелы, после оплодотворения женской гаметы. В ответе запишите соответствующую после­ довательность цифр.   1) куколка 2) личинка 3) яйцо, отложенное самкой 4) взрослая особь 5) зигота Пояснение. У пчелы (перепончатокрылые) развитие с превращением:  ку→ колка  зигота   яйцо, от От в е т :   5 3 2 1 4 35. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. В от­ вете запишите соответствующую последовательность цифр.   1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов 2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой 3) смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была по­ стоянно влажной 4) через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений 5) возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу 6) поставьте тарелку в тёплое место Пояснение. 5) возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу 3) смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была по­ стоянно влажной 1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов 2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой 6) поставьте тарелку в тёплое место 4) через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений От в е т :   5 3 1 2 6 4 ложенное самкой   взрос лая особь (имаго).  ли→ чинка  →36. Установите последовательность таксономических единиц в классификации ржи, начи­ ная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) отдел Цветковые 2) царство Растения 3) порядок Злаковые 4) семейство Злаки 5) класс Однодольные 6) род Рожь Пояснение. царство Растения отдел Цветковые класс Однодольные порядок Злаковые семейство Злаки род Рожь От в е т :   2 1 5 3 4 6 37. Установите последовательность таксономических единиц в классификации клевера, на­ чиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) отдел Покрытосеменные 2) семейство Бобовые 3) порядок Бобовоцветные 4) царство Растения 5) класс Двудольные 6) род Клевер Пояснение. царство Растения отдел Покрытосеменные класс Двудольные порядок Бобовоцветные семейство Бобовые род Клевер От в е т :   4 1 5 3 2 6 38. Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки  начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) Двудольные 2) Ромашка 3) Растения 4) Астроцветные 5) Цветковые, или Покрытосеменные 6) Астровые, или Сложноцветные Пояснение. Царство Растения Отдел Цветковые, или Покрытосеменные Класс Двудольные Порядок Астроцветные Семейство Астровые, или СложноцветныеРод Ромашка  От в е т :   3 5 1 4 6 2 39. Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана  начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) Лилиецветные 2) Растения 3) Цветковые, или Покрытосеменные 4) Лилейные 5) Однодольные 6) Тюльпан Пояснение. Царство Растения Отдел Цветковые, или Покрытосеменные Класс Однодольные Порядок Лилиецветные Семейство Лилейные Род Тюльпан От в е т :   2 3 5 1 4 6 40. Установите последовательность стадий жизненного цикла папоротника орляка, начиная с оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) оплодотворение 2) развитие половых клеток 3) развитие спорангиев на листьях 4) развитие корневища 5) развитие заростка 6) развитие спор в спорангиях Пояснение. Оплодотворение  ев на листьях  витие заростка (гаметофита)  От в е т :   1 4 3 6 5 2 41. Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с  оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) оплодотворение 2) развитие листостебельного растения 3) развитие коробочки на ножке 4) развитие половых органов и гамет 5) развитие спор 6) прорастание протонемы Пояснение. Оплодотворение  ние спор  растание протонемы   раз→ витие половых органов и гамет. От в е т :   1 3 5 6 2 4  вы→ сыпа­  раз→ витие листостебельного растения (гаметофита)   раз→ витие спорофита (коробочки на ножке)   раз→ витие споранги­  раз→ ­ растание спор   раз→ витие спор   раз→ витие спорофита (у которого есть корневище)   про→  раз→ витие спор в спорангиях   вы→ сыпание спор   раз→ витие половых клеток.  про→→ → →  5) брон хи   7) гор тань   2) тра хея  42. Определите правильную последовательность прохождения порции кислорода через ор­ ганизм человека от момента вдоха до поступления в клетки. В ответе запишите соответ­ ствующую последовательность цифр.   1) лёгкие 2) трахея 3) ткани 4) носоглотка 5) бронхи 6) кровь 7) гортань Пояснение. 4) носоглотка  От в е т :   4 7 2 5 1 6 3 43. Расставьте цифры в соответствии с последовательностью расположения слоёв стебля  сосны, начиная с наружного слоя. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) пробка 2) кожица 3) камбий 4) луб 5) древесина 6) сердцевина Пояснение. Стебель: 2) кожица  От в е т :   2 1 4 3 5 6 44. Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме белков в ор­ ганизме человека, начиная с попадания пищи в желудок. В ответе запишите соответствую­ щую последовательность цифр.    1) лёгкие   6) кровь   3) ткани  1) проб  3) кам бий   5) дре весина   6) серд цевина → ка  →  4) луб  → → → → → → 1) расщепление ненужных и испорченных белков и окисление их до  и 2) расщепление пептидов на аминокислоты в двенадцатиперстной кишке 3) расщепление белков на короткие пептиды в желудке 4) поступление аминокислот в ткани и синтез собственных белков 5) выведение CO2, NH3 и H2O из организма 6) всасывание аминокислот в кровь в тонком кишечнике Пояснение. Расщепление белков на короткие пептиды в желудке  кислоты в двенадцатиперстной кишке  нике  нужных и испорченных белков и окисление их до  и H2O из организма. От в е т :   3 2 6 4 1 5 45. Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в  организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите со­ ответствующую последовательность цифр.  вса→ сывание аминокислот в кровь в тонком кишеч­  рас→ щепление не­ вы→ ведение CO2, NH3   по→ ступление аминокислот в ткани и синтез собственных белков   рас→ щепление пептидов на амино­ ичательное расщепление угле­  по→ ступление сахаров в ткани   вы→ ведение из организма воды и углекислого газа.  окис → →  вса→ сывание сахаров в тонком ки­ ление сахаров в    1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды 2) поступление сахаров в ткани 3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь 4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости 5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцати­ перстной кишке 6) выведение из организма воды и углекислого газа Пояснение. Начало расщепления полисахаридов в ротовой полости  окон водов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке  шечнике и поступление их в кровь  клетках до углекислого газа и воды  От в е т :   4 5 3 2 1 6 46. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. Запи­ шите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности  в таблицу. 1) На бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов. 2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой. 3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была по­ стоянно влажной. 4) Через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений. 5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу. 6) Поставьте тарелку в тёплое место. Пояснение. Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу  вальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной  бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов  кройте тарелку полиэтиленовой плёнкой  сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений. От в е т :   5 3 1 2 6 4 47. Расположите пункты инструкции по изучению микропрепарата ткани в правильном по­ рядке. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) Переведите микроскоп на большое увеличение. 2) Настройте на микроскопе свет. 3) Поставьте микроскоп перед собой. 4) Сфокусируйте микроскоп на клетках при малом увеличении. 5) Рассмотрите и зарисуйте особенности строения клеток. 6) Положите препарат на предметный столик. Пояснение.  На→ стройте на микроскопе свет По→ ложите препарат  Поставьте микроскоп перед собой  на предметный столик Сфо→ кусируйте микроскоп на клетках при малом увеличении  пе→ ­ реведите микроскоп на большое увеличение Рас→ смотрите и зарисуйте особенности строе­ ния клеток. От в е т :   3 2 6 4 1 5 48. Расположите пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука в правиль­ ном порядке, начиная с подготовки предметного стекла. В ответе запишите соответствую­ щую последовательность цифр.  По→ ставьте тарелку в тёплое место   За→ ­  Через   Смо→ чите фильтро­  На → →Очи→ →  Осто стите лукови­  По→ ложите рожно расправьте кожицу пре­   1) Положите кусочек плёнки в каплю воды на предметном стекле. 2) С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом. 3) Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло. 4) Накройте покровным стеклом. 5) Очистите луковицу, разрежьте её вдоль. 6) Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой. Пояснение. Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло  цу, разрежьте её вдоль → С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом  кусочек плёнки в каплю воды на предметном стекле  паровальной иглой  На→ кройте покровным стеклом От в е т :   3 5 2 1 6 4 49. Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите со­ ответствующую последовательность цифр.   1) зёрна пшеницы 2) рыжая лисица 3) клоп вредная черепашка 4) степной орёл 5) обыкновенный перепел Пояснение. Это пастбищная цепь: зёрна пшеницы  степной орёл От в е т :   1 3 5 2 4 50. Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их орга­ низации. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.   1) клетка 2) ткань 3) ген 4) орган 5) ядро Пояснение. Биологические системы в порядке усложнения их организации: ген  От в е т :   3 5 1 2 4 51. Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образова­ ния крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запиши­ те соответствующую последовательность цифр.   1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они  плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю 2) опустите лист хлорофитума в раствор йода 3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин. 4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки 5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70 %) новенный перепел   клоп вред ная черепашка   рыжая ли сица  →  обык →  ядро  →  клет ка   → →  ткань  →  орган → →опу→  про→  про→  При→ кипятите лист   Вы→ берите однолетние побеги, стите лист хлорофитума в раствор йода. кипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин   рас→ положите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на   → гните побеги к почве и присыпьте землёй   Ло→ патой отделите укоренившийся побег от  Пояснение. Последовательность действий в эксперименте: на обе стороны листа хлорофитума наложи­ те полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую  каёмку по краю  сутки  хлорофитума в спирте (40–70 %)  От в е т :   1 4 3 5 2 52. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность  цифр.   1) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги. 2) Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы. 3) Закрепите побег деревянными шпильками. 4) Лопатой отделите укоренившийся побег от куста. 5) Пригните побеги к почве и присыпьте землёй. Пояснение. Инструкция по вегетативному размножению отводками:  Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги  растущие близко к поверхности почвы  Закрепите побег деревянными шпильками  куста   Примечание  Как верный ответ принимается также, если последовательность:  Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги  растущие близко к поверхности почвы  гните побеги к почве и присыпьте землёй  куста От в е т :   1 2 5 3 4 | 1 2 3 5 4 53. Установите последовательность уровней организации жизни в порядке их усложнения.  В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.  1) клеточный 2) тканевый 3) организменный 4) органный 5) молекулярный Пояснение. 5) молекулярный  От в е т :   5 1 2 4 3 54. Установите последовательность появления организмов при формировании биоценоза на первично свободной территории. В ответе запишите соответствующую последовательность  цифр.  1) лишайники 2) травы 3) мхи 4) кустарники 5) деревья Пояснение.  За→ крепите побег деревянными шпильками   Вы→ берите однолетние побеги,  При→ ­  Ло→ патой отделите укоренившийся побег от   3) ор ганизменный →  1) кле точный   2) тка невый   4) ор ганный  → → →Первичная сукцессия: 1) лишайники  От в е т :   1 3 2 4 5 →  3) мхи  →  2) травы  →  4) ку старники  →  5) де ревья