ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
Оценка 5

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

Оценка 5
Подготовка к тестированию +1
pptx
русский язык
9 кл
03.02.2019
ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
В представленном материале вниманию обучающихся предлагается критерии оценивания сочинения-рассуждения, план работы над данным видом сочинения, содержание его структурных частей и поэтапная структуризация работы. Пошагово разъясняется механизм работы, приводятся речевые клише. Представленные в документе материалы помогут выпускнику 9 класса подготовиться к ОГЭ по русскому языку.
Сочинение+на+лингвистическую+тему(публикация).pptx

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
ОГЭ Подготовка к  написанию  сочинения ­  рассуждения на лингвистическую  тему

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
№  Критерии оценивания сочинения­рассуждения  на  Балл лингвистическую тему (15.1)  С1К1  Наличие  обоснованного  ответа  на   поставленный вопрос  Экзаменуемый  привёл  рассуждение  на   теоретическом уровне.  Фактических  ошибок,   связанных  с  пониманием тезиса, нет Экзаменуемый  привёл  рассуждение  на   теоретическом уровне.  Допущена  одна   фактическая  ошибка,  связанная с пониманием  тезиса  Экзаменуемый  привёл  рассуждение  на   теоретическом уровне.  Допущено  две  и  более   фактические  ошибки, связанные с пониманием  тезиса,   ИЛИ  тезис не доказан,  ИЛИ  дано рассуждение вне контекста задания,   2 1 0

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
С1К2     Наличие примеров­аргументов Экзаменуемый  привёл  два  примера­аргумента   из  текста, верно указав их роль в тексте  Экзаменуемый  привёл  два  примера­аргумента   из  текста, но не указал их роли в тексте,  ИЛИ  привёл  два  примера­аргумента  из  текста,  указав   роль  в тексте одного из них,  ИЛИ  привёл  один  пример­аргумент  из  текста,  указав   его  роль в тексте  Экзаменуемый  привёл  один  пример­аргумент  из   текста, не указав его роли в тексте  Экзаменуемый  не  привёл  ни  одного  примера­ аргумента, иллюстрирующего тезис,  ИЛИ  экзаменуемый  привёл  примеры­аргументы  не  из  прочитанного текста  3 2 1 0

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
С1К3 Смысловая  цельность,  речевая  связность  и  последовательность сочинения    Работа  экзаменуемого  характеризуется  смысловой  цельностью,  речевой связностью и  последовательностью  изложения:   – логические ошибки отсутствуют,  последовательность  изложения не нарушена;  – в работе нет нарушений абзацного членения текста  Работа  экзаменуемого  характеризуется  смысловой  цельностью,  связностью  и  последовательностью  изложения,  НО  допущена одна логическая ошибка,  И/ИЛИ  в  работе  имеется  одно  нарушение  абзацного   членения  текста  В работе экзаменуемого просматривается  2 1 0

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
С1К4   Композиционная стройность работы Работа  характеризуется  композиционной   стройностью  и завершённостью, ошибок  в построении текста нет  Работа  характеризуется  композиционной   стройностью  и завершённостью,   НО  допущена одна ошибка в построении  текста  В  работе  допущено  две  и  более  ошибки   в  построении текста  Максимальное  количество  баллов  за   сочинение  по  критериям С1К1–С1К4  2 1 0 9

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
Разделы лингвистики 2.  Определяем языковое явление Фонетика Орфоэпия Графика Предмет изучения Орфография Лексика Фразеология Морфемика Словообразование Морфология Синтаксис Пунктуация Стилистика Грамматика звуковой строй языка нормы произношения принципы отражения звучащей речи на  письме система правил правописания морфем в  словах разных частей речи совокупность всех слов языка или его  словарный состав устойчивые выражения и сочетания состав слова способы образования слов слова как части словосочетания, предложения, их строение,  значение и функции правила постановки знаков препинания на  письме стили речи и средства языковой  выразительности грамматический строй языка, закономерности  построения словоформ, предложений, текстов

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
СТРУКТУРА ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ            1. Тезис (высказывание о русском языке) : формулируем позицию автора  (цитата из задания  переписывается дословно, или используются разные способы  цитирования).       2. Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата?  как я ее  понимаю? что имеет в виду автор? (т. е. ученик выражает своё отношение к  позиции автора).      3. Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика  о смысле  высказывания, то есть примеры из текста:       1) пример №1, его роль        2) пример №2, его роль      Внимание:       ­ если примерами являются слова или словосочетания, их нужно назвать и  указать номер предложения, в котором они присутствуют;      ­ если в качестве примера используется предложение, его можно или  процитировать, или только указать его номер.      4. Вывод.

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
ПЛАН И ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ      1. Тезис,  то есть высказывание о  русском языке: формулируем позицию  автора (цитата дается в задании; ее можно  переписать дословно, используя разные  способы цитирования).             2. Рассуждение ученика о смысле  высказывания: о чем эта цитата?  как я ее  понимаю? что имеет в виду автор? (т. е.  выражаем своё отношение к позиции  автора).          3. Аргументация (доказательства) в  рассуждении ученика  о смысле  высказывания, то есть примеры из  текста:       1) пример №1, его роль        2) пример №2, его роль      4. Вывод.      Писатель В. Г. Короленко утверждал, что «русский язык  обладает всеми средствами для выражения самых тонких  ощущений и оттенков мысли».      Я согласна с мнением писателя. Действительно, богатство и  уникальность нашего языка состоят не только в том, что он  содержит огромное количество слов, но, главным образом, в том,  что его речевые возможности помогают выразить все, о чем  мы думаем и что испытываем.          Например, в тексте О. Павловой медсестра говорит, что у  Гришки «семь пядей во лбу» (предложение 11). Это  фразеологический оборот. Данное средство выразительности  помогает нам, читателям, понять, что Гришка умен не по годам.             А вот в предложении 3 автор использует слово «детишки»   с уменьшительно­ласкательным суффиксом, и мы сразу  понимаем, что он относится к ним с сочувствием и добротой.      Таким образом, выразительные возможности нашего  языка помогают точно передавать свои мысли и чувства.

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ      Шаг 1. Знакомимся с высказыванием.       Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите  ключевые слова.        Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.       Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт  речь в высказывании. Примерные ответы:        ­ о богатстве,  выразительности, точности русской речи;        ­ о средствах выражения мыслей;        ­ о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений,  синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;        ­ о взаимосвязи лексики и грамматики;        ­ о роли синтаксиса в человеческом общении;        ­ о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков  препинания и т.д.

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
Шаг 3. Оформляем вступление (тезис и рассуждение ученика).      Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания. В этом вам  помогут следующие слова и выражения:       ­ автор анализирует,  характеризует,  рассуждает, отмечает,  доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет,  описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на.., останавливается  на ..., раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует,  касается, утверждает, считает, что ...  и т.д.       Помните, что вступление должно состоять примерно из 2­3­х предложений.  Можно применить цитирование, например:       ­ К. Г. Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем  сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно,  слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и  чувства людей, всё многообразие окружающего мира.       Можно обойтись и без цитирования, например:       ­ Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие  оттенки мыслей. Великий русский писатель К. Паустовский утверждал,  что русским словом можно не только назвать предметы, явления и  действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с  мнением автора высказывания.

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
Или:       ­ Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во  вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова  мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние.  Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку  зрения русского писателя.       Или:      ­ В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о  том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения  всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.   Шаг 4. Пишем основную часть.       Основную часть можно начать следующими фразами:       ­ Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем  фамилию автора текста).           ­ Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста).       ­ Докажем эту мысль на примерах из текста...       ­ Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из  текста ...         Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши  рассуждения. Общие требования к аргументам таковы:       ­ примеров должно быть 2;       ­ примеры должны быть из указанного текста;       ­ приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и  объяснить его значение и указать роль в тексте.

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
Пример 1:      ­  Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык  очень богат синонимами (названо языковое явление) ­ словами, имеющими  общее значение и различающимися дополнительными оттенками или  стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают  пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью  выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует  синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил,  обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и  многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в  тексте).       Пример 2:      ­ Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными  возможностями. Способы образования слов в русском языке очень  разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов ­ это суффиксальный.  Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с  помощью уменьшительно­ласкательного суффикса  ­ечк­, который помогает автору выразить симпатию к героине своего  произведения.       При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во­первых",  "во­вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
Шаг 5. Пишем заключение.      В заключительной части сочинения делается вывод из всего  сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во  вступлении, но другими словами.       Начать вывод можно следующими словами и фразами:       ­ Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно  прийти к такому выводу: ...  В заключение можно сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ...  Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ... и т.д.       Например:       ­ Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К. Г.  Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова  для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.       Или:       ­ Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют  важную роль в художественном тексте: они способствуют более  полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и  оценок автора текста.

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
Внимание! Не ошибитесь!       Главная трудность при написании подобного сочинения –  разобраться в смысле высказывания на лингвистическую тему и  понять, какие примеры нужно искать в тексте. Допустим, в  высказывании  автор говорит о грамматике (синтаксис и  морфология), а ученик в качестве аргументов нашел в тексте  примеры средств выразительности (эпитет, фразеологизм, метафора и  др.). Такие примеры будут считаться ошибочными.      Но в то же время они будут уместны, если в высказывании речь  идет о лексике.

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА «ЯЗЫКОВЫЕ ЕДИНИЦЫ В ТЕКСТЕ»  Языковые единицы Роль языковых единиц в тексте Морфология (грамматика) ­ Глаголы несовершенного вида прошедшего  времени ­ Глаголы совершенного вида   ­ Повелительное и условное наклонения  глагола ­ Подчеркивают будничность, повторяемость  действий, о которых повествуется в тексте ­  Помогают увидеть, что действия совершаются  лишь один раз и в строгой последовательности ­ Выражают приказ, необходимость действия или  его возможность ­ Глаголы в будущем времени ­ Помогают рассказать о том, что произойдет после  предыдущих событий ­ Роль наречий ­ Местоимения ­ Служебные слова (предлоги, частицы, союзы) ­ Конкретизация, детализация действий ­ Указывают на предметы, признаки, не называя их  и являясь заместителями знаменательных слов в  предложении.   ­ Служат для связи слов и предложений, для  выражения авторского отношения к происходящему

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
Синтаксис (грамматика) ­ Однородные члены предложения ­ Обособленные члены предложения ­ Вводные слова ­ Обособленное приложение ­ Обособленное определение ­ Обособленные обстоятельства ­ Сложноподчиненные предложения   ­ Безличные предложения   ­ Односоставные неопределенно­личные предложения   ­ Диалог ­ Абзац  ­ Уточнить мысль, сделать ее ярче, образней ­ Оттенить авторское отношение к изображаемому ­ Усилить зримость и наглядность изображаемого    ­ Достоверно описать состояние героев   ­ Помогают выразить обстоятельственные значения,  усилить наглядность изображаемого ­ Выражают психофизическое состояние человека,  возникающее в результате действия какой­то причины   ­ В них важен сам факт, событие или действие, а  субъект действия остается необозначенным, так как  указание на него несущественно ­ Помогает дать характеристику героя ­ Логические и стилистические функции  ­ Восклицательные предложения ­ Помогают передать настроение, чувства.

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
Пунктуация ­ Восклицательный знак ­ Эмоционально­экспрессивная функция ­ Многоточие Морфемика ­ Уменьшительно­ласкательные суффиксы  ­ Однокоренные слова Лексика. Фразеология ­ Контекстные антонимы   ­ Устная речь героя    Повтор ­ Помогают понять эмоциональное состояние  автора высказывания, внести значение  недоговоренности, незаконченности мысли,  вызванной эмоциональным состоянием ­ Оттенить авторское отношение к изображаемому ­ Изображают явление с различных сторон и  выделяют в нем разнообразные свойства и  признаки ­ Подчеркнуть контраст в изображаемом ­ Дать характеристику героя ­ Акцентирует внимание на важных деталях в  контексте произведения, на накале чувств героев  Средства выразительности ­ Эпитеты, сравнения, олицетворение, метафора,  фразеологизмы   ­ Звукопись ­ Создать художественный образ, усилить  зримость, наглядность изображаемого ­ Создать звуковой образ

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению

ОГЭ: подготовка к сочинению-рассуждению
Успешной сдачи экзамена!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019