ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14
Оценка 4.6

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

Оценка 4.6
Контроль знаний +2
pdf
русский язык
9 кл
10.03.2017
ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14
ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14.Пособие предназначено для тренировки выполнения тестовых заданий 6-14 заданий.Каждая тема начинается,с теоретического задания,а затем следует набор упражнений в объеме десяти-двадцати тестовых заданий.Можно задания использовать при групповых работах и индивидуальных(самостоятельных)или при подготовке репетиторство.Рабочая тетрадь
Рабочая тетрадь по русскому языку для подготовки.pdf

огос     готовимся начального к Всероссийским проверочным

ОБРАЗОВАНИЯОБЩЕГО                                                                                                                                                                           работам

ГА. КАЯСОВА, СВ. САМЫКИНА

+0

Рабочая тетрадь «Русский язык»

ПятьДесят тренировочных работ Для выпускников начальном школы Обучающие итошвые работы

Интенсивная поДготовка на уроках и дома

Различные виды заДаний а Для работы с любыми

УМК


удк 373.3:811.161

ББК 81.2Р-922 k31

Рабочая тетрадь «50 шагов к успеху. Русский язык. 4 класс» предназначена для подготовки выпускников начальной школы к Всероссийской проверочной работе (ВПР) по русскому языку.

В каждой из пятидесяти работ предлагаются вопросы и задания, охватывающие 5—6 тем курса русского языка, что отличает эту тетрадь от других аналогичных изданий, построенных на повторении ранее изученного материала по тематическому принципу.

В связи с тем, что в ВПР по русскому языку включены также задания по развитию речи и работе с текстом, в предлагаемой тетради кроме тренировочных работ по русскому языку помещены работы, направленные на отработку умений по определению темы и идеи текста, составлению его плана, подбору заголовков.

Тренировочные работы рассчитаны на выполнение в классе под руководством учителя на уроках русского языка и литературного чтения. Их можно также использовать для самостоятельной подготовки учащихся дома со взрослыми.

В конце тетради даны обучающие итоговые работы полного цикла, максимально приближенные к реальному испытанию, которое ждет четвероклассников при выполнении Всероссийской проверочной работы по русскому языку.

Тетрадь разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и может использоваться при работе с любыми учебнометодическими комплектами.

Каясова Т. А., Самыкина С. В.

50 шагов к успеху. Русский язык. 4 класс : Рабочая тетрадь. Самара : Издательский дом «Федоров», 2016. 88 с.


ISBN 9786-393-01671-5

© Косова т.А., Самыкина СВ., 2016 lSBN 978-5-393-01671-5 © ИзДательский Дом «ФеДоров», 2016


Уважаемый четвероклассник!

В твоих руках рабочая тетрадь, которая поможет тебе подготовиться к выполнению различных проверочных работ по русскому языку, в том числе к Всероссийской проверочной работе.

Тетрадь «50 шагов к успеху. Русский язык. 4 класс» можно условно разделить на три части.

В первой части ты будешь выполнять тренировочные работы, каждая из которых содержит небольшой текст и шесть заданий к нему из различных разделов курса русского языка. Желательно выполнять работы по порядку. Следуй при этом двум простым правилам: а) дочитывай задание до конца; б) помни, что во многих заданиях может быть не одно, а два требования, например, выписать слово и разобрать его по составу.

Во второй части пособия тебя ждёт работа с художественными и научно-популярными текстами. Первые девять работ здесь обучающие. Они снабжены определениями, пояснениями, комментариями, которые помогут тебе вспомнить что такое тема и идея текста, как составить его план, подобрать заголовок.

Остальные работы тренировочные. В каждой из них нужно внимательно прочитать текстовую часть, а затем выполнить несколько задании.

Помни, что на выполнение одной работы отводится примерно 10 минут. После её проверки важно проанализировать ошибки и исправить их.

Третья часть пособия две обучающие итоговые работы. Выполнив их, ты проверишь свою готовность к серьёзному испытанию — Всероссийской проверочной работе.

Успехов тебе!

1

В скобках напиши прове-

рочное слово.

                          1. Над тихой спящей р кой (                     ) забрезжила

ранняя зорька. 2. Журавли быстро поднимаются с болота. З. Совсем скоро взойдёт над рекой и лесом яркое

со нце. 4. Засияет и переменится всё в осеннем лесу. й

5. С высокого ясного неба услышим мы прощальные г_лоса ( ) журавлей. 6. До св_дания, журав-

ли! 7. До радостной встречи весной!

@ Определи количество букв и звуков в словах.

                   Зорька             букв;          звуков.

                  Засияет             букв;          звуков.

Второе предложение в тексте разбери по членам предложения. Надпиши части речи.

С) Из третьего предложения выпиши все имена существительные. Укажи морфологические признаки одного из

В четвёртом и седьмом предложениях разбери по составу имена прилагательные.

У глаголов в четвёртом предложении определи спряжение. Надпиши над словами.

ф 2

2

щ

1. На берегу пышно разросся кипрей. 2. Это очень тёплый цв_ток. З. Ударит первый осенний моро и иней посеребрит тр ву. 4. Около кипрея инея не бывает, потому что цветок выделяет из себя т_плоту.

5. Растёт кипрей чаще всего рядом с МОЛОДеН_КИМИ соснами. 6. Кипрей      их защитник и сторо

7. В сильный мороз у кипрея отмерзает в_рхушка, но он не сдаётся, ж_вёт. 8. Как много есть на свете уд_вительных растений!

@ Во втором предложении найди и подчеркни слово, в котором букв больше, чем звуков.

Выпиши из текста три имени существительных с нулевым окончанием. Обозначь его.

В четвёртом предложении найди и обведи все имена существительные. Выпиши одно из них и укажи его морфологические признаки.

Из третьего предложения выпиши все глаголы, укажи морфологические признаки одного из них.

Выделенные слова разбери по составу.

з

З

щ

б)

Война в лесу

1. Однажды ранней весной люди вырубили в еловом лесу д_ревья. 2. На полянк_ уц_лели только маленькие ёлоч ки. З. Раньше густые ветви елей з_крывали землю, не давали ей остывать. 4. Елочкам плохо пришлось, когда они остались без защиты. 5. Трава на открытом месте стала разрастаться, а заморозки стали их губить. 6. Б_рёзы и осины вырастали всё выше, скоро их ветки совсем сомкнулись, и трава начала пог бать.

7. Ёлочки т_нулись вверх и скоро переросли своих соседок. 8. Дерев_я пытались бороться, но у них ничего не получилось. 9. Ель стала хозяйкой в лесу!

@ Найди в первом предложении слова с йотированными гласными. Обведи их.

Укажи, где это возможно, род имён прилагательных из первого и второго предложений.

О4 Из шестого предложения выпиши все имена существительные, укажи морфологические признаки одного из них.

(Э Выделенные в тексте слова разбери по составу.

Надпиши падеж имён существительных в седьмом и девятом предложениях.

4

4

Тундра

1. Не все люди понимают чудес_ную прелесть северной природы. 2. Любителям шумных пляжей здесь будет неуютно. З. В огромных пространствах тундры городской человек становит ся беспомощным. 4. Тяжело ему будет ж ть в холодной пала_ке, сер_ёзным испытанием станут длител ные переходы. 5. Неопытному человеку нельзя отправлят_ся даже в недолгое путешествие в этот незнакомый край. 6. Он рискует попасть в опасное положение. 7. В этих условиях нужны наблюдательность, смелость.

Запиши количество букв и звуков в словах.

Понимают букв; звуков. Прелесть букв; звуков.

Выделенные слова разбери по составу.

К последнему слову из седьмого предложения подбери однокоренное слово. Напиши его.

В шестом предложении над всеми словами надпиши части речи.

В третьем предложении над именами прилагательными надпиши их число и род. Обрати внимание, везде ли это возможно.

5

5

щ

ф) В скобках напиши проверочное слово.

В лесу

1.                       Лес уже д_вно бросил л_ству (

2.                       Дни наступают пасмурные, но тих З. Изре_ка ещё блеснёт на небе солнечный луч 4. В такую пору х_р_шо надеть тёпл куртку, взять ружьё и отправит_ся на охоту. 5. Пробираеш ся по узкой лесной тропинк среди молодых берёзок, дубов, осинок.

                   6. Мя кий (                             ) ковёр из осенних листьев

устилает землю.

Подчеркни во втором предложении слова, в которых букв меньше, чем звуков.

Выделенные слова разбери по составу.

Выпиши из шестого предложения все имена существительные. Укажи морфологические признаки одного из них.

О5 Запиши номер предложения с однородными сказуемыми.

Определи склонение имён существительных из третьего предложения. Надпиши над словами.

6

б

В скобках напиши прове-

 

 

рочное слово.

 

ос

 

' 1

 

В осеннем лесу

1. Лишь иногда наруша тся т шина ( в лесу. 2. Это белка перепрыгн_т с ел_ на ель, или

уп_дёт (                              ) тяжёлый жёлудь. З. Пр_рода

5

 

словно замерла в ожидании зимы. 4. Скоро пушистые

 

-36,

хлоп я снега укроют всю землю. 5. Она заснёт и не проснёт ся до самой весны. 6. Ле_ко ( дышать осенней свежестью. 7. Поз няя осень самое хорош время для охоты.

Во втором предложении найди и обведи слово, в котором 6 букв и 5 звуков.

У выделенного слова из шестого предложения определи род, число, падеж.

@ У выделенных слов из седьмого предложения определи склонение. Надпиши над словами.

Э В четвёртом предложении найди и обведи имя существительное, которое стоит в В. п.

Запиши номер предложения с однородными сказуемыми.

7



Весна

1.               Вы слыш те, как звенит радостью синий воздух?

2.               Свершил_сь чудо пришла весна. З. Как хочет ся жить и р_ботать! 4. Рано встаёт над (М, м)осквой ярк со нце. 5. Город ещё спит, а светило спешит скорее заняться своим весенн творчеством. 6. Как художник, оно смешива_т краски утренней зари, заставля_т нежно краснеть обл_ка, пламенеть маковым цветом стёкла домов. 7. Оно выстилает розов цветами мостовые и площади.

@ Найди и обведи в первом предложении слово с йотированной гласной.

Найди прилагательное в первом предложении и укажи е РОД.

Из четвёртого предложения выпиши все имена существительные. Укажи морфологические признаки у одного из них.

Выделенные в тексте слова разбери по составу.

Укажи спряжение глаголов из пятого предложения. Надпиши над словами.

9

9

щ

В скобках напиши проверочное слово.

Глухарь на гальке

1. Широко раскинул_сь глубокое лесное озеро с прозрачной, чистой водой. 2. Медленно всход т над лесом и оз_ром ( ) яркое со_нце.

З. На расписной ковёр похожи б_рега ( пустынн озера. 4. Ещё на рассвете прилетел на береговую гальку глухарь. 5. Ходит он у самой воды, выбирает и клюёт крепк кругл камешки. 6. Они нужны глухарям, чтобы перемалывать, перетирать в зобах грубую зимн пищу.

@ Найди и обведи в первом предложении слова с йотированными гласными.

Укажи род имён прилагательных из первого и второго предложений.

Из шестого предложения выпиши все имена существительные. Укажи морфологические признаки у одного из

Выделенные в тексте слова разбери по составу.

Укажи спряжение глаголов из шестого предложения. Надпиши над словами.

10

Весна в лесу

1. По ч_щобам и болотам ранней весной пробирался

охотник через глухой лес. 2. Много птиц и зверей ви-

            дел он в лесу. З. В молод            осиннике пасут_ся лоси,

а по лесному оврагу пробирается в своё логово старый

волк. 4. Радос на, шумна и пахуча весна. 5. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весе(н, нн)ие ручейки. 6. Смолой пахнут набухшие поч_ки. 7. Тёплый

            ветер проб гает в высок          вершинах.

@ Найди и обведи в пятом предложении слова с йотиро-

ванными гласными.

 

Укажи род имён прилагательных из первого

НИЯ.

предложе-

Из шестого предложения выпиши все имена

существи-

тельные. Укажи морфологические признаки из них.

У одного

Выделенные слова разбери по составу.

Укажи падеж имён существительных из седьмого предложения.

11

11

щ

1. Красиво сейчас в лесу! 2. Нельзя глаза оторвать от берёзовой рощ— З. Липа быстро кида_т на землю

зу чатые листья. 4. -Кре ко держат ся на ветках продолговат лист_я дуба. 5. Они дождут_ся первой вьюг ( ). 6. Придёт холодный ветер

и закружит листья. 7. Упадёт осен(н, нн)ий наря леса. 8. А пока люди стремятся насладит_ся прощальной кр_сой леса.

В пятом предложении напиши в скобках транскрипцию последнего слова.

Выделенные слова разбери по составу.

Укажи морфологические признаки слова. Прощальной (красой)

(Э В третьем предложении у всех имён существительных определи род, число, падеж. Надпиши над словами.

Запиши номер предложения с однородными членами.

12

В скобках напиши проверочное слово.

В лесу

1. Лес только стихн т, замрёт, насторожит ся, как вдруг опять нал тит ( ) ветерок. 2. Зашумит одинокая б_рёза, словно кто стал пробират_ся к тебе, раздвигает сучья, ломает сухие ветки. З. Заберёш_ся за боровичком в елов чащу, согнёш_ся, среж_шь гриб, а сзади будто гладят тебя по голове и по спине. 4. Обернёш ся, а это раздвинутые ветки

             разлетаются по м_стам                                  ). 5. А какая

радость, когда увид_ш белый гриб! 6. Потом всю ноч_ грибы видят ся.

@ Найди и обведи во втором предложении слова с йотированными гласными.

Укажи спряжение глаголов из четвёртого предложения.

Из шестого предложения выпиши все имена существительные. Укажи морфологические признаки одного из них.

Выделенные слова разбери по составу.

Запиши номер восклицательного предложения.

13

13

Умей наблюдать

1. Что растёт возле твоего дома, в городском парк в ближнем лесу 2. Какие там водят ся звери З. Какие поют птицы 4. Научись открывать. 5. Научись береч то, что тобой открыто. 6. И когда осен_ю, зимой, летом и весною ты будеш в лесу, посм_три на пр_роду, как смотр_т друг, добр глазами человека. 7. А людям ещё предстоит совершить множество открытий и на земле, и на воде, и в космос

Найди и обведи в первом предложении слово с йотированной гласной.

Укажи род имён прилагательных из первого предложения. Надпиши над словами.

Из седьмого предложения выпиши все имена существительные. Укажи морфологические признаки одного из них.

Э Поставь знаки препинания в конце первого, второго и третьего предложений.

Из четвёртого и пятого предложений выпиши глаголы в неопределённой форме.

14

ф) В скобках напиши проверочное слово.

Ягодные адреса

1. Земляника растёт по лесным опушкам, выруб-

              кам. 2. Яго ка (                                    ) похожа на алую

капельку. З. Об адрес_ черник можно справит ся У хмур елей. 4. Малина нуждает_ся в самой лучш лесной земле. 5. Адрес клюквы — болото.

6. Мох всё болото заполонил, а вот с клюквой справит ся не мож т. 7. Лес угоща т щедро. 8. Чтобы лес не об днел ( ), надо брать у него

одни ягоды, не вырывать с корнем кусты.

@ Первое предложение разбери по членам предложения и надпиши части речи.

К выделенному слову запиши два однокоренных слова.

Из четвёртого предложения выпиши все имена существительные. Укажи морфологические признаки одного из них.

Во втором предложении обведи слова с йотированными гласными.

В восьмом предложении обведи слова с приставками.

15


15

1 00

Май

1. Грянул в сёлый майский гром, и хлынули потоки звуков в лесу. 2. Бурн разливом п_неслись они над з млёй ( ). З. Загремела в лесу в сна.

4. З лёные травинки с шорохом поднимают прошлогодние лист я. 5. С треском лопают_ся поч_ки.

6.    Что-то своё бормоч_т хмурая молчаливая сова, а трусливые зайцы кричат бесстрашно и громко.

7.    Трудолюбивые дятлы радос но б_ют ( в лесн    барабаны.

Напиши транскрипцию выделенных слов.

Укажи род имён прилагательных из шестого предложения. Надпиши над словами.

ф) Из первого предложения выпиши все имена существительные. Укажи морфологические признаки одного  из них.

О5 Напиши номера сложных предложений.

Седьмое предложение разбери по членам предложения, укажи части речи. Надпиши над словами.

16



17

Природа осенью

1. Среднеру(с, сс)кий край во власти осени. 2. В л-

на холода спада т, и опять возвращает_ся т пло.

                      З. Воздух прогрет, а на солнышк             так и припекает.

4. В спокойн воздух_ дрожат паутинки. 5. Оживились скворцы. 6. По жнивью важно прогуливают_ся гр_чи. 7. В лесу осина покраснела, скоро нач_нёт

лист осыпат_ся.

@ В первом предложении над именами существительными надпиши склонение и падеж.

К выделенному в шестом предложении слову подбери и напиши формы слова.

Из седьмого предложения выпиши все глаголы. Укажи морфологические признаки одного из них. Выделенный глагол разбери по составу.

Четвёртое предложение разбери по членам предложения. Укажи части речи.

Запиши количество букв и звуков. Спадает    букв;      звуков. Опять   букв;         звуков.

18


о

Кораблик

1. Я люблю пускать по весе(н, нн)им руч ям бумажн к_раблики. 2. Пущу кораблик на воду и любуюсь, как ручей подхват т моё судно. З. Сколько радост_! 4. Я бегу рядом по гряз не отстаю от кораблика, а волны гон т его. 5. Дли(н, нн)ой палкой

я подпр_вляю судно, чтобы оно не наскочило на мель.

6.      Не усм_трю, и кораблик захлестнёт вода.

7.      Я быстрее сп_шу ему на помощ

@ Укажи падеж выделенных имён существительных. Надпиши над словами.

Обведи в первом предложении слово, в котором 7 букв и 6 звуков.

Из первого предложения выпиши все имена прилагательные. Укажи морфологические признаки одного из них.

В четвёртом предложении подчеркни грамматические основы простых предложений.

К выделенному в третьем предложении слову запиши два однокоренных слова.

19

19

б)

: 00

Лесной великан л сной ( ) т шине ( ) послы-

ш .лся хруст снега. 2. Из чащи березняка пок зался лось. З. Он чутко прислушался и заш гал ( к краю полянк   4. Лось странно поматывал головой.

5. Впереди росли толстые берёзки. 6. Лось полез между стволами. 7. Один рог у него отломился и застрял в в твях ( ) б_рёзок. 8. Так лесной великан сбрасывал свой головной убор.

(Э Над выделенными именами прилагательными надпиши род и падеж.

В третьем предложении найди и обведи слово, в котором звуков больше, чем букв.

Из четвёртого предложения выпиши все имена существительные. Укажи морфологические признаки одного из них.

Выделенные имена существительные разбери по составу.

К выделенному глаголу подбери однокоренное слово имя существительное.

20



21

б)

Азбука природы

1. Обл ка это буквы чудес_ной ( небесной книг 2. По ним мы узнаём п_году. З. Перист облака обещ ют д_ждливую ( ) по-

году. 4. Белые облачные горы на небе в жаркий летний день предвещают гр зу ( ). 5. Птицы тоже

-93                      могут многое рассказать. 6. Если выс ко в чист

небе летают ласточ ки, то ждите х_р_шую погоду.

7. О наступлении весны г_ворит прилёт грачей, а отлёт журавлей напоминает о приходе осен

@ Над выделенными глаголами надпиши спряжение.

Обведи во втором предложении слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.

(О Из третьего предложения выпиши все имена СУЩеСТВИтельные, укажи морфологические признаки одного из них.

В третьем предложении подчеркни грамматическую основу предложения.

б) Найди в четвёртом предложении прилагательные, строение которых соответствует схеме Выпиши эти слова, обозначь их части.

22

Лесной тропой

                       1. Извилист я тр пинка (                                ) увод т

в дальн й лес. 2. Тих июньский полдень. З. Лучи солнца игра_т на изумрудн п лянках (

4. Под дерев_ями др_жат, подпрыгивают солнеч_ные зайчики. 5. От цв тов ( ) п стрит в глазах, а весь лес полон звуками. 6. В густой чащ_ чуть слышно шепчут ся лист я. 7. Это дерев_я рассказы-

                вают чудес ную (                         ) ска ку (

о лет

Укажи падеж выделенных имён существительных. Надпиши над словами.

В третьем предложении найди и обведи слово, в котором б букв и 5 звуков.

Из первого предложения выпиши все имена прилагательные. Укажи морфологические признаки одного из них.

Седьмое предложение разбери по членам предложения. Укажи части речи.

(Э Выделенные глаголы разбери по составу.

23






25

Коростель и крот

                 1. Из далёк             тёпл               края возвращался на

сев_р мален кий коростель. 2. Летом коростель выводит у нас пт нцов, а на зиму улета_т в Африку.

З. Трудно л теть коростелю, крылышки у него маленькие. 4. Он где летит, где п шком идёт. 5. Вот и сейчас он шёл и пел о далёк северн крае, о милой родине, о гнёздышк_ на з лёном ( ) лугу.

6. Высунул крот мордочку из норы и спрашива т: «Кто ты такой? Куда идёш ?» 7. Рассказал коростель о своей северной родин и тёплой африканской земле.

8. Изумился крот и спросил: «Почему ты не живёш в Африке, что тебя зовёт на х лодный ( север?» 9. Коростель ответил: «Родина».

Над выделенными глаголами надпиши спряжение. Определи падеж имён существительных.

           на север                   из норы                  коростелю

Из восьмого предложения выпиши все имена прилагательные, укажи морфологические признаки у одного из них.

Разбери по составу выделенные существительные.

Напиши номера предложений с прямой речью.

26






О   В скобках напиши проверочное слово.

Зимний вечер

1. Короток зимний день. 2. Син сумрак выполз из леса и п_вис над сугробами. З. Ре_ко ( хрустел снег под ногами. 4. На неб_ зажглись яркие ЗВёЗДЫ. 5. Моро_ ) кр_пчал, в_юга на-

метала большие сугробы. 6. Поз ним ( веч_ром мы под_ехали к сторожк лесника. 7. Маленькую сторожку было ч ть видно. 8. Мы затопили печ ку. 9. Скоро в избушк_ стало т_пло и уютно.

@ Над выделенными словами напиши род и падеж.

Напиши номер сложного предложения. Обозначь в нём главные члены. Над каждым словом надпиши, какой частью речи оно является.

Из шестого предложения выпиши глагол, укажи его морфологические признаки.

Э Запиши, сколько букв и звуков в каждом слове.

Короток    букв;       звуков. Зимний      букв;  звуков.

Разбери слова по составу.

                             сторожку             затопили

29

29

н нее УТРО

1. Со нце осветило моховое болото. 2. По краям стар болото заросло березняком. З. Среди берёз

т мнели молодые сосенки. 4. Земля в низинах покрылась зелёным мхом. 5. На берёзах з лотились первые прядки. 6. Жёлт_е лист я круж_лись в воздух

7. Ночами сер_брили землю холодные росы. 8. Утром земля и дерев_я искрились огон_ками.

Над выделенными именами существительными надпиши склонение и падеж.

В предложении с однородными членами подчеркни подлежащее и сказуемое.

Из второго предложения выпиши имя прилагательное. Укажи его морфологические признаки.

К словам из подбери и запиши по одному однокоренному слову.

Ночами

сер_брили

землю

холодные

росы

Выделенные глаголы и прилагательные разбери по со-

ставу.

30


ЗО

Осень в лесу

1. Наступила золотая осень. 2. По опушкам лесов растут подосиновики, сколь кие грузди и душист рыжики. З. На лесных п лянах п краснели грозд_я

рябины. 4. В осе(н, нн)ие дни улетают на юг певчие

Й

птицы. 5. Уже улетели ласточ_ки и стрижи, а скворцы с_брались в шумн стайки. 6. П кидают родные б лота журавли. 7. Д леко слышны в лесу прощальные г_лоса птиц.

В четвёртом предложении подчеркни грамматическую основу. Укажи части речи.

(Э Укажи номер предложения с однородными членами.

Из пятого предложения выпиши все глаголы. Укажи морфологические признаки одного из них.

Запиши количество букв и звуков.

Золотая     букв;       звуков. Осень букв;  звуков.

Выделенные слова разбери по составу.

31





33

1 В скобках напиши проверочное слово.

Зайчонок

1.      Зайчик родился летом, с открыт   глазами.

2.      Шёрстка у зайчика была серая и пушистая. З. Зай-

              чиха прик зала (                                 ) зайчонку лежать

тихо и никуда не бегать. 4. Малыша кормила родная мать и другие зайчихи. 5. Скоро зайчик окреп, вырос,

              нач л (                                ) есть сочную травку и бегать

по лесу. 6. Он познаком лся с птицами и лесными

              зв_рьками (                                    ). 7. В густой травк

и кустах зайчик прятался от врагов. 8. Так зайчишка жил и не тужил.

@ Укажи склонение и падеж выделенных имён существительных.

ф) Разбери по членам седьмое предложение. Надпиши части речи.

Укажи морфологические признаки прилагательного.

Родная (мать)

ф) В шестом предложении обведи личное местоимение.

Обведи в тексте все однокоренные слова к слову заяц.

34

Заботливая мама

1. У крыльца Алёша увид л ёжика. 2. Мальчик взял его в руки погладил по мягким иголкам. З. Ёжик не испугался не свернулся клубком. 4. Бабушка угостила зверька молоком. 5. Вечером Алёша увидел ежиху и маленьк ёжиков. 6. Она принюхивалась, тревожно водила мордочк по сторонам. 7. Мать искала малыша. 8. Алёша принёс ёжика, бережно опустил на землю. 9. Мать обнюх ла малыша и устремилась в кусты. 10. За ежихой покатились ежата.

@ Надпиши склонение и падеж над выделенными именами существительными.

Поставь пропущенные запятые во втором и третьем предложениях.

Выпиши из четвёртого предложения имена существительные, укажи их морфологические признаки.

В восьмом предложении вставь подходящее личное местоимение.

Разбери по составу слова.

                              зверька               покатились

35

Конец сентября

1. Лес украсился в жёлтые, красные, золотистые краски осени. 2. Лучи солнца освещали поляну перед

               сторо_коЙ. З. Дед Семён (                             ) поднялся

на зорьк взял руж_ё и вышел из дома. 4. Тропинка вела в редкий лес. 5. По сторонам толпились молодые б_рёзки. 6. У дорог_ попадались подберёзовики, подосиновики. 7. Вдруг над головой раздался протяжный крик. 8. Летели журавли. 9. Птицы держали путь на юг ( ). 10. Их печальный крик звучал как прощальныЙ привет родине.

@ Запиши в скобках транскрипцию выделенных слов. Укажи номер предложения с однородными подлежаЩИМИ.

Из десятого предложения выпиши все имена существительные, укажи морфологические признаки одного из них.

ф) Какими словами можно распространить восьмое предложение? Запиши распространённое предложение.

(Э От прилагательного печальный образуй и запиши однокоренное наречие.


Зб

Рыбаки

1. Кот Епифан и старик часто рыбачили. 2. Старик удил рыбу, а Епифан рядом сидел. З. Маленькую рыбку старик отдавал коту. 4. Однажды он выдернул из воды ерша и протянул коту. 5. Епифана рядом не оказалось.

6. Кот был далеко на плотах. 7. Подошёл старик и удивился. 8. Епифан лежал на бревне, опустил лапу в воДУ. 9. Вот плывут стайкой рыбёшки. 10. Кот подцепил когтями одну рыбку и съел. 11. Теперь Епифан сам рыбу ловит.

В восьмом предложении подчеркни однородные члены предложения. Укажи их части речи.

@ В четвёртом предложении у личного местоимения определи лицо, род, число.

(Э Из десятого предложения выпиши все глаголы, укажи морфологические признаки одного из них.

Запиши количество букв и звуков. Теперь  букв;   звуков. Епифан букв;         звуков.

Разбери слова по составу.

удивился  подцепил Напиши номер сложного предложения.

37

Утро

1.               Как отрадно бродить по лесу на заре

2.               Зелён чертой ложит_ся след ваших ног. З. Стеной стоит дубовый лес. 4. Он блестит и але т на солнце. 5. Уже чу_ствует_ся близость жары желтеет спелая рожь узкими полосками краснеет гречиха.

6. Солнце поднимается выше и выше. 7. Вот уже зноем пышет воздух.

Надпиши спряжение над выделенными глаголами.

Выделенные прилагательные разбери по составу.

Из второго и третьего предложений выпиши все имена прилагательные, укажи морфологические признаки одного из них.

Э В пятом предложении расставь запятые.

В конце первого предложения поставь нужный знак препинания.







41

Первая пороша

1. Выпала пороша! 2. На бел скатерт снегов видны заяч_и, лисьи, птичьи следы. З. Опытный охотник зорко приглядывался к мес_ности. 4. Вот заяцрусак топтался, хитрил, петлял, прислушивался к тишине ночи. 5. У лесной опушк тянется лисий след.

6.                      По лёгкой пороше от берёзки ведут следы белки.

7.                      Она затаилась в вершин_ высокой ели. 8. Сегодня охотник вернулся домой без всякой добычи. 9. Но радос ным и светлым остался в памяти день первой пороши.

@ Укажи номер восклицательного предложения.

Запиши количество букв и звуков в словах.

Местности букв;       звуков. Ели     букв;  звуков.

Из седьмого предложения выпиши личное местоимение, укажи его морфологические признаки.

Разбери по членам предложения пятое предложение. Надпиши части речи.

Разбери слова по составу.

                                      опытный           хитрил

42

Любитель яблок

1.       По узкой тропинк  я выхожу на поляну.

2.       На рябине показалась стайка дроздов. З. Под корягой зашуршал ёжик. 4. Я люблю эту местность.

5. Поздней осенью здесь появляют ся лоси. 6. Рядом с поляной находился заброшенный сад. 7. Он зарос бурьяном. 8. Дерев_я засохли, выродились. 9. Охотников до кислых и мелких плодов не было. 10. Но вот я услышал хруст яблок. 11. Я заметил лося. 12. Он шагал от яблони к яблон 13. Мягк губами лесной великан захватывал яблоки и съедал.

@ Укажи род и склонение выделенных имён существительНЫХ.

Из третьего и четвёртого предложений выпиши глаголы, укажи морфологические признаки одного из них.

Из выделенных слов выпиши личное местоимение, укажи его морфологические признаки.

Сделай восьмое предложение распространённым. Запиши распространённое предложение.

Разбери по составу выделенные глаголы.

43

Редкая гостья

1. Таня и Витя жили в лесной сторожк около деревни. 2. Зимой Витя на опушке под ёлкой поставил домик для птиц. З. Густые ветви ели укрывали кормушку от снега ( ). 4. Корм для птиц ребята заготовили с осени. 5. В воскресенье они стали наблюдать за птицами. 6. Вот к к_рмушке прилетела синица.

7. Потом начала за_тракать стайка щеглов. 8. Вдруг у кормушки появилась белоч ка. 9. Зверёк пробежал по ветк_ ели, огляделся и прыгнул на стол. 10. Редкая гостья ловко объедала ягоды.

@ Надпиши над выделенными именами существительными падеж.

Обведи в десятом предложении слово, в котором 6 букв и 7 звуков.

Из первого предложения выпиши имя прилагательное, укажи его морфологические признаки.

Э В третьем предложении замени выделенное имя существительное личным местоимением. Запиши в скобках.

Запиши однокоренные слова.

Зимой





46

ф)

Чёрные озёра

1. В Мещёре у всех озёр вода разного цвета. 2. Много озёр с водой чёрн цвета. З. Этот цвет хорош осенью. 4. На чёрную воду слетают жёлтые и красные лист я. 5. Листья ( ) густо покрывают воду.

6. Этот цвет хорош и летом. 7. Белые лилии лежат на воде, как на чудном ст_кле. 8. Чёрная вода облада_т удивительным свойством отражения. 9. Трудно отличить отражения берегов и растений в воде от настоящих. 10. Чёрный ( цвет воды об ясняют торфяным дном озёр.

@ Замени выделенное имя существительное личным местоимением. Запиши в скобках.

К выделенному прилагательному подбери однокоренные слова. Запиши в скобках.

Из седьмого предложения выпиши все имена СУЩеСТВИтельные, укажи морфологические признаки одного из

НИХ,

ф) Выпиши из текста глагол в неопределённой форме, определи его спряжение.

Во всех словах третьего предложения определи количество букв и звуков. Надпиши над словами.




48

Где же приятель?

о

1. Медвежонок отправился бродить по полянке, но вдруг остановился. 2. Перед ним сидела большая лягушка. З. Она только очнулась от зимней спячки.

4. Медвежонок протянул к ней лапу, но лягушка сделала в сторону скачок. 5. Мишка принял это за игру

 

и тоже сделал скачок. 6. Так они добрались до лужи.

Й

7. Лягушка прыгнула в воду. 8. Медвежонок сунул лапу в воду отдёрнул потряс ею. 9. Он с удивлением посмотрел, куда девался его новый приятель.

Укажи род и падеж выделенных имён прилагательных.

В восьмом предложении поставь пропущенные запятые.

Выпиши выделенные глаголы, укажи морфологические признаки одного из них.

Определи морфологические признаки у личного местоимения из второго предложения.

Разбери по составу слова.

                             бродить             сделала

Укажи номера сложных предложений.

Графически обозначь в них грамматические основы.


49



50

Вставь пропущенные буквы.

Змея, которая стоит

1. Кобра не укус_т исподтишка. 2. Если идёшь и не вид_ш её, она сама о себе предупредит: вскин т чёрную голову над землёй «встанет на хвост», как говорят змееловы. З. Засверкает круглыми птич_ими глазками развернёт чешуйчатый капюшон зашипит и зафыркает. 4. Вид_ш я здесь! 5. Лучше уходи!

6. За такое своевременное предупреждение ловцы ) змей ( ) называют

                кобру благородн         змеёй (

@ В шестом предложении у имён существительных укажи род, число, падеж.   -5

В третьем предложении поставь пропущенные запятые.

ф) Из второго предложения выпиши выделенный глагол, укажи его морфологические признаки.

Укажи морфологические признаки выделенного личного местоимения из второго предложения.

Сделай пятое предложение распространённым. Запиши

определять тему текста

1

Когда тебя спрашивают: О чём фильм? О чём книга? Ты отвечаешь: О приключениях Незнайки. О поисках клада.

Отвечая на подобный вопрос, ты определяешь тему!

Итак, если надо определить тему текста, свой ответ начинай словами: «В этом тексте рассказывается о...» Прочитай текст.

Так мы жили все вместе: волчонок, моя собачка Плишка, кошка. В доме все считали, что у меня две собаки. И когда спрашивали про волчонка, я говорил, что это овчарка особой породы.

Но вот раз ночью я проснулся от странного звука. Мне спросонья показалось сначала, что кто-то ревёт за окном. Но потом разобрал я, в чём дело. Волк. Волчонок мой так страшно завыл, что сделалось жутко.

Вот тебе и «овчарка особой породы». Этак он весь дом перебудит, и уж тут не скроешь, что волк.

ф) В этом тексте рассказывается о

с

Рассуждаем вместе. В тексте рассказывается: как у рассказчика жили волк, собака, кошка; как однажды ночью волк жутко завыл; как рассказчик испугался, что все узнают про волка. Что из перечисленного главное? Конечно, центральное событие «волк завыл ночью». Но если мы так определим тему, то будет непонятно, что волк живёт в доме у человека. Значит, определяем тему так: «Этот текст о том, как у человека в доме жил волк и однажды ночью он жутко завыл».

Сравни своё определение темы с образцом.







составлять план

5

ы 00

Как составить план текста? Надо подобрать заголовок к каждой смысловой части текста. Обычно смысловая часть это абзац.

Прочитай текст.

Витамины вещества, необходимые нашему организму для роста и нормальной работы. В пище содержится много различных витаминов, у каждого свое предназначение.

Витамин А способствует быстрому росту. Он содержится в растительном и животном масле, молоке, яйцах, моркови, помидорах. Витамин Д укрепляет кости. Он содержится в молоке, масле, рыбьем жире.

[Л Витамины нам необходимы постоянно. Нужно регулярно потреблять разнообразную пищу, чтобы обогащать организм витаминами.

а) Напиши, сколько абзацев в тексте про витамины. Пронумеруй абзацы.

б) Перечитывай текст по одному абзацу и озаглавливай каждый.

1.

2. з.

Обрати внимание на ошибки при составлении плана: 1. Дано одинаковое название для разных пунктов плана. 2. Название пункта — длинное предложение.

в) Перечитай свой план. Есть ли у тебя ошибки? Если есть, исправь.

У тебя мог получиться такой план.

1.      Что такое витамины?

2.      О витаминах А и Д.

З. Обогащай организм витаминами.



определять главную мысль текста 7

Главная мысль — это идея текста.

Как определить главную мысль текста?

1.       Прочитай текст, обрати внимание на заглавие.

2.       Ответь на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? Иногда главная мысль отражается в заголовке.

З. Постарайся определить главную задачу автора. Возможно несколько вариантов:

автор отвечает на вопрос, решает проблему; автор описывает что-то и утверждает, что это красиво или плохо, или интересно...

Прочитай текст.

Можно ли кита назвать рыбой?

Можно ли кита назвать рыбой? Этого морского гиганта? А вы знаете, если бы не молоко, которым мамакитиха вскармливает своих дитятей, и впрямь можно подумать большая рыба. Уж больно похож. Но нет:

кит млекопитающее, хоть и живёт в воде. А рыба это рыба. Не будем путать.

Под кожей китов находится толстый слой жира. Это их шуба, без которой им не жить. Ведь киты, в отличие от рыб, теплокровные. К тому же с нормальными, как у всех сухопутных животных, легкими, а не жабрами. Поверьте, они дышат так же, как и мы!

Предположи, какова главная мысль текста.

Рассуждаем вместе. Текст прочитан. Есть заголовок: «Можно ли кита назвать рыбой?» Отвечает ли автор на этот вопрос? Да, конечно.

Автор доказывает, что кит не рыба, а млекопитающее. Это и есть главная мысль текста.

Сравни со своим ответом, исправь его, если нужно.

8

Иногда главная мысль не высказывается напрямую, читатель должен догадаться, что автор думает об описанном случае, на чьей стороне он.

Прочитай текст.

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

Как вам не стыдно!

А что стыдно? Мы ничего не делали! удивились мальчики.

                        Вот это и плохо!        гневно ответила женщина.

Подумай, на чьей стороне автор: мальчиков или женщины. Тебе может помочь в этом заглавие.

Выбери (отметь /) наиболее точное определение главной мысли текста.

Животных надо защищать.

Е] Дети должны с осторожностью относиться к чужим собакам.

Е] Нельзя стоять в стороне, когда кого-то обижают или кто-то в опасности.

Взрослые всегда правы.


9

Прочитай текст.

В русском языке много крылатых слов и выражений, которые пришли к нам из мифов Древней Греции.

Вспомним хотя бы миф о Сизифе. Царь Сизиф был хитёр и коварен. Когда он попытался обмануть мрачного бога потустороннего мира — Аида, тот разгневался и наказал Сизифа. Обманщик был обречён вечно вкатывать на высокую гору огромный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот ручьями струится с него. Вот уж близка вершина горы. Но камень вырывается и с шумом катится вниз. И снова Сизиф принимается за работу. И так до бесконечности.

Выражение «сизифов труд» употребляется, когда говорят о тяжёлой и бесполезной работе. Русский язык обогатился также выражениями «рог изобилия», «ахиллесова пята» и многими другими. Это богатое наследие греческой мифологии.

Определи и запиши главную мысль текста. У тебя может получиться одно или два предложения.

Рассуждаем вместе. Главную мысль этого текста можно выразить кратко так:

«Русский язык обогатился крылатыми словами из греческих мифов».

Но в этом случае мы ничего не скажем о выражении «сизифов труд». Поэтому предлагаем выразить главную мысль в двух предложениях:

«Русский язык обогатился крылатыми словами из греческих мифов. Например, говоря «сизифов труд», мы имеем в виду тяжёлую и бесполезную работу».

Перечитай своё определение идеи текста. Дополни, если нужно.

10

Загадка секвойи

Знакомьтесь: секвойя самое могучее дерево на Земле. Растёт в Северной Америке. Ствол её бывает толщиной в десять метров. А толщина коры у великана больше полуметра.

Никто и никогда не видел, чтобы секвойя умерла от старости. Или чем-нибудь болела. Или была гнилая внутри. И ведь живёт она не одну тысячу лет! Сосна и в двести лет бывает гнилой, а берёза в сто. А секвойе ничего не делается. Почему? Это одна из загадок природы.

                Какова тема этого текста? Отметь         верное.

               [3 0 деревьях                   о гигантском дереве секвойе

Е] 0 болезнях деревьев

               @ Какова идея текста? Отметь              верный ответ.

Е] Рассказать о том, что в природе много загадок.

[З Познакомить с загадкой могучего дерева секвойя.

Отметь самые удачные названия пунктов плана к прочитанному тексту.

1.                       Высокое дерево. Знакомьтесь, секвоия. Великан.

2.                       [З Почему секвойя не болеет.

Загадка дерева-великана. Чудо.

Составь и запиши вопрос по содержанию текста.

Запиши антоним к слову могучий.





1ii7                                                                                                   13

Снежинки это кристаллы льда. В снежинках сокрыты великие тайны.

Откуда берутся кристаллики льда в облаках? Они образуются из водяного пара. Не волшебно ли это: пар из чайника, дым из труб всё это, лохматое и бесформенное, поднимается в облака, а потом сыплется к нам в виде прекрасных кружевных кристаллов.

Снег, как ты уже знаешь, это замёрзшая вода. Почему тогда он белый? Он должен быть бесцветным. Снежинки кристаллики льда отражают свет, поэтому снег и кажется белым.

Отметь наиболее точную формулировку главной мысли текста.

Е] Снежинки очень красивы.

[З В снегопад миллионы снежинок падают на землю.

В обычных снежинках скрыты удивительные тайны.

ф) Придумай и запиши заголовок.

Восстанови план текста, пронумеровав пункты плана. [З Почему снег белый?

Тайны снежинок.

Откуда берутся снежинки.

подбери антонимы к словам.

Прекрасный

Холодный

Тебе нужно позвонить в метеоцентр, чтобы узнать, какая завтра будет погода. Напиши, что ты спросишь у специалиста. Не забудь представиться!

14

Александр Пушкин учился в лицее.

Ему всё давалось легко, но он не очень любил математику. Как-то в математическом классе вызвали его к доске. Александр долго писал какие-то формулы.

Что же вышло? Чему равняется икс? спросил, наконец, преподаватель.

Нулю, — улыбаясь, ответил Пушкин.

У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулем. Садитесь на своё место и пишите стихи.

Зато на уроках литературы Александр был первый. Часто задавали сочинения, которые можно было писать стихами или прозой. Его работы были великолепны! Он, казалось, и думал стихами!

         б) Отметь         наиболее точную формулировку идеи текста.

Е] Александр Пушкин великий русский поэт. Талант Пушкина проявился уже в годы учебы. Знаменитый русский поэт учился в лицее.

ок

Выбери подходящий заголовок.

Лицейские годы Александра Пушкина. Лицей.

[З Творчество Пушкина.

Придумай и запиши вопрос по содержанию текста.

@ во втором предложении подчеркни слово, употреблённое в переносном значении.

Э Что ты больше любишь: СТИХИ или ПРОЗУ? Подчеркни. Объясни, почему. Напиши два предложения.







18

Мы жили в деревне, перед окном был луг, весь золотой от цветущих одуванчиков, Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой».

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой.

Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. и

Выбери правильное определение темы и идеи текста. Соедини определение со словами «тема», «идея».

О золотом луге одуванчиков.

Тема

Когда всходит солнце, все расцветает.

идея

Луг становился золотым оттого, что под солнечными лучами раскрывались лепестки одуванчиков.

@ Придумай и запиши заголовок для текста.

Найди неудачно названные пункты плана и запиши наиболее точные, на твой взгляд.

1.      Луг  ЗОЛОТОИ.

2.      На рыбалке.

З. Солнце взошло.

Подчеркни в первом предложении слово, употребленное в переносном значении.

Что обозначает слово удить, которое встречается во втором абзаце?

Удить

19

Я думаю, во всём есть своя душа. И в деревьях, и в облаках, и в ветре. Когда я гуляю по лугу или в лесу, я вижу, как распускаются цветы. Мне кажется, что у них душа такая.

У ромашки душа весёлая, как солнышко.

У колокольчиков душа лёгкая, звонкая.

У анютиных глазок душа ласково глядит.

У ландышей душа свежая и влюблённая.

У розового и белого клевера душа простая и добрая. А у репейника душа дикая, непокорная. Высоко растёт, головы не клонит.

                         Отметь          верное утверждение.

[З Это художественный рассказ.

[З Это научно-познавательный текст. [3 Это сказка.

Подчеркни предложение, в котором выражается главная мысль текста.

Придумай и запиши заголовок для текста.

Придумай и запиши вопрос по содержанию текста.

Как ты думаешь, какая душа у розы? А у подсолнуха? Напиши об этом.

У розы душа

У подсолнуха душа

20 - 91.

Февраль

Свистит косая метель белая метла дороги метёт. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах!

Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги. Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом снеговорот. Над каждой елью — белые флаги.

Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.

Тучи-снегосыпы сыплют снег. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круговерть от земли и до неба!

О этот текст ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ или НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ? Подчеркни.

@ Заполни таблицу.

Тема текста

 

Главная мысль текста

 

(Э Выпиши из текста синоним к слову вьюга.

Подчеркни в тексте три сложных слова.

Допиши предложение.

В этом тексте используется много глаголов, например:

Глаголы помогают читателю

21

Однажды ночью я проснулся от странного ощуще00 ния. Мне показалось, что я оглох во сне. Я долго прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад...

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату Я встал и подошёл к окну — за стеклами всё было снежно и безмолвно... Когда же выпал первый снег? Я подошёл к часам. Они показывали два часа.

Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.

Определи жанр этого текста. Отметь /.

Это рассказ .

Э Это научно-популярный рассказ. Е] Это авторская сказка.

Закончи предложение.

Этот текст о

Закончи составление плана текста. Для названий пунктов используй слова из текста.

1. Мёртвая тишина. 2. з.

Составь вопрос о рассказчике.

Напиши, как в передаче «Прогноз погоды» сообщили бы о первом снеге.

34

22

Более ста лет назад произошло удивительное событие. Ранним июньским утром неподалеку от реки Подкаменная Тунгуска очевидцы заметили сверкающее небесное тело, которое пролетело по небу. Его огненный след растянулся на 800 километров. После исчезновения метеорита ещё несколько часов на небе было заметно огромное пылевое облако. Падение метеорита сопровождалось сильным взрывом, раскаты которого были слышны на значительном расстоянии.

В течение следующей ночи было светло, как днём. И не только в Сибири, но и на территории Европы! Учёные обнаружили, что в месте падения на огромной площади повален лес. Однако никаких осколков найдено не было.

Исследования Тунгусского метеорита продолжаются до сих пор.

О чём рассказывается в тексте? Какова его тема?

Восстанови правильный порядок плана текста.

Исследования продолжаются.

Последствия.

Удивительное событие.

Составь два вопроса, чтобы проверить, насколько внимательно одноклассники прочитали текст. с 1.

2.

Подчеркни в тексте имена собственные.

Э Напиши антонимы к словам.

Светло

Падение

23

Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Жизнь человеческой души это прорастание семян, развитие их в крепкие растения. Одни становятся чистыми и яркими цветами, другие хлебными колосьями, некоторые злым чертополохом.

Последующая жизнь многообразна. Она состоит из миллиона поступков. Они формируют характер человека.

Но если бы можно было проследить связь явлений, то мы бы обнаружили, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души имели в детстве свой зародыш, своё семечко.

О Прочитай высказывания. Отметь тему буквой «Т», а идею буквой «И».

[З Этот текст о значении детства для человека.

Этот текст о семенах и растениях.

В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело...

Всякая черта характера взрослого человека имела в детстве свои зародыш, своё семечко.

Подчеркни подходящий заголовок к тексту или запиши свой.

Семечко.       Характер человека.        Детство как почва. с

Запиши антонимы к словам.

Много

Сложность

С какими растениями автор сравнивает разных людей? Ответ подчеркни в тексте.

С каким растением ты можешь сравнить себя? Объясни, почему?

24

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на остром челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как деготь. Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Серебристые Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевгние леса были видны далёкие облака и синий густой воздух.

Определи тему текста.

Закончи составление плана текста.

1. Осенняя рыбалка 2. з.

(Э Как автор текста описывает разных рыб? Заполни таблицу цитатами из текста.

Окуни

«как сказочные японские петухи»

Ерши

 

Щуки

 

Прочитай первое предложение во втором абзаце. Из этого предложения можно понять, что такое чёлн.

             Чёлн      это

Придумай и напиши заголовок к тексту.

25

Жили на свете три брата. И решили они пойти счастье искать. Сказано-сделано. Идут и вдруг видят: в чистом поле яма, а в ней Счастье сидит. Обрадовалисы А Счастье говорит:

Загадывайте желания!

Старший брат хотел быть самым богатым. Дало ему Счастье много денег. Средний хотел быть самым умным — дало ему Счастье книгу. Читай поумнеешь!

И говорит Счастье младшему:

А ты чего хочешь?

Младший отвечает:

А ты, Счастье, чего желаешь?

Счастье удивилось и говорит:

Да мне бы просто из ямы вылезти.

Младший брат подал ему руку, помог вылезти и пошёл своей дорогой. А Счастье за ним побежало. Хочешь быть счастливым твори добро.

Какова главная мысль текста? Отметь /.

[Д Надо искать своё счастье.

[З Хочешь быть счастливым твори добро. Чтобы счастливым быть, надо вытащить счастье из ямы.

О чём этот текст, какова его тема?

ОЗ Придумай и запиши заголовок для текста.

Напиши антонимы к словам.

Счастье

Радоваться

Напиши, что тебе хотелось бы попросить у Счастья.


26

Пеликан

Эту птицу сразу узнаешь по большому клюву и мешку под ним. Во время охоты пеликан набивает свой мешок рыбой, а потом спокойно поедает добычу. Пеликан обладает самым большим и вместительным клювом по сравнению со всеми птицами планеты. В его клюве может поместиться три средних ведра рыбы.

Под кожей у пеликана есть воздушные мешки, поэтому он не может нырять. Только бурый пеликан может погружаться в воду, пикируя с довольно большой высоты. Вот почему эти птицы охотятся на мелких местах.

Пеликаны добродушные птицы, которые бесконфликтно живут стаями. На отдыхе или около своих гнёзд они очень осторожны. Всего на земном шаре живёт восемь видов пеликанов.

О чём этот текст? Какова его тема?

@ Допиши план текста.

1. Птица с огромным клювом. 2. з.

Составь вопрос, чтобы проверить, насколько внимательно твои одноклассники прочитали текст.

Как ты понимаешь слово бесконфликтно? Запиши близкое по значению слово.

Друг побывал в зоопарке, где много фотографировал. Обратись к другу с вежливой просьбой показать тебе фотографии. Запиши свою просьбу.

27

Отважный пингвинёнок

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый раз искупался в холодном зелёном море.

Определи жанр этого текста. Отметь /.

Авторская сказка. Рассказ. Е] Научно-популярный рассказ.

Какова главная мысль текста?

Зачеркни только те пункты плана, которые считаешь не совсем точными и подходящими, и напиши свои.

1.     Как я увидел маленького пингвинёнка.

2.     Он ничего не боялся!

З. Прыжок.

4. Трусливый пингвинёнок.

ф) Запиши два слова, близкие по значению к слову отважный.

Найди и подчеркни в тексте описание пингвинёнка.

28

Подснежник

00

Цветок укрывался в своей луковице под землёй и снегом.

Как мне это надоело! сказал цветок. — Всё тело ноет! Я должен потянуться, выпрямиться и выйти на волю, я должен поклониться лету и пожелать ему доброго утра. Ах, какое это будет счастье!

Цветок встал, потянулся и приналёг на свою оболочку... Он рванулся вверх, неся на зелёном стебле бледнозелёный бутон, бережно прикрытый узкими плотными листочками, и очутился в снегу. Снег был холодный, но весь просвечивал, а солнечные лучи были теперь совсем близко...

И цветок поднялся из снега навстречу солнечному миру. Он стоял, белый как снег, украшенный зелёными полосочками, смущённо и радостно склонив голову.

Каков жанр прочитанного текста. Отметь И. Это рассказ.

Е] Это научно-популярный рассказ. Это сказка.

О чём этот текст? Какова его тема?

Придумай и запиши заголовок к тексту.

Подчеркни в тексте те фрагменты, где описывается цветок подснежник.

Какие приметы весны ты знаешь? Составь три предложения о начале весны.

29

Есть ли жизнь в кипятке?

$ 00

До последнего времени считалось, что в кипящей воде погибают все, даже самые стойкие бактерии, но природа опровергла это убеждение. На дне Тихого океана обнаружены сверхгорячие источники. Оказалось, что в этом кипятке прекрасно живут организмы: бактерии, гигантские черви и даже некоторые виды крабов.

Это открытие казалось невероятным. Ведь большая часть растений и животных погибает при температуре организма свыше 40 градусов. Лишь очень немногие бактерии способны выжить при 85 градусах.

Термостойкие, то есть живущие в кипятке, существа были названы одним из чудес света в современной биологии.

О .чём рассказывается в тексте?


@ Заверши составление плана текста.

1. 2. При какой температуре есть жизнь?

з.

Запиши вопрос по тексту.

О4 Подчеркни в тексте значение словосочетания термостойкие существа.

А что ты можешь назвать чудом? Может быть, какоето природное явление или достижение человека? Напиши об этом 2—3 предложения.

qlf

30

Только к доске отвернулся учитель, а я раз и под парту. Как заметит учитель, что я исчез, ужасно, наверное, удивится.

Интересно, что он подумает? Станет спрашивать у всех, куда я делся, вот смеху-то будет! Уже полурока прошло, а я всё сижу. «Когда же, думаю, он увидит, что меня в классе нет?» А под партой трудно сидеть. Спина у меня заболела даже. Попробуй-ка так просиди! Кашлянул я никакого внимания. Не могу больше сидеть. Да ещё Серёжка мне в спину ногой всё время тычет. Не выдержал я. Не досидел до конца урока. Вылезаю и говорю: — Извините, Пётр Петрович... Учитель спрашивает:

В чём дело? Ты к доске хочешь?

Нет, извините меня, я под партой сидел...

Ну и как, там удобно сидеть, под партой? Ты сегодня сидел очень тихо. Вот так бы всегда на уроках.

Каков жанр прочитанного текста? Отметь /.

Научно-популярный рассказ. Авторская сказка. ок Е] Художественный рассказ.

Придумай два заголовка к тексту.

Заголовок-словосочетание Заголовок-предложение

Зачем мальчик залез под парту? Ответ подчеркни в тексте.

Напиши антонимы к словам.

            тихо                                          конец

ф) Любишь ли ты читать юмористические рассказы? Каких детских писателей-авторов юмористических рассказов ты 3 Н аеШЬ?


щ Итоговая проверочная работа 1

Прочитай текст.

    00                                           Радуга

Очень люблю радугу — радости чудесную дугу. Цветными воротами перекинется она над землёй, засверкает, заблестит залюбуешься! Только вот всегда радуга далеко-далеко. Сколько ни иди, всё равно близко не подойдёшь. Я так и назвал её «далёкое чудо».

И вдруг однажды увидел радугу у себя в палисаднике. От ночного дождя разлилась между грядками голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа большая, как озеро. Забрались они бесстрашно в середину, грудью падают в воду... Брызги над лужей фонтаном! И так скворцы отчаянно трещат, что сразу можно понять: ух, какое это удовольствие утреннее купанье!.

И вдруг над весёлыми скворцами, над голубой лужей зажглась в брызгах крошечная радужка. Будто осколочек от настоящей большой радуги... Прямо вот здесь, близко-близко. Рукой подать! Я руку протянул. Вспорхнули скворцы. Брызги осыпались, цвета погасли. Выскользнула из моих рук радужка...

А мне всё равно радостно. «Вот ведь, говорю себе, как бывает! Думаешь чудеса далеко... А они тут. Рядом».

Запиши тему и главную мысль текста.

Тема текста

Главная мысль текста

Составь и запиши план текста.

1.

2.

4.



щ @ Из первого предложения третьего абзаца выпиши имена существительные. Определи их склонение и падеж.

Найди в последнем абзаце слово, строение которого соответствует схеме . Выпиши это слово, обозначь его части.

@ Из четвёртого абзаца выпиши слово с непроизносимой согласной. Проверь его.

Из третьего абзаца выпиши наречие. Образуй от него однокоренное прилагательное.

Какое природное явление ты можешь назвать чудом? Почему? Напиши об этом два предложения.

Итоговая проверочная работа 2

Прочитай текст.

4

Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы. А вокруг снег и мороз. Слипаются ноздри и стынут зубы. Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют!

Но ведь не лыжи же, в самом деле, поют, где уж им, деревянным. Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась чудесной лесной загадкой. Но я не ушёл... Я стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села она на край полыньи и трижды мне поклонилась.





Уважаемые взрослые!

Введение в программу выпускного класса начальной школы Всероссийских проверочных работ, в том числе и по русскому языку, потребовало, на наш взгляд, подготовки специальных пособий, предназначенных для обобщения знаний по языку, полученных детьми за годы обучения в начальной школе, совершенствования их умения работать с текстом, развития речи. Работа с таким пособием должна позволять быстро и эффективно повторять и обобщать значительный объем учебного материала и тем самым готовить четвероклассников к разного рода проверочным и итоговым работам в конце учебного года.

Именно этим целям отвечает наша тетрадь «50 шагов к успеху. Русский язык. 4 класс». Пятьдесят шагов — это пятьдесят практических работ по русскому языку, которые выполняет четвероклассник. Каждая из работ тетради рассчитана на 10 минут. Мы предполагаем, что они будут выполняться в начале урока русского языка. Система заданий построена таким образом, что все ключевые темы программы начальной школы будут охвачены, даже если подготовка к Всероссийской проверочной работе начнется в третьей четверти.

Так как в ВПР по русскому языку включено немало заданий по развитию речи и работе с текстом, мы решили выделить для отработки необходимых умений и навыков специальные работы с научно-популярными и художественными текстами. Предполагается, что этот материал будет отрабатываться на уроках литературного чтения.

Данную рабочую тетрадь можно использовать вместе с любым УМК не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, а также при самостоятельной работе дома.

Важно, чтобы ребенок внимательно прочитывал задания и выполнял их последовательно.

Структура и содержание учебного пособия

Пособие условно можно разделить на три части.

В первой части даны 50 мини-работ по русскому языку, посвященных повторению материала основных разделов русского языка — «Фонетика», «Состав слова», «Части речи», «Словосочетание и предложение», «Орфография и пунктуация». При разборе предложенного текста отрывка из литературного произведения, дети выполняют шесть заданий, относящихся к различным темам. Благодаря этому не только систематизируются полученные ранее знания, но и обучаемые привыкают работать со структурой ВПР, где также представлены задания из разных разделов языка. Больгпая же часть существующих пособий построена на тематической отработке учебного материала.

Вторая часть тетради содержит работы с художественными и научно-популярными текстами. В процессе их выполнения учащиеся совершенствуют умения:

 работать с лексикой (подбирать синонимы, антонимы, различать слова, употребленные в прямом и переносном значении, определять значение слова по контексту);  составлять короткие высказывания на предложенные темы, выражать свое мнение, составлять вопросы по содержанию текста, выделять в тексте нужные фрагменты;  решать несложные коммуникативные задачи;  определять тему и идею текста;  составлять план текста;  подбирать заголовок.

Сначала детям предложены девять обучающих работ, снабженных правилами, подсказками, комментариями. Далее четвероклассники выполняют тренировочные работы, в ходе которых совершенствуют все перечисленные выше умения.

В конце рабочей тетради представлены две итоговые проверочные работы, имеющие ту же структуру и состав, что и Всероссийская проверочная работа по русскому языку.

Методика работы

Как мы уже отмечали, возможны различные варианты применения пособия.

При использовании тетради в классе педагогом выделяется примерно десять минут для последовательного выполнения одной из работ и ее последующей проверки. Причем интенсивный тренинг осуществляется как на уроках русского языка (работы из первой части тетради), так и на уроках литературного чтения (работы из второй части). На наш взгляд, необходимо обращаться к тетради, начиная с третьей четверти ежедневно. Если учитель выберет другой временной отрезок, он самостоятельно определит график работы.

Другой вариант использования пособия: ребенок работает с тетрадью дома, без контроля со стороны учителя, под руководством взрослых. Тогда можно предложить четверокласснику выполнять 2—4 работы в неделю как из первой, так и из второй части тетради. При этом немаловажно, что родители могут проверить знания детей собственными силами, без помощи педагога. Сделать это можно благодаря тому, что ответы к заданиям тетради размещены на сайте www.zankov.ru.

Итак, выполнение каждой работы это один шаг к общему успеху!

Удачи вам и вашему ребенку!

С уважением, авторы

Учебное издание

Каясова Татьяна Анатольевна

Самыкина Светлана Викторовна

50 шагов к успеху

Русский язык. 4 класс

Рабочая тетрадь

Редактор Н. Г. Калинина

Обложка художника А. С. Мисюка

Компьютерная верстка: С. Ю. Смолева

Главный редактор С. В. Золотарев

Тексты составлены по произведениям:

Б. Житкова, Г. Снегирёва, Т. Головановой, В. Осеевой,

В, Голявкина, Н. Сладкова, Г. Троепольского, Ю. Коваля,

И. Соколова-Микитова, К. Паустовского, М. Ильина и Е. Сегал,

Г. Скребицкого, М. Жарова, А. Ливеровского, Б. Павлова,

Н. Надеждиной, Л.Н. Толстого, Э. Шима, В. Сухомлинского,

Г. Ганейзера, Т. Шпикаловой.

ЗАО «Издательский дом «Федоров»

443022, г. Самара, Заводское шоссе, 1

Подписано в печать 01.02.2016. Формат 60х90 1/8. Бумага офсетная. Гарнитура Petersburg. Печать офсетная. Усл. печ. л.

Тираж 5000 экз. Заказ № 286.

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных издательством электронных макетов в ООО «Колор-Принт».

432063, г. Ульяновск, ул. Ленина, 75. www.color73.ru

Всероссийским проверочным ОБРАЗОВАНИЯОБЩЕГО работам

Всероссийским проверочным ОБРАЗОВАНИЯОБЩЕГО работам

Обучающие итошвые работы Интенсивная поДготовка на уроках и дома

Обучающие итошвые работы Интенсивная поДготовка на уроках и дома

ББК 81.2Р-922 k31 Рабочая тетрадь «50 шагов к успеху

ББК 81.2Р-922 k31 Рабочая тетрадь «50 шагов к успеху

ISBN 9786-393-01671-5 © Косова т

ISBN 9786-393-01671-5 © Косова т

Уважаемый четвероклассник! В твоих руках рабочая тетрадь, которая поможет тебе подготовиться к выполнению различных проверочных работ по русскому языку, в том числе к

Уважаемый четвероклассник! В твоих руках рабочая тетрадь, которая поможет тебе подготовиться к выполнению различных проверочных работ по русскому языку, в том числе к

Журавли быстро поднимаются с болота

Журавли быстро поднимаются с болота

На берегу пышно разросся кипрей

На берегу пышно разросся кипрей

Из третьего предложения выпиши все глаголы, укажи морфологические признаки одного из них

Из третьего предложения выпиши все глаголы, укажи морфологические признаки одного из них

Найди в первом предложении слова с йотированными гласными

Найди в первом предложении слова с йотированными гласными

Он рискует попасть в опасное положение

Он рискует попасть в опасное положение

Пробираеш ся по узкой лесной тропинк среди молодых берёзок, дубов, осинок

Пробираеш ся по узкой лесной тропинк среди молодых берёзок, дубов, осинок

В скобках напиши прове- рочное слово

В скобках напиши прове- рочное слово

7

7

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

Весна 1. Вы слыш те, как звенит радостью синий воздух? 2

Весна 1. Вы слыш те, как звенит радостью синий воздух? 2

Весна 1. Вы слыш те, как звенит радостью синий воздух? 2

Весна 1. Вы слыш те, как звенит радостью синий воздух? 2

В скобках напиши проверочное слово

В скобках напиши проверочное слово

Выделенные в тексте слова разбери по составу

Выделенные в тексте слова разбери по составу

Красиво сейчас в лесу! 2. Нельзя глаза оторвать от берёзовой рощ—

Красиво сейчас в лесу! 2. Нельзя глаза оторвать от берёзовой рощ—

Запиши номер предложения с однородными членами

Запиши номер предложения с однородными членами

Выделенные слова разбери по составу

Выделенные слова разбери по составу

Э Поставь знаки препинания в конце первого, второго и третьего предложений

Э Поставь знаки препинания в конце первого, второго и третьего предложений

Из четвёртого предложения выпиши все имена существительные

Из четвёртого предложения выпиши все имена существительные

Май 1. Грянул в сёлый майский гром, и хлынули потоки звуков в лесу

Май 1. Грянул в сёлый майский гром, и хлынули потоки звуков в лесу

Седьмое предложение разбери по членам предложения, укажи части речи

Седьмое предложение разбери по членам предложения, укажи части речи

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

Природа осенью 1. Среднеру(с, сс)кий край во власти осени

Природа осенью 1. Среднеру(с, сс)кий край во власти осени

Четвёртое предложение разбери по членам предложения

Четвёртое предложение разбери по членам предложения

Кораблик 1. Я люблю пускать по весе(н, нн)им руч ям бумажн к_раблики

Кораблик 1. Я люблю пускать по весе(н, нн)им руч ям бумажн к_раблики

Лесной великан л сной ( ) т шине ( ) послы- ш

Лесной великан л сной ( ) т шине ( ) послы- ш

20

20

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

Азбука природы 1. Обл ка это буквы чудес_ной ( небесной книг 2

Азбука природы 1. Обл ка это буквы чудес_ной ( небесной книг 2

В третьем предложении подчеркни грамматическую основу предложения

В третьем предложении подчеркни грамматическую основу предложения

Седьмое предложение разбери по членам предложения

Седьмое предложение разбери по членам предложения

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

Коростель и крот 1

Коростель и крот 1

Разбери по составу выделенные существительные

Разбери по составу выделенные существительные

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

О В скобках напиши проверочное слово

О В скобках напиши проверочное слово

УТРО 1. Со нце осветило моховое болото

УТРО 1. Со нце осветило моховое болото

К словам из подбери и запиши по одному однокоренному слову

К словам из подбери и запиши по одному однокоренному слову

ЗО (О Осень в лесу 1. Наступила золотая осень

ЗО (О Осень в лесу 1. Наступила золотая осень

Выделенные слова разбери по составу

Выделенные слова разбери по составу

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

ОГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению заданий 6-14

В скобках напиши проверочное слово

В скобках напиши проверочное слово

Заботливая мама 1. У крыльца

Заботливая мама 1. У крыльца
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2017