Охрана труда и техника безопасности в учреждении образования, предупреждение и профилактика детского травматизма
Оценка 4.8

Охрана труда и техника безопасности в учреждении образования, предупреждение и профилактика детского травматизма

Оценка 4.8
docx
12.01.2023
Охрана труда и техника безопасности в учреждении образования, предупреждение и профилактика детского травматизма
Статья_Охрана труда.docx

Управление по образованию

Молодечненского райисполкома

 

Государственное учреждение образования

«Городиловская средняя школа Молодечненского района»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охрана труда и техника безопасности в учреждении образования, предупреждение и профилактика детского травматизма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Пекарская Светлана Николаевна,

заместитель директора по УР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодечненский район

Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

В ГУО «Городиловская средняя школа Молодечненского района» организован комплекс мероприятий в области охраны труда, который подразумевает создание безопасных условий пребывания учащихся и персонала, соблюдение санитарно-гигиенического режима, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, знанию норм и правил охраны труда, ведение обязательной документации, определяемой номенклатурой дел и многое другое.

Цель: обеспечение безопасности обучающихся и работников школы во время их трудовой и учебной деятельности путём повышения безопасности жизнедеятельности.

В соответствии с Положением о системе управления охраной труда в школе работа осуществляется по следующим направлениям:

защита здоровья и сохранение жизни обучающихся и работников школы;

соблюдение техники безопасности учащимися и работниками школы.

Исходя из цели и направлений поставлены следующие задачи:

обеспечение выполнения правовых актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда в образовательном процессе;

организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма на занятиях и внеурочное время;

выполнение плана совместно с профсоюзным комитетом по учреждению условий охраны труда, предупреждению детского, производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

изучение причин детского, производственного травматизма;

обеспечение работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты;

проведение своевременного и качественного инструктажа обучающихся и работников по охране труда;

пропаганда охраны труда в школе и повышение ответственности всех работников за соблюдением требований охраны.

Обеспечение здоровья и безопасных условий труда на каждом рабочем месте для работников и обучающихся представлено через:

- организацию технических осмотров, испытаний, освидетельствования состояния здания, оборудования, территории;

- обеспечение работников, необходимыми средствами защиты, материально – техническое обеспечение;

- организацию обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

- организацию проверки знаний по вопросам охраны труда;

- организацию проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;

- пропаганду и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда, сотрудничество с работниками.        

Периодический контроль над созданием здоровых и безопасных условий труда работникам в учреждении также осуществляет общественный инспектор, профсоюзный комитет.

Проводятся инструктажи и проверка знаний по вопросам охраны труда, а также систематическое информирование работников об условиях труда, производственном травматизме, аварийности, профессиональной заболеваемости.

Ведется необходимая документация (журналы учёта рабочего времени, журналы учета температурного режима работников и обучающихся, журнал по организации ограничения доступа в учреждение и т.п.).

Наглядная агитация по охране труда в учреждении представлена следующим образом: стенд «Охрана труда», информационный стенд для размещения тематических плакатов и листовок; в кабинетах - уголки по правилам безопасности для обучающихся; тематическая страница на сайте учреждения.          

Разрабатывается и выполняется план по охране труда; заключено соглашение по охране труда между администрацией и профсоюзным комитетом учреждения на текущий год. 

Каждый последний четверг месяца проходит День охраны труда.

Два раза в год отрабатываются действия работников и обучающихся на случай пожара и один раз в год проводится День гражданской обороны.

Ежегодно проводится проверка состояния охраны труда комиссией административно-общественного контроля при приемке учреждения к новому учебному году.             

В учреждении функционирует добровольная пожарная дружина.

Создана общественная комиссия по охране труда. Разработан план работы общественной комиссии по охране труда, ведутся журналы контроля за состоянием охраны труда в учреждении.

Своевременно проводится обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда руководителя, специалистов, других работников.

В учреждении создана комиссия по проверке знаний по вопросам охраны труда у педагогического состава и технического персонала.

В учреждении образования ведется целенаправленная работа по предупреждению травматизма и созданию безопасных условий труда работников. Контролируется выполнение Директивы Президента Республики Беларусь №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», организована работа с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда.

Причины создания травмоопасных ситуаций

Риск возникновения травм у детей обусловлен:

их недисциплинированностью;

неумением распознавать травмоопасную ситуацию;

необученностью необходимым навыкам поведения;

недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;

физической слабостью;

определенными особенностями развития.

Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (до 80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах, приходится менее 20% .

Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры (около четверти всех школьных травм) являются:

недочеты в организации и методике проведения уроков;

неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви;

скученность детей во время занятий.

Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики и химии, также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.

По мнению большинства авторов работ, посвященных изучению данного вопроса, наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, – это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).

Установлено, что количество случаев детско-подросткового травматизма повышается весной, а также во второй половине дня (с 16 до 20 ч). При этом выявлена определенная зависимость уровня и вида травматизма от времени года и суток: весной, например, преобладает школьный (44%), бытовой (40%) и уличный (31%) травматизм, а летом – спортивный (до 40%), но при этом бытовой и уличный травматизм остаются также на достаточно высоком уровне.

Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей.

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.

Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: 3 года, 7 и 11–12 лет. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.

Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.

В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы. Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.

Дети, получающие травмы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, реактивны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. Таких среди часто травмирующихся детей оказалось 77%, из них больше половины – дети, которые обвиняют в своих неудачах, болезнях, травмах других людей или обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны, характеризуются переоценкой своих способностей и возможностей.

Анализ публикаций, посвященных изучению травматизма, позволил выявить некоторые общие показатели предрасположенности детей к рискованному поведению. Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску.

Исследователи отмечают, что для 60% школьников характерна слабость нервных процессов, что отражается на их общей работоспособности и связано с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники. Характерно, что большинство таких детей имели по физкультуре оценку "3".

В последние годы серьезной проблемой у школьников становится гипокинезия. От ее последствий (нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, избыточный вес и т. д.) страдают до 70% учащихся. Такие дети также часто травмируются из-за неразвитой координации и плохой ориентации в пространстве.

Причины детского травматизма

Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы:

Поведение самого ребенка, получившего травму.

Действия окружающих сверстников.

Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

Травмы, обусловленные поведением пострадавшего

Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы.

Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия.

Вторая – с отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.

Третья – с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например, при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.

Четвертая – с психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и др.

Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе. Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. При этом нередко сильное дезорганизующее влияние на поведение оказывают трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, оказывающий особенно сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.

Спешка – еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т. к. с развитием ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности.

Травмы вследствие неправомерных действий сверстников

Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).

Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Травмы вследствие недосмотра взрослых

Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества), как отмечалось выше, связана с действиями либо бездействием взрослых, в т. ч. родителей.

В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды – также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе.

Поскольку установлена взаимосвязь между возникновением травм у школьников и их индивидуально-психологическими особенностями, целесообразно проведение профилактической работы с детьми, организованной с учетом этих особенностей. При этом весьма эффективным представляется использование таких активных форм обучения, как тренинговые занятия.

Работа по профилактике детского травматизма ведется в трех основных направлениях:

1. Создание травмобезопасной среды, в которой пребывают учащиеся;

2. Выработка у несовершеннолетних безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

3. Закаливание и физическое развитие обучающихся, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений.

Работа по профилактике травматизма проводится дифференцировано, в зависимости от возраста учащихся.

Мероприятия по профилактике травматизма должны включены в план воспитательной работы, который контролируется директором школы. В планах представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов травматизма.

Работа планируется для учащихся младших, средних и старших классов. Учителям физкультуры, труда необходимо включать элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал. Планированию работы помогает строгий учет травм, возникший у детей на территории школы и вне ее. Анализ этих случаев обсуждается в педагогическом коллективе и служит отправной точкой для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий.

Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и чего делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку надо объяснить детально.

 

Когда ребенок впервые отправляется в школу, следует показать ему наиболее короткий и безопасный путь, обучить правилам перехода через улицу. Однако нередко можно видеть, как взрослые сами подают детям пример неправильного поведения на проезжей части улицы. В этом случае никакие дальнейшие наставления родителей о необходимости быть осторожным не будут иметь успеха.

Иногда бывает полезно рассказать школьнику о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ запомнился ребенку и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить ему возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.

Ушибы и удары могут быть следствием не только недисциплинированности, но и неловкости. Ребенку необходимо быть физически развитым, такие дети реже падают, более ловки, уверенней выполняют работу по дому. Ловкость, умение ориентироваться в окружающей обстановке прививают ребенку систематические занятия физическими упражнениями, спортом. Уроков физкультуры недостаточно, следует поощрять желание детей заниматься в спортивных секциях. Такие занятия не только физически развивают, но и дисциплинируют детей, являются хорошей разрядкой энергии, отвлекают от рискованных шалостей на крышах, стройках и т. д.


 

Управление по образованию Молодечненского райисполкома

Управление по образованию Молодечненского райисполкома

Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные…

Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные…

Периодический контроль над созданием здоровых и безопасных условий труда работникам в учреждении также осуществляет общественный инспектор, профсоюзный комитет

Периодический контроль над созданием здоровых и безопасных условий труда работникам в учреждении также осуществляет общественный инспектор, профсоюзный комитет

Своевременно проводится обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда руководителя, специалистов, других работников

Своевременно проводится обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда руководителя, специалистов, других работников

При этом выявлена определенная зависимость уровня и вида травматизма от времени года и суток: весной, например, преобладает школьный (44%), бытовой (40%) и уличный (31%) травматизм,…

При этом выявлена определенная зависимость уровня и вида травматизма от времени года и суток: весной, например, преобладает школьный (44%), бытовой (40%) и уличный (31%) травматизм,…

Анализ публикаций, посвященных изучению травматизма, позволил выявить некоторые общие показатели предрасположенности детей к рискованному поведению

Анализ публикаций, посвященных изучению травматизма, позволил выявить некоторые общие показатели предрасположенности детей к рискованному поведению

Третья – с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например, при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей

Третья – с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например, при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей

Травмы вследствие недосмотра взрослых

Травмы вследствие недосмотра взрослых

Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку надо объяснить детально

Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку надо объяснить детально
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2023