ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА
1. Неправильная организация и недочеты в методике проведения занятий и соревнований. Процент травм от общего количества в этом случае составляет от 55-60% всех повреждений
2. Ошибки в методике проведения занятий обусловлены и тем, что педагоги не всегда придерживаются основных положений
3. Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования, одежды и обуви занимающегося является причиной 15 -25% всех травм
4. На долю неблагоприятных гигиенических и метеорологических условий в период занятий и соревнований, приходится 2-6% всех травм.
5. Нарушение требования врачебного контроля приводит к травмам 4-6%.
6. Недисциплинированность занимающихся приводит к травмам от 5-15%.
ВО ИЗБЕЖАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРАВМ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНЯТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:
- к занятиям допускаются обучающееся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности на занятиях под личную подпись в журнале инструктажа.
-при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, режимы занятий и отдыха;
-аптечка, укомплектованная всем необходимым находится в спортивном зале;
-перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:
Убрать все посторонние и выступающие предметы;
Проверить чистоту пола;
Наличие освещения и вентиляции в зале;
Убедиться в исправности инвентаря;
Проветрить помещение;
Проверить температурный режим в зале;
- обучающиеся должны быть в соответствующей занятию спортивной форме;
-перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения;
-проверить численность учебной группы и заполнить журнал;
-начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;
-занятие должно быть организованно согласно урочно-тематического плана;
-необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;
-в конце занятия провести упражнения на восстановление дыхания;
-учить обучающихся правильному и безопасному выполнению упражнений;
-осуществлять страховку занимающихся в необходимых случаях;
-по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности обучающихся;
-не оставлять обучающихся без присмотра во время занятия;
-чередовать нагрузку и отдых во время занятия;
-вести контроль за физическими нагрузками и обучать самоконтролю;
-уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам;
-при плохом самочувствии освободить обучающегося от занятия;
-не допускать входа и выхода в зал без разрешения учителя до, во время занятия и после;
-требовать от обучающихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу педагога;
-в процессе занятий и игр обучающихся обязаны соблюдать правила занятий и игр;
-избегать столкновений, толчков, ударов;
-при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы само страховки;
-при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью, немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации , а у обучающегося вывести в безопасное место;
-при получении обучающегося травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую медицинскую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации и родителям;
Необходимо вовлекать в учебный процесс родителей, это играет не меньшую роль в предупреждении травматизма на уроках физической культуры. Проводить беседы на родительских собраниях на тему по предупреждению травматизма.
В СПОРТИВНОМ ТРАВМАТИЗМЕ ИГРАЮТ РОЛЬ ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ. К ВНУТРЕННИМ ФАКТОРАМ ОТНОСЯТ:
1. Состояние утомления.
2. Изменение функционального состояния отдельных систем организма спортсмена, вызванное перерывом в занятиях в связи с каким-либо заболеванием или другими причинами.
3. Недостаточная физическая подготовленность занимающегося квыполнению напряженных или сложно координированных упражнений.
4. Нарушение биомеханической структуры движения.
Вывих - это полное смещение суставных поверхностей костей вызывающее нарушение функции сустава. Вывихи возникают при падении на вытянутую конечность, при резком повороте плеча, разрыве связок, укрепляющих соответствующие суставы.
Характерные признаки. При вывихе конечность принимает вынужденное положение, деформируется сустав; ощущаются болезненность и ограничение активных и пассивных движений.
Первая помощь. Необходимо обеспечить полный покой и неподвижность поврежденной конечности путем наложения фиксирующей повязки. Руку подвешивают на косынке; на ногу накладывают импровизированную шину. После этого пострадавшего направляют в лечебное учреждение.
Не следует пытаться самостоятельно вправлять вывих. Это может привести к тяжелым последствиям, надолго затянуть лечение и неблагоприятно отразиться на восстановлении нормальной функции сустава.
Перелом - полное или частичное нарушение целости кости.
Переломы бывают закрытые (без повреждения целости общего покрова и слизистых оболочек), открытые (с повреждением целости общего покрова), без смещения (отломки кости остаются на месте), со смещением (отломки смещаются в зависимости от направления действующей силы и сокращения мышц).
Характерные признаки. Ощущается резкая боль в месте перелома, усиливающаяся при попытке движения; возникают припухлость, кровоизлияние, резкое ограничение движений. При переломах со смещением отломков — укорочение конечности, необычное ее положение. При открытых переломах поврежден общий покров; иногда в ране видны костные отломки.
Первая помощь. Необходимо обеспечить полный покой и неподвижность поврежденной конечности. Для этого применяют специальные стандартные шины; а при их отсутствии — импровизированные шины из подручного материала: фанеры, досок, палок, линеек, лыж, зонтиков, которые накладывают поверх одежды. Для создания полной неподвижности поврежденной конечности необходимо фиксировать не менее двух суставов - выше и ниже места перелома. Шина должна быть наложена так, чтобы середина ее находилась на уровне перелома, а концы захватывали соседние суставы по обе стороны перелома.
Прежде чем наложить стандартную или импровизированную шину, необходимо тщательно осмотреть поврежденную конечность. В случае открытого перелома на рану накладывают стерильную повязку. Запрещается вправление торчащих костных отломков или их удаление.
При переломах бедра шина накладывается так, чтобы она фиксировала тазобедренный, коленный и голеностопный суставы. При переломах голени шиной фиксируют коленный и голеностопный суставы. При переломе плеча шины фиксируют неподвижность плечевого и локтевого суставов, а согнутая в локтевом суставе рука подвешивается на косынке, бинте, шарфе. При переломе предплечья фиксируют локтевой и лучезапястный суставы.
Если поблизости нет подручного материала для импровизированной шины, то сломанную верхнюю конечность прибинтовывают к туловищу, а нижнюю - к здоровой конечности.
Рана - повреждение тканей и органов с нарушением целости их покрова, вызванное механическим воздействием.
Раны бывают поверхностными, когда повреждена лишь кожа или слизистая (ссадины), и глубокими. Выделяют также полостные ранения, проникающие в брюшную, грудную полость и в череп. По характеру повреждения тканей различают резаные, рубленые, колотые, рваные, ушибленные, укушенные и огнестрельные раны.
Характерные признаки. Каждый вид ран имеет свои особенности. Края резаной раны, нанесенной режущим орудием (ножом, бритвой, стеклом), расходятся; рана зияет, сильно кровоточит, вызывая боль.
Рубленая рана по своим характеристикам похожа на резаную, но может сопровождаться повреждением костей.
Колотая рана, нанесенная колющим оружием (ножом, гвоздем, шилом, кинжалом), небольшая на кожной поверхности, может быть очень глубокой и сопровождаться значительным повреждением внутренних органов (при проникновении в грудную или брюшную полость). В результате смещения мышц и других тканей канал такой раны имеет сложную форму, что способствует развитию инфекции.
Рваная, ушибленная и укушенная раны сопровождаются значительным нарушением жизнеспособности тканей краев раны. Они мало кровоточат, но боль при таких ранениях более длительная и сильная, а заживление — более медленное.
Первая помощь. При ранении первоочередная задача - остановка кровотечения. Следующая задача — защита раны от попадания микробов. Для этого нужно наложить на нее повязку. Третья задача уменьшение боли. Это достигается наложением повязки и созданием спокойного, удобного положения раненой части тела: для нижних конечностей и туловища - лежа, для верхних конечностей - подвешивание на перевязи. После наложения повязки пострадавший должен быть направлен в поликлинику или больницу для хирургической обработки раны.
Кровотечение при ранениях. Всякое ранение сопровождается кровотечением большей или меньшей степени.
Артериальное кровотечение
Происходит из артерий, содержащих насыщенную кислородом кровь. Приводят к быстрой потере большого количества крови.
Артерии обладают выраженной мышечной оболочкой, которая при травме способна спазмироваться.
Венозное кровотечение
Его источник – венозные сосуды. Эти сосуды не сокращаются при травме, зато могут слипаться, поскольку стенки их тоньше, а диаметр больше, чем у артерий. Кровотечение медленное, но обильное.
Капиллярное кровотечение
Кровь истекает из мелких сосудов, чаще всего кожи и слизистых оболочек, кровопотеря обычно незначительная. Хотя может быть обильной при обширной ране.
Паренхиматозное кровотечение
Кровотечение из паренхиматозных органов тела: печень, селезенка, почки, легкие, поджелудочная железа. Обычно такой тип кровотечения встречается во время операции. Это смешанное кровотечение. Может наблюдаться и при обширных ранениях конечностей.
Помощь при кровотечении. Для уменьшения потери крови нужно остановить кровотечение как можно быстрее на месте происшествия (временная остановка кровотечения). В больнице будет произведена окончатёльная остановка кровотечения.
При кровотечении из капилляров и мелких вен достаточно бывает поднять вверх раненую конечность или наложить давящую повязку на рану.
Наложение давящей повязки осуществляется следующим образом: кожу вокруг раны смазывают настойкой йода, затем на рану накладывают перевязочный материал, вату и туго прибинтовывают.
При артериальном кровотечении из раны на руке или ноге эффективным методом является прижатие артерии к кости выше (по току кроем) места ранения, т.е. между раной и сердцем.
Прижатие производят одним или двумя пальцами, наложенными один на другой, а также четырьмя. Остановка кровотечения таким способом должна производиться до прибытия медицинского работника или доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Во время транспортировки ручное прижатие можно заменить давящей повязкой.
Артериальное кровотечение в области локтевого сгиба, медиальной поверхности предплечья, в подколенной и паховой областях может быть остановлено сгибанием конечностей после прикрытия раны скомканным куском марли или бинтом. Максимально согнутую в суставе конечность фиксируют ремнем, бинтом, косынкой или шарфом.
Сотрясение мозга
Сотрясение и сдавливание головного мозга наблюдается при ушибе головы во время падения, бега, выполнения упражнений на снарядах, брусьях, кольцах, перекладине; падения с каната, столкновения во время игры, падения на льду, на занятиях боксом и борьбой. Бессознательное состояние после удара головой может быть вызвано кровоизлиянием, сдавливающим головной мозг, или нарушением деятельности мозга, называемым сотрясением мозга.
Характерные признаки. Сотрясение головного мозга сопровождается потерей сознания в момент удара головой (хотя бы на короткий срок), последующей рвотой, головокружением, головными болями. Придя в сознание, пострадавший не помнит, как произошел несчастный случай, а нередко не может вспомнить и то, что было незадолго до него. Длительная потеря сознания или вторичная потеря его через некоторое время после того, как пострадавший пришел в себя, свидетельствует обычно о более тяжелом состоянии: ушибе головного мозга и сдавливании его кровоизлиянием.
Первая помощь. При потере сознания после ушиба головы не надо пытаться вывести пострадавшего из бессознательного состояния. Следует подождать, пока сознание само вернется. При этом пострадавший должен находиться в максимально спокойном и удобном положении: лежа на спине, с приподнятой головой и верхней частью туловища. На голову следует положить пузырь со льдом или холодный компресс до приезда «скорой помощи» или же осторожно, без тряски и толчков, доставить его в лежачем положении в больницу.
При возвращении сознания, даже если пострадавший чувствует себя удовлетворительно, его направляют в больницу, так как возможны поздние осложнения после сотрясения и ушиба мозга. При рвоте голову пострадавшего поворачивают набок и удерживают ее в таком положении, удаляя платком рвотные массы изо рта и глотки.
Заключение.
Преподаватели физической культуры, должны учитывать, физиологические особенности детского организма, при правильной организации техники безопасности и выполнении профилактических мер при занятиях физкультурой можно снизить число травм до минимума.
Не всегда причиной травматизма является компетентность преподавателя, многое зависит и от предоставленных для работы условий
Это и состояние учебных помещений, оборудования, инвентаря. Ветхие полы, протечки, старый инвентарь.
Врачебное обслуживание во многих учебных заведениях в неудовлетворительном состоянии.
Недостаточное владение знаниями при оказании первой помощи.
Следовательно, на уменьшение травматизма повлияет улучшение условий работы, своевременный ремонт спортивных помещений, приобретение качественного инвентаря, хорошее врачебное обслуживание, участие родителей в учебном процессе, а также высокий уровень знаний и профессиональная подготовленность учителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.