Урок
географии в 7 классе
Тема: Океанические течения
Цели урока: познакомить с ролью Мирового океана в жизни Земли, со свойствами и происхождением вод Мирового океана;
формировать знания о движении водных масс в океане, о причинах образования течений и их влиянии на климат планеты.
Ход урока
1. Оргмомент
2. -Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала высказывание известного американского океанографа Мэтью Фонтейна Мори: «В океане есть река. Она не пересыхает в самые сильные засухи и не выходит из берегов при самых сильных землетрясениях. Её берега и ложе из холодной воды, а её стремнина из тёплой… Нигде в мире нет более величественного потока вод. Этот поток быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса этих рек, вместе взятых, не составит и тысячной доли объёма воды, который несёт этот поток».Сл.№1
-О какой реке идёт речь? (течение) А о каком именно течении говорил Мэтью Фонтейн Мори? (океаническое течение)
-А теперь сами сформулируйте тему сегодняшнего урока (океанические течения)(учащиеся записываю тему в судовой журнал, который будет выполнять роль рабочей тетради)
-Люди издавна знали, что вода в океане перемещается на большие расстояния. Известны многочисленные находки запечатанных бутылок с записками от моряков, потерпевших кораблекрушение. В 1850 г. у берегов Испании был найден дубовый бочонок, в котором в скорлупе кокосового ореха находилось послание Колумба королеве Испании, отправленное с острова Гаити 358 лет назад.
Сегодня бутылочную почту используют для изучения океанических течений.Сл.№2
Актуализация знаний
-Вспомните из курса географии 6 класса, что мы называем океаническими течениями?
- Что такое океаническое течение?(Океанические течения - это горизонтальные перемещения водных масс на большие расстояния).
Изучение нового материала.
1. Причины образования течений
-Еще раз повторим, какова основная причина образования океанических течений?(постоянные ветра).
-Что такое постоянный ветер?
-Какие вы знаете постоянные ветра, которые могут вызывать океанические течения?(пассаты, западные ветра, восточные ветра, нередко муссоны – дети дают определения понятий).
-А давайте их покажем: схема движения ветров
- Что такое ветер? Назовите главную причину ветров. Как называются постоянные ветра, которые дуют в наших широтах?
-Итог: что мы сейчас сделали? (Узнали главную причину образования течений и повторили схему циркуляции атмосферы).
-Течения, возникшие под действием постоянных ветров являются постоянными и наблюдаются в поверхностном слое океана на глубине до 200-300м.
-Что ещё может повлиять на движение воды в Океане? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к тесту учебника, стр. 56. п.1 параграфа 15. Работа в паре.(различия в температуре, плотности, солености)
-Течения, вызванные, указанными Вами причинами образуются на большой глубине и считаются глубинными.
-А теперь попробуем опытным путем доказать как выше названные причины влияют на движение воды в Океане.
Мне потребуется помощник....
Демонстрация опыта 1 минута Сл.№4
1 опыт: с теплой и холодной водой
2 опыт: с соленой и пресной водой
Первичное усвоение новых знаний
- Просмотрев опыты, какие выводы вы можете сделать?
На движение воды влияют различия в температуре: холодные воды опускаются вниз, а теплые расположены на поверхности; 2. Также на движение воды оказывают влияние плотность и соленость (более плотные и соленые воды опускаются вниз, а менее плотные поднимаются на поверхность).
(Если учащиеся затрудняются в формулировании выводов, то следует обратить их внимание на выше названные причины образования океанических течений).
Первичное закрепление
-Решите географическую задачу. Корабль находился в Гвинейском заливе, выйти из залива в Атлантику никак не удавалось: мешало встречное движение. Капитан приказал бросить за борт канат с привязанным тяжёлым ящиком. И, к удивлению моряков, корабль стал двигаться навстречу течению. Что произошло?Сл.№5
Итог: В толще морских вод на разной глубине образуются несколько потоков, которые могут двигаться в противоположных направлениях.
2.Схема размещения океанических течений
-Давайте определим закономерности в расположении океанических течений в океане.
Задание: С помощью карты океанов стр.20 Атласа внимательно рассмотрите схему поверхностных течений в Мировом океане
-Как показаны течения на карте? (Стрелками.)
-Какие вы видите стрелки? (Синие и красные)
-По какому признаку делят все течения на холодные и теплые? (По температуре воды.)
-Хорошо. Правильно. Но давайте уточним. Найдите на карте полушарий теплое Северо-Атлантическое течение. Его температура всего +20. А теперь найдите холодное Перуанское течение, его температура + 240. Как быть?
-Для этого достаточно знать, какое течение называют теплым, а какое холодным.
-Чем теплое океаническое течение отличается от холодного?
-Всегда ли вода в теплом океаническом течении теплее, чем в холодном?
На побережье Баренцева моря за полярным кругом расположен город Мурманск. Его порт не замерзает и работает круглый год. Почему? А южнее расположенный порт Архангельска – замерзает.Сл.№6
-Что еще вам удалось узнать?(океанические течения оказывают влияние на климат побережий).
-А теперь найдите закономерности циркуляции течений(парная работа)
С помощью учебника внимательно рассмотрите схему поверхностных течений в Мировом океане (рис. 39).Какую закономерность в расположении течений вы заметили? Сравните схему циркуляции поверхностных течений в Мировом океане со схемой общей циркуляции атмосферы. Проанализируйте схемы течений в северном и южном полушариях? Заполните пропуски в тексте:
От экватора движутся тёплые течения, а от полюсов _________________
У восточных берегов материков протекают ________________течения, а у западных – _____________________
Направления океанических течений в целом совпадает с направлением _________________________ветров.
На направление течений оказывют влияние очертания__________________
и______________________дна океанов.
Течения образуют круговороты: В северном полушарии по часовой стрелке, а в южном полушарии ______________________________________________
На направление течений по часовой стрелке и против часовой стрелки оказывает влияние _________________________________________________
Проверка по цепочке. Самооценка.
-Какие общие закономерности в расположении океанических течений вы заметили?
-Это явление называют эффектом Кориолиса, по имени описавшего его французского математика Гаспара де Кориолиса. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах, но пронаблюдать его мы сможем прямо сейчас.Сл.№7
Проведение опыта (на каждой парте2 стакана и лейка. Один стакан наполнен водой, другой пустой. Детям предлагается через лейку вылить воду из полного стакана в пустой).
–Что наблюдаете в воронке? (круговое движение воды по часовой стрелке, т.к. этот опыт мы проводим в северном полушарии?)
-Что бы мы наблюдали, если бы опыт проводили в южном полушарии, на экваторе?
Виды океанических течений.
Оперирование знаниями в новых ситуациях
-Осталось изучить крупнейшие течения Мирового Океана
Групповая работа.
Задания для групповой работы:
Определить течение по описанию, нанести его на к/карту на интерактивной доске:
1 группа – описание течения Гольфстрим
2 группа – описание течения Западных ветров
3 группа – описание течения Перуанского
4 группа – описание течения Лабрадорского
1 группа
Это
течение выходит из Мексиканского залива и идет вдоль берегов Северной Америки,
а потом продолжается у берегов Западной Европы под другим названием.
Это течение многоструйно, его ширина: около 75 км. Толщина
потока: 700-800 м.Средняя скорость течения: 9-10 км/ч.Температура
воды на поверхности: +24-28°С.
Оказывает огромное влияние на климат северной части Атлантического океана и прилегающей части Северного Ледовитого океана, а также на климат Европы, потому что оно продолжается у берегов Европы под другим названием, создавая весьма мягкие для северных широт условия.
2 группа
Самое мощное океаническое течение. Оно образует кольцо вокруг Антарктиды. между 40 и 55° ю.ш.;
Протяжённость до 30 тыс. км,ширина оценивается в 2500 км, скорость – 3,5 км/ч. Каждую секунду это течение переносит воды в 20 раз больше, чем все реки земного шара.
Вызывается господствующими в этих широтах западными ветрами; во многих местах
поток захватываетвсю водную толщу до дна океана.
Температура воды в верхнем слое меняется от 12–15 градусов на севере до 1-2 градусов на юге.
3 группа
Это течение является продолжением крупнейшего течения Западных ветров. Образуется оно, когда часть потока течения Западных ветров, сталкивается с материком Южная Америка и отклоняется на север, протекая вдоль западных берегов материка. Достигая экватора, течение пропадает, поскольку вода постепенно нагреваясь, вливается в поток Южного Пассатного течения.
4 группа
Это морское течение в Атлантическом океане, протекающее между побережьем Канадыи Гренландией и устремлённое в южном направлении из моря Баффина до Ньюфаундлендской банки. Скорость течения 25—55 см/с; в феврале температура на поверхности изменяется от −1 °C на севере до 5 °C на юге, повышаясь в августе до 2-10 °C соответственно.
Около Ньюфаундленда это течение сталкивается с тёплым Гольфстримом, отклоняя его в сторону Европы.
Два представителя от каждой группы выходят к доске,1-й – представляет:читает описание и называет течение, второй в это время наносит местоположение течения на контурную карту на интерактивной доске, подписывает его.
-Что явилось результатом вашей работы?Карта крупнейших течений. Назвать их еще раз!
-Где могут пригодиться знания сегодняшнего урока? Зачем людям изучать течения?
1. Течения переносят питательные вещества, льды, живые организмы
2. Перемешивают разные по свойствам воды океана
3. Способствуют мореплаванию
4. Источник энергииСл.№10
Иногда течения отвечают человеку за его негативное отношение к океану, ведь вместе с водой и организмами течения перемещают отходы производства. При авариях танкеров нефтяное пятно распространяется на огромные расстояния. При этом гибнут растения и животные океана.
-Почему важно, чтобы все страны мира заботились о чистоте океана?
-Давайте вернемся к плану урока. Все ли мы вопросы рассмотрели?Сл№11
Что такое течение
Теплые и холодные течения
Главная причина возникновения – ветер
Течения имеют большую протяженность
Причины образования течений
Закономерности в Расположении океанических течений на поверхности океана
Виды океанических течений
Крупнейшие течения Мирового Океана.
Какова их роль (значение)?
Итоги урока.
Домашнее задание:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.