Окислительно-восстановительные реакции на уроках химии
Оценка 5

Окислительно-восстановительные реакции на уроках химии

Оценка 5
pptx
23.10.2023
Окислительно-восстановительные реакции на уроках химии
открытый урок. ОВР на уроках химии.pptx

Окислительно-восстановительные реакции на уроках химии подготовила:

Окислительно-восстановительные реакции на уроках химии подготовила:


Окислительно-восстановительные реакции на уроках
химии


подготовила:
Морозова Е.М
учитель химии
МОУ "Гимназия №21"
г.о Электросталь
 

Они сошлись, Волна и камень Стихи и проза,

Они сошлись, Волна и камень Стихи и проза,

Они сошлись,
Волна и камень
Стихи и проза,
Лёд и пламень…
Писал А.С. Пушкин о Ленском и
Онегине.

А в жизни - Да и Нет, Миг и Вечность, мудрость – глупость.
Это противоположности, из которых состоит наш мир.
С какими противоположностями Вы сталкивались в жизни?
Есть ли противоположности в химии?

Тема урока:ОВР, окислитель и восстановитель

Тема урока:ОВР, окислитель и восстановитель

Тема урока:ОВР, окислитель и восстановитель
Цели урока:
познакомиться с новым материалом, изучить новый тип реакций и деление веществ по окислительно- восстановительным свойствам.
рассмотреть сущность окислительно-восстановительных процессов, научиться применять «степени окисления» для определения процессов окисления и восстановления
совершенствовать умения высказывать суждение о типе химической реакции, анализируя степень окисления атомов в веществах; делать выводы.

I.Мотивация к учебной деятельности

I.Мотивация к учебной деятельности

I.Мотивация к учебной деятельности.

Ситуационная задача.
Как вы думаете, почему пушка стреляет?
- информация-подсказка.
Черный порох – это смесь тонко измельченной калиевой селитры – нитрата калия , древесного угля и серы .
Воспламенение пороха может быть описано реакцией взаимодействия этих веществ с образованием азота, углекислого газа и сульфида калия.

II. Актуализация знаний. Выделяющиеся при взрыве и расширяющиеся от тепла реакции газы и выталкивают пулю из ствола ружья

II. Актуализация знаний. Выделяющиеся при взрыве и расширяющиеся от тепла реакции газы и выталкивают пулю из ствола ружья

II. Актуализация знаний.
Выделяющиеся при взрыве и
расширяющиеся от тепла реакции
газы и выталкивают пулю из ствола
ружья.

Задание№1 Составьте уравнение реакции, в результате которой ружье стреляет

Задание№1 Составьте уравнение реакции, в результате которой ружье стреляет

Задание№1
Составьте уравнение реакции, в
результате которой ружье стреляет.

III. Этап усвоения новых знаний.

Ответ: 2КNO3 + S + 3C = К2S + N2 + 3CO2

Ответ: 2КNO3 + S + 3C = К2S + N2 + 3CO2

Ответ:

2КNO3 + S + 3C = К2S + N2 + 3CO2

Задание №2 Какие типы химических реакций вам известны? 1

Задание №2 Какие типы химических реакций вам известны? 1

Задание №2
Какие типы химических реакций вам известны?
1. из нескольких исходных веществ образуется одно сложное
2. распад одного исходного сложного вещества на несколько продуктов
3. реакция между простыми и сложными веществами, протекающие с образованием двух новых веществ – простого и сложного
4. Взаимодействие между двумя сложными веществами при котором они обмениваются атомами или группами атомов

Ответы:
А. Соединения В. Обмена С. Замещения Д. Разложения

К какому из данных типов можно отнести
данную реакцию? Мы сейчас будем определять.

Задание №3 Проставьте степени окисления всех элементов в данной реакции

Задание №3 Проставьте степени окисления всех элементов в данной реакции

Задание №3
Проставьте степени окисления всех
элементов в данной реакции.
В чем особенность данной реакции?

Проверим, что получилось В данной реакции несколько веществ в правой и левой части поменяли степень окисления

Проверим, что получилось В данной реакции несколько веществ в правой и левой части поменяли степень окисления

Проверим, что получилось

В данной реакции несколько веществ в
правой и левой части поменяли степень окисления. У элементов :
N, S,C изменяются степени окисления

Такие реакции можно рассматривать как совокупность взаимодействующих процессов и поэтому имеют особое название –

Такие реакции можно рассматривать как совокупность взаимодействующих процессов и поэтому имеют особое название –

Такие реакции можно рассматривать как совокупность взаимодействующих процессов и поэтому имеют особое название – Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)
-Почему эти реакции так названы?

Ответ: Реакции, идущие с изменением степени окисления элементов называют

Ответ: Реакции, идущие с изменением степени окисления элементов называют

Ответ:

Реакции, идущие с изменением степени окисления элементов называют ОВР.

Задание №4: В чем суть данных реакций?

Задание №4: В чем суть данных реакций?

Задание №4: В чем суть данных реакций? Как решить нам данную проблему?

Обведите «Да» или «Нет» для каждого из
возможных объяснений.

1. Следует рассмотреть изменения степеней окисления элементов в реакции

Да/Нет

2. Определиться с понятиями окисление и восстановление.

3. Рассмотреть какие вещества и как могут менять степень окисления в реакциях

Цель поставлена, путь намечен, давайте достигать цели

Цель поставлена, путь намечен, давайте достигать цели

Цель поставлена, путь намечен, давайте достигать цели.
Чтобы ответить на проблемные вопросы, проведем
два опыта, которые соответствуют выполненным в
задании реакциям

1опыт: возьмем раствор сульфата меди (II) голубого цвета CuSO4 и прильем раствор гидроксида натрия NaOH

Какие изменения вы наблюдаете?

2 опыт: горение алюминия A l

Какие изменения вы наблюдаете?


Напишите реакции, проставьте степени окисления, сделайте вывод, какая из этих реакций происходит с изменением степени окисления

Напишите реакции, проставьте степени окисления, сделайте вывод, какая из этих реакций происходит с изменением степени окисления

Напишите реакции, проставьте степени
окисления, сделайте вывод, какая из этих
реакций происходит с изменением степени
окисления.
Это может служить основанием для классификации химических реакций по изменению степени окисления.
Исходя из наших рассуждений, все реакции по изменению степеней окисления делятся на ОВР и не ОВР.
Чтобы проверить, как вы поняли, в чем отличие ОВР от не ОВР, выполните задание № 5 в рабочем листе и формулируем новые понятия.

Даны уравнения реакций: CuSO4 +2

Даны уравнения реакций: CuSO4 +2

Даны уравнения реакций:
CuSO4 +2 NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4
2) 4Al + 3O2 = 2Al2O3

Задание № 5.
А. Определите степени окисления элементов в химических реакциях.
Б. Сравните степени окисления элементов в исходных веществах и продуктах реакции.
В. Сделайте вывод и запишите его.

Ответ: В первой реакции степени окисления элементов …, а во второй …

Ответ: В первой реакции степени окисления элементов …, а во второй …

Ответ:

В первой реакции степени окисления элементов …, а во второй …

А. изменилась В. не изменилась

4Al0 + 3O20 = 2Al2+3 O3-2

Задание № 6 Сформулируйте определение:

Задание № 6 Сформулируйте определение:

Задание № 6

Сформулируйте определение:
Окислительно-восстановительными называют реакции…
Не окислительно-восстановительными называются реакции…

Задание № 7 Рассмотрите схему (рис

Задание № 7 Рассмотрите схему (рис

Задание № 7
Рассмотрите схему (рис.25 стр.78 и
рис. 27 стр.86) учебника и дополните определения:
Окислитель–это атом, ион или молекула, которые…
Восстановитель - это атом, ион или молекула, которые…

Задание № 8 По изменению степени окисления элемента: 1

Задание № 8 По изменению степени окисления элемента: 1

Задание № 8

По изменению степени окисления элемента:
1. Проанализируйте составленные схемы, поясняющие их записи, сформулируйте определения:
А. Восстановление – это процесс…
Б. Окисление – это процесс…

Мы познакомились с основными понятиями
окислительно-восстановительного процесса

Попробуйте составить схемы, которые отражали бы изменения степеней окисления у элементов

Попробуйте составить схемы, которые отражали бы изменения степеней окисления у элементов


Попробуйте составить схемы, которые отражали бы изменения степеней окисления у элементов.
Почему изменяется степень окисления?
Как назвать данные процессы?
Как назвать элементы, а значит и вещества, содержащие их?

Выполните задание

Проверим, что получилось 2К N O3 +

Проверим, что получилось 2К N O3 +

Проверим, что получилось

2К N O3 + S + 3C = К2 S + N2 + 3C O2

C0 – 4ē → C+4

S0 + 2ē → S–2

2N+5 + 4ē → N2+3

р. окисления (отдал ē)

восстановитель

р. восстановления (взял ē)

окислитель

р. восстановления (взял ē)

окислитель

+ +5 -2 0 0 + -2 0 +4 -2

Э – nē → Э+n р. окисления (отдал ē) восстановитель

Э – nē → Э+n р. окисления (отдал ē) восстановитель

- 4 -1 0 +1 +3 +8

Э – nē → Э+n р. окисления (отдал ē)
восстановитель

Э + nē → Э – n р. восстановления (взял ē)
окислитель

Запишите правило:

Таким образом, изучив суть ОВР, предложите некоторый алгоритм характеристики данного типа реакций

Таким образом, изучив суть ОВР, предложите некоторый алгоритм характеристики данного типа реакций

Таким образом, изучив суть ОВР, предложите некоторый алгоритм характеристики данного типа реакций.

Для того, что бы научиться определять окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления необходимо действовать по алгоритму.

Алгоритм: 1. Определить является ли данная реакция

Алгоритм: 1. Определить является ли данная реакция

Алгоритм:
1. Определить является ли данная реакция ОВР – рассчитать степени окисления у всех элементов.
2. Выписать элементы, меняющие степени окисления
3. Составить уравнения электронных полуреакций.
4. Определить процессы окисления, восстановления, окислитель, восстановитель.

IV. Этап закрепления новых знаний

IV. Этап закрепления новых знаний

IV. Этап закрепления новых знаний.
Задание №1

По предложенному алгоритму :
а) 2Al + 3CuSO4 = 3 Cu + Al2(SO4)3
б) MgCO3 = MgO + CO
в) 2Fe + 3 Cl2 = 2 FeCl3
г) P2O5 + 3H2O = 2 H3PO4
д) N2 + 3 Mg = Mg3N2
е) NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3
ж) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2


1. Выберите окислительно-восстановительные реакции.
2. Определите окислитель, восстановитель, процессы окисления или восстановления у веществ в реакции из задания № 1 а)
3. Определите окислитель, восстановитель, процессы окисления или восстановления у веществ в реакции из задания № 1 ж)

Задание №2 Какие реакции (соединения, разложения, обмена, замещения) можно отнести к новому типу –

Задание №2 Какие реакции (соединения, разложения, обмена, замещения) можно отнести к новому типу –

Задание №2

Какие реакции (соединения, разложения,
обмена, замещения) можно отнести к
новому типу – ОВР.
Сделайте вывод:
Реакции какого типа могут быть ОВР?

Ответ: А.Только ОВР являются реакции замещения

Ответ: А.Только ОВР являются реакции замещения

Ответ:
А.Только ОВР являются реакции замещения
Б.Только не ОВР – реакции обмена
В. Реакции соединения и реакции разложения могут быть и ОВР и не ОВР.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2023