Они сошлись,
Волна и камень
Стихи и проза,
Лёд и пламень…
Писал А.С. Пушкин о Ленском и
Онегине.
А в жизни - Да и Нет, Миг и Вечность, мудрость – глупость.
Это противоположности, из которых состоит наш мир.
С какими противоположностями Вы сталкивались в жизни?
Есть ли противоположности в химии?
Тема урока:ОВР, окислитель и восстановитель
Цели урока:
познакомиться с новым материалом, изучить новый тип реакций и деление веществ по окислительно- восстановительным свойствам.
рассмотреть сущность окислительно-восстановительных процессов, научиться применять «степени окисления» для определения процессов окисления и восстановления
совершенствовать умения высказывать суждение о типе химической реакции, анализируя степень окисления атомов в веществах; делать выводы.
I.Мотивация к учебной деятельности.
Ситуационная задача.
Как вы думаете, почему пушка стреляет?
- информация-подсказка.
Черный порох – это смесь тонко измельченной калиевой селитры – нитрата калия , древесного угля и серы .
Воспламенение пороха может быть описано реакцией взаимодействия этих веществ с образованием азота, углекислого газа и сульфида калия.
Задание №2
Какие типы химических реакций вам известны?
1. из нескольких исходных веществ образуется одно сложное
2. распад одного исходного сложного вещества на несколько продуктов
3. реакция между простыми и сложными веществами, протекающие с образованием двух новых веществ – простого и сложного
4. Взаимодействие между двумя сложными веществами при котором они обмениваются атомами или группами атомов
Ответы:
А. Соединения В. Обмена С. Замещения Д. Разложения
К какому из данных типов можно отнести
данную реакцию? Мы сейчас будем определять.
Такие реакции можно рассматривать как совокупность взаимодействующих процессов и поэтому имеют особое название – Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)
-Почему эти реакции так названы?
Задание №4: В чем суть данных реакций?Как решить нам данную проблему?
Обведите «Да» или «Нет» для каждого из
возможных объяснений.
1. Следует рассмотреть изменения степеней окисления элементов в реакции | Да/Нет |
2. Определиться с понятиями окисление и восстановление. | |
3. Рассмотреть какие вещества и как могут менять степень окисления в реакциях |
Цель поставлена, путь намечен, давайте достигать цели.
Чтобы ответить на проблемные вопросы, проведем
два опыта, которые соответствуют выполненным в
задании реакциям
1опыт: возьмем раствор сульфата меди (II) голубого цвета CuSO4 и прильем раствор гидроксида натрия NaOH
Какие изменения вы наблюдаете?
2 опыт: горение алюминия A l
Какие изменения вы наблюдаете?
Напишите реакции, проставьте степени
окисления, сделайте вывод, какая из этих
реакций происходит с изменением степени
окисления.
Это может служить основанием для классификации химических реакций по изменению степени окисления.
Исходя из наших рассуждений, все реакции по изменению степеней окисления делятся на ОВР и не ОВР.
Чтобы проверить, как вы поняли, в чем отличие ОВР от не ОВР, выполните задание № 5 в рабочем листе и формулируем новые понятия.
Задание № 8
По изменению степени окисления элемента:
1. Проанализируйте составленные схемы, поясняющие их записи, сформулируйте определения:
А. Восстановление – это процесс…
Б. Окисление – это процесс…
Мы познакомились с основными понятиями
окислительно-восстановительного процесса
Попробуйте составить схемы, которые отражали бы изменения степеней окисления у элементов.
Почему изменяется степень окисления?
Как назвать данные процессы?
Как назвать элементы, а значит и вещества, содержащие их?
Выполните задание
Таким образом, изучив суть ОВР, предложите некоторый алгоритм характеристики данного типа реакций.
Для того, что бы научиться определять окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления необходимо действовать по алгоритму.
Алгоритм:
1. Определить является ли данная реакция ОВР – рассчитать степени окисления у всех элементов.
2. Выписать элементы, меняющие степени окисления
3. Составить уравнения электронных полуреакций.
4. Определить процессы окисления, восстановления, окислитель, восстановитель.
IV. Этап закрепления новых знаний.
Задание №1
По предложенному алгоритму :
а) 2Al + 3CuSO4 = 3 Cu + Al2(SO4)3
б) MgCO3 = MgO + CO
в) 2Fe + 3 Cl2 = 2 FeCl3
г) P2O5 + 3H2O = 2 H3PO4
д) N2 + 3 Mg = Mg3N2
е) NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3
ж) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2
1. Выберите окислительно-восстановительные реакции.
2. Определите окислитель, восстановитель, процессы окисления или восстановления у веществ в реакции из задания № 1 а)
3. Определите окислитель, восстановитель, процессы окисления или восстановления у веществ в реакции из задания № 1 ж)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.