Тема: «Тела, вещества, частицы»
Ход урока
Этапы урока |
Цели и примечания |
Время |
||||||
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
|
«Начало – больше половины целого» Аристотель Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Психологический настрой обучающихся, обеспечение рабочей обстановки на уроке.
|
1 мин |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||
Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Что необходимо для того, чтобы урок достиг своих целей?
Давайте пожелаем друг другу удачи. Кто готов к началу урока, садитесь. |
Необходимо уважительно относиться друг к другу, быть внимательными, сначала думать, потом говорить, активно работать и т.д.
|
|
||||||
II. Наблюдение за погодой и её анализ. |
Цель: продолжить формирование умений применять полученные знания на практике, вести наблюдения за изменениями в природе, анализировать их, обозначать с помощью условных знаков, делать выводы, умозаключения. |
1-1,5 мин. |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||
Как обычно, начнем с наблюдения за погодой.
|
Обучающиеся называют дату урока, говорят об облачности, осадках, силе ветра, температуре воздуха в тени и на солнце; сравнивают с погодой в предыдущие дни. |
|
||||||
III. Постановка учебной задачи. |
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
2 мин. |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||
Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел «Эта удивительная природа», откроем ещё одну её тайну. Для того, чтобы узнать тему нашего урока необходимо выполнить задание. Я назову слова, а вы попробуйте, применив воображение, увидеть то, что обозначают эти слова.
Ножницы, вода, капля росы, сахар, металл, сахарница.
Все ли слова позволяли точно представить предмет? Назовите слова, которые позволили точно представить предмет. (Демонстрация слайдов презентации, слайд №2 или табличка). Такие предметы, которые можно представить, потому что они имеют форму, какие-то очертания ученые назвали научным словом. |
Пытаются представить то, что обозначают слова, названные учителем.
Нет, были такие, которые предполагали много вариантов ответа.
Ножницы, капля росы, сахарница.
|
|
||||||
IV. Совместное открытие знаний или изучение нового материала.
|
Цель: организация учащихся на получение знаний в процессе активной познавательной деятельности, с определением своего отношения к проблеме, научить аргументировать свою точку зрения, делать выводы на основе анализа. |
9 мин. |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||
В словаре С.И.Ожегова есть четыре значения этого слова: 1. Тело - отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом… 2. Тело — организм человека или животного в его внешних, физических формах. 3. Тело - часть организма… 4. Тело - основная часть, корпус чего-нибудь. Что же это за слово? (Демонстрация слайдов презентации, слайд №3 или табличка). Действительно, все предметы, которые нас окружают, называют телами. (Демонстрация слайдов презентации, слайд №4 или табличка). Как вам кажется, какое значение интересует нас с вами? Мы определили первую часть темы нашего урока. (Демонстрация слайдов презентации, слайд №5 или табличка). Возьмите приготовленные раздаточные карточки (карточка №1). Разделите предложенные слова на две группы. Над каждым словом поставьте номер группы (1 или 2). Карточка №1: Карандаш, дерево, камень, книга, стол, облако, луна. (Демонстрация слайдов презентации слайд №6 или картинки) По какому принципу разделили слова? Все тела можно разделить на естественные и искусственные. (Демонстрация слайдов презентации
Вспомните, пожалуйста, предложенные мной в начале урока слова, которые вы не могли точно представить. Являются ли они телами? (Демонстрация слайдов презентации слайд №7 или картинки). Попробуйте назвать тела, которые состоят из воды, сахара, металла. (Демонстрация слайдов презентации слайд №8 или картинки). Что же обозначают слова «вода, сахар, металл»? Вода, сахар, металл – вещества. Все тела состоят из веществ. Веществами называют то, из чего состоят все тела. Мы определили вторую часть темы урока. (Демонстрация слайдов презентации, слайд №9 или табличка). Все ли вещества одинаковы?
А какие состояния вещества вы знаете? (Демонстрация слайдов презентации слайд №10 или схема).
Приведите по одному примеру веществ в разном состоянии. В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию, а сегодня мы проведём химический опыт, который поможет определить третью часть темы урока. Возьмём сосуд с водой, опустим в него кусочек сахара, хорошо размешаем. Как вы думаете, можно сказать, что в сосуде находится одно вещество? Отдельные вещества в природе встречаются редко, чаще всего мы говорим о смеси, когда тело состоит из двух или нескольких веществ. Попробуйте назвать смеси веществ, с которыми вы часто встречаетесь. (Демонстрация слайдов презентации, слайд №11 или табличка). |
Хорошо читающий ученик озвучивает цитаты из словаря С. И. Ожегова.
Тело. (Записывают в словарь).
Тело - отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства…
карандаш дерево книга камень стол облако луна Есть тела, которые создала природа, а есть те, которые сделал своими руками человек.
Вода, сахар, металл. Они телами не являются.
Капля воды или капля росы, кристалл или кусочек сахара, ножницы и т. д.
Ответы обучающихся.
Нет, вещества отличаются друг от друга.
Вещества бывают твёрдыми, жидкими и газообразными.
Ответы детей.
Нельзя сказать, что в сосуде находится одно вещество, там вода и сахар. А это два вещества.
Например, воздух – смесь разных газов, чай, кофе с молоком и т.д. – смесь разных веществ.
|
|
||||||
V. Постановка проблемной ситуации. |
Цель: внутреннее принятие цели обучающимися, побуждение к деятельности. |
|
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||
Давайте посмотрим на сосуд с водой и сахаром. Где же сахар? Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез, что произошло? Попробуйте воду на вкус.
Почему же мы его не видим?
Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? Вещество состоит из частиц (молекул и атомов). Мы определили третью часть темы урока. Какая же тема нашего урока? (Демонстрация слайдов презентации, слайд №12 или табличка). Итак, какие задачи нам предстоит решить на уроке?
Как вы думаете, частицы (молекулы и атомы) одинаковы в разных состояниях вещества, или отличаются друг от друга. Частицы (молекулы и атомы) в разных состояниях вещества отличаются друг от друга по форме, размеру, промежутками между ними. Частицы (молекулы) постоянно движутся. В каком состоянии вещества, по вашему мнению, промежутки самые маленькие, а в каком – самые большие? В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу, в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды, самые большие промежутки в газах. Как вы думаете, почему твердые тела сохраняют форму? Если дети дают неверные или неточные ответы, учитель помогает им правильно сформулировать мысль. Молекулы (частицы) в твердых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы.
А почему жидкости текучи? У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться.
Почему газы летучи и занимают весь предоставленный объем? У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся.
(Демонстрация слайдов презентации, слайд №13 или таблица). |
Ответы детей.
Пробуют одноразовыми ложечками воду. Вода сладкая, значит, сахар не исчез. Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие части. Вещество состоит из частиц.
Тела, вещества, частицы.
Наша задача познакомиться с понятием «тело» и узнать из чего оно состоит, научиться различать разные состояния веществ, познакомить с отличием смеси от чистого вещества.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей. |
|
||||||
VI. Психофизпауза. |
Через 15 -20 мин. от начала урока, по мере утомляемости учащихся, после логического завершения этапа урока, определённого вида деятельности. Цель: сохранение здоровья, устранения перегрузок, снятие утомление, повышение умственной работоспособности учащихся, обеспечение активного отдыха, для поднятия настроения. |
5 мин. |
||||||
VII. Первичное закрепление изученного. |
Цель: проговаривание нового знания, обучение способам самостоятельного применения знаний. Количество и выбор заданий зависит от темпа работы и интеллектуального потенциала обучающихся конкретного класса. |
5 мин. |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||
А сейчас попробуем применить знания на практике. Пожалуйста, откройте рабочую тетрадь на странице 14. Выполним задание №1. Инструкция в тетради: Закрасить кружочек в том ряду, в котором изображены только естественные тела. (Обучающиеся выполняют задание в парах, затем проводится проверка. Один ученик даёт ответ, остальные обучающиеся демонстрируют свою точку зрения при помощи светофоров или жестов.) Напоминаю, что необходимо не только дать ответ, но и аргументировать его.
Молодцы! Надеюсь, вы так же успешно справитесь с заданием №4 на стр. 15. Инструкция в тетради: Указать стрелками, что из перечисленного является телом, а что – веществом. Выполняем работу и комментируем её. Напоминаю, что необходимо не только дать ответ, но и аргументировать его. (Один ученик комментирует, остальные обучающиеся демонстрируют свою точку зрения при помощи светофоров или жестов.) |
Необходимо закрасить кружок в третьем ряду, т.к. все объекты (божья коровка, кленовый лист, воробей и Луна) являются естественными телами. В первом ряду, кроме естественных тел (яблоко и солнце), есть и искусственные тела (ложка и будильник), а во втором ряду изображены только искусственные тела).
Гвоздь, проволока, ложка – это тела, так как это предметы, которые можно представить, они имеют форму и состоят из различных металлов. Железо, медь, алюминий – это вещества, они не являются предметами, которые можно представить, они не имеют формы и из них состоят такие тела, как гвоздь, проволока, ложка и другие тела. |
|
||||||
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Цель: каждый обучающийся для себя должен сделать вывод о том, что он уже знает, умеет. |
4-5 мин. |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||
Выполните задание №2 на раздаточной карточке. (Дифференцированное задание). Задание №2. I вариант: подумайте, где изображен рисунок расположения частиц в твёрдых телах, где в жидкостях и в газах, подпишите их.
II вариант: ответьте на следующие вопросы: - Почему твердые тела не распадаются на молекулы и атомы? - Почему воду можно переливать? - Почему так быстро распространяются запахи в воздухе? Пожалуйста, выберите понравившийся вариант. Кому сложно справиться с этими заданиями, поднимите руки, я вам дам карточку с третьим вариантом. III вариант: соедините рисунки с надписью: твёрдые тела жидкости
Проверьте себя с помощью учебника, рисунок на странице 35 и слайда презентации (или таблицы). (Демонстрация слайдов презентации, слайд №14 или таблица).
|
Формы ответов учащихся. - одни учащиеся сами подписывают рисунки, - другие отвечают на вопросы, - третьи стараются определить соответствие схемы состоянию вещества: соединить рисунки с готовой надписью.
Самопроверка. Первая и вторая группа учащихся открывают учебники, смотрят слайд презентации, учащиеся второй группы получают карточки с правильными ответами, проверяют свою работу. Карточка-эталон: Твердые тела не распадаются на молекулы и атомы, потому что частицы в твердых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Жидкости текучи, потому, что промежутки между частицами в жидких веществах немного больше, чем в твёрдых, и молекулы могут перемещаться. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем, потому, что у газообразных веществ расстояние между частицами намного больше самих частиц, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. |
|
||||||
IX. Рефлексия деятельности (подведение итогов урока).
|
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности. |
2-3 мин |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||
Ребята, вы хотите проверить свои знания, узнать, удалось ли решить поставленную задачу? Согласны ли вы с утверждениями? - Все тела созданы природой. - Предметы, имеющие форму, очертания, которые можно представить точно называются телами. - Вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными. - Вещества состоят из более мелких частиц (молекул и атомов). - Все тела состоят только из одного вещества. (Демонстрация слайдов презентации, слайд №15 или таблица).
|
Ответы учащихся.
Самопроверка по слайду презентации или таблице с верными утверждениями: - Предметы, имеющие форму, очертания, которые можно представить точно называются телами. - Вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными. - Вещества состоят из более мелких частиц (молекул и атомов).
|
|
||||||
X. Домашнее задание.
|
Цель: усвоение, включение нового знания в систему знаний, создание связующего звена между данным и следующим уроком. |
1-2 мин. |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||
Изучив параграф, подготовить ответы на вопросы и выполнить задания на стр.37, поработать с толковым словарем, задание в тетради по данной теме выполните по желанию. Есть вопросы по домашнему заданию? |
Обучающиеся задают вопросы, если они есть. |
|
||||||
XI. Самооценка работы на уроке и выставление отметок. |
Цель: самооценка результатов деятельности своей и одноклассников. По сложившейся традиции обучающиеся, которые считают, что они активно работали, встают и по очереди называют отметку, комментируя её. Для экономии времени или по другой причине возможно выставление отметок по другому принципу. |
1-2 мин |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||||
А сейчас пришло время проанализировать работу в течение урока и оценить ответы. (Учитель высказывает свою точку зрения по поводу работы на уроке обучающихся и выставляет отметки). |
Обучающиеся анализируют и оценивают свои ответы. |
|
||||||
XII. Двигательная активность. Работа в группах. Игра «Живая модель». |
Цель: восполнить недостаток движений школьника в полном объеме, снять усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, восстановить силы обучающихся, снять статическое напряжение. |
5 мин |
||||||
Продумайте танец с изображением веществ в разном состоянии. Каждая группа получает задание в конверте, какое состояние вещества изобразить ( например, первая группа – твердое, вторая – жидкое и третья – газообразное). Учитель, если необходимо, оказывает помощь в выборе движений и расположения в пространстве. Одна группа демонстрирует, остальные отгадывают, частицы какого вещества изображали участники других групп.
|
Обучающиеся изображают частицы твердого вещества (ученики медленно, практически стоя на месте, двигаются очень близко друг к другу, выстраиваясь ровными рядами), жидкости (ученики двигаются быстрее, увеличивая промежутки между собой и нарушая ровные ряды, создавая ощущение движущейся толпы), газов (ученики двигаются гораздо быстрее, удаляются еще дальше друг от друга). Обучающиеся изображают. |
3 мин |
||||||
А теперь все вместе попробуем изобразить частицы того вещества, которое я назову. Железо, вода, сахар, кислород, лёд. У всех твердых веществ расстояние между частицами меньше, чем у жидкостей, а у льда – больше, чем у воды в жидком состоянии. Но об этом мы поговорим на следующем уроке при изучении темы «Разнообразие веществ». |
|
2 мин. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.