окр мир 3 класс

  • doc
  • 29.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала okr_mir_3_vspom.doc

Развитие устной речи на основе ознакомления с  предметами и явлениями  окружающей действительности («Окружающий мир»)

 

Пояснительная записка.

 

 Программа составлена на основе:

 1. Закона «Об образовании»

2.      Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.  Москва, «Просвещение», 2010г.

  Для реализации Рабочей программы используется   учебник  Е.Д. Худенко, И.А.Терехова Знакомство с окружающим миром Учебник  для  специальных (коррекционных) школ 8 вида. 3 класс. Москва, АРКТИ, 2010г.

 

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) обра-зовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых учащихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.

 

 У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

 

 Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

 

 Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

 

 Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

 

 Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

 

На уроках  развития устной речи на основе  ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности  у учащихся  формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении  другим учебным предметам,  расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире. Дети учатся сравнивать,  обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные  причинно-следственные  связи  и закономерности, что  способствует развитию аналитико- синтетической деятельности  учащихся, коррекции их мышления.

 

 

Структура программы

Рабочая программа по «Развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности («Окружающий мир»)»  включает в себя   три раздела: пояснительную записку,  требования к уровню  подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование уроков

 

Специфика данного учебного предмета  связана со  значительным  отставанием умственно отсталых детей в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом.

 

Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

                                       

  Задачи:

- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;

-  расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;

-  обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;

-  обогащать словарный запас обучающихся.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

 

Основные направления коррекционной работы:

-  развитие артикуляционной моторики;

-  развитие высших психических функций;

-  коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

-   развитие речи, владение техникой речи;

-  расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

-  совершенствование связной речи;

-  коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

 

Содержание программы

      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
      Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
      Улица, на которой расположена школа. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
      Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
      Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
      Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
      Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
      Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
      Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
      Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
      Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
      Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
      Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
      Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
      Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
      Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
      Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
      Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
      Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
      Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
      Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
      Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
      Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
      Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
      Повторение пройденного.

 

Экскурсии, наблюдения и практические работы

      Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
      Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
      Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

 

Учащиеся должны уметь:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
  • активно участвовать в беседе;
  • связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
  • выполнять практические работы по уходу за жильем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила дорожного движения.

Учащиеся должны знать:

·         названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;

·         правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование  по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности    (окружающий мир)

(68ч., 2ч. в неделю)

 

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Фактич.дата

I четверть (18ч.)

1

Летние каникулы

 

 

2

Осень

 

 

3

Осенняя экскурсия.

 

 

4

Труд людей осенью.

 

 

5

Овощи: картофель.

 

 

6

Овощи: капуста.

 

 

7

Овощи: свекла.

 

 

8

Овощи: горох.

 

 

9

Бахчевые культуры: арбуз, дыня.

 

 

10

Ягоды: малина, земляника.

 

 

11

Растения на клумбах: астры, ноготки.

 

 

12

Золотая осень. Экскурсия.

 

 

13

Золотая осень.

 

 

14

Дорога в школу.

 

 

15

Адрес школы.

 

 

16

Лиственные деревья.

 

 

17

Растения в природе и их значение в жизни человека.

 

 

18

Экскурсия. «Поздняя осень».

 

 

II четверть (14ч.)

19

Сезонные изменения в природе.

 

 

20

Транспорт.

 

 

21

Наземный транспорт.

 

 

22

Правила дорожного движения.

 

 

23-24

Посуда, виды посуды

 

 

25

Декабрь- первый месяц зимы. Экскурсия

 

 

26

Сезонные изменения в природе.

 

 

27

Одежда.

 

 

28

Сезонная одежда.

 

 

29

Обувь и уход за ней.

 

 

30

Виды обуви.

 

 

31

Зимние забавы детей.

 

 

32

Развитие речи. Составление небольших рассказов- описаний по изученным во 2 четверти темам

 

 

III четверть (20ч.)

33

Сезонные изменения в природе.

 

 

34

Зимующие птицы: снегирь.

 

 

35

Зимующие птицы: синица.

 

 

36

Перелетные птицы: грач.

 

 

37

Перелетные птицы: скворец.

 

 

38

Человек и природа.

 

 

39

Домашние птицы: курица.

 

 

40

Домашние птицы: утка.

 

 

41

Январь Экскурсия.

 

 

42

Сезонные изменения в природе. Январь.

 

 

43

Февральские приметы.

 

 

44

Труд людей города и села зимой.

 

 

45

Зима – время года.

 

 

46

Домашние животные: коза.

 

 

47

Домашние животные: овца.

 

 

48

Дикие животные: ёж.

 

 

49

Дикие животные: медведь.

 

 

50

Растения и животные весной.

 

 

51

Март- первый месяц весны.

 

 

52

Развитие речи. Составление рассказов- описаний по  изученным  в 3 четверти темам.

 

 

IV четверть (16ч.)

 

53

Природа весной.

 

 

54

Комнатные растения: герань , традесканция.

 

 

55

Раннецветущие растения.

 

 

56

Подснежник. Красная книга.

 

 

57

Насекомые: муравей.

 

 

58

Насекомые: муха.

 

 

59

Разнообразие животного мира.

 

 

60

Охрана животных: заповедники и зоопарки

 

 

61

Экология воздуха и окружающей среды.

 

 

62

Сезонные изменения весной.

 

 

63

Охрана здоровья : мой организм и органы чувств.

 

 

64

Глаза- органы зрения.

 

 

65

Уши- органы слуха. Уход за ушами.

 

 

66

Нос- орган обоняния.

 

 

67

Язык, зубы- органы осязания.

 

 

68

Развитие речи. Составление рассказов-описаний  по темам , изученным  за год.