Тема урока: Пустыни
Цель:
Ход урока
I Мотивация к учебной деятельности
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём сейчас урок.
–
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друзьям рассказать
II Актуализация опорных знаний
III Самоопределение к деятельности
Сообщение учащегося
- Знаете ли вы, что на Земле есть место, где в летний день стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов, осадков выпадает чрезвычайно мало, а местами дождей не бывает несколько лет подряд. Дождь испаряется, не достигнув земли.
Во время бури солнечный свет не доходит до земли и на некоторое время становится темно. Существуют миражи – призрак чего-либо (оптический обман зрения).
- Что это за место?
- Какова тема урока?
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
Сегодня мы с вами отправимся туда,
Где много солнца и не видна вода.
Юго-запад России раскроет свои тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут
И почему так природную зону зовут.
IV Открытие нового знания
1. Работа с картой
- Покажите на карте зоны полупустынь и пустынь. Что вы можете по карте рассказать о них? ( Пустыни расположены на юго-западе страны по берегам Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная).
- От какого слова произошло слово пустыня? (От слова «пусто»)
2. Сообщение учителя
- В энциклопедическом словаре сказано: «Пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова».
Пустыни в России занимают небольшую площадь к западу и востоку от низовьев реки Волги. Гораздо обширнее полупустыни, которые находится между степью и настоящей пустыней. Пустыни располагаются ещё ближе к экватору, поэтому там жарко.
Это самая засушливая зона России. Летом температура воздуха в тени до +40º, +50º C. Осадков выпадает ничтожно мало. Поверхность днём накаливается до +50º, +70º С. Песок прогревается до + 80º С. Жаркий летний день сменяется очень холодной ночью. Зима короткая, средняя температура января -10º C, в отдельные годы бывают сильные морозы до - 30º С. В пустыне всего два времени года зима и лето.
Между Каспийским морем и рекой Амударьёй находится пустыня Каракумы (это Туркменистан), между реками Амударья и Сырдарья находится пустыня Кызылкум (это Узбекистан и Казахстан). Эти реки впадают в Аральское море. Пустыни бывают песчаные и глинистые. Обратите внимание на валы из песка – барханы, на растрескавшийся глинистый участок – такыр.
Физкультминутка
3. Работа с учебником
- А теперь экологи, зоологи, ботаники приглашаются на учёный совет. Сначала читаете текст учебника стр.120 – 124 и выделяете необходимую информацию: зоологи изучают животный мир, а ботаники – растительный мир, экологи выявляют экологические проблемы. Помните о правилах работы в группе.
- Ботаники, используя гербарий, рисунки с изображением растений, атлас-определитель, расскажите о растениях пустынь по плану.
План рассказа о растительном мире.
1. Общая особенность растений.
2. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
3. Значение в природе.
- Зоологи, используя рисунки различных животных пустыни, энциклопедию «Я познаю мир. Животные», расскажите о животных пустыни по плану.
План рассказа о животном мире.
1. Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.
2. Значение в природе.
- Экологи, расскажите о пустынях по плану.
План рассказа об экологических проблемах
1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2. Охрана редких растений и животных, заповедники.
V Первичное закрепление
1. Сообщение ботаников
Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Растения (по высоте) низкорослые. Поскольку в пустыне мало воды, то растения имеют длинные корни. Листья растений похожи на колючки. Появляются растения только во время дождей.
Самое распространенное растение пустыни – верблюжья колючка. У неё длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 м. Листья у растений в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое.
Джузгун – это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закреплены в песке и удерживают его от передвижения, такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.
В пустыне встречаются деревья, например саксаул. Это низкие деревья, не более 4 – 5 м, растут на большом расстоянии друг от друга. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная, тяжёлая древесина, которая тонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором – слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Это лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что даёт больше тепла.
Что такое оазис. Там, где есть вода, растёт всё: деревья, кустарники, травы. Такие места называют оазисами. Величайшим оазисом среди высоких гор является Ферганская долина, по которой протекает река Сырдарья. Горы с юга защищают от ветров. С гор стекают реки в долину, от них проведены оросительные каналы на поля и в сады. Много света, тепла и воды. Что ещё нужно для роста растений! На поливных землях выращивают хлопок. Там так много трав и цветов, но через 2 – 3 недели всё исчезает. Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти, отцвести и дать семена (тюльпаны, лилии, красный мак).
2. Сообщение зоологов
Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Окраска под цвет песка – это маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.
В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка корсак и ушастый ёж имеют большие уши. Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, другие – тушканчики – быстро передвигаются большими прыжками до 3 м в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, скарабеи.
3. Сообщение экологов.
Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю, - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для них непреодолимым препятствием. Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Чёрные земли». В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч - Гудило обитают утки, гуси, лебеди.
- Как же приспособились растения и животные к жизни в зоне пустынь? (Растения имеют крошечные листочки или колючки – так меньше испаряется влаги. Корни растений уходят вглубь на 15 – 20 м в поисках воды. У многих животных кожа покрыта твердыми щитками – защита от жары и испарения. Мелкие зверьки ведут ночной образ жизни – спасаются от жары. Пустынные животные довольствуются влагой, которая содержится в пище, используют вместо воды запасы жира – спасение от жажды. Вывод: все приспособления связаны с недостатком влаги и периодической засухой.)
VI Подведение итогов урока
- Подумайте и ответьте на вопрос: почему в пустыне два хозяина – солнце и ветер? (Солнце – хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.)
VII Задание на дом
1. Прочитать текст на стр. 118 – 125 учебника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.