Класс: 4
Тема: Солнце и звезды. (Звезды и созвездия. Звездная карта)
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Цель: создать условия для закрепления знаний обучающихся о космических телах и явлениях.
Задачи:
Образовательные:
· углубить знания о Солнце, звёздах и созвездиях; выявить различие между звездами, между звездами и планетами; раскрыть их значение для человека и значение Солнца для всего живого на Земле;
· сформировать представление о галактике Млечный путь, о звездной карте.
Развивающие:
· развивать умение работать с научным текстом.
· совершенствовать умения наблюдать, анализировать, делать выводы, обобщать, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
· способствовать формированию научной системы взглядов;
· воспитывать эстетические чувства, интерес к науке астрономии.
Оборудование и материалы: учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
1.Организационный момент.
|
Здравствуйте, садитесь. Меня зовут …, сегодня я проведу у вас урок. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке: книги, ручка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? |
|
Приветствие. Проверка готовности рабочих мест. Мотивационный настрой. |
2. Актуализация знаний.
3. Формулирование темы. |
Послушайте музыку, представьте себе (почувствуйте) о чём пойдет речь на уроке? ИЛИ ЗАГАДКА Океан
бездонный, океан бескрайний, Правильно. Именно о космосе новый раздел. В течении 4-х уроков вы будете работать по этой теме. - А сейчас соберем «облако идей» по новому разделу. Назовите слова, которые относятся к теме космос. (Два ученика вывешивают слова на доску) - Это «облако» нужно превратить в схему. Подумайте, как это сделать. Скажите, успеем ли мы затронуть сегодня на уроке все эти космические объекты? Значит, как нужно поступить? Отгадайте загадки: Один костер Весь мир согревает. (Солнце.) Ночью
землю освещают, (Звёзды) Какая тема урока? Откройте учебник на 62 странице, прочитайте тему урока. |
О космосе или космическом пространстве
Не успеем. Ограничить тему.
Солнце и звезды |
(Звучит космическая музыка)
Солнце, Солнечная система, звезды, планеты, Земля, Луна, спутник, кометы, созвездия. |
4. Целеполагание. Планирование |
Продолжите фразы: Вспомню…что я знаю о космосе (например: понятия связанные с космосом).
Узнаю…что можно наблюдать на ночном небе и почему светят звезды.
Применю … знания полученные на уроке, выполняя задания и отвечая на вопросы
Оценю… свою деятельность на уроке.
Чем будем пользоваться при работе на уроке? (Для реализации плана?) |
|
|
5. Реализация плана. Повторение изученного |
Для повторения выполним задание в ТПО с. 25 №1 Обсудите в парах выполненное задание. В каких терминах у вас возникли разногласия? Хорошо поработали. Назовите отличия звезд от планет. Какая звезда самая близкая к Земле? По какой звезде можно ориентироваться на местности днём, ночью?
Как по-другому называют Полярную звезду? Почему? |
Солнце.
По Солнцу, Полярной звезде.
Путеводная Она всегда указывает на север и по ней можно ориентироваться. |
|
Изучение нового материала |
Начнем работать с текстом учебника с.62. Читаем по цепочке. Зачем люди объединили группы отдельных звезд в созвездия?
А знаете ли вы в какое созвездие входит Полярная звезда?
Какие ещё созвездия вам известны? Продолжаем чтение. Что такое болид? (словарная работа) Читаем дальше. с.63
Как вы думаете, можем ли мы дополнить нашу схему? Какое название?
Куда его нужно вставить? Проверим ваши предположения. Читаем дальше.
Посмотрите, как выглядит Млечный путь на снимках из космоса. Кто из ученых первым высказал мнение, что Млечный путь это скопление звезд? Сообщение об этом учёном (Галилео Галилей) расскажет нам … |
Звезд так много, что в них трудно разобраться. Созвездие найти проще и быстрее. В созвездие Малой медведицы (перечисляют)
Можем Галактика Млечный путь |
|
Закрепление изученного |
Представьте, что вам нужно написать письмо инопланетному другу, живущему в другой галактике. Как вам уже известно на конверте письма указывают адрес не только, того кому нужно отправить письмо, но и свой адрес тоже. - А сейчас попробуем написать свой точный адрес. Посмотрите, у вас на столе лежит карточка. Работаем самостоятельно. - Прочитаем, что получилось. - Если наш друг захочет прилететь к нам в гости, как он будет ориентироваться? - Прочитаем о звездных картах с.63 Посмотрите на звездные карты. В учебнике на с. 65 и на экране. Какие созвездия и звезды вы видите на этих картах? Назовите. Что вы знаете о самой яркой звезде Большого Пса?
|
по звездной карте
Древние римляне называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса – Сириус – Каникулой. Греки также ассоциировали Сириус с летней жарой: название звезды происходит от слова, означающего «жаркий день». |
Время ее появления на небе Древнего Рима совпадало с наиболее знойным периодом года, когда все старались отдыхать. Отсюда и произошло слово "каникулы". |
|
Посмотрите у вас на столе карточки. Переверните их. Прочитайте задание. Работая в паре, ответьте на следующие вопросы: 1. Сколько звезд можно насчитать невооруженным глазом? 2. Чем планета отличается от звезды? 3. Что подсказывает нам, что температуры звезд разные? 4. У каких звезд температура выше: у жёлтых или красноватых? 5. Почему Солнце кажется нам ярче и больше других звёзд?
6. Что будет, если звёзды приблизятся к Земле на место Солнца? Прочитайте самостоятельно текст на с. 64, чтобы проверить себя. |
Около 6000
Разный цвет звезд
У желтых
Оно ближе находится к Земле
Земля сгорит |
|
6. Подведение итогов |
|
|
|
Домашнее задание |
С. 62 – 65 пересказ, ТПО с. 25 №2, 3 |
|
|
7. Рефлексия |
Сегодня на уроке я: Узнал, открыл для себя … Научился, смог … Могу похвалить себя и своих одноклассников за … ОЦЕНИТЬ УЧАЩИХСЯ! |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.