Окружающий мир, 3 класс, тема урока «В царстве грибов».
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
31.10.2019
Название: Окружающий мир, 3 класс, тема урока «В царстве грибов».
Цель: Дать информацию о строении гриба, о значении гриба в жизни людей и животных. Познакомить с разнообразием грибов в природе.
Оборудование: ноутбук, телевизор, учебник Плешакова А.А. 1 часть, дополнительная литература для самостоятельной работы по теме урока, карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, карточки для ОК урока, микроскопы, сигнальные карточки, телефоны.
Царство грибов.docx
Название: Окружающий мир, 3 класс, тема урока «В царстве грибов».
Цель: Дать информацию о строении гриба, о значении гриба в жизни людей и животных.
Познакомить с разнообразием грибов в природе.
Оборудование: ноутбук, телевизор, учебник Плешакова А.А. 1 часть, дополнительная
литература для самостоятельной работы по теме урока, карточки с заданиями для
индивидуальной и групповой работы, карточки для ОК урока, микроскопы, сигнальные
карточки, телефоны.
Ход урока.
I.Мотивационноцелевой этап.
Учитель просит всех показать читаемую книгу, прокомментировать, о чем она.
Минутка чтения закончена. Прорекламируйте вашу книгу так, чтобы ее захотелось
прочитать другим.
Встаньте, кто из вас желает в жизни стать успешным, а сейчас учиться на «5».
Что для этого мы должны развивать, какие качества? (слушание, говорение, письмо,
чтение, внимание, память, мышление, воображение, тезаурус).
Т.е. 9 качеств интеллекта. У всех на столах есть листы самодиагностики, положите их перед
собой. В первой колонке 9 составляющих интеллекта, во второй – мы оценим эти качества до
работы и на протяжении всего урока будем себя оценивать.
В конце урока мы ответим на вопрос «Какое же качество все таки помогло нам добиться
успеха?»
Итак, отметьте, какие качества интеллекта, на ваш взгляд, вам помогут добиться успеха на
уроке.
II. Актуализация знаний.
Начнем работу с того, что узнаем как прочно усвоен материал прошедших уроков.
а)Работа со словарными словами – первый вариант называет слова , второй – объясняет.
б)Выполнив следующее задание, сумеете себя оценить.
Игра «Верите ли вы …»
Открыли тетради, проставили числа от 1 до 8 через две клеточки в сторону – это 8
вопросов. Если верно +, если нет .
1)…,ученые делят царство животных на 11 групп. (+)
2)…,насекомые – это животные, у которых 6 ног.(+)
3)…, у рыб тело покрыто чешуей.(+)
4)…, что земноводные выкармливают своих детенышей молоком.()
5)…, существуют животные, которым хорошо как в воде, так и на суше.(+)
6)…, что животные заботятся о своем потомстве.(+)
7)…,существуют животные, которые обходятся без ног.(+)
8) …, существуют животные, у которых 10ног.()
Проверьте, правильно ли ответили.
Оцените себя – критерии на доске: «5» нет ошибок; «4» 1,2 ошибки; «3» 3,4 ошибки.
Прокоментируйте свою работу те, кто ошибся. Почему не на все вопросы смогли ответить?
Кто для себя нашел выход из ответов детей? (повторить материал, почитать доп.
литературу)
Перед собой положили листы самодиагностики – в колонке с цифрой 1 – отметьте какие
качества интеллекта помогли вам успешно справиться с работой.
III. Работа по теме урока.
Посмотрите на слайд и скажите что изображено? (грибы, плесень, дрожжи, чайный гриб)
Подумайте,
можем ли мы все это объединить одним названием?
Предлагаю вернуться к этому вопросу в конце урока. А сейчас расшифруйте слова и вы
узнаете тему урока.
жирки (рыжик)
иаксичл (лисичка)
лонукшаваа(волнушка)
Объявитеаатемуааурока.аа(Грибы) К какому царству живой природы вы отнесли бы грибы? Почему?
На какой главный вопрос будем искать ответ?
Этоаацельаанашегоааурока.
Что нужно узнать о грибах, чтобы разрешить наши сомнения и точно определить к какому
царству их следует отнести? ( какие бывают грибы, как дышат, растут, чем питаются ,
как размножаются)
Этоааучебныеаазадачиааурока.
Посмотрите, как я их сформулировала:
узнать о строении грибов, их разнообразии;
научиться различать грибы;
аузнать о
значении
грибов в жизни людей и животных;
анаучитьсяаанаходитьаановуюааинформацию.
Напомните, где можем найти необходимую информацию? (в словарях, энциклопедиях,
Интернете, спросить взрослых)
Перед собой положили листы самодиагностики – в колонке с цифрой 2 отметьте какие
качества интеллекта вам понадобились, чтоб суметь объявить тему урока и сформулировать
учебныеаазадачи.
аКакиеаадоминировали?
Я сейчас дам вам информацию о грибах, вы постарайтесь как можно точнее ее запомнить.
Ученые долгое время не могли решить, что же такое грибы? В старину многие думали, что
они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Грибы – это
удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует даже целая наука
– микология (микос – грибы, логос – слово, наука). Изучают микологи грибы.
Чтоаазапомнили?
Это у вас кратковременная память. Молодцы, сумели выделить главные моменты.
Внимание на экран. Выскажите предположение что изображено? (строение гриба)
Открываем учебник на стр.112. Самостоятельно прочитайте первые два абзаца и сделайте
вывод,ааподтвердилисьаалиаанашиаапредположения.
Чтоааузналиааоаагрибах?
Далее предлагаю поработать
в группах,
узнать еще больше: 1 гр. – микологи – Изучают строение гриба, его жизнедеятельность и дополняет то, о чем
не сказано в нашем учебнике.
2 гр. – эксперты – Должны сделать вывод грибы все же растения или животные, найти
сходство и различие.
3 гр. – экологи – Изучают значение грибов для окружающей среды.
4 гр. – медики Изучают о пользе или вреде грибов для человека.
5 гр. – грибники – Разбираются в разнообразии грибов.
Образуйте группы. Приступаем к работе.
Закончили работу.
Что могут нам дополнить ученые – микологи?
(Дети говорят: Гриб состоит из шляпки, ножки – это плодовое тело гриба, то что мы видим
над землей.Интересный факт – сам гриб скрыт под землей. Грибница и есть сам гриб.
Грибницу еще называют мицелием.Главное отличие растений от грибов – способ питания.
Зеленое растение может приготовить себе пищу из воды и углекислого газа с помощью света,
а грибы не могут. Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных,
находящихся в пне или в почве, или получают с помощью корней деревьев. Нити грибницы
срастаются
пищу.
Если заглянуть под шляпку гриба, то различают пластинчатые грибы и трубчатые.
добывают
деревьев
вместе
корнями
и
с
Грибы, которые в своем составе имеют шляпку и ножку, называются шляпочными грибами.
Под шляпкой образуются споры ( семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая
грибница.)
И я тоже могу дополнить. (показ гриба плесени) Оказывается, для того чтобы увидеть
грибы, необязательно ходить в лес. Я вырастила грибы в виде пушистого налета на корке
хлеба. Может ктото знает как он называется?
Мукор – плесневый гриб.
Исследуем его с помощью микроскопа.
Рассмотрите внимательно.
аЧтоааувидели?
(Дети говорят: Нет шляпки. Значит, в природе есть еще не шляпочные грибы.
Черные точки – это головки со спорами. Когда споры созревают, головки лопаются, потоки
воздуха разносят споры, и вырастают грибы. Из этих спор вырастают грибы на забытом
кусочкеааеды,ааваанемытойаакастрюле.) Еще раз почему плесень ученые отнесли к грибам? ( потому что размножаются спорами как
всеаагрибы)
Подведем итог. Блиц опрос. Подготовили в тетрадях заготовочки – проставили через
клетку вниз
1)Чтоааявляетсяааглавнойаачастьюаагриба?(грибница)
цифры от 1 до 7,
будем отвечать одним словом.
2)Чемаадышатаагрибы?(кислородом)
3)Могутаалиаагрибыаасамостоятельноаапередвигаться?(нет)
4)Производятаалиаагрибыаапитательныеаавещества?(нет)
5)Перечислитьааусловияаадляааростааагриба?(влага,тепло,воздух)
6)Наукаааоаагрибах.(микология)
7)Еще одно название грибницы. ( мицелий)
Проверяем. Какой вывод сделали, получив результат своей работы?
Положили перед собой лист самодиагностики, отметьте в колонке с цифрой 3 – какие
качества интеллекта вам пригодились в изучении новой темы на этом этапе урока.
Продолжаем работу. Как понимаете смысл пословицы «Всякий гриб в руки берут, да не
каждый в кузовок кладут».
Слово передаем грибникам. Они должны были распределить грибы в две большие группы.
Может кто – то догадался в какие?
(съедобные и несъедобные)
Игра « Съедобный – несъедобный». Ребята себя проверили, теперь проверят вас. Они
перечисляют грибы, а вы сигналите съедобный гриб или несъедобный – зеленая или красная
карточки.
Грибники,
дети.
Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи, поэтому детям собирать грибы
пожалуйста,
как
справились
сделайте,
вывод,
можно только со взрослыми. Сравним и научимся различать грибы – двойники, поработаем с
учебниками, стр.114. Самостоятельно прочитайте и очень внимательно рассмотрите
иллюстрации.
аКакойаагрибаасамыйааядовитый?(бледнаяпоганка)
(Дети говорят: Если мухоморы люди узнают, то бледную поганку путают с съедобными
грибами. Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. Ее яд подобен змеиному, он
сохраняется даже после варки. Ее не едят даже черви. Дело не только в силе яда, но и в том,
что первые признаки отравления – головная боль, головокружение, резкое ухудшение зрения, чувство беспокойства – появляются только через 20 – 30 часов. За это время яд уже
распространился по всему организму, так что спасти человека не удается).
На столе есть листочки с названиями грибов. Прочитайте и стрелочками соедините
названияаагрибоваадвойников.
Сверяемся. Дома наклеите в тетрадь.
А как собирать грибы вы сможете прочитать дома в учебнике.
Чтоааещеаамогутаадобавитьаагрибники?
(Дети говорят: Каждый гриб может дружить со своим деревом. Подберезовик мы обычно
находим под березой, подосиновик – под осиной, рыжик – под сосной и елью, масленок – под
сосной, а белый гриб – под березой, елью, сосной и дубом. И если это знать – корзинки
будутааполными).
Если собирать грибы опасно, то почему же люди их собирают? Слово медикам.
(Дети говорят: Грибы еще называют лесными витаминами или мясом. В них есть глюкоза,
фосфор, кальций, железо, белок – вещества, необходимые организму человека.
Грибы по калорийности не уступают мясу и хлебу. Свежие белые грибы полезнее лука,
моркови, капусты, а сушеные грибы почти в два раза сытнее: яиц, вареной колбасы. Бульон из
сухих белых грибов в 7 раз калорийнее мясного бульона. 1кг сушеных грибов – это 3 кг рыбы,
или 5 кг картофеля. Самые питательные – это белые, рыжики, опята, подосиновики.
Шляпкааагрибаааценнее,ачемааножка).
же
Что
(Дети говорят: Первая помощь при отравлениях грибами.
делать,
если
все
же
отравились
грибами?
1. Необходимо вызвать врача.
2. До прихода врача больному можно дать 34 стакана теплой воды с солью и вызвать рвоту.
3.Пострадавшему дать активированный уголь, уложить в постель и поит крепким чаем или
водой.
уточнения
грибы).
4.Для
Я вам приготовила памятки – дома наклеите в тетрадь. Еще что узнали медики?
несъеденные
сохранить
нужно
все
(Дети говорят: Многие животные лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами
лечатся лоси, сороки. Гриб чага растет на березе. Им лечат язвы желудка, опухоли. Лекарство
пенициллин готовят тоже из гриба. Лечат воспаление легких, бронхит.) На листах самодиагностики в колонке №4 отметьте какие качества интеллекта вам помогли
справиться с работой? Какое было более успешным?
Рассмотрите иллюстрации (рисунки: шляпочные грибы на ногах у человека, в стакане с
кефиром,
Что
в
вам
булке,
хочется
«снег»
сказать?
у
человека
Поделитесь
на
голове).
впечатлениями.
«Снег» на волосах – это перхоть. Одной причиной появления перхоти являются грибы,
человека.
которые
присутствуют
организме
в
Если на ногах появились небольшие пузырьки и ноги зачесались – значит, на ногах
поселилсяааплесневыйаагриб.
В старые времена мало кто знал секрет приготовления кефира. Люди сложили легенду,
будто в горах, на границе вечных снегов, живет чудо – растение. Брось его зерна в кувшин с
молоком – молоко превратиться в целебный и вкусный напиток. На самом деле, целебный
кефирааготовитаакефирныйаагрибок.
Все любят булочки. Такими пышными их сделал дрожжевой грибок – хлебопек. На пользу
человеку работают еще грибы – сыровары, грибы – пивовары, грибы – маслоделы.
Есть грибы, которые человек взял себе в союзники в самом важном деле – в борьбе за жизнь.
Из них человек делает лекарство , но грибы могут стать и причиной заболеваний человека, а
могу и вылечить. Грибы всегда присутствуют в нашем организме человека, но пока мы
здоровы, они не представляют для нас опасности. Как, оказывается, можно много сказать о
самых обыкновенных грибах.
Экологи что могут добавить? Что мы еще не сказали?
(Дети говорят: Мы еще не сказали, что грибы участвуют в переработке растительных остатков
в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Это санитары
леса, без которых не обойтись. А еще грибы украшают леса.)
Итак,аасловоаа«экспертам»
Какие сходства и различия
Саарастениями.
грибов с растениями и животными?
Сходство: неподвижны, размножаются спорами. Отличия: не бывают зеленого цвета, не
вырабатываютаакислород.
Сааживотными.
Сходство: нужна пища, есть в теле вещества, которые есть в теле животных. Отличия: неподвижны
Какой вывод сделать можно? (Грибы нельзя отнести ни к растениям , ни к животным.)
IV. Итоги урока.
А теперь откройте учебник и прочитайте тему нашего урока. Как звучит?
Значит, мы сегодня с вами весь урок говорили еще об одном царстве
живой природы – в царстве грибов.
Положили перед собой лист самодиагностики – в колонке с цифрой 4 отметьте какие
качества нам пригодились на этапе расширения знаний.
Тест «Да
1)Грибы
– Нет».
относятся
Приготовили тетрадочки.
живой
к
Будьте
природе?
внимательны.
+
2)Грибы
3)Шляпочный гриб состоит из
относятся
к
царству
грибницы и плодового тела?
растений?
+
4)Плодовое
+
5)Грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету производят себе пищу?
шляпки
состоит
ножки?
гриба
тело
из
и
6)Грибница вредит корням деревьев,
7)Плесневые
относятся
грибы
около которых растут?
к
грибам?
шляпочным
8)Некоторые
9)Самый
грибы
полезный
занесены
гриб
–
в
Красную
бледная
книгу?
поганка?
10) Грибы – богатство леса? +
Проверяем. Сделайте вывод о работе на уроке.
+
Положите снова листы самодиагностики – отметьте в колонке какие качества интеллекта
вам
понадобились.
Какое качество на ваш взгляд помогло вам добиться успеха?
У кого были проблемы? В чем? Как решить?
А теперь возьмите свои телефоны и сфотографируйте ОК урока.
Домашнее задание: работа в рабочейтетради стр. 66, вспомнить материал урока по ОК.
творческое задание ( кроссворд, вопросы для викторины)
Список использованной литературы:
Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»; Интернет ресурсы.
Приложение Лист самодиагностики
Листок самодиагностики
1
2
3
4
5
память
внимание
мышление
воображение
слушание
чтение
письмо
говорение
тезаурус
Окружающий мир, 3 класс, тема урока «В царстве грибов».
Окружающий мир, 3 класс, тема урока «В царстве грибов».
Окружающий мир, 3 класс, тема урока «В царстве грибов».
Окружающий мир, 3 класс, тема урока «В царстве грибов».
Окружающий мир, 3 класс, тема урока «В царстве грибов».
Окружающий мир, 3 класс, тема урока «В царстве грибов».
Окружающий мир, 3 класс, тема урока «В царстве грибов».
Окружающий мир, 3 класс, тема урока «В царстве грибов».
Окружающий мир, 3 класс, тема урока «В царстве грибов».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.