Тема: Чудо-волны
Дополнительный урок для любознательных
Цели: – сформировать представление о свойствах звука и света.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
4 3 Беседа.
Прежде чем начать изучать новую тему, надо выяснить с учениками, что они уже знают.
– Что такое волны? Как движутся частицы воды, по которым проходят волны? Движутся ли они вместе с волной?
– Что такое ветер?
– Есть ли что-нибудь в межзвёздном пространстве?
Отвечают на вопросы.
– Прочитайте слова Лены на с. 112. О чём она рассуждает? Что происходит с частицами воды при ударе камня о поверхность воды? Отчего возникают волны? (Частицы воды начинают двигаться. Источник движения заставляет двигаться среду.)
– Где ещё встречаются волны? Как их почувствовать?
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
Могут назвать радиоволны, сказать, что звуковые волны можно услышать, а световые – увидеть.
В остальных случаях возможны затруднения.
– Волны. Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
ΙΙ. Совместное открытие знаний. 4 5 6 7 2 4 3 1. Работа в учебнике.
– Может ли колебаться воздух? Приведите примеры. Или колеблются предметы, находящиеся в нём? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Может. Колеблются частички воздуха, и получаются звуковые волны.)
Демонстрирует опыт: колебания натянутой струны (резинки).
Наблюдают и обсуждают результаты.
– Что наблюдается?
– Что при этом возникает?
– Что мы слышим?
– Что происходит с воздухом?
– Почему мы слышим звук?
– Какая перепонка уха тоже будет колебаться?
Звук – это колебание среды.
– В каком направлении распространяется звук? (Звук распространяется во все стороны.)
– Проходит ли он сквозь препятствия? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Плохо или совсем не проходит.) (Приводят примеры.)
– Как люди применяют звук? (Изобрели микрофон и динамик, магнитофон, телефон, музыкальные инструменты.)
– Что такое свет? Колебания? Чего? Что будет колебаться? (Частички, как в случае с водой, или среда?) (Свет – это колебания частиц.)
– Сравним световые и звуковые волны.
Класс делится пополам и работает с текстом учебника.
Группы представляют свои результаты исследования.
Вопросы на карточках:
– Скорость распространения.
– В какой среде и как распространяется?
2. Работа в рабочей тетради.
– Выполните задание 1 в рабочей тетради.
– Будет ли влиять частота колебаний на звуковые и световые волны? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.)
Выполняют задание.
– Все ли предметы являются источником света? Приведите примеры. (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Нет, только те, которые излучают свой свет: солнце, лампочка.)
– Почему мы видим окружающие нас тела? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Они отражают свет солнца или лампочки.)
– Увидим ли мы что-нибудь в темноте, без источника света? А кошка? (Нет. Кошки видят, у них по-другому устроено зрение.)
3. Работа в учебнике.
– Будет ли зависеть отражение лучей от цвета тела? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Да.) (Приводят примеры, используя рисунки в учебнике на с. 115.)
Демонстрирует опыт со светофильтрами – красным и зелёным, аналогичный рисунку 10 в учебнике (см. с. 115).
Наблюдают.
– Как распространяется свет? (Свет распространяется по прямой, он не может огибать препятствия.)
– Изменится ли направление распространения света в другой среде? (См. рисунки 11, 12 на с. 115.) Давайте проверим.
Демонстрирует:
1. Преломление карандаша в стакане с водой.
2. Опыт с призмой, преломляющей свет на экран.
– Что вы наблюдали?
– Почему это происходит?
Наблюдают и обсуждают результаты.
– Где мы встречаем такое явление? Как его можно объяснить? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Радуга после дождя. Световой луч проходит через воздух, содержащий капельки воды. Лучи преломляются, попав на капельки.)
– Луч и волна – одно и то же? (Да.) Мы говорим: световой луч, звуковая волна. (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.)
– Какие ещё волны вам известны и где они нашли применение? (Работа с рисунками и текстом учебника на с. 116–117.)
Используя рисунки в учебнике, приводят примеры. Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план.)
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.Окружающий мир 4 класс. Чудо-волны
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.