Окружающий мир 4 класс. Чудо-волны

  • Контроль знаний
  • doc
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Чудо-волны Дополнительный урок для любознательных Цели: – сформировать представление о свойствах звука и света. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. 4 3 Беседа. Прежде чем начать изучать новую тему, надо выяснить с учениками, что они уже знают. – Что такое волны? Как движутся частицы воды, по которым проходят волны? Движутся ли они вместе с волной? – Что такое ветер? – Есть ли что-нибудь в межзвёздном пространстве? Отвечают на вопросы. – Прочитайте слова Лены на с. 112. О чём она рассуждает? Что происходит с частицами воды при ударе камня о поверхность воды? Отчего возникают волны? (Частицы воды начинают двигаться. Источник движения заставляет двигаться среду.) – Где ещё встречаются волны? Как их почувствовать? – Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Могут назвать радиоволны, сказать, что звуковые волны можно услышать, а световые – увидеть. В остальных случаях возможны затруднения. – Волны. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. ΙΙ. Совместное открытие знаний. 4 5 6 7 2 4 3 1. Работа в учебнике. – Может ли колебаться воздух? Приведите примеры. Или колеблются предметы, находящиеся в нём? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Может. Колеблются частички воздуха, и получаются звуковые волны.) Демонстрирует опыт: колебания натянутой струны (резинки). Наблюдают и обсуждают результаты. – Что наблюдается? – Что при этом возникает? – Что мы слышим? – Что происходит с воздухом? – Почему мы слышим звук? – Какая перепонка уха тоже будет колебаться? Звук – это колебание среды. – В каком направлении распространяется звук? (Звук распространяется во все стороны.) – Проходит ли он сквозь препятствия? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Плохо или совсем не проходит.) (Приводят примеры.) – Как люди применяют звук? (Изобрели микрофон и динамик, магнитофон, телефон, музыкальные инструменты.) – Что такое свет? Колебания? Чего? Что будет колебаться? (Частички, как в случае с водой, или среда?) (Свет – это колебания частиц.) – Сравним световые и звуковые волны. Класс делится пополам и работает с текстом учебника. Группы представляют свои результаты исследования. Вопросы на карточках: – Скорость распространения. – В какой среде и как распространяется? 2. Работа в рабочей тетради. – Выполните задание 1 в рабочей тетради. – Будет ли влиять частота колебаний на звуковые и световые волны? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) Выполняют задание. – Все ли предметы являются источником света? Приведите примеры. (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Нет, только те, которые излучают свой свет: солнце, лампочка.) – Почему мы видим окружающие нас тела? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Они отражают свет солнца или лампочки.) – Увидим ли мы что-нибудь в темноте, без источника света? А кошка? (Нет. Кошки видят, у них по-другому устроено зрение.) 3. Работа в учебнике. – Будет ли зависеть отражение лучей от цвета тела? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Да.) (Приводят примеры, используя рисунки в учебнике на с. 115.) Демонстрирует опыт со светофильтрами – красным и зелёным, аналогичный рисунку 10 в учебнике (см. с. 115). Наблюдают. – Как распространяется свет? (Свет распространяется по прямой, он не может огибать препятствия.) – Изменится ли направление распространения света в другой среде? (См. рисунки 11, 12 на с. 115.) Давайте проверим. Демонстрирует: 1. Преломление карандаша в стакане с водой. 2. Опыт с призмой, преломляющей свет на экран. – Что вы наблюдали? – Почему это происходит? Наблюдают и обсуждают результаты. – Где мы встречаем такое явление? Как его можно объяснить? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Радуга после дождя. Световой луч проходит через воздух, содержащий капельки воды. Лучи преломляются, попав на капельки.) – Луч и волна – одно и то же? (Да.) Мы говорим: световой луч, звуковая волна. (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) – Какие ещё волны вам известны и где они нашли применение? (Работа с рисунками и текстом учебника на с. 116–117.) Используя рисунки в учебнике, приводят примеры. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.Окружающий мир 4 класс. Чудо-волны
Иконка файла материала konsp_okr_4kl_ur29-korr.doc
Тема: Чудо­волны Дополнительный урок для любознательных Цели:  – сформировать представление о свойствах звука и света. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация знаний и постановка учебной  проблемы. .ΙΙ  Совместное открытие  знаний. 4  3                   Беседа. Прежде чем начать изучать новую тему, надо выяснить с учениками, что они уже знают. – Что такое волны? Как движутся частицы воды, по которым проходят волны? Движутся ли они вместе с волной? – Что такое ветер? – Есть ли что­нибудь в межзвёздном пространстве? Отвечают на вопросы. – Прочитайте слова Лены на с. 112. О чём она рассуждает? Что происходит с частицами воды при ударе камня о поверхность воды? Отчего возникают волны? (Частицы воды начинают двигаться. Источник движения заставляет двигаться среду.) – Где ещё встречаются волны? Как их почувствовать? – Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Могут назвать радиоволны, сказать, что звуковые волны можно услышать, а световые – увидеть. В остальных случаях возможны затруднения. – Волны. 4 5  6  7  2  4  3                                1. Работа в учебнике. – Может ли колебаться воздух? Приведите примеры. Или колеблются предметы, находящиеся в нём? (В случае затруднения   можно   обратиться   к   тексту   учебника.)   (Может.   Колеблются   частички   воздуха,   и   получаются звуковые волны.) Демонстрирует опыт: колебания натянутой струны (резинки). Наблюдают и обсуждают результаты. – Что наблюдается? – Что при этом возникает? – Что мы слышим? – Что происходит с воздухом? – Почему мы слышим звук? – Какая перепонка уха тоже будет колебаться? Звук – это колебание среды. – В каком направлении распространяется звук? (Звук распространяется во все стороны.) – Проходит ли он сквозь препятствия? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Плохо или совсем не проходит.) (Приводят примеры.) – Как люди применяют звук? (Изобрели микрофон и динамик, магнитофон, телефон, музыкальные инструменты.) – Что такое свет? Колебания? Чего? Что будет колебаться? (Частички, как в случае с водой, или среда?) (Свет – это колебания частиц.) – Сравним световые и звуковые волны. Класс делится пополам и работает с текстом учебника. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать  по признакам. Личностные результаты  1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  © ООО «Баласс», 2014соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять  план.) 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Группы представляют свои результаты исследования. Вопросы на карточках: – Скорость распространения. – В какой среде и как распространяется? 2. Работа в рабочей тетради. – Выполните задание 1 в рабочей тетради. – Будет ли влиять частота колебаний на звуковые и световые волны? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) Выполняют задание. – Все ли предметы являются источником света? Приведите примеры. (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Нет, только те, которые излучают свой свет: солнце, лампочка.) – Почему мы видим окружающие нас тела? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Они отражают свет солнца или лампочки.) –  Увидим ли мы что­нибудь в темноте, без источника света? А кошка? (Нет. Кошки видят, у них по­другому устроено зрение.) 3. Работа в учебнике. –  Будет ли зависеть отражение лучей от цвета тела? (В случае затруднения  можно обратиться к тексту учебника.) (Да.) (Приводят примеры, используя рисунки в учебнике на с. 115.) Демонстрирует опыт со светофильтрами – красным и зелёным, аналогичный рисунку 10 в учебнике (см. с. 115). Наблюдают. – Как распространяется свет? (Свет распространяется по прямой, он не может огибать препятствия.) –  Изменится ли направление распространения света в другой среде? (См. рисунки 11, 12 на с. 115.) Давайте проверим. Демонстрирует: 1. Преломление карандаша в стакане с водой. 2. Опыт с призмой, преломляющей свет на экран. – Что вы наблюдали? – Почему это происходит? Наблюдают и обсуждают результаты. –  Где мы встречаем такое явление? Как его можно объяснить? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Радуга после дождя. Световой луч проходит через воздух, содержащий капельки воды. Лучи преломляются, попав на капельки.) – Луч и волна – одно и то же? (Да.) Мы говорим: световой луч, звуковая волна. (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) – Какие ещё волны вам известны и где они нашли применение? (Работа с рисунками и текстом учебника на с. 116–117.) Используя рисунки в учебнике, приводят примеры. 4  3  7  2  3  4  3  2                     1. Работа по учебнику. Вопросы на с. 117. 2. Работа в рабочей тетради. . Самостоятельное  ΙΙΙ применение знаний. © ООО «Баласс», 2014VΙ . Домашнее задание. V. Итог урока. Два­три задания на выбор в рабочей тетради. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Чтение учебника (с. 112–117). Задание на выбор из рабочей тетради. 4            – Мне удалось… ­ Мне стало понятно…. © ООО «Баласс», 2014