Тема: Горные породы и минералы
Цели:
– Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов и о способах их использования людьми.
Оборудование: иллюстрации с изображением горных пород и минералов и способов их использования и добычи; коллекция наиболее распространённых горных пород, минералов и созданных из них материалов (гранит, уголь, мел, стекло, песок, глина, кирпич, цемент, бетон); коллекция «Гранит и его состав»; стакан.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
4 3
Прежде чем раскрывать содержание новой темы, надо выяснить с учениками, что они уже знают.
Отвечают на вопросы.
– Как называется и из чего состоит каменная оболочка Земли?
– Какие бывают вещества и материалы? Приведите примеры.
– Какими свойствами обладают твёрдые тела? гранит, уголь, мел, стекло, песок, глина, кирпич, цемент, бетон. Как их назвать – тела, вещества, материалы?
(Тела, состоящие из веществ или искусственно созданных материалов.)
– Опишите их свойства.
– Это всё тела. Гранит, уголь, мел, песок, глина – природные; стекло, кирпич, цемент, бетон – искусственно созданные. (Описывают свойства.)
– Прочитайте диалог на с. 92. О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?
– Как из камня делают вещи?
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
– «Горные породы и минералы». Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
ΙΙ. Совместное открытие знаний. 4 5 6 7 2 4 3 1. Беседа.
– Где применяются горные породы? Какие их свойства при этом используют? (В строительстве. Они бывают прочные, а бывают пластичные, мягкие.)
Записывает на доске:
гранит – твёрдость
глина – пластичность, мягкость
– Можно ли изменить свойство горной породы? Как? (Да. Обжечь или расплавить.)
– Где применяются горные породы с изменёнными свойствами? (В случае затруднения можно обратиться к учебнику.) (В строительстве, при изготовлении посуды.)
– Вода и воздух при нагревании расширяются, а как себя ведут горные породы? Какие у вас будут гипотезы?
Высказывают предположения, но к единому мнению не приходят.
– Проверим на опыте (наливает кипяток в стакан).
Наблюдают.
– Почему стакан лопнул? Какое свойство стекла вы наблюдали? (Стекло расширилось при нагревании, но дно и стенки нагревались с разной скоростью, поэтому стакан лопнул.)
2. Работа в учебнике.
– Выполните задание на с. 94. Какие вещи человек получает, расплавляя горную породу? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.)
Выполняют задание.
– Какой материал самый твёрдый на Земле? Где он применяется? (Это алмаз. Его используют в медицине, в технике, для изготовления ювелирных украшений.)
– Горная порода состоит из одного минерала или из нескольких? (В случае затруднения можно обратиться к учебнику.) (Может состоять из одного, а может из нескольких).
3. Работа с коллекцией «Гранит и его состав».
Рассматривают образцы, определяют состав гранита, свойства гранита и его составных частей.
– Из каких частей состоит гранит? Гранит – твёрдый. А его составные части?
– Минералы состоят из неорганических веществ. Если раскрошить минерал, то будут его частицы сохранять его свойства или нет?
Наблюдают и делают вывод.
Проводит опыт с солью (при размельчении минерала галита солёность сохранится).
– Как мы ответим на вопрос урока?
– Человек научился обрабатывать камень и использовать его в жизни.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план.)
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. 4 3 7 2 3 4 3 2
1. Работа в учебнике.
Вопросы на с. 97.
2. Работа в рабочей тетради.
Задания из рабочей тетради
(одно-два на выбор).
3. Проверочная работа № 13.
Задания, которые вызвали у детей затруднения, после замечаний учителя или одноклассников можно выполнить ещё раз в виде другого варианта. 3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
ΙV. Домашнее задание. Читать учебник (тема 21). Выполнить задания в рабочей тетради. Подобрать пословицы (поговорки, высказывания), в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека.
V. Итог урока. 4 Обмен мнениями по результатам выполнения заданий.
– Мне удалось…
- У меня получилось…
Возможные ответы на задания проверочной работы № 13.
Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Минералы и горные породы. Повышенный уровень. Стекло – твёрдый материал, он оставляет царапину на многих материалах. Глина – мягкий материал, он легко мнётся, продавливается. Стекло – хрупкий материал, его можно сломать, разбить, раскрошить. Глина – пластичный материал, ему можно придать любую форму. 2. Необходимый уровень. Горные породы состоят из минералов. Повышенный уровень. Гранит – прочный материал, изделия из него разрушить нелегко. Стекло – непрочный материал, изделия из него легко разрушить: они хрупкие. Глина – непрочный материал, изделия из него легко разрушить: они мягкие. Максимальный уровень. 1 – твёрдость; 2 – обжиг; 3 – асфальт; 4 – известняк.
Вариант 2. 1. Необходимый уровень. Минералы и горные породы. Повышенный уровень. Воск – мягкий материал, он легко мнётся, продавливается. Воск – пластичный материал, ему можно придать любую форму. Фарфор – хрупкий материал, его можно сломать, разбить, раскрошить. Фарфор – твёрдый материал, он оставляет царапину на многих
материалах. 2. Необходимый уровень. Горные породы – это природные сочетания минералов. Минералы – это природные неорганические вещества. Повышенный уровень. Бетон – прочный материал, изделия из него разрушить нелегко. Воск – непрочный материал, изделия из него легко разрушить: они мягкие. Фарфор – непрочный материал,
изделия из него легко разрушить: они хрупкие. Максимальный уОкружающий мир 4 класс. Горные породы и минералы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.