Окружающий мир 4 класс Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».
Оценка 4.9

Окружающий мир 4 класс Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
doc
окружающий мир
4 кл
28.07.2018
Окружающий мир 4 класс Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».
Цели: знакомство с рукописными книгами, понятие «летопись» - учить детей самостоятельно находить в учебнике и дополнительной литературе сведения по определенной теме обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа; - учить детей применять иллюстрацию учебника как источник знаний; - развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать; - воспитывать любовь к Родине; - развивать стремление изучать и понимать историю своего государства; развитие интереса к своей истории.Окружающий мир 4 класс Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси». с презентацией
из книжной сокровищницы.doc
Программа: «Школа России» Предмет: Окружающий мир 4 класс Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси». Цели: знакомство с рукописными книгами, понятие «летопись» ­     учить  детей самостоятельно  находить в  учебнике  и дополнительной  литературе сведения   по   определенной   теме   обществоведческого   характера,   излагать   их   в   виде сообщения, рассказа; ­   учить детей применять иллюстрацию учебника как источник знаний; ­   развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать; ­  воспитывать любовь к Родине; ­   развивать стремление изучать и понимать историю своего государства; развитие интереса к своей истории. Ход урока. 1. Как вы понимаете такую пословицу: Книга – источник знаний. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 2. Сегодня гостья на нашем уроке – книга. Именно она расскажет нам о том, как она появилась на свет и какие знания раскрыла людям самая первая книга, созданная на Руси. Да, и вообще, кому мы должны быть благодарны созданию первых книг. Всё это нам и предстоит выяснить на уроке. (СЛАЙД № 1) Тамма нашего урока: Из книжной сокровищницы Древней Руси. 3. Сообщение нового. История письменности на Руси тесно связано с христианством. Я предлагаю вам провести исследование и узнать историю книги древней Руси. Вы будете проводить исследование по группам.  Часть ребят будет работать с учебниками, а часть с научными текстами. Задания и вопросы написаны у вас на путеводителях. 1 группа (археологи)  : Вам предстоит  выяснить,  когда, как и  где были  найдены первые книги и первые надписи. В этом вам поможет страница в учебнике (стр. 55) и научный текст. 2 группа (историки): Вам предстоит рассказать, кто придумал славянскую азбуку и что это были за люди, от куда они и как попали на нашу землю. В этом вам помогут страницы в учебнике(стр. 55 – 56) и научный текст. 3 группа (библиотекари): Вам предстоит рассказать о рукописных книгах, как они выглядели, что в них писалось и как они создавались. В этом вам помогут страницы в учебнике (стр. 56 – 57) 4   группа   (следопыты):  Вам   предстоит   пройти   по   следам   истории,   с   помощью исторической статьи и рассказать об одной из самых удивительных книг и её создателе. Эта книга «Повесть временных лет» ГРУППОВАЯ  РАБОТА Заслушиваются ответы детей. (СЛАЙДЫ № 2 – 4) 4. 5. Подведение итогов. (СЛАЙД № 5) Домашнее задание.  Вы можете выполнить задание на стр. 58, а можете найти самостоятельно сообщение о старинных книгах и их создателях. ПРИЛОЖЕНИЕ (тексты для работы в группах) 1 группа. Берестяные грамоты, письма и документы 11 – 15 веков на берёзовой коре, открытые раскопками древнерусских городов.  Берестяные   грамоты   самые   загадочные   явления   русской   истории.   Они   открывают почти безграничные возможности познания прошлого в тех отделах исторической науки, где поиски новых видов источников признавались безнадёжными. Берестяные грамоты позволяют заглянуть нам в отдельные века нашего прошлого, чем дальше в глубь столетий, тем меньше письменных свидетельств. Нас интересует как жили и о чём думали много веков тому назад люди. Какими были их взаимоотношении? Чем   они   питались?   Как   одевались?   К   чему   стремились?   Об   этом   в   летописях   не упоминается. Зачем записывать то, что известно каждому? Первая   берестяная   грамота   была   найдена   в   Новгороде   26   июля   в   1951   году   на археологических раскопках в квартале на Дмитриевской улице. В средние века эта улица называлась Холопьей. Грамота была найдена прямо на мостовой 16 века, в щели между двумя   плахами   настила.   Впервые   увиденная   археологами,   она   оказалась   плотным   и грязным   свитком   бересты,   на   поверхности   которого   сквозь   грязь   просвечивали   чёткие буквы. Если бы не эти буквы, берестяной свиток был бы без колебаний окрещён в полевых записях рыболовным поплавком.  Берестяные   грамоты   были   привычным   элементом   новгородского   средневекового быта. Новгородцы постоянно писали и читали письма, рвали их и выбрасывали, как мы сейчас рвём и выбрасываем ненужные или исписанные бумаги. Кстати   сказать,   самые   интересные   берестяные   грамоты   –   новгородские.   Ведь Новгород – город Александра Невского, Садко и Василия Буслаева. Новгород был одним из   крупнейших   центров   Древней   Руси,   отличаясь   тремя   ещё   не   до   конца   изученными особенностями. Он не был княжеством, каким был Киев, Владимир или Москва, а был республикой. Город был теснейшим образом связан с главными центрами международной торговли   и   сам   был   одним   из   таких   центров.   И,   наконец,   в   отличие   от   большинства древнерусских   столиц,   он   был   центром   громадной   округи,   где   городская   жизнь   почти полностью   сосредоточивалась   в   самом   Новгороде.   Все   эти   особенности   нуждались   в тщательном изучении, которые до находки берестяных грамот было чрезвычайно сложным. В 19 61 году число новгородских берестяных грамот достигло 400. Вне Новгорода известны   три   берестяные   грамоты,   открытые   экспедициями   в   Смоленске   (1952   году), Пскове (1958 году) и случайная находка в Витебске (1959 году). Берестяные грамоты были утеряны или выброшены адресатами и обнаружены в слоях, насыщенных грунтовой водой, консервирующей   растительные   остатки.   Буквы   процарапывались   острой   костяной   или металлической   палочкой   (так   же   найденные   при   раскопках)   и   на   специально подготовленной берёзовой кор5е. Новгородское название берестяной грамоты – «берёсто». Большинство берестяных грамот – частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные   вопросы,   содержатся   поручения,   описываются   конфликты,   некоторые грамоты шуточного содержания. Есть берестяные грамоты, содержащие протесты крестьян против   помещиков,   списки   хозяйственных   повинностей   и   обязательств,   политические новости.   А   так   же   денежные   документы,   завещания.   Берестяные   грамоты   опровергли мнение о распространении в Древней Руси грамотности преимущественно в среде знати и духовенства;   грамотных   было   много   среди   представителей   низших   социальных   слоёв. Среди   авторов   писем   есть   и   женщины.   Берестяные   грамоты   дают   ценные   сведения   о системе   обучения   грамоте   детей   в   древнем   Новгороде.   Наибольшее   количество новгородских берестяных грамот относится к 14 веку. 2 группа. Появление   первого   известного   славянского   алфавита   связано   с   утверждением христианства среди южных и западных славян. Два брата­грека — Кирилл и Мефодий, проповедники христианства, перевели на славянский язык Библию и другие богослужебные книги. Кирилл,   изучая   славянский   язык,   много   путешествовал.   В   этих   странствиях   он, возможно, и познакомился с более ранним, не сохранившимся славянским алфавитом. Кирилл   в   863   году   были   приглашены   из   Византии   князем   Ростиславом   в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. В 863 году Кирилл с помощью Мефодия составил славянскую азбуку — кириллицу. В ней было 38 букв, позднее учениками Кирилла  было добавлено еще пять букв. Часть   была   заимствована   из   греческого   алфавита,   а   часть   создана   специально   для выражения   звуков   славянского   языка.   Среди   восточных   славян   письменность   получила массовое   распространение   только   после   крещения   Руси   и,   как   и   христианство, письменность пришла из Византии. Другой славянской азбукой была глаголица, она была создана   также   на   основе   греческого   алфавита.   Но   об   ее   авторстве   среди   ученых   нет единого мнения. Время ее создания приблизительно то же, что и кириллицы. Чаще всего писцы переписывали на древнерусский язык богослужебные книги. Их делали из кожи животных. Только на одну книгу могло уйти целое стадо, поэтому такие книги стоили очень дорого, и купить их могли очень богатые люди.  Летописец Нестор Деловые, личные и даже любовные письма писали на более дешевом материале — бересте.   Берестяные   новгородские   грамоты   подтвердили   предположение,   что   уже   в Древней Руси было немало умевших писать и читать. Самая древняя надпись древнерусским письмом относится к первой четверти 10 века. Слово   «Горушна»,   написанное   на   глиняном   горшке,   скорее   всего,   значит   горчица   или пряность. Эта надпись, видимо, помогала хозяйке разобраться со своими горшками или купцу   в   своих   товарах.   Письменность   на   Руси   издавна   использовалась   не   только   для создания богослужебных книг, но и помогала в обыденной жизни. 4 группа. Повести  или  Повесть   временных   лет  —   так   называется   в   исторической   науке древнейший из дошедших до нас летописных сводов, озаглавленный следующими словами: «Се повести временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве первее начал княжить и откуда русская земля стала есть»  «ПОВЕСТЬ   ВРЕМЕННЫХ   ЛЕТ»   составлена   в   Киеве   во   2­м   десятилетии   12   в. Нестором. Редактировалась Сильвестром и др. Текст включает летописные своды 11 в. и другие источники. История Руси в Повести временных лет» связана со всемирной историей и   историей   славянства.   Положена   в   основу   большинства   сохранившихся   летописных сводов. Прочитать выразительно: «И  жил   Олег,  княжа  в  Киеве,  мир   имея  со   всеми   странами.  И  пришла  осень,  и помянул Олег коня своего, которого когда­то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда­то спрашивал он волхвов и кудесников:  «Отчего я умру?». И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь,– от него тебе умереть!» Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и   не   увижу   его   больше».   И   повелел   кормить   его   и   не   водить   его   к   нему,   и   прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре   года,–   на   пятый   год   помянул   он   своего   коня,   от   которого   когда­то   волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов, и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Не право говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого черепа смерти мне принять?», И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.»

Окружающий мир 4 класс Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Окружающий мир 4 класс Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Окружающий мир 4 класс Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Окружающий мир 4 класс Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Окружающий мир 4 класс Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Окружающий мир 4 класс Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Окружающий мир 4 класс Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

Окружающий мир 4 класс Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2018