Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)
Оценка 5

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл—2 кл
02.03.2018
Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Плешаков1-2кл..docx
Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1­2 классов)  Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно­нравственного развития и воспитания   личности   гражданина   России,   планируемых   результатов   начального   общего образования. В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей   культуры,   духовно­нравственное,   социальное,   личностное   и   интеллектуальное развитие   обучающихся,   создание   основ   для   самостоятельной   реализации   учебной деятельности,   которая   может   обеспечить   социальную   успешность,   развитие   творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.  С   этим   общим   целеполаганием   тесно   связаны   и   цели   изучения   предмета «Окружающий мир» в начальной школе:  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально­научного познания и эмоционально­ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;  духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях   культурного   и   конфессионального   многообразия   российского общества.  Предмет   «Окружающий   мир»   вводит   ценностную   шкалу,   необходимую   для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного   восприятия   и   эмоционального,   доброжелательного   отношения   к   миру природы   и   культуры   в   их   единстве.   Тем   самым   закладываются   основы   воспитания нравственно   и   духовно   зрелых,   активных   граждан,   способных   оценивать   своё   место   в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг. Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико­ ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно­ следственные   связи   в   окружающем   мире,   в   том   числе   на   многообразном   материале природы   и   культуры   родного   края.   Предмет   обладает   широкими   возможностями   для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической Специфика   предмета   «Окружающий   мир»   заключается   в   том,   что   он,   имея   ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит учащегося с материалом естественных и социально­гуманитарных наук,   необходимым   для   целостного   и   системного   видения   мира   в   его   важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:    уважительного  отношения  к  семье,  к  городу   или   деревне,   а  также  к  региону,   в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории; понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;  модели   безопасного   поведения   в   условиях   повседневной   жизни   и   в   различных опасных и чрезвычайных ситуациях;  психологической   культуры   и   компетенции   для   обеспечения   эффективного   и безопасного взаимодействия в социуме. грамотности  и   соответствующих   компетентностей   —  умений   проводить   наблюдения   за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо­ и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими   предметами   начальной   школы   значительную   роль   в   духовно­нравственном развитии   и   воспитании   личности,   формирует   вектор   культурно­ценностных   ориентаций младшего   школьника   в   соответствии   с   отечественными   традициями   духовности   и нравственности. Существенная   особенность   предмета   состоит   в   том,   что   в   нём   заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной   школы.   Предмет   «Окружающий   мир»   использует   и   тем   самым   закрепляет умения,   полученные   на   уроках   чтения,   русского   языка   и   математики,   музыки   и изобразительного   искусства,   технологии   и   физической   культуры,   формируя   у   детей способность рационально­научного и эмоционально­ценностного постижения мира вокруг.  Знакомство с основами естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет   изучаться   дифференцированно:   на   уроках   физики,   химии,   биологии,   географии, обществознания,   истории,   литературы   и   других   дисциплин.   Благодаря   интеграции естественно­научных   и   социально­гуманитарных   знаний   в   рамках   данного   предмета успешно   в   полном   соответствии   с   возрастными   особенностями   младших   школьников решаются   задачи   экологического   образования   и   воспитания,   формирования   у   детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества   как   важнейшее   национальное   достояние   России.   Таким   образом,   предмет «Окружающий   мир»   создаёт   прочный   фундамент   для   изучения   значительной   части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Программа составлена в соответствии с нормативно­правовыми документами,  определяющими содержание начального общего образования:  Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273­ФЗ; Приказом   Минобразования   и   науки   РФ   от   13.12.2013   №   1342   «Об   утверждении порядка   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по   основным общеобразовательным   программам   ­   образовательным   программам   начального   общего, основного общего и среднего общего образования» с изменениями; Приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785   «Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального   общего   образования,   утвержденный   приказом   Министерства   образования   и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. №373»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального   общего   образования,   утвержденный   приказом   Министерства   образования   и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. №373»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012г. №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального   общего   образования,   утвержденный   приказом   Министерства   образования   и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. №373»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. №1643 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального   общего   образования,   утвержденный   приказом   Министерства   образования   и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. №373»; Постановлением   Главного   государственного   санитарного   врача   Российской Федерации   от   29.12.2010   №   02­600   (Зарегистрирован   Минюстом   России   03.03.2011   № 23290)   «Об   утверждении   СанПиН   2.4.2.2821­10   «Санитарно­эпидемиологические требования  к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  31.03.2014 года   №   253   «Об   утверждении   федеральных   перечней   учебников,   рекомендованных (допущенных)   к   использованию   в   образовательном   процессе   в   образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014­2015 учебный год» с изменениями; Письмом Министерства образования и науки РФ от 25.06.2010 №ИК­1090/03 «Об использовании учебников с электронными приложениями»; Письмом   Министерства   образования   РФ   от   12.05.2011   №03­296   «Об   организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Примерной основной образовательной программой начального общего образования с изменениями, одобренной решением федерального учебно­методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) с изменениями; Законом Свердловской области от 15 июля 2013 года №78­ОЗ "Об образовании в Свердловской области". Изменения и поправки. 02.07.2014г. Закон  Свердловской  области от  30  июня 2014 года №65­ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об образовании в Свердловской области"; Письмом   Министерства   общего   и   профессионального   образования   Свердловской области   от   06.04.2010г.   №   59   «О   внесении   изменений   в   образовательные   программы, учебные планы общеобразовательных учреждений Свердловской области»; Уставом   школы   (утвержден   Постановлением   Управления   образованием Качканарского   городского   округа   от   07.12.2015г.   №   263)   и   лицензией   Министерства общего   и   профессионального   образования   Свердловской   области   (от   12   марта   2008   г. №249778). Основной   образовательной   программой   начального   общего   образования     МОУ Образовательной программой НОО ФГОС образовательной системы «Школа 2100». II. Общая характеристика учебного предмета Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно­научные знания  и опыт гуманитарных   наук.   Ведущей   с   точки   зрения   организации   содержания   является   идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно­культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно­культурное целое.  Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно­ нормативного,   культурно­значимого,   культурно­должного   в   жизни   человека.   Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно­смысловые   ориентиры,   необходимые   человеку.   Ведь   именно   ценностно­ консолидирующее   пространство   культуры   обеспечивает   согласие   между   людьми   в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.  В   программе   определяются   понятия,   необходимые   для   восприятия   и  изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:   природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;   природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;  мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем. Благодаря   культурологической   установке   программа   высполняет   интегрирующую роль   в   системе   обучения   и   воспитания   младших   школьников.   Практически   все   темы программы   могут   получить   специальную   интерпретацию   на   уроках   изобразительного искусства   и   музыки,   литературного   чтения   и   русского   языка,   а   также   на   уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого   класса   предлагается   «Блок   внеклассной,   внешкольной   работы»   с   примерной тематикой;   любой   учитель   может   преобразовать   её   согласно   региональным,   местным условиям, в которых находится конкретная школа. Используемый   в   программе   подход   к   структурированию   учебного   материала позволяет   год   от   года   выявлять   отдельные   стороны   (аспекты)   в   тех   обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей   учащихся,   углубляется   рассмотрение   ценностно­смыслового   потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:   природа   как   одна   из   важнейших   основ   здоровой   и   гармоничной   жизни   человека   и общества;  культура   как   процесс   и   результат   человеческой   жизнедеятельности   во   всём многообразии её форм;  наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;  искусство   (живопись,   архитектура,   литература,   музыка   и   др.)   как   часть   культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;  человечество как многообразие народов, культур, религий;  семья   как   основа   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности,   залог преемственности   культурно­ценностных   традиций   народов   России   от   поколения   к поколению и жизнеспособности российского общества;  труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;  психическое, духовно­  и социально­нравственное;  нравственный   выбор   и   ответственность   человека   в   отношении   к   природе,   историко­ культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.  здоровый   образ   жизни   в   единстве   следующих   составляющих:   здоровье   физическое, Реализуемый учебно­методический комплекс Название программы Учебники  Дидактические материалы Методические пособия Примерные     программы по   учебным   предметам. Начальная   школа.   В   2­х частях.   Часть   1.   –   М.:   2010   – Просвещение, 400с.   –   (Стандарты второго поколения);  ­ Авторская программа  Плешаков А.А.  (Образовательная система «Школа России»);  Москва, «Просвещение» 2011 Примерные     программы по   учебным   предметам. Начальная   школа.   В   2­х частях.   Часть   1.   –   М.:   2010   – Просвещение, 400с.   –   (Стандарты второго поколения);  ­ Авторская программа  Плешаков А.А.  (Образовательная система «Школа России»);  Москва, «Просвещение» 2011 А.А. Плешаков  «Мир вокруг  нас». Учебник  для 1 класса. ­  М.: Баласс, 2015 А.А.Плешаков  Рабочая тетрадь к  учебнику для 1  класса «Мир вокруг  нас». ­ М.: Баласс,  2015 А.А. Плешаков  «Окружающий  мир». Учебник  для 2 класса нач.  кл.  в 2­х частях.  М :  «Просвещение», 2010. А.А.Плешаков,  В.П.Александрова.  «Мир вокруг нас».  Методическое  пособие. 2 класс. М.: «Просвещение»,  2006г. Т, Ю, Целоусова,  Т.В. Максимова  «Поурочные  разработки по курсу  «Окружающий мир». К учебному  комплекту: А,А,  Плешакова «ВАКО»  Москва 2006 А.А.Плешаков,  В.П.Александрова.  «Мир вокруг нас».  Методическое  пособие. 1 класс. ­ М.: Баласс, 2013 Ю.И. Глаголева.  Окружающий мир:  Поурочные  разработки: Технологические  карты уроков: 1 класс. Москва  «Просвещение», 2012 Рабочая тетрадь к  учебнику для 2 класса «Окружающий мир» в  2­х частях.  Москва:  «Просвещение» 2013г. Плешаков А. А.  Окружающий мир.  Проверим себя:  Тетрадь для учащихся 4 класса начальной  школы. М.: ВИТА­ ПРЕСС, 2010 III.  Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели). IV.   Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность   жизни  –     признание   человеческой   жизни   и   существования   живого   в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность   природы  основывается   на   общечеловеческой   ценности   жизни,   на осознании себя частью природного мира    частью живой и неживой природы. Любовь к природе   означает   прежде   всего   бережное   отношение   к   ней   как   к   среде   обитания   и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность   человека  как   разумного   существа,   стремящегося   к   добру   и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве   его   составляющих:   физическом,   психическом   и   социально­нравственном здоровье.   Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности ­ любви. Ценность   истины  –   это   ценность   научного   познания   как   части   культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.  Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.  Ценность   труда   и   творчества  как   естественного   условия   человеческой   жизни, состояния нормального человеческого существования.  Ценность свободы  как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы,   естественно   ограниченной   нормами,   правилами,   законами   общества,   членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность   социальной   солидарности  как   признание   прав   и   свобод   человека, обладание чувствами  справедливости, милосердия, чести,  достоинства по отношению  к себе и к другим людям.  Ценность гражданственности  – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность   патриотизма  одно   из   проявлений   духовной   зрелости   человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.  Ценность   человечества  осознание   человеком   себя   как   части   мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.  V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Результатами   освоения   программы   «Окружающий   мир   являются   личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою   Родину,   российский   народ   и   историю   России,   осознание   своей   этнической   и национальной   принадлежности;   ценности   многонационального   российского   общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.  2. Формирование   целостного,   социально   ориентированного   взгляда   на   мир   в   его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.  3. Формирование   уважительного   отношения   к   иному   мнению,   истории   и   культуре других народов.  4. Овладение   начальными   навыками   адаптации   в   динамично   изменяющемся   и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни,   наличие мотивации   к   творческому   труду,   работе   на   результат,   бережному   отношению   к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1. Овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, поиска средств её осуществления.  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Использование   знаково­символических   средств   представления   информации   для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5. Активное   использование   речевых   средств   и   средств   информационных   и коммуникационных   технологий   (далее   —   ИКТ)   для   решения   коммуникативных   и познавательных задач.  6. Овладение  навыками  смыслового  чтения  текстов  различных  стилей  и  жанров  в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.   анализа,   синтеза, обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и причинно­следственных   связей,   построения   рассуждений,   отнесения   к   известным понятиям. 7. Овладение   логическими   действиями   сравнения, 8. Овладение   начальными   сведениями   о   сущности   и   особенностях   объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 10. Умение   работать   в   материальной   и   информационной   среде   начального   общего образования   (в   том   числе   с   учебными   моделями)   в   соответствии   с   содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты 1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы. 2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. 3. Осознание   целостности   окружающего   мира,   освоение   основ   экологической грамотности, элементарных  правил  нравственного  поведения  в мире  природы  и  людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. 4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).  5. Развитие   навыков   устанавливать   и   выявлять   причинно­следственные   связи   в окружающем мире. VI. Содержание учебного предмета Человек и природа Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы,   созданные   человеком.   Образы   природы   в   традиционной   культуре   народов России и мира. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.  Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.  Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года,   их   особенности   (на   основе   наблюдений).   Обращение   Земли   вокруг   Солнца   как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.  Погода,   её   составляющие   (температура   воздуха,   облачность,   осадки,   ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России. Формы   земной   поверхности:   равнины,   горы,   холмы,   овраги   (общее   представление, условное   обозначение   равнин   и   гор   на   карте).   Особенности   поверхности   родного   края (краткая характеристика на основе наблюдений).  Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).  Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре. Растения,   их   разнообразие.   Части   растения   (корень,   стебель,   лист,   цветок,   плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста   растений,   фиксация   изменений.   Деревья,   кустарники,   травы.   Дикорастущие   и культурные   растения.   Роль   растений   в   природе   и   жизни   людей,   бережное   отношение человека   к   растениям.   Растения   родного   края,   названия   и   краткая   характеристика   на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.  Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.  Животные,   их   разнообразие.   Условия,   необходимые   для  жизни   животных  (воздух, вода, тепло,  пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери,  их отличия.  Особенности  питания разных   животных   (хищные,   растительноядные,   всеядные).   Размножение   животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни   людей,   бережное   отношение   человека   к   животным.   Животные   родного   края: названия,   краткая   характеристика   на   основе   наблюдений.   Образы   животных   в традиционной народной культуре. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).  Круговорот   веществ.   Взаимосвязи   в   природном   сообществе:   растения   —   пища   и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).  Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое   значение   природы   в   жизни   человека.   Освоение   человеком   законов   жизни природы  посредством  практической  деятельности:  история  и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.  Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе   на   примере   окружающей   местности).   Правила   поведения   в   природе.   Охрана природных   богатств:   воды,   воздуха,   полезных   ископаемых,   растительного   и   животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие   в   охране   природы.   Личная   ответственность   каждого   человека   за   сохранность природы.  Общее   представление   о   строении   тела   человека.   Системы   органов   (опорно­ двигательная,  пищеварительная,   дыхательная,   кровеносная,  нервная,  органы  чувств),  их роль   в   жизнедеятельности   организма.   Гигиена   систем   органов.   Измерение   температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего   здоровья   и   здоровья   окружающих   его   людей.   Внимание,   забота,   уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.  Человек и общество Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг   с   другом   совместной   деятельностью   во   имя   общей   цели.   Профессии   людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно­ нравственные   и   культурные   ценности   —   основа   жизнеспособности   общества.   Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.   Культура   общения   с   представителями   разных   национальностей,   социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни   человека.   Взаимоотношения   человека   с   другими   людьми.   Культура   общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих   свойств   и   качеств   в   культуре   народов   России   и   мира.   Внутренний   мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.  Экскурсия   (очная   или   заочная   с   помощью   ИКТ)   в   портретную   галерею художественного музея.  Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в  семье:  добрые  взаимоотношения,  забота,  взаимопомощь.  Оказание  посильной  помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии. Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к  мнению друг друга, духовная солидарность. Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом:  воспоминания старших    о важных событиях   в   жизни   семьи,   семейные   реликвии   (ордена   и   медали,   памятные   знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно­нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Экскурсия   в   краеведческий   музей   для   знакомства   с   семейной   культурой   народов своего края (по выбору). Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество   одноклассников   и   учителя   для   достижения   общих   целей;   школьный коллектив   —   единство   классных   коллективов   во   имя   чести   и   достоинства   школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы. Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.  Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.  Важное   значение   транспорта   в   жизни   общества.   Краткая   история   транспорта. Транспорт  города  и   села.  Наземный,   воздушный   и  водный   транспорт.  Общественный   и личный транспорт. Правила пользования транспортом. Важное   значение   средств   связи   в   жизни   человека   и   общества:   почта,   телеграф, телефон,   электронная   почта.   Краткая   история   средств   связи.   Телефоны   экстренной помощи.  Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса,   Интернет.   Дополнительные   источники   информации:   словари,   энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними. Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса,   Интернет.   Дополнительные   источники   информации:   словари,   энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.   Родина, Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое содержание   Государственная   символика   России: понятий: Государственный   герб   России,   Государственный   флаг   России,   Государственный   гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.    Отечество,   Отчизна. Президент   Российской   Федерации   —   глава   государства.   Ответственность   главы государства  за социальное  и духовно­нравственное благополучие  граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения   духовно­нравственных   связей   между   соотечественниками.   Новый   год, Рождество   Христово,   День   защитника   Отечества,   8   Марта,   День   весны   и   труда,   День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества. Москва   —   столица   России.   Святыни   Москвы   —   святыни   России. Достопримечательности   Москвы:   Кремль,   Красная   площадь,   Большой   театр   и   др. Характеристика   отдельных   исторических   событий,   связанных   с   Москвой   (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.  Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.  Россия   —   многонациональная   страна.   Народы,   населяющие   Россию,   их   обычаи, характерные   особенности   быта   (по   выбору).   Основные   религии   народов   России: православие,   ислам,   иудаизм,   буддизм.   Уважительное   отношение   к   своему   и   другим народам,  их  религии,  культуре,  истории.  Проведение  спортивного  праздника  на основе традиционных детских игр народов своего края.  Родной   край   —   частица   России.   Родной   город   (село),   регион   (область,   край, республика):   название,   основные   достопримечательности,   музеи,   театры,   спортивные комплексы и пр.  Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих  в  данной  местности,  их обычаи,  характерные  особенности  быта.  Важные сведения   из   истории   родного   края.   Святыни   родного   края.   Проведение   дня   памяти выдающегося земляка.  История   Отечества.   Счёт   лет   в   истории.   Наиболее   важные   и   яркие   события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания,   памятники   архитектуры   и   живописи   и   др.).   Картины   быта,   труда,   духовно­ нравственных   и   культурных   традиций   народов   России   в   прошлом   (жилища,   одежда, питание,   домашняя   утварь,   основные   занятия,   орудия   труда),   верования,   народные праздники и обычаи. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.  Выдающиеся   люди   разных   эпох   как   носители   базовых   национальных   ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в  охране памятников истории и   культуры   своего   края.   Личная   ответственность   каждого   человека   за   сохранность историко­культурного наследия своего края.  Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3 —4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.  Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни.  Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.  Личная   ответственность   каждого   человека   за   сохранение   и   укрепление   своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.  Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.  Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.  Тематическое планирование по предмету «Мир вокруг нас»  в 1 классе         Тема  (содержани е) Кол­ во часо в Практичес кие работы Лаборат орные работы экскурсии Деятельность учащихся Формировани е УУД Личностные ууд. Ценностно­ смысловая  ориентация  учащихся, Действие  смыслообразо вания, Нравственно­ этическое  оценивание Коммуника тивные ууд Умение  выражать  свои мысли, Разрешение  конфликтов,  постановка  вопросов. Управление  поведением  партнера:  контроль,  коррекция. Регулятивн ые ууд Целеполагани е,  волевая  саморегуляци я,  коррекция,  оценка  качества и  уровня  усвоения. Экскурсия  №1: «Наша  школа»   Экскурсия  №2: «Ты и вещи»  (в швейный  цех,  столярные  мастерские  школы) Целевая  прогулка  №3: «Дорога от  дома до  школы» Экскурсия  № 4:  «Пришкольн ый участок  осенью» Экскурсия  №5: «Что такое  зоопарк?» Экскурсия  №6:  «Город, в  котором я  живу» Познакомиться с одноклассникам и и учителем,  познакомиться с  правилами  поведения в  школе и  обсудить их. Моделировать и  оценивать  различные  ситуации  поведения в  общественных  местах. Различать  допустимые и  недопустимые  формы  поведения. Выбирать  оптимальные  формы  поведения и  взаимоотношени ях с  одноклассникам и и взрослыми. Различать  растения и  животных,  используя  информацию,  полученную в  ходе  обсуждения,  чтения,  наблюдения,  работы с  иллюстрациями. №   Ра з д . 1 . 9Ч. ПДД  Правила  перехода  улиц. ВВЕДЕНИ Е (Знакомств о с  одноклассн иками,  школой,  правилами  поведения,  основные  правила  ПДД) 18  ч. 2 . Что и кто (Небесные  тела,  природные  объекты,  разнообрази е  растительно го и  животного  мира) Практиче ская  работа  №1: «Лиственн ые  деревья.  Строение  листа» Практиче ская  работа №2: «Хвойные  деревья» Практиче ская  работа  №3: Части  растений Практиче ская  работа  №4:  «Глобус­  модель  Земли» 12ч. Практиче ская  работа  №5: «Пресная,  солёная  вода» Практиче ская  работа  №6: «Простейш ие способы очистки  воды» Практиче ская  работа  №7: «Сборка  простейш ей  электриче ской цепи» Практиче ская  работа  №8: «Уход за  Лабора торная  работа №1: «Состоя ние воды в  природе. Свойств а воды 3 . Как, откуда и куда  (Движение  воды,  охрана  водоемов,  свойства  воды,  электричест во, уход за  растениями  и  животными, охрана  природы). Познавател ьные  универсальн ые  действия: Общеучебны е: Умение  структуриров ать знания, Смысловое  чтение, Знаково –  символическо е  моделировани е, Выделение и  формулирова ние учебной  цели. Логические: Анализ  объектов; Синтез, как  составление  целого из  частей Классификац ия объектов. Доказательств о Выдвижение  гипотез и их  обоснование Построение  логической  цепи  рассуждения Характеризовать особенности  дикорастущих и  культурных  растений, диких  и домашних  животных. Группировать  объекты  природы по  признакам. Определять  части цветкового растения. Сравнивать и  различать  деревья,  кустарники и  травы. Различать  лиственные и  хвойные  растения. Наблюдать  простейшие  опыты по  изучению  свойств воды. Характеризовать свойства воды,  движение воды. Анализировать  влияние  человека на  природу. Моделировать  ситуации по  сохранению  природы и ее  защите. Применять  простейшие  навыки ухода за  комнатными  растениями. Анализировать  ситуации об  оказании  помощи  окружающим. комнатным и  растениям и» Практиче ская  работа  №9: «Изготовл ение  кормушек» 4 . 5 . 9 ч. Где и когда ( Смена  времен  года,  разнообрази е природы  Земли,  прошлые  времена). Экскурсия  №7: «Мир вокруг  нас: почта» 17  ч. Почему и  зачем ( Свойства  и  разнообрази е звезд,  явления  природы,  гигиена,  транспорт,  экология. Практиче ская  работа  №10: «Разнообр азие  звуков в  окружающ ем мире Лабора торная  работа  №2: «Прохо ждение  луча  света  через  призму» Экскурсия  №8: «Прогулка в  лес» Экскурсия№ 9 «Звуки  природы». Пересказывать и  понимать тексты о природе. Описывать  сезонные  изменения в  природе. Характеризовать признаки времен  года. Исследовать на  основе  наблюдений  связь  жизнедеятельнос ти растений,  животных и  времени года. Применять  правила личной  гигиены. Описывать на  основе  наблюдений  различные  явления  природы. Применять  правила  поведения в  транспорте. Классифицирова ть транспорт по  назначению. Понимать  значение слова  «экология». Анализировать  ситуации с точки зрения экологии. Заключение 1 ч. 6 . Итого: 66ч.  Экскурсия  №10 «Сезонные  изменения в  природе». Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»  во2 классе         Тема  (содержани е) №   Ра з д . Где мы  живем  Кол­ во часо в 4 ч. Природа  20 ч. Живая 1. и неживая  природа.  2. Осенние  изменения в  природе. 1. Знакомство с  устройством  термометра,  измерение  температуры воздуха, воды, тела человека. 2.  Знакомство с  горными породами и  минералами.  3. Свойства воды.  4. Распознавание  деревьев,  кустарников и трав.  5. Знакомство с  представителями  Практические и  лабораторные работы Экскурсии Деятельность учащихся Что нас  окружает? Формирован ие УУД Регулятивн ые УУД: Понимать и  сохранять  учебную  задачу;  учитывать  выделенные  учителем  ориентиры  действия в  новом  учебном  материале в  сотрудничест ве с учителем; адекватно  воспринимать  оценку  учителя. Познавател ьные УУД: Осуществлять поиск  необходимой  информации  для  выполнения  учебных  заданий;  строить  различать  государственные символы России; ­ анализировать  информацию  учебника; ­различать  национальные  языки и  государственный язык России; сравнивать город и село; ­рассказывать о  своём доме по  плану; ­формулировать  выводы; классифицирова ть объекты  природы по  существенным  признакам; ­различать  объекты  неживой и живой природы; ­устанавливать  связи м/у живой  и неживой  природой; характеризовать  погоду как дикорастущих и  культурных  растений.  6. Приемы ухода за  комнатными  растениями. 10 ч. Жизнь  города и  села 1. Зимние  изменения в  природе.  2.  Знакомство с  достопримеч ательностями родного  города. сочетание  температуры  воздуха,  облачности,  осадков, ветра; практическая  работа:  исследовать с  помощью лупы  состав гранита,  рассматривать  образцы  полевого шпата,  кварца и слюды; ­различать  горные породы и минерал анализировать  факторы,  угрожающие  живой природе,  рассказывать о  них; ­знакомиться с  Правилами  друзей природы  и  экологическими  знаками; анализировать  взаимосвязи  отраслей  экономики при  производстве  определённых  продуктов; рассказывать о  строительстве  городского и  сельского домов  (по своим  наблюдениям); классифицирова ть средства  транспорта; ­узнавать  транспорт служб экстренного  вызова; рассказывать о  труде людей  известных детям  профессий, о  речевое  высказывание  в устной  форме;  умение  структуриров ать знания. Коммуника тивные  УУД: Учитывать  разные  мнения и  стремиться к  координации  различных  позиций в  сотрудничест ве; строить  понятные для  партнёра  высказывания; задавать  вопросы;  контролирова ть свои  действия и  действия  партнёра. Личностные УУД: Знание  основных  моральных  норм ,  осознание  себя членом  общества;  формировани е основ  российской  гражданской  идентичности; учебно­ познавательны й интерес к  новому  учебному  материалу;  осознание своей  этнической  принадлежнос ти. профессиях  своих родителей  и старших  членов семьи; исследовать  пласт снега,  чтобы  пронаблюдать  его состояние в  зависимости от  чередования  оттепелей,  снегопадов и  морозов; ­распознавать  осыпавшиеся на  снег плоды и  семена растений  и следы  животных; ­наблюдать за  поведением  зимующих птиц. формулировать  правила  безопасности на  основе  прочитанных  рассказов; ­учиться  соблюдать  изученные  правила  безопасности  под  руководством  учителя  характеризовать  потенциальные  опасности предлагать и  обсуждать  варианты  поведения в  подобных  ситуациях; ­моделировать  звонок по  телефону в  полицию и МЧС; интервьюировать родителей о  представителях  Здоровье и  безопасност ь 9 ч. Отработка правил  перехода улицы Общение 7 ч. Отработка основных  правил этикета. Путешестви я 18 ч. 1. Определение  сторон горизонта по  компасу.  2. Основные приемы  чтения карты. Весенние  изменения в  природе. старшего  поколения, их  именах,  отчествах,  фамилиях; ­отбирать  фотографии из  семейного  архива; ­составлять  родословное  древо семьи; ­презентовать  свой проект. рассказывать о  своих весенних  наблюдениях в  природе родного края; ­знакомиться с  изменениями в  неживой и живой природе весной; ­моделировать  взаимосвязи  весенних  явлений в  неживой и живой природе; ­наблюдать  весенние  явления в  природе и  фиксировать  свои наблюдения в рабочей  тетради. Итого: 68 ч. 10 ч. 6 ч. VII. Тематическое планирование  по предмету «Мир вокруг нас» учащихся  1  классов № дата Тема урока Универсальная учебная деятельность учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне 1. 2. Урок России Введение (9часов) Адаптационный период. Урок­игра: «Ты ­ первоклассник»  Правила поведения и культура общения  Познакомиться с учителем и одноклассниками  (Н).  Учиться находить класс, своё место в классе и  т.п. во время экскурсии по школе (Н). Познакомиться и обсудить правила поведения  в школе, особенности взаимоотношений со  взрослыми, сверстниками (Н). 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16 с.60 ­61 17. 18. 19. 20. 21. с одноклассниками и учителями. Адаптационный период. Экскурсия №1: «Наша школа»   Адаптационный период: Экскурсия № 2: «Ты и вещи» (в швейный цех, столярные  мастерские школы) Адаптационный период. Целевая прогулка №3: «Дорога от дома до школы» Адаптационный период «Природа вокруг нас»  Экскурсия № 4: «Золотая осень» Адаптационный период Целевая прогулка №5: «Разнообразие растений»  Задавайте вопросы. Знакомство с  учебником. «Что и кто» 18 часов Солнце ­ небесное тело, источник  света и тепла. Небесные тела: Луна,  звёзды Распознавание природных объектов по  общим признакам. Камни, их  разнообразие. Разнообразие растений: комнатные  растения. Разнообразие растений: декоративные  растения. Практическая работа №1: «Лиственные деревья. Строение листа» Практическая работа №2: «Хвойные деревья» Практическая работа №3: Части растений. Значение растений в жизни человека. Разнообразие животного мира.  Насекомые, отличительные признаки Разнообразие животного мира. Рыбы,  отличительные признаки. Разнообразие животного мира. Птицы,  отличительные признаки. Разнообразие животного мира. Звери,  отличительные признаки. Экскурсия №5: «Что такое зоопарк?» Моделировать     и   оценивать  различные ситуации   поведения   в   школе   и   других общественных   местах   (П).  Различать  формы поведения,   которые   допустимы   или   не допустимы   в   школе   и   других   общественных местах (Н).  Практическая работа:  составить  режим дня (Н). Моделировать  и оценивать различные  ситуации использования слов, показывающих  направление (Н). Работать в группах и самостоятельно с  источниками информации об окружающем  мире (П). Сравнивать и различать объекты живой или  неживой природы (Н). Группировать (классифицировать) объекты  живой или неживой природы по  отличительным признакам (П).  Различать  растения   и   животных,   используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н). Сравнивать и различать разные группы живых  организмов по признакам (П). Группировать по названиям известные  дикорастущие и культурные растения, дикие и  домашние животные (на примере своей  местности) (Н). Группировать  (классифицировать)   объекты природы   по   признакам:   домашние–дикие  дикорастущие животные; растения (П). Характеризовать особенности дикорастущих и культурных   растений,   диких   и   домашних животных (на примере своей местности) (П). Приводить примеры съедобных и ядовитых  грибов (на примере своей местности (Н).   культурные Подготовить  рассказ   о   занятиях   людей   в родном   городе   (селе)   на   основе   бесед 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30 31. 32. 33. 34. 35. Хозяйство семьи. Предметы  домашнего обихода. Компьютер, его назначение и составные  части. Элементарные правила обращения с  окружающими предметами. Основные  правила  дорожного движения. Россия ­ наша Родина.  Государственная  символика.  Экскурсия №6:  «Город, в котором я живу» Планета Земля. Практическая работа №4:  «Глобус­ модель Земли» Как, откуда и куда. (10 ч.) Природные источники воды: реки, моря,  озёра. Движение воды. Практическая работа №5: «Пресная, солёная вода» Использование воды в быту. Источники  загрязнения воды. Охрана водоёмов. Практическая работа №6: «Простейшие способы очистки воды» Электричество. Разнообразие  бытовых электроприборов, правила  пользования ими. Практическая работа №7: «Сборка простейшей электрической  цепи» Лабораторная работа№1: «Состояние воды в природе. Свойства  воды» Растения­ живые организмы.  Практическая работа №8: «Уход за комнатными растениями» Животные ­ живые организмы. Условия,  необходимые для их жизни. Домашние животные и уход за ними. Зимующие птицы. Практическая работа №9: «Изготовление кормушек» школьников   с   родителями,   со   старшими родственниками, местными жителями (Н). Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни (Н). Подготовить  небольшие   сообщения   о достопримечательностях   родного   города (села) на основе дополнительной информации (П).  Подобрать  к своему сообщению иллюстрации, видеокадры (П). Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр (П). Проиграть   учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения (Н). Познакомиться  с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии (П). Характеризовать разные виды транспорта (Н). Демонстрировать    в   учебной   игре   правила пользования   разными   видами   транспорта. Моделировать   ситуации   вызова   экстренной помощи по телефону (П). Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни (Н).  Приводить примеры действий людей разных  профессий в создании окружающих нас вещей  (Н). Приводить примеры использования человеком  богатств природы (Н).  Анализировать примеры использования  человеком богатств природы (П).  Сравнивать и различать природные объекты и  изделия (искусственные предметы).  Характеризовать их свойства (П).  Сравнивать и различать твёрдые тела,  жидкости и газы на примере воды и её  состояний (П). Сравнивать и различать свойства объектов  живой или неживой природы (Н). Группировать (классифицировать) объекты  живой или неживой природы по  отличительным признакам (П).  Различать  растения   и   животных,   используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н). Сравнивать и различать разные группы живых  организмов по признакам (П). Группировать по названиям известные  дикорастущие и культурные растения, дикие и  домашние животные (на примере своей  местности) (Н). Группировать  (классифицировать)   объекты природы   по   признакам:   домашние–дикие  дикорастущие животные; растения (П). Характеризовать особенности дикорастущих и культурных   растений,   диких   и   домашних животных (на примере своей местности) (П).   культурные Приводить примеры особенностей человека  как разумного существа (Н).  Объяснять роль человека как разумного  существа в окружающем мире (П). 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. с.58 ­59 Отрицательное влияние человека на  природу. Охрана природы. Загрязнение окружающей среды. Охрана  природы. Где и когда?  (9 ч) Представление о времени.  Смена времён года. Характерные  признаки времён года. Разнообразие природы Земли. Холодные  районы планеты. Разнообразие природы Земли. Жаркие  районы планеты. Перелётные птицы. Урок­путешествие: «Далёкое прошлое Земли» История одежды. Разнообразие  современной одежды. Культура  ношения одежды. Транспортные средства: велосипед.  Правила безопасной езды на  велосипеде. Урок—путешествие в будущее.  Знакомство с профессиями. Экскурсия №7: «Мир вокруг нас: почта» 48. Почему и зачем? (17ч) Солнце­ звезда. Свойства и разнообразие звёзд. Обсуждать в группах и объяснять правила  поведения в различных ситуациях (в парке, в  лесу, на реке и озере) (Н).  Оценивать конкретные примеры поведения в  природе (П). Проводить диспут и анализ жизненных  ситуаций и выбирать допустимые формы  поведения, которые не вредят природе, в  парке, в лесу, на реке и озере (П). Оценивать конкретные примеры поведения в  природе (П). Различать времена года по признакам (Н). Характеризовать времена года (Н). Устанавливать связи особенностей  жизнедеятельности растений и животных и  времени года (Н). Проводить групповые и самостоятельные  наблюдения на экскурсии «Времена года» (П). Подготовить  рассказ   о   занятиях   людей   в родном   городе   (селе)   на   основе   бесед школьников   с   родителями,   со   старшими родственниками, местными жителями (Н). Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни (Н). Подготовить  небольшие   сообщения   о достопримечательностях   родного   города (села) на основе дополнительной информации (П).  Подобрать  к своему сообщению иллюстрации, видеокадры (П). Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр (П). Проиграть   учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения (Н). Познакомиться  с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии (П). Характеризовать разные виды транспорта (Н). Демонстрировать    в   учебной   игре   правила пользования   разными   видами   транспорта. Моделировать   ситуации   вызова   экстренной помощи по телефону (П). Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни (Н).  Приводить примеры действий людей разных  профессий в создании окружающих нас вещей  (Н). Приводить примеры использования человеком  богатств природы (Н).  Анализировать примеры использования  человеком богатств природы (П).  Сравнивать и различать природные объекты и  изделия (искусственные предметы).  Характеризовать их свойства (П).  Сравнивать и различать твёрдые тела,  жидкости и газы на примере воды и её  состояний (П). Приводить примеры особенностей человека  как разумного существа (Н).  Объяснять роль человека как разумного 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. Луна­спутник Земли, её особенности. Представления о явлениях природы:  дождь, ветер. Практическая работа №10: «Разнообразие звуков в окружающем  мире. Представления о свете и цвете. Лабораторная работа №2: «Прохождение луча света через призму» Происхождение названия растений. Правила поведения в природе. Экскурсия №8: «Прогулка в лес» Разнообразие овощей и фруктов, их  значение для здоровья человека. Гигиена питания. Важнейшие правила личной гигиены. Сон и его значение в жизни человека. Водные транспортные средства, их  назначения. Наземные транспортные средства:  автомобиль. Наземные транспортные средства: поезд, метро. Воздушный транспорт. Освоение человеком космоса.  Экология как наука, её роль в жизни  человека. Экскурсии  Экскурсии существа в окружающем мире (П).  Обсуждать в группах и объяснять правила  поведения в различных ситуациях (в парке, в  лесу, на реке и озере) (Н).  Оценивать конкретные примеры поведения в  природе (П). Проводить диспут и анализ жизненных  ситуаций и выбирать допустимые формы  поведения, которые не вредят природе, в  парке, в лесу, на реке и озере (П). Оценивать конкретные примеры поведения в  природе (П). Приводить примеры особенностей человека  как разумного существа (Н).  Объяснять роль человека как разумного  существа в окружающем мире (П).  Обсуждать в группах и объяснять правила  поведения в различных ситуациях (в парке, в  лесу, на реке и озере) (Н).  Оценивать конкретные примеры поведения в  природе (П). Проводить диспут и анализ жизненных  ситуаций  Сравнивать и различать объекты живой или  неживой природы (Н). Группировать (классифицировать) объекты  живой или неживой природы по  отличительным признакам (П).  Различать  растения   и   животных,   используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н). Сравнивать и различать разные группы живых  организмов по признакам (П). Группировать по названиям известные  дикорастущие и культурные растения, дикие и  домашние животные (на примере своей  местности) (Н). Группировать  (классифицировать)   объекты природы   по   признакам:   домашние–дикие  дикорастущие животные; растения (П). Характеризовать особенности дикорастущих и культурных   растений,   диких   и   домашних животных (на примере своей местности) (П). Приводить примеры съедобных и ядовитых  грибов (на примере своей местности (Н).   культурные Тематическое  планирование по предмету «Окружающий мир» для учащихся 2  классов № дата Тема урока Универсальная учебная деятельность учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне 1 Раздел 1. Где мы живём Родная   страна.   Инструктаж   по   охране труда на рабочем месте Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном  материале в сотрудничестве с  учителем; адекватно воспринимать  оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных  заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение  структурировать знания. Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и  стремиться к координации различных  позиций в сотрудничестве; строить  понятные для партнёра высказывания;  задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. Личностные УУД: Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно­ познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Стартовая диагностика Город и село. Проект «Родной город» Природа и рукотворный мир Раздел 2. Природа Неживая и живая природа Явления природы Практическая работа № 1 «Измерение температуры» Что такое погода В гости к осени Экскурсия № 1 В гости к осени Звёздное небо Заглянем в кладовые Земли Практическая работа №2 «Знакомство с горными породами и  минералами» Про воздух… …И про воду Какие бывают растения Практическая работа № 3 «Распознание деревьев, кустарников и трав» Какие бывают животные Проверочная работа «Качество  усвоения программного материала за  1 четверть» Невидимые нити Дикорастущие и культурные растения Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями  дикорастущих и культурных  растений» Дикие и домашние животные Комнатные растения Практическая работа № 5 «Отработка приёмов ухода за  комнатными растениями» Животные живого уголка Практическая работа № 6 «Отработка приёмов ухода за  животными живого уголка» Про кошек и собак Красная книга Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём  под защиту» Проверим себя и оценим свои  достижения по разделу «Природа» 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 Тест №1 Раздел 3. Жизнь города и села Что такое экономика Из чего что сделано Как построить дом Какой бывает транспорт Промежуточная диагностическая  работа Культура и образование Все профессии важны. Проект «Профессии» В гости к зиме. Сезонные изменения в  природе Экскурсия №2 Презентация проектов «Родной город»,  «Красная книга, или Возьмём под  защиту», «Профессии» Обобщающий урок по теме «Жизнь  города и села» Тест№2 Раздел 4. Здоровье и безопасность Строение тела человека Если хочешь быть здоров! Берегись автомобиля! Школа пешехода Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц» Домашние опасности Пожар! На воде и в лесу Опасные незнакомцы Обобщающий урок по теме «Здоровье и  безопасность». Тест №3 Наша дружная семья Проект «Родословная» В школе Правила вежливости Ты и твои друзья  Практическая работа №8 «Отработка основных правил  этикета» Мы – зрители и пассажиры Проверочная работа «Качество  усвоения программного материала за  Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем  ориентиры действия в новом учебном  материале в сотрудничестве с  учителем; адекватно воспринимать  оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения учебных  заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение  структурировать знания. Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и  стремиться к координации различных  позиций в сотрудничестве; строить  понятные для партнёра высказывания;  задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. Личностные УУД: Знание основных моральных норм ,  осознание себя членом общества;  формирование основ российской  гражданской идентичности; учебно­ познавательный интерес к новому 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 учебному материалу; осознание своей  этнической принадлежности. 3 четверть» Обобщающий урок по теме «Общение» Тест №4 Раздел 5. Путешествия  Посмотри вокруг Ориентирование на местности Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по  компасу» Формы земной поверхности Водные богатства Экскурсия №3 В гости к весне В гости к весне Россия на карте Практическая работа № 10 «Освоение  основных приёмов чтения карты» Проект «Города России» Путешествие по Москве Московский Кремль Город на Неве Путешествие по планете Путешествие по материкам Тест №5 Страны мира. Проект «Страны мира» Экскурсия №4 Впереди лето! Обобщающий   «Путешествие» урок   по   теме Итоговая диагностическая работа Презентация   проектов   «Родословная», «Города России», «Страны мира» VII. Описание материально­технического обеспечения образовательной деятельности для реализации рабочей программы «Окружающий мир». Для  реализации цели и задач обучения по данной программе используется УМК по предмету окружающий мир:  К   техническим   средствам   обучения,   которые   эффективно   используются   на   уроках окружающего мира, относятся: o Компьютер  с программным  обеспечением  Windows 7 или Windows XP MicrosoftOfficeWord 2003,2007,2010; o мультимедийный проектор; o экран; o интерактивная доска; o ноутбук учителя; o нетбуки учеников; o система мониторинга «ProClacc»; o документ­камера; o модульная   система   экспериментов PROLogэлектронные приложения o Мультимедийные презентации (каталог)           Видеомагнитофон          Магнитофон CD­проигрыватель                Видеокассеты  Искусство древнего мира  Путешествие в прекрасное  Экологический альманах  Мир вокруг нас. Природа.  Мир вокруг нас. Как устроен город.  Секреты природы.  Живая природа 1,2,3 класс.  Анатомия для детей.  Жизнь растений.  Улица полна неожиданностей.  Эволюция животного мира.                    Глобус Природоведение. Наглядные пособия для начальной школы. Раздаточные карточки для уроков окружающего мира по темам Демонстрационные таблицы:  Части тела животных.  Круговорот воды в природе.  Природные зоны арктических пустынь.  Живые организмы.  Связи в живой природе.  Земля. Дорожные знаки. 1. Предупреждающие. 2. Предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие. 3. Запрещающие. 4. Предписывающие, знаки особых предписаний. 5. Знаки особых предписаний. 6. Знаки особых предписаний, информационные знаки. 7. Информационные знаки. 8. Знаки дополнительной информации. Карты:  Физическая карта полушарий  Физическая карта России  Карта Свердловской области  Физическая карта России. Полезные ископаемые.  Физическая карта полушарий. Карта для начальной школы.  Растения и животные Земли. Природные зоны. VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир».   В процессе изучения курса используются: Формы контроля Виды контроля  Фронтальные  Групповые  Индивидуальные  Текущий  Тематический  Итоговый Устные (опрос, взаимоопрос) Письменный опрос Комбиниронные (самоконтроль, рефлексия,  взаимоконтроль) В первом классе безотметочная форма оценки («Положение о безотметочном положении в 1 классе «МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»). Отслеживание результатов учебной деятельности в первом классе осуществляется  с использованием  методов: — оценивание процесса выполнения; — открытый ответ; — выбор ответа; — краткий свободный ответ; — портфолио; — вопросы для самоанализа. Критерии: — правильность и обоснованность ответа/рассуждений; — индивидуальный прогресс в применении  грамматических правил. Критерии  оценок. Основная цель контроля ­ проверка знания фактов учебного материала, умения детей  делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из  дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного  опроса, наблюдений, тестов и практических работ. При письменной проверке знаний по предметам естественно­научного и  обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не  требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными  возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания  типа: ­ поиск ошибки; ­ выбор ответа; ­ продолжение или исправление высказывания. Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.  Тест Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий  Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий  Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий  Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий Устный ответ Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои   наблюдения   в   природе,   устанавливает   связи   между   объектами   и   явлениями   природы   (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Оценка   "4"  ставится   ученику,   если   его   ответ   в   основном   соответствует   требованиям, установленным   для   оценки   "5",   но   ученик   допускает   отдельные   неточности   в   изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка   "3"  ставится   ученику,   если   он   усвоил   основное   содержание   учебного   материала,   но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы,   в   выполнении   практических   работ,   но   может   исправить   перечисленные   недочеты   с помощью учителя. Оценка   "2"  ставится   ученику,   если   он   обнаруживает   незнание   большей   части   программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:  самоконтроль — при введении нового материала,  взаимоконтроль — в процессе его отработки,      рубежный контроль — при проведении самостоятельных работ,  итоговый контроль, включающий проведение итоговых работ.  В первом классе преобладающими  формами и методами организации и проведения занятий является: ­ урок – объяснение,  ­ урок – игра,  ­ урок – путешествие, ­ интегрированный урок ­ урок – праздник. Кроме   того,   практикуются   игровые   методы   в   процессе   урока:   викторина,   конкурс, соревнование. Согласуясь   с   задачами   урока,   содержанием   учебного   материала,   материальным обеспечением   урока,   степенью   подготовленности   учащихся   при   организации   занятий использую: Методы     объяснительно – иллюстративные; репродуктивные; проблемного обучения; организации   учебно­познавательной   деятельности   (словесные, практические); стимулирования и интереса к учению;   методы контроля и самоконтроля;   самостоятельной   познавательной   деятельности   учащихся   (наблюдение,   работа   с книгой)   наглядные, Технологии Игровые (имитационного моделирования технологии). Ведущий метод – игра. Организационные   формы:   деловые   игры,   ролевые   и   сюжетные   игры   путешествия, дидактическая игра. Коммуникативные   технологии   ­    привлечение   всевозможных   средств (источников) информации. Исследовательские технологии (проблемно – поисковые).  Ведущий  метод – проблемное обучение; метод проектов. Организационные формы: совместный поиск решения проблемы. Технологии творческой деятельности: решение нестандартных лингвистических   выполнение   простейших   экспериментов   со   словами,   создание задач   и   загадок,   творческих ситуаций. Информационные технологии. Технологии моделирования. Технологии формирования рефлексии.  Здоровьесберегающие технологии.        

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)

Окружающий мир (рабочая программа для учащихся 1-2 классов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018