Олимпиада – одна из общепризнанных форм работы
Рябинина Н.М., заместитель директора Регионального научно-практического центра «Костанай дарыны»
Интеллектуальный потенциал и творческие способности людей являются основой любого общества, повышают эффективность общественных реформ, выступают в качестве одного из решающих факторов экономического развития. Поэтому одной из основных задач современного образования Республики Казахстан является развитие творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения.
Воспитание и обучение одаренной личности в настоящее время является одним из актуальных направлений работы организации образования. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Современный этап развития общества резко обострил проблему выявления одаренных школьников, создания условий для их развития и наиболее целесообразного использования их способностей. Благоприятные возможности для успешного ее решения создала дифференциация образования. В специализированных школах для одаренных детей, в школах нового типа (лицеях, гимназиях), в классах с углублённым изучением отдельных учебных предметов, да и в обычных школах создаются устойчивые группы по интересам, склонностям, достигнутым успехам, а также по способностям школьников.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.
· адекватной оценки собственных возможностей и способностей к росту;
· проектирования собственного саморазвития по достижению целей;
· организации продуктивной деятельности по развитию способностей.
Содержанием деятельности регионального научно-практического центра «Костанай дарыны» является реализация программ дополнительного образования одаренных детей, в первую очередь – это олимпиады и научные соревнования школьников по общеобразовательным предметам.
Значение данных форм дополнительного образования одаренных детей трудно переоценить, так как именно через предметные олимпиады и научные соревнования осуществляется выявление, развитие и продвижение одаренных и талантливых школьников.
Олимпиада – это интеллектуальное состязание лучших знатоков того или иного предмета, поэтому олимпиадные задания – это задания повышенной сложности, требующие нестандартного подхода и решения. Соответственно, подготовка школьников к олимпиаде предполагает индивидуальную работу педагога и ученика, высокий уровень сформированности предметных компетенций учителя и мотивированности учащегося на качественный результат.
Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками. Они организуются во всех районах и городах страны, наша область в этом отношении не является исключением.
Уровень республиканских олимпиад, проводимых Республиканским научно-практическим центром «Дарын», очень высок. Высокий уровень республиканской олимпиады требует, чтобы и олимпиады районного/городского и областного ранга содержали достаточно сложные и оригинальные задания. Иначе невозможно будет сформировать команду, способную успешно конкурировать на различных этапах олимпиады. Сложность и оригинальность задач требует продуманного подхода при подготовке участника олимпиады на всех этапах.
Поэтому возникает проблема качественной подготовки учащихся к олимпиадам различного уровня, начиная со школьных и заканчивая республиканскими и международными.
С момента своего создания региональный научно-практический центр «Костанай дарыны» ставит одной из основных задач своей деятельности повышение уровня подготовки учащихся к олимпиадам.
Проекты, реализуемые нашим центром, направлены на совершенствование системы работы с одаренными детьми в нашем регионе. Основными функциями этой системы являются:
v элитарное образование одаренных и способных детей;
v воспитание и социализация личности одаренного ребенка;
v здоровьесбережение и привитие детям здорового образа жизни;
v развитие природосообразных качеств одаренных детей через учебу и творчество.
Система элитарного образования области представлена сегодня совокупностью организаций образования школьного и внешкольного характера: 18 гимназий и школ-гимназий, 6 лицеев и школ-лицеев, 3 специализированные организации образования для одаренных детей, 1 начальная школа-гимназия.
Основными проектами, которые реализуются уже на протяжении нескольких лет, являются
§ проведение учебно-тренировочных сборов для учащихся 9-11 классов по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов;
§ проведение юниорских и рейтинговых олимпиад для учащихся среднего и старшего звена по предметам естественно-математического цикла;
§ организация работы летнего лагеря «Дарын» для учащихся 7-9-х классов по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов.
Некоторые проекты центра работают уже на протяжении 10 лет. Так, с 2011 года работает Естественно-математическая школа с привлечением лучших преподавателей крупнейших вузов Костанайской области.
Основными задачами Естественно-математической школы являются:
- углублённая предметная подготовка наиболее одаренных и талантливых учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев с целью качественного выступления учащихся на олимпиадах различного уровня по предметам естественно-математического цикла (математика, физика, биология, химия);
- создание условий для повышения конкурентоспобности учащихся области в предметных олимпиадах различного уровня;
- подготовка учащихся по предметам естественно-математического цикла с целью поступления в высшие учебные заведения.
Основными видами деятельности Естественно-математической школы являются:
§ Организация и проведение учебных сессий по углублённой предметной подготовке наиболее одаренных и талантливых учащихся к предметным олимпиадам различного уровня;
§ Организация и проведение индивидуальных еженедельных консультаций по углублённой предметной подготовке;
§ Организация и проведение рейтинговых олимпиад с целью выявления наиболее одаренных и талантливых учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Костанайской области;
§ Разработка и издание методических пособий, учебников, учебных пособий, сборников задач и т.п.
Вся работа по подготовке учащихся в рамках Естественно-математической школы, на данный момент, ведется с учащимися специализированных организаций образования для одаренных детей.
Для учащихся сельских регионов и г. Лисаковска с целью подготовки к олимпиадам на протяжении 5 лет в дни осенних каникул работает Областная школа олимпийского резерва «Білім». На протяжении 5 дней учащиеся 9-10 классов углубленно изучают любимый предмет и решают олимпиадные задачи.
Ежегодно растет интерес учащихся школ области к олимпиадам различного уровня. Проводимые олимпиады отличаются и тематикой (не только предметные), и форматом проведения, и разнообразием и сложностью предлагаемых учащимся заданий.
Учащиеся Костанайской области неоднократно становились призерами республиканских и международных предметных олимпиад: Международной Жаутыковской олимпиады по математике, физике, информатике, Международной олимпиады по химии им. академика Бектурова, Международной олимпиады по математике, химии, информатике «Туймаада» и, конечно же, Республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам, в которой на протяжении последних лет наиболее успешно выступают участники по географии, физике и химии.
Начиная с 2017 года, центр начал проводить юниорские олимпиады по предметам естественно-математического цикла. Если в предыдущие годы, проводилась олимпиада только по 3-м предметам (биологии, географии и математике) для 6-8 классов (1 предмет = 1 класс) и участие принимали около 80 учащихся, то проведение юниорских олимпиад позволило в разы увеличить охват учащихся с 5 по 8 классы (до 350 человек), увеличить количество предметов (с 3-х до 6-и предметов). Регионы выставляют команды учащихся по всем предметам и по всем параллелям классов.
Данный формат позволил полностью охватит учащихся среднего звена олимпиадами областного уровня и позволяет призерам данных олимпиад стать участниками республиканских юниорских олимпиад. Так, в сентябре-октябре 2020 года прошла Республиканская юниорская олимпиада по предметам естественно-математического цикла. 65 призеров областных юниорских олимпиад приняли участие в отборочном и 26 учащихся – в заключительном этапе олимпиады, по итогам которой олимпиады стали 13 учащихся, из которых 7 заняли 1 место, 5 – второе и 1 – третье место, еще 1 учащийся был отмечен Почетной грамотой РНПЦ «Дарын». 50 % учащихся из числа участников заключительного этапа стали призерами республиканской юниорской олимпиады, что говорит о хорошем потенциале наших учащихся.
Несмотря на повышение интереса со стороны учащихся, необходимо обратить внимание на еще одну сторону качественной подготовки учащихся к олимпиадам. Процесс обучения и развития одаренных школьников должен сопровождаться качественным научно-педагогическим сопровождением.
Качественное сопровождение одаренных детей должно начинаться со школьной скамьи, когда педагог учит первым азам решения олимпиадных задач. Педагог, работающий с одаренными детьми, должен сам, в первую очередь, уметь решать и объяснять, как решать подобные задачи, прежде чем он приступит к занятиям с учеником.
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в области решения олимпиадных задач ежегодно в плане РНПЦ «Костанай дарыны» имеются обучающие семинары, мастер-классы и вебинары по решению олимпиадных задач. В качестве тренеров для работы с педагогами приглашаются преподаватели вузов и специализированных организаций образования, имеющие большой опыт по решению задач.
В каждом регионе уже сложилась своя система подготовки учащихся к олимпиадам. Тем не менее, есть несколько общих подходов в решении данной проблемы:
· во-первых, ненавязчивость и добровольность. Личность учителя, его желание и умение заинтересовать является толчком к началу занятий. Учитывая возраст и багаж знаний каждого ребенка, возникает необходимость в правильном подборе заданий и упражнений на первом этапе по каждому предмету.
· Во-вторых, высокая мотивация обучения. Желание заниматься напрямую связано с мотивацией учащегося. На примере старших, удачное выступление на олимпиадах, конференциях, конкурсах и, наконец, поступление в престижное учебное заведение является достаточной мотивацией для занятий. Обратная связь с родителями ученика играет непоследнюю роль. Ученик – учитель – родитель являются звеньями одной команды.
· В-третьих, продуманность и систематичность занятий. Задания должны быть продуманы. Систематичность занятий обязательна.
Первых два принципа призваны заинтересовать и мотивировать дополнительные занятия ученика. Третий принцип определяет весь ход подготовки. Правильно подобранные задания, их уровень сложности и последовательность, зависят от личности ученика. Поэтому рекомендовать универсальную схему подготовки для всех учащихся, по крайней мере, невозможно. Кроме всего прочего, ученика предстоит обучить различным навыкам. Это и оформление работы, проверка и поиск ошибок, умение апеллирования своей работы. Это, пожалуй, самый сложный принцип, требующий продуманности действий, долгосрочного перспективного планирования. Здесь в полной мере проявляются как талант, так и интуиция учителя. От умения спланировать, придерживаться выбранной линии, выполнения намеченного зависит успех начатого дела.
Почему возникает необходимость участия в олимпиадном движении и введение его в систему обучения и воспитания одаренных учащихся? Участие в олимпиадном движении играет большую роль в деле воспитания подрастающего поколения. Ответственность за начатое дело, целеустремленность, трудолюбие, патриотизм. Учащиеся являются первыми помощниками учителя во всех делах. Это опора учителя, проводники его идей.
Поэтому вовлечение в олимпиадное движение как можно большего числа учащихся – это не только воспитание интеллектуальной элиты государства, но и нравственно и духовно богатого поколения молодых людей.
Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя; если ты думаешь на десятилетие вперед – посади дерево; если ты думаешь на век вперед – воспитай человека». Именно эти слова в наибольшей степени раскрывают смысловое содержание деятельности нашего центра в воспитании, обучении и продвижении одаренных детей.
Список литературы
1. Грабцевич В.И. Олимпиадное движение в системе обучения и воспитания одаренных учащихся. // afportal.kulichki.com/index.files/index1_stati_4.htm
2. Змановский Л.В. Инновационный проект «Школьный физико-математический клуб «Эврика» как эффективное средство подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде по физике и залог успешной сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА) и единого государственного экзамена (ЕГЭ)» //infourok.ru/innovacionniy-proekt-shkolniy-fizikoma...siyskoy-2433244.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.