ОЛИМПИАДА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
8 КЛАСС
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 2021-2022 г.
1) Человек, в отличие от животного, способен
А) проявлять эмоции В) предварительно обдумывать своё поведение
Б) заботиться о потомстве Г) совершать привычные действия
Ваш ответ |
|
2) Семью, от других социальных групп отличает:
А) повседневное взаимодействие В) кровнородственные отношения
Б) устойчивые связи Г) общие традиции
Ваш ответ |
|
3) В субъектах Российской Федерации денежной единицей
А) может быть иностранная валюта В) является рубль
Б) может быть региональная валюта Г) является золотой червонец
Ваш ответ |
|
4) Какие нормы предписывают уступать в транспорте место пожилым людям?
А) этические В) политические
Б) правовые Г) эстетические
Ваш ответ |
|
5) Социальные нормы
А) носят исключительно рекомендательный характер В) регулируют поведение людей
Б) являются неписанными нормами поведения Г) зафиксированы в соответствующих законах
Ваш ответ |
|
6) Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.
А) Авт.. рит..т – влияние, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.
Б) С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению.
В) Гл..б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.
Г) Ко…упция – прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.
Д) Д…скр…м…нация – ущемление прав по тем или иным признакам
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
7) Перед вами описания ситуаций из известных народных и литературных сказок. Ваша задача определить, какое право сказочного персонажа соблюдено или нарушено с позиций современных представлений о правах человека.
Ответ запишите в таблице, в соответствии с порядковым номером каждой ситуации.
А) Лимончики разрушили домик пана Тыквы, нарушив его право на…………
Б) Три толстяка заточили оружейника Просперо в зверинце, нарушив его право на………..
В) «Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток…»
«Гости» реализовали экономическое право на ………..
Г) Получив по завещанию от умершего мельника в собственность кота, младший сын реализовал свое право на …………
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
8) Установите соответствие между отличительными чертами социальных групп и видами социальных групп, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ответы внесите в таблицу.
Отличительные черты |
Виды социальных групп |
А) неустойчивый состав группы |
1. малая группа |
Б) наличие эмоциональных отношений между членами группы |
2. большая группа |
В) оказывают непосредственное воздействие на формирование и развитие личности |
|
Г) распределение функций и социальных ролей среди членов группы |
|
Д) общие интересы членов группы имеют эпизодический характер |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
9) «Да» или «нет»? Если суждение верное, в таблицу пишем «да», если неверное – «нет»
А) В каждом государстве есть конституция
Б) Каждый человек является гражданином
В)Д.Бэлл – немецкий социолог
Г) Вопросы регулирования семейных отношений относятся к гражданскому праву
Д) НДС, акцизы, таможенные пошлины относятся к косвенным налогам
Е) свобода совести, свобода слова, свобода передвижения являются неотъемлемыми свободами человека
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
10) Вставьте вместо точек соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Обратите внимание: в списке слов и словосочетаний больше, чем пропусков в тексте.
Экономические отношения занимают важное место в (А)___________________. Главным двигателем экономики выступают (Б)_______________. Их наличие или отсутствие определяет наши желания, потребности и интересы. Кроме того, экономическая жизнь определяется (В)______________________,когда цены растут, а заработная плата – нет. Не только люди, но и целое общество, зарабатывает и тратит. То, что общество заработало за год, именуется (Г)__________________________,а то, что заработали за то же самое время люди, называется (Д)__________________________.
1. Общество
2. Национальный доход
3. Информация
4. Деньги
5. Инфляция
6. Труд
7. Семейный доход
11) Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение об экономике фирмы, используя все приведённые ниже понятия.
Фирма, ассортимент товаров, бизнес-план, издержки, выручка, прибыль.
12) Интернет активно используется людьми в повседневной жизни.
1. Как Вы думаете, почему при пользовании Интернетом необходимо соблюдать специальные правила безопасного поведения?
2. Составьте рассказ о себе как об интернет-пользователе, ответив на следующие вопросы.
1) Как часто Вы заходите в Интернет в течение недели? С какой целью Вы делаете это чаще всего?
2) Как Вы относитесь к размещению человеком в социальных сетях персональной информации о себе? Чего, по Вашему мнению, при этом не следует делать, чтобы избежать возможной опасности?
13) Президенту Российской Федерации В.В. Путину принадлежит следующее высказывание: «Всем, кто открывает новое дело, регистрирует предприятия, нужно давать медаль за личное мужество».
1. Как Вы понимаете смысл фразы «открывает новое дело»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как Вы думаете, почему развитие бизнеса важно для экономики страны и развития общества?
14) Назовите личность ученого по его биографии.
Этот человек великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других. Родился ученый в селе Денисовка (Архангельская губерния). Грамоте и чтению ему удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет он уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решил бежать в Москву. Движимый стремлением к знаниям, он пешком пришел в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Благодаря упорству ему удалось за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. В числе лучших студентов его отправили учиться в Германию, где он изучал технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу.
А) В. И Вернадский
Б) В. И. Даль
В) К. Э Циолковский
Г) М. В. Ломоносов
Ваш ответ |
|
15) Решите правовую задачу. Семнадцатилетний Михаил осенью решил устроиться на работу курьером. На момент трудоустройства он учился в 10 классе общеобразовательной школы и готовился к экзаменам. Чтобы узнать о своих правах и обязанностях, Михаил решил обратиться к вам. Помогите Михаилу, ответив на вопросы.
А) Как называется документ, заключаемый Михаилом и его работодателем и лежащий в основе их правоотношений?
Б) Как называется нормативный правовой акт, в котором содержатся ответы на вопросы Михаила?
В) Имеет ли Михаил имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для него время?
А |
|
Б |
|
В |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.