Олимпиада по русскому языку.
Оценка 4.9

Олимпиада по русскому языку.

Оценка 4.9
docx
25.03.2024
Олимпиада по русскому языку.
Материалы для подведения олимпиад по русскому язвку.docx

Материалы по проведению олимпиады по русскому языку.

1 курс

1

1-й вариант.

1.      Определите , сколько букв и звуков в каждом слове : Лагерь, инженер, окрестность.  березка, бурьян, роль, ряд, рояль.

2.      Замените заимствованные слова русскими синонимами: традиция, атлет, банкротство, маркетинг, триумф, шеф.

3.      Почему мы так говорим: во всю ивановскую; гол как сокол; на воре шапка горит?

4.      Образуйте форму множественного числа от существительных: Длина, толщина, ширина, высота , количество, качество.

5.      Какими звуками автор передает грохот грозы ?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые…                 ( Ф. Тютчев )

6.      Поставьте ударение в словах портфель, роман, процент, квартал, средства, магазин, положил, приговор, статуя.

7.   В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10 000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то нам и приходит на помощь это слово. Какое? Найдите его в реплике А.Чацкого:

      Когда в делах - я от веселий прячусь,

      Когда дурачиться - дурачусь,

      А смешивать два  эти ремесла

      Есть тьма искусников, я не из их числа.

                             (А. Грибоедов «Горе от ума»)

8. В следующих отрывках прямая речь, стоящая после слов автора состоит из двух предложений, В первом предложении она написана в одну строку , во втором – в две строки. Связанно ли это с содержанием высказывания?

1) В ответ ей из толпы солдат раздался ясный голос Павла:

- До свиданья, мама! До свиданья, родная …

2) Десятки голосов сразу крикнули :

- Директора сюда!

- Депутатов послать за ним!                          (М. Горький).

9.  Одно из слов: дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать - изменило в ходе истории свой род (однако некоторые следы того, что оно было ранее другого рода, в русском языке сохранились) Какое это было слово? Обоснуйте свое мнение.

10. У какого русского писателя одно из произведений состоит всего из трех предложений? Как оно называется?

2-й вариант

1.      Прочитайте слово тир. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик да старуха.

2.      Расставьте ударения в следующих словах: Арест, корысть, комплекс, кульминация, сессия, соболезнование, сирота, эпилог.

3.      Замените заимствованные слова русскими синонимами: Актуальный , антракт, ситуация, лозунг, , миссия, финал, имитация , эпиграф.

4.      Почему мы так говорим: время истекло, ахиллесова пята, дамоклов меч.

5.      Разберите по составу выделенные слова: Расточка деталей.  Из земли показалось три росточка.

6.      Замените фразеологизмы спустя рукава , через пень колодку , дело в шляпе одним словом. Составьте с данными устойчивыми сочетаниями одно-два предложения (по вашему выбору) .

7.      Каким было значения слова анекдот во времена А.С.Пушкина?

Но дней минувших анекдоты

 От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.                            («Евгений Онегин»)

8.      Прочитайте предложения и мотивируйте постановку тире.

1)      В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах - дышишь и не надышишься. ( И. Соколов –Микитов).

2)      Журавлиные стаи кружились над аэродромом, и однажды ручной журавль не выдержал-поднялся в небо, улетел на юг вместе с земляками. ( И. Соколов –Микитов).

9.      Как нужно пунктуационно оформить предложение Он хоккеист, чтобы подчеркнуть, что именно он (а не кто - то другой) увлекается хоккеем или что он хоккеист, а не футболист?

10.  Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пришёл туда. Найдите грамматические основы данного предложения.

 

II

1.      В каком предложении сказуемое – составное глагольное? 1) Я могу прочитать лекцию. 2) Много народу собралось на вокзале проводить нас в дальний путь. 3) Петя будет читать увлекательный приключенческий роман. 4) Корабль был смыслом и содержанием жизни. 5) Во влажному саду пахло душистым теплом.

2.      Указать предложение, в котором есть прямое дополнение. 1) Десять делится на пять без остатка. 2) Поля тянулись до самого небосклона. ( Тургенев ). 3)Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в зашумевшую воду.4) Я не смотрел этого спектакля. 5) Все вспоминали о прошлом.

3.      Указать неопределённо-личное предложение. 1) Выткался на озере алый цвет зари.(Есенин). 2) Что посеешь, то и пожнёшь 3) Не догнать тебе бешенной тройки (Некрасов), 4) Весело сияет нал селом (И.Никитин). 5) после долгих дней пути прибыни на место стоянки.

4.      Указать безличное предложение. 1) Приветствую тебя, пустынный уголок! (Пушкин). 2) Лицом к лицу лица не увидать. (Есенин). 3) Взором удалённым вижу в отдаленье разноцветный веер недожатых нив. (Брюсов). 4)  Внутри просторной дорожной коляски было темно. (Короленко). 5)  Своя беда учит понимать и чужую. (Пришвин).

5.      Укажите сложносочинённое предложение (знаки препинания не расставлены). 1) Даль подернулась туманом чешет тучи лунный гребень. (Есенин). 2) Пробежал ветер по спелой ржи словно гладил её рукой. (Н.О.). 3) Ночи не приносили прохлады хотя и были великолепны. (Гончаров). 4) Мы с тобой играли вместе пыль топтали у завалин. (Твардовский). 5) Пел в кустах малиновых соловей-соловушка да шумели листьями стройны тополя. (Софронов).

6.        Укажите сложноподчиненные предложения (знаки препинания не проставлены). 1) Пушкин по его собственным словам каждую осень расцветал вновь. 2) Я давно мой край оставил где цветут луга и чащи. 3) Александр усвоил и правила этикета то есть умение общаться с людьми. 4) Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор. 5) Бесхитростная тишина и воздух прозрачен от боли.

7.      Найти прилагательное, которое не имеет степеней сравнения.1) Белый, 2) грустный, 3) хромой, 4) опрятный, 5) толстый.

8.       Какой глагол имеет только форму несовершенного вида? 1)Бедствовать, 2) закрывать,  3) поспеть, 4) вить, 5) рисовать.

9.      В каком предложении выделенное слово является наречием? 1) Клюква поспевает поздней осенью, а собирают её ранней весной. 2) Весной мы отправляемся в лес на болото собирать клюкву.

10.  В каком слове количество букв и звуков совпадает? 1) Яма, 2) осень, 3) смеюсь, 4) ёлка, 5) весь.

( Ответы к заданиям II: 1-1, 2-4, 3-5,4-4,5-1,6-2,7-3,8-1,9-2,10-3.)


Материалы по проведению олимпиады по русскому языку

Материалы по проведению олимпиады по русскому языку

До свиданья, мама! До свиданья, родная … 2)

До свиданья, мама! До свиданья, родная … 2)

Как нужно пунктуационно оформить предложение

Как нужно пунктуационно оформить предложение

Какой глагол имеет только форму несовершенного вида? 1)Бедствовать, 2) закрывать, 3) поспеть, 4) вить, 5) рисовать

Какой глагол имеет только форму несовершенного вида? 1)Бедствовать, 2) закрывать, 3) поспеть, 4) вить, 5) рисовать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2024