Олимпиада по русскому языку
Инструкция для участника олимпиады по русскому языку
3 класс
Уважаемый участник олимпиады!
Вам предлагается всего 11 олимпиадных заданий, разнообразных по форме и содержанию. Олимпиадные задания охватывают многие уровни языка. По уровню сложности вопросы опираются на школьную программу и содержат элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор обучающихся и способность кратко, точно, логично и аргументированно выразить мысль.
Задания переписывать не нужно. Достаточно внимательно прочесть их и чѐтко написать краткий ответ. Задания можно выполнять в произвольном порядке.
Надеемся, что при их выполнении вы проявите изобретательность и эрудицию.
Не торопитесь. Постарайтесь не оставлять на листе опроса следов своих раздумий. Лучше это сделать на черновике. А в листе опроса уверенной рукой подписывать, подчѐркивать и обводить только то, что нужно.
Наличие в аудитории и использование текстов художественной литературы, словарей, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д. исключается.
Время выполнения заданий – 1 час 30 минут.
Желаем удачи!
№ п/п |
Задание |
Балл |
|
1. |
Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Найди ошибки в тексте, и исправь их. Многие скаски объесняют раждение янтаря. Адна расказывает о прекрастной богине моря. Она ипрастой рыбак палюбили друк друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чюдесный падводный дварец красавицы. Тепер морские волны выносят наберег абломки янтаря. |
8 |
|
2. |
Запиши, какие слова получатся, если прочесть их от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы: раб, робот, араб, лог, омар. Ответ_____________________________________________________ __________________________________________________________ |
5 |
|
3. |
Перед тобой фонетическая запись нескольких предложений. Запиши эти предложения буквами по правилам орфографии. [пашолйавл'эс] |
16 |
|
__________________________________________________________ [найолкувл'эс]_____________________________________________ __________________________________________________________ [с'ижунайэл'и] |
|||
__________________________________________________________ [штопволк'ин'исйэл'и]_______________________________________ __________________________________________________________ |
|||
4. |
Поставь ударение в словах: Поняла, приняли, цепочка, звонят, торты |
5 |
|
5. |
Подчеркни, у каких существительных нет формы единственного числа. Очи, бигуди, жалюзи, санки, лыжи, коньки, каникулы |
4 |
|
6. |
Найди и подчеркни существительные мужского рода: Кофе, мороженое, повидло, метель, буран, кино, тюль, огонь, пюре. |
4 |
|
7. |
В каждой группе фразеологизмов пропущены одинаковые слова. Запишите эти слова для каждой группы. а) … об …, из … вон плохо, золотые … Ответ_______________________ б) седьмая … на киселе, как в … канул, выйти сухим из … Ответ____________________ в) …наплакал, купить … в мешке. Ответ ______________ г) … без костей, проглотить …, держать … за зубами Ответ________________________ |
8 |
|
8. |
Прочитай и запиши слова путем перестановки букв и слогов. Запиши «лишнее» слово, объясни, почему оно «лишнее». Толефиовый______________________________________________ тойлозо - _________________________________________________ нековыйрич ______________________________________________ стики - _________________________________________________ Ответ:____________________________________________________ __________________________________________________________ |
6 |
|
9. |
Определи правило, по которому образовано новое слово: премудрость, красивый, осенний, милая — прекрасная. По образцу составь и запиши новые слова: а) размыли, уборка, рыбки, нора - ________________________ б) заблудились, пляска, театрал, реки- ______________________ в) прилетела, вокзальчик, осенний, белый - ___________________ |
6 |
|
10. |
Отредактируй текст, не изменяя порядка слов (обозначь границы предложений): В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре |
8 |
|
|
собака лает на заборе поѐт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова |
|
|
11. |
Возьмите третий звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, четвѐртый звук от слова съехал, ударный гласный от слова каталог. Запишите слово и три синонима к нему. Ответ__________________________________________________ |
5 |
|
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 3 КЛАСС
№ п/п |
Критерии оценки |
№1 |
За каждую правильно исправленную ошибку – 0,5 балла
Максимальная сумма – 8 баллов |
№2 |
За каждый правильный ответ -1 балл
Максимальная сумма - 5 баллов |
№3 |
За каждое правильно расшифрованное и грамотно написанное предложение -4 балла
Максимальная сумма - 16 баллов |
№ 4 |
За каждое правильно поставленное в слове ударение– 1 балл
Максимальная сумма - 5 баллов |
№5 |
За каждое правильно подчеркнутое слово - 1 балл
Максимальная сумма – 4 балла |
№ 6 |
За правильный выбор существительного мужского рода – 1 балл Максимальная сумма –4 балла |
№7 |
За каждое правильно записанное слово - 2 балла Максимальная сумма – 8 баллов |
№ 8 |
За каждое составленное слово - 1 балл За «лишнее» слово - 1 балл, за объяснение – 1 балл
Максимальная сумма – 6 баллов |
№9 |
За каждое составленное слово – 2 балла
Максимальная сумма – 6 баллов |
№10 |
За каждое правильное обозначение границы предложения – 1 балл Максимальная сумма – 8 баллов |
№11 |
За правильно составленное слово-2 балла, за правильный синоним по 1 баллу. Максимальная сумма - 5 баллов |
итого |
75 баллов |
3 класс
№ п/п |
Ответы |
Критерии оценки |
Балл |
12. |
Многие скаЗки объЯсняют рОждение янтаря. Одна расСказывает о прекраСНой богине моря. Она И прОстой рыбак пОлюбили друГ друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чУдесный пОдводный двОрец красавицы. ТеперЬ морские волны выносят НА берег Обломки янтаря. |
За каждую правильно исправленную ошибку – 0,5 балла Максимальная сумма - 8 баллов |
8 |
13. |
Пар, табор, пара, кол, рама |
За каждый правильный ответ -1 балл Максимальная сумма – 5 баллов |
5 |
14. |
Пошел я в лес. На елку влез. Сижу на ели. Чтоб волки не съели. |
За каждое правильно расшифрованное и грамотно написанное предложение -4 балла Максимальная сумма – 16 баллов |
16 |
15. |
ПонялА, прИняли, цепОчка, звонЯт, тОрты |
За каждое правильно поставленное в слове ударение– 1 балл Максимальная сумма – 5 баллов |
5 |
16. |
Бигуди, жалюзи, санки, каникулы
|
За каждое правильно подчеркнутое слово - 1 балл Максимальная сумма – 4 балла |
4 |
17. |
Кофе, буран, огонь, тюль |
За правильный выбор существительного мужского рода – 1 балл Максимальная сумма – 4 балла |
4 |
18. |
а) … об …, из … вон плохо, золотые … — руки б) седьмая … на киселе, как в … канул, выйти сухим из … — вода в) … наплакал, … под хвост, купить … в мешке — кот г) … без костей, проглотить …, держать … за зубами – язык |
За каждое правильно записанное слово - 2 балла Максимальная сумма – 8 баллов |
8 |
19. |
Фиолетовый, золотой, коричневый Кисти - сущ. |
За каждое составленное слово - 1 балл За «лишнее» слово - 1 балл, за объяснение – 1 балл Максимальная сумма – 6 баллов |
6 |
20. |
Разборка, заплясали, привокзальный |
За каждое составленное слово- 2 балла Максимальная сумма – 6 баллов |
6 |
21. |
В реке там рыба. На бугре мычит корова. В конуре собака лает. На заборе поѐт синичка. В коридоре играют дети. На стене висит картина. На окне узоры инея. В печурке горят дрова. |
За каждое правильно выделенное предложение -1 балл
Максимальная сумма – 8 баллов |
8 |
22. |
Тихо (возможные синонимы: неслышно, бесшумно, шепотом, потихоньку) |
За правильное составленное слово 2 балла, за каждый правильный синоним 1 балл Максимальная сумма – 5 баллов |
5 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.